Технологическая карта урока на тему: "Е. Чарушин "Страшный рассказ"
Оценка 4.8

Технологическая карта урока на тему: "Е. Чарушин "Страшный рассказ"

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
чтение
2 кл
13.01.2017
Технологическая карта урока на тему: "Е. Чарушин "Страшный рассказ"
Технологическая карта урока соответствует требованиям ФГОС, содержит перечень формируемых у учащихся УУД. Урок разработан с использованием современных технологий: методики «Основы смыслового чтения и работа с текстом», технологии критического мышления, технологии деятельностного метода обучения. Тип урока: урок изучения и первичного закрепления нового материала.Технологическая карта урока по литературному чтению во 2 классе. УМК "Школа России"
Е. Чарушин. Страшный рассказ..docx
Технологическая карта урока литературного чтения во 2 классе   Е.И. Чарушин «Страшный рассказ»  Цель: создание условий для развития критического мышления через составление плана по опорным словам произведения Е.И. Чарушина «Страшный рассказ» Задачи:  Образовательные: проанализировать произведение Е.И.Чарушина «Страшный рассказ»; актуализировать имеющиеся у учащихся знания в связи с изучаемым материалом; выделить опорные слова и составить план рассказа. Развивающие: формировать познавательные универсальные учебные действия в ходе работы с текстом;  Воспитательные:  воспитывать   интерес   к   литературе;   пробуждать   творческую   активность   детей,   стимулировать воображение, желание включаться в творческую деятельность; мотивировать ситуацию  успеха и достижений, творческой самореализации учащихся; воспитывать сочувствие и сопереживание по отношению к близким людям, животным. Планируемые результаты: Предметные: развитие смыслового чтения;анализ произведения Е.И. Чарушина «Страшный рассказ»;разбиение  рассказа на части;выделение опорных слов по частям;составление плана по опорным словам; Метапредметные:  Регулятивные: ­ осознание значимости чтения для личного развития; ­ овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; ­ формирование умения планировать, контролировать  и оценивать  учебные действия в соответствии  с поставленной задачей и условиями её реализации; ­ освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; ­   овладение   логическими   действиями   анализа,   обобщения,   установление   аналогий   и   причинно­следственных   связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; Познавательные:  ­ использование разных видов чтения (смысловое, выборочное, поисковое, по ролям); ­ умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику рассказа, участвовать в его обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев; ­ использование знаково­символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов; ­ активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;  Коммуникативные:  ­ готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; ­ излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; Личностные: ­ формирование уважительного отношения к иному мнению; ­   принятие   и   освоение   социальной   роли   обучающегося,   развитие   мотивов   учебной   деятельности   и   формирование личностного смысла учения; ­   развитие   доброжелательности   и   эмоционально­нравственной   отзывчивости,   понимания   и   сопереживания   чувствам других людей; ­ развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; ­ самооценка своей деятельности на уроке; Тип  урока:урок изучения и первичного закрепления новогоматериала  Технологии: ­ Методика «Основы смыслового чтения и работа с  текстом» ­ Технология критического мышления ­ Технология деятельностного метода обучения Материально­технические средства: компьютер, проектор, экран, авторская мультимедийная презентация; учебник по литературному   чтению   Л.Ф.   Климанова,   Л.А.   Виноградская,   В.Г.   Горецкий   «Литературное   чтение»,   карточки   для создания обложки: Е.И.Чарушин, «Страшный рассказ», жанр – рассказ о детях и животном, главная мысль – бережное отношение   к   животным,   дружеская   поддержка;   карточки   с   опорными   словами   для   плана:   одни,   страшно,   находка, остался; рисунки ребят по прочитанному произведению. Этапы урока Задания, направленные на достижение результатов СТРУКТУРНЫЕ ПАРАМЕТРЫ     1.Организационны момент. й Мотивация к учебной деятельности.  Цель: положительного настроя на работу  создание ­ Народная мудрость гласит: «Хорошую книгу читать не в тягость, а в радость». Вот   сегодня   нам   предстоит   на   литературном   чтении   поработать   с хорошей книгой.  Я   желаю   всем,   и   ребятам,   и   гостям   получить   удовольствие   от   этой работы. Деятельность обучающихся Восприятие мотивов  обучения, настрой на  работу с  литературным  произведением.  2.Актуализация знаний. Постановка учебной задачи   Цель:   подведение детей к формулированию темы   и   цели урока. ­ Как вы думаете, в чём будет заключаться  сегодня наша работа на уроке?  (обсудим прочитанное дома произведение, составим план, постараемся понять   идею   автора   и   ответить   на   вопрос:   «Чему   учит   нас   этот рассказ?») КАРТОЧКА НА ДОСКУ: ­ Обсудить произведение ­ Составить план ­ Понять идею автору Обдумывание и  ответы на вопрос  учителя по  предстоящей работе  на уроке.  Предположения по  планированию урока. 3. ­   С   каким   произведением   мы   будем   сегодня   работать?   Вы   его Ответы на вопросы  Ожидаемые результаты Л: принятие и освоение  социальной роли  обучающегося, развитие мотивов учебной  деятельности и  формирование  личностного смысла  учения; Р: позитивный настрой  на работу. Р: формирование  умения планировать  учебные действия в  соответствии с  поставленной задачей. П: активное  использование речевых  средств для решения  познавательных задач. К: изложение своего  мнения и аргументация  своей точки зрения. Р: овладение Эмоциональная оценка   текста   с помощью вопросов содержанию, выделение опорных   слов для плана.   по Цель: разбор  текста по  содержанию с  эмоциональной  оценкой,  разбиение на  части, выделение  опорных слов для  плана. прочитали дома. Назовите его автора.  Предлагаю по ходу урока создать обложку для данного произведения. (Е.И. Чарушин«Страшный рассказ»– НА ДОСКУ в «обложку») ­ Перечислите героев произведения. (мальчики Шура и Петя, ёжик, мама и папа мальчиков – на доску в «обложку»)  ­ Кто из них главные герои? (Шура, Петя, ёжик) ­ Как вы думаете, прочитанное произведение – сказка или рассказ? Обоснуйте своё мнение. (Это рассказ, т.к. описывается один случай из жизни ребят. Такой случай мог произойти с любым ребёнком. Жанр – рассказ о детях и животном– НА ДОСКУ в «обложку») ­ В народе говорят: «Книга книгой, да и своим умом двигай». ­ Как вы думаете, почему Евгений Чарушин так назвал свой рассказ?  ­ Скажите, когда вы читали рассказ, было ли вам страшно и когда?  ­ Понравился ли вам рассказ?  ­ О вашем отношении говорят и ваши рисунки. (обращение к детским рисункам на доске) ­ Как вы думаете, на сколько частей  можно разбить данный рассказ? (на   4   части:   где   происходят   события­мальчики   одни­пришли родители­чем всё закончилось)  ­ Ну, что же продолжим работать и проверим наши предположенияв течение урока.    ­ Давайте откроем учебники на 97 стр. и  прочитаем1 абзац, с чего начались события в рассказе.  ­   Какая,   из   4   выполненных   вами   иллюстраций   подойдёт   к   этому отрывку? ­ А почему мальчики остались дома одни? (родители ушли в гости) учителя по  содержанию  произведения  «Страшный рассказ»   Е.И. Чарушина;  участие в  обсуждении. Высказывание своих  предположений по  жанру произведения и обоснование своего  мнения. Предположения по  названию  произведения. Высказывание  личного отношения к  прочитанному  произведению. Рассматривание  выставки рисунков,  соотнесение рисунков с частями текста. Высказывание  предположений о  количестве частей в  рассказе. Чтение по ролям,  логическими  действиями анализа,  установление аналогий  и причинно­ следственных связей,  построения  рассуждений; П: умение осознанно  воспринимать и  оценивать содержание и специфику рассказа,  участвовать в его  обсуждении, давать и  обосновывать  нравственную оценку  поступков героев; К: готовность слушать  собеседника и вести  диалог; готовность  признавать возможность существования  различных точек зрения  и права каждого иметь  свою; излагать своё  мнение и  аргументировать свою  точку зрения и оценку  событий; Л: формирование  уважительного  отношения к иному  мнению; развитие выборочное чтение. Высказывание  предположений по  опорным словам. доброжелательности и  эмоционально­ нравственной  отзывчивости,  понимания и  сопереживания  чувствам других людей  и животных; развитие навыков  сотрудничества со  взрослыми и  сверстниками в разных  социальных ситуациях; ­   Кто­нибудь   из   вас   оставался   дома   один?   Вижу,   вам   знакомо   это состояние.  ­ Что делали мальчики, когда остались одни? Прочитаем об этом во 2 абзаце на с. 97.  ­  Как  это  характеризует  мальчиков?  (самостоятельные,   послушные, соблюдают режим дня) ­   Выберите   из   прочитанных   2­х   абзацев   опорное   слово   для   плана (ОДНИ) Это слово будет первым опорным словом в нашем плане. Опорные слова помогут нам составить план рассказа.  ­ Что произошло дальше? (Они испугались непонятных звуков) ­ Прочитаем  по ролям  этот отрывок. (стр. 97­98 учебника от слов «Шура   и   говорит   со   своей   кровати:…»   до   слов   «…Они   сюда   не придут, ­ отвечает Петя») ­ Почему мальчики испугались? (было темно, звуки были незнакомые) ­ Можно ли осуждать мальчиков за трусость? (нет, испугаться может каждый, ничего постыдного в этом нет)  ­   Почему   же   мальчики   испугались?   (было   темно,   звуки   были незнакомые) ­ Можно ли осуждать мальчиков за трусость? (нет, испугаться может каждый, ничего постыдного в этом нет) ­ Кем приходились друг другу мальчики? (они были братьями) ­ Как мальчики вели себя во время страха. Как они реагировали на эти незнакомые звуки? (Они по­братски подбадривали друг друга, что им не страшно, они не смеялись, не дразнились, не плакали, а рассуждали, не кричали, а притихли) ­ Как вы думаете, какое одно основное слово, может охарактеризовать основную мысль прочитанного отрывка? (СТРАШНО)             Какой рисунок подойдёт?  ­ Чем закончились эти страшные минуты для ребят? (пришли родители и ребята рассказали им всё) ­ Кто же пугал мальчиков? (ёж) ­  Выберите и зачитайте,  как   вёл  себя   ёжик?   (с.  98  «Пробежал  и свернулся в углу шариком»)   ­ Как вы думаете, какие чувства испытывал ёжик в тот момент? ­ Как ёж оказался в домике? (дом стоял у леса, ёж «из леса забрался в дом») ­ Давайте подберём слово, которое может охарактеризовать этот  отрывок? (НАХОДКА) Какой рисунок подойдёт к данной части? (Внимание на детские рисунки ежа) ­ Как люди поступили с животным? (угостили его молоком и мясом) ­   Боялись   ли   мальчики   потом   тех   же   самых   звуков?   Почему?   (не боялись, так как все знали, кто топает ночами) ­   Если   посмотреть   на   найденные   нами   опорные   слова,   то   хочется подобрать ещё одно опорное слово, чтобы закончить данный рассказ.   ­   Как   вы   думаете,   что   это   будет   за   слово,   подводящее   итог? (ОСТАЛСЯ) – Почему ёжик не ушёл, а остался жить с людьми всё лето? (Ребята и взрослые хорошо относились к животному, поэтому он не ушёл в лес, а остался жить в домике людей) ­ Как вы думаете, возьмут ли мальчики ежа в город? (нет) ­   А   как   бы   поступили   вы?   (Нельзя   брать   домой   диких   животных. Птицы и дикие звери неуютно чувствуют себя в квартире, им нужен их Расширение о 4. знаний животном Цель:   расширить знания   детей   о еже дом ­ лес. Только раненых зверей  могут взять взрослые, чтобы помочь им, но потом их нужно обязательно отпустить) 6 ­  Можно ли на самом деле считать рассказ страшным? (нет, скорее интригующий)  ­ Какое ещё название можно ему подобрать?  ­   Народная   мудрость   гласит:  «Умную   книгу   читать   –   знания прибавлять».Многие   ребята   нашего   класса   любят   читать   и   готовы поделиться своими знаниями с одноклассниками. Послушаем, что они узнали интересного о еже из других книг.  СЛАЙД 1 Ёж – это маленький ночной хищник. В колючей шкурке почти 16 тысяч иголок. СЛАЙД 2 Обитают ежи в основном в смешанных лесах, а также запущенных садах и   парках.   Днём   прячутся   среди   кустарников,   под   кучей   хвороста   и листвы.  СЛАЙД 3 Ночью выходят кормиться. Пищей ежам служат жуки, дождевые черви, лягушки, ящерицы, змеи и мыши. СЛАЙД 4 В случае опасности ёжик свёртывается в клубок, прижимая голову к брюху и втягивая лапки и хвост под себя.  СЛАЙД 5 При   встрече   с   волком   или   лисицей   ёж   фыркает   и   подпрыгивает, стараясь уколоть врага, если это не помогает, он свёртывается в клубок, подставляя нападающему хищнику свою колючую спину. Часто наколов морду иглами, нападающие хищники оставляют ежа в покое. СЛАЙД 6 К зиме ежи жиреют и впадают в глубокую спячку, находя себе убежище в густых кустах, углублениях почвы, засыпанных опавшей листвой. СЛАЙД 7 Ёж приносит пользу, уничтожая таких вредителей леса, как жуки­хрущи Восприятие  дополнительных  сведений через  прослушивание  выступлений  учащихся и просмотр  презентации. Выступление заранее  подготовленных  учащихся с  дополнительными  сведениями о еже. Оценивание  полученной  информации П: активное  использование речевых  средств и средств  информационных и  коммуникационных  технологий; Р: осознание значимости чтения для личного  развития; К: готовность слушать  выступление  одноклассника; излагать своё мнение и  аргументировать свою  точку зрения и оценку  событий; Л: развитие мотивов  учебной деятельности и  формирование  личностного смысла  учения; 5.  Физкультминутка   Работа   с 6. незнакомыми словами Цель:   расширение словарного запаса  и   их   личинки   (жуки,   которые   питаются   листьями,   их   цветками   и плодами,   а   личинки   подгрызают   корни   растений),   гусеницы,   поедая мышевидных грызунов и ядовитых насекомых. ­ Встаньте те, кому интересной показалась информация.  ­ Пока стоим, предлагаю провести физкультминутку. Мы проверим все осанку и сведём лопатки, Мы походим на носках, а потом на пятках. Пойдём мягко как лисята и как мишка косолапый, И как заинька­трусишка, и как волк­волчишко. Вот свернулся ёж в клубок, потому что он продрог. Лучик ёжика коснулся, ёжик сладко потянулся. ­   Вернёмся   к   нашему   рассказу.   