Технологическая карта урока
Оценка 4.8

Технологическая карта урока

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
русская литература
6 кл
14.04.2017
Технологическая карта урока
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА Тип урока: Урок открытия нового знания Тема: Роль пейзажа в рассказе И. С. Тургенева «Бежин луг» УМК: Коровина В. Я. «Литература» Класс: 6 -б Цели: -содержательные: выявить своеобразие пейзажа и его роль в художественных произведениях И.С. Тургенева на основе анализа текста; определить роль изобразительно-выразительных средств в изображении пейзажа. - деятельностные: развивать коммуникативную компетентность обучающихся; формировать информационную культуру обучающихся через работу с текстом художественного стиля; воспитывать духовные ценности на основе личностного осмысления прочитанного, нравственного опыта других людей. Оборудование урока: презентация, музыка Чайковского, рисунки учащихся, карточки с текстом, таблицы.
технологическая карта урока по теме бежин луг.docx
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА Тип урока: Урок открытия нового знания Тема: Роль пейзажа в рассказе  И. С. Тургенева «Бежин луг» УМК: Коровина В. Я. «Литература» Класс: 6 ­б Цели:  ­содержательные: выявить своеобразие пейзажа и его роль в художественных произведениях И.С. Тургенева  на основе  анализа текста;  определить роль изобразительно­выразительных средств в изображении пейзажа. ­ деятельностные: развивать коммуникативную компетентность обучающихся; формировать информационную культуру обучающихся через работу с текстом художественного стиля; воспитывать духовные ценности на основе личностного осмысления прочитанного, нравственного  опыта других людей. Оборудование урока: презентация, музыка Чайковского, рисунки учащихся, карточки с текстом, таблицы. Этап 1) Этап мотивации (самоопределения)  к учебной  деятельности. Деятельность учителя Демонстрирует слайды  с картинами природы под музыку П. И.  Чайковского «Июнь.  Баркарола» читает стихотворение Рыленкова Н.  «Все в тающей дымке…» ­ Какие чувства вызывают у вас картины родной природы? Деятельность учащихся  Настраиваются на урок, трое  учащихся перед классом  читают стихотворения под  музыку. 2) Этап  актуализации и  Создает проблемную ситуацию: ­ Мы не случайно начали наш урок так, предполагая продолжить работу Рассказ «Бежин луг» Ивана  Сергеевича Тургенева УУД Познавательные УУД:  активизация мышления при рассматривании  фото Формирование  познавательных,  регулятивных,  коммуникативных  УУД через  чтениеучащимися  литературных  произведений.  6 уч­ся читают    Общеучебные УУД:  построение логической цепочки рассуждений. ПУУД:структурирования знания;     стихи. фиксирования  индивидуального  затруднения в  пробном действии. над произведением, с которым познакомились на предыдущем уроке. Как оно называется и кто его автор? ­ Кому посвящен рассказ? ­ Чем интересны изображенные автором мальчики? ­ Какая же связь между нашим началом урока и тем, о чем вы сейчас  рассказали? ­ Давайте мысленно перенесемся в то далекое, тургеневское время,  чтобы живее представить себе то, о чем писал автор . Любовь к природе рождалась и крепла в сердце будущего писателя  именно здесь, в Спасском. О чем нам пора уже начать разговор? Определите тему урока Какие цели поставим? 3) Этап выявления места и причины  затруднения. - Человек с чутким сердцем, человек, любящий землю, открывает  для себя много нового, интересного, постигает величие, красоту в  малом, неярком, неброском. Кто­то скажет, и вы, наверное,  слышали это утверждение, что за границей все красивее, лучше,  чем у нас, в том числе и природа. Как тут не вспомнить  высказывание К. Паустовского: "Я никому не поверю, что есть на нашей земле места скучные и не дающие никакой пищи ни глазу, ни слуху, ни воображению, ни человеческой мысли. Только так, исследуя какой ­ нибудь  клочок нашей страны, можно понять, как она хороша и как мы сердцем привязаны к каждой ее тропинке, роднику и даже к  робкому попискиванию мелкой пичуги" Любил свой родной край и И.С. Тургенев. Будучи охотником, он   Крестьянским мальчикам  старой крепостнической  деревни середины 19 века. Автор и его герои любят  родные места так же, как мы  любим свои просторы    Речь идет о роли природы в  нашей жизни и в жизни героев  рассказа Тургенева Роль пейзажа  в рассказе  И.С.Тургенева     «Бежин луг»  ­ Мы познакомимся со  своеобразием тургеневского  пейзажа, определим его роль в  рассказе, проанализируем, как  писатель  использует  выразительные средства языка  для создания картин природы. С описания июльского дня  Слушают отрывок Создаётся настроение  бодрости и ликования,  возникает  радость встречи с  природой ­В описании наступления утра, завершающем  рассказ  Они образуют зачин и  концовку произведения  Настроение бодрости и  радости охотника созвучно  состоянию природы в эти  периоды     принятие   и учебной РУУД: сохранение задачи; КУУД:   формулирование собственного мнения; ЛУУД: ценностных ориентиров   формирование     для учебных П: осуществление поиска необходимой информации выполнения заданий; РУУД: своих   действий   соответствии поставленной задачей;   использование КУУД: речи   для   регуляции своего действия   планирование в с ­ Писатель создаёт описание с  помощью слов, красочных  эпитетов, метафор, сравнений  и т.д.­ образных средств. исходил десятки верст по родной земле. Тонкий наблюдатель,  психолог, художник, он мастерски отобразил увиденное в слове,  создавая неповторимые пейзажные зарисовки, например, в цикле  рассказов "Записки охотника". Один из этих рассказов ­ "Бежин  луг".  И.С.Тургенев был необычайно чуток к жизни природы, создавая  свои пейзажные зарисовки. Приступим к их анализу. 1. Анализ пейзажей   – С чего начинается рассказ?   – Давайте  послушаем описание «прекрасного июльского дня» (стр. 178­ 179). – Какое настроение создаётся при чтении? – В какой части рассказа ещё создается  жизнеутверждающее  настроение? – В каких частях рассказа располагаются данные пейзажные зарисовки? – Как описание летнего дня и описание наступления утра  4) Этап  построения  проекта выхода из  затруднения. перекликается с настроением охотника?  Работа над художественно­изобразительными средствами –  У мастеров различных видов искусств есть свои изобразительно­ выразительные  средства.  