Открытый урок по ОРКСЭ

  • Разработки уроков
  • doc
  • 10.05.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Вашему вниманию был представлен урок ОРКСЭ Модуль «Светская этика» в 4 классе, автор Наталья Федоровна Виноградова, система учебников «Начальная школа 21 века». Тема урока: «Щедрость и милосердие». Цель: знакомство учащихся с понятиями щедрость и милосердие. Задачи: 1. Учить анализировать основные ценности человека, выбирать нравственные формы поведения. 2. Развивать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости. 3. Воспитывать доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей. Тип урока - урок открытия новых знаний.Составление схемы помогло сформулировать тему урока. Содержание данного занятия связано с литературным чтением: умение работать с текстом, находить необходимую информацию, формулировать речевое высказывание. Доброжелательная обстановка, позитивный настрой на урок, подбор заданий помог каждому ученику на уроке продвинуться в своём индивидуальном развитии. Чередование видов деятельности, своевременное проведение динамической паузы способствовали сохранению и укреплению здоровья учащихся.
Иконка файла материала Откр. урок ОРКСЭ.doc
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №44  с углубленным изучением отдельных предметов» Щедрость и милосердие. (урок ОРКСЭ, модуль «Светская этика» в 4­м классе)                                                                                                                                            Составила: Попова Татьяна Александровна,                                                                                                                учитель начальных классов,                                                                                                                            МБОУ «СОШ № 44» г. Полысаево2018 Технологическая карта изучения темы Учебный предмет Класс Тип урока ОРКСЭ 4 «Г» Открытие новых знаний. Технология построения урока Проблемно­диалогическая технология. Тема урока Цель урока Оборудование  Щедрость и милосердие. Знакомство учащихся с основными нравственными ценностями  ­ щедростью и милосердием. Проектор, карточки с пословицами, конверты с заданиями,  презентация к уроку. Планируемый результат Предметные умения Учить   анализировать   основные   ценности   человека, применять  их  в   жизни,   выбирать   нравственные   формы поведения. Развивать   самостоятельность   и   личную   ответственность   за свои   поступки   на   основе   представлений   о   нравственных нормах,   социальной   справедливости;   развивать   этические чувства как регуляторы морального поведения. Воспитывать   доброжелательность   и   эмоционально­ нравственную   отзывчивость,   понимание   и   сопереживание чувствам других людей.  Познавательные: анализ нравственных ценностей, умение обобщать, делать выводы, извлекать необходимую информацию из текста. Личностные:  осознание   ценности   других   людей,   ценности   человеческой   жизни, проявление уважения к одноклассникам во время работы. Коммуникативные: умение работать в группах, аргументировать свою точку зрения. Регулятивные: умение контролировать свою деятельность, своё поведение, работать по инструкции.   Фронтальная. Групповая. Работа в парах. Индивидуальная. Организация пространства Формы работы Ресурсы Книгопечатная продукция: 1. Виноградова Н.Ф.  Основы религиозных культур и светской этики.  Программы общеобразовательных учреждений. 4­5 классы. 2. Учебник «Основы светской этики». 4 класс: учебник для  общеобразовательных учреждений. М.: «Вентана ­Граф», 2017. 3. Толковый словарь Ожегова. 4. Толковый словарь Даля. Технические средства обучения: Компьютер. Медиапроектор. Этапы урока I.Мотивация к учебной деятельности. II. Актуализация знаний. III. Формулирование темы занятия,  постановка проблемы и цели.   IV. Открытие нового знания. V. Физминутка. VI. Первичное закрепление. VII. Итог занятия. VIII. Домашнее задание. Дидактические задачи этапов урока Дидактические задачи Создание условий для вхождения учащихся в пространство деятельности на занятии. Выявить имеющиеся представления по теме, необходимые для «открытия» нового знания. Мотивация к пробному учебному действию, выявление противоречий, формулирование темы. Организация коммуникативного взаимодействия для построения нового способа действия. Снятие физического  и эмоционального напряжения. Применение нового знания. Определение достижения цели. Развитие познавательной, исследовательской и творческой деятельности.IX. Рефлексия. Определение состояния  удовлетворенности на уроке. Содержание   Деятельность педагога Деятельность учащихся Включаются в работу. Высказывают мнения Отвечают на вопросы. Заполняют кластер. Работают по алгоритму. Зачитывают ответы. Результат (УУД) Личностные  Воспринимать речь учителя,  выражать положительное  отношение к процессу  познания. Коммуникативные Планирование учебного  сотрудничества с учителем и  сверстниками. Познавательные Анализировать, сравнивать,  обобщать, делать выводы. Коммуникативные Высказывать и  аргументировать свою точку  зрения.