Технологическая карта урока "Красота русской зимы в стихотворениях С. Есенина" 2 класс
Оценка 4.7

Технологическая карта урока "Красота русской зимы в стихотворениях С. Есенина" 2 класс

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
русская литература
2 кл
10.06.2018
Технологическая карта урока "Красота русской зимы в стихотворениях С. Есенина" 2 класс
Предмет Литературное чтение Тема урока Красота русской зимы в стихотворениях С. Есенина Цели и задачи Цель урока: познакомить детей с краткой биографией и стихотворениями С.А. Есенина «Поет зима аукает», «Береза»; дать понятие метафоры; сформировать представление о красоте зимней природы посредством произведений художественной литературы; научить использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности. Задачи: Обучающие: – работать над навыком выразительного чтения стихотворения, учить видеть художественные приёмы; учить чувствовать красоту и музыку поэтического слова – обогащать словарный запас учащихся; Развивающие: – развивать образное мышление, речь при работе с лирическим произведением, творческое мышление; – развивать интерес к русской поэзии, умение оценивать красоту прекрасных пейзажных описаний; - развивать навыки анализа, сравнения и сопоставления на примере сравнения картин и стихов, навыки правильного, осознанного, выразительного чтения Воспитывающие: – воспитывать чувство прекрасного, умение работать в группе, любовь к родной природе, интерес к живописи, музыке; – воспитывать самостоятельную творческую активность.Технологическая карта урока "Красота русской зимы в стихотворениях С. Есенина" 2 класс
конспект.docx
Предмет  Тема урока Цели и задачи Тип урока Планируемые  образовательные  результаты Технологическая карта урока Литературное чтение Красота русской зимы в  стихотворениях С. Есенина  Цель урока: познакомить детей с краткой биографией и стихотворениями С.А. Есенина «Поет зима аукает»,  «Береза»; дать понятие метафоры; сформировать представление о красоте зимней природы посредством  произведений художественной литературы; научить использовать приобретённые знания и умения в практической  деятельности. Задачи: Обучающие: – работать над навыком выразительного чтения стихотворения, учить видеть художественные приёмы; чувствовать красоту и музыку поэтического слова – обогащать словарный запас учащихся; Развивающие: – развивать образное мышление, речь при работе с лирическим произведением, творческое мышление; – развивать интерес к русской поэзии, умение оценивать красоту прекрасных пейзажных описаний; ­ развивать навыки анализа, сравнения и сопоставления на примере сравнения картин и стихов, навыки правильного, осознанного, выразительного чтения Воспитывающие: – воспитывать чувство прекрасного, умение работать в группе, любовь к родной природе, интерес к живописи,  музыке; – воспитывать самостоятельную творческую активность. Изучение нового материала Предметные: находить в произведении слова, которые помогают представить увиденные картины; определять  слова, которые помогут передать настроение произведения и чувства автора; знать особенности жанра лирических  произведений; представлять картины, описываемые в произведении.  Метапредметные: Регулятивные: ­ организовывать свою деятельность, готовить рабочее место для выполнения разных видов работ (наблюдений); ­ принимать учебно­познавательную задачу и сохранять её до конца учебных действий;  ­ определять и формулировать цель деятельности на уроке.  Познавательные: ­ осуществлять поиск информации, необходимой для решения учебных задач. ­ понимать информацию, представленную в вербальной форме, изобразительной, схематической, модельной и др.; Коммуникативные: ­ осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; ­ аргументировано отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения, строить понятные для партнёра  высказывания, адекватно использовать речевые средства для решения задач общения (приветствие, прощание,  учебная игра, диалог); ­ вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в  парах, в группах; ­ допускать возможность существования у людей различных точек зрения, проявлять терпимость по отношению к  высказываниям других, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам. Личностные: проявлять интерес к чтению лирических произведений; эмоционально отзываться на прочитанное  1 произведение; принимать социальную роль учащегося; осмысливать мотивы учебной деятельности. етоды и формы  обучения Оборудование и наглядно­ демонстрационный материал Основные понятия и термины Частично­поисковый; индивидуальная, фронтальная, парная мультимедийный проектор  ­карточки со стихотворением  с пропусками ­ рисунок берёзы  ­ фонограмма песни “Берёза” ­раздаточный материал для рефлексии и творческого задания; ­ учебник Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В.