Технологическая карта семинара по литературе.Тема:"Эволюция человека в творчестве М.Горького"
Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
русская литература
Взрослым
10.11.2018
Методическая разработка представляет собой технологическую карту семинарского занятия по отечественной литературе в студенческих группах второго года обучения. Цель занятия – изучение преемственности в проблематике, образах, эстетических принципах и идейном содержании творчества М.Горького средствами мотивного анализа произведений писателя, систематизировать и обобщить знания обучающихся по отечественной литературе
конца 19- нач 20 вв..
технологическая карта по горькому.docx
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ ПО ТЕМЕ:
«Эволюция человека в творчестве М.Горького»
ВСТУПИТЕЛЬНАЯ
БЕСЕДА:
Цель нашего занятия–
изучение преемственности
в проблематике, образах,
эстетических принципах и
идейном содержании
творчества М.Горького
средствами мотивного
анализа произведений
писателя
(монографический
подход).
Деятельность преподавателя
Учебная деятельность студента
ПРИЁМЫ
владение навыками познавательной,
учебноисследовательской и проектной
деятельности, навыками разрешения
проблем; способность и готовность к
самостоятельному поиску методов
решения практических задач,
применению различных методов познания;
умение выдвигать гипотезу,.
решение проблемного вопроса исследование
постановка проблемы, формулировка гипотезы
1. Сформулируем основную проблему нашего литературного
исследования: ГРАФОМАН или ПИСАТЕЛЬ. Существует
ли у Горького
авторская идейнохудожественная
концепция?
2. Теме человека посвятил ряд своих произведений М. Горький.
Нам нужно соотнести повторяющиеся и меняющиеся элементов
поэтики Горького, эволюцию основной темы творчества
ОБРАЗА ЧЕЛОВЕКА
3. В этих произведениях усложнение мотивов, их разветвление и
обобщение в лейтмотивах, изменение функций слова отражают
двойственность мира писателя. Мотивы, проходя сквозь цепь
«случайностей», становятся сюжетными и композиционными
стержнями повествования, что позволит нам
освоить
особенности поэтики М.Горького – писателя, по сути, одной
Поэтому поможет нам один из новых
темы.
литературоведческих методов мотивный анализ
4. Поможет нам избежать стереотипов в оценках М.Горького как
писателя развитие теоретического и диалогического мышления
читателя.
№Цели занятия
ЭТАПЫ ЗАНЯТИЯ
Цель – изучение преемственности в проблематике,
образах, эстетических принципах и идейном
содержании творчества М.Горького средствами
мотивного анализа произведений писателя.
1
систематизиров
ать и обобщить
знания
обучающихся
по
отечественной
литературе
конца 19 нач 20
вв.;
в
е
и
н
е
ж
у
р
г
о
п
:
ы
м
ё
и
р
п
з
е
р
е
ч
й
и
ц
н
е
т
е
п
м
о
к
х
ы
н
т
е
м
д
е
р
п
а
т
е
м
ю
и
н
а
в
о
р
и
м
р
о
ф
ь
т
а
в
о
в
т
с
б
о
с
о
п
с
.
5
с
я
и
н
е
л
п
у
т
с
ы
в
ы
м
е
т
е
и
н
е
д
ж
у
с
б
о
,
е
и
н
а
в
о
д
е
л
с
с
и
,
а
с
о
р
п
о
в
о
г
о
н
м
е
л
б
о
р
п
е
и
н
е
ш
е
р
,
т
с
к
е
т
2 актуализироват
ь знания
основных
закономерносте
й историко
литературного
процесса и
черты
литературных
Сформулируем гипотезу нашего исследования
АКТУАЛИЗАЦИЯ
ИЗУЧЕННОГО:
1.НЕОРОМАНТИЗМ
(НИЦШИАНСТКИЕ
МОТИВЫ) В ПРОЗЕ И
ПОЭЗИИ ГОРЬКОГО
организация
определение основных подходов к решению проблемы:
биографический,историколитературный,
аксиологический
погружение в текст
умении адекватно воспринимать на слух
тексты разных стилей и жанров, владеть
разными видами чтения
Группа 1:
1.Какие две концепции жизни, два представления о ней раскрывает писатель в ранних романтических
рассказах?
2.Почему романтический рассказ назван так просто и обыденно "Старуха Изергиль"?
3.Какова роль легенд в рассказе? Какой общей идеей объединяются все три части рассказа? Почему они направлений
данного
периода при
текстуальном
изучении
программных
произведений
М.Горького
;
я
и
н
а
ж
р
е
д
о
с
о
г
о
к
с
е
ч
е
в
о
л
е
ч
е
щ
б
о
о
г
е
,
а
в
т
с
с
у
к
с
и
о
г
о
н
с
е
в
о
л
с
ы
д
о
р
и
р
п
й
о
к
с
е
ч
и
г
о
л
а
и
д
е
и
н
е
л
в
я
ы
в
,
и
м
а
к
и
н
с
р
у
к
о
с
обсуждения
подготовленных
группами студентов
вопросов семинара:
1.Общая характеристика
творчества М. Горького:
монографический подход
2.Рассказ «Макар Чудра»:
ницшеанские мотивы
«Старуха
3.
