Технологическая карта урока истории "Тревожное окончание века" для 10 класса.
Оценка 4.8

Технологическая карта урока истории "Тревожное окончание века" для 10 класса.

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
история
10 кл
24.01.2017
Технологическая карта урока истории "Тревожное окончание века" для 10 класса.
Данный материал представляет собой технологическую карту урока по теме "Тревожное окончание века" для учащихся 10 класса. Предлагается проблемная форма проведения урока, в ходе которого учащимся попытаются на основе фрагментов из исторических источников (они находятся в приложении к технологической карте) охарактеризовать основные направления внутренней и внешней политики Павла первого и определиться с собственной позицией по отношению к оценке данной исторической личности, о которой в исторической науке накопилась масса фальсификации.В технологической карте разработан и представлен проблемный урок по эпохе Павла первого, предусмотрена групповая форма работы по выяснению результатов внутренней и внешней политики императора Павла и на основе данной работы спланирована дискуссия по оценке исторической личности императора и выработки собственной позиции по отношению к данной исторической личности, о которой так много фальсификации в исторической науке.
Технолог. карта урока Павел1 история 10 класс.docx
Учитель истории и обществознания МБОУ Зареченская классическая гимназия, Тоцкого района,  Оренбургской области Кузнецова Наталья Васильевна Технологическая карта урока /История России. XVII­XVIII вв. 10 класс / Тема урока:____Тревожное окончание века. Дидактическая цель урока: на основе характеристики личности Павла1, анализа  материала по внутренней и внешней политики императора подвести учащихся к   собственной оценке его противоречивой государственной деятельности. Основные понятия, термины, даты, личности: «Указ о трехдневной барщине», «Указ о  престолонаследии», «дворцовый переворот», итальянский и швейцарский походы  А.В.Суворова; Павел1, А.В. Суворов, Ф.Ф. Ушаков,  1796­18901гг, !797г, 1799г . Ресурсы урока: учебник  (Сахаров А.Н., Боханов А.Н. История России. 17­ 19века. Ч.2.  «Русское слово», 2008); блок­концепты, презентация « Россия в эпоху Павела 1»,  фрагменты исторических источников (высказывания русских историков о личности  императора Павла1) Тип урока: изучение нового. Форма урока: проблемный урок. Эпиграф урока: «Я желаю лучше быть ненавидимым за правое дело, чем любимым  за дело неправое. .. Я надеюсь, что потомство отнесется ко мне беспристрастнее».                                                                     Император Павел I Этапы  урока  1.Организа ционный  момент   Деятельность учителя на уроке Приветствие, проверка подготовленности к  учебному занятию, организация внимания   учащихся. Чем мы занимались на прошлом уроке? 2.   ­ На уроке предстоит разобраться в  Деятельность  учащихся на уроке Включаются в деловой  ритм урока.   Вступают в диалог с учителем; ­ вовлекаются в  активную  познавательную  деятельность ­принимают цели  урока ­планируют работу по  теме урока ­ участвуют в  коллективной беседе,  актуализируют свои  знания, размышляют ­вовлекаются в  проблемную ситуацию Обеспечени е  мотивации  учения . противоречивой личности императора Павла1,  вступившего на русский престол в 1796 году  и  определиться с собственной оценкой этой  непростой исторической фигурой, которого ,  кто­то считал сумасшедшим императором, а  кто­то добром вспоминал его время. 3.  Актуализац ия опорных знаний ,  необходим ых для  изучения  нового  материала/ 4. Создание проблемной ситуации. ­После смерти императрицы ЕкатериныII   Павлу1  исполнилось  уже 42 года .Со своей  семьей все это время Павел Петрович жил в  Гатчине. Он прекрасно понимал, что его как  законного наследника могут обойти стороной,  т.к. Екатерина II  планировала оставить престол  внуку Александру I. ­С какими причинами это могло быть связано? ­Как неопределенное положение наследника  могло отразиться на его душевном состоянии? ­Какие сложились отношения между  императрицей и сыном, с чем было связана  неприязнь и отчуждение между ними? ­Мог ли Павел1  быть продолжателем дела  Екатерины Великой? Почему? Павел  Петрович собирался править в интересах  разных слоев общества, неслучайно в 1776г  накануне восшествия на престол он писал: «… Если бы мне надобно было образовать себе  политическую партию, я мог бы молчать о  беспорядках, чтобы пощадить известных лиц, но, будучи тем, что я есмь,­ для меня ни существует ни партий, ни интересов, кроме интересов  государства, а при моем характере мне тяжело  видеть, что дела идут вкривь и вкось и что  причиною тому небрежность и личные виды. Я  желаю лучше быть ненавидимым за правое дело,  чем любимым за дело неправое.». (См сноску 1) 5.  