Технологическая карта урока химии 11 класс "Гидролиз солей"
Оценка 5

Технологическая карта урока химии 11 класс "Гидролиз солей"

Оценка 5
Разработки уроков
doc
химия
11 кл
25.03.2017
Технологическая карта урока химии 11 класс "Гидролиз солей"
Технологическая карта урока в соответствии с требованиями ФГОС Ф.И. Мартыненко О.В. Класс: 11 УМК: О.С.Габриелян Предмет: химия Тема урока: Гидролиз солей Тип урока: урок открытия новых знаний Место и роль урока в изучаемой теме: 5 урок в теме «Химические реакции» Цель урока: сформировать понятие о типах гидролиза солей Задачи урок: 1. Сформировать понятие о правилах составления уравнений реакций гидролиза; 2. Конкретизировать понятие об ионных реакциях в растворах электролитов; 3. Сформировать умения определять характер среды растворов солей по их составу; 4. Продолжить формирований умений формулировать проблему, выдвигать гипотезу, сравнивать, проводить анализ экспери-ментальных данных, делать выводы. Оборудование: инструктивные карты; оборудование для проведения лабораторного опыта: универсальный индикатор, растворы AlCl3, Na2CO3, NaCl.
Технологическая карта урока химии 11 класс.doc

Технологическая карта урока в соответствии с требованиями ФГОС

Ф.И.  Мартыненко О.В.

Класс: 11

УМК: О.С.Габриелян

Предмет: химия

Тема урока: Гидролиз солей

Тип урока: урок открытия новых знаний

Место и роль урока в изучаемой теме: 5 урок в теме «Химические реакции»

Цель урока: сформировать понятие о типах гидролиза солей

Задачи урок:

  1. Сформировать понятие о правилах составления уравнений реакций гидролиза;
  2. Конкретизировать понятие об ионных реакциях в растворах электролитов;
  3. Сформировать умения определять характер среды растворов солей по их составу;
  4. Продолжить формирований умений формулировать проблему, выдвигать гипотезу, сравнивать, проводить анализ экспериментальных данных, делать выводы.

Оборудование: инструктивные карты; оборудование для проведения лабораторного опыта: универсальный индикатор, растворы AlCl3, Na2CO3, NaCl.

 

Планируемые результаты

 

Предметные знания, предметные действия

УУД

 

регулятивные

познавательные

коммуникативные

личностные

Знать понятие «гидролиз». Уметь определять среду растворов солей.

 

Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

Выполнять учебные действия и контролировать в соответствии с поставленной задачей.

Сравнивать результат с  образцом и оценивать свою деятельность.

Планировать учебное сотрудничество;

Работать по плану, инструкции.

 Анализировать информацию учебника.

Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.

Проводить классификацию, обосновывать ее, делать выводы.

 

Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности с одноклассниками.

Уметь оформлять свои мысли в устной речи, уметь слушать и понимать речь других.

Аргументировать свою позицию, проявлять активность в решении познавательных задач.

Формировать умения взаимодействовать в паре, группе.

 

Проявлять учебно-познавательный интерес к учебному материалу.

Понимать причины успеха и неуспеха в учебной деятельности.

Выражать положительное отношение к процессу познания.

Применять навыки  сотрудничества в группе.

Формы работы: фронтальная, работа в группах, индивидуальная

Ход урока

 

 

Этап урока

Задача, которая должна быть решена (в рамках достижения планируемых результатов работы)

Формы организации деятельности учащихся

Действия педагога по организации деятельности учащихся

Действия учащихся

Результат взаимодействия учителя и учащихся по достижению планируемых результатов урока

Диагностика достижения планируемых результатов урока

1.

Организационный

момент

Создание условий осознанного вхождения учащихся в деятельность на уроке.

Фронтальная

На предыдущем уроке мы рассмотрели химические свойства солей, т.е.закономерности их взаимодействия с растворами кислот, щелочей и других солей.

На сегодняшнем уроке мы познакомимся еще с одним важнейшим, но пока еще не известным вам свойством солей.

Учитель просит учащихся проанализировать содержание заданий инструктивных карт и высказать свои предложения.

Ученики слушают. Проверяют готовность инструктивных карт и оборудования к уроку.

 

 

 

 

 

Ответы учащихся.

