Технологическая карта урока литературного чтения "Антон Павлович Чехов "Ванька"(4 класс)
Оценка 5 (более 1000 оценок)

Технологическая карта урока литературного чтения "Антон Павлович Чехов "Ванька"(4 класс)

Оценка 5 (более 1000 оценок)
Разработки уроков
docx
чтение
4 кл
16.01.2017
Технологическая карта урока литературного чтения по произведению Антона Павловича Чехова "Ванька". Тип урока: урок "открытия" новых знаний. Урок составлен с учетом требований ФГОС НОО. На уроке применяются различные методы и приемы: групповая работа, подводящий диалог по проблемному объяснению новых знаний, игровой прием.Технологическая карта урока литературного чтения по произведению Антона Павловича Чехова "Ванька"

150.000₽ призовой фонд • 11 почетных документов • Свидетельство публикации в СМИ

Опубликовать материал

А.П. Чехов Ванька.docx
Урок литературного чтения в 4 В классе. Учитель: Алешина Оксана Владимировна. Тип урока: урок «открытия» нового знания. Тема:  Антон Павлович Чехов «Ванька». Цель: Познакомить с произведением А.П. Чехова «Ванька». Задачи: учить анализировать текст по вопросам, выражать собственные мысли, рассуждать; развивать устную речь, внимание; учить  наблюдать за словом автора, авторской позицией, воспитывать нравственные качества, культуру общения. УУД:     Личностные: понимание чувств других людей и сопереживание им; чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства  с отечественной художественной культурой. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;  планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;  оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и  задачной области; адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной  литературы; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте; Коммуникативные: адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных  коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации; допускать возможность  существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в  общении и взаимодействии; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; формулировать  собственное мнение и позицию; Оборудование: учебник «Литературное чтение», В. А. Лазарева, 4 класс, 1 часть; операционная система Windows, мультимедийный  проектор, экран, презентация PowerPoint по теме урока, аудиозапись произведения https://www.youtube.com/watch?v=Nnh0OFO­h­c . Методы и приемы организации работы: групповая работа, подводящий диалог по проблемному объяснению новых знаний (выдвижение  предположений по содержанию произведения с опорой на эпиграф к уроку и название произведения), игровой прием  (этап урока:  подведение итогов), информационно­коммуникационные технологии (презентация PowerPoint по теме урока, аудиозапись рассказа А. П.  Чехова «Ванька»). Технологическая карта урока № Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся 1 Самоопределение  деятельности (Орг.момент) Цель: Организация направленного внимания на  начало урока (1 мин) 2 Актуализация опорных  знаний.  Цель: Мотивация учащихся на  изучение темы (3 мин) -Пусть этот урок принесёт нам радость общения и наполнит наши  сердца добрыми чувствами. Включение в учебный процесс. Проверить готовность к уроку. ­ Оцените свою готовность к уроку. (Слайд 1) Какой раздел мы с вами начали изучать? (В школе жизни) Какое произведение вы уже прочитали? (А.И.Куприн «Бедный  принц») О ком это произведение? (О мальчике Дане) В каком веке происходили события в рассказе Куприна? (19­20  век) Что вы узнали о жизни детей в 19­20 веках? (Ответы детей) Включаются в диалог. Отвечают на  вопросы, высказывают свои  предположения. 3 Создание проблемной  ситуации. Цель: Организовать  подводящий диалог по  проблемному объяснению  нового знания. (5 мин) 4. Открытие новых знаний.  Цель:  Знакомство с  творчеством А.П. Чехова, с  произведением «Ванька». (15 мин)  (Слайд 2) « В детстве у меня не было детства»  (А.П.Чехов.)      Слова какого писателя стоят эпиграфом нашего урока?                    Как вы понимаете эти слова?                                                                 Можете ли вы сказать так о своём детстве? Почему?    Найдите по оглавлению автора и его произведение, с которым мы  познакомимся сегодня на уроке (дети находят: А.П.Чехов  «Ванька»)  (Слайд 3) Какое произведение будем изучать сегодня на уроке?                       Рассказ был написан 130 лет назад, в 1886 году.                                  Какой это век?  Как жили дети в XIX веке? Ребята, как вы думаете, что расскажет писатель о жизни мальчика  Ваньки?   Предположите, о чём будет это произведение? (Слайд 4) Сегодня на уроке мы познакомимся жизнью и творчеством Антона  Павловича Чехова. 1) Сообщение детей о жизни и творчестве А.П.Чехова. (Работа с высоко мотивированными детьми, развитие  устной  монологической речи: Ясутова София, Зайнулин Марат) 1.Антон Павлович Чехов родился в городе Таганроге. Там он  учился в гимназии, работал в лавке отца, а в свободное время пел в церковном хоре. Отец семейства разорился и уехал в Москву. В  Москве семья Чеховых долго, почти три года, живет в тяжкой  бедности. Антон зарабатывает себе на жизнь репетиторством. В  1879 году, окончив гимназию, он приезжает в Москву и поступает  на медицинский факультет Московского университета. 2.После окончания в 1884 году университетского курса в звании  уездного врача, писатель приступил к лекарской деятельности и до Включаются в диалог. Отвечают на  вопросы, высказывают свои  предположения. Отвечают на вопросы. Высказывают свои предположения. Просмотр презентации,  сообщения детей конца жизни считал, что медицина – главное его дело и призвание.  