Технологическая карта урока "Хоровая музыка в храме" 5 класс

  • Разработки уроков
  • docx
  • 10.06.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Технологическая карта урока музыки в 5 классе на тему: « Хоровая музыка в храме» Цель урока: создание дидактических условий для исследования этапов становления и формирования хоровой музыки. Задачи: 1.образовательные: (предметные) -формировать систему знаний, нацеленных на осмысление особенностей народной хоровой музыки; - показать этапы развития храмовой хоровой музыки от византийского одноголосия до композиторской; 2. воспитательные: (личностные) -воспитывать эмоциональную отзывчивость учащихся к таким музыкальным явлениям, как народная и храмовая хоровая музыка, - прививать навык вдумчивого слушания музыки, -воспитывать уважение к национальной музыкальной культуре. 3. развивающие: (метапредметные) - развивать слушательскую музыкальную культуру учащихся через приобщение к образцам хоровой духовной музыки, - развивать познавательный интерес учащихся,Технологическая карта урока "Хоровая музыка в храме" 5 класс
Иконка файла материала конспект.docx
Технологическая карта урока музыки в 5 классе  на тему: « Хоровая  музыка в храме»                                                                                                                                                             Цель урока:  создание дидактических условий для  исследования  этапов становления  и формирования  хоровой музыки. Задачи:  1.образовательные:  (предметные)    ­формировать систему знаний, нацеленных на осмысление особенностей народной хоровой музыки; ­ показать этапы развития  храмовой хоровой музыки от византийского одноголосия  до    композиторской; 2. воспитательные:  (личностные) ­воспитывать эмоциональную отзывчивость учащихся к таким музыкальным явлениям, как народная и храмовая хоровая музыка, ­ прививать навык вдумчивого слушания музыки, ­воспитывать уважение к национальной музыкальной культуре. 3. развивающие: (метапредметные) ­ развивать слушательскую   музыкальную культуру учащихся через приобщение к образцам хоровой  духовной музыки, ­  развивать познавательный интерес учащихся, Тип урока      ­     комбинированный  Формы  урока      ­  проектная деятельность  с опорой на  краеведческий материал. Коллективная форма работы: вовлечение в одно общее задание всех учащихся. Методы: рассказ, беседа, проектная деятельность, частично­поисковые методы. Методы музыкального воспитания: Найти информацию  о  способах  хорового исполнения.   развитии  храмового хорового пения  в  творчестве  русских  и зарубежных  композиторов 1Новые понятия – Тропарь. Опорные понятия, термины­ жанр  народной хоровой музыки, многоголосное  и  одноголосное   исполнение, раннее русское  многоголосие, праздничный колокольный  звон, композиторская хоровая музыка,   «Древо храмовой хоровой музыки» Формы контроля­  устный и письменный опрос, хоровое пение,  Домашнее задание:  В словариках  найти и вписать  музыкальные термины и словосочетания по теме «Духовная музыка», которые не   были использованы на уроке. Этап      урока\ Деятельность учителя время Ресурсы  урока Музыкальный материал (все видно урока есть в   Youtube) Д е я т е л ь н о с т ь   у ч е н и к а Организационное  начало урока Актуализация  знаний.  Повторение Настраивает   учащихся  на серьёзную   тему   урока,   на   новые слова и понятия, к которым нужно будет вернуться   в конце урока. Предлагает по ходу урока   заполнять  «Карту самооценки по  видам деятельности на уроке» Э м о ц и о н а л Слушание: фрагмент песни «Есть на Волге утёс». 