Технологическая карта урока на тему "Е.Шварц "Сказка о потерянном времени" (4 класс, литературное чтение)
Оценка 4.6

Технологическая карта урока на тему "Е.Шварц "Сказка о потерянном времени" (4 класс, литературное чтение)

Оценка 4.6
Разработки уроков
doc
чтение
4 кл
30.05.2018
Технологическая карта урока на тему "Е.Шварц "Сказка о потерянном времени" (4 класс, литературное чтение)
Урок-закрепление. Показать нравственный смысл произведения. Использовать на уроке следующие технологии: проблемный диалог; • ИКТ; • игровые; • технологии развития критического мышления (методические приемы: таблица «З-Х-У», верные и неверные утверждения). При формировании УУД: развивать умение работать в группе, в паре, учить принимать совместное решение, оценивать свою работу и работы своих одноклассников.
Баранова Н.В. Технологическая карта урока..doc
Технологическая карта урока Учитель: Баранова Н.В., МБОУ Школа №70 г.о.Самара Предмет: литературное чтение                          Класс: 4 «А» УМК: «Школа России» Л.Ф. Климанова. «Литературное чтение. 4 класс»  Тема урока: Е.Л. Шварц «Сказка о потерянном времени». Нравственный смысл произведения. Место урока в изучаемой теме: 46 урок Продолжительность урока: 40 мин Тип урока: урок­закрепление изученного.  Цели: Образовательные:       обобщить знания учащихся по данной сказке; учить находить в тексте слова, которые помогают описать эмоциональное состояние персонажей; развивать навыки выразительного чтения. развивать мыслительные операции, творческие способности учащихся, память;  создавать условия для развития устной связной речи учащихся;  формировать умения анализировать художественное  произведение. Развивающие:  Воспитательные:     создавать условия для привлечения внимания учащихся к главной идее сказки: цена времени; воспитывать трудолюбие, внимательное отношение к окружающим; показать на примерах литературных героев, как лень мешает людям жить, делает их смешными, беспомощными; убеждать ребят в необходимости планировать своё время, заполнять досуг полезными делами.  Технологии:  проблемный диалог;   ИКТ;   игровые; технологии  развития критического мышления (методические приемы: таблица «З­Х­У», верные и неверные утверждения).  Формы организации познавательной деятельности:  фронтальная;    групповая; работа в парах; индивидуальная. Планируемые результаты: Предметные:  развивать умение слушать и слышать художественное произведение;    уметь анализировать художественный текст, расширить представления о взаимоотношениях людей, о дружбе, взаимопомощи и  поддержке; учить учащихся мыслить критически, ответственно относится к учёбе. Личностные:   развивать способность к самооценке на основе успешности учебной деятельности;  прививать чувство прекрасного и этического на основе знакомства с отечественной культурой.     Метапредметные:  Регулятивные УУД: Формулирование учебной задачи урока. Исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, понимания ее, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке.  Коммуникативные УУД. Ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысление правил взаимодействия в паре и группе. Познавательные УУД.   Учить детей осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использований всех возможных  источников.  Анализировать художественный  текст, выделять в нем основную мысль.   Формировать умение ориентироваться в художественной книге.  Межпредметные связи:  Ресурсы:   русский язык  мультимедиапроектор, компьютер, экран, презентация к уроку;      учебник «Литературное чтение. 4 класс. Ч.2.» Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого  ­  М: Просвещение, 2017 г.; карточки для работы в паре;  таблица «З­Х­У»,  таблица для ответов «Верные и неверные утверждения» для индивидуальной работы; карточки  «Составь пословицы» для групповой работы. № Содержание этапа Название этапа, цель 1. Самоопределе ние к учебной  деятельнос ти. Цель:  мотивировать  учащихся к  учебной  деятельности. Ребята, послушайте, пожалуйста,  что мы слышим? (Звук тиканья  часов). Песчинки сложились в секунды, Секунды сложились в минутки, Минутки сложились в часы. Так пробежали сутки, Время вперёд спешит.  Вот и мы не будем понапрасну  терять время, начнём урок. Деятельность учителя Деятельность учащихся Форма работ Результат Организация   эмоциональног о настроя на  уроке. Приветствуют  учителя,  проверяют  свою  готовность к  уроку ы Фронталь ная; Формирование УУД: (Р) Волевая  саморегуляция. (П) Учебно­ познавательный интерес. Что происходит, когда идут часы?  (Часы отсчитывают время. Идут  секунды, минуты, часы, идет  время, а значит идет наша жизнь).  А для чего люди изобрели часы?  Верно. На каждое дело человеку  отпущено определенное  количество времени.  Отвечают на  вопросы. Повторение изученного материала, необходим ого для «открытия нового знания», и выявления затруднени й в индивидуа льной деятельнос ти каждого учащегося. Фронтальн. Формирование УУД: (П) Осознанно и  произвольно строить  речевое высказывание в  устной форме (К) Умение выражать  свои мысли полно  и точно, умение  слушать и  понимать речь  других.  2. Актуализация  знаний и  постановка  проблемы. Цель:  Повторение  изученного  материала,  необходимого для «открытия  нового», и  выявления  затруднений у  каждого  учащегося. Актуализировать  мыслительные  операции: анализ,  синтез, сравнение. В качестве разминки перед нашей работой предлагаю вам составить в группах   по   2   пословицы   из   слов. Давайте   попробуем   собрать   из (Каждая слов пословицы.    Организует  подводящий к  теме диалог:  собрать  пословицы,  объяснить  Вспоминают  правила  работы в  группе. Составляют из слов  пословицы,  Фронтальн. Индивид. Групповая Формирование УУД: (К) Развитие умения  работать в группе,  принятие совместного  решения. смысл,  выбрать  главную,  определяющу ю тему урока. объясняют  смысл,  проговаривают хором  пословицу,  которая есть у всех групп.  Формулируют  тему и задачи  урока. Договариваются и  приходят к общему  мнению при работе  в паре. (Р) Оценивать уровень  владения тем или иным  учебным действием  (что я знаю и умею). Анализировать,  находить общее и  различное, делать  выводы. (П) Воспроизводить по  памяти информацию,  необходимую для  решения учебной задачи, постановка и решение  проблем. пословица разрезана на отдельные слова) Как   вы   их   понимаете?   Чему   они нас учат? (ответы детей)  А какая  главная пословица? Делу ­  время, потехе  ­ час.  Как вы ее понимаете? 1 группа. Век  живи, век учись.  Делу ­  время,  потехе  ­час. 2 группа. Без  труда  не вынешь  рыбки  из пруда. Делу ­   время,  потехе ­ час. 3 группа. Сделал  дело,  гуляй  смело. Делу ­  время,  потехе ­  час. 4 группа. Время  как воробей:   упустишь  ­ не поймаешь.  Делу ­  время,  потехе ­ час. Так   называется   раздел,   над которым мы начали работу. Время идет,   не   останавливаясь,   и   если человек провел время впустую, то потерянного времени не вернешь.   Время   –   это   главная   ценность человека.   Экономя   его,   люди получают дополнительную возможность творить и познавать. Чем больше мы учимся экономить время,   тем   быстрее   растут   наши достижения   в   учёбе,   в   труде.   В нашей   жизни   важен   каждый   час, каждая   минута   и   даже   секунда. Поэтому   каждый   из   нас   должен ценить время, не растрачивать его понапрасну.   