Голованова “Литературное чтение” (1­я часть), 2 класс; ­ презентация  метафора, олицетворение, сравнение 2 Этапы урока Организационн 1)Дыхательная  Деятельность учителя Деятельность уч­ся Демонстрируют  готовность  к уроку Слушают учителя,  отвечают  на вопросы. Организовывать свое рабочее место  под руководством учителя. Освоить роли  ученика; формирование интереса (мотивации) к учению. Чтение стихотворений  И.Бунина, К.Бальмонта,  Я.Акима о первом снеге  наизусть Контролировать и оценивать свою  деятельность и деятельность  одноклассников. Слушают учителя,  отвечают  на вопросы, делают  дыхательную гимнастику Слушать и понимать речь других.  Высказывать собственные суждения. Контролировать свои действия,  соотнося их с действиями учителя и  одноклассников Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку Ребята, посмотрите друг на друга – улыбнитесь. Посмотрите на  солнышко – улыбнитесь ему. Пусть на протяжении всего урока это  милое солнышко придаёт нам оптимизма, творчества и, конечно же,  хорошего настроения! Самоопределение к деятельности ­Ребята! На столах у вас по три смайлика, выберите тот, который  соответствует вашему настроению. Как много улыбок засветилось. Спасибо! А это мое настроение…Я готова начать работу и надеюсь на ваше  сотрудничество и творческий подход к делу. Вы готовы? Спасибо, я уважаю смелых и отзывчивых людей. Удачи! 1. Мотивация к учебной деятельности.  Если городу ночью холодно стало, И ночь для него одеяло достала, Если снегом заботливо город одела. Какое время года прилетело? (Зима) А) Вступительное слово учителя: Многие русские писатели, поэты и художники любили зиму и  великолепно о ней писали.  А теперь покажите, как вы выполнили домашнее задание и научились  выразительно читать стихотворения великих русских поэтов о первом  снеге. А мы будем слушать и оценивать вашу работу с помощью сигнальных  карточек, опираясь на алгоритм.   Контролирует и оценивает чтение  стихотворений И.Бунина,  К.Бальмонта, Я.Акима о первом снеге наизусть — Итак, о каком времени года пойдёт речь на нашем уроке? — Закройте глаза и шепотом произнесите:  «З – И – М – А …» –Представьте, что на ваши ладошки упали снежинки. Вы полюбовались их красотой и решили отпустить на волю. Наберите воздух. Сдуньте  снежинки с руки. Повторяем три раза.  –Произнесите предложение, делая ударение каждый раз на другом  слове.  С неба падают снежинки. С неба падают снежинки. С неба падают снежинки. — Какие ассоциации у вас связаны со словом ЗИМА?  I. Актуализация  Слайд 1 ­Рассмотрите картины русского художника И.  Работают с картинами. Шишкина «Сосны, освещенные солнцем», «Зима». Какие чувства у  Отгадывают загадку­ Выделять существенную информацию  из текста загадки.  3 вас возникли?  Что вы себе представили?  Слайд 2 Поделитесь своими чувствами. ­В чём различие картин? — Какими красивыми словами вы бы могли описать зиму? (р/т с.56) Да, ребята, зима ­ удивительное время года, она бывает разной:  радостной, веселой, торжественной, величавой, холодной, неуютной.  Зима – это, наверное, то время года, которое никого не может оставить равнодушным. Многие русские поэты восхищались необычайной  красотой русской зимы в своих произведениях. Зимнюю природу  изображают по­разному. Композиторы «рисуют» её с помощью звуков.  Художники это делают с помощью красок, а писатели и поэты — с  помощью слов. Зимняя природа побуждает людей творить. Она  привлекает и манит. ­ Сегодня мы будем знакомиться со стихотворениями, посвященными  удивительному времени года – зиме. А вот с чьими стихотворениями? ­ Попробуйте услышать фамилию русского поэта в стихотворении:  В этом имени слово «есень»,  Осень, ясень, осенний цвет,  Что­то есть в нём от русских песен –  Поднебесье, тихие веси,  Сень берёзы  И синь – рассвет.  Что­то есть в нём  И от весенней  Грусти, юности  И чистоты…  ­ Как вы думаете, о какой фамилии какого поэта идёт речь? Ответить  на этот вопрос вам помогут звуки этого стихотворения.  