Урок биологии на тему: Водоросли - слоевищные растения. К учебнику биология 5 класса УМК Ловягин С.Н., Вахрушев А.А, Раутиан А.С. Тип урока: изучение нового материала. Цель которого познакомить обучающихся с характерными общими признаками строения водорослей, как представителей низших растений, показать особенности среды обитания и приспособленности к ней.Технологическая карта урока биологии на тему: Водоросли - слоевищные растения. (5 класс)
урок водоросли.doc
Конспект урока биологии в 5 классе по теме:
«Водоросли – слоевищные растения»
Ф.И.О. учителя: Мальцева Ольга Михайловна, учитель биологии
Образовательное учреждение: МАОУ «Гимназия №13 «Академ» г. Красноярск
Тема урока: Водорослислоевищные растения
Предмет: биология
Класс: 5 класс
Базовый учебник: биологии 5 класса УМК Ловягин С.Н., Вахрушев А.А, Раутиан А.С.
Тип урока: изучение нового материала
Общая дидактическая цель: познакомить учащихся с характерными общими признаками
строения водорослей, как представителей низших растений, показать особенности среды обитания
и приспособленности к ней.
Цели.
Предметные результаты:
– формировать умение отличать водоросли от других изученных растений;
– формировать умение объяснять особенности строения и жизнедеятельность
водорослей;
– формировать умение понимать смысл биологических терминов: слоевище,
водоросли.
формировать умение характеризовать основные группы водорослей.
Метапредметные и личностные результаты:
Коммуникативные УУД
1. Сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при
работе в группе (паре).
2. Сформировать умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать
факты и явления, выявлять причины и следствия простых явлений.
3. Сформировать умение строить логическое рассуждение, включающее установление
причинноследственных связей.
Регулятивные УУД
1. Сформировать умение самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную
проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).
2. Сформировать умение работать по плану, сверять свои действия с целью и при
необходимости исправлять ошибки самостоятельно.
Сформировать умение в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно
выработанные критерии оценки.
Оборудование: учебник, микроскопы, инструктивные карточки, гербарий, раздаточный материал,
микропрепараты зеленой водоросли спирогиры.
Методы обучения: частичнопоисковый, проблемный, объяснительноиллюстративный, научный,
исследовательский, репродуктивный.
Контроль: фронтальный контроль учителя в течение урока, самоконтроль, взаимоконтроль
План урока:
1. Организационный момент
2. Объяснение нового материала. Лабораторная работа.
3. Закрепление
4. Домашнее задание Ход урока.
1. Организационный момент
Вступительное слово учителя: Добрый день! Посмотрите в окно и улыбнитесь окружающему
нас миру, посмотрите, друг на друга, улыбнитесь и пожелайте здоровья себе и окружающим.
Начинаем работать.
Актуализация проблемы:
Антошка: Мои рыбки в аквариуме все водоросли съели — и валлиснерию, и рдест.
Биолог: Ты ошибаешься, валлиснерия и рдест — цветковые растения. Не все, что в воде растет,
водоросли.
1. Чем различаются взгляды Антошки и биолога?
2. Что нужно обсудить на уроке, чтобы Антошка согласился с биологом?
3. Сравните свой вопрос с вопросом автора.(стр.171) (Что такое водоросли?)
4. Какие царства живой природы вы знаете?
5. А к какому царству можно отнести водоросли? На этот вопрос мы сегодня постараемся
ответить.
Ребята сегодня мы работаем по группам. Я сейчас раздам задания каждой группе.
1. Где обитают водоросли?
2. Какой способ питания у водорослей?
3. Как устроены водоросли?
4. Какие бывают водоросли?
Учащиеся находят ответы на вопросы в учебнике на стр.108.
Обсуждение ответов. Слайды презентации.
1. Место обитания.
Почти все водоросли обитают в воде. Немногие — на камнях, древесине, песке, коре.
Водоросли населяют моря, реки и озера лишь на тех глубинах, куда проникает солнечный свет.
Записывают в тетрадях: в воде, во влажных местах, на камнях и древисине.
2. Питание.