В   этом   мы   с   вами убедились,   прочитав   сказку   Е.   Л. Шварца   «Сказка   о   потерянном времени».  Слайд 1, 2. Евгений   Львович   Шварц     ­ писатель,   драматург   –   рассказал нам   эту   историю.     Сегодня   мы должны будем глубже понять идею этого   произведения,   рассмотреть поступки   героев   и   сделать   для себя выводы. Организует  обсуждение Организует обмен  мнениями. Фронтальн. Индивид. Парная Ребята  подтверждают свои  ответы словами из  текста. Самостоятельно  осуществляют поиск информации, Сотрудничают,  слушают и ведут  диалог. Формирование УУД: (П) Умение работать с  текстом, анализировать  содержание, обобщать,  вычленять главное. (К) Умение выражать  положительное  отношение к познанию;  проявлять внимание,  удивление.  (Р) Оценивать  значимость  доказательств и  рассуждений. 4.           Проектирова ние и фиксация  нового знания. Цель:   Формировать  умение  анализировать  художественное  произведение.  Развивать умение  извлекать  информацию из  текста  произведения и  оформлять её в  устное  высказывание.  К какому литературному жанру  относится прочитанное  произведение Е.Л. Шварца?  (Авторская литературная сказка,  волшебная сказка.) Докажите. (Это волшебная сказка, так как  в этом  художественном произведении  есть вымысел и элементы  фантастики. Авторская сказка,  есть автор – Е.Л. Шварц).  ­Какие жанровые особенности  сказки есть в этом произведении?  («Жил­был», волшебные числа: 3,  77, волшебство, волшебный  предмет – ходики). В литературной сказке Шварца  выполняются основные сказочные  законы: 1. Закон сказочной справедливости – добро всегда побеждает зло. 2. Что сказано – осуществляется. 3. У сказки всегда хороший конец. Слайд 3. Слайд 4. Работа по плану. 1. Петя превратился в старика. 2. В домике злых волшебников  3. Тайна. 4.  Где же они дети­старики? 5.   Беспокойная дорога к домику  волшебников. 6.  Заветные ходики делают чудо. 1)С чего все началось? Кто действует в сказке?          Чтение 1 части. Что узнали? Что поняли? Петя стал  размышлять, думать. Ничему не успел научиться.  2) Что произошло дальше.  Чтение второй части. Что узнали? Что поняли? Время волшебники украли у  ребят. 3)Какую тайну узнал Петя? Какой предмет является  волшебным? Как шли поиски? 4)Чего раньше Петя не замечал? По каким признакам искал Петя   стариков­школьников? 5)Что скажите? Встречали препятствия.  Заблудились (иногда лучше  потратить немножко времени,  чтобы потом его сберечь.) 6)Что помогло?  Прочитайте  условие волшебства. Соотнесите текст с картинкой. Как дети вернули время?  В каком предложении  заключается главная мысль  сказки? Слайд 5. Чудом вернули дети потерянное  время. 5.                  Первичное  закрепление  нового  материала. Цель:  проверить  знание  произведения,  умение  ориентироваться  в тексте; умение  работать  самостоятельно, в паре. Перед вами на столах лежат пока  ещё пустые таблицы «Знаю. Хочу  узнать. Узнал». Вспомните все, что вам уже известно о героях сказки   и запишите это кратко в первую  колонку таблицы. Подумайте, что  бы вы ещё хотели узнать, и  запишите это во вторую колонку.  Знаю Узнал Хочу узнать (Дети самостоятельно работают с  таблицей). Вы отлично справились с  заполнением таблицы. Мы  продолжаем работу. Словарная работа. Ребята дают лексическое значение  слов.  Слайды 7­10. Керосиновая лампа ­  лампа,  освещающая при помощи керосина. Ходики – небольшие стенные часы  с  маятником и гирями. Организует  самостоятельную  работу.  Выполняют  самостоятельную  работу. Индивид. Фронтальн. Производят  самоконтроль. Прием теории  критического  мышления «Знаю.  Хочу узнать.  