Технологическая карта урока "Многообразие и значение грибов" (5 класс)
Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
биология
5 кл—6 кл
08.05.2018
Урок биологии в 5 классе «Многообразие и значение грибов» по теме 2. «Многообразие живых организмов» разработан в соответствии с базисным учебным планом на основе учебно-методического комплекта издательства «Вентана-Граф», поддерживающего ФГОС ООО. Учебник Биология. 5 кл. И.Н. Пономарёва, И.В. Николаев, О.А. Корнилова – М.: «Вентана-Граф». 2013. Рабочая тетрадь. Биология. 5кл. О.А. Корнилова, И.В. Николаев, Л.В. Симонова – М.: Вентана-Граф, 2015г.
Тип урока: открытие новых знаний.
Форма урока: частично - поисковый, проблемный.
Тема урока: Многообразие и значение грибов.
урок.docx
Технолог
ическая
карта
урока
План конспект
урока
Учитель биологии МБОУ
“РСШ №3” Киндяшова
О. Н.
2016г Планконспект урока
По учебнику «Биология. 5 класс»
Авторы: Пономарева И. Н., Николаев И. В., Корнилова О.А.
(технологическая карта урока в соответствии с требованиями ФГОС)
Составила Киндяшова О. Н., учитель биологии МБОУ «Рыбновская средняя
школа №3»
Пояснительная записка
Урок биологии в 5 классе «Многообразие и значение грибов» по теме 2.
«Многообразие живых организмов» разработан в соответствии с базисным
учебным планом на основе учебнометодического комплекта издательства
«ВентанаГраф», поддерживающего ФГОС ООО. Учебник Биология. 5 кл. И.Н.
Пономарёва, И.В. Николаев, О.А. Корнилова – М.: «ВентанаГраф». 2013.
Рабочая тетрадь. Биология. 5кл. О.А. Корнилова, И.В. Николаев, Л.В.
Симонова – М.: ВентанаГраф, 2015г.
Тип урока: открытие новых знаний.
Форма урока: частично поисковый, проблемный.
Тема урока: Многообразие и значение грибов.
Цели урока: 1. Образовательная:
Организовать учебную деятельность учащихся, направленную на освоение
учащимися знаний о многообразии грибов, их особенностях и значении в жизни
людей;
Организовать выработку умений определять принадлежность грибов к
конкретным группам.
2.Воспитательная:
Создать условия для понимания учащимися важности сохранения грибов в
природе, необходимых в жизни человека.
3. Развивающая:
Способствовать развитию у учащихся универсальных познавательных умений
сравнивать свойства различных объектов и построению обобщающих выводов на
материале урока.
Задачи урока: Организовать:
знакомство учащихся с различными видами грибов;
понимание учащимися особенностей и отличий различных видов грибов; отработку умения определять принадлежность конкретных грибов к
соответствующим группам;
контроль результатов самостоятельных учебных действий учащихся;
общую рефлексивную оценку результатов учебных действий учащихся.
Планируемый результат учебного занятия – формирование предметных и
универсальных учебных действий:
Предметные :
характеризовать особенности строения, процессов жизнедеятельности и
практическую значимость грибов, сравнивать их с растениями и животными,
давать определения понятиям: мицелий, гифы, микориза;
уметь отличать съедобные грибы от несъедобных, использовать приемы
оказания первой помощи при отравлении несъедобными грибами.
Метапредметные :
Регулятивные: учиться целеполаганию, включая постановку новых целей;
планировать пути достижения целей.
Коммуникативные: работать в группе — устанавливать рабочие отношения,
эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; задавать
вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и
сотрудничества с партнером; осуществлять взаимный контроль и оказывать в
сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Познавательные: осуществлять поиск информации с использованием
нескольких ресурсов; давать определение понятиям; структурировать тексты,
включая умение выделять главное и второстепенное; умение извлекать
информацию и работать по алгоритму; проводить наблюдение под руководством
учителя; Личностные: экологическое сознание, признание высокой ценности жизни во
всех ее проявлениях; знание основных принципов и правил отношения к
природе.
Используемые технологии :
ИКТ, проблемное обучение, смысловое чтение, технология обучения в
сотрудничестве.
Информационнотехнологические ресурсы :
Учебник Биология. 5 кл. И.Н. Пономарёва, И.В. Николаев, О.А. Корнилова – М.:
«ВентанаГраф». 2013. Рабочая тетрадь. Биология. 5кл. О.А. Корнилова, И.В.
Николаев, Л.В. Симонова – М.: ВентанаГраф, 2015. Методическое пособие для
учителя
Пономарева И. Н., Николаев И. В., Корнилова
О.А).Контрольноизмерительные материалы. Биология . 5 класс. /Сост.