Слушать и слышать  других. Регулятивные Сохранять учебную задачу. Анализировать и  контролировать свою  деятельность. Коммуникативные Высказывать и  аргументировать свою точку  зрения. Слушать и слышать других. Регулятивные Сохранять учебную задачу. II.  Актуали зация  знаний.                                                                                                                   Технология изучения Этап урока I.Мотив ация к  учебной  деятельн ости. ­Здравствуйте, ребята! Начинаем урок ОРКСЭ.  Цитатой нашего урока станет сегодня народная мудрость. Настоящая щедрость – делать что­нибудь хорошее так, чтобы об  этом не узнали. Беседа по содержанию цитаты:  ­ Что значит проявлять щедрость? ­ Почему делать добро надо незаметно? Работа в парах.  ­У вас на столах конверт № 1, работаем в парах.    Создает  условия для  включения учащихся в  учебную деятельность. Организует работу по  развитию умения  высказывать  предположения  Задает вопросы. Раздаёт задание. На доске кластер. щедрост ь ­Назовите синонимы к слову ЩЕДРОСТЬ. ­О чём пойдет речь  на уроке? (о щедрости) ­Послушайте стихотворение  «Стакан  молока». (ВИДЕО) Мальчишка был голодный и босой,  Давно не ел, кружилась голова.  В дверь постучав, воды он попросил,  Но женщина выносит… молока!  И тот стакан — дал силы снова жить!  Поверил он — есть в мире доброта!  Минуло много лет… он доктор стал.  Вперед его жизнь потихоньку шла.  Он на обходе женщину увидел,  Ту, что дала когда­то молока!  Она была больна, причем серьезно!  Ей срочно операция нужна!  Открывает на доске  часть темы.  Щедрость / Читает стихотворениеIII.Форму лировани е темы  занятия,  постанов ка  проблем ы и цели.  IV .  Открытие  нового  знания Он жизнь ей спас, все силы приложив,  Живет и побеждает доброта!…  Квитанцию к оплате принесли,  ­ Всю жизнь платить! — подумала тогда,  И взяв листок, не верила глазам!  От радости заплакала она!  Оплачен счет!  Он рядом написал:  «Оплачено стаканом молока!» ­Как охарактеризуете поступок врача? ­О какой черте характера говорится?  (милосердие) ­Какое сердце было у женщины и врача? ­Так какая будет тема урока? (Щедрость и милосердие). ­ Сегодня на уроке мы будем говорить о  важных человеческих  качествах – милосердии  щедрости.  ­ А как вы понимаете слово «милосердие»? Работа в группах.  ­Придвиньте конверт №2 и поработайте  в группах со словарями по  инструкции.                                            Карточка  № 2 1. Найдите  значение данных слов в словаре. 2. Выпишите значение. Щедрость ­ ______________________________ Милосердие ­_____________________________ ­ Какие задачи поставим на уроке? (Определить почему щедрость и  милосердие являются важными нравственными ценностями для  человека). Задает вопросы. Открывает на доске 2  часть темы.                 / и милосердие. Раздает конверты № 2. Задает вопросы: Что такое щедрость?  Милосердие? Какого  человека можем назвать  щедрым и  милосердным? Анализировать и  контролировать свою  деятельность. Познавательные  Анализировать, сравнивать,  обобщать, делать выводы. Коммуникативные  Высказывать предположения  на основе наблюдений. Регулятивные Определять и  формулировать тему  занятия. группа   со Работа в группах Первая группа работает со словарем Ожегова. Вторая   словарем Даля. Третья самостоятельно формулирует   ответ   на вопрос. Дети определение.   формулируют   группаРабота с текстом  (учебник  стр.87). (Комментированное чтение статьи из учебника по абзацам).                          Щедрость и милосердие. Желание делиться с другими людьми тем, что сам имеешь  (например, имуществом, идеями), называется щедростью. Щедрые  люди, как правило, милосердны. Ведь милосердием называют  готовность помогать из сострадания несчастным и попавшим в беду  людям – неимущим, больным, старым, сиротам. Вопросы к каждому предложению:  а) Что называется щедростью?  б) Каких людей мы можем назвать милосердными?  в) Какова главная цель милосердного человека?  г) Как мы можем проявлять щедрость и милосердие? Милосердие – это готовность из сострадания оказать помощь, не  требуя благодарности, воздаяния. Это доброжелательное, заботливое, любовное отношение к другому человеку. Не делающее различий  между «своими» и «чужими», родными и неродными, близкими и  далекими. Недаром женщин, выносивших с поля боя раненных, спасая им жизни иногда ценой собственной, называли «сестрами  милосердия».          