У художника – краски, ракурс, свет, у  композитора – ритм, мелодия, голос. А у писателя – скажите, что? Предлагаю вспомнить основные выразительные средства, которые  возможно встретятся в эпизодах, предложенных для анализа. Запишите в тетрадь определения, которые вы видите на слайде Организует совместное действие детей как внутри одной группы,  так и между группами: направляет на совместное выполнение  задания:  ­ Исследовать изобразительные средства картин природы в рассказе мы  будем в группах. Фрагмент рассказа каждой группе предлагается свой.  Вы должны отметить в нем образные средства, использованные  писателем. Задания перед вами. Приступайте. Работа в группах по составлению таблицы «Июльский день, наступление ночи, июльская ночь, утро». Записывают в тетрадь  определения тропов Заполняют таблицу, извлекая  из текста необходимую  информацию       ПУУД: поиск разнообразных   способов решения задач; различение РУУД: способа   и   результата действия; КУУД: адекватное использование   речевых средств   для   решения различных коммуникативных задач; ЛУУД: выполнение моральных норм 5) Этап  реализации  построенного  проекта. 1. Краски, цвет. 2. Запахи, звуки. 3. Тропы. 4. Ощущения, чувства героя. Работа с текстом и таблицей. Краски Звуки,  запахи Средства  художественной  выразительности  (тропы) Ощущения,  чувства  героя Ваши  чувства  Таблица выведена на слайде и распечатана каждой группе Обращаемся к разбору картин природы в рассказе. Пока одна группа  выступает, другие внимательно слушают, чтобы в заключение сделать  совместный вывод по теме урока. ­ Обращаемся к разбору картины ясного летнего дня. Какие образные  средства преобладают? Почему?  – Но на смену дню приходит ночь Изменился ли тон рассказа? – Почему? ­  Ночь мы видим глазами обеспокоенного, встревоженного человека. ­ И вот появляются первые признаки пробуждающегося утра    Определить, какой изобразительный прием преобладает у Тургенева в  описании пробуждения летнего утра? – Почему для изображения пробуждающегося утра Тургенев выбрал  олицетворения и метафоры? – А для чего в описание утра введены также изобразительные,  зрительные эпитеты? ПУУД: построение  речевого высказывания в  устной и письменной  форме; КУУД: умение  договариваться и  приходить к общему  решению в совместной  деятельности Выступление групп: 1группа. Июльский день 1. Выразительное чтение  фрагмента заранее  подготовленным учеником  "Около полудня  обыкновенно появляется:  до слов то сеется едва  заметный дождь". 2. В ходе исследования мы  пришли к выводу, что  преобладают такие  изобразительные средства,  как эпитеты (золотисто­ серые, с нежными краями  облака,   прозрачные рукава  синевы, легкий цвет  небосклона:) в сочетании с  метафорами (облака  теснятся:, они проникнуты  светом и теплотой).  Встречаются и сравнения  (подобно островам, так же лазурны, как небо..). Автор  по преимуществу  изображает эпитеты. Цель ­  отметить наиболее яркие  признаки природы в один из летних дней; показать  богатство красок озаренной  солнцем природы и  выразить свои самые  сильные впечатления от нее. 2 группа. Наступление  ночи 1. Выразительное чтение  фрагмента заранее  подготовленным учеником  "Между тем ночь  приближалась и росла:до  слов :побледневшее небо  стало опять синеть ­ но то  уже была синева  ночи"./Дополнительное  задание: отбор языковых  средств, характеризующих  состояние охотника в  сумерках./ 2. В ходе исследования мы  пришли к выводу, что  характер и значение  изобразительных средств  уже иной. Цель, которая  стояла перед автором, ­  показать не только картину наступления ночи, но и  нарастание ночной  таинственности, чувство  нарастающей тревоги при  потере дороги. Для  фрагмента характерны  эмоциональные,  выразительные эпитеты,  передающие тревожные  чувства заблудившегося  рассказчика. И.С. Тургенев  использует сложный  комплекс языковых  средств: и эмоционально­ выразительные эпитеты  (угрюмый мрак, пугливо  нырнула, странное чувство,  неприятная, неподвижная  сырость, было жутко:); и  сравнения (ночь росла, как  грозовая туча: громадными  клубами надвигался мрак);  и метафоры (лилась  темнота, все было немо и  глухо, уныло висело небо:).  Автор не столько  изображает природу,  сколько выражает свои  беспокойные чувства,  которые она у него  вызывает (от сгущения  красок, от таинственных звуков) 3 группа.Ночь 1. Выборка предложений о  торжестве и величии ночи.  Зачитываются  фрагменты./от слов  "Картина была чудесная:до  слов :мрак боролся со  светом", "Я поглядел  кругом:Странный, резкий  :крик раздался вдруг:" 2. В ходе исследования мы  пришли к выводу, что автор  создает торжественные,  спокойные и величавые  картины природы, так как  герой­ повествователь  нашел дорогу, увидел  крестьянских детей в  ночном и успокоился,  почувствовал особый  приятный аромат русской  летней ночи. Ощущение  торжественности и  величавости ночи  усиливается при страшных  рассказах мальчиков о  водяных, русалках,  домовых, леших.  Тургеневскую ночь мы  слышим (:странный, резкий,  болезненный крик: тонкий, острый хохот: слабый  шипящий свист:, плеснет  большая рыба, тростник  слабо зашумит), видим  (бесчисленные золотые  звезды, тонкий язык свет,  тонкое чистое небо: со всем своим таинственным  великолепием, луны не  было на небе), обоняем (в  воздухе уже не так сильно  пахло:, особенный  томительный и свежий  запах ­ запах русской  летней ночи). Автор  восхищается  величественной красотой  русской летней ночи,  очаровали его и дети.  Таинственным  великолепием и  торжественностью  отличается этот фрагмент.  Цель автора ­ через  богатство красок, звуков,  запахов, ощущений передать свое восхищение этим  временем суток. 4 группа. Пробуждение  летнего утра (стр. 205)   ­ Писатель привлекает в 6) Этап  первичного  закрепления с  проговариванием  во внешней речи. – А теперь сопоставьте эти описания природы, обратив внимание на то,  какие ощущения преобладают утром, а какие – ночью? – Чем вы это объясните? Прочитав эти замечательные тургеневские описание, хочется взять в  руки кисть и нарисовать чудесные картины, некоторые из вас  попробовали это сделать, расскажите, почему вы изобразили именно  это. 7) Этап  самостоятельной  работы с  Ребята, предлагаю вам тоже побыть творцами и нарисовать картины  словом. Попробуйте составить синквейн Природа…..