Урок проводится и использованием технологии эффективного включения познавательных задач в процесс обучения. Обучающиеся изучают общую характеристику оснований как класса неорганических соединений, в том числе сущность понятий «основание», «щелочи», «качественная реакция», «индикатор», признаки принадлежности неорганических веществ к классу оснований по формуле. Закрепляют умение определять степени окисления элементов в соединениях на примере трехэлементных веществ - оснований. Классифицируют основания по растворимости в воде. Учатся использовать таблицу растворимости для определения растворимости оснований. Формируется умение устанавливать генетическую взаимосвязь между веществами на примере взаимосвязи между оксидом и основанием и наоборот. Совершенствуется умение описывать свойства веществ на примере отдельных представителей оснований – гидроксида натрия, гидроксида кальция и гидроксида калия.
Технологическая карта урока химии в 8 классе (в рамках темы: «Соединения химических элементов»)
Тема: Основания.
Цель: изучить общую характеристику оснований как класса неорганических соединений.
Задачи:
Изучить сущность понятий «основание», «щелочи», «качественная реакция», «индикатор», признаки принадлежности неорганических
веществ к классу оснований по формуле. Закреплять умение определять степени окисления элементов в соединениях на примере
трехэлементных веществ оснований.
Классифицировать основания по растворимости в воде. Научить использовать таблицу растворимости для определения растворимости
оснований.
Формировать умение устанавливать генетическую взаимосвязь между веществами на примере взаимосвязи между оксидом и
основанием и наоборот. Совершенствовать умение описывать свойства веществ на примере отдельных представителей оснований –
гидроксида натрия, гидроксида кальция и гидроксида калия.
Технологии: технология эффективного включения познавательных задач в процесс обучения.
Оборудование: задания на интерактивной доске, документкамера, образцы кристаллических веществ для демонстрационного опыта:
гидроксида натрия, калия, магния, цинка. Вода. Растворы щелочей, индикаторы жидкие, индикаторная полоска на каждый стол обучающимся.
Видеофрагмент «Основания» 2 минуты, раздаточные конверты с формулами оснований.
Эта
пы
1
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Что получает ученик
Проверка знаний
Химический диктант (фронтально, класс делится на 3 варианта)
Назовите понятия, пропущенные в схеме. Укажите основание
классификации:
…
…
CaO, H2O,
…
,HCl,
NH3
…
NaH, BaH2,
Задание: выбрать для своей группы веществ подходящие
Анализируют предложенную схему на
интерактивной доске, называют понятия,
пропущенные в схеме и основание
классификации. Выбирают для своего варианта
класс веществ и выполняют задание на
небольших листиках – стикерах.
1 вариант – класс бинарных соединений
оксиды.
№ 1,4,6,8
2 вариант – класс бинарных веществ летучие
водородные соединения.
Умение анализировать
представленную
по
информацию
группам.
Находить
соответствие между
характеристикой,
признаком и его
принадлежностью к
классу, группе веществ.
Умение анализировать
содержание логическихсхем.
Умение
применять свои знания
в
практической
деятельности.
№ 1,3,7,9
3 вариант – класс бинарных соединений –
гидриды.
№ 1,2,5,10
После выполнения задания обмениваются
стикерами с другими обучающимися, проводят
взаимопроверку, сравнивают ответы с эталоном
на следующем слайде
задания на
интерактивной доске.
Выставляют баллы: 4 ответа правильных – 4
балла, 3 ответа – 3 балла, 2 ответа – 2 балла, 1
ответ 1 балл.
Стикеры раздаются обратно обучающимся и
крепятся на рабочем месте.
характеристики и записать номера этих характеристик. 1 вариант
– для 1 группы веществ из схемы, 2 вариант – для 2 группы и 3
вариант – для 3 группы.
1. Группа бинарных соединений.
2. Только твердые вещества.
3. Только газообразные вещества.
4. Могут быть во всех трех агрегатных состояниях.
