Технологическая карта урока литературного чтения "Музей старинных вещей" (3 класс, литературное чтение)

  • Исследовательские работы
  • Разработки уроков
  • docx
  • 08.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цель урока: формирование позитивного опыта применения ранее сформированных знаний, действий и опыта на основе их переноса в новые условия; систематизация и расширение представления детей о старинных вещах как хранителях культурных ценностей; раскрытие на конкретных примерах важности и необходимости культурной преемственности через хранение семейных реликвий. Тип урока: обобщение и систематизация знаний и умений. Модель организации учебно-познавательной деятельности младших школьников: самостоятельная работа в группе, индивидуальная самостоятельная работа, фронтальная работа - автоматизированное рабочее место учителя – класс («один ко многим»).Технологическая карта урока литературного чтения "Музей старинных вещей" (3 класс, литературное чтение)
Иконка файла материала музей старинных вещей.docx
Муниципальное образовательное учреждение  Непецинская средняя общеобразовательная школа  Московской области Коломенского муниципального районаПЛАН­КОНСПЕКТ УРОКА  __________________________________ «Музей старинных вещей» 1. Левина Ирина Николаевна 2. Муниципальное   образовательное средняя общеобразовательная   школа   Московской   области   Коломенского   муниципального района.   учреждение   Непецинская   3. Учитель начальных классов первой квалификационной категории. 4. Литературное чтение. 5. 3 класс 6. Тема раздела «Преданья старины глубокой», урок 19. 7. Авторская   программа   В.   А.   Лазаревой   «Литературное   чтение»,   утвержденная Министерством   образования   и   науки   Российской   Федерации.   Москва, «Просвещение», 2010 г (Программы начального общего образования. Система Л. В. Занкова   /   Сост.   Н.   В.   Нечаева,   С.   В.   Бухалова.   –   Самара   :   Издательский   дом «Фёдоров», 2011). 8. Цель  урока: формирование позитивного опыта применения ранее сформированных знаний, действий и опыта на основе их переноса в новые условия;  систематизация и расширение представления детей о старинных вещах как хранителях культурных ценностей;   раскрытие   на   конкретных   примерах   важности   и необходимости   хранение   семейных   реликвий. культурной   преемственности   через 9. Тип урока: обобщение и систематизация знаний и умений. 10. Модель организации   учебно­познавательной деятельности младших школьников: самостоятельная   работа   в   группе,   индивидуальная   самостоятельная   работа, фронтальная работа ­ автоматизированное рабочее место учителя – класс («один ко многим»).  11. Необходимое   оборудование:  презентация,     личные   вещи   для   создания   музея, костюмы, музыка. 12. Структура и ход  урока.Планируемые   достижения   учащихся: понимание   необходимости   знакомства   со старинными   вещами.   Воспитание   уважительного   отношения   к  старшему   поколению,   к предкам. Формирование УУД: Личностные   действия: формирование   положительной   учебной   мотивации,   навыков адекватной   самооценки,   Развитие людям. доброжелательности,   ответственности   за   конечный   результат.   внимания к     Регулятивные   действия: формирование   умения   самостоятельно   выделять   и формулировать   познавательную   цель;   планировать   свою   деятельность   на   уроке; контролировать, оценивать процесс и результат своей деятельности.  Познавательные   действия:  развитие   способностей   учащихся   управлять   своей познавательной   деятельностью;   формирование   умений   анализировать,   сравнивать, выделять необходимую информацию; делать выводы и обобщения. Коммуникативные   действия:  формирование   умения   строить   речевое   высказывание   в устной форме;   слушать и слышать учителя, другого ученика; доносить до собеседника свою точку зрения;  формировать умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;  формировать умение признавать свои ошибки, озвучивать их, адекватно группе. оценивать работу в№ Этап Решаемая задача  Деятельность ученика  Деятельность учителя  УУД урок а  1 Адап таци онны й  этап Адаптировать  учащихся к  деятельности на  уроке. Выявить  предварительные  знания учащихся  и определить их  границы:  интеллектуальное затруднение  Отвечают на вопросы. Будем беседовать о музее старинных вещей. Хотели представить свои экспонаты, узнать их историю. Первым делом расспросили родных: что это за вещь, для чего  она, как связана с историей вашей семьи.       