Технологическая карта урока на тему: "Е. Чарушин "Страшный рассказ"
Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
чтение
2 кл
13.01.2017
Технологическая карта урока соответствует требованиям ФГОС, содержит перечень формируемых у учащихся УУД. Урок разработан с использованием современных технологий: методики «Основы смыслового чтения и работа с текстом», технологии критического мышления, технологии деятельностного метода обучения. Тип урока: урок изучения и первичного закрепления нового материала.Технологическая карта урока по литературному чтению во 2 классе. УМК "Школа России"
Е. Чарушин. Страшный рассказ..docx
Технологическая карта урока литературного чтения во 2 классе
Е.И. Чарушин «Страшный рассказ»
Цель: создание условий для развития критического мышления через составление плана по опорным словам произведения
Е.И. Чарушина «Страшный рассказ»
Задачи:
Образовательные: проанализировать произведение Е.И.Чарушина «Страшный рассказ»; актуализировать имеющиеся у
учащихся знания в связи с изучаемым материалом; выделить опорные слова и составить план рассказа.
Развивающие: формировать познавательные универсальные учебные действия в ходе работы с текстом;
Воспитательные: воспитывать интерес к литературе; пробуждать творческую активность детей, стимулировать
воображение, желание включаться в творческую деятельность; мотивировать ситуацию успеха и достижений, творческой
самореализации учащихся; воспитывать сочувствие и сопереживание по отношению к близким людям, животным.
Планируемые результаты:
Предметные: развитие смыслового чтения;анализ произведения Е.И. Чарушина «Страшный рассказ»;разбиение рассказа
на части;выделение опорных слов по частям;составление плана по опорным словам;
Метапредметные:
Регулятивные: осознание значимости чтения для личного развития;
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной
задачей и условиями её реализации;
освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
овладение логическими действиями анализа, обобщения, установление аналогий и причинноследственных связей,
построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
Познавательные:
использование разных видов чтения (смысловое, выборочное, поисковое, по ролям);
умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику рассказа, участвовать в его обсуждении, давать и
обосновывать нравственную оценку поступков героев;
использование знаковосимволических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и
процессов;
активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения
коммуникативных и познавательных задач;
Коммуникативные:
готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек
зрения и права каждого иметь свою;
излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; Личностные:
формирование уважительного отношения к иному мнению;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование
личностного смысла учения;
развитие доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам
других людей;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
самооценка своей деятельности на уроке;
Тип урока:урок изучения и первичного закрепления новогоматериала
Технологии:
Методика «Основы смыслового чтения и работа с текстом»
Технология критического мышления
Технология деятельностного метода обучения
Материальнотехнические средства: компьютер, проектор, экран, авторская мультимедийная презентация; учебник по
литературному чтению Л.Ф. Климанова, Л.А. Виноградская, В.Г. Горецкий «Литературное чтение», карточки для
создания обложки: Е.И.Чарушин, «Страшный рассказ», жанр – рассказ о детях и животном, главная мысль – бережное
отношение к животным, дружеская поддержка; карточки с опорными словами для плана: одни, страшно, находка,
остался; рисунки ребят по прочитанному произведению. Этапы урока
Задания, направленные на достижение результатов
СТРУКТУРНЫЕ ПАРАМЕТРЫ
1.Организационны
момент.
й
Мотивация
к
учебной
деятельности.
Цель:
положительного
настроя на работу
создание
Народная мудрость гласит: «Хорошую книгу читать не в тягость,
а в радость».
Вот сегодня нам предстоит на литературном чтении поработать с
хорошей книгой.
Я желаю всем, и ребятам, и гостям получить удовольствие от этой
работы.
Деятельность
обучающихся
Восприятие мотивов
обучения, настрой на
работу с
литературным
произведением.
2.Актуализация
знаний.
Постановка
учебной задачи
Цель: подведение
детей
к
формулированию
темы и цели
урока.
Как вы думаете, в чём будет заключаться сегодня наша работа на
уроке?