2изученного   3  мин Выбор   эффективного   способа, приёма концентрации внимания. Слушание фрагмента  песни,   определение песенного жанра.  ь н о   ­   о б р а з н о   н а с т р а и в а ю т с я   н а    у р о к С л у 3ш а ю т ,   о т в е ч а ю т ,   о п р е д е л я ю т   ж а н р о в у ю    п р и н а д л 4е ж н о с т ь     (   ж а н р   н а р о д н о й   х о р о в о й   м у з ы к и ) Постановка  проблемы. Подготавливает  мышление  Р а  Фрагмент хоровой музыки, звучащей в храме 53 мин детей к деятельности:;   Вопрос: где вы можете слышать хоровое   пение,   как     появилась музыка в храме? з м ы ш л я ю т ,   а н а л и з и р у ю т ,   в ы с к а з ы в а ю т   с в о е   о т н 6Введение в тему  урока Направляет на определение темы целей урока:  Усвоение новых  знаний ­ Где вы можете слышать хоровое пение? 3 мин. (Включается   фрагмент   хоровой музыки, звучащей в храме) Как вы думаете, какова тема  нашего сегодняшнего урока? Какие цели поставим перед собой?  Над чем будем работать на уроке? о ш е н и е   к   м у з ы к е   О т в е ч а ю т ­   В   ш к о л е ,   н а   к о н ц 7е р т е ,   в   х р а м е . О т в е т ы :   х о р о в а я   м у з ы к а   в   8х р а м е О з в у ч и в а ю т   т е м у :   ( х о р о в а я   м у з ы к а   в 9х р а м е ) Ц е л и   у р о к а   ­   у з н а т ь ,   к а к    п о я в и л а с ь    10м у з ы к а   в   х р а м е ,    п р о в е с т и   и с с л е д о в а н и е   э т а п о 11в   с т а н о в л е н и я    и   ф о р м и р о в а н и я    х о р о в о й   м у з ы к и 12Совместное  открытие и  усвоение новых  знаний 13  мин Формулирует  понятие  «Хор» .   Формулирует задания... 1.Как   вы   думаете,   что   такое хор? 2.Всякий   коллектив   можно назвать хором.? 3.Вас   можно   назвать   хоровым коллективом? . О т в е ч а ю т   н а   в о п р о с ы   у ч и т е л я . 1 бо ль шо й ко лл ек ти 13в лю де й, ис по лн яю щи й во ка ль ну ю му зы ку. 2 .   н е т 3 .   д а   ,   п о т о м у   ч т о 14н а с   м н о г о   в   к л а с с е . Ра сс уж да ют ,   ра зм ы шл яю т и пр ед по ла га ют ,  чт о    те Побуждает к высказыванию  своего мнения.  Предлагается вспомнить  и назвать  виды хоров, классификацию  певческих голосов. Для чего  в хоре участвуют  разные голоса? 15мб ро во е    бо га тс тв о  го ло со в в хо ре  ну жн о  ка к    вы ра зи те ль но е   ср ед ст во  хо ро во го  ис по лн ен ия .  16Настраивает на коллективную  работу Предлагает   найти   информацию в учебнике:  1.Откуда   произошла   хоровая музыка?  2.Что   слышится   в   хоровом церковном пении 3 Роль церкви в жизни людей. Сообщает  новые  знания. Одноголосие  пришло на Русь из  Византии и стало тем корнем, из  которого впоследствии   выросло и  развилось   «Древо храмовой  хоровой музыки»  Работа с учебником.   Предлагает найти информацию 1.Что   слышится   в   хоровом церковном пении? 2.Роль церкви в жизни людей  Звучат отрывки храмовой музыки. Оп ре де ля ют сп ос об ы   хо ро во го  ис по лн ен ия .  Слушание: византийский распев  «Достойно есть»  ­  м но го го ло сн ое и  од но го ло сн ое ис по лн ен ие В 17ы с к а з ы в а ю т   с в о е   м н е н и е .    О т в е ч а ю т ,   а р г у м е н т и 18р у я   с в о ё   м н е н и е . П р е д л а г а е т с я   р а с п о л о ж и 19т ь     э т а п ы   с т а н о в л е н и я   х р а м о в о й   м у з ы к и   ч е р е з    20« Д р е в о   х р а м о в о й   х о р о в о й   м у з ы к и »    П р и к р е п л я ю 21т   н а   д о с к е   н а д п и с ь   « О д н о г о л о с и е »   в   к о р е н ь   д 22е р е в а .   