или  Пейзаж… изобилии олицетворения и  глагольные метафоры, куда  включает также  изобразительные, зрительные  эпитеты. Приводят примеры из текста ­ Чтобы показать самый  процесс пробуждения и  оживления природы. Иные  средства для данной цели  были бы менее выразительны   Картины наступающей ночи  вызвали у художника чувство  беспокойства и тревоги, а  картины летнего утра и дня —  чувство радости жизни. Ночь – это неизвестность,  загадка, тайна, поэтому все  чувства обострены. Предметы  теряют реальные очертания и  кажутся огромными. Человек  насторожен, поэтому он  вслушивается, вглядывается.   Утром мы, как правило,  расслаблены. Мы ждём от  наступающего дня чего­то  хорошего, радостного. Кроме  того, тьма рассеивается, всё  видно, нас ничто не пугает. Защищают свои рисунки Составляют синквейн, потом  зачитывают свои работы Природа Восхитительная, родная ПУУД:  структурирование  знаний; РУУД: различение  способа и результата  действий; КУУД: построение  понятных для партнера  высказываний,  учитывающих, что он  знает, а что нет ПУУД: самостоятельное  создание способов  решения проблем; РУУД: оценка самопроверкой по  эталону. 8) Этап включения в систему знаний и  повторения. Слово учителя о мастерстве И.С.Тургенева­пейзажиста.   ­ Подведем итог. Какую же роль играет пейзаж в рассказе? В чем его  значение? – Какие настроения вызывала природа у мальчиков, сидевших у костра? ­ Имеет ли какое­либо значение изображенный писателем пейзаж для  построения рассказа? – А почему так много картин природы в произведении?    – В чём мастерство И.С.Тургенева?   правильности  выполнения действия на  уровне адекватной  ретроспективной оценки; ЛУУД: развитие  познавательных  интересов ПУУД: построение  рассуждения в форме  связи простых суждений  об объекте; РУУД:  осуществление  итогового и пошагового  контроля по результату; КУУД: построение  монологического  высказывания; ЛУУД: формирования  границ собственного  знания и «незнания» Чарует, удивляет, тревожит Писателя, его героев и  читателей. Волшебство! Приходят к выводу, что  природа показана Тургеневым  как сила, активно  воздействующая и на автора, и на его героев­мальчиков   (Она «своим таинственным великолепием»  предрасположила их к  рассказам о непонятном и  чудесном и загадочными  звуками породила самое  чувство страха). Таким  образом, природа показана  Тургеневым как сила,  активно воздействующая на  автора и на его героев­ мальчиков.  Но она выступает в рассказе и в значении  величественного и  прекрасного зрелища.  успокаивающего запуганное воображение детей и  доставляющего им истинно  эстетическое удовольствие.  Эстетический восторг, вызванный у мальчиков  зрелищем высокого,  усеянного золотыми  звездами неба, разделяет  автор.   ­ Пейзаж служит зачином и  концовкой произведения. ­Мальчики живут в деревне.  Их всегда окружает природа.  Она является фоном их жизни. ­ Его картины всегда верны,  мы узнаём в них родную  русскую природу, и вместе с  тем видим любовь писателя к  своей родине 9) Этап рефлексии учебной  деятельности. • Итак, какую задачу мы с вами ставили? • Удалось решить поставленную задачу? • Каким способом?  * Как вы оцениваете результат работы класса? • Как вы оцениваете результаты деятельности своих групп? Д/з Написать сочинение «Признание в любви малой родине»  подготовить сообщение о Ф. И. Тютчеве Иван Сергеевич Тургенев «Бежин луг»: образы крестьянских мальчиков, их портреты, рассказы, духовный мир. Урок литературы в 6 классе по ФГОС учитель русского языка и литературы Цели урока: образовательные: показать богатство духовного мира крестьянских детей, мастерство Тургенева в создании портретных и  сравнительных характеристик героев; обобщение и углубление изученного по творчеству И.С.Тургенева; воспитательные: воспитывать навыки культуры умственного труда; формировать познавательную потребность, хороший  эстетический вкус; умение работать в группах; развивающие: развитие поисковой познавательной деятельности, монологической речи учащихся, выразительного чтения;  умения сравнивать и обобщать; развивать навыки характеристики литературных героев, навыки работы со словом, навыки  анализа текста. Задачи: 1)найти и проанализировать портретные характеристики мальчиков; 2)показать, как автор относится к своим героям;  рассказать об историях, рассказанных мальчиками; 3) выяснить, как они характеризуют детей­рассказчиков; 4) развивать  внимание, память, мышление, умение анализировать, делать выводы; 5) воспитывать внимание к окружающему миру, любовь и тягу к непознанному. Оборудование урока: презентация к уроку Microsoft Power Point, билет на вход, билетик на выход, таблицы для работы в  группах, портреты мальчиков для структуры Corners, портреты мальчиков на каждый стол, диагностическая карта группы. Формы работы: групповая, парная, индивидуальная. Обучающие структуры (Educare): Corners, Single Round Robin, Teambuilding, Mix Pair Share, билетик на выход. Тип урока: комбинированный Ход урока. 1. Орг. момент. 2. Вступление в урок. Создание учителем настроя учащихся на творческую работу с текстом рассказа “Бежин луг”  (Учитель с несколькими учащимися разыгрывает стихотворение И.З.Сурикова на фоне слайдов). Слайд 1. Учитель: Летний вечер. Ученик 1: За лесами Солнышко уж село; На краю далеком неба Зорька заалела; Но и та потухла. Ученик 2: Топот В поле раздается. То табун коней в ночное По лугам несется. Ухватя коней за гриву, Скачут дети в поле. То­то радость и веселье, То­то детям воля! Слайд 2. Ученик 3: По траве высокой кони На просторе бродят; Собралися дети в кучку, Разговор заводят… У: И на ум приходят детям Бабушкины сказки: 1: Вот с метлой несётся ведьма На ночные пляски; 2: Вот над лесом мчится леший С головой косматой, 3: А по небу, сыпля искры, Змей летит крылатый; Хором: И какие – то все в белом Тени в поле ходят… Слайд № 3 Учитель: Детям боязно – и дети Огонёк разводят. 3. Работа в постоянных группах. Обсудите с партнёром по лицу: Как связано это стихотворение с нашим сегодняшним уроком? (В рассказе Тургенева мы знакомимся с деревенскими  мальчиками, которые вышли в ночное). Отвечает участник №3 стол №2, №4 стол №5. Обсудите с партнёром по плечу: Что значит «выйти в ночное»? (Пастьба лошадей ночью) Что значит для мальчиков ночное? (свобода, самостоятельность) Отвечает участник №1 стол №3, №2 стол №6. Сингл Раунд Робин. Сейчас я вам задам вопрос, вы обсудите его в группе по очереди. Начинает ученик №1. Как относится герой – рассказчик к ребятам, которых он случайно встретил в ночной степи? Как мы об этом узнаем? (Свое отношение автор и герой­рассказчик передает с помощью описания.) Отвечает участник №1 стол №3, участник №2 стол №6. 