Технологическая карта урока "Грибы"

  • Разработки уроков
  • docx
  • 17.02.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Технологическая карта урока по теме "Грибы" для учащихся 5 кл , обучающихся по УМК И.Н.Пономаревой. Урок носит проблемный и развивающий характер, способствует формированию личностных и предметных компетентностей, УУД. Карта представляет собой поэтапный план деятельности педагога и учащихся, разработаны сказка, физкульт минутки , презентации и тесты по данной теме.
Иконка файла материала техн кар -1.docx
Технологическая карта урока  Предмет Автор учебника Тема урока Тип урока Цели Оборудование: Методы проведения урока: Технологии: 5 Класс Биология  УМК И.Н.Пономаревой Грибы Учебное занятие по изучению и первичному закреплению новых знаний и способов деятельности Создать условия для:  ­ систематизации знаний учащихся о строении и жизнедеятельности грибов;  ­  формирования представлений у  учащихся  о грибах, их видах, особенностях строения и способах  размножения;  ­ формирования умений работать с рисунками, тренажёрами, микроскопами; ­ развития воображения, мыслительных операций: анализ, синтез, сравнение, обобщение; ­ воспитания мотивов, направленных на изучение живой природы и бережного отношения к ней;  компьютер, мультимедийный проектор микроскоп (1 на 2 учащихся), таблицы с изображением грибов, муляжи грибов. объяснение с использованием иллюстраций; лабораторная работа учащихся, тестирование с использованием ЭОР, самостоятельная работа с учебником и тетрадями на печатной основе. технология развития критического мышления, элементы проблемной технологии, работа в парах ,  ИКТ,  проблемное обучение, смысловое чтение, технология обучения в сотрудничестве. Предметные Создать организационные и содержательные  условия для изучения учащимися строения  грибов; Содействовать формированию  умения находить сходства и различия в строении грибов;  работать с ЦОР. Планируемые образовательные результаты Метапредметные способствовать развитию умения анализировать,  сравнивать строение разнообразных грибов:  (одноклеточных, плесневых, шляпочных),  использовать практические методы познания  (наблюдение), развитие навыка исследовательской работы учащихся;  вести наблюдение; способствовать формированию умения ставить  проблему, искать пути ее решения, работать с  разнообразными источниками информации для  решения проблемы. Личностные ­ положительное отношение к уроку; ­ формирование познавательных интересов и  мотивов, направленных на изучение живой  природы; ­ осознание необходимости  самосовершенствования; ­ способность адекватно судить о причинах  своего успеха или неуспеха в изучении  биологии; ­ корректировка своего поведения на уроке в соответствии с моральной нормой.  Основные понятия, изучаемые на уроке Признаки:  гифы­мицелий­микориза (грибокорень); плодовое тело; трубчатые, пластинчатые.Этап урока УУД № этапа 1 Организаци онный этап Организационная структура урока Деятельность учителя Добрый день, друзья! Я рада вас видеть, и очень хочу  начать работу с вами!  Проверьте, все ли у вас готово к уроку, все ли в классе? Настраиваемся на урок и начинаем работу учащихся Готовятся к уроку,  настраивают себя на  работу в группах Вре мя, мин 2 ЭОР компьютер, мультимед ийный  проектор Представьте, ребята, что вы находитесь в лесу. (1 сл.) Лес… Это сказочный мир доброго царя Берендея.  