(обсудим прочитанное дома произведение, составим план, постараемся
понять идею автора и ответить на вопрос: «Чему учит нас этот
рассказ?»)
КАРТОЧКА НА ДОСКУ:
Обсудить произведение
Составить план
Понять идею автору
Обдумывание и
ответы на вопрос
учителя по
предстоящей работе
на уроке.
Предположения по
планированию урока.
3.
С каким произведением мы будем сегодня работать? Вы его
Ответы на вопросы
Ожидаемые
результаты
Л: принятие и освоение
социальной роли
обучающегося, развитие
мотивов учебной
деятельности и
формирование
личностного смысла
учения;
Р: позитивный настрой
на работу.
Р: формирование
умения планировать
учебные действия в
соответствии с
поставленной задачей.
П: активное
использование речевых
средств для решения
познавательных задач.
К: изложение своего
мнения и аргументация
своей точки зрения.
Р: овладение Эмоциональная
оценка текста с
помощью
вопросов
содержанию,
выделение
опорных слов
для плана.
по
Цель: разбор
текста по
содержанию с
эмоциональной
оценкой,
разбиение на
части, выделение
опорных слов для
плана.
прочитали дома. Назовите его автора.
Предлагаю по ходу урока создать обложку для данного произведения.
(Е.И. Чарушин«Страшный рассказ»– НА ДОСКУ в «обложку»)
Перечислите героев произведения. (мальчики Шура и Петя, ёжик,
мама и папа мальчиков – на доску в «обложку»)
Кто из них главные герои? (Шура, Петя, ёжик)
Как вы думаете, прочитанное произведение – сказка или рассказ?
Обоснуйте своё мнение. (Это рассказ, т.к. описывается один случай из
жизни ребят. Такой случай мог произойти с любым ребёнком. Жанр –
рассказ о детях и животном– НА ДОСКУ в «обложку»)
В народе говорят: «Книга книгой, да и своим умом двигай».
Как вы думаете, почему Евгений Чарушин так назвал свой рассказ?
Скажите, когда вы читали рассказ, было ли вам страшно и когда?
Понравился ли вам рассказ?
О вашем отношении говорят и ваши рисунки. (обращение к детским
рисункам на доске)
Как вы думаете, на сколько частей можно разбить данный рассказ?
(на 4 части: где происходят событиямальчики однипришли
родителичем всё закончилось)
Ну, что же продолжим работать и проверим наши предположенияв
течение урока.
Давайте откроем учебники на 97 стр. и прочитаем1 абзац, с чего
начались события в рассказе.
Какая, из 4 выполненных вами иллюстраций подойдёт к этому
отрывку?
А почему мальчики остались дома одни? (родители ушли в гости)
учителя по
содержанию
произведения
«Страшный рассказ»
Е.И. Чарушина;
участие в
обсуждении.
Высказывание своих
предположений по
жанру произведения и
обоснование своего
мнения.
Предположения по
названию
произведения.
Высказывание
личного отношения к
прочитанному
произведению.
Рассматривание
выставки рисунков,
соотнесение рисунков
с частями текста.
Высказывание
предположений о
количестве частей в
рассказе.
Чтение по ролям,
логическими
действиями анализа,
установление аналогий
и причинно
следственных связей,
построения
рассуждений;
П: умение осознанно
воспринимать и
оценивать содержание и
специфику рассказа,
участвовать в его
обсуждении, давать и
обосновывать
нравственную оценку
поступков героев;
К: готовность слушать
собеседника и вести
диалог; готовность
признавать возможность
существования
различных точек зрения
и права каждого иметь
свою; излагать своё
мнение и
аргументировать свою
точку зрения и оценку
событий;
Л: формирование
уважительного
отношения к иному
мнению;
развитие выборочное чтение.
Высказывание
предположений по
опорным словам.
доброжелательности и
эмоционально
нравственной
отзывчивости,
понимания и
сопереживания
чувствам других людей
и животных;
развитие навыков
сотрудничества со
взрослыми и
сверстниками в разных
социальных ситуациях;
Ктонибудь из вас оставался дома один? Вижу, вам знакомо это
состояние.
