Технологическая карта урока географии на тему "Внутреннее строение Земли" (5 класс)
Оценка 4.9

Технологическая карта урока географии на тему "Внутреннее строение Земли" (5 класс)

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
география
5 кл
20.01.2017
Технологическая карта урока географии на тему "Внутреннее строение Земли" (5 класс)
Технологическая карта урока "открытие новых знаний". В данной технологической карте подробно расписаны задачи и планируемые результаты урока. В ходе урока учащиеся узнают о внутреннем строении Земли. На данном уроке проводиться Практическая работа "Горные породы и минералы". Приводятся загадки по теме.Технологическая карта урока географии по теме "Внутреннее строение Земли" (5 класс)
Внутреннее строение Земли технологическая карта.docx
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА Ф.И.О. педагога: Короткая Т.А. Класс: 5 Тип урока: открытие «новых знаний». 1 Тема Цель Задачи 2 «Внутреннее строение Земли» Изучить внутреннее строение Земли, понятие «литосфера». Образовательные:  сформировать знания о литосфере, земной коре, её движениях, рельефе, минералах, горных породах (различных по происхождению), полезных ископаемых. Развивающие:  развиваем память, внимание, способность к анализу; развивать речевую активность через проговаривание ответов домашнего задания; самостоятельно добывать знания из текста учебника, физической карты атласа о разных полезных ископаемых мира и России;  обрабатывать её и делать вывод  о том, равномерно ли размещены полезные ископаемые по территории континентов, шельфа океана и России. развиваем межпредметные связи   ­ с химией – состав земного ядра, минералов и горных пород, свойства минералов и горных пород. ­ с физикой – рассказ о том, как происходит образование метаморфических горных пород. ­ с экологией – рациональное использование природных ресурсов Земли. Воспитательные:  Формирование научного мировоззрения, воспитание чувства любви к Родине, эмоционально­ценностного отношения к её природе, истории посредством использования материала о богатых  недрах  нашей страны,  об истории  открытия  разных месторождений полезных ископаемых и необходимости рационального и бережного их использования полезных ископаемых.  Профессиональное самоопределение. Предметные: 1. Учащиеся   должны   усвоить   понятия   «литосфера»,   «земная   кора»,   движениях   земной   коры,   «плита»,   «рельеф», особенности внутреннего строения Земли, что такое «минералы», «горные породы», «полезные ископаемые». 2. Формировать   умения   работать   с   географическими   картами   –   найти   на   физической   карте   мира   и   России месторождения полезных ископаемых . 3. Формировать умения характеризовать территории (наличие месторождений ПИ) и отдельные географические объекты (формы рельефа на поверхности земной коры – горы, равнины, холмы, овраги). 4. Формировать   умения   выявлять   особенности   географического   размещения   минералов   и   горных   пород   разного Планируемые результаты происхождения (магматические, осадочные, метаморфические), где часто возникают  землетрясения  и извержения вулканов, почему?  Личностные: умение формировать своё отношение проблемным ситуациям:  ­ к актуальным проблемам бережного использования природных ресурсов Земли; ­ к актуальным проблемам прогнозирования землетрясений и извержения вулканов; ­ умение использовать географические знания для адаптации и созидательной деятельности – как вы используете минералы и горные породы в своей жизни? (мел, глина, песок, уголь, гранит, вулканический туф, поделочные камни);  ­ патриотизм, любовь к своей стране – необходимо беречь и защищать богатства недр России. ­   формирование   оценочной   деятельности   –   оценивать   богатство,   разнообразие   и   размещение   месторождений   полезных ископаемых нашей страны, оценивать степень угрозы для жизни людей при землетрясении и извержении вулканов. ­ профессионального самоопределения – рассказ о профессии геолога, эколога. Метапредметные:  ­ развитие познавательной активности – формирование новых понятий на уроке, новых знаний о уже известных явлениях и процессах; ­ логического мышления – материал о причина движения литосферных плит,  материал о свойствах литосферы, земной коры, различных по происхождению горных пород и минералов. ­ наблюдательности – рассмотреть изображения горных пород и минералов на рисунках в учебнике и атласе и найти их в «Коллекции минералов и горных пород». ­ способность анализировать и преобразовывать информацию – прочитать текс на стр. 95­98, составить таблицу Вид горной породы Полезные ископаемые Магматические Граниты, базальты Руды разных металлов, алмазы. Как они сформировались Их свойства Из   магмы,   которая   в   процессе извержения   вулкана   выходит   на поверхность и застывает При   накоплении   обломков   других горных   пород   или   остатков организмов на поверхности суше или дне океана Из  осадочных и магматических ГП, подвергшихся   воздействию   высоких температур и давления   Твёрдые,   разных цветов и структуры Мягкие, поддаются разрушению   легко Твёрдые,   разных цветов и структуры.   