Узнал». Поддерживает  у  учащихся  активность, выступает в роли  консультанта. Получают новую  информацию, осмысливают ее; соотносят  с уже  имеющимися  знаниями. Формирование УУД: (П) Пробуждение  имеющихся  знаний, интереса к  получению новой  информации. (Р) Проговаривание  последовательности  действий на уроке;   работа по  предложенному  учителем или  учащимися плану.  (К) Умение оформлять  свои мысли в устной  форме с учётом речевой  ситуации; высказывание  и обоснование своей  точки зрения. (Р)  Учиться  высказывать своё  предположение. (П) Учиться находить   ответы на вопросы,  осуществлять анализ и  синтез, устанавливать  причинно­следственных  связи,  строить  рассуждения.  (К)  Учиться  выслушивать других,  пытаться принимать  другую точку зрения,  уметь корректировать  свою точку зрения. Окладистая (борода) – широкая и  густая. Пола – полы – нижняя часть  раскрывающей одежды.  Слайды 11­12. Подберите синонимы и антонимы к словам из текста. Слайд 13. Рассмотрите   иллюстрацию   и определите,  к какой части текста она относится. Прочитайте самый напряженный момент. Слайд 15. Методический прием технологии  развития критического мышления  "Верно — Не верно". Я предлагаю поиграть в игру  «Верите ли Вы, что…» Правила игры: У вас на столах лежат листочки, на которых   начерчена   таблица. Цифрами я указала № вопросов.  Заставляет  учащихся  размышлять. Внимательно  выслушивает  их  Актуализируют и  обобщают  имеющиеся знания  по теме. ответы. Я   вам   читаю   вопросы,   которые начинаются со слов «Верите ли Вы, что ...».  Если   вы   верите,   то   во   второй строке   поставьте   знак   «+»,   если нет, то «­» . 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10   +_  _  +  _  _ + _ + + Верите ли вы, что… 1.Дети,  напрасно теряющие время, превращались в старичков. 2.Злые волшебники считали время  на калькуляторе.  (Счеты) 3.Детей, которые напрасно теряли  время, в рассказе пятеро.  (4) 4.Дом волшебников освещался  керосиновой лампой. 5.Дом волшебников находился на  опушке леса. (В лесной чаще) 6.До леса дети­старички доехали  на троллейбусе. (На трамвае) 7.Среди злых волшебников не было Сергея Захаровича. 8.Часы в доме волшебников  называли часики.  (Ходики) 9.Для совершения волшебства  стрелку надо повернуть в  обратную сторону 77 раз. 10.Человек, понапрасну теряющий  время, сам не замечает, как  стареет. Какие вопросы вызвали  затруднения? На все ли вопросы вы ответили  верно, мы узнаем в конце урока.  Отложите листочки в сторону. Выборочное чтение. Прочитайте,   у   кого   волшебники забирали время. Найдите и  прочитайте в тексте,  что должны сделать заколдованные ребята, чтобы спастись.  Какое высказывание Сергея  Владимировича говорит о том, что  никогда нельзя опускать руки? (От любого несчастья может спастись  человек). Почему волшебники были уверены, что ребята не успеют разрушить  Участвуют в  коллективной  беседе. Доказывают, аргументируют  свою точку зрения. Делают выводы и  свои ответы  подтверждают  выдержками из  текста  произведения. волшебство?  Найдите в тексте слова,  рассказывающие о том, как  волшебники характеризуют  заколдованных детей.  (Лентяи, до 77 сосчитать не  сумеют, сразу собьются.  Не  придут они к 12 часам ночи. Хоть  на минуту, да опоздают).  Какое решение принимает Петя,  подслушав разговор волшебников?  Как это характеризует мальчика? Сколько заколдованных ребят  мальчик должен найти? Куда  отправился мальчик? Что понял  Петя, разыскивая ребят?  Найдите в тексте слова,  подтверждающие это.   