Н.А.Богданов. – М.: ВАКО, 2014.Компьютер, проектор, презентации к уроку,
мультимедийные приложения, интернет ресурсы, коллекция грибов (муляжи),
живой объект – гриб мукор, пеницилл. Словари: Даля, Ожегова.
(авторы:
Педагогические технологии:
развивающее обучение, проблемное обучение, коммуникативное обучение.
Методы и методические приёмы:
работа с учебником, работа в рабочей тетради, работа в парах и в группе,
самонаблюдение, заполнение таблиц, тестовый контроль, взаимоконтроль,
самооценка; диалогический метод, наглядный метод, метод познавательно
проблемного изложения.
Технологическая карта урока
Предмет: биология Класс: 5
Тема урока: Многообразие и значение грибов.
Основные понятия, изучаемые на уроке: шляпочные грибы, плесневые грибы,
антибиотик, дрожжи, съедобные и несъедобные грибы. Этап урока Деятельность
учителя
Деятельность
учащихся
Формируемые
УУД
№
п/
п
1 Мотивация
(самоопреде
ление
к
учебной
деятельност
и)
2
Актуализаци
я и пробное
учебное
действие
Здравствуйте,
дорогие ребята! Я
рада вновь видеть вас
на уроке биологии.
Сегодня
мы
продолжим
знакомство с видами
грибов.
Приветствуют
учителя,
настраиваются
на
урок.
Проверяют
наличие
учебных
принадлежност
ей.
Давайте вспомним
крупную
какую
группу
живых
организмов
мы
изучаем?
Перед тем как
приступить
к
изучению новой темы
давайте проверим
ваши знания о грибах.
Работа
с
интерактивной
доской.
Молодцы знания о
грибах
усвоили
хорошо.
А как вы думаете
ваши знания полные?
А хотите пополнить
свои знания?
А где вам могут
пригодиться новые
знания?
А как нам лучше
познакомиться
с
Один
Царство
Грибы.
ученик
работает у
доски
(с
интерактивным
тренажером),
остальные
фронтально
отвечают на
вопросы,
проводят
проверку
знания
учащегося,
который
работал
доске
на
у
нет
да
с/х,
в
магазине,
быту
в
в
Личностные:
самоопределение;
смыслообразовани
е
Коммуникативн
ые: планирование
учебного
сотрудничества с
учителем и
сверстниками
Познавательные:
анализ объектов,
сравнение,
обобщение,
аналогия,
классификация ;
Регулятивные:
выполнение
пробного
учебного
действия;
фиксирование
индивидуального
затруднения
в
пробном действии
Коммуникативн
ые: планирование
учебного
сотрудничества;
самостоятельно
организовывать
учебное
взаимодействие в
паре (определять
общие
цели,
распределять
роли,
договариваться
друг с другом) представителями
изучить грибы
Высказывают
своё мнение в
ответе
на
поставленные
вопросы.
к
Осознают
неполноту
знаний,
проявляют
интерес
новому
содержанию.
Участвуют в
коллективном
обсуждении
проблемы.
Затрудняются
дать ответ на
проблемный
вопрос.
Убери
Проблема:
лишнее.
В корзине находятся:
трутовик, плесневый
гриб
пеницилл,
шляпочные грибы.
О ком идет речь?
устранения
Для
возникшего
затруднения, работая
в паре, определите
тему (слайд 1), цель и
задачи
урока.
Составьте план своих
в
Работают
парах.
Устанавливаю
т связь между
целью
деятельности и
её
3
Создание
проблемной
ситуации
4
Целеполаган
ие
и
построение
проекта
выхода из
затруднения
Познавательные
Личностные
Регулятивные
Регулятивные:
искать
самостоятельно
средства
достижения цели;
определять цель
учебной учебных действий на
уроке, направленных
на
реализацию
поставленной цели, в
соответствии
с
текстом § 14
учебника (слайд 2).
Твое
(слайд 3)
Слово учителя о
многообразии грибов
(стр.60 учебника)
настроение
плесневые
Работая в группе,
изучите многообразие
и значение грибов.
Задание по рядам
строение и значение:
1рядшляпочные
грибы (слайд 4,5,6) ;
2ряд
грибы (слайд 7,8,9);
3 ряддрожжи.
(слайд 10)
Послушайте
сообщение ученика
об истории открытия
пенициллина
(презентация
учащегося)
рабочей
стр.3940
Задание №1 в
тетради
результатом.
Формулируют
вопрос урока:
Какие виды
грибов
существуют в
природе?
Каково
значение
природе
жизни людей.
их
в
и
в
Занимают
места
группах.
Выполняют
предложенные
задания,
оценивают
собственный
вклад в работу
группы.
Слушают
сообщения
ребят,
участвуют в
обсуждении,
вносят
дополнения.Вы
сказывают своё
мнение
в
ответе
на
поставленные
5
Учебные
действия по
реализации
плана.
Выражение
решения.
