Технологическая карта урока музыки в 5 классе на тему: « Хоровая музыка в храме»
Цель урока: создание дидактических условий для исследования этапов становления и формирования хоровой музыки.
Задачи:
1.образовательные: (предметные)
-формировать систему знаний, нацеленных на осмысление особенностей народной хоровой музыки;
- показать этапы развития храмовой хоровой музыки от византийского одноголосия до композиторской;
2. воспитательные: (личностные)
-воспитывать эмоциональную отзывчивость учащихся к таким музыкальным явлениям, как народная и храмовая хоровая музыка,
- прививать навык вдумчивого слушания музыки,
-воспитывать уважение к национальной музыкальной культуре.
3. развивающие: (метапредметные)
- развивать слушательскую музыкальную культуру учащихся через приобщение к образцам хоровой духовной музыки,
- развивать познавательный интерес учащихся,Технологическая карта урока "Хоровая музыка в храме" 5 класс
Технологическая карта урока музыки в 5 классе на тему: « Хоровая
музыка в храме»
Цель урока: создание дидактических условий для исследования этапов становления и формирования хоровой музыки.
Задачи:
1.образовательные: (предметные)
формировать систему знаний, нацеленных на осмысление особенностей народной хоровой музыки;
показать этапы развития храмовой хоровой музыки от византийского одноголосия до композиторской;
2. воспитательные: (личностные)
воспитывать эмоциональную отзывчивость учащихся к таким музыкальным явлениям, как народная и храмовая хоровая музыка,
прививать навык вдумчивого слушания музыки,
воспитывать уважение к национальной музыкальной культуре.
3. развивающие: (метапредметные)
развивать слушательскую музыкальную культуру учащихся через приобщение к образцам хоровой духовной музыки,
развивать познавательный интерес учащихся,
Тип урока комбинированный
Формы урока проектная деятельность с опорой на краеведческий материал.
Коллективная форма работы: вовлечение в одно общее задание всех учащихся.
Методы: рассказ, беседа, проектная деятельность, частичнопоисковые методы.
Методы музыкального воспитания:
Найти информацию о способах хорового исполнения. развитии храмового хорового пения в
творчестве русских и зарубежных композиторов
1Новые понятия – Тропарь.
Опорные понятия, термины жанр
народной хоровой музыки, многоголосное и
одноголосное исполнение, раннее русское
многоголосие, праздничный колокольный
звон, композиторская хоровая музыка,
«Древо храмовой хоровой музыки»
Формы контроля устный и письменный опрос,
хоровое пение,
Домашнее задание: В словариках найти и вписать музыкальные термины и словосочетания по теме
«Духовная музыка», которые не были использованы на уроке.
Этап урока\
Деятельность учителя
время
Ресурсы урока
Музыкальный материал
(все видно урока есть в Youtube)
Д
е
я
т
е
л
ь
н
о
с
т
ь
у
ч
е
н
и
к
а
Организационное
начало урока
Актуализация
знаний.
Повторение
Настраивает учащихся
на
серьёзную тему урока, на новые
слова и понятия, к которым нужно
будет вернуться в конце урока.
Предлагает по ходу урока
заполнять «Карту самооценки по
видам деятельности на уроке»
Э
м
о
ц
и
о
н
а
л Слушание: фрагмент песни «Есть на Волге утёс».
2изученного
3 мин
Выбор эффективного способа,
приёма концентрации внимания.
Слушание фрагмента песни,
определение песенного жанра.
ь
н
о
о
б
р
а
з
н
о
н
а
с
т
р
а
и
в
а
ю
т
с
я
н
а
у
р
о
к
С
л
у
3ш
а
ю
т
,
о
т
в
е
ч
а
ю
т
,
о
п
р
е
д
е
л
я
ю
т
ж
а
н
р
о
в
у
ю
п
р
и
н
а
д
л
4е
ж
н
о
с
т
ь
(
ж
а
н
р
н
а
р
о
д
н
о
й
х
о
р
о
в
о
й
м
у
з
ы
к
и
)
Постановка
проблемы.
