Технологическая карта урока на тему "Решение уравнений" (5 класс математика)

  • Разработки уроков
  • doc
  • 13.03.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Урок систематизации и обобщения знаний и умений. Учащиеся владеют • регулятивными УУД: - формулировать вопросы по теме на основе опорных (ключевых и вопросительных) слов (2 уровень); - преобразовывать практическую задачу в учебно-познавательную совместно с учителем (2 уровень); • познавательными УУД: - собирать и выделять информацию, существенную для решения проблемы, под руководством учителя (2 уровень); У большинства учащихся не сформированы: • коммуникативные УУД: - высказывать свою точку зрения по инициативе учителя; • личностные УУД: - осуществлять рефлексию своего отношения к содержанию темы.
Иконка файла материала Технологическая карта урока математике в 5 классе.doc
Данные об учителе:     Гераськина Марина Геннадьевна, 1 категория, МКОУ «СОШ №7», г.Киров, Кировский район, Калужская область. Технологическая карта урока Предмет:  математика              Класс: 5                   Учебник (УМК): Виленкин Н. Я., Жохов В. И., Чесноков А. С., Шварцбурд С. И.    Математика 5 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. ­ М.: Мнемозина, 2011. Тема урока: Решение уравнений                                            Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний и умений Оборудование: доска; задания для выполнения на уроке; карточки самооценивания, задания для домашней работы. Характеристика учебных возможностей и предшествующих достижений учащихся класса, для которого проектируется урок: Учащиеся владеют  • регулятивными УУД:  формулировать вопросы по теме на основе опорных (ключевых и вопросительных) слов (2 уровень);  преобразовывать практическую задачу в учебно­познавательную совместно с учителем (2 уровень); • познавательными УУД:  собирать и выделять информацию, существенную для решения проблемы, под руководством учителя (2 уровень); У большинства учащихся не сформированы: • коммуникативные УУД:  высказывать свою точку зрения по инициативе учителя; • личностные УУД:  осуществлять рефлексию своего отношения к содержанию темы. Цели урока как планируемые результаты обучения, планируемый уровень достижения целей: Вид планируемых учебных действий Учебные действия Планируемый уровень достижения результатов обученияПредметные  уметь в процессе реальной ситуации  использовать понятие процента  умение решать основные типы задач на проценты Регулятивные  самостоятельно ставят новые учебные задачи   путем   задавания   вопросов   о неизвестном 3   ­   4   уровень   —   понимание,   адекватное употребление   в   речи,   выборочно   — воспроизведение  3   ­   4   уровень   —   понимание,   адекватное употребление   в   речи,   выборочно   — воспроизведение   2 уровень — самостоятельное действие учащихся по заданному алгоритму планируют  собственную  деятельность, определяют   средства   для   ее осуществления 2   уровень—   совместное   с   учителем   действие учащихся   на   основе   знания   видов   источников информации и способов работы с ними Познавательные Коммуникативные  закрепляют  навыки и умения  применять алгоритмы при решении  задач на проценты; систематизируют  знания, обобщают и углубляют знания  при решении задач по теме  «Проценты». умение   слушать   и   вступать   в   диалог; воспитывать   чувство   взаимопомощи, уважительное   отношение   к   чужому мнению,   культуру   учебного   труда, требовательное   отношение   к   себе   и своей работе. 3 уровень — самостоятельное действие учащихся по   применению   математических   знаний   для решения   учебно­познавательных   и   учебно­ практических задач 2   уровень   —   совместные   действия   учащихся   в условиях взаимопомощи и взаимоконтроляЛичностные  формировать внимательность и  аккуратность в вычислениях;  требовательное отношение к себе и  своей работе. 2   уровень   —   самостоятельное   выполнение действий с опорой на известный алгоритм Деятельность  учителя Деятельность  учеников Время (в  мин) 1 Включаются в  деловой ритм урока. Структура и ход урока Этап урока Задачи этапа 1. Организационный  этап Создать  благоприятный  психологический  настрой на работу 2. Актуализация  знаний Актуализация  опорных знаний и  способов действий. Приветствие,  проверка  подготовленности к  учебному занятию,  организация  внимания детей. Организация устного  счета и повторения  основных типов задач на проценты. 3 Участвуют в работе  по повторению: в  беседе с учителем  отвечают на  поставленные  вопросы. 3. Постановка цели и  задач урока.  