Осадочные Метаморфические Природный   газ,   нефть,   уголь, щебень,   поваренную   соль,   песок, глина, мел, известняк Мрамор   (из   известняка),   кварцит (из песчаника), гнейс (из гранита). ­ умения рационально использовать время; ­ совершенствовать умения работать с различными источниками информации при заполнении таблицы (текст учебника, карты атласа, коллекция минералов и горных пород); ­ организовывать свою деятельность, умение работать в группе; ­ развитие межпредметных связей с химией, физикой, экологией. 1) Личностные:  формирование   ценностного   отношения   к   знаниям   (обращать   внимание   учащихся   на   то,   что   надо тщательно   готовить   домашнее   задание.   при   проверке   домашнего   задания   устно   ответить   на   вопросы),   развитие познавательных   и   творческих   способностей   и   интересов   через   материал   домашнего   и   нового   параграфа   и практическую работу на уроке. 2) Регулятивные:  ­ ставить учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно (что вам  уже известно из курса «Окружающий мир» о внутреннем строении Земли, земной коре, минералах, горных породах, полезных ископаемых?) и того, что ещё не известно; ­   сравнивать   полученные   результаты   с   ожидаемыми   –   после   заполнения   таблицы,   выяснить   с   учащимися,   какие сведения по теме были для них неизвестны; ­ работать по инструкционной карточке, определять последовательность выполнения работы.        3) Познавательные:  ­ Логические: решать учебные проблемные задачи, систематизировать информацию, выявлять причинно­следственные связи (через изучение нового материала, практическую работу) ­  Общеучебные:  работа   с   текстом   и   внетекстовыми   компонентами:   составление   тезисного   плана,   выводов   (о   причинах движения литосферных плит, о свойствах земного ядра, о происхождении горных пород и минералов), перевод информации из одного вида в другой (текст в таблицу). ­ Знаково­символические: работа с различными картами атласа.        4) Коммуникативные: кратко формулировать мысли в письменной и устной форме, развитие навыков сотрудничества, толерантного отношения к чужому мнению, освоение основных социальных ролей и правил.   «Литосфера»,   «земная   кора»,   движениях   земной   коры,   «плита»,   «рельеф»,   особенности   внутреннего   строения   Земли, «минералы», «горные породы», «полезные ископаемые». История, химия, физика, экология. Физико­географическая карта России. Тектоническая карта России, атласы, плакат «Внутреннее строение Земли», текст учебника, раздаточный материал, коллекция «Минералы и горные породы», ноутбук, интерактивная доска, мультимедийный проектор, фото горных порол и минералов. Фронтальная, индивидуальная и групповая (в малых группах). УУД Основные понятия Межпредметные связи Ресурсы: ­основные ­дополни­ тельные Форма организации деятельности учащихся   на уроке Технология Урок построен в режиме технологии системно­деятельностного подхода.  Задание на дом параграф 20, доделать таблицу в тетради. Структура урока на основе системно­деятельностного подхода Деятельность учащихся, её содержание, формы и методы Взаимодействуют   с   учителем   во   время беседы.   Включаются   в   деятельность. Слушают   стихотворение,   разгадывают загадки. Этапы урока 1. Самоо пределение   к деятельности. Мотивационн ый Деятельность  учителя, её содержание формы и методы   Проверяет   готовность   к   уроку. Обеспечивает   эмоциональный   настрой на   учебную   деятельность,   создаёт условия для возникновения внутренней потребности   включения   в   учебную деятельность. Посредством использования   стихов   и   загадок   по теме. Раз – кружочек, Два – кружочек, Три – кружочек, Снова круг... Сколько разных оболочек! Не Земля, а просто лук! Земля устроена хитро Сложней любой игрушки: Внутри находится ЯДРО, Но не ядро от пушки! Потом, представьте, МАНТИЯ УУД     мотивация Личностные:  учения, смыслообразования (уметь находить ответ на вопрос: «какое значение имеет для меня учение»), нравственно­этического оценивания. Регулятивные:  волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии Коммуникативные:  сотрудничество   с собеседниками,   использование   речевых средств   общения,   умение   вести   беседу, кратко   формулировать   мысли   в   устной форме. Познавательные:  общеучебные   –   работа   с ресурсами. Лежит внутри Земли. Но не такая мантия, Что носят короли! Потом – ЛИТОСФЕРА (Земная кора). Выбрались мы на поверхность, Ура! Загадки в Приложении 1.   