Технологическая карта урока по теме "Грибы" для учащихся 5 кл , обучающихся по УМК И.Н.Пономаревой. Урок носит проблемный и развивающий характер, способствует формированию личностных и предметных компетентностей, УУД. Карта представляет собой поэтапный план деятельности педагога и учащихся, разработаны сказка, физкульт минутки , презентации и тесты по данной теме.
Технологическая карта урока
Предмет
Автор учебника
Тема урока
Тип урока
Цели
Оборудование:
Методы проведения урока:
Технологии:
5
Класс
Биология
УМК И.Н.Пономаревой
Грибы
Учебное занятие по изучению и первичному закреплению новых знаний и способов деятельности
Создать условия для:
систематизации знаний учащихся о строении и жизнедеятельности грибов;
формирования представлений у учащихся о грибах, их видах, особенностях строения и способах
размножения;
формирования умений работать с рисунками, тренажёрами, микроскопами;
развития воображения, мыслительных операций: анализ, синтез, сравнение, обобщение;
воспитания мотивов, направленных на изучение живой природы и бережного отношения к ней;
компьютер, мультимедийный проектор
микроскоп (1 на 2 учащихся), таблицы с изображением грибов, муляжи грибов.
объяснение с использованием иллюстраций; лабораторная работа учащихся, тестирование с использованием ЭОР,
самостоятельная работа с учебником и тетрадями на печатной основе.
технология развития критического мышления, элементы проблемной технологии, работа в парах , ИКТ,
проблемное обучение, смысловое чтение, технология обучения в сотрудничестве.
Предметные
Создать организационные и содержательные
условия для изучения учащимися строения
грибов;
Содействовать формированию умения находить
сходства и различия в строении грибов;
работать с ЦОР.
Планируемые образовательные результаты
Метапредметные
способствовать развитию умения анализировать,
сравнивать строение разнообразных грибов:
(одноклеточных, плесневых, шляпочных),
использовать практические методы познания
(наблюдение), развитие навыка исследовательской
работы учащихся; вести наблюдение;
способствовать формированию умения ставить
проблему, искать пути ее решения, работать с
разнообразными источниками информации для
решения проблемы.
Личностные
положительное отношение к уроку;
формирование познавательных интересов и
мотивов, направленных на изучение живой
природы;
осознание необходимости
самосовершенствования;
способность адекватно судить о причинах
своего успеха или неуспеха в изучении
биологии;
корректировка своего поведения на уроке в
соответствии с моральной нормой.
Основные понятия, изучаемые на уроке
Признаки: гифымицелиймикориза (грибокорень); плодовое тело; трубчатые, пластинчатые.Этап урока
УУД
№
этапа
1
Организаци
онный этап
Организационная структура урока
Деятельность
учителя
Добрый день, друзья! Я рада вас видеть, и очень хочу
начать работу с вами!
Проверьте, все ли у вас готово к уроку, все ли в классе?
Настраиваемся на урок и начинаем работу
учащихся
Готовятся к уроку,
настраивают себя на
работу в группах
Вре
мя,
мин
2
ЭОР
компьютер,
мультимед
ийный
проектор
Представьте, ребята, что вы находитесь в лесу. (1 сл.)
Лес… Это сказочный мир доброго царя Берендея.
Присмотритесь и прислушайтесь… Лес полон загадок и
таинств. Он многих приютил. Здесь живут звери и
птицы, ящерицы и лягушки, жуки и бабочки. А сколько
в нем разнообразных ягод и грибов! Крупные и мелкие
цветки смотрят на нас из травы. Они умоляют человека
не рвать, а понюхать их, приглашают всех
полюбоваться, порадоваться красоте, вдохнуть чистый
и добрый лесной воздух.
Ребята, на урок я пришла с корзинкой. В ней спрятано
то, что мы сегодня будем изучать. Эти живые существа
любители поиграть в игру под названием «Найди меня».
Но самое интересное в том, что учёные долгое время не
могли решить, что это вообще такое. Сначала они были
отнесены к растениям потом к животным, и, наконец, в
5
Слушают учителя,
звуки леса выполняют
задание, находят
ключевое слово грибы,
узнают предмет
изучения науки
микология
Воспринимают
информацию,
Виртуальна
Регулятивные:
волевая
саморегуляция,
целеполагание как
постановка
учебной задачи на
основе
соотнесения того,
что уже известно и
усвоено учащимся,
и того, что еще
неизвестно.