Применение
нового
знания.
и
деятельности
(формулировка
вопроса урока),
планировать пути
её достижения
Коммуникативн
ые:
слушать и
понимать
речь
других людей;
аргументация
своего мнения
Познавательные:
структурирование
знаний;
осознанное
произвольное
построение
речевого
высказывания
Познавательные:
ориентироваться в
учебнике,
находить
использовать
нужную
информацию;
анализировать,
сравнивать,
классифицировать
и обобщать факты
и
явления;
выявлять причины
и
следствия
простых явлений;
строить
логическое
рассуждение;
составлять схемы
опоры, работать с
таблицей;
Коммуникативн
ые:
и вопросы.
Готовят
сообщения на
поставленные
вопросы.
Оценивают
работу каждой
группы.
При
необходимости
корректируют
и дополняют
ответы других
групп.
Снимают
напряжение от
умственной
нагрузки.
Работают
индивидуально
, сотрудничают
с учителем.
самостоятельно
организовывать
учебное
взаимодействие в
группе, слушать и
понимать
речь
других людей,
задавать вопросы,
необходимые для
организации своей
деятельности,
сотрудничества с
партнёром,
учителем.
Личностные:
осознание
ответственности
за
Общее
дело
Коммуникативн
ые:
сотрудничеств с
партнёром,
учителем
в
Работают
группе.
Готовятся к
выступлению
перед классом
с результатами
работы.
Оценивают
работу каждой
группы.
При
необходимости
корректируют
и дополняют
ответы других
групп.
Познавательные:
осознанное
и
произвольное
построение
речевого
высказывания;
построение
логической цепи
рассуждений,
доказательство;
Коммуникативн
ые:
выражение
своих мыслей с
достаточной
полнотой
и
6
Физкультпау
за
7
Первичное
закрепление
с
проговарива
нием
во
внешней
речи
плесневые
шляпочные
нужно
Сильно зажмурили
глаза, открыли глаза,
посмотрели в окно.
Если
грибы
похлопать;
Если
грибынужно
потопать (мухомор,
пеницилл,
подберезовик, белый,
мукор, подосиновик)
Задание
№2 в
рабочей
тетради
стр.40
Работа в группах:
1.Съедобные
несъедобные
(ядовитые)
(слайд 11,12);
2.
грибов (слайд14);
3.
Признаки
отравления грибами
(слайд 14);
4. Первая помощь
при
отравлении
Правила сбора
грибы
и 8
Самостояте
льная
работа с
самопроверк
ой по
эталону
разных
точностью;
формулирование
и аргументация
своего мнения в
коммуникации;
учет
мнений,
достижение
договоренностей
и
согласование
общего решения
Личностные:
осознание
ответственности
за
общее дело
Познавательные:
анализ, сравнение,
обобщение,
классификация;
Регулятивные:
саморегуляция в
ситуации
затруднения;
Личностные:
умение адекватно
понимать причину
успеха / неуспеха
в
учебной
деятельности.
Самостоятельн
о
выполняют
задания.
Осуществляют
самопроверку,
пошагово
сравнивая с
эталоном.
Выявляют и
корректируют
возможные
ошибки.
(слайд 14);
5.Грибы – паразиты
(слайд 15,16,17,18)
Работая
самостоятельно,
«Выберите верные
утверждения»:
1)
Человек
использует в пищу
плодовые
тела
шляпочных грибов.
2)Грибы
гетеротрофные
организмы.
3) В трубчатых и на
пластинчатых
шляпках образуются
споры.
4) Ложный опёнок
относят к съедобным
грибам.
5) Гриб трутовик
способствует
лучшему
растения.
6)
Мицелий
пеницилла состоит из
росту одной клетки.
7) Гриб мукор – это
зелёная плесень.
8) Мухомор опасен
для человека.
9)Дрожжи
размножаются
почкованием.
10) Некоторые грибы
являются паразитами
людей и животных.
Эталон
верного
ответа: 1), 2), 3), 8),
9), 10).
Работая
самостоятельно,
выполните задания
№4,5 в рабочей
тетради
Царство
грибов
насчитывает около
100 тысяч видов
грибов. Некоторые из
них
занесены в
Красную книгу и
находятся
под
угрозой
исчезновения,
поэтому мы должны
беречь и заботиться
9
Включение в
систему
знаний и
повторение
10 Рефлексия
учебной
деятельност
и
на
уроке
(итог урока)
Работают
индивидуально
с заданиями в
рабочей
тетради.
Выявляют
ошибки,
оценивают
работу
товарища.
Обсуждают
результат,
устраняют
пробелы
знаниях.
в
Учащиеся
заканчивают
предложения,
высказывая
свое мнение,
делают вывод.
Познавательные:
установление
причинно
следственных
связей;
построение
логической цепи
рассуждений,
самостоятельное
создание
алгоритмов
деятельности;
Регулятивные:
саморегуляция в
ситуации
затруднения;
Взаимопроверка.
