МБОУ Шеломковская средняя школа
Конкурс методических разработок
«Педагогическое вдохновение »
Технологическая карта учебного занятия
Тема: Одночлены (алгебра 7 класс)
Выполнила:
Шевкунова Людмила Васильевна
Учитель математики МБОУ Шеломковская средняя школа
Пояснительная записка.
Одним из основных требований к современной школе является подготовка человека, способного самостоятельно учиться и переучиваться многократно в течение жизни, готового к самостоятельным действиям и принятию решений.
Принцип деятельности педагога можно сформулировать словами: «Нельзя человека научить на всю жизнь, его надо научить учиться всю жизнь» Наряду с общеучебными умениями выделяются универсальные логические действия: анализ объектов с целью выделения существенных признаков; синтез как составление целого из частей, выбор критериев для сравнения; подведение под понятие; установление причинно- следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательство; выдвижение гипотез и их обоснование.
Формирование этих действий невозможно без развития у учащихся таких логических операций с понятиями, как определение, деление, обобщение, ограничение, а также умения формулировать умозаключения. Поэтому на уроках необходимо развивать не только интеллектуальные умения, но и осуществлять диагностику уровня сформированности этих умений. Использованные на данном уроке задания разработаны на основе теории и технологии способа диалектического обучения. Такие задания позволяют решить эти задачи в единстве.
На уроке используется карточка «Вопрос-понятие» из комплекта карточек для структурирования предметного содержания и знаний обучающихся, по этой карточке учащиеся изучают новый материал. Далее используется система заданий на «Осведомленность», «Определение понятий», «Деление понятий» - каждая из которых направлена на развитие и диагностику овладения учащимся определенного интеллектуального умения.
На уроке в полной мере задействованы все учащиеся. Ребята имеют возможность соотнести «хочу» и «могу», оценить себя. Для каждого учащегося создана ситуация успеха (путевой лист), что способствует повышению мотивации и поддерживает познавательный интерес к учению.
Разработка составлена для учащихся 7 класса. Она позволяет за один урок решить проблему изучения нового материала, его отработку и закрепление, провести первичный контроль усвоения. Материал может быть использован учителями математики, работающими в 7 классах по учебникам разных авторов.
Урок математики в 7 классе.
Методическая цель: Методика организации самостоятельной работы учащихся на уроке математики.
Технологическая карта.
Тема: Одночлены. Стандартный вид одночлена.
Автор: Шевкунова Людмила Васильевна. МБОУ Шеломковская СШ
Тип урока: Усвоение новых знаний |
||
Цель урока: Тренировка способности узнавать одночлены; приводить одночлены к стандартному виду; определять коэффициент одночлена; способности к рефлексии собственной деятельности |
||
Задачи: - Создать условия для развития умений находить одночлены; приводить одночлены к стандартному виду; определять коэффициент одночлена. - Совершенствовать знание алгоритма приведения одночлена к стандартному виду. - Развивать познавательный интерес и самостоятельность. - Воспитывать умение слушать, вступать в диалог, участвовать в обсуждении проблемы. - Формировать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. |
||
Планируемые результаты |
||
Предметные: находят одночлены, приводят их к стандартному виду, называют коэффициент одночлена . |
Метапредметные: Познавательные – владеют общим приемом решения. Умеют ориентироваться в своей системе знаний; Регулятивные – оценивают правильность выполнения действий на уроке, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, высказывать свое предположение; Коммуникативные – оформляют свои мысли, слушают и понимают речь других, договариваются и приходят к общему решению, обосновывают собственную позицию
|
Личностные: проявляют интерес к изучению темы, применяют приобретенные знания и умения, ориентируются на успех в учебной деятельности, осуществляют самооценку |
Образовательные ресурсы: Учебник - алгебра 7 класс А.Г.Мерзляк
|
Организационная структура урока
№ |
Этап урока |
Деятельность учителя |
Задания для учащихся |
Деятельность учащихся |
Формируемые способы деятельности |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 |
Организационный |
Использует метроном для организации порядка в классе. |
|
Готовятся к уроку |
Аргументировано отвечают на поставленные вопросы, участвуют в диалоге. Осуществляют проверку |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
2 |
Мотивация учебной деятельности Цели: -Организация деятельности учащихся по установке тематических рамок урока; -Формулировка цели урока;
|
Организует на учебную деятельность. Создает условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность. |
Введение в тему.
У себя на столе Вы видите лист самоконтроля. Познакомьтесь с содержанием данного листа. Постановка целей. Приложение№1
|
Отвечают на вопросы. Делают заявку на оценку. Например: 35-42б-оценка5 29-34- оценка4 22-28-оценка3. + бонусные баллы за выступления от группы |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3 |
Актуализация опорных знаний и фиксация затруднений в индивидуальной деятельности Цели: -Актуализация знаний по применению свойств степени, уточнение алгоритма исправления ошибок; -Организация исправления ошибок |
Организует проверку алгоритма сложения и вычитания десятичных дробей. Прием – «Лови ошибку» Организует ребят на выполнение самостоятельной работы. |
Найти ошибку в записи и решении примеров:
Вопросы: 1. Каким правилом пользовались при проверке? 2. Что вы повторили? 3. Сформулируйте свойства степени. 4. Какой следующий шаг вы должны выполнить?