Все   ли   слова   при   чтении   вам   были понятны в рассказе? СЛАЙД 9 СЕНИ — нежилое помещение между жилой частью дома и крыльцом в деревенских избах и в старинных городских домах. СЛАЙД 10 ЧУЛАН   –  подсобное   помещение   хозяйственного   назначения, отгороженное от сеней или комнаты перегородкой. ­ Так и хочется сказать: «С книгой поведешься — ума наберёшься» Коллективное  выполнение  динамической паузы  под руководством 1  ученика Объяснение  непонятных слов с  опорой на слайды 7. Составление  плана по опорным  словам  Цель: составить  план по опорным  словам ­ Сейчас нам предстоит разделить рассказ на смысловые части. Части могут   быть   разными   по   объёму.   Одна   часть   отличается   от   другой содержанием.  ­ Как вы думаете, на сколько частей  можно разбить данный рассказ? (на 4 части) ­  Работать   будем   в   группах:   1   группа   –   ребята,   у   кого   на   партах треугольники, 2 группа – круги, 3 группа – квадраты.  ­   Ваща   задача   разделить   обязанности   в   группе   (руководитель, записывающий   план,   защищающий   план   у   доски),   разбить   рассказ   на части по опорным словам (НА КАРТОЧКЕ: одни, страшно, находка, Разбиение   на   группы по   геометрическим фигурам. Участие   в   групповой работе по составлению плана.   Участие   в   защите планов группы. Снятие  физиологического  утомления и  напряжения Р: осознание значимости чтения для личного  развития; П: расширение  словарного запаса; К: готовность излагать  свое мнение и  аргументировать свою  точку зрения и оценку  событий; Р: формирование  умения планировать,  контролировать и  оценивать учебные  действия в  соответствии с задачей.  П: умение осознанно  оценивать содержание  рассказа, участвовать в  его обсуждении;  К: Домашнее   Подведение 8. задание 9. итогов Цель:   соотнести поставленные задачи  достигнутым результатом. с остался), озаглавить каждую часть и составить план.  Защита своих планов. ­ Все планы удались. Молодцы, хорошо поработали.  ­ А вот какой план получился у меня. СЛАЙД № 11                          План: 1. Одни дома. 2. Очень страшно. 3. Неожиданная находка. 4. Ёжик остался на даче. ­ Как вы думаете, в какой части плана отражён самый напряжённый момент рассказа – кульминация? (во 2 части) ­ Попробуйте дома пересказать текст от лица одного из мальчиков. ­   Посмотрите   на   наши   задачи,   все   ли   мы   их   выполнили?   (осталось определить идею автора) ­ Чему учит нас данный рассказ? (взаимоподдержке, поведению, когда страшно,   у   этих   братьев   есть   чему   поучиться   во   взаимоотношениях, бережному отношению к животным ­ КАРТОЧКА НА ДОСКУ) ­ В каком разделе находится рассказ? (Люблю всё живое – стр. 86) ­   Вспомните   основные   понятия   данного   раздела?   (сочувствие, сопереживание) ­   Кому   можно   сочувствовать,   сопереживать   в   этом   рассказе? (мальчикам, когда им страшно, ёжику – ему тоже было страшно) ­   Действительно,   сочувствие   и   сопереживание   –   чувства,   присущие человеку. Этим чувствам нас учат животные, которые живут рядом с нами   на   одной   планете.   Животные   учат   нас   любить   искренне,   без желания получить что­то взамен. Чем больше мы будем знать о них, тем лучше сможем понимать их поведение. СЛАЙД № 12 ­ Вот как об этом говорит автор рассказа Е.И. Чарушин: «Ты человек – хозяин всей природы, тебе всё знать нужно»      Принятие   домашнего задания Участие в диалоге по определению   главной мысли рассказа. Соотнесение рассказа с разделом и  основными  понятиями раздела. Ответы на воросы  учителя,  высказывание  собственных точек  зрения. готовность вести  диалог; готовность  признавать возможность существования  различных точек зрения; излагать своё мнение и  аргументировать его; Л: развитие навыков  сотрудничества со  сверстниками при  работе в группе. Р: осознание значимости чтения для личного  развития; овладение  способностью  принимать и сохранять  цели и задачи учебной  деятельности; Л: развитие  доброжелательности и  эмоционально­ нравственной  отзывчивости,  понимания и  сопереживания  чувствам других людей; ­ Откуда мы можем получать знания? (из книг) «Книга учит жить, книгой надо дорожить» ­ Я получила удовольствие от работы на уроке. Это моё мнение, а что скажите об уроке вы? В начале урока я желала получить удовольствие от   общения   с   книгой.   Какие   чувства   в   конце   урока   испытываете? Поделитесь ими. 10. Рефлексия  Цель: оценить  свою деятельность на уроке   ­  Попробуйте высказать своё мнение об уроке. Может данные начала некоторых предложений помогут вам в этом: На сегодняшнем уроке я узнал …  На уроке я понял … Меня заинтересовал …           На этом уроке я похвалил бы себя за ... После урока мне захотелось …            Сегодня я сумел … Осуществляют самооценку   учебной деятельности с помощью предложенных   начал предложений.   Р: освоение начальных  форм познавательной и  личностной рефлексии; Л: самооценка своей  деятельности на уроке;