Личностные:
сформированность
познавательных
интересов и
мотивов
Познавательные:
слушать вопросы
учителя, выдвигать
гипотезы и
обосновывать их;
Коммуникативные:
планирование
учебного
сотрудничества с
учителем и
сверстниками –
определение целей,
функций
участников,
способов
взаимодействия.
2
Этап
актуализаци
и
субъектного
опыта
учащихсясообщаемую учителем.
Отвечают на вопросы
учителя.
Называют тему урока,
ставят перед собой
цели.
Записывают тему
урока.
я школа
Кирилла и
Мефодия.
Уроки
биологии.
Растения.
Бактерии.
Грибы. 5
класс.
19 веке один учёный предложил выделить их в особое
царство.
Для того, чтобы отгадать, что лежит в корзинке,
предлагаю отгадать загадку:
Под сосною у дорожки
Кто стоит среди травы?
Ножка есть, но нет сапожка,
Шляпка есть – нет головы.
Кто догадался, какова тема нашего урока? (2 сл.)
Какие цели вы поставите перед собой?
Сегодня вы — исследователи. Вам предстоит
совершить открытие в области микологии. Для того,
чтобы узнать что это за наука, что она изучает, вам
необходимо выполнить следующее задание:
Постановка проблемы в виде показа презентации о
грибах ( шляпочных грибах) с интересными
фактами.
Ребята, сегодня мы будем говорить об удивительных
организмах:
Некоторые из них светятся
некоторые источают запахи
некоторые увеличиваются в размере на 50 см за 2 часа
Как вы думаете о каких организмах идет речь?
А) Молодцы, правильно. Посмотрите на слайд и
скажите о каких грибах шла речь в вопросе.
Б) Речь идет о грибах посмотрите на слайд, опята –
они светятся, плесень придает запах сыру и
увеличивается в размерах.
Ребята, кто догадался, что изучает наука микология?
Какая у нас тема урока? (Грибы)
Что мы на уроке будем изучать? (Грибы). Записывает
тему урока на доске.
Давайте рассмотрим слайды. (Анализ слайдов).
Актуализация знаний учащихся по изучаемой теме (что
я знаю о грибах)
Какие задачи мы поставим перед собой на сегодняшнем
уроке?3
Этап
изучения
новых
знаний и
способов
деятельност
и
Познавательные:
извлечение
необходимой
информации,
анализ объектов с
целью выделения
признаков,
обобщение и
синтезирования;
Коммуникативные
сотрудничество с
учителем и
сверстниками.
Личностные:
формировать
умение
способности к
саморазвитию
выяснить, какие бывают грибы;
зарисовать увиденное;
особенности их строения;
выяснить, какие грибы съедобные, а какие ядовитые;
какое значение имеют грибы.
Скажите вы знаете, что такое грибы и как они
выглядят? Наверняка вы видели грибы хотя бы раз в
жизни. Давайте проверим, отберите из предметов,
разложенных на столе те, которые вы считаете грибами.
Оказывается, на практике мы знаем о грибах не так
уж и много. К грибам относятся не только шляпочные
грибы, но и дрожжи которые используются в
хлебопочении, плесень из которой выделяют
антибиотики и другие
1. Заполнить таблицу в тетради на печатной основе.
А теперь такое задание: объясните названия грибов:
Зеленушка – шляпка зеленая. (3 сл.)
Волнушка – изза рисунков этих, волн, волнушкой и
зовут. (4 сл.)
Лисички – эти грибы всегда растут россыпью,
семейкой. Издали семейка рыжая, может лисенком
показаться. За что назвали? Да за цвет лисий, наверное,
и за повадки хитрые, гибкие – искать нужно, прячутся.
(5 сл.)
Масленок – шляпка, словно маслом помазана, блестит,
из рук выскальзывает. (6 сл.)
Мухомор
отрава, для мух погибель, если настойку из этого гриба
приготовить. (7 сл.)
Подберезовик
Опенок вокруг пня растет. (9 сл.)
Сморчок – сморщенный весь, шляпка смятая,
сплющенная. (10 сл.)