Только скажут – «Сергей Есенин»,  Всей России встают черты… (Николай Браун) –Сегодня мы будем читать произведения замечательного русского  поэта Сергея Есенина. а) сообщения детей об авторе . 1­й ученик. Сергей Александрович Есенин родился 3 октября 1895 года в селе  Константиново, что привольно раскинулось на зелёном холмистом  берегу реки Оки. 2­й ученик. Родители его были бедными крестьянами. Маму звали – Татьяна  Федоровна. Отца – Александр Никитич. 3­й ученик . С двух лет был отдан на воспитание дедушке и бабушке по матери, и  рос в этой семье до 9 лет. Дед знал множество песен и частушек.  Бабушка очень сильно любила Есенина. Она хорошо пела русские  песни, знала много сказок и рассказывала их маленькому Серёже. 4­й ученик. Целые дни летом мальчик Серёжа вместе с другими ребятами  проводил на воле. Он любил поля, и луга своего родного села,  стихотворение.  Выдвигают  предположения о теме  урока. Слушают вопросы  учителя. Отвечают на  вопросы учителя.  Слушать собеседника. Строить  понятные для собеседника  высказывания. Уметь слушать в соответствии с  целевой установкой. Дополнять,  уточнять высказанные мнения по  существу поставленного задания. Рассказчики:  рассказывают о  творчестве поэта,  остальные ребята  слушают, знакомятся с  творчеством поэта Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Выделять существенную  информацию из текста. Слушать  собеседника.  4 радовался белой берёзке и душистой черёмухе, любил цветы,  животных. 5­й ученик. Стихи он начал писать в 10 лет, но сознательное творчество началось в  16­17 лет. В творчестве Сергея Есенина много стихов о природе. –Сегодня мы познакомимся с двумя стихотворениями С. Есенина  «Поет зима аукает» и «Береза» Физкультмин Раз – подняться, потянуться,  Два – согнуться, разогнуться,  Три – в ладоши три хлопка,  Головою три кивка.  На четыре – руки шире,  Пять – руками помахать,  Шесть – на место сесть опять. 1)Знакомство со стихотворением С. Есенина «Берёза».  Первичное чтение. Аудиозапись ­ Понравилось ли вам стихотворение?  На мой взгляд в нём есть что­то сказочное и это помогает передать  музыка П.И. Чайковского «Времена года. Декабрь»..  ­Чем это стихотворение напоминает сказку ­ Какой перед вами предстала берёзка? 2)Самостоятельная работа ­Прочитайте стихотворение вполголоса. Подчеркните непонятные  слова и выражения. 3) Словарная работа. ­Как вы понимаете слова: кайма, бахрома, заря?  Кайма­ отличающаяся по цвету или рисунку полоса по краю ткани,  изделия. Бахрома­  тесьма с рядом свободно свисающих нитей. Заря ­ яркое освещение горизонта перед восходом или после захода  солнца.  4)Анализ произведения.  ­Какие краски использовал автор, чтобы описать берёзку? Белая,  серебристая.  ­Найдите строчки, в которых рассказывается о цвете. ­Особенно интересно в стихотворении описание инея. Найдите это  описание. ­Какое время дня рисует поэт? ­Почему вы так решили? ­Солнечное или пасмурное утро? ­Прочитайте, как занималась заря зимой. ­Какой литературный приём использует автор в создании образа  берёзы? (олицетворение) Такой поэтический прием, когда  Выполняют элементарные  физические  упражнения  (в соответствии в  текстом стихотворе­ ния), повторяя их за  учителем 1) Слушают чтение  стихотворения артистом.  Работа осуществляется с  целью отработки приемов выразительного чтения и  понимания  обучающимися  содержания текста. 2)Самостоятельно  выполняют работу,  читают стих­е вполголоса и подчеркивают  непонятные слова 3)Объясняют значения  непонятных слов. 4) Участвуют в беседе по сюжету стихотворения. Обучающиеся читают  стихотворение с целью  выделения  художественных  приемов, правильного  типа читательской  деятельности. Контролируют свои действия,  соотнося их с действиями учителя и  одноклассников 1)Принимать и сохранять учебную  цель и задачу Принимать на слух стихотворение Анализировать степень  выразительности, содержание  поэтического произведения 2) Умение самостоятельно выполнять  работу, планировать деятельность. 3) Принимать и сохранять учебную  цель и задачу осознанно строить  речевые высказывания, понятные для  партнеров. Доказывать,  аргументировать свою точку зрения 4) Отвечать на простые вопросы  учителя, находить нужную  информацию в учебнике. строить речевое высказывание в  устной форме. Уметь осуществлять анализ объектов с выделением художественных приемов. 