Конспект урока литературного чтения

  • Разработки курсов
  • doc
  • 20.02.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Урок на тему «Лекарство от послушности» замыкает раздел программы литературного чтения «Что за прелесть эти сказки». Этот урок посвящён знакомству с творчеством Ксении Драгунской. Самостоятельный поиск и решение незаметно и ненавязчиво ведёт детей к открытию смысла сказки. Урок сопровождается вопросами, ориентированными на пробуждение у детей мысли и чувства, на уважение сказочных героев, любовь к животным и заботе о них. Тема урока актуальна и непосредственно связана с жизнью. Цель урока: познакомить детей с идейным смыслом сказки К. Драгунской «Лекарство от послушности»; произвести анализ данного произведения.Конспект урока по чтению 4 класс
Иконка файла материала Тема урока чтения.doc
Урок на тему «Лекарство от послушности»     замыкает раздел программы литературного чтения                           «Что за прелесть эти сказки». Этот урок посвящён  знакомству с творчеством Ксении Драгунской. Самостоятельный поиск и решение незаметно и  ненавязчиво ведёт детей к открытию смысла сказки. Урок сопровождается вопросами,  ориентированными на пробуждение у детей мысли и  чувства, на уважение сказочных героев, любовь к  животным и заботе о них.  Тема урока актуальна и непосредственно  связана с жизнью.                                                                                                                                                     Цель урока: познакомить детей с идейным смыслом сказки К. Драгунской «Лекарство от  послушности»; произвести анализ данного произведения. Задачи урока:   1.  Образовательные: продолжить знакомство детей с биографией и  творчеством К.Драгунской; познакомить детей со сказкой «Лекарство от  послушности», её идейно­ смысловым и художественным  содержанием;   продолжить работу над совершенствованием навыков чтения: правильностью,  беглостью, скоростью, осознанностью и выразительностью; формировать  читательские умения у детей при работе с текстом, активизировать  «вдумчивое чтение». 2. Развивающие: развивать устную речь учащихся; образное и логическое  мышление; артикуляционный аппарат, дикцию, словарный запас учащихся;  развивать умение анализировать, обобщать, сопоставлять, описывать главных  действующих героев. 3. Воспитательные: воспитывать нравственность через анализ содержания   произведения; интерес к миру детской художественной литературы и жизни  талантливых людей, необходимые учебные качества: усидчивость,  дисциплинированность, взаимовыручку. Оборудование: О.В. Кубасова. Любимые страницы. Учебник для 4 класса,  портрет писательницы, таблица­ алфавит для каждого ученика, компьютер  (программа  Paint), экран, проектор                                                    Ход урока I. Организационный момент 1­ Ребята, какое сегодня прекрасное утро. Я рада вас всех видеть! Давайте  подарим друг другу хорошее настроение. Я улыбаюсь вам, вы улыбнитесь мне. Вот дан долгожданный звонок­ Начинается урок. Ум и сердце в работу вложи, Каждой секундой в труде дорожи. (Слайд № 2) ­ Сегодня мы познакомимся со сказкой «Лекарство от послушности»,  которую написала К. Драгунская.  ­ Что бы вы конкретно хотели узнать из этой сказки?  (Где и по какому  рецепту можно получить такое лекарство). ­ Чему вам хочется научиться сегодня на уроке?  (Научиться выразительно читать новую сказку, выявить самые интересные события и т.д.). ­ Для чего вам это нужно?  (Нам это нужно для того, чтобы уметь красиво  и правильно читать  самим и чтобы нас было приятно слушать другим). ­ Так давайте начнём урок с разминки речевого аппарата. II. Разминка речевого аппарата  1.      Чистоговорки.         Ру­ру­ру ­     продолжаем мы игру.                                            Ре­ре­ре  ­     стоит домик на горе.                                            Ри­ри­ри ­   на ветках снегири. (Слайд № 3) 2.     Скороговорки.          – Проворонила ворона воронёнка.                                            ­ Летели три вороны, пестры черноголовы. (Слайд  №4)       III. Работа над чтением и содержанием сказки     1. Знакомство с биографией  К.Драгунской. (Заранее подготовленные дети  рассказывают о К. Драгунской). (Слайд № 5) 2. Чтение сказки «Лекарство от послушности» учителем и сильными  учениками. (C.152­157). 3. Вопросы по содержанию сказки.  ­ Что же в этой сказке правдиво, а что вымышлено? ­ О каком лекарстве говорится в этой сказке?  (О гномике). ­ По какому рецепту можно было получить такого гномика? Прочитайте. (Выборочное чтение). ­ Почему Андрею Владимировичу не удалось завести гномика у себя дома? ( В домашних условиях не всегда и не все лекарства можно приготовить). ­ У Кати Чигровой мама работает в аптеке, и она приготовила для нас  сообщение. А Катя расскажет нам  об этом.                                               4. – Вернёмся к сказке! Расскажите, что происходило в санатории до  появления волшебного гномика?  (с.153) 2­ Знал ли доктор Пяткин как вылечить этих детей?     ­ О каком  чуде, волшебстве он мечтал?                             ­ Найдите отрывок, в котором говорится, что стало происходить в  санатории после появления гномика? Как лучше нам прочитать этот отрывок? (с.154­155  по ролям)    автор – девочка с бантиком – другая девочка – рыжий мальчик – мальчик в очках – девочка с хвостиком – гном – воспитательница – ­ Чем были заняты дети, когда наконец­то произошло волшебство?  5. Работа над алгоритмом (Слайд № 6 ­7) Гномик ____ Котёнок____ Мяч ____ Художник _____Невидимка __ Гномик ____ Дождь ____ Еловые шишки. ­ С какой целью гномик превратился в котёнка? (Прививать любовь к  животным и заботу о них). ­ Почему он превратился в мяч? (Чтобы быть здоровыми, дети должны играть  в подвижные игры, но помнить о ПДД). ­ Что хотел привить детям гномик, превращаясь в художника? (Любовь к  искусству). ­ Получилось ли это у гномика? (Пока нет).         6. Чтение по решётке  ­ Что случилось дальше, давайте прочитаем по решётке.                                                 (с. 155  « А гномик …                                                                    …получше разглядела».) ­ Придумайте вопросы по прочитанному отрывку и задайте другу. (Слайд №  8)  ­Почему гномик превратил детей в лягушат? 7. Физминутка (Слайд № 9)     ­ На болоте 2 лягушки.   2 зелёные подружки.   Утром рано просыпались,   Полотенцем растирались.   Вправо, влево наклонялись 3И обратно возвращались.   Вот здоровья в чём секрет,   Всем друзьям физкульт ­ привет! ­ Как Алла Потаповна догадалась, что это не настоящие лягушки? ­ Почему она позвонила доктору?               (с. 156) 8. Чтение с секретом    (Слайд № 10 ­12) ­ Что предпринял доктор Пяткин, мы узнаем, если верно прочитаем этот  отрывок на экране.                               (С.156) Пр­ехал   д­кт­р  Пяткин.   ­ Здр­вств­йте! –  ­ором   з­кри­ча­ли   л­г­ш­та.   Д­ктор   н­дел   очк­  ,  накл­н­лся    п­ближе   к  л­г­ш­там  ,  снял  о­ки  и   упал  в  обм­рок  .  Но  тут  же  вск­ч­л  на  ­оги  и  ск­з­л: ­ Случай  оч­нь  сл­жный!  Необходимо  п­с­ветоваться  с  заграничными   докторами  и  зн­токами  ­яг­шек.  