|
Отвечают на вопросы. Исправляют ошибки. Выполняют самостоятельную работу. Сопоставляют с эталоном |
Аргументировано отвечают на поставленные вопросы, участвуют в диалоге |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
4 |
Изучение нового материала. Цели: -Организация усвоения нового способа действия;
|
Организует усвоение учениками нового материала |
Работа с учебником по карточке. Карточка «Вопрос - понятие» 1.Что называется …..? 2.Что считается….? 3.Что понимается под…? 4.Что представляет собой…? 5.Что выражает… ? 6. Что является…? 7.Что такое….? 8.Каковы свойства и виды… ? 9.В чем заключается сущность…? |
Выполняют задания по карточке и фиксируют результаты. Сначала самостоятельно, затем договариваются с соседом и в малой группе |
Проводят анализ данного задания, аргументируют решение, презентуют решения |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
5 |
Физ. минутка для глаз Цели: -Сохранение здоровья детей
|
Организует ребят. |
Зарядка для глаз |
Выполняют команды |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
6 |
Первичное закрепление. Цели: -зафиксировать новое содержание урока
|
Организует фиксирование нового содержания, рефлексию и самооценку собственной учебной деятельности продолжи |
Карточка №1(осведомленность) -Продолжите предложение, выбрав правильный вариант ответа: Задание№1 1)Одночленом является… 1.-асв+7 2.-34х:ху 3. 2а+35 4. 67са Задание №2 1) Одночленом стандартного вида является…. 1.3х2ус 2.5ху 3.3хух5 4.6х-5с Задание №3 1)Коэффициентом, какого одночлена является число 5…. 1. 5х5а 2. аху5 3.5а3х 4.(5ас)5 Карточка№2(определение понятий) -Отметить знаком «+» верное определение понятия, а «-» неправильное определение понятия:
Карточка№3(деление понятий) -Найти лишнее понятие и объяснить свой выбор:
Карточка№4 -Приведите одночлены к стандартному виду: а) 7x³y· 3xy² б) - 4m³n² · 2mn в) (- ab³)· (-5a²b) г) 0,7xy·(-3xy) д) 5mn²· 6mn Верные ответы: а) 21x4 y³; б) - 8m 4n³; в) 5a 4b4; г) - 2,1x²y²; д)30m 2n³
|
Выполняют задания, сначала самостоятельно, затем договариваются с соседом и в малой группе; проверяют, осуществляют самооценку |
Воспроизводят информацию. Подбирают аргументы для ответа на поставленные вопросы. Участвуют в диалоге |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
7 |
Физ. минутка Цели: -Сохранение здоровья детей |
Организует ребят. |
Разминка |
Выполняют команды. |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
8 |
Самостоятельная работа. Цели: -Организация выполнения самостоятельной работы и самопроверка по эталону |
Организует ребят на выполнение самостоятельной работы. Оказывает по мере необходимости помощь учащимся. |
Самостоятельная работа : 1. Выясните, является ли данное выражение одночленом: а)-0,9х б) х23 в)3р/5 г)56 д)у/5х(1балл) 2. Используя переменные а, в и с запишите два любых одночлена с коэффициентами отличными от нуля.(1балл) 3. Приведите одночлены к стандартному виду и выпишите коэффициент одночлена: а)2х3у3у4 б)(3)2ас5(-2)(1балл) 4.Найдите значение одночлена : 4/9 х3у4с6 при х=1 ; у=2 ; с=-1(2балла) 5. Реши уравнение: 0,5 х2∙(-2х2)=-1(2балла)
|
Выполняют самостоятельную работу. Проверяют по эталону . Фиксируют результаты. |
Работают по данному алгоритму, выполняют и оформляют задания |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
9 |
Рефлексия Цели: -Организация рефлексии, фиксирование содержания урока и самооценка учебной деятельности |
Организует рефлексию. |
Смотри приложение №2. |
Отвечают на вопросы. Подводят итоги своей работы |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
10 |
Домашнее задание
|
Предлагает карточки с домашним заданием |
Предлагается три типа карточек: 1. Для тех, кто допустил ошибки №261,262,263,266 2. Для тех, кто сделал все без ошибок №269,270 3. Дополнительное задание (отгадать числовые ребусы) 4. П.7, стр53 вопросы |
Выбирают себе домашнее задание |
Выбирают задание по своим силам и выполняют его |
Приложение№1
Лист самоконтроля
Ф.И. |
«Лови ошибку» 6 баллов (1балл за верный ответ) |
«Вопрос - понятие» 9 баллов (1балл за верный ответ) |
К№1 №1 1балл |
К№1 №2 1 балл |
К№1 №3 1 балл |
К №2 5 баллов |
К №3 5 баллов |
К №4 5 баллов |
С/р 9 баллов
|
Допол- нительный- балл |
ИТОГО (всего 42 балла) |
Иванов И.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Приложение№2
Рефлексия
1) У меня сегодня всё получалось, я не допускал ошибок_________________
2) Я допустил ошибки (перечислить ошибки)__________________________________________________________
3) Я исправил допущенные ошибки в процессе работы над ними___________
4) Я без ошибок справился с самостоятельной работой___________
5) В самостоятельной работе я допустил ошибки (перечислить их)__
6) Я выполнил дополнительное задание_________________________
7) Мне надо поработать над________________________________
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.