Тип урока: изучение нового материала.
Технология построения: технология развития критического мышления
Тема урока: лишайники
Цель: определить место лишайников в царстве растений.
Задачи:
Образовательные:
углублять знания о многообразии живых организмов;
выделить своеобразие организма лишайников;
познакомить учащихся с особенностями строения лишайников;
рассмотреть приспособленность к симбиотическому образу жизни;
определить роль лишайников в природе и жизни человека.
Развивающие:
способствовать развитию критического мышления,
развитию внимания, сообразительности и коммуникативных способностей работы в паре.
Воспитательные:
способствовать развитию умения видеть гармонию и красоту окружающего мира,
создать условия для формирования любви к родной природе, бережного к ней отношение.
Планируемые результаты учебного занятия:
Предметные:
выделять и характеризовать главную особенность строения лишайников – симбиоз двух организмов – гриба и водоросли;
различать типы лишайников на рисунке учебника и гербарных экземпляров;
анализировать изображение внутреннего строения лишайника;
выявлять преимущества симбиотического организма для выживания в неблагоприятных условиях среды;
характеризовать значение лишайников в природе и жизни человека.
Метапредметные:
регулятивные:
определять цели и задачи урока;
участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое;
коммуникативные:
слушать одноклассников и обосновывать свое мнение;
выражать свои мысли и идеи.
познавательные:
работать с ЭФУ;
работать с таблицей;
находить отличия;
составлять схемы-опоры;
работать с информационными текстами, интерактивные объекты – иллюстрации, анимациями, слай-шоу, видео, аудиo;
объяснять значения новых слов;
уметь использовать графические организаторы, символы, схемы для структурирования информации.
Личностные:
осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию;
устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;
оценивать собственный вклад в работу группы.
Тип урока: изучение нового материала.
Технология построения: технология развития критического мышления
Тема урока: лишайники
Цель: определить место лишайников в царстве растений.
Задачи:
Образовательные:
углублять знания о многообразии живых организмов;
выделить своеобразие организма лишайников;
познакомить учащихся с особенностями строения лишайников;
рассмотреть приспособленность к симбиотическому образу жизни;
определить роль лишайников в природе и жизни человека.
Развивающие:
способствовать развитию критического мышления,
развитию внимания, сообразительности и коммуникативных способностей работы в паре.
Воспитательные:
способствовать развитию умения видеть гармонию и красоту окружающего мира,
создать условия для формирования любви к родной природе, бережного к ней отношение.
Планируемые результаты учебного занятия:
Предметные:
выделять и характеризовать главную особенность строения лишайников – симбиоз двух
организмов – гриба и водоросли;
различать типы лишайников на рисунке учебника и гербарных экземпляров;
анализировать изображение внутреннего строения лишайника;
выявлять преимущества симбиотического организма для выживания в неблагоприятных
условиях среды;
характеризовать значение лишайников в природе и жизни человека.
Метапредметные:
регулятивные:
определять цели и задачи урока;
участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением,
высказывать свое;
1коммуникативные:
слушать одноклассников и обосновывать свое мнение;
выражать свои мысли и идеи.
познавательные:
работать с ЭФУ;
работать с таблицей;
находить отличия;
составлять схемыопоры;
работать с информационными текстами, интерактивные объекты – иллюстрации, анимациями,
слайшоу, видео, аудиo;
объяснять значения новых слов;
уметь использовать графические организаторы, символы, схемы для структурирования
информации.
Личностные:
осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию;
устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;
оценивать собственный вклад в работу группы.
Формы работы: индивидуальная, групповая.
Методы: частичнопоисковые
Оборудование: гербарный материал с образцами различных видов лишайников, лупы, микроскопы,
готовые микропрепараты “Строение лишайника” компьютер, проектор, презентация по теме, ноутбуки с
эфу, наушники, дидактический материал для организации самостоятельной работы обучающихся.
