Технологическая карта: «Сложноподчинённые предложения с придаточными причины, условия, уступки, цели, следствия».
Оценка 4.9

Технологическая карта: «Сложноподчинённые предложения с придаточными причины, условия, уступки, цели, следствия».

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
русский язык
9 кл
25.02.2018
Технологическая карта: «Сложноподчинённые предложения с придаточными причины, условия, уступки, цели, следствия».
Цель: совершенствовать знания учащихся о типах сложноподчиненных предложений и умения определять придаточные предложения причины, условия, уступки, цели, следствия от других придаточных. Тип урока: урок открытия новых знаний. Планируемые образовательные результаты: Предметные: Знать: знать группы СПП по значению и строению, виды придаточных; Уметь: ориентироваться в тексте; определять виды придаточных предложений по характеру смысловой связи между частями; выполнять синтаксический разбор, ставить знаки препинания; использовать СПП в устной и письменной речи. Метапредметные: развитие навыков монологической речи, парной и групповой работы, развитие навыков и способностей критического мышления (навыков сопоставления, формулирования и проверки гипотез, умений анализировать языковой материал, процесс собственной учебной деятельности). Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию. Методы и формы обучения: наблюдение над языком, эвристический метод; индивидуальная, групповая, фронтальная.
урок 9 А класс.docx
Тема: «Сложноподчинённые предложения с придаточными причины, условия, уступки, цели, следствия». Технологическая карта урока по русскому языку в 9 А классе Цель: совершенствовать знания учащихся о типах сложноподчиненных предложений и умения определять придаточные предложения причины, условия, уступки, цели, следствия от других придаточных.  Тип урока: урок открытия новых знаний.  Планируемые образовательные результаты: Предметные: Знать: знать   группы   СПП   по   значению   и   строению,   виды   придаточных;  Уметь: ориентироваться   в тексте;   определять   виды   придаточных   предложений   по   характеру   смысловой   связи   между   частями;   выполнять синтаксический разбор, ставить знаки препинания; использовать СПП в устной и письменной речи.  Метапредметные:    развитие   навыков   монологической   речи,   парной   и   групповой   работы,   развитие   навыков   и способностей   критического   мышления   (навыков   сопоставления,   формулирования   и   проверки   гипотез,   умений анализировать языковой материал, процесс собственной учебной деятельности). Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него;   потребность   сохранить   чистоту   русского   языка   как   явления   национальной   культуры;   стремление   к   речевому самосовершенствованию.  Методы и формы обучения: наблюдение над языком, эвристический метод; индивидуальная, групповая, фронтальная. № Этапы работы 1 Мотивирование к деятельности 2 Актуализация знаний  ХОД УРОКА: Деятельность учителя ­ Здравствуйте, ребята. Сегодня утром каждый из вас перешагнул порог нашей школы. У кого­то с утра хорошее настроение, у кого­то, может быть,   немного   грустное.   Поэтому   давайте   улыбнёмся   друг   другу, пожелаем друг другу открыть новые знания.  ­  Открываем тетради, записываем число.  РАБОТА ПО КАРТОЧКАМ У ДОСКИ. 1. Низкий уровень.   Деятельность учащихся Слушают учителя, участвуют   в   диалоге   с учителем. Демонстрируют готовность к уроку.  Отвечают   на   вопросы. Строят   понятные   для партнера   высказывания. Обдумывают   ответы   на вопросы   и   осознают,   что знаний   недостаточно   для полных ответов. Задание: Составьте схемы пословиц. 1. Откуда дым, оттуда и огонь. 2. Смелый там найдет, где робкий потерялся. 3. Где тонко, там и рвется. 4. Где труд, там и счастье. Ответы: 1. (Откуда…), [оттуда…]. 2. [… там + гл.], (где…). 3. (Где…), [там + гл.]. 4. (Где…), [там + гл.]. 