Постановка проблемног о вопроса. 6.Поиск  решения  проблемног о вопроса.  Осмыслени е и  В исторической науке есть немало  фальсификаций относительно оценки личности  императора Павла1 и его государственной  деятельности. Давайте попытаемся разобраться  и определиться в своей позиции: кто такой  Павел1­тиран или народный царь, последний  рыцарь Европы? 1.         Организация групповой работы с  фрагментами исторических документов  (оценки личности Павла 1 русскими  историками) 1гр­ оценка личности Павла1 современниками ­ принятие  проблемного вопроса и планирование учебных  действий по  разрешению проблемы ­работа в 3­х группах с лидером (лидер   организует работу по первичное  усвоение  новых  знаний ,  новых  источников информаци и и  способов  усвоения./  2гр.­оценка личности Павла1 русским  историком XIX века С.Ф. Платоновым 3гр.­  оценка личности Павла 1 историком  Н.М.Карамзиным и В.О. Ключевским документу,  выслушивает мнения,  выводы, назначает  выступающих) 2.         Проверка результатов групповой работы 3.         Организация групповой работы работы по тезированию. Павел Петрович твердо знал, что Царь в своем  служении призван осуществлять единство  Божией Милости и воли православного народа,  он осознавал, что призван на высочайшее  служение и что долг перед Богом и  Россией  будет исполнен. У него не было никакой  программы, но были принципы и убеждения. «Я желаю лучше быть ненавидимым за  правое дело, чем любимым за дело  неправое. ..» ­ давайте выясним, удалось ли  императору воплотить в жизнь свои благородные цели, каковы были результаты его внутренней и  внешней политики?  4.         Проверка результатов работы. ­ Как характеризует императора  внутриполитическая деятельность? Как  Павел исполнял свой долг перед Богом и  православным народом? Что в его  деятельности вызывает уважение? Что  отталкивает? ­Как вы можете объяснить противоречивость его внешней политики? Как это  характеризует императора? 5.         Переворот 1801 года. ­Что способствовало перевороту? ­Почему заговорщикам удалось легко  проникнуть во дворец? ­Оцените действия заговорщиков. На  чьей вы стороне? ­Как по­другому могли бы  разворачиваться события? Можно ли  было избежать убийства Павла1? ­ публичные  выступления  представителей групп ­1­я группа­тезисный  план по внутренней  политики (п. 20  стр.231­233) ­2­я группа­тезисный  план по внешней  политики (п.20,  стр.233­235) ­в ходе работы  используется помощь  консультанта  (сильного учащегося) ­ развернутые  индивидуальные  выступления по  заданию ­ смысловое чтение  текста ­ анализируют.  Участвуют в  дискуссии 7.Разрешен ие  проблемной ситуации ­Можете ли утверждать, что Павел1  был  ненавидим за правое дело, за что он пострадал? ­ К какой оценке вы склоняетесь: Павел1­ тиран  или народный царь, последний рыцарь Европы? ­ аргументированные  публичные  выступления 8.Первично е  закреплени е 9.  Подведение итогов  урока /  /Домашнее  задание/  10.Рефлекс ия. ­докажите, что окончание XVIIIвека  действительно было тревожным, к каким  последствиям в дальнейшем могут привести  подобные события? ­ участвуют в беседе.  Приводят факты,  рассуждают Дает качественную оценку работы класса и  отдельных обучаемых. Организует запись дом.  задания. п.20, эссе «Как иначе могла сложиться судьба  Павла1?» Подводят итог урока ­ работают с  дневниками,  фиксируют домашние  задания Организует рефлексию учащихся по поводу  глубины понимания и усвоения темы урока , а  также своего отношения к материалу урока. ­ Анализируют свою  деятельность на уроке  и содержание урока Приложения к уроку. Личность и внутренняя деятельность императора Павла I. /Платонов С.Ф. Лекции по русской истории./ Наследовавший императрице Екатерине ее сын Павел Петрович вступил на престол 6 ноября 1796 г., уже 42 лет от роду, пережив много тяжелых минут в своей жизни и испортив свой характер под влиянием холодных, неискренних и даже враждебных отношений, существовавших между ним и его матерью.   