Технологическая карта урока литературного чтения по рассказу Е.Пермяка "Торопливый ножик", 1 класс.
Оценка 5
Разработки уроков
docx
чтение
1 кл
27.01.2017
Урок литературного чтения в первом классе по программе "Школа XXI века", автор учебника Л.А.Ефросинина. Представлена технологическая карта урока по рассказу Е. Пермяка "Торопливый ножик" из раздела "Учимся уму-разуму". Урок построен на основе деятельностного подхода, способствует формированию духовно-нравственного воспитания младших школьников.
ТОРОПЛИВЫЙ НОЖИК_ПЕРМЯК.docx
Технологическая карта урока
Образовательная организация: МБОУ СОШ № 27 г.Шахты.
Класс: 1 – а.
УМК «Школа XXI века».
Учитель: Гончарова Ирина Анатольевна.
Предмет: литературное чтение.
Тема: Е.Пермяк «Торопливый ножик».
Тип урока: «открытие» нового знания (на основе деятельностного подхода).
Используемые педагогические технологии:
технология деятельностного подхода;
элементы технологии организационно исследовательской деятельности обучающихся;
информационно коммуникативные технологии.
Организация пространства: фронтальная работа, индивидуальная, парная.
Методы: объяснительно – иллюстративные, частично – поисковые, словесные, наглядные, практические.
Ресурсы:
персональный компьютер, мультимедиапроектор;
Л.А. Ефросинина «Литературное чтение», 1кл.Вентана Граф /Учебник
карточки для работы в паре.
Целевые установки урока (планируемые результаты)
Цель урока: вызвать интерес к произведениям Е.Пермяка и способствовать формированию положительных человеческих качеств у младших
школьников.
Задачи урока:
продолжить формирование навыков чтения, умения работать с текстом;
воспитывать способность к духовному самообогащению, рефлексивным проявлениям, самооценке и самоконтролю поведения.
Предметные: знать и называть имя, отчество и фамилию писателя; находить в тексте описание действий героя; читать вдумчиво,
выразительно.
Метапредметные: регулятивные: формулировать учебную задачу урока в совместном обсуждении; соотносить её выполнение с формулировкой в конце урока;
оценивать свою работу на различных этапах урока; оценивать поступок героя.
познавательные: сравнивать эпизоды одного текста между собой; понять идею произведения в ходе анализа; анализировать поступки и
чувства героев; формировать умения анализировать, сравнивать и обобщать информацию, составлять устные высказывания, структурировать
полученные знания, адекватно оценивать свои действия.
коммуникативные: делиться своими размышлениями, впечатлениями; слушать товарищей по классу до конца, не перебивая; проявлять
уважение к различным точкам зрения, прислушиваться к тому, что говорят другие; объяснять и доказывать свой выбор и выполняемые
действия; развивать способность к связной логически целесообразной форме речи.
Личностные: усвоить главный урок, извлечённый из рассказа; проявлять желание читать и перечитывать произведения Е.Пермяка; умение
осуществлять учебную деятельность и взаимодействие с её участниками.
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
Подготовка к работе.
Создание положительного
эмоционального настроя.
1.Самоопределение к
деятельности.
Включение в деловой ритм. Создание
положительного эмоционального настроя
обучающихся.
Литературное чтение – прекрасный урок,
Много полезного в каждой из строк,
Стих это будет, сказка, рассказ –
Вы учите их – они учат вас!
Итак, начинаем урок литературного чтения.
С каким настроением пришли на урок?
Поднимите карточку, которая соответствует
вашему настроению (тучку или весёлое солнышко).
Ребята, в руках у которых весёлое солнышко,
давайте подарим лучик тепла и позитива тем, у кого
оказалась тучка. Повернитесь и улыбнитесь друг
другу.
Планируемые
результаты (УУД)
личностные:
положительное отношение
к предмету, живой интерес
к урокам чтения, желание
активно работать на уроке;
самоопределение;
регулятивные: включаться
в диалог с участниками
образовательных
отношений;
коммуникативные:
планирование учебного
сотрудничества с учителем
и сверстниками; 2.Речевая разминка:
а)дыхательная
гимнастика и
подготовка голоса;
б)чтение с различной
интонацией:
повествовательной,
вопросительной,
восклицательной.
3.Актуализация
опорных знаний.
Понюхайте цветы в саду;
Подуйте на снежинку, которая села вам на дадошку;
(слайд 1)
артикуляция звуков: а,о,у,ы,э.
(слайд 2)
Прочитайте четверостишие с различной интонацией:
повествовательной, вопросительной, восклицательной.
(слайд 3)
Чтение с различной
интонацией:
Он на кухне – лучший друг
Без него мы – как без рук
Потому что без него
Не отрезать ничего
познавательные:
общеучебные (построение
речевого высказывания в
устной форме);
коммуникативные: умение
контролировать действия
партнёра;
Мы продолжаем чтение произведений, раздела
«Учимся умуразуму», в которых говорится о
человеческой мудрости, правильных поступках и
накопленном опыте людей.