умений   и ­Актуализация   знаний, навыков, достаточных для построения нового способа действий. Что вам уже известно из курса «Окружающий мир» про   внутреннее   строение   Земли, горные   породы? минералы   и   Вспомните,   какие   гипотезы   о происхождении   Земли   мы   изучили? Какой была Земля 4,5 млрд. лет назад? Что вам известно о строении Земли и её твёрдой оболочке? соответствующих ­Тренировка мыслительных   операций.   Назовите типы   горных   пород.   Что   такое минералы и горные породы? ­Создание   проблемной   ситуации, фиксация   затруднений   учащихся   в индивидуальной деятельности. (Сможете   ли   вы   найти   в   моей коллекции минералов и горных пород гранит, базальт, уголь, мел, песчаник, мрамор?) учителем ­Организация коммуникативной деятельности учащихся по исследованию возникшей проблемной   ситуации.   Ответим   на вопросы, прочитаем текст параграфа.         2.Актуализац ия   знаний   и фиксация затруднений в деятельности 3.Организаци я   учебной задачи, проблемной ситуации. Выполняют   пробное   учебное   действие. Рассмотрите   рисунок   «Внутреннее строение Земли». Объясните, как строение Земли   доказывает   некоторые   изученные гипотезы о её происхождении? Анализируют   предложенный   материал. Прочитайте текст на стр. 109 и расскажите о составе и свойствах минералов и горных пород. Формируют   собственные   затруднения   и устанавливают   их   причины.   Ответ   на вопрос сформировались магматические, и метаморфические   горные   породы   требует внимательного изучения текста параграфа. осадочные как         границ формирование   Личностные:  собственного знания и «незнания». Регулятивные:  ставить   учебные   задачи   на основе соотнесения того, что уже усвоено учащимися и того, что ещё неизвестно. Познавательные:  общеучебные   –   освоение начальных познавательной рефлексии.   Для   чего   нам   необходимы знания  о литосфере?  Почему  мы  изучаем состав   и   свойства   минералов   и   горных пород? Коммуникативные: кратко формулировать мысли в устной форме.   форм   алгоритмом, ­   Учащиеся   соотносят   свои   действия   с имеющимся   способом деятельности по изучению теоретического материала, структурирование, выполнение   практической   работы.   Чтобы его       Личностные:   воспитание   культуры   на уроке. Регулятивные: сверстников. Познавательные:  общеучебные контроль ответов – ­Определение   цели   деятельности   и формулирование темы урока Изучить внутреннее строение Земли и понятие «литосфера». 4.Первичное закрепление учебного материала. 5.Самостояте льная работа «минерал», Руководит   процессом   осуществления учебных   действий   по   намеченному плану.  1)Прочитаем   текст   с.94­95,   запишем понятие   «литосфера»,   2земная   кора», «рельеф» в тетрадь. 2)Разбираем   устно   понятия   «горная   порода»,   полезное ископаемое. 3)Помощь   при   выполнении   и оформлении   практической   работы. «Минералы   и   горные   породы». Обращает   внимание   на   инструкцию   к практической работе. Помогает поставить цель практической работы   (Какова   будет   цель   нашей работы? Узнать какие бывают горные породы   по   происхождению.   Свойства горных   пород)   Организует   работу   в малых   группах   (парную).   Создаёт ситуацию   успеха.   Попробуйте   сами определить   виды   горных   пород   и минералов,   используя   коллекция, фотографии и рисунки учебника.  выполнить   практическую   работу,   ребятам необходимо   выслушать   рассказ   учителя, прочитать   текст   в   учебнике,   рассмотреть минералы   и   горные   породы   в   коллекции. Оформить работу в тетради. ­   Выявление   учащимися   и   фиксация   ими затруднений. Трудно определить минералы и   горные   породы,   сложности   с оформлением практической работы. (читают   текст Учащиеся   изучают   параграфа после объяснения и записывают определения   в   тетрадь   Выполнение практической работы по плану.   умение   делать выдвижение   цели, умозаключения. Коммуникативные:  решения, собственного мнения.   взаимопомощь, выработка   общего   выражение Регулятивные:  умение   оценивать   свою работу. Регулятивные:  умение   оценивать   свою работу. Индивидуальная форма работы: ­самостоятельное   выполнение   учащимися задания   на   применение   нового   способа действия   (работа   с   коллекцией, фотографиями   и   рисунками   минералов, выполнение практической работы). ­осуществление самопроверки, пошагового сравнения с образцом (готовой таблицей на электронной доске). ­оценивание   своей   самостоятельной работы. 6.Включение Подбирает   задания,   в   которых ­Включение   новых   знаний   в   систему Коммуникативные:  построение новых   знаний в   систему   и повторение. тренируется использование изученного ранее   материала.   