Что делали мальчики, когда остались одни? Прочитаем об этом во 2
абзаце на с. 97.
Как это характеризует мальчиков? (самостоятельные, послушные,
соблюдают режим дня)
Выберите из прочитанных 2х абзацев опорное слово для плана
(ОДНИ)
Это слово будет первым опорным словом в нашем плане. Опорные
слова помогут нам составить план рассказа.
Что произошло дальше? (Они испугались непонятных звуков)
Прочитаем по ролям этот отрывок. (стр. 9798 учебника от слов
«Шура и говорит со своей кровати:…» до слов «…Они сюда не
придут, отвечает Петя»)
Почему мальчики испугались? (было темно, звуки были незнакомые)
Можно ли осуждать мальчиков за трусость? (нет, испугаться может
каждый, ничего постыдного в этом нет)
Почему же мальчики испугались? (было темно, звуки были
незнакомые)
Можно ли осуждать мальчиков за трусость? (нет, испугаться может
каждый, ничего постыдного в этом нет)
Кем приходились друг другу мальчики? (они были братьями)
Как мальчики вели себя во время страха. Как они реагировали на эти
незнакомые звуки? (Они побратски подбадривали друг друга, что им
не страшно, они не смеялись, не дразнились, не плакали, а рассуждали,
не кричали, а притихли) Как вы думаете, какое одно основное слово, может охарактеризовать
основную мысль прочитанного отрывка? (СТРАШНО) Какой
рисунок подойдёт?
Чем закончились эти страшные минуты для ребят? (пришли родители
и ребята рассказали им всё)
Кто же пугал мальчиков? (ёж)
Выберите и зачитайте, как вёл себя ёжик? (с. 98 «Пробежал и
свернулся в углу шариком»)
Как вы думаете, какие чувства испытывал ёжик в тот момент?
Как ёж оказался в домике? (дом стоял у леса, ёж «из леса забрался в
дом»)
Давайте подберём слово, которое может охарактеризовать этот
отрывок? (НАХОДКА) Какой рисунок подойдёт к данной части?
(Внимание на детские рисунки ежа)
Как люди поступили с животным? (угостили его молоком и мясом)
Боялись ли мальчики потом тех же самых звуков? Почему? (не
боялись, так как все знали, кто топает ночами)
Если посмотреть на найденные нами опорные слова, то хочется
подобрать ещё одно опорное слово, чтобы закончить данный рассказ.
Как вы думаете, что это будет за слово, подводящее итог?
(ОСТАЛСЯ)
– Почему ёжик не ушёл, а остался жить с людьми всё лето? (Ребята и
взрослые хорошо относились к животному, поэтому он не ушёл в лес,
а остался жить в домике людей)
Как вы думаете, возьмут ли мальчики ежа в город? (нет)
А как бы поступили вы? (Нельзя брать домой диких животных.
Птицы и дикие звери неуютно чувствуют себя в квартире, им нужен их Расширение
о
4.
знаний
животном
Цель: расширить
знания детей о
еже
дом лес. Только раненых зверей могут взять взрослые, чтобы помочь
им, но потом их нужно обязательно отпустить) 6
Можно ли на самом деле считать рассказ страшным? (нет, скорее
интригующий)
Какое ещё название можно ему подобрать?
Народная мудрость гласит: «Умную книгу читать – знания
прибавлять».Многие ребята нашего класса любят читать и готовы
поделиться своими знаниями с одноклассниками. Послушаем, что они
узнали интересного о еже из других книг.
СЛАЙД 1
Ёж – это маленький ночной хищник. В колючей шкурке почти 16 тысяч
иголок.
СЛАЙД 2
Обитают ежи в основном в смешанных лесах, а также запущенных садах
и парках. Днём прячутся среди кустарников, под кучей хвороста и
листвы.
СЛАЙД 3
Ночью выходят кормиться. Пищей ежам служат жуки, дождевые черви,
лягушки, ящерицы, змеи и мыши.