композиция,
Изергиль»:
идейные
мотивы,
художественные средства
романтизма
и
неоромантизма
4.Поэма «Человек»: мотив
величия и трагизма
человека
Рассказ
Джованни Пико делла
Мирандола
РЕЧЬ
О ДОСТОИНСТВЕ ЧЕЛО
ВЕКА (1486 год)
Что сближает и что
отличает позиции
философа Возрождения и
русского писателя и
драматурга А.М.Горького
в размышлениях о
Человеке?
В чём отразился
гуманизм мыслителей ?
Так, романтизм или
неоромантизм?
сравнительная таблица
«Романтизм» и
расположены именно в таком порядке: легенда о Ларре, рассказ Изергиль о себе, легенда о Данко?
4.В чём художественный смысл рассказа "Старуха Изергиль"?
5.Какова роль пейзажа в начале рассказа "Макар Чудра"? В какой мир погружает читателя автор?
6.Во что верят герои рассказа? По каким правилам живут?
7.Чему противостоят герои Горького?
8.Как Лойко и Радда воспринимают свою любовь? Как относятся к возлюбенному (возлюбленной)?
9.Почему герои не могут быть счастливы в нашем, обычном понимании? Кто стал инициатором трагической
развязки? Почему именно этот герой? Почему именно смерть оказывается единственным выходом?
10.Почему Горький в такой крайней форме трактует понятие "свобода"? Согласны ли вы с автором?
Группа 2:
1.В чём особенность композиции рассказа "Старуха Изергиль"?
2.Почему рассказ начинается именно с пейзажа? Понаблюдайте, как Горький рисует образы неба и земли? В
чём символическое значение вступительной части? Как она связана с последующими частями рассказа? Какую
роль играет небо в жизни людей?
3.На кого делит всех людей старуха Изергиль? Кого сберегает в своей памяти? Почему?
4.Чем жила эта женщина, во имя чего? По каким принципам строила свою жизнь?
5.Прокомментируйте портрет Изергиль? Красота ушла, а что осталось взамен?
6.Почему не спится Изергиль? Какие поступки совершала в своей жизни Изергиль? "Я не была никогда рабой,
ничьей", говорит героиня. Согласны ли вы с ней? Обоснуйте свой ответ?
7.Как вы считаете, почему Изергиль видит в степи тень Ларры, но не видит искры от сердца Данко (их видит
рассказчик)? Слово "тень" не раз упоминается в рассказе. Найдите эти эпизоды. Символом чего является
"тень" в рассказе Горького?
8.В чём смысл жизни старухи Изергиль, изменился ли он в старости?
9.Каково происхождение Ларры? Сравните судьбу Ларры с судьбой его отца? Что общего и в чём различие?
10.Каков характер Ларры? В чём суть его конфликта с людьми? За что наказан Ларра? Как автор относится к
герою? А какова позиция рассказчицы старухи Изергиль? Олицетворением чего является Ларра?
Группа 3:
1.Каково происхождение Данко? Что прославляет автор в Данко? Какая идея воплощена в образе этого
героя?
2.Какую роль играет природа в рассказе о Данко?
3.Олицетворением чего является Данко?
4.В основу легенд о Ларре и Данко положены известные библейские сказания. Как известно, сопоставления и
аналогии помогают глубже проникнуть в суть явлений. Сравните Легенду о Данко и библейскую легенду о
Моисее, легенду о Ларре и библейскую легенду о Вечном Жиде. Что общего между горьковскими и
библейскими героями? В чём их различие?
5.Оба героя гордые. В чём разница их гордости?
6.Вспомните историю Сокола. Определите внутреннюю суть этого героя. К чему он стремится? Какие
качества его отличают?
7.Вспомните историю Ужа. Определите внутреннюю суть этого героя. К чему он стремится? Какие качества «Неоромантизм»
(слайды)
выполнение
письменного задания
по карточке
«Ницшеанские мотивы в
раннем творчестве
Горького»
За несколько месяцев до
создания рассказа
"Старуха Изергиль" М.
Горький писал: "Мечтать
это не значит жить.
Нужны подвиги, подвиги!
Нужны такие слова,
которые бы звучали, как
колокол набата, тревожили
всё и, сотрясая, толкали
вперёд. Пусть будет ясное
сознание ошибок и стыд за
прошлое. Пусть
отвращение к настоящему
будет беспокойной, острой
болью и жажда будущего
страстным мучением". Так
понимал высший смысл
жизни и искусства
писатель. И сам искал
сильное, мобилизующее
слово
5.МОТИВНЫЙ
АНАЛИЗ как условие
комплексного
литературоведческого
анализа творчества
писателя и повышения
читательской культуры
3 в процессе
мотивного
анализа
произведений
автора
развивать
читательскую
компетентность
его отличают? В чём мудрость Ужа?
8.В чём смысл противопоставления аллегорических образов Ужа и Сокола? Какие ценности утверждают эти
герои? Какое место в этом мире занимают Уж и Сокол? Почему они стремятся навстречу друг другу: Уж в
небо, Сокол на землю?