Вопросы   к   тексту параграфа,   вопросы   к   практической работе. знаний. Что по данной теме было известно? Что   нового   по   данной   теме   мы   узнали сегодня? ­Отработка   ранее   изученных   алгоритмов. Работа   с   текстом   и   рисунками   учебника. Работа с коллекцией минералов и горных пород. ­Подготовка к введению новых знаний на последующих уроках.     и взаимодействия продуктивного сотрудничества. Познавательные:  самостоятельное построение   новых   учебных   целей,   на основе   ранее   усвоенных   способов действий. Личностные:   формирование   эмпатии   как осознанного   понимания   чувств   других людей. 7.Рефлексия деятельности (итог урока) Побуждает   к   анализу   деятельности. Как вы оцените свою работу сегодня? Всё получилось или нет? Смогли ли мы закончить   практическую   работу   и выполнить поставленную цель? Акцентирует   внимание   на   конечных результатах деятельности учащихся на уроке. 8.Домашнее задание     следующего урока Тема «Землетрясения   и   вулканы».   К следующему   уроку   необходимо подготовить параграф 21, ответить на вопросы   к   нему,   вспомнить,   что   вам уже   известно   о   вулканах   и землетрясении. Индивидуальные задания:   презентация   на   тему «Вулканы».   Регулятивные:  оценка   –   выделение   и осознание   учащимися   того,   что   уже усвоено   и   что   ещё   подлежит   усвоению, осознание качества и уровня усвоения. Коммуникативные:  умение  выражать  свои мысли; формулировать собственное мнение и позицию.     ­Организация   учащимися   самооценки деятельности на уроке. ­Фиксация соответствия степени поставленной   цели   и   результатов   своей деятельности.   Что   такое   «литосфера», «горная порода», «минерал»? Для чего нам необходимы   полезные   ископаемые? Получилось   ли   у   вас   определить самостоятельно разные минералы и горные породы   и   ответить   на   вопрос   об   их происхождении? ­Определение целей   последующей   деятельности.   Какие   оболочки   Земли   мы должны изучить далее? Определяет объём и содержание домашней работы, относящейся к следующему этапу обучения. Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, в том числе во внутреннем плане; учитывать установленные   правила   в   планировании   и контроле   способа   решения;   осуществлять итоговый   и   пошаговый   контроль   по результату. Стихотворение Андрея Усачёва «Оболочки Земли». ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Раз – кружочек, Два – кружочек, Три – кружочек, Снова круг... Сколько разных оболочек! Не Земля, а просто лук! Земля устроена хитро Сложней любой игрушки: Внутри находится ЯДРО, Но не ядро от пушки! Потом, представьте, МАНТИЯ Лежит внутри Земли. Но не такая мантия, Что носят короли! Потом – ЛИТОСФЕРА (Земная кора). Выбрались мы на поверхность, Ура! Загадки по теме.  1. Без нее не побежит ни такси, ни мотоцикл, не поднимется ракета. Отгадайте, что же это?  2. На кухне у мамы помощник отличный, он синим цветом, расцветает от спички.  3. Она варилась долго в доменной печи, чтобы потом нам сделали ножницы, ключи.  4. Если встретишь на дороге, то увязнут сильно ноги. А сделать миску или вазу ­ она понадобится сразу.  5.Он нужен детворе, он на дорожках во дворе, он и на стройке, и на пляже. И он в стекле расплавлен даже.  6. Покрывают им дороги, улицы в селении, а еще он есть в цементе. Сам он удобрение.  7. По доске он бегает, нужное дело делает. Чертил, решал, раскрошился и пропал.  8. Без нее, ребята, повар просто как без рук, и становится вся каша несъедобной вдруг.  9.Что сначала в воде родится, а потом воды боится. 10. Черен, как ворон, а греет, как Солнце.  11. Белый, как сахар, но не сладкий.  Пока руки им не испачкаешь, ума­разума не наберешься. Практическая работа № 3 Тема: «Горные породы и минералы» ПРИЛОЖЕНИЕ 2   Цель: изучить происхождение, состав, свойства, размещение горных пород и минералов.   Оборудование: учебник, тетрадь, атлас, Физическая карта мира, физическая карта России в атласе, коллекция «Минералы и горные породы», фотографии минералов и горных пород. 1. Прочитайте текст на стр. 97­98 учебника, рассмотрите рисунки на стр. 95. 2. В коллекции минералов и горных пород найдите и внимательно рассмотрите базальт, гранит, пемзу, известняк, глину, песчаник, мрамор, сланец, гнейс, бурый железняк, уголь. 3. На физической карте России рассмотрите значки разных полезных ископаемых: железная руда, горючий сланец, строительные материалы. Ход работы 4. Заполните таблицу «Горные породы». Вид горной породы Как они сформировались? Их свойства Полезные ископаемые 5. Сделайте вывод о том, какая взаимосвязь между происхождением горных пород и их свойствами?