5. Все содержат в своем составе водород со с.о. 1.
6. Все содержат в своем составе кислород со с.о.2
7. Хорошо растворяются в воде с образованием едких веществ –
кислот.
8. Представитель этого класса при взаимодействии с водой
образует едкое вещество молочнобелого цвета, которое может
применяться в строительстве, как побелочный раствор, а также
прозрачный раствор этого вещества может использоваться для
распознавания углекислого газа.
9. Представитель этого класса имеет резкий специфический
запах, при растворении в воде образует вещество, которое может
использоваться в медицине для лечения людей с временной
потерей сознания.
10.
кристаллическими
производстве…
Представители этого класса являются твердыми
при
применяемыми
веществами,
Презентация
индивидуальных характеристик бинарных
соединений, выбранных обучающимися для самостоятельного
домашнего исследования.
Ваша презентация может быть представлена в одной из форм:
краткое устное изложение текстового материала, или таблица,
или круги Эйлера, или диаграмма.
Продемонстрировать свою презентацию классу можно с
представляют
свои
Обучающиеся
характеристики веществ в виде таблицы или
кругов Эйлера, или диаграмм.
Класс анализирует предлагаемый материал и
ставит дополнительные баллы, исходя из
критериев:
1. Наличие химической формулы и названия
Умение презентовать
результаты
своей
работы перед классом,
свой
анализировать
материал,
приводить
доказательства
утверждениям.2
использованием документкамеры.
Для оценивания результатов презентации класс может
воспользоваться критериями оценки на интерактивной доске.
Полученные баллы от 1 до 6 добавляются каждому участнику
презентации.
вещества.
2. Доказательство принадлежности вещества к
группе бинарных соединений.
3. Указана принадлежность вещества к
конкретному классу.
4. Указаны свойства вещества.
5. Приведены примеры применения вещества.
6. Представление информации в виде таблицы,
кругов Эйлера или диаграммы.
Изучение нового материала
Знакомство с понятием «класс основания», его существенными признаками.
Проанализируйте формулы веществ:
1) HCl, NH3, H2S, CH4 – это…, так как…
2) КН, CaH2, NaH, ZnH2 – это…, так как…
3) P2O5,Na2O, MgO, Mn2O7 – это…, так как…
4) KOH, NaOH, Ca(OH)2, Al(OH)3 – это…
Закончите предложения.
К какой группе веществ можно отнести примеры из 4 строки,
почему? Что общего и что разного у этой группы веществ с
веществами 2 и 3 строки? Какие существенные признаки веществ
4 строки вы можете выделить? Каким термином можно
обозначить вещества нового класса? Каким источником
информации можно воспользоваться при ответе на последний
вопрос?
Обучающиеся анализируют содержимое строк
и определяют принадлежность их к классам,
называя существенные признаки классов 13
строки летучих водородных соединений,
гидридов и оксидов.
Вещества 4 строки они могут определить как
Выделяют
трехэлементные
существенные признаки:
1. Наличие на первом месте ионов металлов.
2. Наличие на втором месте группы «ОН».
Источником информации на последний вопрос
может послужить материал учебника.
Приходят к выводу, что это новый класс
веществ – основания.
вещества.
Изучение номенклатуры и правил составления формул оснований.
Распределите основания, представленные в ваших раздаточных
конвертах на 3 группы. По какому признаку вы их
классифицировали?
Признак деления оснований по числу гидроксогрупп получил
название «однокислотное, двухкислотное и трехкислотное
Обучающиеся распределяют формулы из
конверта на 3 группы по числу гидроксогрупп в
формуле.
KOH
NaOH
Ca(OH)2
Ba(OH)2
Умение осуществлять
индуктивное
т.е.
обобщение,
определять
общие
существенные признаки
двух и более объектов
и фиксировать их в
форме понятия или
суждения.
проводить
по
Умение
классификацию
веществ
определенным
признакам,
находитьоснование»
Как можно определить количество гидроксогрупп в формуле
основания?