О п р е д е л я ю т   м н о г о г о л о с н ы й   с п о с о б   и с п 23о л н е н и я   и   р а с п о л а г а ю т   н а д п и с ь   « Р а н н е е   р у с с 24к о е   м н о г о г о л о с и е »    н а   в е т к е   д р е в а .   И щ у т    25о т в е т ы   и з   т е к с т а   у ч е б н и к а .     В ы с к а з ы в а ю т   с в о е 26Первичное  закрепление новых знаний  Вопросы: ­о чём эти произведения,  7  мин   ­кто   изображён     на   фресках   и иконах,  ­какое   из   этих   произведений должно звучать в храме?    Сообщает, что развитие храмового хорового   пения   происходило   от одноголосия к многоголосию. При этом   исполнение   становилось   все более сложным и объемным.  Физкульминутка.  Организует физкультминутку 1  мин   м н е н и е . О т в е ч а ю т   н а   в о п р о с ы   .   З а п и с ы в а ю т видео­ «Тропарь Покрову Пресвятой Богородице» и  фрагмент  Видео  церкви с. Знаменка, в  котором звучит тропарь в исполнении  отца  Валерия  и отца Дмитрия, который   был войсковым священником 3 отдела . З. К. В.,  а сейчас он владыка Нерчинской и Краснокаменской епархии. Запись звона 27Ф.Шуберт «Ave Maria» Предлагается работа с текстом  учебника.    Цель этапа: узнать, какие  композиторы 19 века внесли значительный вклад в  развитие храмового хорового пения Объявляет, что  оценивание  результатов  работы с   музыкальными терминами  будет на следующем уроке  Включает аудиозапись «Аве  Мария» Ф. Шуберт    т е р м и н   в   т е т р а д и   ­   Т р о п а р ь     в   п р а в о с л а в н о 28 ́й   ц е р к в и . У ч а щ и е с я 29и м и т и р у ю т   д е й с т в и я   з в о н а р я ­    П р а з д н и ч н ы й   з в 30о н .   ( и с п о л н я ю т ­   « б о м ­   » б о м » )   У ч а щ и е с 31я    н а х о д я т   и н ф о р м а ц и ю   о   р а з в и т и и    х р а м о в о г о   х 32о р о в о г о   п е н и я    в   т в о р ч е с т в е    р у с с к и х    и   з а р у б е 33ж н ы х    к о м п о з и т о р о в . П о д ч ё р к и в а ю т   34н а   к а р т о ч к а х   м у з ы к а л ь н ы е   т е р м и н ы ,   х а р а к т е р и 35з у ю щ и е   э т о   п р о и з в е д е н и е . ( п р и л о ж е н и е   1 )   36Подведение итогов Организует беседу, связывая  результаты урока  с целями. 2 мин Обобщает  урок:  Музыка в храме учит любить себя и   ближнего,   ценить   душевную красоту, она возвышает и очищает наши души, человек живет с верой, надеждой и любовью. Мы с вами молитву   и песнопение исполнить не сможем, но у нас есть песня,   которая     соответствует теме нашего урока. Д е л а ю т    в ы в о д   п о   т е м е   у р о к а   и з   т е к с т а    у ч е б н и 37к а :    Р у с с к и е   и   з а р у б е ж н ы е   к о м п о з и т о р ы   в н е с л 38и   з н а ч и т е л ь н ы й   в к л а д   в   р а з в и т и е   х р а м о в о й   х о 39р о в о й   м у з ы к и ,   о б о г а т и л и   е е   с р е д с т в а м и    м у з ы к 40а л ь н о й   в ы р а з и т е л ь н о с т и   ­ У ч е н и к   п р и к р е п л 41я е т   к   в е т к е    д р е в а    н а д п и с ь   « К о м п о з и т о р с к а я   х 42о р о в а я   м у з ы к а »    И с п о л н я ю т   п е с н ю .    П р 43 Исполнение песни  Исполнение песни : «А над ней  парили ангелы» 4 мин (Приложение 3)о в о д я т    с р а в н и т е л ь н ы й   а н а л и з   с т и х о т в о р н о г о   и 44м у з ы к а л ь н о г о   т е к с т а . З а п и с ы в а ю т   в с е   н о в ы е 45 Этап рефлексии.  Самопроверка  знаний.  3 мин Предлагает  выбрать и записать в  музыкальные словарики   из  предложенных на слайде терминов  и  словосочетаний   те,  которые  касаются темы    «Духовная музыка и хоровая музыка в храме»  Ученикам предлагается на  бумажных сотовых телефонах  написать SMS –сообщение другу о  том, как прошёл урок, оценить то,  как плодотворно он работал.