Технологическая карта урока биологии на тему: Водоросли - слоевищные растения. (5 класс)
Оценка 4.9

Технологическая карта урока биологии на тему: Водоросли - слоевищные растения. (5 класс)

Оценка 4.9
Разработки уроков
doc
биология
5 кл
22.01.2018
Технологическая карта урока биологии на тему: Водоросли - слоевищные растения. (5 класс)
Урок биологии на тему: Водоросли - слоевищные растения. К учебнику биология 5 класса УМК Ловягин С.Н., Вахрушев А.А, Раутиан А.С. Тип урока: изучение нового материала. Цель которого познакомить обучающихся с характерными общими признаками строения водорослей, как представителей низших растений, показать особенности среды обитания и приспособленности к ней.Технологическая карта урока биологии на тему: Водоросли - слоевищные растения. (5 класс)
урок водоросли.doc
Конспект урока биологии в 5 классе по теме:  «Водоросли – слоевищные растения» Ф.И.О. учителя: Мальцева Ольга Михайловна, учитель биологии  Образовательное учреждение:  МАОУ «Гимназия №13 «Академ» г. Красноярск Тема урока:  Водоросли­слоевищные растения Предмет: биология Класс: 5 класс Базовый учебник: биологии 5 класса УМК Ловягин С.Н., Вахрушев А.А, Раутиан А.С. Тип урока: изучение нового материала Общая дидактическая цель: познакомить учащихся с характерными общими признаками  строения водорослей, как представителей низших растений, показать особенности среды обитания  и приспособленности к ней. Цели. Предметные результаты: – формировать умение отличать водоросли от других изученных растений;  – формировать умение объяснять особенности строения и жизнедеятельность водорослей;  – формировать умение понимать смысл биологических терминов: слоевище, водоросли.  ­  формировать умение характеризовать основные группы водорослей. Метапредметные и личностные результаты: Коммуникативные УУД 1. Сформировать  умение   самостоятельно   организовывать   учебное   взаимодействие   при работе в группе (паре).              2.   Сформировать  умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, выявлять причины и следствия простых явлений.         3.   Сформировать умение строить логическое рассуждение, включающее установление  причинно­следственных связей.  Регулятивные УУД 1. Сформировать  умение   самостоятельно   обнаруживать   и   формулировать   учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока). 2. Сформировать  умение   работать   по   плану,   сверять   свои   действия   с   целью   и   при необходимости исправлять ошибки самостоятельно. Сформировать  умение   в   диалоге   с   учителем   совершенствовать   самостоятельно выработанные критерии оценки. Оборудование: учебник, микроскопы, инструктивные карточки, гербарий, раздаточный материал,  микропрепараты зеленой водоросли спирогиры. Методы обучения:  частично­поисковый, проблемный, объяснительно­иллюстративный, научный,  исследовательский, репродуктивный. Контроль: фронтальный контроль учителя в течение урока,  самоконтроль, взаимоконтроль План урока: 1. Организационный момент 2. Объяснение нового материала. Лабораторная работа. 3. Закрепление 4. Домашнее задание Ход урока. 1. Организационный момент Вступительное слово  учителя: Добрый день! Посмотрите в окно и улыбнитесь окружающему нас   миру,   посмотрите,   друг   на  друга,   улыбнитесь   и   пожелайте   здоровья   себе   и   окружающим. Начинаем работать. Актуализация проблемы: Антошка: Мои рыбки в аквариуме все водоросли съели — и валлиснерию, и рдест. Биолог: Ты ошибаешься, валлиснерия и рдест — цветковые растения. Не все, что в воде растет, ­ водоросли. 1. Чем различаются взгляды Антошки и биолога? 2. Что нужно обсудить на уроке, чтобы Антошка согласился с биологом? 3.  Сравните свой вопрос с вопросом автора.(стр.171) (Что такое водоросли?) 4.  Какие царства живой природы вы знаете? 5.  А к какому царству можно отнести водоросли? На этот вопрос мы сегодня постараемся ответить. Ребята сегодня мы работаем по группам. Я сейчас  раздам задания каждой группе. 1. Где обитают водоросли? 2. Какой способ питания у водорослей? 3. Как устроены водоросли? 4. Какие бывают водоросли? Учащиеся находят ответы на вопросы в учебнике на стр.108. Обсуждение ответов. Слайды презентации. 1. Место обитания. Почти   все   водоросли   обитают   в   воде.   Немногие   —   на   камнях,   древесине,   песке,   коре. Водоросли населяют моря, реки и озера лишь на тех глубинах, куда проникает солнечный свет. Записывают в тетрадях: в воде, во влажных местах, на камнях и древисине. 2. Питание. Водоросли потребляют растворенные минеральные вещества, воду, углекислый газ, кислород и энергию света. Однако в темноте многие водоросли начинают питаться растворенными в воде органическими веществами. Автотрофное – создание питательных веществ в процессе фотосинтеза. Гетеротрофное – всасывание растворов питательных веществ. 3. Строение. Рассмотрите рис.19.1 стр.108. и выявите  различия в строении изображенных на нем растений. Как называется водоросль? (зеленая водоросль хламидомонада) Сколько клеток у хламидомонады? (одна) А все ли водоросли состоят из одной клетки как хламидомонада? (нет) Какие две группы “Водорослей” можно выделить на основании этого рисунка? Водоросли                                          (хламидомонада)                       (спирогира) Одноклеточные                    Многоклеточные Среди водорослей встречаются одноклеточные, колониальные и многоклеточные формы. Тело многоклеточных   водорослей   не   имеет   настоящих   корней,   стеблей   и   листьев   и   называется слоевищем (талломом). Одноклеточные   водоросли   –   микроскопические   организмы,   а   размеры   многоклеточных водорослей могут достигать нескольких десятков метров. Какого цвета эти водоросли? (зеленого) Почему зеленого цвета? Так как в клетках водоросли содержатся хлоропласты. Хламидомонада   (с   греческого   “простейший   организм,   покрытый   одеждой­оболочкой).  Хламидомонада имеет овальную форму. и два жгутика, благодаря которым она передвигается в воде.   Снаружи   покрыта   прозрачной   оболочкой,   под   которой   расположены   цитоплазма,   ядро, хлоропласт   чашевидной   формы   и   красный   «глазок»,   с   помощью   которого   хламидомонада различает   свет,   необходимый   ей   для   фотосинтеза.   «Глазок»   воспринимает   свет   —   и хламидомонада   движется   в   сторону   освещенного   места.   