СЛАЙД 4
В случае опасности ёжик свёртывается в клубок, прижимая голову к
брюху и втягивая лапки и хвост под себя.
СЛАЙД 5
При встрече с волком или лисицей ёж фыркает и подпрыгивает,
стараясь уколоть врага, если это не помогает, он свёртывается в клубок,
подставляя нападающему хищнику свою колючую спину. Часто наколов
морду иглами, нападающие хищники оставляют ежа в покое.
СЛАЙД 6
К зиме ежи жиреют и впадают в глубокую спячку, находя себе убежище
в густых кустах, углублениях почвы, засыпанных опавшей листвой.
СЛАЙД 7
Ёж приносит пользу, уничтожая таких вредителей леса, как жукихрущи
Восприятие
дополнительных
сведений через
прослушивание
выступлений
учащихся и просмотр
презентации.
Выступление заранее
подготовленных
учащихся с
дополнительными
сведениями о еже.
Оценивание
полученной
информации
П: активное
использование речевых
средств и средств
информационных и
коммуникационных
технологий;
Р: осознание значимости
чтения для личного
развития;
К: готовность слушать
выступление
одноклассника; излагать
своё мнение и
аргументировать свою
точку зрения и оценку
событий;
Л: развитие мотивов
учебной деятельности и
формирование
личностного смысла
учения; 5.
Физкультминутка
Работа с
6.
незнакомыми
словами
Цель: расширение
словарного запаса
и их личинки (жуки, которые питаются листьями, их цветками и
плодами, а личинки подгрызают корни растений), гусеницы, поедая
мышевидных грызунов и ядовитых насекомых.
Встаньте те, кому интересной показалась информация.
Пока стоим, предлагаю провести физкультминутку.
Мы проверим все осанку и сведём лопатки,
Мы походим на носках, а потом на пятках.
Пойдём мягко как лисята и как мишка косолапый,
И как заинькатрусишка, и как волкволчишко.
Вот свернулся ёж в клубок, потому что он продрог.
Лучик ёжика коснулся, ёжик сладко потянулся.
Вернёмся к нашему рассказу. Все ли слова при чтении вам были
понятны в рассказе?
СЛАЙД 9
СЕНИ — нежилое помещение между жилой частью дома и крыльцом в
деревенских избах и в старинных городских домах.
СЛАЙД 10
ЧУЛАН – подсобное помещение хозяйственного назначения,
отгороженное от сеней или комнаты перегородкой.
Так и хочется сказать: «С книгой поведешься — ума наберёшься»
Коллективное
выполнение
динамической паузы
под руководством 1
ученика
Объяснение
непонятных слов с
опорой на слайды
7. Составление
плана по опорным
словам
Цель: составить
план по опорным
словам
Сейчас нам предстоит разделить рассказ на смысловые части. Части
могут быть разными по объёму. Одна часть отличается от другой
содержанием.
Как вы думаете, на сколько частей можно разбить данный рассказ? (на
4 части)
Работать будем в группах: 1 группа – ребята, у кого на партах
треугольники, 2 группа – круги, 3 группа – квадраты.
Ваща задача разделить обязанности в группе (руководитель,
записывающий план, защищающий план у доски), разбить рассказ на
части по опорным словам (НА КАРТОЧКЕ: одни, страшно, находка,
Разбиение на группы
по геометрическим
фигурам.
Участие в групповой
работе
по
составлению плана.
Участие в защите
планов группы.
Снятие
физиологического
утомления и
напряжения
Р: осознание значимости
чтения для личного
развития;
П: расширение
словарного запаса;
К: готовность излагать
свое мнение и
аргументировать свою
точку зрения и оценку
событий;
Р: формирование
умения планировать,
контролировать и
оценивать учебные
действия в
соответствии с задачей.
П: умение осознанно
оценивать содержание
рассказа, участвовать в
его обсуждении; К: Домашнее
Подведение
8.
задание
9.
итогов
Цель: соотнести
поставленные
задачи
достигнутым
результатом.
с
остался), озаглавить каждую часть и составить план.
Защита своих планов.