т е р м и н ы   в   с л о в а р ь ,   в ы б и р а ю т    с л о в о с о ч е т а н и я 46п о   т е м е   « т е м ы      « Д у х о в н а я   м у з ы к а   и   х о р о в а я   м 47у з ы к а   в   х р а м е » ( П р и л о ж е н и е   4   )    У ч а с т в у ю т   48в   р е ф л е к с и и      ( п р и л о ж е н и е   5 ) У ч а щ и е с я   з а п и с ы в 49 Определение  домашнего  задания 1 мин В музыкальные словарики вписать другие   музыкальные   термины   и словосочетания     теме «Духовная музыка»   поОпределение эффективности урока  2 мин. Акцентирует внимание на  конечные результатах учебной  деятельности обучающихся на  уроке. Вспомнить и подвести итог: смогли ли решить  задачи  и достигли ли  поставленных целей.  а ю т   д о м а ш н е е   з а д а н и е    О с у щ е с т в л я ю т     с а м о о ц е н к 50у З а п о л н я ю т    к а р т у    с а м о о ц е н к и   п о   в и д а м   д е я т е 51л ь н о с т и   н а   у р о к е    ( П р и л о ж е н и е   6 ) Выставление оценок  2 мин   Озвучивает оценки  учащихся    по  карте самооценки  + ответы и  работа на уроке. 52Источники: 1. Искусство:  Музыка. 5  класс. учебник  / Т.И  Науменко ,      В. .В. Алеев       .­ 4 ­е изд.,  стереотип.­  М.  Дрофа.  2015 г 2. Трушина С.Ю.  Урок музыки в 5 классе на тему "Хоровая музыка в храме"             http://uchportfolio.ru/materials/show/78060       3. Трушина С.Ю. Презентация к уроку музыки в 5 классе на тему "Хоровая музыка в  храме"                 http://uchportfolio.ru/materials/show/78059 Приложение 1      звонко                    горячо                          серьёзно шаловливо             яростно                        сердечно      53ласково                   мощно                         молитвенно светло                     благородно                 свирепо  грациозно              загадочно                    напевно  мечтательно           радушно                      резко   Приложение 2               Приложение 3 Текст песни: «А над ней парили ангелы» 1Вслед за летом осторожно осень в тихий парк вошла. Золотятся листья клёна, как у церкви купола в храме робко и несмело девочка в церковном хоре пела, эхом отзывались купола. Верила, что день наступит, горя на земле не будет, верила, надеялась, ждала. 54припев: А над ней парили ангелы, Чтоб уберечь дитя. Ангелы, парили ангелы, От невзгод и бед её храня. 2. Сложный мир ­ добро и зло. Вера придавала сил. Годы шли, она взрослела, и господь её хранил. Год за годом, день за днём девочка мечтала о своём Пела, отзывались купола Верила, что день наступит, горя на земле не будет Верила, надеялась, ждала.            Приложение 4  Л враа́  — мужской монастырь  ­Песнопение­ религиозная песня  ­Троп рьа́    — краткое молитвенное      песнопение  ­Элегия­ вокальная или инструментальная пьеса печального характера  ­Хорал­ религиозное песнопение, исполняемой в католической церкви  ­Фольклор­ устное народное творчество  ­Партесное   пение­ стиль русского многоголосного хорового искусства  Приложение 5                     55Приложение 6     Карта самооценки по видам деятельности на уроке    обучающегося______ класса______________________ № п/п 1 2 5 6 7 Критерии оценки Очень хорошо Хорошо Плохо Слушание, анализ произведения  Вокально­хоровая работа на уроке Пластическое интонирование Выполнение творческого задания Познавательная активность на уроке  Поставьте знак  «+»  в нужной колонке 5657