Подготавливает мышление
Р
а
Фрагмент хоровой музыки, звучащей в храме
53 мин
детей к деятельности:;
Вопрос: где вы можете слышать
хоровое пение, как
появилась
музыка в храме?
з
м
ы
ш
л
я
ю
т
,
а
н
а
л
и
з
и
р
у
ю
т
,
в
ы
с
к
а
з
ы
в
а
ю
т
с
в
о
е
о
т
н
6Введение в тему
урока
Направляет на определение темы
целей урока:
Усвоение новых
знаний
Где вы можете слышать хоровое
пение?
3 мин.
(Включается фрагмент хоровой
музыки, звучащей в храме)
Как вы думаете, какова тема
нашего сегодняшнего урока?
Какие цели поставим перед собой?
Над чем будем работать на уроке?
о
ш
е
н
и
е
к
м
у
з
ы
к
е
О
т
в
е
ч
а
ю
т
В
ш
к
о
л
е
,
н
а
к
о
н
ц
7е
р
т
е
,
в
х
р
а
м
е
.
О
т
в
е
т
ы
:
х
о
р
о
в
а
я
м
у
з
ы
к
а
в
8х
р
а
м
е
О
з
в
у
ч
и
в
а
ю
т
т
е
м
у
:
(
х
о
р
о
в
а
я
м
у
з
ы
к
а
в
9х
р
а
м
е
)
Ц
е
л
и
у
р
о
к
а
у
з
н
а
т
ь
,
к
а
к
п
о
я
в
и
л
а
с
ь
10м
у
з
ы
к
а
в
х
р
а
м
е
,
п
р
о
в
е
с
т
и
и
с
с
л
е
д
о
в
а
н
и
е
э
т
а
п
о
11в
с
т
а
н
о
в
л
е
н
и
я
и
ф
о
р
м
и
р
о
в
а
н
и
я
х
о
р
о
в
о
й
м
у
з
ы
к
и
12Совместное
открытие и
усвоение новых
знаний
13 мин
Формулирует понятие «Хор» .
Формулирует задания...
1.Как вы думаете, что такое
хор?
2.Всякий коллектив можно
назвать хором.?
3.Вас можно назвать хоровым
коллективом?
.
О
т
в
е
ч
а
ю
т
н
а
в
о
п
р
о
с
ы
у
ч
и
т
е
л
я
.
1
бо
ль
шо
й
ко
лл
ек
ти
13в
лю
де
й,
ис
по
лн
яю
щи
й
во
ка
ль
ну
ю
му
зы
ку.
2
.
н
е
т
3
.
д
а
,
п
о
т
о
м
у
ч
т
о
14н
а
с
м
н
о
г
о
в
к
л
а
с
с
е
.
Ра
сс
уж
да
ют
,
ра
зм
ы
шл
яю
т и
пр
ед
по
ла
га
ют
,
чт
о
те
Побуждает к высказыванию
своего мнения.
Предлагается вспомнить и назвать
виды хоров, классификацию
певческих голосов.
Для чего в хоре участвуют
разные голоса?
15мб
ро
во
е
бо
га
тс
тв
о
го
ло
со
в в
хо
ре
ну
жн
о
ка
к
вы
ра
зи
те
ль
но
е
ср
ед
ст
во
хо
ро
во
го
ис
по
лн
ен
ия
.
16Настраивает на коллективную
работу
Предлагает найти информацию
в учебнике:
1.Откуда произошла хоровая
музыка?
2.Что слышится в хоровом
церковном пении
3 Роль церкви в жизни людей.
Сообщает новые знания.
Одноголосие пришло на Русь из
Византии и стало тем корнем, из
которого впоследствии выросло и
развилось «Древо храмовой
хоровой музыки»
Работа с учебником.
Предлагает найти информацию
1.Что слышится в хоровом
церковном пении?