4. Знакомство с темой урока (слайд № 4) 5. Индивидуальная работа. Частичная проверка знания текста на первом этапе урока. Каждый из вас получил сегодня билетик на вход (приложение №1), раскройте его. Что вы видите? (текст) Что это за  текст? (Описание, портрет) ­ А что такое портрет? (изображение внешности героя (его лица, фигуры, одежды) в произведении). ­ Что можно узнать по портрету? ­ Можем ли мы по портрету сказать о внутренних качествах человека? Тексты (на листах А4, который свёрнут конвертиком, чтобы не было видно номера) 1. Это был стройный мальчик четырнадцати лет, с красивыми и тонкими, немного мелкими чертами лица,  кудрявыми белокурыми волосами, светлыми глазами и постоянной полувесёлой, полурассеянной улыбкой. (Федя). 2. У него всклокоченные чёрные волосы, глаза серые, скулы широкие, лицо бледное, рябое, рот большой, но  правильный; вся голова огромная, как говорится, с пивной котёл; тело приземистое, неуклюжее. (Павлуша). 3. Лицо у него было довольно незначительно: горбоносое, вытянутое, подслеповатое, сжатые губы не шевелились,  сдвинутые брови не расходились. Его жёлтые, почти белые волосы торчали острыми косицами из­под низенькой  войлочной шапочки. (Илюша) 4. Это мальчик лет десяти…Всё лицо его было невелико, худо, в веснушках, книзу заострено, как у белки; губы едва  был можно различить; но странное впечатление производили его большие, чёрные, жидким блеском блестевшие  глаза. (Костя). Ваша задача – определить, о ком идёт речь. Можете воспользоваться подсказкой партнера по плечу. Посмотрите на мальчиков (портрет Феди, портрет Вани, портрет Кости, портрет Илюши, портрет Павлуши на каждом столе) и определитесь с героем. 5. Углы. Corners (ученики распределяются по разным углам в зависимости от выбранного мим варианта ответа). А теперь посмотрите внимательно на стены и найдите портрет своего героя. Пройдите к нему. ­ Зачитайте ваше описание друг другу (15 сек.) Согласны, что правильно определили героя? ­ Обсудите в парах, почему никто не занял место у портрета Вани. (10 сек). ­ Почему же? А теперь разверните ваш билет на вход. Вы увидели номер группы, куда вы отправляетесь для дальнейшей работы. 6. Работа во вновь образовавшихся группах. Тимбилдинг. Ребята, немного отвлекитесь от урока. Посмотрите друг на друга. Улыбнитесь. Каждый из вас отдыхал летом в лагере. После  отбоя все дети рассказывают страшные истории, вспомните историю, которая вам больше всего понравилась. А теперь по  очереди расскажите её. У каждого из вас 15 секунд. Начинает ученик № 1 Молодцы! Поблагодарите друг друга за интересный рассказ. А теперь работаем дальше. Вам дана таблица. (приложение № 2) Персонаж возраст Семья, положение Одежда Почему попал в ночное Характер Основные черты Где и в чём проявились Впечатление автора Вы должны заполнить её и подготовить связный рассказ о том герое, который вам более интересен. На работу 7 минут. 7. Выступления (3 минуты). 8. Закрепление материала (микс­пэа­шэа). Потанцуем! Ученики молча смешиваются под музыку, двигаясь по комнате. Музыка прекратилась, учитель объявляет  «Встаньте в пары!». Ученик образует пару с ближайшим к нему учеником и дают «пять». Ученики, которые не нашли  партнёра, поднимают руку, чтобы найти друг друга. Я задаю вопрос, у вас есть 5 секунд, чтобы его обдумать. 1.Почему крестьянские ребятишки оказались ночью на Бежином лугу? «Это были крестьянские ребятишки, которые стерегли табун» Отвечать начинают ученики, у которых светлее глаза. Музыка. 2. Кто из мальчиков самый богатый? Откуда вы это знаете? Федя. По одёжке. Отвечают ученики, у которых темнее волосы Музыка. 3.Сколько лет было детям?(Феде – лет 14, Павлуше и Илюше на вид не более 12 лет, Косте – 10, Ване -7.) Отвечают ученики, старшие по возрасту. Музыка. 4.Что готовили мальчики? «Картошку» Отвечают ученики, чей дом ближе к школе. 9. Билетик на выход (приложение № 3). Прослушивание аудиозаписи (слайд № 5 запись 1). Ответить письменно на вопросы: 1. О чём говорят мальчики у костра? Они говорят о домовых, леших, об оживающих по ночам мертвецах и  утопленниках, о Тришке­антихристе, о водяном, про русалку, о голосе, об утопленнике Васе. 2. Какие поверья бытуют среди ребят? О том, что можно увидеть того, кто умрёт в очередном году, праведная  душа в голубе может быть, солнечное затмение – предвестник антихриста, белые волки побегут, людей  есть будут. 3. Кто из мальчиков самый смелый? Почему вы так считаете? Павел. Он не боится поскакать на волка, ночью, без  хворостинки в руке, совершенно один. Именно Павлуше принадлежат самые весёлые истории в этом  рассказе. Он же идёт за водой, несмотря на рассказы об утопленниках. 4. Почему ребята рассказывают друг другу страшные истории? В разговорах мальчиков отражаются суеверия и  страх перед ними: мальчики верят в то, чего нет на свете, но что внушено им невежеством и суеверием  взрослых. 10. Подведём итоги урока. В каждом портрете есть загадка. Мы чувствуем, что Тургенев словно бы зовет нас вглядываться и вдумываться, не  останавливаясь на первом впечатлении. И хотя он и показывает какие­то недостатки внешности мальчиков, но с симпатией  относится к детям. В изображении Тургенева это даровитые, способные дети. Каждый из них отличается своим, особым  характером. Федя исполнен чувства собственного достоинства, которое выражается в том, что старается больше слушать, чем говорить: он боится как бы не сказать какую­нибудь глупость. Павлуша деловит и заботлив: он варит картошку, ходит за водой. Он самый смелый и мужественный из мальчиков: один без  хворостинки он поскакал на волка, в то время как все остальные мальчики страшно перепугались. От природы он наделён  здравым смыслом. Илюша пытлив, любознателен, но ум и любознательность направлены у него только на страшное и таинственное. Ему кажется,  что вся жизнь окружена лишь враждебными человеку духами. Костя от природы жалостлив: он сочувствует всем людям, пострадавшим, по его мнению, от злых духов. Ваня, о котором в рассказе не сказано практически ничего, глубоко любит природу. Днём ему нравятся цветы, ночью – звёзды. Это он в искреннем порыве своей детской непосредственности отвлек внимание мальчиков от разговора о страшном к  прекрасным звёздам. ­ Дети интересны охотнику? Несмотря на разницу в возрасте, образование, воспитание, социальный статус, дети интересны Тургеневу. Он забывает об  усталости и внимательно слушает все эти истории. Охотник не уснул у костра, а с нескрываемым любопытством наблюдал за  ребятами. В своём рассказе он выразил чувство глубокой искренней симпатии к крестьянским детям. ­ Как вы себе представили мир крестьянских детей 19 в.? Чем он наполнен? Как они жили? (С одной стороны, самостоятельные с пелёнок впитавшие всё русское: отношение к природе, поверья, приметы, живой  ум. С др. стороны, тяжёлый труд, отсутствие возможности учиться.) ­ Можем ли мы по портрету сказать о внутренних качествах человека? 