Все планы удались. Молодцы, хорошо поработали.
А вот какой план получился у меня. СЛАЙД № 11
План:
1. Одни дома.
2. Очень страшно.
3. Неожиданная находка.
4. Ёжик остался на даче.
Как вы думаете, в какой части плана отражён самый напряжённый
момент рассказа – кульминация? (во 2 части)
Попробуйте дома пересказать текст от лица одного из мальчиков.
Посмотрите на наши задачи, все ли мы их выполнили? (осталось
определить идею автора)
Чему учит нас данный рассказ? (взаимоподдержке, поведению, когда
страшно, у этих братьев есть чему поучиться во взаимоотношениях,
бережному отношению к животным КАРТОЧКА НА ДОСКУ)
В каком разделе находится рассказ? (Люблю всё живое – стр. 86)
Вспомните основные понятия данного раздела? (сочувствие,
сопереживание)
Кому можно сочувствовать, сопереживать в этом рассказе?
(мальчикам, когда им страшно, ёжику – ему тоже было страшно)
Действительно, сочувствие и сопереживание – чувства, присущие
человеку. Этим чувствам нас учат животные, которые живут рядом с
нами на одной планете. Животные учат нас любить искренне, без
желания получить чтото взамен. Чем больше мы будем знать о них, тем
лучше сможем понимать их поведение.
СЛАЙД № 12
Вот как об этом говорит автор рассказа Е.И. Чарушин: «Ты человек –
хозяин всей природы, тебе всё знать нужно»
Принятие домашнего
задания
Участие в диалоге по
определению главной
мысли рассказа.
Соотнесение рассказа
с разделом и
основными
понятиями раздела.
Ответы на воросы
учителя,
высказывание
собственных точек
зрения.
готовность вести
диалог; готовность
признавать возможность
существования
различных точек зрения;
излагать своё мнение и
аргументировать его; Л:
развитие навыков
сотрудничества со
сверстниками при
работе в группе.
Р: осознание значимости
чтения для личного
развития;
овладение
способностью
принимать и сохранять
цели и задачи учебной
деятельности;
Л: развитие
доброжелательности и
эмоционально
нравственной
отзывчивости,
понимания и
сопереживания
чувствам других людей; Откуда мы можем получать знания? (из книг)
«Книга учит жить, книгой надо дорожить»
Я получила удовольствие от работы на уроке. Это моё мнение, а что
скажите об уроке вы? В начале урока я желала получить удовольствие
от общения с книгой. Какие чувства в конце урока испытываете?
Поделитесь ими.
10. Рефлексия
Цель: оценить
свою деятельность
на уроке
Попробуйте высказать своё мнение об уроке. Может данные начала
некоторых предложений помогут вам в этом:
На сегодняшнем уроке я узнал … На уроке я понял …
Меня заинтересовал … На этом уроке я похвалил бы себя за ...
После урока мне захотелось … Сегодня я сумел …
Осуществляют
самооценку учебной
деятельности
с
помощью
предложенных начал
предложений.
Р: освоение начальных
форм познавательной и
личностной рефлексии;
Л: самооценка своей
деятельности на уроке;
Технологическая карта урока на тему: "Е. Чарушин "Страшный рассказ"
Технологическая карта урока на тему: "Е. Чарушин "Страшный рассказ"
Технологическая карта урока на тему: "Е. Чарушин "Страшный рассказ"
Технологическая карта урока на тему: "Е. Чарушин "Страшный рассказ"
Технологическая карта урока на тему: "Е. Чарушин "Страшный рассказ"
Технологическая карта урока на тему: "Е. Чарушин "Страшный рассказ"
Технологическая карта урока на тему: "Е. Чарушин "Страшный рассказ"
Технологическая карта урока на тему: "Е. Чарушин "Страшный рассказ"
Технологическая карта урока на тему: "Е. Чарушин "Страшный рассказ"
Технологическая карта урока на тему: "Е. Чарушин "Страшный рассказ"
Технологическая карта урока на тему: "Е. Чарушин "Страшный рассказ"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.