Технологическая карта урока литературного чтения
Автор |
Клейдман Юлия Анатольевна, учитель начальных классов, высшая квалификационная категория |
|
Предмет |
урок литературного чтения |
|
Класс |
4 |
|
УМК |
«Начальная школа 21 века» |
|
Тема урока |
Волшебные сказки. Русская народная сказка «Иван-царевич и Серый волк |
|
Цели для ученика
1. Сравнивать и различать сказки, выделять их особенности. 2. Работать с содержанием сказки и пересказывать её содержание. 3. Учиться работать в парах. |
Цели для учителя
Образовательные: познакомить с русской народной сказкой «Иван-царевич и Серый волк»; понимать поступки героев и давать характеристики главным героям сказки.
Развивающие: развивать умение анализировать текст; расширять словарный запас; развивать навыки осмысленного и выразительного чтения.
Воспитательные: воспитывать эмоционально-целостное и бережное отношение к окружающим, дружбу, взаимовыручку. |
|
Тип урока - комбинированный
|
Форма урока - фронтальная, парная, индивидуальная.
|
|
Опорные понятия, термины – фольклор, скороговорка, потешка, загадка, пословица
|
Новые понятия: виды и признаки сказок
|
|
Формы контроля - текущий
|
Домашнее задание – по выбору
|
|
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Используемые методы, приемы, формы |
Формируемые УУД |
Результат взаимодействия (сотрудничества) |
1. Организационный
|
Читает стихотворение: Начинается урок. Он пойдет ребятам впрок. Постарайтесь все понять, Учитесь тайны открывать, Ответы полные давайте И на уроке не зевайте. |
Слушают учителя. |
словесные |
Поведение в процессе учебной деятельности |
Настрой на учебную деятельность |
2.Мотивация учебной деятельности учащихся
|
- О чём пойдет речь на уроке, вы узнаете, если отгадаете загадку: Легенда, приданье народное, Ребята её обожают, Родители, если свободные, Её тебе на ночь читают. (сказка) |
Различать произведения фольклора |
словесные |
Слушать и слышать собеседника |
Мотивация учащихся |
3. Актуализация знаний |
- Предлагаю вспомнить, что Вам уже известно о сказках.
- Отсылает ученикам файл с таблицей с недостающими данными. Приложение 1 |
Заполнить таблицу «Сказки» с использованием программы
|
Самостоятельная работа по нетбукам Работа в паре |
1. Преобразование информации из текстовой формы в табличную. 2. Чтение и составление таблицы. 3. Самооценка. |
Ориентироваться в литературоведческих понятиях |
4. Постановка цели и задач урока.
|
Сегодня на уроке мы познакомимся с содержанием сказки «Иван-царевич и Серый волк» и подготовимся к её пересказу. - Какие умения нам понадобятся на уроке? - Чему мы должны научиться на уроке?
|
Понимать и ставить учебную задачу.
|
словесные |
Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме. |
Формулировка учебной задачи |
5. Первичное восприятие текста
|
Чтение текста сказки. -Предлагаю Вам послушать сказку «Иван-царевич и Серый волк». |
Воспринимать текст, прослушанного произведения и адекватно реагировать на содержание текста |
словесные |
Воспринимать чтение как средство получения информации |
Знакомство с произведением |
6. Первичная проверка понимания
|
- Понравилась вам сказка? - Прочитайте заголовок сказки. - О чем он рассказывает? Объясните. - Какая эта сказка? - Почему её можно назвать волшебной? - Какие повторы есть сказке? Прочитайте. - Какие волшебные предметы использованы в сказке? - Составьте обложку сказки.
|
1. Называть признаки волшебной сказки и находить в тексте признаки волшебной сказки (чудеса, превращения, повторы) 2. Моделировать обложку. |
Беседа, фронтальный опрос |
Находить в тексте необходимую информацию. |
Структурирование материала |
7. Работа по содержанию сказки. Работа в рабочей тетради (РТ). |
1. Ориентирование в тексте - Как начинается сказка? Прочитайте. - Ка заканчивается сказка?
2.Чтение эпизодов. - Как сыновья относились к отцу? Как обращались к нему? Найдите ответ в тексте.
3. Характеристика образов героев сказки: цари, братья, Иван-царевич и Серый волк - Что сообщается о героях сказки. - Заполните таблицу в РТ на с.6 учебника. https://docs.google.com/spreadsheets/d/1IVyvmHt5zsfPXF8AiqAcgTolGc94pSRWuzZPsLSp6UU/edit#gid=0
- Какие запреты ставил Ивану-царевичу Серый волк? - Почему Серый волк служил Ивану-царевичу? Подтвердите свой ответ словами из теста.
4. Составление плана -На сколько частей можно разделить сказку? -О чём рассказывается в каждой из них? - Озаглавьте части.
|
1. Читать выразительно эпизоды, показывая своё отношение к героям 2. Находить и читать описания героев. 3. Читать диалоги героев сказки. 4. Заполнить таблицу в РТ задание 2 (с.6 учебника) 5. Проверить правильность выполнения заданий
|
Самостоятельная работа. Взаимопроверка Поисковое чтение Учебный диалог Наблюдение Индивидуальный опрос
|
Уметь работать с текстом: делить на смысловые части, составлять план, понимать авторский замысел, отвечать на вопросы по содержанию. Работать с моделями. Строить монологические высказывания Уметь слушать одноклассников |
1. Анализ и пересказ содержания сказки. 2. Составление плана.
|
8. Первичное закрепление. |
1.Предлагает рассмотреть репродукции В.Васнецова и И.Билибина 2. Ответить на вопросы: - Знакомы ли вам картины? - Знаете ли вы, как называются картины и кто их написал? - Каким изображен Иван? - Какова Елена Прекрасная? - Чем похожи картины? - Каким настроением проникнуты картины? - Какие чувства испытываете вы, глядя на картины? - Почему вы испытываете тревогу, когда смотрите на картины? - Подберите к картине эпизод из сказки. Прочитайте.
|
Сравнить образы литературного произведения с произведениями изобразительного искусства.
|
Беседа Взаимопроверка Самоконтроль |
Выполнять учебные действия. Контролировать, сравнивать свою работу с образцом и оценивать результат.
|
Выражать своё мнение и сравнивать представления о героях писателя и художника. |
9. Обобщение знаний |
- Предлагаю Вам выполнить тест по сказке «Иван-царевич и Серый волк» в режиме онлайн. - Кликните данную ссылку, чтобы выполнить тест https://docs.google.com/forms/d/1TXWY406cd1oPTLeJdBE4q2lLAMbRWMAYOvnXgcvhNWQ/edit
|
Выполнить тест по сказке с использованием нетбука.
|
тест |
Проводить самоконтроль. Находить неточности и ошибки, проводить коррекцию |
Оценка и коррекция знаний |
10. Рефлексия |
Подведем итоги урока. Начните свои высказывания с данных слов: Я узнал … Я научился… Я понял… Я хотел бы узнать... Я не смог ...
|
Рефлексивные действия. Строят монологическое высказывание:
|
диалог |
Вести диалог и строить монологическое высказывание |
Проводят самооценку собственных достижений на уроке |
11. Домашнее задание |
Предлагает варианты ДЗ: 1. Подготовить выразительное чтение одного из эпизодов сказки. 2. Краткий пересказ приключений Ивана-царевича. 3. Рассказ о дружбе Ивана-царевича и Серого волка 4. Взять в библиотеке книгу со сказкой, прочитать и сравнить описания чудес |
Выбирают один из вариантов.
|
диалог |
Осуществляют выбор деятельности |
Самоопределение деятельности |
Приложение 1
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.