11. Прослушивание аудиозаписи (слайд № 5 запись №2). ­ Можно ли по речи узнать и раскрыть образ героя? (Рассказы детей красочны, ярки, свидетельствуют о богатстве их воображения, об умении передать свои впечатления, но  вместе с тем в большей степени они говорят о другом: о темноте детей, о том, что дети находятся в плену самых диких  суеверий.) Вот перед вами еще одна сторона мира детства в изображении Тургенева. Но об этом более подробно мы поговорим на следующем уроке. Д.З. речевая характеристика героев. 11. Оценки за урок (приложение №4): Диагностическая карта группы № _____ № п/п ФИ участника группы Оценил № 1 Оценил № 2 Оценил № 3 Оценил № 4 Оценил учитель 1 2 3 4 1. Оцените урок по 5­балльной системе ___________ 2. Впечатления от урока 3. Пожелание учителю _____________________________________ ___________________________________________________________________________________________________________ ______ 12. До свидания, ребята. Благодарю вас за урок. Удачного дня! Приложение №1 Это был стройный мальчик четырнадцати лет, с красивыми и тонкими, немного  мелкими чертами лица, кудрявыми белокурыми волосами, светлыми глазами и  постоянной полувесёлой, полурассеянной улыбкой. 1 У него всклоченные чёрные волосы, глаза серые, скулы широкие, лицо бледное,  рябое, рот большой, но правильный; вся голова огромная, как говорится, с пивной  котёл; тело приземистое, неуклюжее. 2 Лицо у него было довольно незначительно: горбоносое, вытянутое, подслеповатое,  сжатые губы не шевелились, сдвинутые брови не расходились. Его жёлтые, почти  белые волосы торчали острыми косицами из­под низенькой войлочной шапочки. 3 Это мальчик лет десяти…Всё лицо его было невелико, худо, в веснушках, книзу  заострено, как у белки; губы едва был можно различить; но странное впечатление  производили его большие, чёрные, жидким блеском блестевшие глаза. 4 Лицо у него было довольно незначительно: горбоносое, вытянутое, подслеповатое,  сжатые губы не шевелились, сдвинутые брови не расходились. Его жёлтые, почти  белые волосы торчали острыми косицами из­под низенькой войлочной шапочки. 5 У него всклоченные чёрные волосы, глаза серые, скулы широкие, лицо бледное,  рябое, рот большой, но правильный; вся голова огромная, как говорится, с пивной  котёл; тело приземистое, неуклюжее. 6 Это мальчик лет десяти…Всё лицо его было невелико, худо, в веснушках, книзу  заострено, как у белки; губы едва был можно различить; но странное впечатление  производили его большие, чёрные, жидким блеском блестевшие глаза. №1 Приложение №2 7 Персонаж возраст Семья, положение Одежда Почему попал в ночное Характер Основные черты Где и в чём проявились Впечатление автора 14 Богатая недоверчивый Отличается чувством собственного достоинства «Он принадлежал, по всем приметам, к богатой семье и выехал в поле не по нужде, а так, для забавы». 12 Одеждой своей он щеголять не мог: вся она состояла из холщовой рубахи да из заплатанных портов смелый варит картошку, ходит за водой, в рассказах о страшном подмечает смешное «Малый был неказистый – что и говорить! – а всё­таки он мне понравился сила: глядел он очень умно и прямо, да и в голосе у него звучала  сила». №2 Персонаж возраст Семья, положение Одежда Почему попал в ночное Характер Основные черты Где и в чём проявились Впечатление автора 12 бедный деловит и заботлив, смел, расудителен «Малый был неказистый – что и говорить! – а всё­таки он мне понравился сила: глядел он очень умно и прямо, да и в голосе у него звучала  сила». На нём были новые лапти и онучи, толстая верёвка стягивала его опрятную чёрную свитку 12 впечатлительный С чувством ужаса рассказывает только о страшном №3 Персонаж возраст Семья, положение Одежда Почему попал в ночное Характер Основные черты Где и в чём проявились Впечатление автора 12 На нём были новые лапти и онучи, толстая верёвка стягивала его опрятную чёрную свитку впечатлительный «Лицо … выражало какую­то тупую болезненную заботливость» Он лучше других знал все сельские легенды и поверья 10 бедный Выехал пасти табун боязливый Жалостлив и боязлив №4 Персонаж возраст Семья, положение Одежда Почему попал в ночное Характер Основные черты Где и в чём проявились Впечатление автора 10 бедный Выехал пасти табун он сочувствует всем людям, пострадавшим, по его мнению, от злых духов … возбуждал моё любопытство своим задумчивым и печальным взором… Странное впечатление производили его глаза: они, казалось, хотели  что­то сказать, для чего, на его языке…не было слов. 7 Выехал пасти табун глубоко поэтичен, любит природу «Последнего, …, я сперва не заметил: он лежал смирнёхонько, прикорнув под угловатую рогожу». №5 Персонаж возраст Семья, положение Одежда Почему попал в ночное Характер Основные черты Где и в чём проявились Впечатление автора 7 Выехал пасти табун в искреннем порыве своей детской непосредственности отвлек внимание мальчиков от разговора о страшном к прекрасным звёздам. 14 Богатая Пёстрая ситцевая рубаха, новый армячок, пояс, сапоги недоверчивый старается больше слушать, чем говорить: он боится как бы не сказать какую­нибудь глупость. «Он принадлежал, по всем приметам, к богатой семье и выехал в поле не по нужде, а так, для забавы». №6 Персонаж возраст Семья, положение Одежда Почему попал в ночное Характер Основные черты Где и в чём проявились Впечатление автора 12 Бедный Одеждой своей он щеголять не мог: вся она состояла из холщовой рубахи да из заплатанных портов Выехал пасти табун смелый «Малый был неказистый – что и говорить! – а всё­таки он мне понравился сила: глядел он очень умно и прямо, да и в голосе у него звучала  сила». 7 Выехал пасти табун глубоко любит природу в искреннем порыве своей детской непосредственности отвлек внимание мальчиков от разговора о страшном к прекрасным звёздам №7 Персонаж возраст Семья, положение Одежда Почему попал в ночное Характер Основные черты Где и в чём проявились Впечатление автора 12 На нём были новые лапти и онучи, толстая верёвка стягивала его опрятную чёрную свитку впечатлительный пытлив, любознателен «Лицо … выражало какую­то тупую болезненную заботливость» Он лучше других знал все сельские легенды и поверья 10 бедный Выехал пасти табун от природы жалостлив … возбуждал моё любопытство своим задумчивым и печальным взором… Странное впечатление производили его глаза: они, казалось, хотели  что­то сказать, для чего, на его языке…не было слов. Билетик на выход ФИ_______________________ 1. О чём говорят мальчики у костра? 