Императрица   Екатерина   не   только   не   любила   своего   сына,   но   даже   подозрительно относилась к нему, так как не могла не видеть в нем претендента на власть, перешедшую к ней помимо Павла, от его отца, Петра III. Конечно, благодаря этой подозрительности, она держала Павла вдали отдел, не допуская его ни к участию в своем Совете и в администрации, ни к командованию войсками. Отсутствие любви к сыну вызывало в Екатерине небрежность в обращении с ним; такая же небрежность усвоена была и всеми любимцами императрицы. Павел был в открытой опале при дворе и не был гарантирован даже от дерзостей со стороны придворных его матери. Понятно, как должно было все это угнетать и раздражать самолюбивого Павла, который, при всей своей вынужденной сдержанности, не мог не понимать, что право на его стороне, что унижения и оскорбления,   которым   он   подвергался,   составляют   не   просто   дерзость   и   невежливость,   а преступление. Чувство личной обиды соединялось у Павла и с чувством обиды за своего отца Петра III: судьба Петра оставалась ему в точности неизвестна до самой смерти Екатерины (когда он узнал, что смерть Петра III была случайной и что Екатерина в ней нисколько не повинна); не был в точности известен ему и характер Петра III. Отношение Павла к матери поэтому было очень сложно и не могло быть беспристрастно. Находясь в стороне от двора и политики, Павел искусственно ограничивал свои интересы семьей, личным   хозяйством   и   командой   над   теми   немногочисленными   войсками,   которые   составляли гарнизон   вновь   устроенного   Павлом   городка   Гатчины.   На   государственное   управление   и   на придворную   жизнь   смотрел   он   со   стороны,   как   чуждый   зритель,   и   поэтому   оценивал   факты государственной жизни с полной свободой критики. Несовпадение его личных идеалов с тем, что совершалось на его глазах, вызывало в нем чувство глубокого недовольства ходом дел, осуждение и правящих лиц, и самой системы управления. Он рвался к деятельности, а возможности действовать у него не было никакой. Силы ума поневоле растрачивались на мелочи и не обогащались необходимым опытом государственной деятельности. При таких условиях император Павел, вступая во власть, обнаружил явную вражду к порядкам, существовавшим при дворе его матери, и к людям, имевшим влияние на дела при Екатерине. С первых минут его царствования стало ясно, что новый государь будет действовать с помощью новых людей и совершенно в новом направлении. Властные фавориты Екатерины потеряли всякое значение; раньше унижаемый ими Павел теперь высказывал самое высокое представление о существе своей власти. Исполненный самых лучших намерений, он стремился всей душой к благу государства, но отсутствие   правительственных   навыков   мешало   ему   действовать   удачно.   Недовольный   системой управления,   он   не   мог   найти   вокруг   себя   способных   людей,   чтобы   заменить   ими   прежнюю администрацию. Желая водворить порядок при дворе и в администрации, он громко осуждал и искоренял старое, новое же насаждал с такой строгостью, что оно всем казалось горше старого. Неподготовленность к делам сказывалась на всем, что делал Павел, и, соединяясь с неровностью его характера, сообщала всем его мерам колорит  чего­то случайного, болезненного и капризного. С годами   горячность   и   впечатлительность   Павла   перешли   в   тяжелую   способность   терять самообладание из­за пустяков; любовь к порядку и законности заменялась пристрастием к внешним формам подчинения и благочиния; вспыльчивость обратилась в припадки жестокости. Если бы все эти  черты  Павла   оставались   в  узких   рамках  его   личной  жизни,   они   были   бы  едва  заметны  для историка, но Павел свои случайные настроения переносил в законодательство и политику, и они стали неизбежным материалом для характеристики его как правителя. А между тем какую симпатию будит в нас личность Павла в детские годы! Он рос под руководством умного Никиты Ив. Панина. Ни Панин, ни Порошин (один из младших наставников Павла, день за днем отмечавший в своем известном дневнике все поступки маленького Павла), и решительно никто не   замечал   в   мальчике   ненормальных   психических   черт   или   несимпатичных   сторон   характера. Наоборот, читая дневник Порошина, мы видим перед собой Павла живым, способным мальчиком, интересующимся   серьезными   для   его   возраста   вещами.   Павел   10­12­ти   лет   охотно   занимался   с Порошиным   математикой   и   любил   читать.   Во   время   обеда,   когда   обыкновенно   приходил   его воспитатель, Н. И. Панин, за столом шел интересный и часто серьезный для лет Павла разговор, умело поддерживаемый Паниным; к сожалению, другие служебные обязанности отвлекали Панина от воспитательной   должности,   да   и   обращался   он   с   Павлом   сухо   и   несколько   свысока,   что   в значительной степени парализовало влияние воспитателя на воспитанника. Но в более позднее время Павел ближе сошелся с Паниным, горячо его любил и горько оплакивал его кончину.