Л: воспринимать речь учителя, выражать положительное отношение к процессу познания

Р.нацеливание на успешную работу

К: аргументировать свои суждения

 

2.

Актуализация знаний

 

 

 

Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания».

 

Фронтальная

Организует работу по повторению изученного материала.

Вопросы для беседы:

1.      Как определяется состав средних солей?

2.      Каковы способы получения солей?

3.      На какой из этих способов получения солей мы обращали наибольшее внимание?

4.      Можно ли считать эти схемы отражающими процесс получения солей?

 NaOH +HCl=

Al(OH)3 +HCl=

NaOH +H2O+CO2=

 

Запишите уравнения этих реакций в молекулярном и ионном видах.

Как называются эти реакции? Почему?

Учитель: Однако когда речь ведут о растворах, в действие вступают законы электролитической диссоциации. Подтвердятся ли наши предположения о характере растворов солей с точки зрения этой теории?

В:

1.      Что происходит с солями при их растворении в воде? Запишите в таблицу 1 (см.приложения) уравнения диссоциации солей, образующихся в результате вышезаписанных реакций.

2.      Является ли признаком химической реакции изменение окраски индикатора? Почему?

3.      Какие ионы обнаруживабтся в растворах с помощью индикатора?

4.      Образуются ли этиионы при диссоциации ранее рассмотренных солей?

Учитель. Но чтобы до конца быть объективными, любые теоретические рассуждения подтверждаются практическим экспериментом.

Определите индикаторм характре предложенных растворв солее и заполните таблицу 1 (см.инструктивную карту). Прокомментируйте полученные результаты.

Отвечают на вопросы учителя.

Три ученика у доски, остальные-в тетрадях.

Формулируют и записывают вывод: реакция нейтрализации названа так потому, что действие кислоты нейтрализуется действием основания, и, следовательно, соли в растворе имеют нейтральную среду.

Отвечают на вопросы учителя.

Формулируют и записывают вывод: ТЭД тоже подтверждает нейтральность среды в растворах солей.

Выполняют лабораторный опыт. Заполняют таблицу в инструктивной карте.

Формулируют и записывают вывод: опыт вступает в противоречие с рассмотренными ранее теориями. В реальности растворы солей наряду с нейтральной могут иметь и кислую, и щелочную среду, хотя  и не образуют при диссоциации ни катионы водорода, ни гидроксид-ионы

 

 

 

 

 

 

К: формирование умения ясно и чётко излагать свою точку зрения.

П: анализ объектов.

Р: контроль, коррекция; прогнозирование

 

3.

Целеполагание (выход на тему урока и цель совместно с учащимися)

 

Формирование цели учениками.

Фронтальная

В:

1.      С чем связано это явление?

2.      От чего оно зависти?

3.      Учитель помогает сформулировать гипотезу, проблему урока.

Отвечают на вопросы учителя

Формулируют проблему, гипотезу, цели и задачи урока. Проблема урока: почему растворы солей изменяют окраску индикатора?

Гипотеза: если растворы изменяют окраску индикатора, значит, в них присутствуют катионы водорода или гидроксид-анионы.

Цель урока: выяснить механизм образования катионов водорода и гидроксид-анионов в растворах солей.

Тема урока. Взаимодействие ионов соли с молекулами воды-гидролиз солей.

Задачи урока:

- научиться определять среду раствора соли;

- научиться записывать уравнения реакций гидролиза солей

П:умение структурирровать знания

К:оформлять свои мысли в устной форме

Р:определять и формулировать тему, цель и задачи на урок с помощью учителя

 

 

4.

Изучение нового материала

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Организация коммуникативного взаимодействия

Фронтальная

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Организует учащихся на исследование проблемной ситуации

Рассказ.

Чуть раньше мы с вами отметили, что изменение окраски индикаторов является признаком химической реакции, и именно этот признак вы наблюдали при проведении лабораторного опыта. А поскольку во всех трех случаях мы имели с вами систему соль+вода, следовательно, именно между этими веществами и осуществлялось взаимодействие, приводящее к накоплению катионов водорода или гидроксид-ионов.

Вопросы:

_попробуйте проанализировать состав исследуемых солей на основании уравнений реакций их получения и заполните таблицу 2 (см.инструктивную карту 1).

Прокомментируйте свои записи.

_Ионами каких электролитов образованы соли, создающие кислую и щелочную среду раствора?