Я  нем­дл­нно  увожу  л­г­ш­к  в  Ам­рику.   Алла Потаповна,  вызыв­йте  в­рт­лёт! ­Не  х­тим  в  ­мерику! ­  з­хнык­ли  ляг­ш­т­.  А  один ,  самый  б­льшой  и   толстый ,  стал  пл­кать  и  зв­ть   ­а­у. ­ Чтобы успокоить лягушат­ ребят, давайте поиграем в игры!           9.Игры « Найди ошибки» и  «Прятки»     с.157­158.  10. Хоровое чтение    С.158.   Вопросы: ­ Какими стали дети в конце всех событий? ­ Почему они так изменились?  ­ Куда уехал гномик на своём автомобильчике? 11. Вывод  ­ Понравилась вам эта сказка? ­ Какой вывод вы сделали? ­ Кто помог детям измениться в своём поведении?  (гномик) ­ Запомнили  вы, как выглядел гномик? ­ Кто может описать этого гномика, опираясь на следующую схему? Выберите верный ответ. (Слайд №13­ 15) 4Рост гномика  Высокий      Низкий    Средний  Внешний вид Бородатый Безбородый Цвет шапочки         Белый  Красный   Жёлтый Время появления гномика в санатории         Утро        День          Вечер ­ Займите место у компьютеров. 12. Физминутка   5Все детки закрыли глазки. Они крепко спят и видят во сне этого  волшебного гномика. Он  маленького роста, с бородой и в красной шапочке.  Вот он садится в автомобиль и. …   Но вдруг первый лучик солнца  пробежался по глазкам ребят. Детки проснулись, сладко потянулись,  посмотрели в окно, а там… капли дождя несмело постукивают по крышам  домов. Они стали стучать всё чаще и чаще. Вот грянул гром… Блеснула  молния,… И стало тихо… ­ И в такой тишине давайте нарисуем волшебного гномика. IV. Работа с компьютером  Дети  работают на компьютерах  с программой Paint. V.  Итог  урока ­ Понравился вам урок? ­ С какой писательницей мы познакомились? ­ Какие моменты её жизни вам запомнились? ­ Чему учит эта сказка? Что воспитывает? ­ Что вы можете сказать о герое этой сказки? ­ О чём бы вам хотелось спросить гномика? Придумайте для него интересный  вопрос. ­ Я предлагаю всем участникам урока просмотреть рисунки и выявить  наилучший. ­ Приз зрительских симпатий достаётся … (Cлайд №16)     Рефлексия. (Слайд № 17) ­ Оцените свою работу на уроке. Кому было всё понятно, со всеми заданиями  справлялись уверенно, положите свою фишку весёлому человечку. ­ Если вы затруднялись при выполнении заданий, чувствовали себя  неуверенно, положите фишку второму человечку. ­ Кому на уроке работать было очень трудно, с заданием не справлялись,  положите свою фишку грустному человечку.                                                                                                                        VI. Оценки VII. Домашнее задание:  6с. 158,  отвечать на  вопросы; ­ ребятам, посещающим кружок «Юные поэты» при ЦВР, сочинить  стихотворение о гномике.   ­ Спасибо всем за работу! (Слайд № 18) Литература: 1.   Граблёва Н.В. Словесное рисование на уроках чтения // Начальная  школа.­ 2000. ­ № 11. – С. 22, 25. 2. Дорогинина Н.Н.Литературное чтение. 4 класс: поурочные планы по  учебнику О.В. Кубасовой. – Волгоград: Учитель, 2006. – 142 с. 3. Одегова В.Ф. Дифференцированная работа при чтении художественного произведения // Начальная школа. – 2004. ­ № 2. – С. 69­75. 4. Пальченко И.Т. О совершенствовании навыков чтения // Начальная  школа. – 1994. ­ № 11. – С. 18­29. 5. Рендакова Е.М. Использование методики скороговорения для развития  речи младших школьников// Начальная школа. – 2000. ­ № 11. – С. 35. 6. Светловская Н.Н. Обучение детей чтению. М.: 2001.­ С. 223­247.                                                                                                                                    7