2.Роль церкви в жизни людей
Звучат отрывки храмовой музыки.
Оп
ре
де
ля
ют
сп
ос
об
ы
хо
ро
во
го
ис
по
лн
ен
ия
.
Слушание: византийский распев «Достойно есть»
м
но
го
го
ло
сн
ое
и
од
но
го
ло
сн
ое
ис
по
лн
ен
ие
В
17ы
с
к
а
з
ы
в
а
ю
т
с
в
о
е
м
н
е
н
и
е
.
О
т
в
е
ч
а
ю
т
,
а
р
г
у
м
е
н
т
и
18р
у
я
с
в
о
ё
м
н
е
н
и
е
.
П
р
е
д
л
а
г
а
е
т
с
я
р
а
с
п
о
л
о
ж
и
19т
ь
э
т
а
п
ы
с
т
а
н
о
в
л
е
н
и
я
х
р
а
м
о
в
о
й
м
у
з
ы
к
и
ч
е
р
е
з
20«
Д
р
е
в
о
х
р
а
м
о
в
о
й
х
о
р
о
в
о
й
м
у
з
ы
к
и
»
П
р
и
к
р
е
п
л
я
ю
21т
н
а
д
о
с
к
е
н
а
д
п
и
с
ь
«
О
д
н
о
г
о
л
о
с
и
е
»
в
к
о
р
е
н
ь
д
22е
р
е
в
а
.
О
п
р
е
д
е
л
я
ю
т
м
н
о
г
о
г
о
л
о
с
н
ы
й
с
п
о
с
о
б
и
с
п
23о
л
н
е
н
и
я
и
р
а
с
п
о
л
а
г
а
ю
т
н
а
д
п
и
с
ь
«
Р
а
н
н
е
е
р
у
с
с
24к
о
е
м
н
о
г
о
г
о
л
о
с
и
е
»
н
а
в
е
т
к
е
д
р
е
в
а
.
И
щ
у
т
25о
т
в
е
т
ы
и
з
т
е
к
с
т
а
у
ч
е
б
н
и
к
а
.
В
ы
с
к
а
з
ы
в
а
ю
т
с
в
о
е
26Первичное
закрепление новых
знаний
Вопросы:
о чём эти произведения,
7 мин
кто изображён на фресках и
иконах,
какое из этих произведений
должно звучать в храме?
Сообщает, что развитие храмового
хорового пения происходило от
одноголосия к многоголосию. При
этом исполнение становилось все
более сложным и объемным.
Физкульминутка.
Организует физкультминутку
1 мин
м
н
е
н
и
е
.
О
т
в
е
ч
а
ю
т
н
а
в
о
п
р
о
с
ы
.
З
а
п
и
с
ы
в
а
ю
т
видео «Тропарь Покрову Пресвятой Богородице»
и фрагмент Видео церкви с. Знаменка, в котором
звучит тропарь в исполнении отца Валерия и отца
Дмитрия, который был войсковым священником 3
отдела . З. К. В., а сейчас он владыка Нерчинской и
Краснокаменской епархии.
Запись звона
27Ф.Шуберт «Ave Maria»
Предлагается работа с текстом
учебника.
Цель этапа:
узнать, какие композиторы 19 века
внесли значительный вклад в
развитие храмового хорового пения
Объявляет, что оценивание
результатов работы с
музыкальными терминами будет на
следующем уроке
Включает аудиозапись «Аве
Мария» Ф. Шуберт
т
е
р
м
и
н
в
т
е
т
р
а
д
и
Т
р
о
п
а
р
ь
в
п
р
а
в
о
с
л
а
в
н
о
28
́й
ц
е
р
к
в
и
.
У
ч
а
щ
и
е
с
я
29и
м
и
т
и
р
у
ю
т
д
е
й
с
т
в
и
я
з
в
о
н
а
р
я
П
р
а
з
д
н
и
ч
н
ы
й
з
в
30о
н
.