Составляют план достижения цели и определяют средства.

Слушают учителя.

Отвечают на вопросы

Формулируют и записывают вывод: среда раствора солей зависти от их состава.

К: планирование учебного сотрудничества. Формирование умения осуществлять выбор, формирование умения работать в группах.

П: развитие операций мышления, поиск и выделение информации.

Л: формирование уважения к иному мнению.

Р: планирование, волевая  саморегуляция. Умение оценивать свою деятельность.

К:оформлять свои мысли в устной форме.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Зафиксированное учебное действие, оценка собственной деятельности

5.

Физминут-

ка

 

Предупредить и снять умственное и физическое утомление

Фронтальная.

А теперь ребята, я  предлагаю немного отдохнуть

Выполняют зарядку для тела и глаз.

 

 

 

 

6.

Продолже-ние изучения темы

.

 

Учитель организует реализацию построенного проекта в соответствии с планом

Учитель: А теперь давайте подробнее рассмотрим, в чем заключается взаимодействие между солью и водой и почему состав соли играет в этой реакции основополагающую роль.

Учитель. Итак, при проведении реакций с растворами солей необходимо учитывать возможность гидролиза.

При составлении уравнений гидролиза надо помнить, что эти реакции обратимые, за исключением солей 3-го типа.

Гидролиз солей при обычных условиях идет только по первой ступени.

В:

-Что же такое гидролиз?

-Что образуется в процессе гидролиза?

Слушают учителя. Делают записи в тетради.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся анализируют работу

 

7.

Подведение итога

Осознание учащимися своей учебной деятельности.

 

Фронтальная

 

 

 

 

Индивидуальная

 

 

Групповая

Учитель предлагает для усвоения материала выполнить задание 1 в инстркутивной карте. Прокомментировать ответ.

 

Учитель организует самостоятельное выполнение учащимися заданий 2-5 в инструктивных картах

Учитель. Прочитайте текст (см. Инструктивная карта 2) Выполните любое из предложенных заданий. Объясните свое решение

Выполняют задания из инструктивных карт. Комментируют свой ответ.

 

 

 

 

Самостоятельно выполняют задание в течение 2-3 минут. Осуществляют самопроверку по эталонам ответов.

 

Учащиеся выполняют задание. Обсуждают ответы товарищей.

 

 

Л: формировать  способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

 

8.

Рефлексия учебной деятельнос-ти на уроке

 

Проверка способности самооценки, как личностного результата.

 

Индивидуальная

 

 

Подведем итоги наших исследований и я попрошу оценить вашу работу на уроке.

Оцените урок:

 J- понравился

 K- мне все равно

 L- не понравился

 

 

Оценивают свою работу на уроке.

 

 Л: формировать  способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

К:оформлять свои мысли в устной форме

К: формулиро­вать собственное мнение и пози­цию;

 

Самооценка учащихся с помощью смайликов

9.

Домашнее задание

 

Фронтальная

  Дома: задание в учебнике

п.18. зад.3,4

Слушают инструктаж по выполнению домашнего задания.

Л: готовность целенаправленно использовать знания, умения и навыки в учебной деятельности и в повседневной жизни

 

 

 

 

Инструктивная карта 2

Роль и практическое применение гидролиза

1.Гидролиз в природе.

Обменные реакции между солями и водой широко распространены в природе.

Явление гидролиза играет огромную роль в химическом преобразовании земной коры. Многие минералы земной коры - это сульфиды металлов, которые хотя и плохо растворимы в воде, постепенно взаимодействуют с ней. Такие процессы идут и на поверхности Земли, и особенно интенсивно в ее глубинах при повышенной температуре. В результате образуется огромное количество сероводорода, который выбрасывается на поверхность при вулканической деятельности. А силикатные породы постепенно переходят в гидроксиды, а затем в оксиды металлов. (опишите это процесс на примере сульфида алюминия) В результате гидролиза минералов – алюмосиликатов – происходит разрушение горных пород.

Известный нам малахит (Cu2(OH)2CO2) – не что иное, как продукт гидролиза природных карбонатов.