Расскажите, какой мудростью поделился с нами автор
рассказа «Кто наказал его?», с которым мы
познакомились накануне?
Кто автор произведения?
Дети объясняют, почему
герой рассказа В.Осеевой
остался один и горько
заплакал.
познавательные:
самостоятельное
выделение и
формулирование
познавательной цели;
личностные:
готовность и способность
к саморазвитию и
самообучению,
осуществление учебной
деятельности и
взаимодействие с её
участниками; 4.Постановка
познавательной
задачи
Сегодня своей мудростью с нами поделится русский
советский писатель, драматург (19021982).
Чтобы узнать его фамилию, нам надо поработать в
паре.
Я предлагаю вам задание (№1): на карточках у вас 6
строчек букв, в каждой строке одна лишняя буква. Вы
находите буквы и вписываете в клеточках
прямоугольника. Получится слово, это и будет
фамилия автора.
Б П Г
Е О Ы
И А Р
М Ф С
Д Я Ж
Й К Ч
п е р м я к
Проверка (слайд 4).
а)биография автора
Посмотрите на портрет писателя. (слайд 5).
Прочитаем его имя и отчество: Евгений Андреевич.
Рядом в скобках записано слово (Виссов). Это
настоящая фамилия автора. А Пермяк – его
псевдоним (вымышленное имя).
Сейчас мы познакомимся с биографией писателя, а вы
мне в этом поможите.
Работа в паре. Определить
фамилию писателя,
объяснить, какая и почему в
каждой строке лишняя буква.
регулятивные: умение
оценивать правильность
выполнения действий;
познавательные:
построение речевого
высказывания;
самостоятельное
формулирование
проблемы и
познавательной цели;
логические (выдвижение
гипотез);
предметные: расширение
кругозора и культурного
опыта школьника;
информационный поиск;
логические (синтез);
личностные:
взаимодействие с
участниками
образовательных
отношений; Родиной писателя был город Пермь Пермского края,
на реке Урал. Этот город писатель очень любил и
дорожил им, хотя большая часть детства его прошла в
городе Воткинск, с бабушкой и дедушкой, которые
окружали его заботой, теплотой и вниманием. Там он
учился в школе, затем в гимназии. Во время учёбы в
гимназии, Пермяк освоил 5 рабочих специальностей.
Он мог быть кузнецом, плотником, сапожником,
столяром, слесарем. Но суждено ему было стать
писателем.
Все его книги о людяхтружениках, мастерах своего
дела, о людях, которые своим трудом украшают
землю. Он говорил своим читателям, что красота
человека «не в одежде, не в кудрях на пустой
голове, не в холёной руке. А в том, что руки эти
делать могут». Я вам похвалюсь, говорил
писатель, мастерить я люблю и умею, а это потому,
что в 13 лет я встал к станку.
Е. Пермяк – умный и мудрый. В жизни он встречался с
интересными людьми, узнавал их обычаи, учился у них
мудрости. Прожил он 80 лет.
Каким был писатель?
(Добрым, умным, мудрым, трудолюбивым.)
б)сценка «Ну вот
опять двойка!»
Прежде чем мы начнём чтение произведения
Е.Пермяка, предлагаю посмотреть сценку.
Подготовленные ребята
показывают минисценку «Ну
вот опять двойка!». Девочка: Ну вот, опять двойка! А я ведь не
виновата! Учу учу эти противные уроки, но так
ничего и не получается. Что же мне делать?
Лень: Посмотри, какая погода за окном? Иди, играй
и веселись. А вечером какнибудь, быстро сделаешь
уроки!
Девочка: А, может так и поступить? Ну их, эти
уроки!
Совесть: Не надо торопиться! Терпение даёт
умение!
О чём сценка?
Приходилось ли вам торопиться? В каких случаях?
Мешала ли вам торопливость?
Психологическая и
физическая разрядка.
в)физминутка
– Покажи мне как живёшь?
Как идёшь?
Как бежишь?
А как ночью спишь?
Как берёшь?
А даёшь?
Как молчишь?
А сидишь?
(слайд 6) 5.Усвоение новых
знаний и способов
действий
а)первичное
восприятие и беседа
после прочтения
Откройте учебники на с.20. Прочитайте название
произведения. Как вы думаете, может быть нож
торопливым? Хочется вам узнать, почему Пермяк
назвал так своё произведение?
Сели удобно и приготовились слушать. (Чтение по
частям.)
Вопросы к каждой части во время чтения:
(…Косо строгает…)
Действительно ли дело в ноже?
Первичное восприятие
произведения; выдвижение
гипотез (предположение
развития сюжета).
Первичная оценка поступка
героев, впечатления о
литературном произведении.
(… А вот так, сказал отец…)
Можно ли нож выучить терпению?
Беседа после прочтения:
Понравилось вам произведение?
Что больше всего понравилось?
Кто из героев понравился? Почему?
б)определение жанра
произведения
в)повторное
восприятие текста и
работа по
Давайте определим жанр произведения. Я думаю, что
это сказка. Ведь здесь происходит волшебство: нож не
хотел строгать, а потом произошло чудо – стал
послушным. Согласны со мной?