Фронтальная беседа. Из далекой старины Эти вещи к нам пришли. Если в руки их возьмешь И рассмотришь, то  поймешь, Для чего они нужны,  Чем полезны и важны Человеку раньше были,  Что за службу  сослужили. О чем будем беседовать  на уроке? Почему выбрали эту  тему? Как готовили проект? Формирование  умений  анализировать,  сравнивать,  выделять  необходимую  информацию. Формирование  умения  самостоятельно  выделять и  формулировать  познавательную  цель; планировать  свою деятельность  на уроке. Словари нам рассказали о названии вещи: что оно обозначает,  откуда происходит. Кто чем занимался? Нашли художественные произведения о своём экспонате.2 Осно вной  этап Формирование  знаний,  отношений,  действий, опыта.  Разрешение  интеллектуальног о затруднения ­  находится ответ  на проблемный  вопрос. Выступления детей. Тема нашего коллективного проекта «Музей старинных  вещей». 1.Баранова Ангелина Головные уборы были разными. Все головные уборы  украшались по ­ разному – вышивкой, бисером, жемчугом.  Головной убор передавался по наследству, он был дорогим во  всех смыслах. Девушки,  которые не были замужем, носили кокошник или  просто повязывали ленту в волосы. Волосы у девушек были  заплетены в две косы. Головной убор замужних женщин в  виде мягкой шапочки, который полностью закрывал волосы.  Повойник являлся когда­то нижним головным убором, он  надевался под сороку, кокошник, платки. 2. Рябой Алекса Эта монета царская.Она изготовлена 1827году. Её делали  вручную. Ковали монету кузнецы. На эту монету можно было  купить целый мешок рыбы. Потому что в то время было очень много рыбы. Что же получилось? Сообщаю о  последовательности  выступающих. Какие головные уборы  вы знаете? Баранова Ангелина  расскажет нам о  головном уборе. Алекса расскажет о  семейной реликвии. 3.Канаев Николай  А теперь послушаем  Выдвижение  гипотез и их  обоснование, формирование  умения слушать и  слышать учителя,  другого ученика  Формирование  умения строить  речевое  высказывание в  устной форме, формировать  умение  договариваться и  приходить к  общему решению в  совместной  деятельности; формировать  умение признавать  свои ошибки,  озвучивать их,  адекватно  оценивать работу вКанаева Николая. группе. Развитие  доброжелательнос ти, внимания к  людям. Гуценко Юлия прочитает  отрывок из повести А. П.  Гайдара «Чук и Гек». Мишка Попов сел на коня, Поехал в огонь, Ржёт, хохочет, Выскочить хочет. (Чугунок) Из русской печи Кашу из печи тащи. Чугунок очень рад Что его схватил … (Ухват) 4. Гуценко Юлия   Гек остался один. Он ждал долго. Ему стало скучно, и он  начал что­то придумывать. …А мать и Чук задержались. На обратном пути к дому санки  перевернулись, ведра опрокинулись, и пришлось ехать к  роднику снова. Потом выяснилось, что Чук на опушке  позабыл теплую варежку, и с полпути пришлось возвращаться. Пока искали, пока то да се, наступили сумерки. Когда они вернулись домой, Гека в избе не было. Сначала они  подумали, что Гек спрятался на печке за овчинами. Нет, там  его не было. Тогда Чук хитро улыбнулся и шепнул матери, что Гек,  конечно, залез под печку. Мать рассердилась и приказала Геку вылезать. Гек не  откликался. Тогда Чук взял длинный ухват и стал им под печкой ворочать. Но и под печкой Гека не было. Мать встревожилась, взглянула на гвоздь у двери. Ни  полушубок Гека, ни шапка на гвозде не висели. Мать вышла во двор, обошла кругом избушку. Зашла в сени,зажгла фонарь. Заглянула в темный чулан, под навес с  дровами… Она звала Гека, ругала, упрашивала, но никто не отзывался. А  темнота быстро ложилась на сугробы. 4. Минаев Денис. Это керосиновая лампа. По ­ другому её называли –  керосинка и пользовались в старину. Я сейчас вам покажу как ею использовались в  старое время. Надо открыть крышку,  залить керосин и закрыть. Керосин вольётся в ёмкость по  середине. Затем нужно снять стекло, зажечь фитилёк, закрыть стекло для безопасности. Огонь начинает разгораться и если  огонь будет слабым, надо покрутить винтик. 5. Косарина Юлия. Деревянная ложка на Руси была верной помощницей всем  хозяюшкам. Ложки тогда изготовлялись самых разных форм и размеров: большие соусные черпаки, ложки для приёма пищи,  совсем крошечные для приправ. По форме ложки были  глубокими и чуть­чуть плоскими, овальными или круглыми.  