(См сноску 2) Личность императора Павла1 в оценках современников.! Многие при дворе не скрывали трагических обстоятельств смерти отца Павла, тем самым еще сильнее обостряя отношения  между матерью и сыном.  Французский посол при Зимнем дворце Сольмс отмечал, что Екатерина была для сына скорее мачехой ежели матерью, она не доверяла ему и всегда подозревала в том, что он может восстать против нее. Писатель Август Коцебу подтверждает этот факт,   обратив   наше   внимание   на   то,   что   наследник   престола   при   Екатерине   не   имел   никакого значения, «он видел себя ниже господствовавших фаворитов», и отсюда в нем родилась «справедливая ненависть ко всему окружающему его мать; отсюда образовалась черта характера <…>: постоянное опасение, что ему не оказывают должного внимания». Впрочем, о накаленных отношениях  между матерью и сыном в императорской семье конца XVIII века говорят почти все современники. Между тем, Павел I – интеллектуал.  Князь Голицын говорит о весьма остром и пылком уме Павла, обладающего прекрасной памятью. О хорошей памяти будущего императора говорили и его учителя. Вообще Павел был одаренным человеком; А.С. Порошин, учитель математики, писал, что по   остроте   своего   математического   мышления   Павел   мог   бы   быть   «нашим   Российским Паскалем» .  Д.Х. Ливен, фрейлина и дочь лучшей подруги императрицы Марии Федоровны, сообщает,   что   Павел   «французский   язык   и   литературу   знал   в   совершенстве»;   ее   слова подтверждает барон Грим, потрясенный «изящным пониманием всех тонкостей» французского языка и   культуры.   Тот   же   самый   современник   говорил,   что   «ничто   полезное   и   поучительное   не   было оставлено без осмотра и подробного и тщательного изучения» Павлом во время его путешествия в Париж. Путешествуя по Западной Европе, наследник престола создал прекрасное впечатление о своем воспитании и образовании.   Брат Иосифа II, австрийского императора, Великий Герцог Леопольд во время пребывания Павла   во   Флоренции   пишет   в   своем   письме   к   австрийскому   императору:   «Граф   Северный [Павел   I],   кроме   большого   ума,   дарований   и   рассудительности,   обладает   талантом   верно постигать идеи и предметы и быстро обнимать все их стороны и обстоятельства». Еще   в   1773   году   прусский   посол   писал   Фридриху   II:   «Молодой   Князь   прекрасно   воспитан». Французский Барон Грим в своем письме Екатерине повторил эту мысль: «Находят, что Граф Северный воспитан лучше, чем наши принцы». Действительно, воспитание Павла I было прекрасным. Подробно об этом говорит княгиня Ливен, рассуждая о прекрасных манерах императора. Там же она говорит о том, что император был довольно веселым человеком, но при этом «его шутки никогда не носили дурного характера». О том, что Павел был «очень весел и много шутил», писали так же Кутузов и Саблуков (офицер конной гвардии). Саблуков Н.А. часто говорит о высокой нравственности императора. Из его слов мы знаем, что Павел был   глубоко   верующим   и   богобоязненным   человеком   и   ненавидел   распутство.   К   высокой нравственности   следует   так   же   добавить   и   то,   что   у   императора   было   сильно   развито   чувство справедливости.  Анна де Пальмье, у отца которого Павел, будучи Великим Князем, занимал «немалозначительные суммы»26,   вспоминает   о   нем   как   о   справедливейшем   монархе,   человеке,   для   которого   честь   и искренность играли огромную роль в его правлении. Адам Чарторыйский говорил, что Павел в «глубине души искал правды и справедливости и нередко в своих гневных порывах карал справедливо и верно». Он упоминает о том, что в его кратковременное царствование русские чиновники допускали менее злоупотреблений. Княгиня Ливен в своих записках пишет, что император «свою вину и несправедливость исправлял с большой искренностью»30. То же самое сообщает нам Коцебу, подчеркнув еще раз, что «собственную несправедливость Павел сознавал охотно. Его гордость тогда смирялась»31. Подтверждает эти слова П.П. Лопухин рассказом об офицере, у которого император заметил какую­то неисправность в форме   и   ударил   его   за   это   тростью.   На   другой   день   император   позвал   к   себе   этого офицера, извинился перед ним и дал щедрое вознаграждение. Совсем иначе говорит об императоре граф Бенигсен. Он рассказывает историю о том, как Павел обрушился гневом на несчастного раненого офицера и приказал арестовать его, истекающим кровью, находившегося   на   грани   смерти.   