(
и
с
п
о
л
н
я
ю
т
«
б
о
м
»
б
о
м
»
)
У
ч
а
щ
и
е
с
31я
н
а
х
о
д
я
т
и
н
ф
о
р
м
а
ц
и
ю
о
р
а
з
в
и
т
и
и
х
р
а
м
о
в
о
г
о
х
32о
р
о
в
о
г
о
п
е
н
и
я
в
т
в
о
р
ч
е
с
т
в
е
р
у
с
с
к
и
х
и
з
а
р
у
б
е
33ж
н
ы
х
к
о
м
п
о
з
и
т
о
р
о
в
.
П
о
д
ч
ё
р
к
и
в
а
ю
т
34н
а
к
а
р
т
о
ч
к
а
х
м
у
з
ы
к
а
л
ь
н
ы
е
т
е
р
м
и
н
ы
,
х
а
р
а
к
т
е
р
и
35з
у
ю
щ
и
е
э
т
о
п
р
о
и
з
в
е
д
е
н
и
е
.
(
п
р
и
л
о
ж
е
н
и
е
1
)
36Подведение итогов
Организует беседу, связывая
результаты урока с целями.
2 мин
Обобщает урок:
Музыка в храме учит любить себя
и ближнего, ценить душевную
красоту, она возвышает и очищает
наши души, человек живет с верой,
надеждой и любовью.
Мы с вами молитву и песнопение
исполнить не сможем, но у нас есть
песня, которая
соответствует
теме нашего урока.
Д
е
л
а
ю
т
в
ы
в
о
д
п
о
т
е
м
е
у
р
о
к
а
и
з
т
е
к
с
т
а
у
ч
е
б
н
и
37к
а
:
Р
у
с
с
к
и
е
и
з
а
р
у
б
е
ж
н
ы
е
к
о
м
п
о
з
и
т
о
р
ы
в
н
е
с
л
38и
з
н
а
ч
и
т
е
л
ь
н
ы
й
в
к
л
а
д
в
р
а
з
в
и
т
и
е
х
р
а
м
о
в
о
й
х
о
39р
о
в
о
й
м
у
з
ы
к
и
,
о
б
о
г
а
т
и
л
и
е
е
с
р
е
д
с
т
в
а
м
и
м
у
з
ы
к
40а
л
ь
н
о
й
в
ы
р
а
з
и
т
е
л
ь
н
о
с
т
и
У
ч
е
н
и
к
п
р
и
к
р
е
п
л
41я
е
т
к
в
е
т
к
е
д
р
е
в
а
н
а
д
п
и
с
ь
«
К
о
м
п
о
з
и
т
о
р
с
к
а
я
х
42о
р
о
в
а
я
м
у
з
ы
к
а
»
И
с
п
о
л
н
я
ю
т
п
е
с
н
ю
.
П
р
43
Исполнение песни
Исполнение песни : «А над ней
парили ангелы»
4 мин
(Приложение 3)о
в
о
д
я
т
с
р
а
в
н
и
т
е
л
ь
н
ы
й
а
н
а
л
и
з
с
т
и
х
о
т
в
о
р
н
о
г
о
и
44м
у
з
ы
к
а
л
ь
н
о
г
о
т
е
к
с
т
а
.
З
а
п
и
с
ы
в
а
ю
т
в
с
е
н
о
в
ы
е
45
Этап рефлексии.
Самопроверка
знаний.
