Технологическая карта урока химии в 8 классе на тему: "Кислоты"

  • Разработки уроков
  • docx
  • 02.03.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Урок проводится с использованием технологий: исследовательской и технологии эффективного включения познавательных задач в процесс обучения. Обучающиеся изучают общую характеристику кислот как класса неорганических соединений, в том числе, сущность понятий «кислоты», «кислотная, щелочная, нейтральная среда», «шкала рН», признаки принадлежности неорганических веществ к классу кислот по формуле. закрепляют умение определять степени окисления элементов в соединениях на примере формул кислот, классифицировать кислоты по растворимости в воде, по наличию кислорода в кислотном остатке, по основности, определять растворимость кислот с использованием таблицы растворимости. Учатся экспериментально различать кислоты и основания с помощью индикаторов. Формируется умение устанавливать генетическую взаимосвязь между веществами на примере взаимосвязи между оксидом и кислотой и наоборот. Совершенствоуетсяумение описывать свойства веществ на примере отдельных представителей кислот.
Иконка файла материала кислоты.docx
Технологическая карта урока химии в 8 классе (в рамках темы: «Соединения химических элементов») Тема: Кислоты.  Цель: изучить общую характеристику кислот как класса неорганических соединений. Задачи:   Изучить   сущность   понятий   «кислоты»,   «кислотная,   щелочная,   нейтральная   среда»,   «шкала   рН»,   признаки   принадлежности неорганических веществ к классу кислот по формуле. Закреплять умение определять степени окисления элементов в соединениях на примере формул кислот.  Классифицировать   кислоты   по   растворимости   в   воде,   по   наличию   кислорода   в   кислотном   остатке,   по   основности.   Определять растворимость   кислот   с   использованием   таблицы   растворимости.   Научить   экспериментально   различать   кислоты   и   основания   с помощью индикаторов.  Формировать умение устанавливать генетическую взаимосвязь между веществами на примере взаимосвязи между оксидом и кислотой и наоборот. Совершенствовать умение описывать свойства веществ на примере отдельных представителей кислот.  Технологии: исследовательская, технология эффективного включения познавательных задач в процесс обучения. Оборудование: инструктивные карточки для групповой работы, набор лабораторного оборудования и реактивов для распознавания кислот, набор овощей, фруктов, напитков  для проведения эксперимента по обнаружению кислот, презентация «Кислоты», компьютер, интерактивная доска. Эта пы 1 Деятельность учителя Деятельность учащихся Что получает ученик Организационно­мотивационный Демонстрирует слайды презентации.  ­Какие   вкусовые   ощущения   возникают   у   вас, глядя на данные иллюстрации? ­ А что общего может быть у этих объектов? ­ Как вы думаете, о каких веществах пойдет сегодня речь на нашем занятии? Обучающиеся  высказывают   свои   ощущения  при просмотре слайдов: ­ Горькое, сладкое, соленое, кислое. ­ И щавель, и лимон, и клюква вызывают ощущения кислоты. ­   Очевидно,   что   сегодня   на   занятии   будем знакомиться с кислотами. Умение   вступать   в   диалог,   с достаточной   точностью   выражать свои   мысли.   Ставить   перед   собой цель,   действия, прогнозировать возможные результаты деятельности,   планировать   2 Постановка исследовательской проблемыОбучающиеся на основе проведенного эксперимента с   обесцвечиванием   фиалок   и   прослушанного исторического   факта   о   Роберте   Бойле   проводят самостоятельное   рассуждение,   высказывают   свои гипотезы и приходят к выводу о том, что в фиалках могли   содержаться   вещества   –   аналоги   изученных ранее индикаторов, а склянка, опрокинутая кошкой, содержала   вещества,   меняющее   цвет   индикатора   – кислота. На основе анализа представленного опыта выдвигают проблему (как обнаружить кислоту) и высказывают гипотезы   о   возможных     способах   ее   решения (использование индикаторов) Демонстрирует   опыт   «Обесцвечивание цветка фиалки» ­   Однажды   в   лаборатории   ученого   Роберта Бойля   произошла   удивительная   история. Роберт Бойль проводил очень много опытов с различными   химическими   веществами. Однажды   в   лабораторию   ученому   садовник принес   удивительные   цветы   фиалки.   В лабораторию   ученого   случайно   забрела   его любимая   кошка.   Прыгнув   на   полку   со склянками, кошка опрокинула одну из склянок на плошку с фиалками. В этот момент яркие цветки фиалок   стали бесцветными, поменяли свою   окраску.   Удивление   ученого   было безгранично,   словно   перед   ним   произошло чудо!  ­ Как вы думаете, что произошло с фиалками, почему они обесцветились? ­ Как можно было бы обнаружить вещества – кислоты? Исследовательская деятельность учащихся, направленная на решение проблемы ­   Такие   же   вещества,   как   и   в   фиалках содержатся во многих других растениях, части которых   имеют   яркую   окраску,   например, овощи, фрукты. ­   Попробуем   с   вами   самостоятельно обнаружить   кислоты   с   помощью   «природных индикаторов» в овощах и фруктах. ­ Работаем в исследовательских группах. ­   Какие   цветовые   оттенки   вам   удалось обнаружить?   Сравним   ваши   результаты   со Работают в исследовательских группах: Группа 1: «Обнаружение кислот в свежих фруктах» Группа 2: «Обнаружение кислот в напитках» Группа 3: «Обнаружение кислот в  консервированных овощах, фруктах» Группа 4: «Действие индикаторов лакмуса и  метилоранжа на раствор лимонной кислоты» /опыт­ контроль Группа 5: «Действие индикаторов в воде» ­   Кислоты,   как   и   основания,   возможно,   можно обнаружить с помощью индикаторов. Умение   анализировать   ситуацию, делать   умозаключения,   выдвигать гипотезы и предполагать возможные результаты. Способность применять свой жизненный опыт. Умение  планировать сотрудничество   внутри   групп, вести  поиск   и   выделение информации; необходимой структурировать   свои   знания. Способность   вести   наблюдение   и анализировать увиденное, Ориентироваться  в межличностных отношениях.     3стандартной шкалой рН.  ­ Составьте обобщающую таблицу о цветовой гамме индикаторов в кислой среде, используя результаты наших опытов. Обучающиеся обнаруживают розово­красные  оттенки и определяют численное значение реакции  среды по шкале. Составляют обобщающую таблицу: Среда  Лакмус Фенолф талеин бесцв бесцв Метил оранж розов желт Индикаторная полоска Красно­роз. Не изм. цв.       с ящики» кислая нейтр красн фиол Смена состава групп для решения проблемы «за» ­ «против» Предлагает   сменить   состав   групп,   выдает «Черные объектами, демонстрирующими   результаты   действия кислот,   сферы   из   применения.   Предлагает группам   высказать   свои   аргументы   в   пользу кислот или против них. Обучающимся   предлагаются   объекты:   листья после   кислотного   дождя,   раковина   моллюска после   действия   кислоты,   яичная   скорлупа   в растворе   кислоты,   древесная   щепка, обуглившаяся   под   действием   Н2SO4  конц., сахарная   пудра,   обуглившаяся   вдо   черного угля   под   действием   Н2SO4  конц.   Так   же кислоты   в   фруктах,   овощах,   косметических средствах,   в   желудке   –  HCl,   для   очистки поверхностей металлов, для паяния металлов­ HCl, в составе таблеток – аспирин и т.д. Изучение понятий «кислота», «состав кислот», «классификация кислот» Задание:  распределите   данные   вещества   на группы.  Na2O, KOH, H2CO3,  HgO, HCl, HNO3, NH3, Ca(OH)2, ZnH2, NaH. ­  Сколько   групп   можно  выделить?   По  каким Польза В составе медикаментов (аспирин) В фруктах (кисловатые  ягоды и плоды) Соляная кислота –  переваривание белковой пищи в желудке и т.д Группы меняют состав, объединившись с другими  участниками, рассматривают объекты из «Черного  ящика» и защищают 2 противоположные позиции: «Кислоты опасны и приносят вред» и «Кислоты  приносят пользу»: Вред Разрушение кислотными дождями памятников  культуры,  металлических  конструкций,  разрушение тканей  растений, и т.д. Умение   анализировать   объект   с целью    установления   связи между результатом   действия   вещества   и его   значением.   Доказывать   свою позицию.   в межличностных отношениях   Ориентироваться     проводить Умение анализ информации,   классифицировать   ее по   определенным   признакам, для находить основание       Обучающиеся распределяют вещества на группы,  определяя принадлежность к классу, поясняя  определения выбранных понятий: Оксиды Na2O, HgO,признакам делили формулы на группы? ­ Что общего у веществ последней группы?  Как   можно   назвать   эти   вещества?   Каким источником   информации   можем   еще воспользоваться?   Сегодня   познакомимся   ­   Какие   кислоты   вам   известны   из   вашего опыта? Многие   из   названных   вами   кислот   – органические,   содержатся   в   объектах   живой природы. с неорганическими кислотами. Источником нашей информации будет учебник. Пользуясь им, мы познакомимся с формулами наиболее распространенных кислот, дадим им классификацию   и   некоторые   характеристики, изложив   отобранный   материал   в   форме «карточки­подсказки» KOH, Ca(OH)2, NH3, ZnH2, NaH. H2CO3, HCl, HNO3, Основания Летучие водородные  соединения Гидриды Новая группа веществ Проанализировав состав новой группы веществ,  называют общий признак – наличие на первом месте  ионов Н+ Определение понятия – из дополнительного  источника информации – учебника. Обучающиеся могут назвать уксусную кислоту,  яблочную, лимонную, щавелевую,  ацетилсалициловую, соляную и другие. Изучая материал учебника, совместно комментируя,  систематизируют информацию в форме карточки: Формула  кислоты Название кислоты классификации, рассуждать,   выбранную формулировать выводы.     