Милость же – это доброе, человеколюбивое отношение. Другими  словами, милосердие – это некое действие по отношению к другому  человеку. Милость – это отношение человека к человеку. Движению  сестер милосердия ­ 150 лет. СЕСТРЫ милосердия. Медицинские  сестры. А чаще просто "сестрички"...       Сколько людей на протяжении веков были обязаны им своей  жизнью. О действиях сестер милосердия прекрасно рассказал в своих  "Севастопольских рассказах" Лев Толстой. 68 из прибывших на фронт женщин были награждены медалью "За оборону Севастополя» «Солнышко лучистое». Организует работу по  учебнику.  «Чтение с  остановками». Формулируют цель  урока. Читают текст учебника,  отвечают на вопросы по  тексту. Читают текст на листах. Читают текст на листах,  отвечают на вопросы по  тексту. Задает вопрос: ­Что  такое милосердие? ­Что такое милость? ­Кто описал работу  сестер милосердия в  своем произведении? Организует физминутку. Выполняют движения. V.Физми нутка Познавательные   Анализировать материал  учебника, извлекать  информацию из текста, из  схем. Делать выводы, обобщения. Преобразовывать  информацию из одной формы в другую, выделять главное. Коммуникативные   Планировать учебное  сотрудничество в группе,  оказывать в сотрудничестве  необходимую взаимопомощь. Слушать и понимать речь  других, осознанно строить  речевое высказывание. Познавательные  Сравнивать свою точку  зрения с авторской. Регулятивные  Работать по инструкции. Личностные Осознавать свою  причастность к общему делу. Регулятивные  Работать по образцу. Личностные Осознавать свою  причастность к общему делу.VI.  Первично е  закреплен ие 1.Притча «О щедрости». Возьмите конверт № 3 и работаем по  инструкции.                           Инструкция  1. Прочитайте притчу. 2. Ответьте на вопросы: А) Трудно ли быть щедрым? Б) Что щедрость и милосердие меняют в людях или в жизни  людей? Игра «Круговорот». Работа в группах: ­ Всегда люди стремились к добру. Эту мысль они отразили  и в  пословицах. ­ Перед вами конверт № 4, поработайте в группах. Русская пословица:  Жизнь дана на добрые _________. 1. Китайская пословица:   2. Взаимопомощь и бедняков сделает ___________. 3. Уйгурская пословица: 4. 5. –О чем пословицы? 6. –Чему учат нас пословицы разных народов?   Друг тот, кто помогает в _________. VII. Итог  занятия    ­ Да, правильно. Из этих пословиц мы видим, что добро у всех  народов всегда приносит радость окружающим людям.  ­Ах, как нам добрые слова нужны,  Не раз мы в этом убеждались с вами,  А может, не слова – дела важны?  Дела – делами, а слова – словами. ­Придумайте в группе  синквейн со словами: щедрость, милосердие. ­Почему щедрость и милосердие являются важными человеческими  ценностями? Организует   работу   в группах. Раздает задания  (Приложение № 1) Организует работу в  группах. Организует работу по  развитию умения  высказывать  предположения.  Организует работу по  проверке полученных  объяснений.  Организует игру. Организует работу в  группах. Проверяет выполнение  работы фронтально. Слушают причту. Отвечают на вопросы,  анализируют притчу. Работа в группах. Объясняют  высказывания.   делать Познавательные  Обобщать   знания, выводы. Коммуникативные  Выражать   свои   мысли   в соответствии   с   нормами речевого высказывания. Работают в группах. Объясняют смысл  пословиц. Читает учитель  стихотворение. Задает вопросы Раздает бланк для  составления синквейна. Организует работу по  составлению синквейна  Слушают  стихотворение. Объясняют,  как можно  делами проявить  щедрость и милосердие. Работают в группах. Заполняют карточку. Придумывают синквейн. Регулятивные  Осуществлять  познавательную и  личностную рефлексию. Познавательные Анализировать, сравнивать,  обобщать, делать выводы. Коммуникативные Высказывать и  аргументировать свою точку  зрения. Слушать и слышать других,  уметь взаимодействовать. VIII.  Домашне Задание на выбор: 1. Найдите информацию о благотворительном  фонде Чулпан Хаматовой. 2. Найдите пословицы и поговорки о  Дает рекомендации по  выполнению работы Слушают рекомендации  учителяе задание щедрости и милосердии. IX.Рефле ксия  ­  Молодцы, вы хорошо сегодня поработали. ­  У вас на столах остался последний конверт №5. Ваша задача  оценить свою деятельность на уроке.  Зеленый листик – на уроке я узнал много полезного  Желтый листик – было интересно, но остались вопросы Красный листик ­  тема урока была сложной для моего  понимания. ­Урок окончен. Спасибо за  сотрудничество! Организует рефлексию  учебной деятельности. Выполняют   самооценку на   основе   уровня полученных знаний. Благодарит учащихся. Прикрепляют бабочек  на лист и вывешивают на доску. Регулятивные  Осуществлять познавательную личностную рефлексию. Личностные Самооценка   на   основе уровня полученных знаний. и