Обратимся к ПСХЭ и найдем местоположение всех металлов,
входящих в состав наших формул? Какую закономерность можно
при этом определить?
Как вы думаете, почему все вещества класса оснований
называются гидроксидами?
Попробуем сформулировать положения алгоритма составления
названий оснований, воспользовавшись следующими логическим
схемами.
Fe+2(OH)2 – гидроксид железа
(+2)
для
основания
классификации.
Умение работать с
различными
источниками
информации,
в том
числе анализировать
содержание логических
схем.
Zn(OH)2
двухкислотные
LiOH
однокислотные
Обучающиеся записывают в тетрадь признак
классификации во второй строке таблицы.
По ПСХЭ определяют, что металлы всех
однокислотных оснований располагаются в 1
группе, а, значит, имеют с.о. +1, металлы
двухкислотных оснований расположены во 2
группе и имеют с.о. +2, металлы 3 группы со
с.о. +3 входят в состав трехкислотных
оснований.
Название гидроксиды определяется наличием
группы ОН со с.о. 1.
На основании анализа логической схемы с
формулами гидроксидов железа составляют
алгоритм:
1. Записать металл, входящий в состав
формулы.
2. Указать степень окисления металла.
3. Записать гидроксидион.
4. Указать число гидроксидионов, равное с.о.
металла,
взяв в скобки и добавив
соответствующий индекс.
5. Если металл имеет с.о. +1, число
гидроксорупп не берется в скобки и индекс 1
не записывается.
Изучение классификации оснований по разным признакам.
Проведем лабораторный опыт и пронаблюдаем как ведут себя Анализируют результаты опыта и записывают в Умение видеть главноеразличные основания по отношению к воде.
Проводит демонстрационно опыт по растворению в воде
твердых гидроксида натрия, гидроксида калия, гидроксида
магния и гидроксида цинка.
Растворимые в воде основания носят особый термин – щелочи,
добавьте термин в содержание вашей таблицы
Определение растворимости оснований по таблице.
Можно ли, не имея под рукой реактивов для эксперимента,
определить растворимость оснований в воде?
Воспользуемся таблицей растворимость веществ в воде – задний
форзац учебника. Рассказывает правила пользования таблицей.
Приведите еще примеры щелочей и нерастворимых оснований и
допишите их формулы в вашу таблицу.
Заполним схему на доске:
Какие элементы в ней пропущены? Какие признаки
классификации взяты за основу?
Классификация
оснований
….
…
LiOH
NaO
H
…
…
Ba(OH
)2
Al(OH
)3
Ca(OH
Fe(OH
…
LiOH
NaO
H
…
…
Ca(OH
)2
Sr(OH
…
Mn(O
H)2
Pb(OH
форме таблицы,
сделав вывод: основания
делятся на растворимые и нерастворимые в
воде.
NaOH, KOH
Растворимые
щелочи
Mg(OH)2, Zn(OH)2
нерастворимые
в
эксперименте,
оформлять отчет в виде
таблицы, делать вывод.
анализируют
Обучающиеся
содержание
таблицы растворимости веществ, условные
обозначения, приводят свои примеры, называя
вслух формулы, комментируя порядок их
составления, затем дополняют таблицу.
Умение работать с
табличным материалом,
анализировать
его
содержания,
правила
работы.
проводить
по
Умение
классификацию
веществ
определенным
признакам,
основания
классификации.
находить
для
Обучающиеся анализируют содержание схемы
на интерактивной доске,
используют
предыдущие записи в тетради, таблицу
растворимости и вносят записи в схему.
Находят на основе анализа два признака
классификации:
по кислотности и по
растворимости в воде.
По кислотности распределят вещества на
однокислотные, двухкислотные, трехкислотные
основания. Записывают над соответствующими
формулами.
По растворимости в воде делят вещества на
хорош растворимые, мало растворимые и
нерастворимые основания. Записывают над
соответствующими формулами схемы.