логически систематизировать информацию, самостоятельно     отбирать Умение   правильно информацию   из   своего   жизненного опыта   для   решения   поставленной информации. Умение интерпретировать   информацию   и   представлять   ее   в форме таблицы. H2 +1SO4 2­ серная И т.д. Название  аниона  кислотног о остатка SO4 сульфат­ анион 2­  Классиф.  по х­ру  кислотног о остатка кислород осодержа щая Классиф.  По числу  катионов  Н+ двухосно вная Определение степени окисления элементов в формулах кислот ­   Вспомним   правила   определения   с.о. элементов в бинарных соединениях на примере бескислородных кислот. ­  Каким  образом  можно  было  бы   определить с.о.   в   кислородосодержащих   кислотах?   Ваши предположения? ­ Попытайтесь составить алгоритм определения Обучающиеся выполняют определение с.о. в  формулах бескислородных кислот, проговаривая  алгоритм (по мере необходимости). Обучающиеся могут высказать свои предположения,  опираясь на алгоритм определения с.о. в основаниях, как трехэлементных веществах. Составляют алгоритм: Умение   применять   уже   изученные теоретические   положения   при решении практических заданий. Умение   составлять   алгоритм   –С.О. для кислородосодержащих кислот. ­   Определим   с.о.   элементов   в   остальных формулах согласно алгоритма. ­ Проверка результатов. 1. Записать формулу кислоты. 2. Для водорода указать постоянную с.о. +1. 3. Для кислорода указать с.о. ­2. 4. Примем за неизвестное с.о. среднего элемента. 5. Составим уравнение, суммировав все с.о. с учетом индексов в формуле и приравняем 0. 6. Найдем значение неизвестного. Пример: H2 2∙(+1) + х + 4∙ (­2) = 0, х=+6 Далее определяют с.о. в остальных формулах. +1Sх O4 2­ последовательность   действий   при выполнении   задания   на   основе анализа   информации,   опирающейся на известные знания. Умение   применять   теоретические положения   при   выполнении упражнений. Установление генетической взаимосвязи между кислотами и оксидами. ­   Что   значит   установить   генетическую взаимосвязь между веществами? ­   Между   веществами   каких   классов   модно установить   такую   взаимосвязь?   Приведите примеры? ­ Можно ли такую взаимосвязь установить для кислот? В чем будет разница? Проанализируем знакомую схему: Обучающиеся на примере любого основания  показывают, как может быть установлена  взаимосвязь с оксидом. В ходе обсуждения составляют схему. Примерный  вариант схемы: +1НеМеb   Ha       Кислота              Оксид неметалла    +хОc­2        НеМеy +хОz­2    Умение   устанавливать   логические взаимосвязи   между   различными объектами явлениями, и интерпретировать информацию, представлять ее в форме логической схемы.   Умение   анализировать содержание логической схемы.     Ме+n(OH)n→Me+n xOy  ­ Попробуем аналогичную схему составить для кислот. Подведение итогов исследования Предлагает сформулировать основные   итоги   своих   исследований,   дав краткую характеристику кислот.   учащимся   Приводят несколько примеров: H2S+6O4  H2S+4O3        S→ +6O3  S→ +4O2  и т.д. Формулируют основные результаты исследований: «Исследованные овощи, фрукты, напитки кислые,  так как содержат кислоты. Их можно обнаружить по  Умение   обобщать,   анализировать. делать выводы. Способность давать оценку ответов сверстников.изменению окраски индикаторов. В живых растениях тоже есть природные индикаторы. Кислоты требуют  осторожного обращения. Кислоты могут приносить  пользу…» Кислоты – это… Кислоты классифицируются на … Чтобы установить генетическую связь между  кислотой и оксидом… 4 5 6 Выполнение практических упражнений по теме с опорой на материал учебника Чтобы   понять,   насколько   правильно   и   полно мы   разобрались   в   положениях   новой   темы, попробуем выполнить упражнения из учебника  Рефлексия Учитель подводит учащихся к итогу занятия, дети делают вывод о значимости занятия для каждого ребенка. комментируются,   Выполняют   упражнения   по   материалам   учебника. Задания подтверждаются теоретическими положения темы занятия.   Каждый ребенок отвечает на один из понравившихся ему вопросов: Какое открытие я сегодня сделал для себя? Самым трудным для меня сегодня было… Как   поможет   сегодняшнее   исследование   мне   в жизни… Умение   самостоятельно   применять новые   знания   в   практической деятельности. Смыслообразование: какое   значение   и   какой   смысл имеют   для   меня   сегодняшние знания? Задание   для   домашней   самостоятельной работы. Выполняют задания с опорой на знания,  приобретенные на занятии. Умение   представить   изученную информацию в новой форме.