5 предметы неживой природы изображаются как живые  существа называется олицетворением. ­Докажите это строчками из стихотворения. ­Подумайте, каким должен быть темп чтения: быстрый, медленный,  неторопливый?  ­ Какое чувство, настроение создал поэт? Волшебное, спокойное,  радостное ожидание чуда.  5) Выразительное чтение стихотворения.(2­3 ученика)  ­ Прочитайте это стихотворение так красиво, чтобы все увидели  нарядную, тихую сияющую березу. ­ Где по ­ вашему нужно немножко приостановиться?  ­ Где читать быстрее? 6) Взаимооценка сигнальными карточками   ­ У вас действительно получилось создать отличное настроение!  Понравилось ли вам работать с этим стихотворением?  ­ Хотелось бы вам поработать ещё с одним стихотворением Есенина?  ­ И это осуществимо, потому что впереди у нас работа со  стихотворением Сергея Есенина «Поёт зима, аукает», но сначала  отдохнём. Физкультми Разминка для глаз «Танец снежинок» работы по теме  ­ Как вы думаете, легко ли поэтам сочинять стихи? 1) Работа в парах ­ Сейчас мы ощутим, какого это. Перед вами стихотворение «Поёт  зима, аукает, но с пропусками. Постарайтесь их заполнить. (Дети получают карточки со стихотворением и работают  самостоятельно) Поет зима ­ аукает, Мохнатый лес ________ Стозвоном сосняка. Кругом с тоской глубокою Плывут в страну далекую _____________облака. А по двору метелица Ковром ___________стелется,  Но больно холодна. Воробышки игривые, Как детки____________, Прижались у окна. 5) Читают стих­е  выразительно 5) формирование навыка  выразительного чтения 6) Оценивают  одноклассников с  помощью сигнальных  карточек Выполняют элементарные  физические  упражнения  (в соответствии в  текстом стихотворе­ ния), повторяя их за  учителем 1)Выполняют работу по  инструкции учителя,  заполняют пропуски,  работая в паре 6) Осуществляют контроль своей  деятельности и деятельности партнера Контролируют свои действия,  соотнося их с действиями учителя и  одноклассников 1) Контролируют свою деятельность и  деятельность одноклассников,  оценивают ее. Выделяют необходимую информацию. Умеют слушать  и слышать, достаточно точно выражать свои мысли, работать в паре, работать консультантом   и   помощником   для других ребят. Принимают и осваивают социальную  роль обучающегося. 6 ­ Проверим, что у вас получилось. (Заслушивается несколько ответов,  а затем сверка с образцом)  ­ Легко ли быть поэтом? 2)Знакомство со стихотворением С. Есенина «Поет зима­аукает». Первичное чтение ­ А теперь послушайте это стихотворение . (Читает учитель или  включается аудиозапись)                ­ Какие картины представили?                ­ Какие звуки зимы услышали? 3)Словарная работа.  Поет – сильно дует  Аукает – перекликается  Сосняк­ сосновый лес  Метелица ­ласково метель (буран, вьюга) — перенос ветром  снега, поднятого с поверхности земли.  Стозвоном – звон 100 сосен (автор.)  Ковром шелковым – мягким ковром  Сиротливые – без родителей 4) Комментированное чтение.     1 строфа: Поет зима — аукает, Мохнатый лес баюкает Стозвоном сосняка. Кругом с тоской глубокою Плывут в страну далекую  Седые облака. ­ В каком лесу оказался поэт?  (в сосновом, мохнатом)  ­ Мохнатый сосновый лес. Он звенит на морозе. Деревьев много и поэт  нашёл удивительное слово «стозвон». ­ Какое слово использует поэт, показывая лес? (мохнатый)  ­ Что значит это слово? (засыпан пушистым снегом, снега в лесу очень  много) ­ Кто хозяйничает в лесу? Кто о лесе так позаботился? (зима) ­ С кем автор сравнивает зиму? (с человеком) ­ Какие слова помогают оживить зиму? (поёт, аукает) Такой поэтический прием, когда предметы неживой природы  изображаются как живые существа  2) Слушают чтение  стихотворения артистом.  Работа осуществляется с  целью отработки приемов выразительного чтения и  понимания  обучающимися  содержания текста. 2)Принимать и сохранять учебную  цель и задачу Принимать на слух стихотворение Анализировать степень  выразительности, содержание  поэтического произведения 3)Объясняют значения  непонятных слов. 3) Принимать и сохранять учебную  цель и задачу осознанно строить речевые  высказывания, понятные для  партнеров. Доказывать, аргументировать свою  точку зрения 4) Читают стих­е по  частям, отвечают на  вопросы учителя,  находят поэтические  приемы 4) Контролируют свою деятельность и  деятельность одноклассников,  оценивают ее. Выделяют необходимую информацию. Умеют слушать  и слышать, достаточно точно выражать свои мысли 7 называется олицетворением. ­ Кого олицетворяет