2. Какие поверья бытуют среди ребят? 3. Кто из мальчиков самый смелый? Почему вы так считаете? 4. Почему ребята рассказывают друг другу страшные истории? Билетик на выход ФИ_______________________ 5. О чём говорят мальчики у костра? 6. Какие поверья бытуют среди ребят? 7. Кто из мальчиков самый смелый? Почему вы так считаете? 8. Почему ребята рассказывают друг другу страшные истории? Диагностическая карта группы № _____ Приложение №4 № п/п ФИ участника группы Оценил № 1 Оценил № 2 Оценил № 3 Оценил № 4 Оценил учитель 1 2 3 4 1. Оцените урок по 5­балльной системе ___________ 2. Впечатления от урока 3. Пожелание учителю ________________________________________ ___________________________________________________________________________________________________________ _________ КОНСПЕКТ открытого урока по литературе в 6-в классе по теме: «Мир детства в рассказе И. С. Тургенева «Бежин луг» Учитель высшей категории МОУ СОШ № 32 Попова Лидия Александровна Энгельс 2008 Тема урока: Мир детства в рассказе И. С.Тургенева «Бежин луг» (урок-образ) Цели: показать мастерство Тургенева в создании образа героя (создание учебного модуля); развивать навыки беглого чтения, устного воображения, речь учащихся; способствовать нравственному и духовному воспитанию учащихся, любви к родному народу. Оборудование урока: презентация; портрет писателя; художественный текст; фотографии «Просторы родного края», «На родине Тургенева», «Бежин луг»; иллюстрации портретов мальчиков; иллюстрации школьников; таблички с номерами; таблички со словами для характеристики мальчиков и определениями мира детства; картина В. Маковского «В ночном»; рабочая карта урока; музыкальная миниатюра Чайковского Словарь урока: образ, армяк, россказни, предания, поверья, сибарит Оформление доски Высказывание Все, что у меня есть порядочного, дано жизнью, а вовсе не создано мной. И. С.Тургенев План (заполняется по ходу урока) 1. Внешний вид. Детали (их роль). 2. Речь героя. 3. Характер через поступки. 4. Отношение автора. Портрет писателя. Пейзаж Бежина луга (вокруг него портреты мальчиков). План урока 1. Слово учителя - Сегодня у нас необычный урок – это урок-образ. Что такое образ? А помогут нам выяснить лексическое значение слова ребята, которые в течение урока будут работать с толковым словарем (задание для учащихся воспроизводящего уровня) В словаре Ожегова дано такое определение…. (Ученик прикрепляет на доску табличку с лексическим значением слова ОБРАЗ.) - Ознакомьтесь с рабочей картой, в которой вы будет выполнять предложенные задания. - Мы заглянем в мир детства рассказа И. С.Тургенева «Бежин луг», с содержанием которого вы познакомились на прошлом уроке. Звучит музыка. Презентация. На фоне ее учитель читает: Летний вечер. За лесами солнышко уж село; На краю далеком неба Зорька заалела; Но и та потухла. Топот В поле раздается. То табун коней в ночное По лугам несется. Ухватя коней за гриву, Скачут дети в поле. То-то радость и веселье, То-то детям воля! По траве высокой кони На просторе бродят; Собралися дети в кучку, Разговор заводят. Слайд. У костра. - Представьте себе тихую росистую ночь, неподалеку река, горит костер, чуть поодаль щиплют траву кони. Тихо, уютно. У костра несколько ребят. Ребят, незнакомых нам с вами. Это крестьянские дети позапрошлого столетия. Они пасут коней и коротают время, рассказывая друг другу страшные истории. Присоединимся к ним и мы с вами. Всмотримся в эти лица. 2. Беседа (по реализации домашнего задания) - К сегодняшнему уроку вы готовили задания по выбору. Выбирали героев по своему интересу. - Сколько ребят сегодня в ночном и как их зовут? Слайд. Портрет Феди . Художник Пахомов. - Давайте познакомимся с Федей (группа детей о Феде). Найдите и прочтите отрывок из рассказа о том, как Тургенев описывает этого героя. - На что (какие детали) обращает наше внимание автор во внешности этого мальчика? (на лицо, на одежду). Армячок (знакомство с лексическим значением). Ученик прикрепляет на доску табличку с лексическим значением словаАРМЯК. - Как в литературе называется описание лица, одежды? (внешний вид). Запись первого пункта плана к раскрытию образа. Запись в рабочей карте. Слайд. Портрет Павлуши - Найдите и прочтите описание Павлуши (группа детей о Павлуше). - Какая деталь привлекла внимание автора в этом образе? (глядел он очень умно и прямо, в голосе звучала сила). - Почему на глаза обращает внимание писатель? Добавляем запись к 1 пункту плана. 3. Творческая группа «Искусствоведы» Учитель - Сегодня у нас работает творческая группа «Искусствоведов» (учащиеся творческого уровня). Они поделятся с нами интересным материалом. Творческая группа «Искусствоведы» о Павлуше (сравнить портрет Павлуши, созданный художником Пахомовым, с описанием мальчика в рассказе. Он деловит, заботлив, смел, рассудителен, мужествен. Какие из этих качеств смог передать художник? Найдите в рассказе эпизод, в котором проявляются эти качества.) Учитель - Я знаю, что у ребят, которые готовили материал о Павлуше, есть для вас вопрос – викторина (учащиеся конструктивного уровня): Павлуша – единственный мальчик, которого Тургенев называет полным именем – Павел. Почему? 4. Работа с иллюстрацией. Слайд. Портрет Илюши - Здесь изображен Илюша. Докажите тургеневскими словами, что это он (стр. 178). «Тупая, болезненная заботливость…» . Художник Пахомов. . Художник Пахомов. - Что же заботит 12-летнего мальчика? (он вместе с братом Авдюшкой и другими ребятами работает на бумажной фабрике. Писатель очень хорошо знал, каков труд на старой бумажной фабрике: ведь примечания к словам рольня, лисовщикипринадлежит Тургеневу. Бумажная масса варилась в чанах, над ними поднимались едкие испарения, в рольне было жарко ивлажно. Представим себе, что значит проработать в такой атмосфере день-деньской, допоздна. Немудрено, что мальчик как будто чем-то придавлен; по силам ли подростку такая жизнь? Подпишитесь на рассылку Pandia.ru! Вот вам одна из составляющих мира детства крестьянских ребятишек 19 века. 5. Узнай литературного героя. (Задание учащихся воспроизводящего уровня) - Ребята одной из групп подготовили для вас задание «Узнай героя»: «У него был печальный и задумчивый взор. Лицо было невелико. Губы едва можно было различить». - Чем же возбуждал любопытство Тургенева четвертый мальчик Костя? (у него задумчивый и печальный взор: глаза его хотели что-то высказать. Почему печальный взор? - Как нас знакомит с пятым мальчиком Тургенев? (стр. 179). 