2. Повышенный уровень. Задание: Записать предложение. Подчеркнуть основу, выделить части. Составить схему, определить вид придаточного. Счастье зачастую оказывается не там, где его ждешь. ([    … не там], (где…) придаточное обстоятельственное места) ­ На какие вопросы отвечают придаточные времени? ФРОНТАЛЬНЫЙ ОПРОС. (Когда? Как долго? До каких пор?) ­ При помощи каких союзов присоединяются? (когда, пока, лишь, только, прежде чем, как только, едва, в то время как, после того как, прежде чем, перед тем, только что, чуть и др.) ­ Какое положение может занимать? (Перед главной частью, в середине и после главной части). ­ К чему относится? ­ На какие вопросы отвечают придаточные места? (Ко всей главной части). (Где? Откуда? Куда?) ­ Как присоединятся? (Союзными словами где, куда, откуда, оттуда) ПРОВЕРКА ТЕСТА:  (задавался на дом) 1. Укажите сложноподчинённое предложение с придаточным места (знаки препинания не расставлены). а) Счастье грибника в том чтобы в субботу на заре попасть в заветное место. б) Надо в себе воспитывать вкус к хорошему языку как воспитывают вкус к гравюрам и хорошей музыке. в) Настоящего человека всегда тянет туда где трудно. г) Близкого человека только тогда поймёшь когда с ним расстанешься. Ответ: в. 2. Укажите сложноподчинённое предложение с придаточным времени. а) Я вернусь, когда раскинет ветви по­весеннему наш белый сад. б) Нет величия там, где нет простоты, добра и правды. в) Человеку никак нельзя жить без родины, как нельзя жить без сердца. г) Молодёжь должна быть достойна эпохи, в которой она живёт. Ответ: а. 3. Укажите сложноподчинённое предложение, в котором союз  как находится в главном предложении. а) Как приду я на гулянье, / Он танцует и поёт... б) Только я вошёл в гостиную, как вдруг дверь бильярдной распахнулась. в) Я помню, бедный, он слезами обливался, / Как с вами расставался! г)   Уже   более   трёх   часов   прошло   с   тех   пор,   как   я   присоединился   к мальчикам. Ответ: б. Цифровой диктант. Вашему   вниманию   предлагаются   утверждения,   которые   могут   быть правильными ошибочными.  Если вы согласны – ставьте 1, если нет – 0. Верно ли утверждение, что: ­ Союзы что, как, ежели, потому что, будто – подчинительные? 1 ­ Определительные придаточные не отвечают на вопрос чей. 0 ­ Предложение – это синтаксическая единица. 1 ­ Союз однако – подчинительный. 0 ­   Придаточные   изъяснительные   отвечают   на   вопросы   косвенных      падежей 1 ­ Придаточные определительные относятся к существительному 1 ОТВЕТЫ: 101011 3 Создание проблемной ситуации   Формулируют цель учебной   деятельности   в диалоге   с   учителем. Отвечают   на   вопросы, выполняют задание.  ­   Мы   уже   познакомились   с   тремя   группами   придаточных обстоятельственных. Первая группа – придаточные времени и места.  Вторая – причины, цели, следствия, условия, уступки. Нас   сегодня   интересует   вторая   группа   придаточных И третья группа – образа действия, меры и степени и сравнения.  ­ обстоятельственных. ­ Ребята, вы уже догадались, чем мы сегодня будем заниматься на уроке русского языка? ­ Да, вы правы. Тема нашего  урока сегодня «Сложноподчинённые предложения   с   придаточными   причины,   условия,   уступки,   цели, следствия». (Запись в тетрадь темы урока) – Зная тему сегодняшнего урока, давайте попробуем определить, какие цели мы  должны поставить перед собой, чтобы эту тему усвоить.   Можно использовать плакат со следующим текстом: Цели урока:        учиться находить …; узнать способы связи …; закрепить умения ставить ...; учиться правильно употреблять …. У второй группы придаточных есть общее значение – так называемое значение обусловленности. Обусловленность –   это   в   широком   понимании   зависимость   между действиями, явлениями и ситуациями. Например,   не   все   могут   увидеть   связь   между   двумя   действиями: «Часами сидеть за компьютером» и «испортить зрение». А ведь она есть. Давайте   выразим   обусловленность   одного   действия   другим   в сложноподчиненных предложениях! У   тебя   испортилось   зрение,   потому   что   ты   часами   сидел   за компьютером. Чтобы испортить зрение, нужно часами сидеть за компьютером. Ты   часами   сидел   за   компьютером,   так   что   у   тебя   испортилось зрение. У   тебя   испортится   зрение,   если   ты   будешь   часами   сидеть   за компьютером. У   тебя   пока   не   испортилось   зрение,   хотя   ты   часами   сидишь   за компьютером. В первом предложении при помощи придаточного выражается причина. Во втором – цель.  В третьем – следствие.  В четвертом – условие. 