зима? (заботливую мать) ­ Какая она? Рисуем образ зимы (мягкая, добрая, немного грустная) ­ Откуда видно, что автор грустит? (с тоской глубокою) ­ О чём тоскуют облака? (уплывают в страну далёкую) ­ Какие они? (седые)  Что значит «седые облака»? (белые)  Такой оборот речи, когда слова и выражения употребляются в  переносном значении, называется метафора. ­ С каким чувством будем читать 1 часть? (с чувством грусти)   2 строфа: А по двору метелица Ковром шелковым стелется, Но больно холодна. Воробышки игривые, Как детки сиротливые,  Прижались у окна. ­ Кто главный герой? (метелица) ­ Чем необычен образ метелицы? (ковром шелковым стелется) ­ Как понимаете это выражение? Оно в прямом значении или в  переносном? ­ Как называется такой приём в литературе, где слова употребляются  не в прямом, а в переносном значении? (метафора) ­ Какая зима во 2­й части? (красивая, но холодная) ­ А по отношению к воробышкам? (равнодушная) ­ Какое чувство вызывают у автора воробышки? (жалеет их) ­ Какие слова нашёл, чтобы показать жалость? (как детки  сиротливые) ­ Такой приём называется сравнение. ­ С каким чувством будем читать 2­ю часть? (с чувством жалости) 5) Физкультминутка 6) Выразительное чтение стихотворения. ­ Прочитайте это стихотворение выразительно.(2­3 ученика) 5) Делают  физкультминутку 6) формирование навыка  выразительного чтения 6) Выразительное чтение  стих­я Взаимооценка акрепление  Работа в паре. Составление синквейна. Составьте с другом нерифмованное стихотворение на тему «Зима» из 5 строк, которые строятся по определенным правилам. 1стр.­ КТО? ЧТО? (Тема) (В 1 стр. тема называется одним словом (обычно сущ.­м)) 2 стр. –Какой? Какая? Какое?(описание темы) (Это описание темы в 2 словах (прилагательные)) 3 стр.­ Что делает? (описание действия) (Это описание действия в рамках темы 3 словами) 4 стр.­1 предложение о теме (Это предложение из 3­4 слов, показывающая отношение к теме,  Слушают учителя,  отвечают  на вопросы, доказывают,  почему данный текст  является задачей;  выполняют краткую  запись;  объясняют, каким  образом следует  выполнить решение,  обосновывают выбор  принимают и сохраняют учебную  задачу; осуществляют контроль своей  деятельности и деятельности  партнеров по образовательному  процессу, при необходимости  корректируют собственную  деятельность и деятельность  одноклассников;  Создают алгоритмы деятельности;  Умеют слушать, слышать и понимать  партнера по речевому высказыванию,  8 Рефлексия  настроение) 5 стр.­1 слово (Повторяет смысл третьей строки, но состоит из 1  слова) Например, Зима Морозная, холодная Аукает, баюкает, ревёт Стучит по ставням свешенным Злюка ­ Ребята посмотрите у нас тоже в классе есть берёзка, только она не  белая, но это пока. ­ У вас на столах снежинки разных размеров. Если вам на уроке было  интересно и познавательно, то возьмите самую большую снежинку и  украсьте ею нашу берёзку. Если, не совсем довольны своей работай на  уроке, но в целом вам понравилось, то украсьте берёзку снежинкой  средней по размеру. А если вам урок не понравился, вам было скучно и непонятно, то что ж не оставлять же берёзку голой. Прикрепите на неё  самую маленькую снежинку.  ­Со стихотворениями какого поэта мы сегодня познакомились? ­Какие стихотворения прочитали? ­ Что такое метафора и олицетворение? ­ Что на уроке у вас хорошо получается? ­ Над чем ещё надо поработать? ­ Выучить понравившееся стихотворение и показать возникшие у вас  образы в иллюстрации к нему. арифметических  действий для решения  задачи; записывают  решение, дают ответ на  поставленный вопрос обосновывать свою точку зрения; при  возникновении спорных ситуаций не  создают конфликтов. Имеют мотивацию  к учебной деятельности; осознают  важность получаемых знаний и  приобретаемых умений Отвечают на вопросы,  делают выводы,  обобщения. Определяют свое  эмоциональное состояние на уроке Отвечают на вопросы  учителя, подводят итоги Прогнозируют результаты собственной деятельности, контролируют и  оценивают себя, своих  одноклассников; способны к  мобилизации волевых усилий. Умеют полно и грамотно выражать  свои мысли, правильно строить  речевое высказывание. осознают важность полученных знаний; Приобретают мотивацию к учебной  деятельности; овладевают начальными  навыками адаптации в обществе Слушают объяснение,  при необходимости  задают вопросы. Выделяют необходимую информацию. Умеют слушать, слышать и понимать  учителя. 9