Знакомство с понятиями «качественная реакция», «индикаторы» и порядком распознавания щелочей с помощью индикаторов.Проведение эксперимента по действию различных индикаторов
на растворы щелочей.
Предлагает рассмотреть этикетки на склянках со щелочами и
вспомнить порядок работы с такими веществами.
Рассмотрите, с какими веществами вы будете работать. Вам
необходимо к каждому образцу щелочи добавить по 12 капли
растворов индикаторов и сделать вывод на основе увиденного.
Что же, по вашему мнению, представляют собой вещества –
индикаторы? Для чего они могут использоваться? Какие типы
индикаторов вы использовали?
Такие реакции по распознаванию веществ носят особый термин.
Какой? Каким источником информации вы можете
воспользоваться?
грамотно
с
Умение
обращаться
химическими
в
веществами
лаборатории
и
повседневной жизни,
проводить
краткий
эксперимент,
оформлять результаты
в табличной форме,
делать вывод.
При проведении эксперимента обучающиеся
анализируют содержимое этикеток на склянках
и по знаку «едкие вещества» вспоминают
правила обращения с ними. В ходе проведения
эксперимента определяют, как меняются
цвета растворов разных щелочей при действии
индикаторов, полученные данные записывают в
форме таблички:
Щелочи
Лакмус
Метил
оранж
Фенолф
талеин
Малин. желтый
Малин. желтый
Малин. желтый
Индикаторн
ая полоска
Синезел.
Синезел.
Синезел.
LiOH синий
NaOH синий
KOH синий
Делают вывод: все щелочи одинаково меняют
цвета разных индикаторов на соответственный
оттенок,
индикаторы можно
использовать для распознавания щелочей.
Такие реакции называются качественными.
значит,
Установление генетической связи между основаниями и оксидами
Ранее мы с вами говорили, что между веществами разных
классов существует генетическая связь. Как. По вашему мнению
могут быть связаны между собой 2 класса – основания и ранее
изученные нами оксиды? Ваши версии?
Рассмотрите логическую схему. Какие выводы можете сделать?
Ме+n(OH)n→Me+n
xOy
Найдите, не производя дополнительных вычислений соответствия
Обучающиеся анализируют состав оксидов и
оснований, выдвигают свои предположения:
1) основания могут быть связаны с оксидами
только соответствующего металла
2) если металл имеет переменные с.о., то
взаимосвязаны могут быть металлы с
одинаковыми с.о.
соответствия:
На интерактивной доске
находят
проводить
информации,
Умение
самостоятельный
анализ
выдвигать
предположения,
представлять
информацию
табличной форме.
вмежду основаниями и оксидами, используя задание на
интерактивной доске:
Основания
Fe(OH)3
Cu(OH)2
Fe(OH)2
Cu OH
Оксиды
Сu2O
FeO
CuO
Fe2O3
Характеристика типичных представителей класса оснований.
На основе проведенного опыта,
а также просмотра,
видеофрагмента, работы с текстом учебника составим
характеристику типичных представителей класса оснований.
Выполним задание по вариантам.
1 вариант гидроксид натрия.
2 вариант – гидроксид калия.
3 вариант гидроксид сакльция.
Результат работы – «карточка – подсказка».
Каждый вариант продемонстрирует с комментариями свои
карточки с комментариями.
Основания
Fe(OH)3
Cu(OH)2
Fe(OH)2
Cu OH
Оксиды
Сu2O
FeO
CuO
Fe2O3
выделять
Умение
существенные признаки,
характеристики
веществ,
интерпретировать
информацию
и
представлять ее в
форме карточки
подсказки.
Умение работать с
разными источниками
информации.
при
наблюдения
просматривают
2 минуты
Обучающиеся
видеофрагмента, используют текст учебника,
свои
проведении
экспериментов. Результаты записывают в
форме
«Карточкиподсказки». На этой
карточке с одной стороны формула и варианты
ее названия, класс веществ. С обратной
стороны – характеристики. Такие карточки
собираются в накопительную папку, конверт.