О чем думал Петя после встречи с  мамой? Найдите отрывки, с помощью  которых автор показывает, что все  люди вокруг трудятся. (К) Учатся слушать  собеседника и строить  понятные для  собеседника  высказывания. (П) учатся планировать  свое действие в  соответствии с  поставленной задачей и  условиями ее  реализации. Расскажите, как Петя нашел  первую девочку, превращенную в  старушку. Как ребята нашли остальных  друзей по несчастью? Одинаково ли было поведение  детей? Как могло произойти обратное  превращение ребят? Прочитайте о превращении  стариков в ребят. Почему они смогли победить  волшебников? – Как вы относитесь к ребятам? Как к ним относится автор? Заметили ли вы, что в сказке автор употребляет пословицы и  поговорки? Найдите их. Слайд 15.  Объясните их смысл.  Как вы думаете, почему злые волшебники выбрали именно этих  детей, ведь в городе много других? Прочитайте, как просыпался  город. С.10­11 чтение. Почему люди так боятся  не  успеть, опоздать, отстать? (Жизнь  будет серой, унылой, бесцельной,  пройдёт мимо). Что могло бы произойти, если бы  все жители города были как эти  дети, лодырями и прогульщиками? (Остановилась бы жизнь). Почему дети смогли победить  волшебников? (Нашли друг друга и научились ценить время). Петя понял, что иногда время  стоит потратить, чтобы позже его  сэкономить. Долгожданное  превращение – компания друзей  смогла отыскать хижину, Петя  повернул стрелки часов 77 раз, и  все стало как прежде. Перед вами карточки, на которых  написаны качества человека.  Выберите из них те качества,  6.                 Рефлексия  учебной  Задает вопросы о  задачах урока. Побуждает к  Формулируют  конечный результат  своей деятельности. Понимание и анализ  Фронтальн. Индивид. Формирование УУД: (К) Возможность  проявить себя, показать деятельности на  уроке. которые помогают ученикам  добиться успехов в учёбе и жизни. Цель:  Зафиксировать  новое  содержание,  изученное на  уроке. Организовать  самооценку  учащимися своей  деятельности. Карточка для детей.               Ленивый, рассеянный,  внимательный, усидчивый,  несобранный, трудолюбивый,  любознательный, умный,  послушный, непоседливый,  добросовестный,  безответственный,  целеустремлённый, неряшливый,  организованный. Выпишите те качества, которых  вам недостаёт, и вы бы хотели  развить их в себе. У каждого человека есть  внутренние качества, которые все  вместе составляют характер.  Черты характера можно изменить,  исправить. Всё зависит от самого  человека. Давайте изменять свой  характер в лучшую сторону. А  такие черты характера, как лень,  несобранность, безответственность навсегда вычеркнем из своего  характера. высказыванию  мнения, чему  научились. Парная текста. Учиться свое  мнение отстаивать и применять в жизни.  Ценить время, не  терять его даром. свое видение  предложенной темы и  проблемы,  дают большую свободу  творческого поиска. (П) Активно используют речевые средства для  решения познавательных задач. (Р) Оценивание своей  работы и работы своих  одноклассников, на  уроке. Обобщает  полученную информацию. Дифференцирует  домашнее задание. Слайд 16.    вопросы А   теперь   проверяем   ответы   на вопросы     игры  «Верите   ли   Вы, что…» Какие затруднения? На   все   ли   вопросы   вы   ответили верно? Какие ответы изменились в ходе   урока,   в   связи   с   новой полученной информацией.   вызвали Слайд 17. Домашнее задание. Вы можете  выбрать, с каким заданием  справитесь вы. Подготовьте подробный пересказ  одной из частей сказки.  Кто желает, может сочинить свою  сказку о лени, трудолюбии, о  взаимовыручке, о цене времени. Закончите предложения: Сегодня на уроке я узнал … Мне показалось интересным … Отвечают на  вопросы, есть  возможность  исправления,  редактирования  ответы Меня удивило … Я хочу похвалить …  за …