4 Открытие нового знания В пятом – уступка. Все это – виды обусловленности, с которыми мы сейчас познакомимся поподробнее. ЗАДАНИЕ №1:    Назовите   виды   сложноподчинённых ­   Рассмотрите   схему. предложений   со   значением   обусловленности,   средства   связи выражения смысловых отношений. Отвечают на вопросы, под руководством   педагога составляют   план   работы над   заданиями.   Приводят примеры. Делают выводы, выполняют упражнения. СОСТАВЛЕНИЕ ТАБЛИЦЫ ДЛЯ ЗАПОМИНАНИЯ: ПРИДАТОЧНЫЕ ПРИЧИНЫ Вопросы Средства связи К чему относятся Место в СПП ПРИДАТОЧНЫЕ ЦЕЛИ Вопросы Средства связи К чему относятся Место в СПП ПРИДАТОЧНЫЕ СЛЕДСТВИЯ Вопросы Средства связи К чему относятся Место в СПП ПРИДАТОЧНЫЕ УСЛОВИЯ Вопросы Средства связи К чему относятся Место в СПП ПРИДАТОЧНЫЕ УСТУПКИ Вопросы Средства связи К чему относятся Место в СПП 1. ПРИДАТОЧНЫЕ ПРИЧИНЫ: Придаточные причины отвечают на вопросы  почему? отчего? по какой причине? Пожар   возник (почему?),   потому   что   кто­то   не   выключил электроприборы. Дом   загорелся (отчего?), оттого   что   электропроводка   была неисправна. Пожар   начался (по   какой   причине?),   вследствие   того   что   ребенок баловался с огнем. ­ На что указывают придаточные причины? (Придаточные указывают на причину того, о чём говорится в главном предложении). ­   Обратите   внимание,   что   вопросы   мы   ставили   каждый   раз   от   всего главного   предложения. Придаточные   причины   присоединяются   ко всему главному предложению. ­ Запишем предложения и нарисуем схему: 1. Ученик получил хорошую отметку, так как тщательно подготовился. 2.  Так   как   ученик   тщательно   подготовился,   он   получил   хорошую отметку. 3.  Ученик,   так   как   он   тщательно   подготовился,   получил   хорошую отметку. ­ Какую позицию могут занимать придаточные причины? (В сложноподчиненных предложениях придаточные причины могут занимать позицию перед главным предложением, после главного и в середине главного). 2. ПРИДАТОЧНЫЕ ЦЕЛИ.  Придаточные цели отвечают на вопросы зачем? для чего?  какой целью? Мы поехали в Самару (зачем?), чтобы увидеть бабушку. Алексей остался в галерее подольше (для чего?), для того чтобы  полюбоваться картинами. Путешественник остановился на отдых (с какой целью?) с тем чтобы  догнать товарищей по дороге. ­ На что указывают придаточные цели? (Эти придаточные указывают на цель, с которой были совершены действия в главном предложении). ­ Мы можем увидеть, что придаточные цели относятся ко всему  главному предложению. ­ Запишем предложения и нарисуем схему: 1. Он купил букет цветов, чтобы порадовать маму. 2. Чтобы порадовать маму, он купил букет цветов. 3. Он, чтобы порадовать маму, купил букет цветов. ­ Какую позицию могут занимать придаточные цели? (В сложноподчиненных предложениях придаточные цели могут занимать позицию перед главным предложением, после главного и в середине главного). 3. ПРИДАТОЧНЫЕ СЛЕДСТВИЯ: Придаточные следствия отвечают только на один вопрос: что из этого следует? Я   тщательно   прочитал   параграф (что   из   этого   следует?), так   что вопрос учителя показался мне легким. Работа над рефератом была интересной (что из этого следует?), так что мы нашли массу дополнительной информации. Тема   была   отлично   усвоена (что   из   этого   следует?), так   что контрольную работу все написали хорошо. ­ На что указывают придаточные следствия? (Придаточные следствия указывают на следствие действия или явления, о котором говорится в первом предложении). ­ Мы можем увидеть, что придаточные следствия относятся ко всему  главному предложению. ­ Запишем предложения и нарисуем схему: 1. У тебя в комнате беспорядок, так что немедленно приступай к уборке! 2. Ты не сделал уроки, так что никакого кино вечером! 3. В доме нет хлеба, так что тебе придётся сходить в магазин. ­ Какую позицию могут занимать придаточные цели? (В сложноподчиненном предложении придаточные следствия могут стоять только после главного предложения). 