6. Художественная викторина. Учитель - В каждом портрете есть загадка. Мы чувствуем, что Тургенев словно бы зовет нас вглядываться и вдумываться, не останавливаясь на первом впечатлении. И хотя он и показывает какие-то недостатки их внешности, но писатель с симпатией относится к детям. Задание: - Посмотрите на иллюстрации – портреты и определите, под каким номером кто находится по степени значимости. (Ученики прикрепляют таблички с номерами 1,2,3,4,5 под портретами мальчиков) 7. Мастерство Тургенева в изображении пейзажа. Учитель - Вы не удивились, что рассказ о крестьянских детях насыщен пейзажными зарисовками, в том числе и описанием ночи? Выразительное чтение описания ночи (стр. 173). (Ученица читает наизусть) - Что чувствует охотник? - Если бы вы были музыкантами, какую музыку вы подобрали бы к данному фрагменту? Задание: - Послушайте музыкальную композицию П. И. Чайковского. Что почувствовали вы? Соответствует ли она вашему представлению ночного пейзажа? - Меняется ли дальше психологическое состояние охотника? 8. Творческая группа «Языковеды» (учащиеся творческого уровня). Слайд. Ночное небо. Млечный Путь. Учитель - Будет ли другое описание ночи в рассказе? Выразительное чтение описания ночи (стр.190) - Благодаря чему автору удалось показать торжественность, величие ночного пейзажа? Задание: - Выпишите понравившиеся вам средства выразительности в рабочую карту. Запись в рабочей карте. Анализ ночного пейзажа с позиции фонетики (стр. 176) - А вы знаете, какой интересный материал подготовили для нас творческая группа «Языковеды»? Вывод: ту же самую ночь охотник видит теперь совсем иной. В чем же секрет превращения? Теперь он не одинок, ему спокойно и радостно вместе с мальчиками у костра. Слово учителя - Итак, мальчики сидят у костра и рассказывают страшные истории. 9. Инсценирование «У костра. Рассказ Кости о русалке». (Макет костра) - Удалось ли ребятам передать историю о русалке? Рецензия на инсценирование - Можно ли по речи узнать и раскрыть образ героя? Что же вы узнали? ( ученики конструктивного уровня). (Рассказы детей красочны, ярки, свидетельствуют о богатстве их воображения, об умении передать свои впечатления, но вместе с тем в большей степени они говорят о другом: о темноте детей, о том, что дети находятся в плену самых диких суеверий.) Вот перед вами еще одна сторона мира детства в изображении Тургенева. - Дети интересны охотнику? Несмотря на разницу в возрасте, образование, воспитание, социальный статус, дети интересны Тургеневу. Он забывает об усталости и внимательно слушает все эти истории. Охотник не уснул у костра, а с нескрываемым любопытством наблюдал за ребятами. Вывод: значит, вторым элементом раскрытия образа является речь. Запись 2 пункта плана. 10. Слово учителя - Исследователи творчества Тургенева ввели следующие термины для обозначения таких рассказов – историй. Этороссказни, поверья, предания. Знакомство с определениями (учащиеся воспроизводящего уровня). Прикрепляют таблички на доску. Запись в рабочей карте. - Как вы считаете, какое из этих определений можно применить к рассказам детей? 11. Реализация индивидуального домашнего задания Учитель - А вам, современным детям, живущим в 21 веке, интересны истории, рассказанные крестьянскими детьми 19 века? - Представим себе, что мы с вами тоже находимся рядом с этими детьми. Какую бы быличку вы рассказали? (Звучат1-2 былички). Удалось ли рассказчикам донести до нас истории? Оцените их рассказы. Чья история показалась вам более интересной? 12. Истории, рассказанные мальчиками. Учитель - Какие истории вам запомнились? - А сколько их звучит в рассказе? Вы не задумывались? - Прояснят нам этот вопрос ребята, которые внимательно читали текст и посчитали количество историй (учащиеся воспроизводящего уровня). Слайд. Таблица «Истории, рассказанные мальчиками» - Автор распределяет «страшные истории» между несколькими мальчиками. - Назовите их. (Верно, это Ильюша, Костя и Павлуша. Тургенев искусно показывает, что и выбор поверья, и освещение его тем или иным рассказчиком каждый раз зависит от особенностей его характера.) - Кто является главным знатоком поверий? (Ильюша передает наиболее страшные истории. Все это вполне соответствует его характеру: напуганность, моральная подавленность.) - А Костя? Он выбирает поверья о русалке, и в рассказе проявляет чувствительность и жалость. Это соответствует его характеру. - А Павлуша? (Он не рассказывает никаких поверий. Он рассказывает о действительном случае – о «предвидении», т. е. о солнечном затмении. Он хотя и иронизирует над суеверными людьми, но делает это после того, как «предвидение» не осуществилось. Его ум все еще остается бессильным перед страхами, внушенными с детства.) - В призме какого цвета (цветов) вы представляете рассказанные истории? На доску прикрепляются иллюстрации, на которых изображены герои «страшных историй», выполненные детьми. - Вот мы и познакомились с детьми. Но о них хочется знать еще больше. В чем еще раскрывается их характер? (в поступках – это еще один способ раскрытия характера). Запись 3 пункта плана. Задание: - Выполните последнее задание рабочей карты. Кого из мальчиков вы отнесли бы к определенному типу: поэт (Ильюша) деятель (Павлуша), сибарит (Федя), пугливый раб (Костя), дитя (Ваня). Прикрепляют таблички на доску под портретами мальчиков. 13. Выводы по теме урока - Какой же мир детства в рассказе Тургенева? Выберите из предложенных определений подходящие, на ваш взгляд, к определению мира детства. На доску прикрепляются таблички с определениями (доброта, озлобленность, богатство духовного мира, впечатлительность, пытливость, впечатлительность, любознательность, агрессивность, смелость, отзывчивость, необразованность, суеверность) Учитель - Мир детства в рассказе «Бежин луг» многоцветный. Это счастье и горе, радость и печаль, взлеты и падения. Ведь недаром Тургенев о себе и своих героях сказал так (обращение к эпиграфу). 14. Подведение итогов урока 15. Домашнее задание - В рабочей карте вам предложены следующие задания по выбору: 1) Сравните рассказ Кости о русалке с балладой М. Ю. Лермонтова «Морская царевна». Что делает рассказ мальчика похожим на балладу? 2) Подготовьте (устно) описание Бежина луга, включив в свой рассказ средства выразительности речи. 3) Сочините свою быличку. Рассказы