Мотивация учебной  Обеспечение  мотивации учения  детьми, принятие  Мотивирует  учащихся, вместе с  ними определяет цель Записывают дату в  тетрадь, определяют  тему и цель урока. 4 Формируемые УУД Коммуникативные:  планирование учебного  сотрудничества с учителем и  сверстниками. Регулятивные: организация своей учебной деятельности Личностные: мотивация учения Познавательные: структурирование   собственных знаний. Коммуникативные: организовывать   и   планировать учебное с учителем и сверстниками.  Регулятивные: контроль и оценка процесса и результатов  деятельности.  Личностные:  оценивание  усваиваемого материала. Познавательные: умение  осознанно и произвольно строить  речевое высказывание в устной  сотрудничестводеятельности  учащихся. ими целей урока. урока; акцентирует  внимание учащихся  на значимость темы.  4. Применение знаний и умений в новой  ситуации Показать  разнообразие задач на проценты, решаемых  в жизни. Организация и  контроль за  процессом решения  задач. Работают в парах над поставленными  задачами. 20    формирование форме. Личностные: самоопределение. Регулятивные: целеполагание.  Коммуникативные:  умение вступать   в   диалог,   участвовать   в коллективном обсуждении вопроса. Познавательные: интереса к данной теме. Личностные: готовности к самообразованию. Коммуникативные:  уметь оформлять   свои   мысли   в   устной форме;   слушать   и   понимать   речь других. Регулятивные: планирование  своей деятельности для решения  поставленной задачи и контроль  полученного результата.  формирование 5. Физкультминутка Смена деятельности. Сменить  6. Контроль  усвоения,  обсуждение  допущенных  ошибок и их  коррекция. Дать качественную  оценку работы класса и отдельных  обучаемых.  деятельность,  обеспечить  эмоциональную  разгрузку учащихся. Выявляет качество и  уровень усвоения  знаний, а также  устанавливает  причины выявленных  ошибок. 2 4 Учащиеся сменили  вид деятельности и  готовы продолжить  работу. Учащиеся  анализируют свою  работу, выражают  вслух свои  затруднения и  обсуждают  правильность  решения задач.  формирование Личностные: позитивной самооценки Коммуникативные:   умение Регулятивные: адекватно самостоятельно анализировать правильность выполнения   действий   и   вносить необходимые коррективы.7. Рефлексия  (подведение итогов  урока) Дать количественную оценку работы  учащихся Подводит итоги  работы групп и  класса в целом. Учащиеся сдают  карточки  самооценивания. 8. Информация о  домашнем задании Обеспечение  понимания детьми  содержания и  способов выполнения домашнего задания Дает комментарий к  домашнему заданию Учащиеся  записывают в  дневники задание. Ход урока Регулятивные: оценивание  собственной деятельности на  уроке 3 3 Этапы урока 1. Организационный  этап 2. Актуализация  знаний Деятельность учителя Учитель приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку. ­ У каждого из вас на столах лежат карточки самооценивания.  Подпишите их. В течение урока мы с вами будем выполнять  различные задания. По окончанию решения каждой задачи, вы  должны оценить свою работу: "+" ­ справился с задачей без затруднений, "±" ­ справился с задачей, но возникали сложности, "­" ­ не справился с задачей.  Устный счет: 0,13       1,09         0,8         0,45         0,006 43%        18%        40%          77%            112% Задание: в первой строке замените десятичные дроби процентами,  а во второй строке проценты замените десятичными дробями.  Давайте вспомним основные задачи на проценты. (записаны на  доске) а) как найти процент от числа;  Найдите:  48% от 250 Решение: 48% = 0,48                 250  0,48 =120 б) как найти по проценту целую величину; Деятельность учеников Учащиеся слушают учителя, подписывают  карточки самооценивания Учащиеся устно выполняют предложенные  задания.3. Этап изучение  нового материала. Найдите: число, 8% которого равны 12. Решение: 8% = 0,08                 12 : 0,08 =150. в) как найти процентное соотношение одного числа от другого.  Сколько процентов составляет 150 от 600? Решение: 150 : 600  100% = 25%. Рассмотрим следующую задачу: Учитель подводит итоги успеваемости за четверть. В 5а 9 учеников учатся на отлично и хорошо, а в 5б ­11, но в 5а­ 16 учеников, а в 5б ­20 учеников. Как выяснить какой класс лучше учится? ­ Ответить на этот вопрос помогут проценты. Если мы выразим  количество учащихся в процентах, ответ будет ясен. ­ Действительно, в нашей жизни человек очень часто сталкивается  с понятием проценты. Где мы встречаемся с этим понятием?   Кроме того, полученные знания на уроках математики,  помогут  вам в дальнейшем при решении задач по химии  (например: узнать  концентрацию соли в морской воде), физике, биологии (жирность  молока). А также при сдаче экзамена ЕГЭ.   