Технологическая карта урока на тему "Е.Шварц "Сказка о потерянном времени" (4 класс, литературное чтение)

Технологическая карта урока на тему "Е.Шварц "Сказка о потерянном времени" (4 класс, литературное чтение)

Технологическая карта урока на тему "Е.Шварц "Сказка о потерянном времени" (4 класс, литературное чтение)

Технологическая карта урока на тему "Е.Шварц "Сказка о потерянном времени" (4 класс, литературное чтение)

Технологическая карта урока на тему "Е.Шварц "Сказка о потерянном времени" (4 класс, литературное чтение)

Технологическая карта урока на тему "Е.Шварц "Сказка о потерянном времени" (4 класс, литературное чтение)

Технологическая карта урока на тему "Е.Шварц "Сказка о потерянном времени" (4 класс, литературное чтение)

Технологическая карта урока на тему "Е.Шварц "Сказка о потерянном времени" (4 класс, литературное чтение)

Технологическая карта урока на тему "Е.Шварц "Сказка о потерянном времени" (4 класс, литературное чтение)

Технологическая карта урока на тему "Е.Шварц "Сказка о потерянном времени" (4 класс, литературное чтение)

Технологическая карта урока на тему "Е.Шварц "Сказка о потерянном времени" (4 класс, литературное чтение)

Технологическая карта урока на тему "Е.Шварц "Сказка о потерянном времени" (4 класс, литературное чтение)

Технологическая карта урока на тему "Е.Шварц "Сказка о потерянном времени" (4 класс, литературное чтение)

Технологическая карта урока на тему "Е.Шварц "Сказка о потерянном времени" (4 класс, литературное чтение)

Технологическая карта урока на тему "Е.Шварц "Сказка о потерянном времени" (4 класс, литературное чтение)

Технологическая карта урока на тему "Е.Шварц "Сказка о потерянном времени" (4 класс, литературное чтение)

Технологическая карта урока на тему "Е.Шварц "Сказка о потерянном времени" (4 класс, литературное чтение)

Технологическая карта урока на тему "Е.Шварц "Сказка о потерянном времени" (4 класс, литературное чтение)

Технологическая карта урока на тему "Е.Шварц "Сказка о потерянном времени" (4 класс, литературное чтение)

Технологическая карта урока на тему "Е.Шварц "Сказка о потерянном времени" (4 класс, литературное чтение)

Технологическая карта урока на тему "Е.Шварц "Сказка о потерянном времени" (4 класс, литературное чтение)

Технологическая карта урока на тему "Е.Шварц "Сказка о потерянном времени" (4 класс, литературное чтение)

Технологическая карта урока на тему "Е.Шварц "Сказка о потерянном времени" (4 класс, литературное чтение)

Технологическая карта урока на тему "Е.Шварц "Сказка о потерянном времени" (4 класс, литературное чтение)

Технологическая карта урока на тему "Е.Шварц "Сказка о потерянном времени" (4 класс, литературное чтение)

Технологическая карта урока на тему "Е.Шварц "Сказка о потерянном времени" (4 класс, литературное чтение)

Технологическая карта урока на тему "Е.Шварц "Сказка о потерянном времени" (4 класс, литературное чтение)

Технологическая карта урока на тему "Е.Шварц "Сказка о потерянном времени" (4 класс, литературное чтение)

Технологическая карта урока на тему "Е.Шварц "Сказка о потерянном времени" (4 класс, литературное чтение)

Технологическая карта урока на тему "Е.Шварц "Сказка о потерянном времени" (4 класс, литературное чтение)

Технологическая карта урока на тему "Е.Шварц "Сказка о потерянном времени" (4 класс, литературное чтение)

Технологическая карта урока на тему "Е.Шварц "Сказка о потерянном времени" (4 класс, литературное чтение)

Технологическая карта урока на тему "Е.Шварц "Сказка о потерянном времени" (4 класс, литературное чтение)

Технологическая карта урока на тему "Е.Шварц "Сказка о потерянном времени" (4 класс, литературное чтение)

Технологическая карта урока на тему "Е.Шварц "Сказка о потерянном времени" (4 класс, литературное чтение)

Технологическая карта урока на тему "Е.Шварц "Сказка о потерянном времени" (4 класс, литературное чтение)

Технологическая карта урока на тему "Е.Шварц "Сказка о потерянном времени" (4 класс, литературное чтение)

Технологическая карта урока на тему "Е.Шварц "Сказка о потерянном времени" (4 класс, литературное чтение)

Технологическая карта урока на тему "Е.Шварц "Сказка о потерянном времени" (4 класс, литературное чтение)

Технологическая карта урока на тему "Е.Шварц "Сказка о потерянном времени" (4 класс, литературное чтение)

Технологическая карта урока на тему "Е.Шварц "Сказка о потерянном времени" (4 класс, литературное чтение)

Технологическая карта урока на тему "Е.Шварц "Сказка о потерянном времени" (4 класс, литературное чтение)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.05.2018