Водоросли потребляют растворенные минеральные вещества, воду, углекислый газ, кислород и
энергию света. Однако в темноте многие водоросли начинают питаться растворенными в воде
органическими веществами.
Автотрофное – создание питательных веществ в процессе фотосинтеза.
Гетеротрофное – всасывание растворов питательных веществ.
3. Строение.
Рассмотрите рис.19.1 стр.108. и выявите различия в строении изображенных на нем растений.
Как называется водоросль? (зеленая водоросль хламидомонада)
Сколько клеток у хламидомонады? (одна)
А все ли водоросли состоят из одной клетки как хламидомонада? (нет)
Какие две группы “Водорослей” можно выделить на основании этого рисунка?
Водоросли
(хламидомонада) (спирогира)
Одноклеточные Многоклеточные Среди водорослей встречаются одноклеточные, колониальные и многоклеточные формы. Тело
многоклеточных водорослей не имеет настоящих корней, стеблей и листьев и называется
слоевищем (талломом).
Одноклеточные водоросли – микроскопические организмы, а размеры многоклеточных
водорослей могут достигать нескольких десятков метров.
Какого цвета эти водоросли? (зеленого) Почему зеленого цвета? Так как в клетках водоросли
содержатся хлоропласты.
Хламидомонада (с греческого “простейший организм, покрытый одеждойоболочкой).
Хламидомонада имеет овальную форму. и два жгутика, благодаря которым она передвигается в
воде. Снаружи покрыта прозрачной оболочкой, под которой расположены цитоплазма, ядро,
хлоропласт чашевидной формы и красный «глазок», с помощью которого хламидомонада
различает свет, необходимый ей для фотосинтеза. «Глазок» воспринимает свет — и
хламидомонада движется в сторону освещенного места. У нее есть пульсирующие вакуоли,
которые выводят из клетки избыток воды.
Выполнение лабораторной работы: «Строение зеленой водоросли спирогиры».
Порядок выполнения лабораторной работы:
1. Рассмотреть внешний вид водоросли спирогира.
2. Зарисовать и обозначить названия отдельных частей водоросли.
3. Рассмотреть под микроскопом микропрепарат спирогиры.
4. Зарисовать клетки спирогиры и обозначить названия ее органодов: (ядро, клеточная стенка,
цитоплазма, вакуоли, хроматофор).
5. Сделать выводы.
4. Заслушивание 4 группы разнообразие водорослей.
Слайды презентации на экране. Гербарии водорослей на столах у учащихся.
Найдите эти водоросли в гербариях.
Зеленые водоросли.
Красные водоросли.
Бурые водоросли
Вывод: На какой вопрос мы сегодня отвечали на уроке?
Водоросли — это низшие слоевищные растения, их тело представлено в виде таллома
(слоевища). В их клетках содержится хропласты с пигментами. Поглощение необходимых веществ
и удаление ненужных у водорослей осуществляется всей поверхностью тела. Они снабжают
атмосферу земли кислородом. Составляют важное звено в цепочке взаимосвязей живых
организмов.
Ребята отгадайте загадку про водоросль о которой сегодня мы говорили:
Какая водоросль имеет в названии следующие составные части: предлог, кулинарное изделие,
имя девочки. (спирогира)
Домашнее задание: параграф 19, вопросы 38, придумать загадки на тему водоросли. Приложение 1.
Правила работы в группе
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
Слушать и слышать друг друга;
Вести себя вежливо по отношению к партнеру и окружающим;
Быть внимательным;
Умей сгладить конфликтные ситуации, либо обратиться к учителю;
Умей учитывать разные мнения;
Формулируй собственное мнение аргументировано;
Координировать своё мнение с позицией партнера при выработке общего решения в
совместной деятельности;
Умей спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;
Не груби и не повышай голоса;
Умей распределять роли в группе, самоорганизовываться и организовывать других.
Приложение 2.
Оцени свою работу на уроке. Заполни лист оценивания.
Лист самооценивания
1.
2.
3.
4.
5.