Самые дорогие были ложки с резаной ручкой из фруктовых  пород деревьев. Такие ложки появлялись на столе только по  большим праздникам. Деревянные ложки ­ поиграйте немножко. Хочешь – вальс играй, а хочешь – суп хлебай. О лампе расскажет и  покажет, как она  устроена, Минаев Денис. Историю ложек  расскажет нам   Косарина Юлия.Трио ложкарей  исполнит русскую  народную песню «Как  пошли наши подружки»  (Загирова Оксана,   Калимулина Алина,  Жуков Максим) Физкультминутка А как вы выбираете  ведущего, когда  играете? Оказывается,  ведущего можно  выбрать и по – другому,  используя ухват. 6. Загирова Оксана,  Калимулина Алина, Жуков Максим 7.Игра «Эхо».  Собирайся, детвора – (Ра – ра) Начинается игра – (Ра ­ ра)  Ты ладошек не жалей – (…) Бей в ладоши веселей – (…) Сколько времени сейчас – (…) Сколько будет через час – (…) И не правда, будет два – (…) Дремлет ваша голова – (…) Как поет в селе петух – (…) Да не филин, а петух – (…) Вы уверены, что так – (…) Я сама не знаю как – (…) Сколько будет 2*2 – (…) А 120­2 – (…) Замечательный ответ – (…) Математиком привет – (…) Это ухо или нос? – (…)Или, может, сена воз? – (…) Это локоть или глаз? – (…) А вот это что у нас? – (…) Вы хорошие всегда? – (…) Или только иногда – (…) Не устали отвечать? – (…) Разрешаю помолчать! 8. Дёмин Никита. Самоваром пользовались наши бабушки, дедушки,  прабабушки и прадедушки. Это очень старинная вещь, но  которой пользуются и в наше время. Раньше в ёмкость  наполненную водой, бросали большой раскалённый камень,  благодаря чему вода закипала. А потом придумали самовар,  который очень удобен во время чаепития. В самоваре можно  не только согреть воду, но и заваривать чай. Но только время  не стоит на месте, теперь мы воду кипятим в электрических  чайниках. 10. Жуков Максим и Шевчук Владислав. Рушник – является древнейшим атрибутом жизни восточных  славян. Рушник ­ дорога жизни. Вышитое льняное (или конопляное) полотенце ­ очень  О самоваре нам  поведает Дёмин Никита.символичная вещь. Оно сопровождает человека в самые  ответственные моменты его жизни­ рождение, крещение,  свадьба…  Виды рушников: • • • «обыденный» рушник, который за одну ночь или один  день вышивало село, пытаясь оградить людей и  животных от мора или стихийных бедствий: засухи,  града. повседневный рушник нарядный рушник – для праздников и ритуалов   Свадебный рушник. Не продан, не предан и новый, Не вынесен за порог –  Ты свадебный мир васильковый Льняными руками сберёг. Крылатый, цветастый, искристый С согласья седых образов Поведаешь, как гармонисты К невестам вели женихов. Любой народ на Свете бережет реликвии свои, свои святыни.  Рушники хранятся в доме как святые семейные реликвии. О рушниках нам  поведают Жуков  Максим и Шевчук  Владислав.Рушник «под каравай» является наиболее ярким. На нём  рядом с растительными орнаментами вышивались цветы,  птичьи пары, которые обязательно повёрнуты друг к другу,  надписи­пожелания. Орнаменты рушников под Святые лики  отличаются для жениха и невесты. Общим элементом для  обоих рушников являются, к примеру, виноградные листья с  гроздьями, которые символизируют достаток в доме. На  «мужском» рушнике вышивают дубовые листья и жёлуди, что символизирует мужскую силу, а на «женском» калину, символ женского начала, продолжение рода и лилии – символ любви и красоты. Отвечают на вопросы. Истории старинных вещей: ухват, керосиновая лампа,  рушники. У нас всё получилось. Отметкой 5. 3 Твор ческ ий  этап  и  рефл екси я Закрепление  знаний, действий, отношений, опыта на основе их  применения. Повышение  уровня  формируемых  знаний на основе  применения  разноуровневых и творческих  заданий. контролировать,  оценивать процесс  и результат своей  деятельности Беседа. Что нового узнали? Как можете оценить  свою работу? Всё ли у  вас получилось? Какие отметки себе  поставите? ­ Вот так вещи жили –  были и хозяевам  служили. А теперь они в музее, Чтобы все на них  смотрели И гордились стариной,Инсценировать стихотворение С. Я. Маршака «Вчера и  сегодня» Так, как я и мы с тобой. Какое домашнее задание можете предложить? Тары­бары­растабары, Выпьем чай из самовара! Напекли мы для гостей Много разных вкусностей! Все: Тары­бары­растабары, Посидим у самовара! Чаю сладкого попьём! И друзей за стол зовём.