Большая семья Чеховых существовала на средства, поступавшие  от литературной работы и от врачебной практики Чехова. (Слайд 5) ­Сегодня мы прочитаем рассказ А.П. Чехова. Один из самых  знаменитых его рассказов. Он был написан 130 лет назад.                  XIX век. Тяжелая доля выпала детям старой России. Нищета и разруха  в стране заставляла посылать родителей своих детей на работу, иначе не  прожить, не прокормиться. Кругом безысходность. Кругом горе. И как  бы ни жалко было матери отдавать своё дитё в чужой дом, им  приходилось так делать, чтобы выжить. И не смотря ни на что, люди  верили: что лучше пусть далеко от дома, пусть тяжело ребенку, но все­ таки он будет накормлен, чему­то научится, немного заработает.               О трудностях и лишениях  того времени писали многие писатели  в том  числе и  А.П. Чехов.  2) Словарная работа.  В произведении А.П. Чехова встретятся незнакомые вам слова.  Поработайте в группах и найдите значение слов, которые вам не  понятны, в том числе и устаревших слов – т.е. тех, которые  сегодня вышли из употребления. (Слайд 6) 1 группа: заутреня, колодка, шпандырь; (Слайд 7) 2 группа: клирос, выволочка, тулуп; (Слайд 8) 3 группа: образ, ледник, сидельцы (Слайд 9) 4 группа: иезуитское ехидство, умильно, кредитом не  пользуется; (Слайд 10) 5 группа: кадриль, балагурит, как сидорову козу,  подпасок; 3) Откройте учебники на стр. 23 (Слайд 11) https://www.youtube.com/watch?v=Nnh0OFO­h­c  Прослушайте аудиозапись рассказа А. П. Чехова «Ванька», следя  по учебнику. Отметьте в учебнике на полях  те места, где автор  Слушают учителя Работа в группах.  Работают со словарями.  Формулируют речевое высказывание по заданию.                                                                Открывают учебники.  Прослушивают  произведение.  Отмечают в учебниках на полях те  места, где автор описывает  внешность главного героя. описывает внешность главного героя. 3 Первичное закрепление. Цель: формирование умения  анализировать произведение (8 мин) Понравился вам рассказ? Какие чувства он у вас вызвал? Что вы узнали из произведения о главном герое Ваньке? (Слайд 12) Характеристика главного героя произведения. Из ответов детей составляется  характеристика, описывается  внешность Ваньки. Читают предложение. Отвечают на  вопросы. Включаются в диалог. Отвечают на  вопросы по содержанию  произведения. Прочитайте первое предложение рассказа. Что мы из него узнаём о судьбе героя?  Почему автор в первом же предложении даёт нам указание на  время: «в ночь под Рождество»? (В эту ночь все верующие, а в  конце 19 века такими было подавляющее население России, идут в  церковь, чтобы отстоять заутреню.) Случайно ли Ванька пишет письмо в ночь под Рождество?  (Рождественский рассказ предполагает, что все проблемы решатся  и обязательно будет счастливый конец).  Он вырос в деревне и конечно  же верит в то, что… Продолжи эту  мысль. Что представляет собой «учение» у сапожника? (В ученики отдавали детей из очень больших семей, где родители  не могли их прокормить, либо сирот, о которых некому было  позаботиться).  Есть ли у Ваньки своё «то самое  место», куда он стремится?  Почему мальчик хочет вернуться домой? Включение нового знания в  систему знаний 4 Цель: Организовать  повторение учебного  содержания (5мин) 3 Подведение итогов.  Рефлексия Цель: соотнесение  поставленных задач с  достигнутыми результатами (2мин) (Слайд 13) ­Как Ванька подписал конверт?                                         Какой адрес он указал?                                                                           Найдите в тексте и прочитайте.                                                             Как вы думаете, получит дедушка это письмо?  Отсутствие точного адреса на конверте вызвано тем, что Ванька  большую часть своей жизни прожил в деревне, где всех знают по  имени­отчеству, где не надо указывать точного адреса, чтобы  доставить записку или письмо. Ваньке даже в голову не могло  прийти, что кроме его родной деревни Москву окружают сотни  других деревень, что у его письма нет никаких шансов попасть к  адресату. (Слайд 14) ­ Какая фраза из этого рассказа стала крылатой?            (“на деревню дедушке”, т.е. неизвестно куда) ­Как вы думаете, почему Чехов закончил свой рассказ именно так? Какие чувства хотел пробудить он в читателях? Проверим,  насколько вы  были внимательны на уроке:  Что поняли? Запомнили ли вы содержание рассказа? Называю   слова, если они имеют отношение к содержанию  рассказа – вы хлопаете в ладоши. Москва, письмо, елка, Мария, люлька, мать,  дед, сирота,  деревня, заутреня, школа, Пелагея, заяц, леденцы, барышня. (Слайд 15) Вопросы о целях и задачах урока.  Что хотели бы узнать на следующем уроке? Оцените свою деятельность на уроке: УЗНАЛ ПОНЯЛ  ХОЧУ ПОНРАВИЛОСЬ Находят в тексте и прочитывают. Включаются в диалог.  Отмечают, что Ванька большую  часть своей жизни жил в деревне,  где все друг друга знают по имени­ отчеству. Ему и в голову не могло  прийти, что кроме его родной  деревни Москву окружают сотни  деревень, что у письма нет шансов  попасть к адресату. Высказывают своё мнение. Слушают слова и хлопками  выделяют те, которые относятся к  рассказу. Самооценка деятельности на уроке; фиксация степени соответствия  поставленной цели и результатов  деятельности. 4 Домашнее задание  (Слайд 16) (1мин) 1. Придумать и написать письмо деда Ваньке. 2. Подготовиться выразительно читать эпизоды: 3 часть  письма Ваньки; поход  с дедом за ёлкой; последнюю часть  текста.  Записывают в дневники домашнее  задание.
скачать по прямой ссылке