Здесь   же   он   говорит,   что   народ   устал   терпеть   «ряд несправедливостей и сумасбродств». К Бенигсену присоединяется П.А Пален, но тут же начинает сам себе противоречить, упомянув то, что Павел был «романтического характера, он имел претензии на великодушие».  Сам барон считал императора человеком добрым и сердечным. О доброте души Павла I говорят и другие   современники.   Княгиня   Ливен   пишет,   что   даже   со   своими  «ужасными   склонностями» у императора были «ум и сердце в сущности открытые и добрые».(См сноску 3) Наиболее яркую характеристику дал Павлу1  в своей записке Н. М. Карамзин: «Сын Екатерины мог быть строгим и заслужить благодарность отечества; к неизъяснимому изумлению россиян,   он   начал   господствовать   всеобщим   ужасом,   не   следуя   никаким   уставам,   кроме   своей прихоти; считал нас не подданными, а рабами, казнил без вины, награждал без заслуг, отнял стыд у казни, у награды ­ прелесть; унизил чины и ленты расточительностью в оных; легкомысленно истребил долговременные плоды государственной мудрости, ненавидя в них дело своей матери; умертвил в полках наших благородный дух воинский, воспитанный Екатериной, и заменил его духом капральства. Героев, приученных к победам, учил маршировать, отвратил дворян от воинской службы, презирая душу, уважая шляпы и воротники; имея как человек природную склонность к благотворению, питался желчью зла; ежедневно вымышлял способы устрашить людей и сам всех более страшился».(См сноску 4) В.О. Ключевский о Павле I «Император Павел Первый был первый царь, в некоторых актах которого как будто проглянуло новое направление, новые идеи. Я не разделяю довольно обычного пренебрежения к значению этого кратковременного царствования; напрасно считают его каким-то случайным эпизодом нашей истории, печальным капризом недоброжелательной к нам судьбы, не имеющим внутренней связи с предшествующим временем и ничего не давшим дальнейшему: нет, это царствование органически связано как протест - с прошедшим, а как первый неудачный опыт новой политики, как назидательный урок для преемников - с будущим. Инстинкт порядка, дисциплины и равенства был руководящим побуждением деятельности этою императора, борьба с сословными привилегиями - его главной задачей. Так как исключительное положение, приобретенное одним сословием, имело свой источник в отсутствии основных законов, то император Павел 1 начал создание этих законов» (См сноску 5) 1) Время Павла. Авторская платформа Pandia.ru. 2) Платонов С.Ф. Лекции по русской истории. М. «Высшая школа», 1993 ББК . 3).Ткачевский М.Е., Гулиева А., МГУ им. М.В. Ломоносова, факультет иностранных языков, отделение региональных исследований и международных отношений. Курсовая работа. Раздел II «Павел в оценках современников». /источник: книга «Отзывы о Павле  I  его современников. Буцинский П.Н. Харьков, 1901г/ 4)Е.  П. Гурьев,  Л.  Н.  Дмитриева,  В.  Ю.  Жуков,  С.  Ю.  Каргапольцев,  И.  А.  Кольцов,  И.  Ю.  Лапина,  Л.  Б. Назаренко, А. А. Недвецкая, В. Н. Роденков. Отечественная история с древнейших времен до наших дней: Учеб. пособие для студ. вузов: В 2 ч. / Под ред. В. Ю. Жукова, И. А. Кольцова. Ч. 1. Россия в IX ­ начале XX века. СПб гос. архит.­строит. ун­т.­ СПб., ­225 с.. 20063. 5)Электронная библиотека. Ключевский Василий Осипович. Книга «Павел I».

Технологическая карта урока истории "Тревожное окончание века" для 10 класса.

Технологическая карта урока истории "Тревожное окончание века" для 10 класса.

Технологическая карта урока истории "Тревожное окончание века" для 10 класса.

Технологическая карта урока истории "Тревожное окончание века" для 10 класса.

Технологическая карта урока истории "Тревожное окончание века" для 10 класса.

Технологическая карта урока истории "Тревожное окончание века" для 10 класса.

Технологическая карта урока истории "Тревожное окончание века" для 10 класса.

Технологическая карта урока истории "Тревожное окончание века" для 10 класса.

Технологическая карта урока истории "Тревожное окончание века" для 10 класса.

Технологическая карта урока истории "Тревожное окончание века" для 10 класса.

Технологическая карта урока истории "Тревожное окончание века" для 10 класса.

Технологическая карта урока истории "Тревожное окончание века" для 10 класса.

Технологическая карта урока истории "Тревожное окончание века" для 10 класса.

Технологическая карта урока истории "Тревожное окончание века" для 10 класса.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.01.2017