У   нее   есть   пульсирующие   вакуоли, которые выводят из клетки избыток воды. Выполнение лабораторной работы: «Строение зеленой водоросли спирогиры». Порядок выполнения лабораторной работы: 1. Рассмотреть внешний вид водоросли спирогира. 2. Зарисовать и обозначить названия отдельных частей водоросли. 3. Рассмотреть под микроскопом микропрепарат спирогиры. 4. Зарисовать клетки спирогиры и обозначить названия ее органодов: (ядро, клеточная стенка, цитоплазма, вакуоли, хроматофор). 5. Сделать выводы. 4. Заслушивание 4 группы разнообразие водорослей. Слайды презентации на экране. Гербарии водорослей на столах у учащихся. Найдите эти водоросли в гербариях. Зеленые водоросли. Красные водоросли. Бурые водоросли Вывод: На какой вопрос мы сегодня отвечали на уроке? Водоросли —   это   низшие   слоевищные   растения,   их   тело   представлено   в   виде   таллома (слоевища). В их клетках содержится хропласты с пигментами. Поглощение необходимых веществ и   удаление   ненужных   у   водорослей   осуществляется   всей   поверхностью   тела.   Они   снабжают атмосферу   земли   кислородом.   Составляют   важное   звено   в   цепочке   взаимосвязей   живых организмов. Ребята отгадайте загадку про водоросль о которой сегодня мы говорили: Какая водоросль имеет в названии следующие составные части: предлог, кулинарное изделие, имя девочки. (спирогира) Домашнее задание: параграф 19, вопросы 3­8, придумать загадки на тему водоросли. Приложение 1. Правила работы в группе 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. Слушать и слышать друг друга; Вести себя вежливо по отношению к партнеру и окружающим; Быть внимательным; Умей сгладить конфликтные ситуации, либо обратиться к учителю; Умей учитывать разные мнения; Формулируй собственное мнение аргументировано; Координировать своё мнение с позицией партнера при выработке общего решения в       совместной деятельности; Умей спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом; Не груби и не повышай голоса; Умей распределять роли в группе, самоорганизовываться и организовывать других. Приложение 2. Оцени свою работу на уроке. Заполни лист оценивания. Лист самооценивания 1. 2. 3. 4. 5. Сегодня на уроке я узнал (а) (что?) _________________________________ Сегодня на уроке я научился (лась) (чему?) __________________________ Самым неожиданным для меня сегодня стало (что?) __________________ Осталось непонятным (что?) _______________________________________ Сегодня на уроке я был (а) (каким учеником? какой ученицей?) __________ Лист обратной связи поможет анализировать себя, а теперь проанализируйте себя, свою  деятельность на уроке. ­ Достигнуты ли цель и задачи урока?   Продолжите любое высказвание: ­ Я узнал (а)... ­ Меня удивило... ­ Работая в группе, я ... ­ Мне трудно представить, что.. Оценка деятельности учащихся. Алгоритм действий при выполнении практической работы в парах На партах даны гербарные экземпляры с водорослями (3 на каждую пару). Распределите по  1 экземпляру на человека и ознакомьтесь, вспомнив правила работы с гербарием; Внимательно рассмотрите материалы; Познакомьтесь с названиями; Опишите в парах друг другу особенности водорослей по следующим параметрам: Приложение 3 1. 2. 3. 4. 5. 6. o o o o Одноклеточная или многоклеточная водоросль; Форма тела (нитчатая, листообразная, изогнутая); Цвет водоросли (зелёная, красная, бурая); Размеры (примерно); Рассмотрите водоросль. На какие отделы вы можете поделить тело? Аргументируйте свой  ответ. Как вы думаете, какие особенности строения водоросли говорят о водной среде обитания? ФИ_________________________________________ Класс_______________________________________ Лист обратной связи Поставь + или  ­ , дай пояснение № Оцени свою работу на уроке 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 Для меня самым интересным сегодня на уроке  я поставил(ла) цель своей деятельности на уроке я поставил(ла) проблемный вопрос урока я понял(ла) где обитают водоросли я понял(ла) как питаются водоросли я понял(ла) какое строение у водорослей я понял(ла) какие бывают водоросли я ответил(ла) на проблемный вопрос мне понятен новый материал для меня осталось не понятным Работая  в группе  я…  Работая  в паре  я…. было… ФИ_________________________________________ Класс_______________________________________ Лист обратной связи № Оцени свою работу на уроке 1 2 3 4 5 6 я поставил(ла) цель своей деятельности на уроке я поставил(ла) проблемный вопрос урока я понял(ла) где обитают водоросли я понял(ла) как питаются водоросли я понял(ла) какое строение у водорослей я понял(ла) какие бывают водоросли Поставь + или ­ , дай пояснение я ответил(ла) на проблемный вопрос мне понятен новый материал для меня осталось не понятным Работая  в группе  я…  Работая  в паре  я…. 7 8 9 10 11 12 Для меня самым интересным сегодня на уроке  было… ФИ_________________________________________ Класс_______________________________________ Выполни тест. 1. Среда обитания низших споровых растений:     а) водная      б) наземная 2. Что такое слоевище?     а) тело разделённое на ткани и органы     б) тело не разделённое на ткани и органы 3.Назовите структурные компоненты клеток зеленых водорослей, в которых происходит  фотосинтез.     а) вакуоли        б) хлороматофор        в) ядра 4. Назовите одноклеточную зеленую водоросль.     а) Ламинария         б) Улотрикс       в) Спирогира        г) Хламидомонада 5. Назовите водоросль, которую употребляют в пищу и называют морской капустой.     а) Фукус        б) Ламинария         в) Улотрикс       г) Спирогира ФИ_________________________________________ Класс_______________________________________ Выполни тест. 1. Среда обитания низших споровых растений:     а) водная      б) наземная 2. Что такое слоевище?     а) тело разделённое на ткани и органы     б) тело не разделённое на ткани и органы 3.Назовите структурные компоненты клеток зеленых водорослей, в которых происходит  фотосинтез.     а) вакуоли        б) хлороматофор        в) ядра 4. Назовите одноклеточную зеленую водоросль.     а) Ламинария         б) Улотрикс       в) Спирогира        г) Хламидомонада 5. Назовите водоросль, которую употребляют в пищу и называют морской капустой.     а) Фукус        б) Ламинария         в) Улотрикс       г) Спирогира