4. ПРИДАТОЧНЫЕ УСЛОВИЯ. Придаточная часть отвечает на вопрос при каком условии? Вы не застанете нас дома (при каком условии?), если опоздаете на полчаса. Если ты вымоешь посуду, мама будет очень рада. Мама будет очень рада – при каком условии? Раз уж вы пришли, помогите нам приготовить ужин. Помогите нам приготовить ужин – при каком условии? – раз уж вы пришли. ­ На что указывают придаточные условия? (Придаточные условия указывают на условия, при которых происходят действия в главном предложении). ­ Запишем предложения и нарисуем схему: Вы никогда не забудете красоты этого города, если хоть раз видели его. Если   вы   хоть   раз   видели   этот   город,   вы   никогда   не   забудете   его красоты. ­ Какую позицию могут занимать придаточные цели? (В сложноподчиненных предложениях придаточные условия могут занимать позицию как перед главным предложением, так и после 5. ПРИДАТОЧНЫЕ УСТУПКИ. главного предложения). Придаточные уступительные отвечают на вопросы несмотря на что?   Маленькая   Варя   выпрашивала   конфеты (несмотря   на 1. что?), несмотря на то что они вредны для зубов. вопреки чему? 2.   Пусть   на   улице   весна,   учиться   все   равно   приходится. Учиться приходится – вопреки чему?  − на улице весна. 3. Хотя никто этого и не ожидал, Вовочка выучил наизусть пять стихотворений. Вовочка   выучил   наизусть   пять   стихотворений   – несмотря на что? – хотя никто этого и не ожидал. ­ О чем сообщают придаточные уступки? (придаточные уступки сообщают о тех условиях, вопреки которым совершаются какие­либо действия). ­ Запишем предложения и нарисуем схему: 1. Он почему­то устал, хотя работал в тот день мало. 2. Хотя он работал в тот день мало, он почему­то устал. 3. Он, хотя и работал в тот день мало, почему­то устал. ­ Какую позицию могут занимать придаточные цели? (В сложноподчиненных предложениях придаточные уступки могут занимать позицию перед главным предложением, после главного и в середине главного). ЗАДАНИЕ. Практическая работа: конструирование СПП с придаточными условия и уступки (задание выполняется по группам). 1 группа. Задание: Дополните главные предложения придаточными условия. 1) Приятно отдохнуть за городом ….. 2)Мы завтра……….. поедим за город. 3) ………… купите мне несколько плёнок для фотоаппарата. 4) Растительность ……… сохраняет свою свежесть до половины июня. 5) Машина …… может прослужить ещё десять лет. 2 группа.   Дополните   придаточные   условия   главными Задание: предложениями. 1) Если ночью идти по незнакомой дороге ……. . 2) Если завтра музей будет открыт …….. . 3) ………. если не будешь занят. 4) Если хотите быть здоровым ……….. . 5) Если ты придешь ко мне ……….. . 3 группа. Задание:   Допишите   незаконченные   предложения.   Проследите, какое   место   в   предложении   может   занимать   придаточное уступки. 1) Домой мы вернулись благополучно, хотя …. . 2) Настроение у всех превосходное, несмотря на то что ……. . 3) Хотя в неутеплённых палатках было холодно, …….. . 4) В марте обычно снег тает, хотя ……. . 5) На душе у него было светло, как в праздник, несмотря на то что …. . ЗАДАНИЕ: Комплексная работа с текстом. «Готовимся к ОГЭ». 3. Задание.   Прочитайте   текст,   объясните   орфографию   и   пунктуацию, определите тему и основную мысль текста. Спишите сложноподчинённые предложения с придаточными условия, составьте их схемы. Настоящая дружба очень пом..гает и в горе, и в радости. В радости ведь   тоже   нужна   помощ(?)   чтобы   ощутить   счаст..е   до   глубины души, ощутить и поделит(?)ся им. Неразделё(н,нн)ая радость – не радость.   Человека   портит   счаст..е   если   он   переживает   его   один. Когда же наступит пора несчастий пора утрат опять(?)таки нельзя быть   одному.   Горе   человеку   если   он   один.   Поэтому   берегите молодость до глубокой старости. Цените всё хорошее что пр..обрели в   молодые   годы   не   растрачивайте   богатств   молодости.   Есть русская пословица: «Береги честь смолоду». В памяти остаются все поступки,   соверш..нные   в   молодости.   Хорошие   будут   радовать дурные – не давать спать!  (по Д.С. Лихачёву). ИТОГ: ­ С какими предложениями познакомились на уроке? ­ Какое общее значение есть у данных придаточных? ­ Что нового узнали на уроке? ­ Какие трудности у вас появлялись в процессе работы? ­ Как вы их преодолевали? ­ Понравилось ли вам на уроке? Какое настроение у вас сейчас?   §26 , упражнение 141 . 5 6 Рефлексия Домашнее задание Определяют свое эмоциональное   состояние на уроке.   Открывают записывают задание.     дневники, домашнее