Технологическая карта урока

Технологическая карта урока

Технологическая карта урока

Технологическая карта урока

Технологическая карта урока

Технологическая карта урока

Технологическая карта урока

Технологическая карта урока

Технологическая карта урока

Технологическая карта урока

Технологическая карта урока

Технологическая карта урока

Технологическая карта урока

Технологическая карта урока

Технологическая карта урока

Технологическая карта урока

Технологическая карта урока

Технологическая карта урока

Технологическая карта урока

Технологическая карта урока

Технологическая карта урока

Технологическая карта урока

Технологическая карта урока

Технологическая карта урока

Технологическая карта урока

Технологическая карта урока

Технологическая карта урока

Технологическая карта урока

Технологическая карта урока

Технологическая карта урока

Технологическая карта урока

Технологическая карта урока

Технологическая карта урока

Технологическая карта урока

Технологическая карта урока

Технологическая карта урока

Технологическая карта урока

Технологическая карта урока

Технологическая карта урока

Технологическая карта урока

Технологическая карта урока

Технологическая карта урока

Технологическая карта урока

Технологическая карта урока

Технологическая карта урока

Технологическая карта урока

Технологическая карта урока

Технологическая карта урока

Технологическая карта урока

Технологическая карта урока

Технологическая карта урока

Технологическая карта урока

Технологическая карта урока

Технологическая карта урока

Технологическая карта урока

Технологическая карта урока

Технологическая карта урока

Технологическая карта урока

Технологическая карта урока

Технологическая карта урока

Технологическая карта урока

Технологическая карта урока

Технологическая карта урока

Технологическая карта урока

Технологическая карта урока

Технологическая карта урока

Технологическая карта урока

Технологическая карта урока

Технологическая карта урока

Технологическая карта урока

Технологическая карта урока

Технологическая карта урока

Технологическая карта урока

Технологическая карта урока

Технологическая карта урока

Технологическая карта урока

Технологическая карта урока

Технологическая карта урока

Технологическая карта урока

Технологическая карта урока

Технологическая карта урока

Технологическая карта урока

Технологическая карта урока

Технологическая карта урока

Технологическая карта урока

Технологическая карта урока

Технологическая карта урока

Технологическая карта урока

Технологическая карта урока

Технологическая карта урока

Технологическая карта урока

Технологическая карта урока

Технологическая карта урока

Технологическая карта урока

Технологическая карта урока

Технологическая карта урока

Технологическая карта урока

Технологическая карта урока

Технологическая карта урока

Технологическая карта урока

Технологическая карта урока

Технологическая карта урока

Технологическая карта урока

Технологическая карта урока

Технологическая карта урока

Технологическая карта урока

Технологическая карта урока

Технологическая карта урока

Технологическая карта урока

Технологическая карта урока

Технологическая карта урока

Технологическая карта урока

Технологическая карта урока

Технологическая карта урока

Технологическая карта урока

Технологическая карта урока

Технологическая карта урока

Технологическая карта урока

Технологическая карта урока

Технологическая карта урока

Технологическая карта урока

Технологическая карта урока

Технологическая карта урока

Технологическая карта урока

Технологическая карта урока

Технологическая карта урока

Технологическая карта урока

Технологическая карта урока

Технологическая карта урока

Технологическая карта урока

Технологическая карта урока

Технологическая карта урока

Технологическая карта урока

Технологическая карта урока

Технологическая карта урока

Технологическая карта урока

Технологическая карта урока

Технологическая карта урока
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.04.2017