Технологическая карта урока на тему: "Е. Чарушин "Страшный рассказ"

Технологическая карта урока на тему: "Е. Чарушин "Страшный рассказ"

Технологическая карта урока на тему: "Е. Чарушин "Страшный рассказ"

Технологическая карта урока на тему: "Е. Чарушин "Страшный рассказ"

Технологическая карта урока на тему: "Е. Чарушин "Страшный рассказ"

Технологическая карта урока на тему: "Е. Чарушин "Страшный рассказ"

Технологическая карта урока на тему: "Е. Чарушин "Страшный рассказ"

Технологическая карта урока на тему: "Е. Чарушин "Страшный рассказ"

Технологическая карта урока на тему: "Е. Чарушин "Страшный рассказ"

Технологическая карта урока на тему: "Е. Чарушин "Страшный рассказ"

Технологическая карта урока на тему: "Е. Чарушин "Страшный рассказ"

Технологическая карта урока на тему: "Е. Чарушин "Страшный рассказ"

Технологическая карта урока на тему: "Е. Чарушин "Страшный рассказ"

Технологическая карта урока на тему: "Е. Чарушин "Страшный рассказ"

Технологическая карта урока на тему: "Е. Чарушин "Страшный рассказ"

Технологическая карта урока на тему: "Е. Чарушин "Страшный рассказ"

Технологическая карта урока на тему: "Е. Чарушин "Страшный рассказ"

Технологическая карта урока на тему: "Е. Чарушин "Страшный рассказ"

Технологическая карта урока на тему: "Е. Чарушин "Страшный рассказ"

Технологическая карта урока на тему: "Е. Чарушин "Страшный рассказ"

Технологическая карта урока на тему: "Е. Чарушин "Страшный рассказ"

Технологическая карта урока на тему: "Е. Чарушин "Страшный рассказ"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.01.2017