Сегодня на уроке я узнал (а) (что?) _________________________________
Сегодня на уроке я научился (лась) (чему?) __________________________
Самым неожиданным для меня сегодня стало (что?) __________________
Осталось непонятным (что?) _______________________________________
Сегодня на уроке я был (а) (каким учеником? какой ученицей?) __________
Лист обратной связи поможет анализировать себя, а теперь проанализируйте себя, свою
деятельность на уроке.
Достигнуты ли цель и задачи урока?
Продолжите любое высказвание:
Я узнал (а)...
Меня удивило...
Работая в группе, я ...
Мне трудно представить, что..
Оценка деятельности учащихся. Алгоритм действий при выполнении практической работы в парах
На партах даны гербарные экземпляры с водорослями (3 на каждую пару). Распределите по
1 экземпляру на человека и ознакомьтесь, вспомнив правила работы с гербарием;
Внимательно рассмотрите материалы;
Познакомьтесь с названиями;
Опишите в парах друг другу особенности водорослей по следующим параметрам:
Приложение 3
1.
2.
3.
4.
5.
6.
o
o
o
o
Одноклеточная или многоклеточная водоросль;
Форма тела (нитчатая, листообразная, изогнутая);
Цвет водоросли (зелёная, красная, бурая);
Размеры (примерно);
Рассмотрите водоросль. На какие отделы вы можете поделить тело? Аргументируйте свой
ответ.
Как вы думаете, какие особенности строения водоросли говорят о водной среде обитания?
ФИ_________________________________________
Класс_______________________________________
Лист обратной связи
Поставь + или , дай пояснение
№ Оцени свою работу на уроке
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12 Для меня самым интересным сегодня на уроке
я поставил(ла) цель своей деятельности на уроке
я поставил(ла) проблемный вопрос урока
я понял(ла) где обитают водоросли
я понял(ла) как питаются водоросли
я понял(ла) какое строение у водорослей
я понял(ла) какие бывают водоросли
я ответил(ла) на проблемный вопрос
мне понятен новый материал
для меня осталось не понятным
Работая в группе я…
Работая в паре я….
было…
ФИ_________________________________________
Класс_______________________________________
Лист обратной связи
№ Оцени свою работу на уроке
1
2
3
4
5
6
я поставил(ла) цель своей деятельности на уроке
я поставил(ла) проблемный вопрос урока
я понял(ла) где обитают водоросли
я понял(ла) как питаются водоросли
я понял(ла) какое строение у водорослей
я понял(ла) какие бывают водоросли
Поставь + или , дай пояснение я ответил(ла) на проблемный вопрос
мне понятен новый материал
для меня осталось не понятным
Работая в группе я…
Работая в паре я….
7
8
9
10
11
12 Для меня самым интересным сегодня на уроке
было…
ФИ_________________________________________
Класс_______________________________________
Выполни тест.
1. Среда обитания низших споровых растений:
а) водная
б) наземная
2. Что такое слоевище?
а) тело разделённое на ткани и органы
б) тело не разделённое на ткани и органы
3.Назовите структурные компоненты клеток зеленых водорослей, в которых происходит
фотосинтез.
а) вакуоли
б) хлороматофор
в) ядра
4. Назовите одноклеточную зеленую водоросль.
а) Ламинария
б) Улотрикс
в) Спирогира
г) Хламидомонада
5. Назовите водоросль, которую употребляют в пищу и называют морской капустой.
а) Фукус
б) Ламинария
в) Улотрикс
г) Спирогира
ФИ_________________________________________
Класс_______________________________________
Выполни тест. 1. Среда обитания низших споровых растений:
а) водная
б) наземная
2. Что такое слоевище?
а) тело разделённое на ткани и органы
б) тело не разделённое на ткани и органы
3.Назовите структурные компоненты клеток зеленых водорослей, в которых происходит
фотосинтез.
а) вакуоли
б) хлороматофор
в) ядра
4. Назовите одноклеточную зеленую водоросль.
а) Ламинария
б) Улотрикс
в) Спирогира
г) Хламидомонада
5. Назовите водоросль, которую употребляют в пищу и называют морской капустой.
а) Фукус
б) Ламинария
в) Улотрикс
г) Спирогира
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.