3 мин
Предлагает выбрать и записать в
музыкальные словарики из
предложенных на слайде терминов
и словосочетаний те, которые
касаются темы «Духовная музыка
и хоровая музыка в храме»
Ученикам предлагается на
бумажных сотовых телефонах
написать SMS –сообщение другу о
том, как прошёл урок, оценить то,
как плодотворно он работал.т
е
р
м
и
н
ы
в
с
л
о
в
а
р
ь
,
в
ы
б
и
р
а
ю
т
с
л
о
в
о
с
о
ч
е
т
а
н
и
я
46п
о
т
е
м
е
«
т
е
м
ы
«
Д
у
х
о
в
н
а
я
м
у
з
ы
к
а
и
х
о
р
о
в
а
я
м
47у
з
ы
к
а
в
х
р
а
м
е
»
(
П
р
и
л
о
ж
е
н
и
е
4
)
У
ч
а
с
т
в
у
ю
т
48в
р
е
ф
л
е
к
с
и
и
(
п
р
и
л
о
ж
е
н
и
е
5
)
У
ч
а
щ
и
е
с
я
з
а
п
и
с
ы
в
49
Определение
домашнего
задания
1 мин
В музыкальные словарики вписать
другие музыкальные термины и
словосочетания
теме
«Духовная музыка»
поОпределение
эффективности
урока
2 мин.
Акцентирует внимание на
конечные результатах учебной
деятельности обучающихся на
уроке.
Вспомнить и подвести итог: смогли
ли решить задачи и достигли ли
поставленных целей.
а
ю
т
д
о
м
а
ш
н
е
е
з
а
д
а
н
и
е
О
с
у
щ
е
с
т
в
л
я
ю
т
с
а
м
о
о
ц
е
н
к
50у
З
а
п
о
л
н
я
ю
т
к
а
р
т
у
с
а
м
о
о
ц
е
н
к
и
п
о
в
и
д
а
м
д
е
я
т
е
51л
ь
н
о
с
т
и
н
а
у
р
о
к
е
(
П
р
и
л
о
ж
е
н
и
е
6
)
Выставление
оценок
2 мин
Озвучивает оценки учащихся
по карте самооценки + ответы и
работа на уроке.
52Источники:
1. Искусство: Музыка. 5 класс. учебник / Т.И Науменко , В. .В. Алеев
. 4 е изд.,
стереотип. М. Дрофа. 2015 г
2. Трушина С.Ю. Урок музыки в 5 классе на тему "Хоровая музыка в храме"
http://uchportfolio.ru/materials/show/78060
3. Трушина С.Ю. Презентация к уроку музыки в 5 классе на тему "Хоровая музыка в
храме"
http://uchportfolio.ru/materials/show/78059
Приложение 1
звонко горячо серьёзно
шаловливо яростно сердечно
53ласково мощно молитвенно
светло благородно свирепо
грациозно загадочно напевно
мечтательно радушно резко
Приложение 2
Приложение 3
Текст песни: «А над ней парили ангелы»
1Вслед за летом осторожно осень в тихий парк вошла.
Золотятся листья клёна, как у церкви купола
в храме робко и несмело девочка в церковном хоре пела,
эхом отзывались купола.
Верила, что день наступит, горя на земле не будет,
верила, надеялась, ждала.
54припев: А над ней парили ангелы,
Чтоб уберечь дитя.
Ангелы, парили ангелы,
От невзгод и бед её храня.
2. Сложный мир добро и зло. Вера придавала сил.
Годы шли, она взрослела, и господь её хранил.
Год за годом, день за днём девочка мечтала о своём
Пела, отзывались купола
Верила, что день наступит, горя на земле не будет
Верила, надеялась, ждала.
Приложение 4
Л враа́
— мужской монастырь
Песнопение религиозная песня
Троп рьа́
— краткое молитвенное песнопение
Элегия вокальная или инструментальная пьеса печального характера
Хорал религиозное песнопение, исполняемой в католической церкви
Фольклор устное народное творчество
Партесное пение стиль русского многоголосного хорового искусства
Приложение 5
55Приложение 6
Карта самооценки по видам деятельности на уроке
обучающегося______ класса______________________
№
п/п
1
2
5
6
7
Критерии оценки
Очень
хорошо
Хорошо
Плохо
Слушание, анализ произведения
Вокальнохоровая работа на уроке
Пластическое интонирование
Выполнение творческого задания
Познавательная активность на
уроке
Поставьте знак «+» в нужной колонке
5657