Характеристика этапов урока
Этап урока
Время
Содержание
,
(мин.)
1
1.
Организационный
момент
Деятельность
учителя
Деятельность
обучающихся
Приветствие и
проверка
готовности
обучающихся, их
настрой на
работу.
Приветствие
учителя,
проверка
наличия
материала для
работы на уроке
и качество
работы ЭФУ.
22. Повторение
понятий
2
3. Актуализация
субъективного
опыта учащихся
4. Мотивация и
целеполагание
1
3
1. Что такое симбиоз? Симбиоз
— это тип взаимоотношений
между двумя организмами в
природе, который приносит
пользу обоим организмам.
Приведите примеры.
2. Какую пользу получает дерево
от взаимоотношений с грибом?
Гриб дает растению из почвы
воду и минеральные вещества.
3. Какую пользу получает гриб от
взаимоотношений с деревом?
Растение дает грибу
органические вещества, которые
образуются в процессе
фотосинтеза.
4. В каком органоиде
растительной клетки происходит
фотосинтез? Пластидах.
5. Какого цвета эти пластиды?
Зеленые.
Грибы питаются готовыми
органическими веществами и не
могут их образовывать
самостоятельно. Такой тип
питания называется
гетеротрофный. Грибы
гетеротрофные организмы.
Растения производят
органические вещества. Такой
тип питания называется –
автотрофный.
Существует сказание о чудесной
“манне”, падающей с неба. По
преданию, несколько тысяч лет
назад, еврейский народ бежал из
Египта. Блуждавшие по пустыне
толпы израильтян терпели
лишения и бедствия, но всякий
раз их спасало какоенибудь
чудо. Одно из чудес – манна,
которая упала с неба и спасла все
племя от голодной смерти.
Догадываетесь, о каком растении
идет речь? Это удивительное
растение растет в пустынях и
Задает вопрос к
обучающимся.
Отвечают на
поставленные
вопросы
учителем.
Формулируют
вывод о типах
питания.
Организует
фронтальную
беседу,
комментирует
ответы
обучающихся.
Рассказывает
притчу.
Слушают притчу.
3сухих степях ЮгоЗападной Азии
и Северной Африки. Называется
оно ленакора съедобная. Она
белой корочкой покрывает
камни. Корочка растрескивается
и свертывается в шарики,
которые разносит ветер на
большие расстояния, насыпая
целые кучи манны. Местные
жители собирают манну и пекут с
нее хлеб.
Тема сегодняшнего урока
“Лишайники”. Мы изучим виды,
строение, питание, размножение
и значение лишайников.
В конце урока дайте ответ на
вопрос “Почему лишайники
существуют во всех природных
зонах?”
Используя параграф 19 ЭФУ(12
ряд в классе) и бумажного
учебника (3 ряд) дайте ответ на
вопрос. Сколько существует
видов лишайников? Записывают
понятия – симбиоз линенология.
1
2
5. Изучение
новых знаний и
способов
деятельности
Просит
выдвинуть
предложение о
теме
предстоящего
урока. Ставит
цель урока и
вопрос на
который
необходимо
ответить в конце
урока.
Задает вопрос к
обучающимся.
Организует
деятельность
обучающихся с
работой
функциональны
м элементом
закладки в ЭФУ.
Организует
деятельность
обучающихся с
работой
бумажного
учебника и
записью в
тетради.
Проверяет
правильность
выполнения
задания.
Формулируют
тему урока.
Слушают вопрос.
Работают по
рядам 1 и 2 ряд
используют ЭФУ,
3 ряд бумажную
версию учебника.
Отвечают на
поставленный
вопрос учителем.
Взаимодействую
т с учителем во
время работы с
ЭФУ и
бумажным
учебником.
В ЭФУ создают
закладки с
понятиями
симбиоз и
лихенология.
Обучающиеся
занимающиеся по
бумажному
учебнику
записывают
понятия симбиоз
4Организует
работу в
группах.