Пример «карточки подсказки»
1 сторона:
NaOH – гидроксид натрия, едкий натр, класс
основания
2 сторона:
NaOH
твердый, белый, гигроскопичный,
хорошо растворим в воде – щелочь, едкий.
Применяется в мыловарении, кожевенном,
фармацевтическом производстве.
3
Этап закрепления
Выполнение задания:
Составьте формулы оснований: гидроксид лития, гидроксид
железа (+3), гидроксид бария, гидроксид меди (+2), гидроксид
алюминия. Установите генетическую взаимосвязь между
выбирают
Обучающиеся
уровень и выполняют задание:
Признаки классификации:
предварительно
Умение
анализ
находить
классификации,
проводить
информации,
признакилогически рассуждать,
делать выводы.
Вести промежуточную
своих
самооценку
действий,
качества
своих
знаний при
выборе уровня работы.
Образующих основания в
данными основаниями и соответствующими оксидами.
Уровень 1. (Выполняется фронтально)
Проведите классификацию перечисленных веществ по
следующим признакам:
1) число гидроксогрупп в формулах веществ,
2) растворимость в воде,
3) положение элементов.
периодической системе,
4) цвет.
Дайте названия группам. Найдите не менее пяти способов
выполнения задания. Какие из признаков, по которым проведена
классификация, являются существенными (несущественными)?
Почему?
Уровень 2.
обучающимися самостоятельно)
Уровень 3. Предложите не менее пяти признаков классификации
оснований, формулы которых перечислены.
Классифицируйте перечисленные вещества по определенным
признакам, отражая результаты в виде классификационного
дерева.
(аналогичен уровню 1,
но выполняется
1 признак – по растворимости в воде:
А) растворимые – LiOH, Ba(OH)2
Б) нерастворимые – Fe(OH)3, Cu(OH)2, Al(OH)3
2 признак – по кислотности:
А) однокислотные – LiOH,
Б) двухкислотные – Ba(OH)2, Cu(OH)2,
В) трехкислотные Al(OH)3, Fe(OH)2
3 признак – по степени окисления металла:
А) Ме+1 Li+1OH,
Б) Ме+2 Ba+2 (OH)2, Cu+2 (OH)2,
В) Ме+3
4 признак – по цвету вещества:
А) белые – LiOH, Ba(OH)2,
Б) голубой – Cu (OH)2, Al (OH)3
B) краснокоричневый Fe (OH)3
5 признак – по положению металла в ПСХЭ:
А) основания,
главных подгрупп – LiOH, Ba(OH)2 ,Al(OH)3
Б) основания,
побочных подгрупп Fe(OH)3, Cu(OH)2,
Устанавливается генетическая взаимосвязь:
Cu+2 (OH)2,Fe+3 (OH)3
образованные металлами
образованные металлами
4
Рефлексия
Обучающиеся подсчитывают свои баллы, Умения
давать
Основание
Li+1OH
Ba+2 (OH)2
Cu+2 (OH)2
Al+3 (OH)3
Fe+3 (OH)3
Оксид
Li+1
2O2
Ba+2 O2
Cu+2 O2
Al+3 2O3
2
Fe+3 2O3
2Каких результатов я сегодня добился? Подсчет общего
количества баллов за урок каждым учеником. Перевод баллов в
отметку.
Над чем мне еще надо поработать?
В чем я хорошо разобрался?
Домашнее задание:
К П. «Основания» выполнить творческие задания». Упражнения
на закрепление.
5
полученные за урок. В случае накопления
достаточного количества балов,
могут
перевести их в соответствующую отметку, если
нет – оставить балы для накопления до
следующего занятия.
Выполняют творческое задание с опорой на
работу на уроке.
собственную
самооценку, проводить
анализ
своей
деятельности.
Умение представить
изученную информацию
в новой форме.