Технологическая карта урока географии на тему "Внутреннее строение Земли" (5 класс)

Технологическая карта урока географии на тему "Внутреннее строение Земли" (5 класс)

Технологическая карта урока географии на тему "Внутреннее строение Земли" (5 класс)

Технологическая карта урока географии на тему "Внутреннее строение Земли" (5 класс)

Технологическая карта урока географии на тему "Внутреннее строение Земли" (5 класс)

Технологическая карта урока географии на тему "Внутреннее строение Земли" (5 класс)

Технологическая карта урока географии на тему "Внутреннее строение Земли" (5 класс)

Технологическая карта урока географии на тему "Внутреннее строение Земли" (5 класс)

Технологическая карта урока географии на тему "Внутреннее строение Земли" (5 класс)

Технологическая карта урока географии на тему "Внутреннее строение Земли" (5 класс)

Технологическая карта урока географии на тему "Внутреннее строение Земли" (5 класс)

Технологическая карта урока географии на тему "Внутреннее строение Земли" (5 класс)

Технологическая карта урока географии на тему "Внутреннее строение Земли" (5 класс)

Технологическая карта урока географии на тему "Внутреннее строение Земли" (5 класс)

Технологическая карта урока географии на тему "Внутреннее строение Земли" (5 класс)

Технологическая карта урока географии на тему "Внутреннее строение Земли" (5 класс)

Технологическая карта урока географии на тему "Внутреннее строение Земли" (5 класс)

Технологическая карта урока географии на тему "Внутреннее строение Земли" (5 класс)

Технологическая карта урока географии на тему "Внутреннее строение Земли" (5 класс)

Технологическая карта урока географии на тему "Внутреннее строение Земли" (5 класс)

Технологическая карта урока географии на тему "Внутреннее строение Земли" (5 класс)

Технологическая карта урока географии на тему "Внутреннее строение Земли" (5 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.01.2017