9.Какую истину знает Рагим и не смог познать каждый из героев песни?
Группа 4:
1.В чём смысл жизни Человека? Каков его путь?
2.Есть ли конец пути?
3.Что отвергает Человек и почему?
4.Кто его спутник и почему?
5.Какие принципы жизни утверждает Горький в образе Человека?
6.Почему Горький отрицает положительные (???) общечеловеческие ценности: мечту, любовь, дружбу,
надежду, веру, сострадание?
7.Чем Человек отличается от человека, людей?
8.Чем является смерть для Человека?
9.В каком стиле написаны данные произведения? Почему?
ИЛЛЮСТРАЦИИ:
Виктор Макеев «Смерть Лойко и Радды»
Макеев «Ларра и толпа»
Ираклий Теидзе «Данко» (плакат 1941 г. «Родинамать зовёт»)
Андрей Гончаров «Песнь о Соколе»
Ираклий Теидзе «Песнь о Соколе»
Каково это "Слово" Горького, на ваш взгляд? Что показалось вам близким, важным, а что вызвало
Беседа по концепту человека Горького:
•
вопросы, несогласие?
•
•
•
•
Оригинален ли взгляд Горького на человека?
Актуальна ли сегодня такая точка зрения?
Нравится ли вам его Человек? Может ли он стать идеалом для вас?
Как, повашему, соотносятся понятия "Закон мораль свобода" сегодня? Устраивает ли вас это
Реализация нового типа литературоведческого анализа
творчества писателя
Суть М. а. состоит в том. что за единицу анализа берутся не
традиционные термы — слова, предложения, — а мотивы,
основным свойством которых является то, что они повторяются,
варьируясь и переплетаясь с другими мотивами, в тексте,
аргументировать свою точку зрения
выявление диалогической природы
словесного искусства его
общечеловеческого содержания
Перечисление основных мотивов
творчества Горького, определение
лейтмотива. студентов
создавая его неповторимую поэтику
4 приёмами
мотивного
анализа
литературных
текстов
М.Горького и
составления
интеллект
карты
способствовать
преодолению
фрагментарност
и и мозаичности
знаний
учащихся,
обеспечить
погружение в
культурную
эпоху,
формировать
системно
целостный
взгляд на мир
ЗАДАНИЕ: составление
интеллекткарты по
мотивике творчества
Горького
6.Развитие
горьковской
концепции человека
в пьесе «На дне».
помогает
Свойства интеллект карт:
Наглядность.(Всю проблему с ее многочисленными сторонами
можно окинуть одним взглядом.)
Привлекательность.(Хорошая интеллекткарта имеет свою
эстетику, ее рассматривать не только интересно, но и приятно.)
Запоминаемость.(Благодаря работе обоих полушарий мозга,
использованию образов и цвета интеллекткарта легко
запоминается.)
Своевременность.(Интеллекткарта
выявить
недостаток информации и понять, какой информации не
хватает.)
Творчество.(Интеллекткарта стимулирует творчество, помогает
найти нестандартные пути решения задачи.)
Возможность пересмотра.(Пересмотр интеллект карт через
некоторое время помогает усвоить картину в целом, запомнить
ее, а также увидеть новые идеи.)
Традиции русской литературы и новаторство в пьесе «На дне»
Основные черты неоромантизма: воспевание мужества,
подвигов и героики приключений в необычной, экзотической
обстановке; необыкновенный герой, противостоящий обществу
(иногда сверхчеловек); напряжённый сюжет, в основе которого
часто таинственные или сверхъестественные события
умение подбирать аргументы для
подтверждения собственной позиции,
формулировать выводы. умение
анализировать, выделять главное,
сравнивать, обобщать.
адекватное понимание содержания
прочитанного текста
комментированное
анализ
эпизода,
составление
характеристики, сопоставление героев и
эпизодов
чтение,
пересказ,
НЕОРЕАЛИЗМ_ ДИАЛОГ С ЧИТАТЕЛЯМИ
Символические образы и мотивы.
Характеристика позиций Луки, Бубнова, Сатина.
(Кто из героев упрямо не верит чужим фантазиям и выражает по
этому поводу недовольство? Кто, напротив, поощряет
«мечтателей»?)
Ролевая игра
Что изменилось в философской концепции Горького о человеке?
Подтверждена ли гипотеза?
Аргументы?
Ложь и правда: позиции персонажей с
комментариями.
Правда или сострадание? Выборочное
чтение текста
Дискуссия.
Умение подбирать необходимые образные
средства для комментария умение
ОБОБЩЕНИЕ
ПО
Технологическая карта семинара по литературе.Тема:"Эволюция человека в творчестве М.Горького"
Технологическая карта семинара по литературе.Тема:"Эволюция человека в творчестве М.Горького"
Технологическая карта семинара по литературе.Тема:"Эволюция человека в творчестве М.Горького"
Технологическая карта семинара по литературе.Тема:"Эволюция человека в творчестве М.Горького"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.