Технологическая карта урока биологии на тему: Водоросли - слоевищные растения. (5 класс)

Технологическая карта урока биологии на тему: Водоросли - слоевищные растения. (5 класс)

Технологическая карта урока биологии на тему: Водоросли - слоевищные растения. (5 класс)

Технологическая карта урока биологии на тему: Водоросли - слоевищные растения. (5 класс)

Технологическая карта урока биологии на тему: Водоросли - слоевищные растения. (5 класс)

Технологическая карта урока биологии на тему: Водоросли - слоевищные растения. (5 класс)

Технологическая карта урока биологии на тему: Водоросли - слоевищные растения. (5 класс)

Технологическая карта урока биологии на тему: Водоросли - слоевищные растения. (5 класс)

Технологическая карта урока биологии на тему: Водоросли - слоевищные растения. (5 класс)

Технологическая карта урока биологии на тему: Водоросли - слоевищные растения. (5 класс)

Технологическая карта урока биологии на тему: Водоросли - слоевищные растения. (5 класс)

Технологическая карта урока биологии на тему: Водоросли - слоевищные растения. (5 класс)

Технологическая карта урока биологии на тему: Водоросли - слоевищные растения. (5 класс)

Технологическая карта урока биологии на тему: Водоросли - слоевищные растения. (5 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.01.2018