Комментирует
задание каждой
группе.
Контролирует
правильность
выполнения
заданий в
группах.
1
10
Класс поделен на группы по
рядам. 3 группы. У каждой
группы будет своя задача,
которое отражено на карточках.
Выполняют задания по группам.
1 группа.
Цель: Изучить многообразие и
распространение лишайников.
Выполнить практическую работу
“Определение видов лишайников
по гербарным экземплярам”.
Оборудование: ЭФУ, тетрадь,
ручка, гербарные экземпляры
лишайников, лупа.
Ход работы
1. Используя текст электронного
учебника многообразие и
распространение лишайников,
видеоауди презентацию,
составьте в тетради схему видов
лишайников с примерами;
2. Ответить устно на вопрос
“Почему виды лишайников
получили такое название?”;
3. Напишите, где
распространяются лишайники;
4. Рассмотрите образцы
лишайников и определите вид
лишайников из предложенных
гербарных экземпляров.
2 группа.
Цель: Изучить строение и
размножение лишайников.
Выполнить лабораторную работу
“Строение лишайника”
Оборудование: микроскоп,
готовый микропрепарат
“Лишайник”, тетрадь, ручка,
и лихенология в
тетрадь
Каждая группа
читают вслух
задание.
Выполняют
задание по
группам,
используя
информационные
карточки.
Делают записи.
1 группа.
Работает с ЭФУ.
Используя
наушники,
смотрит видео
ауди
презентацию,
читают текст.
Анализируют и
оценивают
информацию,
переводят из
одной формы в
другую
составляют
схему и
определяют вид
лишайников из
предложенных
гербарных
экземпляров.
2 группа.
Выполняют
лабораторную
работу.
Выделяют
существенные
признаки
строения и
питания.
Использую текст
5бумажного
учебника
изучают
размножение
лишайника.
3 группа.
Работает с ЭФУ.
Используя
наушники,
смотрит слайд
шоу.
Анализируют и
оценивают
информацию,
составляют
таблицу
“Значение
лишайников”
Устанавливают
причинно
следственные
связи влияние
человека на
природу.
бумажный учебник.
Ход работы:
1.Прочитай текст учебника на
странице 104 “Строение и
питание лишайников”;
Рассмотри микропрепарат под
микроскопом;
Зарисуй рисунок в тетрадь с
микропрепарата, а строение к
нему возьми из учебника;
Сделай вывод о проделанной
работе. (Ответь на вопросы: из
чего состоит тело лишайника?
Какой тип питания у гриба и
водоросли?)
Используя текст учебника, узнай,
как размножаются лишайники.
3 группа.
Цель: Выяснить значение
лишайников в природе и жизни
человека. Заполнить таблицу.
Характеризовать влияние
деятельности человека
лишайники.
Ход работы
1. Используя ЭФУ учебника,
изучите текст значение
лишайников и слайдшоу.
2. Начертите в тетради таблицу
“Значение лишайников”
3. Ответить устно на вопрос
“Какое влияние оказывает
деятельности человека
лишайники”
6. Проверка
понимания
изучаемого
10
1 группа отвечает на
поставленные вопросы.
Лишайники разнообразны по
внешнему виду и окраске. Они
бывают трех видов: кустистые,
накипные и листовые.
Лишайники получили свои
названия, т.к. кустистые
похожи на кустики, листовые на
Комментирует
задание.
Организует
беседу. Задает
вопрос к
обучающимся.
Контролирует
правильность
ответов.
Заслушивают
докладчиков
каждой группы.
Воспринимают и
анализируют
информацию.
Сравнивают
рисунки из
бумажного
6листья, накипные – на налет.
Распространение: кустистые на
почве, листовые на коре
деревьев, накипные на скалах,
камнях, стенах.
Предложенными экземплярами
лишайниками были
кустистые”Кладония”, листовые
“Пармелия”, накипные
“Бацидия”.