Технологическая карта урока "Красота русской зимы в стихотворениях С. Есенина" 2 класс

Технологическая карта урока "Красота русской зимы в стихотворениях С. Есенина" 2 класс

Технологическая карта урока "Красота русской зимы в стихотворениях С. Есенина" 2 класс

Технологическая карта урока "Красота русской зимы в стихотворениях С. Есенина" 2 класс

Технологическая карта урока "Красота русской зимы в стихотворениях С. Есенина" 2 класс

Технологическая карта урока "Красота русской зимы в стихотворениях С. Есенина" 2 класс

Технологическая карта урока "Красота русской зимы в стихотворениях С. Есенина" 2 класс

Технологическая карта урока "Красота русской зимы в стихотворениях С. Есенина" 2 класс

Технологическая карта урока "Красота русской зимы в стихотворениях С. Есенина" 2 класс

Технологическая карта урока "Красота русской зимы в стихотворениях С. Есенина" 2 класс

Технологическая карта урока "Красота русской зимы в стихотворениях С. Есенина" 2 класс

Технологическая карта урока "Красота русской зимы в стихотворениях С. Есенина" 2 класс

Технологическая карта урока "Красота русской зимы в стихотворениях С. Есенина" 2 класс

Технологическая карта урока "Красота русской зимы в стихотворениях С. Есенина" 2 класс

Технологическая карта урока "Красота русской зимы в стихотворениях С. Есенина" 2 класс

Технологическая карта урока "Красота русской зимы в стихотворениях С. Есенина" 2 класс

Технологическая карта урока "Красота русской зимы в стихотворениях С. Есенина" 2 класс

Технологическая карта урока "Красота русской зимы в стихотворениях С. Есенина" 2 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.06.2018