– мух морит. Красив, но ядовит. Для людей
– под березами растет. (8 сл.)
15
Воспринимают
информацию;
Выделяют
существенные признаки
процессов
жизнедеятельности
грибов. Работают с
муляжами и живыми
объектами.
Выполняют работу в
тетрадях.5
Мультимед
ийный
тренажёр
Воспринимают
информацию;
Выделяют
существенные признаки
процессов
жизнедеятельности
грибов. Отвечают на
вопросы
Учащиеся выполняют
задания
5
4
5
Этап
первичной
проверки
понимания
изученного
Познавательные:
принятие участия
в обсуждении,
анализ объектов с
целью выделения
необходимых
признаков
Коммуникативные
управление
поведением
партнера;
Этап
закрепления
изученного
Регулятивные:
контроль,
коррекция,
выделение и
осознание того,
что уже усвоено и
что подлежит
усвоению,
осознание качества
и уровня усвоения
Личностные:
формирование
интеллектуальных
умений
Познавательные:
поиск и выделение
необходимой
информации
1. Итак, что вы узнали о грибах? Мозговой штурм
Чем трубчатые грибы отличаются от пластинчатых?
Как грибы питаются?
Как грибы размножются?
К каким грибам относятся дрожжи?
Какие вы знаете ядовитые грибы?
2.Физкультминутка:
Утром дети в лес пошли (ходьба на месте)
И в лесу грибы нашли (размеренное приседание)
Наклонялись, собирали, (наклоны вперёд)
По дороге растеряли. (разведение рук в стороны )
Мама дальше всех пошла, (ходьба на месте)
Больше всех грибов нашла! (круговое движение рук)
Раз –грибок, два – грибок, три –грибок.( наклоны
вперёд
Вот и полон кузовок!(вытягивание рук вперёд)
1 уровень сложности. Тест Выполните задание,
правильное или неправильное суждение
1.Грибы не имеют хлоропластов и других пластид
2.Гифы это корни
3.Все грибы растут в лесах
4.Грибы имеют грибницу, состоящую из нитей гифов.
5.Все грибы это многоклеточные организмы
6.Тело шляпочного гриба состоит из переплетенных
нитей гифов
7.Грибынизшие растения
8.В клеточных стенках грибов, как в покровах тела
раков, насекомых, имеется органическое вещество
хитин
9. Грибы гетеротрофы
10. Среди грибов встречаются как одноклеточные, так
и многоклеточные
Ответы: Да1,4,6,8,9,10
Нет2,3,5,7Физкультминутка для глаз « Осень”
https://www.youtube.com/watch?
v=ykY7A0qr47c
6
7
8
9
Этап
обобщения
и
систематиза
ции
Этап
информаци
и о
домашнем
задании
Этап
подведения
итогов
учебного
занятия
Рефлексия
Предлагает тестирование с использованием ЭОР
Правила поведения в лесу
Вы их послушайте и запомните «Дети, приходя в лес,
не шумите, не ломайте ветки, не разоряйте
муравейники и птичьи гнезда. Не срывайте цветы,
которые там растут. Собирайте только известные,
съедобные грибы, а ядовитые обходите стороной, не
трогая их».
Регулятивные:
контроль,
коррекция,
выделение и
осознание того,
что уже усвоено,
осознание качества
и уровня усвоения
Личностные:
формирование
интеллектуальных
умений
Решают тесты в парах
Тестирован
ие с
использова
нием ЭОР
Объясняет сущность домашнего задания. Предлагает
дома прочитать параграф учебника , ответить на
вопросы
Фиксируют
информацию,
участвуют в беседе
1. Достиг ли ты целей урока?
Даёт качественную оценку работы класса и отдельных
учся.
Закончите предложение:
теперь я знаю....
у меня вызвало затруднение...
теперь я могу....
Фиксируют выводы
Коммуникативные:
умения с
достаточной
Закончите предложение:
Отвечают на вопросы
учителя, заканчивают
предложения
6
2
3
2на уроке мне было интересно.....
сегодня меня удивило.....
полнотой и
точностью
выражать свои
мысли, слушать
товарища.
Личностные:
способность
адекватно судить о
причинах своего
успеха или
неуспеха в
изучении
биологии.