2группа отвечает на
поставленные вопросы.
Слоевище лишайника образовано
переплетением грибных нитей и
водоросли. Шарообразные
клетки водоросли скапливаются
на той стороне слоевища,
которая обращена к солнцу. Как
и все зелёные растения,
водоросль использует энергию
солнца до образования
необходимых для её
жизнедеятельности органических
веществ из углекислого газа,
воды и минеральных солей.
Причём часть органических
веществ водоросль отдаёт грибу.
Размножаются лишайники
главным образом вегетативным
способом: обломками слоевища
или специальными органами –
группами клеток гриба и
водоросли, которые образуются
внутри его тела или в виде
выростов на поверхности тела.
Под давлением разросшихся
клеток тело лишайника
разрывается, группы клеток
разносятся ветром и дождевыми
потоками.
Слоевище лишайника нарастает
очень медленно, за счёт деления
водоросли и самого гриба,
поскольку каждый из
компонентов лишайника
размножается самостоятельно.
Лишайник образуется только
тогда, когда гифы гриба встретят
Координирует
деятельность
обучающихся.
учебника и ЭФУ
(презентация).
Задают вопросы
к докладчикам.
Отвечают на
вопросы учителя
и
одноклассников.
Понимание на
слух ответов
одноклассников.
Участвуют в
обсуждении.
Воспринимают
информацию.
77. Обобщение и
систематизация
3
8. Рефлексия
3
на своём пути соответствующую
водоросль.
3 группа отвечает на
поставленные вопросы.
Вопрос к классу “Почему
лишайники существуют во всех
природных зонах?” Обусловлено
это разнообразие видами,
способностью противостоять
неблагоприятным условиям,
легкостью вегетативного
размножения, дальностью и
высокой скорость переноса
отдельных частей слоевища.
Лист самоконтроля ученика
…………..
1. Главный отличительный
признак лишайников симбиоз
двух организмов:
гетеротрофного……..
автотрофной……… (2 балла)
2. Какие типы лишайников вы
знаете: ……(3 балла)
3. Строение лишайников: (2
балла)
Отвечают на
поставленные
вопросы
учителем.
Устанавливают
причинно
следственные
связи. Учатся
формулировать
собственное
мнение.
Анализируют
информацию.
Выполняют
задания с
самооценкой на
карточках.
Задает вопрос к
обучающимся.
Побуждает
обучающихся
высказывать
собственное
мнение.
Координирует
деятельность
обучающихся.
Организует
работу по
анализу
содержания.
Организует
самоконтроль
Анализирует и
обобщает ответы
Побуждает
высказывать
свое мнение
Выберите правильные
суждения.
1. Лишайники могут поселяться
8только на коре деревьев.
2. Растут лишайники очень
быстро.
3. Лишайники относятся к
высшим растениям.
4. Лишайник впитывает воду
дождей, росы и туманов. (1 балл)
5. Размножаются лишайники
кусочками слоевища. (1 балл)
7.В присутствии дыма и
ядовитых газов лишайники
хорошо растут.
8. Существует три вида
лишайников. (1 балл)
Самооценка.
10 баллов отлично ( с
работой полностью справился
сам?)
97 баллов хорошо
(какие незначительные ошибки
допустил?)
65 баллов
удовлетворительно
( какие трудности возникли?)
4 и меньше баллов не
удовлетворительно ( в чем ваши
затруднения?)
2
Подводит итоги
урока.
Комментирует
оценки за урок.
Осуществляет
анализ работы
обучающихся
Комментирует
оценки за урок
Подсчитайте все
свои баллы за
урок.
Осуществляют
самоконтроль.
Рефлексия своих
действий и
уровня
восприятия
изученного
материала.
Заключение
1
Помните, природа в отличие от
человека, ничего не создает зря.
Берегите ее!
Ведет беседу
Слушают
заключительные
слова урока.
7.10.2016
9