(Это рассказ, т.к. нож не сам строгал, а Митя строгал
ножом.)
События этого рассказа могли быть на самом деле?
А теперь мы должны разобраться в проблеме:
Почему Митя бросил начатое дело? (слайд 7)
Давайте прочитаем текст «цепочкой» и обратим
внимание на внутреннее состояние мальчика. (По
факту установим следствие.)
(слайд 7)
Сохранение интереса к теме
при непосредственной работе
с новой информацией.
Приём фишбоун.
коммуникативные: умение
воспринимать на слух
художественное
произведение; включаться в
диалог; умение
договариваться и
приходить к общему
решению в совместной
деятельности;
инициативное
сотрудничество в поиске и
сборе информации;
регулятивные: умение
оценивать правильность
выполнения действий;
познавательные:
участвовать в коллективной
беседе; логические
(выдвижение гипотез,
умение делать
умозаключения, анализ);
смысловое чтение; развитие
критического мышления
(умение ставить и решать
проблемыприём фишбоун);
личностные: оценивать
поступки персонажей и
свои поступки; называть
моральнонравственные
ценности; содержанию
Беседа после чтения:
Как объяснил Митя, что палочка кривая?
(Нож плохой.)
Почему нож не слушался?
(Торопился.)
Какой совет дал отец сыну? (Нож надо терпению
выучить.)
В итоге нож стал послушный.
Как он стал работать? (Прочитайте последний
абзац.)
Какое настроение стало у Мити, когда он увидел
результат своего труда?
Какой вывод сделаем?
(Учись терпению, делай всё аккуратно, доводи дело
до конца.)
Это и есть мудрость, которую сегодня нам поведал
Е.Пермяк.
Видеосюжет «Солнышко и тучки». (слайд 8)
Физпауза для глаз
Подбери пословицы к тексту (стр. 21.)
Снятие зрительного
напряжения.
Сотрудничество в поиске
информации. Давайте прочитаем диалог отца и Мити.
Чтение диалога по ролям.
в)самостоятельная
работа (в паре)
г)чтение диалога по
ролям
Какие качества стремился воспитать в сыне отец?
(Задание № 2. Выберите и подчеркните:
аккуратность, терпение, лень, усидчивость,
старание, небрежность, поспешность, усердие.)
(Слайд 9)
Анализ и оценка собственных
ощущений, эмоций.
6.Этап обобщения
7.Рефлексия
деятельности
Напоследок, вам задача.
В 1а классе 22 человека: 13 девочек и 9 мальчиков.
Все они сегодня на уроке говорили о том, как важно
уметь делать всё добросовестно, не торопясь,
аккуратно, старательно. Сколько же детей 1а класса
будут трудолюбивыми, старательными, аккуратными,
терпеливыми?
Какой вывод мы должны сделать из сегодняшнего
урока? (Учись терпению, делай всё аккуратно, доводи
начатое до конца.)
Какое настроение у вас сейчас? Покажите символом
(тучка, солнышко).
Оцените свою работу. (Символами: квадраты 3х
цветов для самооценки.)
Закончите предложения: (слайд 10)
Мне было интересно...
предметные: делать
выводы, обобщать; понять
идею произведения;
личностные: оценивать
поступки персонажей и
свои поступки; называть
моральнонравственные
ценности;
регулятивные: умение
осуществлять развёрнутые
действия контроля и
самоконтроля;
коммуникативные:
умение высказывать Я узнал…
Мне было трудно…
Я почувствовал…
Мне захотелось…
Я понял, что…
Я хочу закончить урок пословицей:
Всякую трудность терпением одолеть можно.
(слайд 11)
Прозвенел сейчас звонок,
Всем спасибо за урок!
собственную точку зрения,
объяснять и доказывать
свой выбор и выполняемые
действия; развивать
способность к связной
логически целесообразной
форме речи;
личностные: готовность
и способность к
саморазвитию и
самообучению,
самоконтролю и
самооценке;
Технологическая карта урока литературного чтения по рассказу Е.Пермяка "Торопливый ножик", 1 класс.
Технологическая карта урока литературного чтения по рассказу Е.Пермяка "Торопливый ножик", 1 класс.
Технологическая карта урока литературного чтения по рассказу Е.Пермяка "Торопливый ножик", 1 класс.
Технологическая карта урока литературного чтения по рассказу Е.Пермяка "Торопливый ножик", 1 класс.
Технологическая карта урока литературного чтения по рассказу Е.Пермяка "Торопливый ножик", 1 класс.
Технологическая карта урока литературного чтения по рассказу Е.Пермяка "Торопливый ножик", 1 класс.
Технологическая карта урока литературного чтения по рассказу Е.Пермяка "Торопливый ножик", 1 класс.
Технологическая карта урока литературного чтения по рассказу Е.Пермяка "Торопливый ножик", 1 класс.
Технологическая карта урока литературного чтения по рассказу Е.Пермяка "Торопливый ножик", 1 класс.
Технологическая карта урока литературного чтения по рассказу Е.Пермяка "Торопливый ножик", 1 класс.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.