В Мировом океане соли также интенсивно взаимодействуют с водой. Выносимые речной водой гидрокарбонаты кальция и магния придают морской воде слабощелочную реакцию. Именно в такой слабощелочной среде прибрежных вод рН прибл. равно 9 наиболее интенсивно протекает фотосинтез в морских растениях, и наиболее быстро развиваются морские животные. А если вспомнить о составе рН крови млекопитающих, в том числе и человека, то вы сможете не только сделать вывод о единстве животного мира на Земле но и сформулировать и некоторые гипотезы происхождении жизни на планете.

2.Гидролиз в народном хозяйстве.

Гидролиз доставляет немало хлопот нефтяникам. Как известно, в нефти имеются примеси воды и многих солей, особенно хлоридов кальция и магния. При нагревании нефти в процессе ее переработки до 250 оС и выше происходит интенсивное взаимодействие указанных хлоридов с водяным паром. Образующийся при этом газообразный хлороводород вступает в реакцию с металлом, из которого сделано оборудование, разрушает его, что резко увеличивает стоимость нефтепродуктов.

Впрочем, на счету гидролиза немало и добрых дел. Например, образующийся при взаимодействии сульфата алюминия с водой мелкодисперсный осадок гидроксида алюминия уже несколько веков используется в качестве протравы при крашении. Оседая на ткань, и прочно соединяясь с ней, гидроксид алюминия затем легко адсорбирует красители и образует весьма устойчивые красящие слои, которые выдерживают многократную стирку ткани. Без протравы качественной окраски тканей не получится.

Этот же процесс используют для очистки питьевой воды и промышленных стоков: рыхлый аморфный осадок гидроксида алюминия обволакивает частички грязи и адсорбирует вредные примеси, увлекая все это на дно. Примерно таков же механизм очистки природной воды глинами, которые представляют собой соединения алюминия.

Гидролиз солей Na2CO3 , Na3PO4 применяется для очистки воды и уменьшения ее жесткости.  (Объясните почему раствор кальцинированной соды нельзя кипятить в алюминиевой посуде? Ответ должен содержать уравнения реакций).

Иhello_html_3b8a6ff7.gifhello_html_5daa6e72.gifзвесткование почв с целью понижения их кислотности также основано на реакции гидролиза CO32- + НОН НСО3- + ОН+

Посредством гидролиза в промышленности из непищевого сырья  (древесины, хлопковой шелухи, подсолнечной лузги, соломы вырабатывается ряд ценных продуктов: этиловый спирт, белковые дрожжи, глюкоза, сухой лед.

3.Гидролиз в жизни человека

В повседневной жизни мы постоянно сталкиваемся с явлением гидролиза – при стирке белья, мытье посуды, умывании мылом. Даже процессы пищеварения, в частности, расщепление жиров, протекают благодаря гидролизу.

 

Литература

  1. Ю.В.Курдюкова  ГИДРОЛИЗ СОЛЕЙ Технологическая карта урока //Химия Все для учителя..-  2016.-№10.-С.23
  2. https://infourok.ru/rol_i_prakticheskoe_primenenie_gidroliza-305970.htm
  3. О.С.Габриелян Учебник по химии 11 класс базовый уровень М.:ДРОФА,2014

 


Скачано с www.znanio.ru

Технологическая карта урока в соответствии с требованиями

Технологическая карта урока в соответствии с требованиями

Работать по плану, инструкции

Работать по плану, инструкции

Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания»

Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания»

Является ли признаком химической реакции изменение окраски индикатора?

Является ли признаком химической реакции изменение окраски индикатора?

П:умение структурирровать знания

П:умение структурирровать знания

Составляют план достижения цели и определяют средства

Составляют план достижения цели и определяют средства

Учитель. Итак, при проведении реакций с растворами солей необходимо учитывать возможность гидролиза

Учитель. Итак, при проведении реакций с растворами солей необходимо учитывать возможность гидролиза

Осознание учащимися своей учебной деятельности

Осознание учащимися своей учебной деятельности

Домашнее задание Фронтальная

Домашнее задание Фронтальная

Технологическая карта урока химии 11 класс "Гидролиз солей"

Технологическая карта урока химии 11 класс "Гидролиз солей"

Инструктивная карта 2 Роль и практическое применение гидролиза 1

Инструктивная карта 2 Роль и практическое применение гидролиза 1

Впрочем, на счету гидролиза немало и добрых дел

Впрочем, на счету гидролиза немало и добрых дел
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.03.2017