Регулятивные:
оценивать свою
деятельность и
деятельность
одноклассников
на уроке.
Познавательные:
контроль и оценка
процесса и
результатов на
деятельности
Личностные:
самооценка
основе критерия
успешности;
адекватное
понимание причин
успеха / неуспеха
в учебной
деятельности;
Коммуникативн
ые:
выражение
своих мыслей с
достаточной
полнотой
точностью;
формулирование
и аргументация
своего мнения,
учет
разных
мнений
и
о них.
Всегда помните, что
флору и фауну
необходимо беречь и
защищать,
для
будущих поколений.
Надеюсь, вы провели
время с пользой.
Сегодня на уроке я
узнал…
На этом уроке я бы
похвалил себя за …
После урока мне
захотелось…
Сегодня я сумел…
Можем ли мы
ответить на вопросы,
которые были заданы
в начале урока?
Достигли ли цели
урока? Что вас
поразило
больше
всего на уроке? Что
запомнится надолго?
Где
пригодятся
знания по данной
теме? Оцените свою
работу на уроке.
Обязательное
изучить текст § 14
учебника и ответить
на вопросы в конце
параграфа,
пересказать текст.
Составить синквейн
«Гриб».
Творческое –
изобразить в любой
технике изготовления
модель «Гриб» (слайд
19)
Дети
сравнивают
глубину своих
о
знаний
грибах
в
начале урока и
после изучения
темы.
Дают оценку
своей работы
на уроке.
Записывают
задания.
Выбирают
из
задания
предложенных
учителем
с
учётом
индивидуальны
х
возможностей
Самооценка
деятельност
и
11 Домашнее
задание 12 Подведение
итогов
урока
Выступление
учителя.
деятельности
учащихся на уроке.
Анализ
Подают
дневники
учителю для
выставления
отметок
Информационные ресурсы для обучающихся:
1. Учебник Биология. 5 кл. И.Н. Пономарёва, И.В. Николаев, О.А. Корнилова –
М.: «ВентанаГраф». 2013.
2. Рабочая тетрадь. Биология. 5кл. О.А. Корнилова, И.В. Николаев, Л.В.
Симонова – М.: ВентанаГраф, 2015.
3. Энциклопедия для детей. Том 2. Биология. – М.: Аванта+, 2001.
Информационные ресурсы для учителя:
1. Учебник Биология. 5 кл. И.Н. Пономарёва, И.В. Николаев, О.А. Корнилова –
М.: «ВентанаГраф». 2013
2. Методическое пособие для учителя (авторы: Пономарева И. Н., Николаев
И. В., Корнилова О.А).
3. Рохлов В., Теремов А., Петросова Р. Занимательная ботаника: Книга для
учащихся, учителей и родителей. – М.: АСТ ПРЕСС, 1998
5. Трайтак Д. И. Биология: растения, бактерии, грибы, лишайники (пособие для
учащихся). – М.: Мнемозина, 1998.
6. Фросин В. Н., Сивоглазов В. И. Биология. Растения. Грибы. Лишайники. 6
класс. Тематические тестовые задания. – М.: Дрофа, 2010. – (ЕГЭ: шаг за
шагом).
7. Энциклопедия для детей. Том 2. Биология. – М.: Аванта+, 2001.
8. Яковлев Г. П., Аверьянов Л. В. Ботаника для учителя. В 2 ч. Ч. 2. – М.:
Просвещение, 1997.
9.
http://pedkopilka.ru/sovremenyiurok/tehnologicheskajakartaurokakak
sovremenajaformaplanirovanijaurochnoidejatelnostivsotvetstvistrebovanijami
fgos.html 10. http://festival.1september.ru/articles/630735/
11. http://www.orenipk.ru/rmo_2012/rmopred2012/2Bio/2bio6.htm
Технологическая карта урока "Многообразие и значение грибов" (5 класс)
Технологическая карта урока "Многообразие и значение грибов" (5 класс)
Технологическая карта урока "Многообразие и значение грибов" (5 класс)
Технологическая карта урока "Многообразие и значение грибов" (5 класс)
Технологическая карта урока "Многообразие и значение грибов" (5 класс)
Технологическая карта урока "Многообразие и значение грибов" (5 класс)
Технологическая карта урока "Многообразие и значение грибов" (5 класс)
Технологическая карта урока "Многообразие и значение грибов" (5 класс)
Технологическая карта урока "Многообразие и значение грибов" (5 класс)
Технологическая карта урока "Многообразие и значение грибов" (5 класс)
Технологическая карта урока "Многообразие и значение грибов" (5 класс)
Технологическая карта урока "Многообразие и значение грибов" (5 класс)
Технологическая карта урока "Многообразие и значение грибов" (5 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.