Технологическая карта: «Сложноподчинённые предложения с придаточными причины, условия, уступки, цели, следствия».

Технологическая карта: «Сложноподчинённые предложения с придаточными причины, условия, уступки, цели, следствия».

Технологическая карта: «Сложноподчинённые предложения с придаточными причины, условия, уступки, цели, следствия».

Технологическая карта: «Сложноподчинённые предложения с придаточными причины, условия, уступки, цели, следствия».

Технологическая карта: «Сложноподчинённые предложения с придаточными причины, условия, уступки, цели, следствия».

Технологическая карта: «Сложноподчинённые предложения с придаточными причины, условия, уступки, цели, следствия».

Технологическая карта: «Сложноподчинённые предложения с придаточными причины, условия, уступки, цели, следствия».

Технологическая карта: «Сложноподчинённые предложения с придаточными причины, условия, уступки, цели, следствия».

Технологическая карта: «Сложноподчинённые предложения с придаточными причины, условия, уступки, цели, следствия».

Технологическая карта: «Сложноподчинённые предложения с придаточными причины, условия, уступки, цели, следствия».

Технологическая карта: «Сложноподчинённые предложения с придаточными причины, условия, уступки, цели, следствия».

Технологическая карта: «Сложноподчинённые предложения с придаточными причины, условия, уступки, цели, следствия».

Технологическая карта: «Сложноподчинённые предложения с придаточными причины, условия, уступки, цели, следствия».

Технологическая карта: «Сложноподчинённые предложения с придаточными причины, условия, уступки, цели, следствия».

Технологическая карта: «Сложноподчинённые предложения с придаточными причины, условия, уступки, цели, следствия».

Технологическая карта: «Сложноподчинённые предложения с придаточными причины, условия, уступки, цели, следствия».

Технологическая карта: «Сложноподчинённые предложения с придаточными причины, условия, уступки, цели, следствия».

Технологическая карта: «Сложноподчинённые предложения с придаточными причины, условия, уступки, цели, следствия».

Технологическая карта: «Сложноподчинённые предложения с придаточными причины, условия, уступки, цели, следствия».

Технологическая карта: «Сложноподчинённые предложения с придаточными причины, условия, уступки, цели, следствия».

Технологическая карта: «Сложноподчинённые предложения с придаточными причины, условия, уступки, цели, следствия».

Технологическая карта: «Сложноподчинённые предложения с придаточными причины, условия, уступки, цели, следствия».

Технологическая карта: «Сложноподчинённые предложения с придаточными причины, условия, уступки, цели, следствия».

Технологическая карта: «Сложноподчинённые предложения с придаточными причины, условия, уступки, цели, следствия».

Технологическая карта: «Сложноподчинённые предложения с придаточными причины, условия, уступки, цели, следствия».

Технологическая карта: «Сложноподчинённые предложения с придаточными причины, условия, уступки, цели, следствия».

Технологическая карта: «Сложноподчинённые предложения с придаточными причины, условия, уступки, цели, следствия».

Технологическая карта: «Сложноподчинённые предложения с придаточными причины, условия, уступки, цели, следствия».

Технологическая карта: «Сложноподчинённые предложения с придаточными причины, условия, уступки, цели, следствия».

Технологическая карта: «Сложноподчинённые предложения с придаточными причины, условия, уступки, цели, следствия».

Технологическая карта: «Сложноподчинённые предложения с придаточными причины, условия, уступки, цели, следствия».

Технологическая карта: «Сложноподчинённые предложения с придаточными причины, условия, уступки, цели, следствия».

Технологическая карта: «Сложноподчинённые предложения с придаточными причины, условия, уступки, цели, следствия».

Технологическая карта: «Сложноподчинённые предложения с придаточными причины, условия, уступки, цели, следствия».

Технологическая карта: «Сложноподчинённые предложения с придаточными причины, условия, уступки, цели, следствия».

Технологическая карта: «Сложноподчинённые предложения с придаточными причины, условия, уступки, цели, следствия».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.02.2018