Присмотритесь и прислушайтесь… Лес полон загадок и таинств. Он многих приютил. Здесь живут звери и  птицы, ящерицы и лягушки, жуки и бабочки. А сколько в нем разнообразных ягод и грибов! Крупные и мелкие  цветки смотрят на нас из травы. Они умоляют человека  не рвать, а понюхать их, приглашают всех  полюбоваться, порадоваться красоте, вдохнуть чистый  и добрый лесной воздух. ­Ребята, на урок я пришла с корзинкой. В ней спрятано  то, что мы сегодня будем изучать. Эти живые существа  любители поиграть в игру под названием «Найди меня». Но самое интересное в том, что учёные долгое время не могли решить, что это вообще такое. Сначала они были  отнесены к растениям потом к животным, и, наконец, в  5 Слушают учителя,  звуки леса выполняют  задание, находят  ключевое слово грибы,  узнают предмет  изучения науки  микология Воспринимают  информацию,  Виртуальна Регулятивные:  волевая  саморегуляция,  целеполагание как  постановка  учебной задачи на  основе  соотнесения того,  что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще  неизвестно. Личностные:   сформированность познавательных  интересов и  мотивов Познавательные:  слушать вопросы  учителя, выдвигать гипотезы и  обосновывать их; Коммуникативные: планирование  учебного  сотрудничества с  учителем и  сверстниками –  определение целей, функций  участников,  способов  взаимодействия. 2 Этап  актуализаци и  субъектного опыта  учащихсясообщаемую учителем. Отвечают на вопросы  учителя. Называют тему урока,  ставят перед собой  цели. Записывают тему  урока. я школа  Кирилла и  Мефодия.  Уроки  биологии.  Растения.  Бактерии.  Грибы. 5  класс. 19 веке один учёный предложил выделить их в особое  царство. ­Для того, чтобы отгадать, что лежит в корзинке,  предлагаю отгадать загадку: Под сосною у дорожки  Кто стоит среди травы?  Ножка есть, но нет сапожка,  Шляпка есть – нет головы.  ­Кто догадался, какова тема нашего урока? (2 сл.) ­Какие цели вы поставите перед собой? Сегодня вы — исследователи. Вам предстоит  совершить открытие в области микологии. Для того, чтобы узнать что это за наука, что она изучает, вам  необходимо выполнить следующее задание:  Постановка проблемы в виде показа презентации о  грибах ( шляпочных грибах) с интересными  фактами.  Ребята,  сегодня мы будем  говорить об удивительных организмах: ­Некоторые из них светятся  ­некоторые источают запахи ­некоторые увеличиваются в размере на 50 см за 2 часа  Как вы думаете о каких организмах идет речь? А)   Молодцы,   правильно.   Посмотрите   на   слайд   и скажите о каких грибах шла речь в вопросе. Б) Речь идет о грибах ­ посмотрите на слайд, опята – они светятся, плесень придает запах сыру и  увеличивается в размерах. Ребята, кто догадался, что изучает наука микология?  Какая у нас тема урока? (Грибы) Что мы на уроке будем изучать? (Грибы). Записывает  тему урока на доске. Давайте рассмотрим слайды. (Анализ слайдов).  Актуализация знаний учащихся по изучаемой теме (что  я знаю о грибах) Какие задачи мы поставим перед собой на сегодняшнем уроке?3 Этап  изучения  новых  знаний и  способов  деятельност и Познавательные:  извлечение  необходимой  информации,  анализ объектов с  целью выделения  признаков, обобщение и  синтезирования; Коммуникативные сотрудничество с  учителем и  сверстниками. Личностные: формировать  умение  способности к  саморазвитию ­ выяснить, какие бывают грибы; ­ зарисовать увиденное; ­ особенности их строения; ­ выяснить, какие грибы съедобные, а какие ядовитые; ­ какое значение имеют грибы. Скажите   вы   знаете,   что   такое   грибы   и   как   они выглядят? Наверняка вы видели грибы хотя бы раз в жизни.   Давайте   проверим,   отберите   из   предметов, разложенных на столе те, которые вы считаете грибами.        Оказывается, на практике мы знаем о грибах не так  уж и много. К грибам относятся не только шляпочные  грибы, но и дрожжи которые используются в  хлебопочении, плесень из которой выделяют  антибиотики и другие 1.  Заполнить таблицу  в тетради на печатной основе. ­  А теперь такое задание: объясните названия грибов: Зеленушка – шляпка зеленая. (3 сл.) Волнушка – из­за рисунков этих, волн, волнушкой и  зовут. (4 сл.) Лисички – эти грибы всегда растут россыпью,  семейкой. Издали семейка рыжая, может лисенком  показаться. За что назвали? Да за цвет лисий, наверное,  и за повадки хитрые, гибкие – искать нужно, прячутся.  (5 сл.) Масленок – шляпка, словно маслом помазана, блестит,  из рук выскальзывает. (6 сл.) Мухомор   отрава, для мух погибель, если настойку из этого гриба  приготовить. (7 сл.) Подберезовик   Опенок ­ вокруг пня растет. (9 сл.) Сморчок – сморщенный весь, шляпка смятая,  сплющенная. (10 сл.)   – мух морит. Красив, но ядовит. Для людей    – под березами растет. (8 сл.) 15 Воспринимают  информацию; Выделяют  существенные признаки процессов  жизнедеятельности  грибов. Работают  с  муляжами и живыми  объектами. Выполняют работу в  тетрадях.5 Мультимед ийный  тренажёр Воспринимают  информацию; Выделяют  существенные признаки процессов  жизнедеятельности  грибов. Отвечают на  вопросы Учащиеся выполняют  задания 5 4 5 Этап  первичной  проверки  понимания  изученного  Познавательные:  принятие участия  в обсуждении, анализ объектов с  целью выделения  необходимых  признаков Коммуникативные управление  поведением  партнера; Этап  закрепления изученного  Регулятивные:  контроль,  коррекция,  выделение и  осознание того,  что уже усвоено и  что подлежит  усвоению,  осознание качества и уровня усвоения Личностные:  формирование  интеллектуальных  умений  Познавательные:  поиск и выделение  необходимой  информации 1. ­ Итак, что вы узнали о грибах? Мозговой штурм ­Чем трубчатые грибы отличаются от пластинчатых? ­ Как грибы питаются? ­ Как грибы размножются? ­ К каким грибам относятся дрожжи? ­ Какие вы знаете ядовитые грибы? 2.Физкультминутка: Утром дети в лес пошли  (ходьба на месте) И в лесу грибы нашли   (размеренное приседание) Наклонялись, собирали, (наклоны вперёд) По дороге растеряли.  (разведение рук в стороны ) Мама дальше всех пошла, (ходьба на месте) Больше всех грибов нашла! (круговое движение рук) Раз –грибок, два – грибок, три –грибок.( наклоны  вперёд Вот и полон кузовок!(вытягивание рук вперёд)   1   уровень   сложности.   Тест   Выполните   задание, правильное или неправильное суждение 1.Грибы не имеют хлоропластов и других пластид 2.Гифы ­ это корни 3.Все грибы растут в лесах 4.Грибы имеют грибницу, состоящую из нитей гифов. 5.Все грибы ­ это многоклеточные организмы 6.Тело   шляпочного   гриба   состоит   из   переплетенных нитей­ гифов 7.Грибы­низшие растения 8.В   клеточных   стенках   грибов,   как   в   покровах   тела раков,   насекомых,   имеется   органическое   вещество­ хитин 9. Грибы ­ гетеротрофы 10. Среди грибов встречаются как одноклеточные, так и многоклеточные  Ответы:  Да­1,4,6,8,9,10  Нет­2,3,5,7Физкультминутка для глаз « Осень” https://www.youtube.com/watch? v=ykY7A0qr47c 6 7 8 9 Этап  обобщения  и  систематиза ции Этап  информаци и о  домашнем  задании Этап  подведения  итогов  учебного  занятия Рефлексия Предлагает тестирование с использованием ЭОР  Правила поведения в лесу ­Вы их послушайте и запомните  «Дети, приходя в лес, не шумите, не ломайте ветки, не разоряйте  муравейники и птичьи гнезда. Не срывайте цветы,  которые там растут. Собирайте только известные,  съедобные грибы, а ядовитые обходите стороной, не  трогая их». Регулятивные:  контроль,  коррекция,  выделение и  осознание того,  что уже усвоено,  осознание качества и уровня усвоения Личностные:  формирование  интеллектуальных  умений Решают тесты в парах Тестирован ие с  использова нием ЭОР Объясняет сущность домашнего задания. Предлагает  дома прочитать параграф учебника , ответить на   вопросы  Фиксируют  информацию,  участвуют в беседе 1. Достиг ли ты целей урока? Даёт качественную оценку работы класса и отдельных  уч­ся.   Закончите предложение:  теперь я знаю....  у меня вызвало затруднение...  теперь я могу.... Фиксируют выводы Коммуникативные: умения с  достаточной  Закончите предложение:  Отвечают на вопросы  учителя, заканчивают  предложения 6 2 3 2на уроке мне было интересно..... сегодня меня удивило..... полнотой и  точностью  выражать свои  мысли, слушать  товарища.  Личностные:  способность  адекватно судить о причинах своего  успеха или  неуспеха в  изучении  биологии.