Сегодня вы будете работать в роли продавцов, высчитывающих  скидку покупателю; в роли классного руководителя и завуча  школы; в роли бухгалтера, начисляющего заработную плату  сотруднику. Тема нашего урока: Решение задач на проценты. Наша цель на уроке ­ обобщить знания по теме "Проценты" и  суметь применить их при решении реальных жизненных задач. Учащиеся предлагают свои решения. Отвечают на поставленный вопрос  (В  магазине, и в банке, и в аптеке, и в газетах, и  в журналах, и по телевизору и в школе) Формулируют тему и цель урока, задачи.Этап первичное  осмысление и  закрепление знаний ­ Итак, приступаем к решению задач, которые очень часто нам  приходится решать в жизни. 1. Классный руководитель – завуч школы. 1) В классе 28 учеников, 19 из них учатся на “4” и “5”. Какой процент учащихся закончили четверть на“4” и “5”? Ответ  округлить до десятых процента. 2) 12 учеников посещают спортивные секции,  16 учеников посещают различные кружки. Какой процент учащихся посещают спортивные секции, кружки? 2. Продавец ­ покупатель. Ученики в парах вычисляют скидку на два, заранее определенных,  товара, и стоимость покупки. Товар:                                       скидка на данный товар: Шуба ­ 38 500 рублей                          Сапоги – 7 800 рублей Шапка ­ 2 200 рублей                              Спортивный костюм ­ 3 200 рублей Кроссовки – 1 850 рублей.                               10%                       5 % 14 %  8 % 11 % 3. Бухгалтер – сотрудник фирмы. Ставка сотрудника – 13 500 рублей. Доплата за совмещение обязанностей – 60 % Доплата на транспорт 10% Какова заработная плата сотрудника? Записывают в тетради дату и тему урока.  Учащиеся в парах выполняют решение  предложенных задач. При необходимости  могут использовать калькуляторы,  имеющиеся на столах. По окончании работы  над каждой задачей, оценивают результат  своей деятельности на листах оценивания. Ответ к задаче: 1) 67,9% учащихся закончили четверть  на“4” и “5”  2) 42,9% учеников посещают спортивные  секции,    57,1% учеников посещают различные  кружки. Ответ к задаче: Товар:     Скидка на                            Сумма к                   данный товар: (руб.)       оплате: (руб.) Шуба            5 390 Сапоги          780 Шапка           176 Спортивный  костюм           352                         2 848   Кроссовки     92,5                          1 757,5                    33 110                     7 020                    2 024  Ответ к задаче: Заработная плата сотрудника 22 950 рублей,      Премия 10 327,5 рублей,Прибавить к ней 45% от начисленной суммы – премия. И вычесть  13% ­ налоги. Какую сумму получит сотрудник? Физ. минутка Этап закрепление  изученного  материала 5. Физкультминутка Давайте немного отдохнем. Поднимает руки класс – это «раз». Повернулась голова – это «два». Руки вниз, вперед смотри – это «три». Руки в стороны по ­ шире развернули на «четыре», С силой их к плечам прижать – это «пять». Всем ребятам надо сесть – это «шесть». Наш урок подходит к концу. Давайте обсудим: какие задачи  вызвали у вас затруднения и почему?      Общая сумма 33 277,5 рублей,      Налог 4 326,08 рублей,      Сумма, которую получит сотрудник 28  951,42 рубля. Учащиеся поднимаются с мест, повторяют  действия за учителем. Учащиеся анализируют свою работу,  выражают вслух свои затруднения и  обсуждают правильность решения задач.Учащиеся сдают карточки самооценивания. Учащиеся получают карточки с домашним  заданием, читают, задают вопросы. Этап подведение  итогов. Домашнее  задание. Итак, вы сегодня решали взрослые жизненные задачи. Они,  конечно, упрощены и их не настолько много, как встречается в  жизни. Но с каждым днем вы взрослеете, и задачи усложняются  вместе с вами. Собираются карточки самооценивания и выставляются оценки за  работу на уроке.  Домашнее задание: Решите следующую задачу: В семье Карповых, состоящей из мамы, папы и шестилетнего Юры, семейный бюджет на месяц делится следующим образом: Статья расхода Процент от заработанной  суммы Оплата расходов на содержание квартиры Плата за детский сад за 1  ребенка Покупка продуктов Непредвиденные расходы  (покупка одежды, обуви,  приобретение или ремонт  электроприборов ,если есть  необходимость и т.д.) В копилку 8 6 23 23 40 Задания:  1. Рассчитайте, какая сумма в рублях идет на каждую статью  расхода, если Юрина мама зарабатывает 15 000 рублей, а Юрин  папа 20 000 рублей в месяц. 2. Смогут ли Карповы съездить через 5 месяцев по путевке на юг,  потратив на это деньги из копилки, если зарплату папе и маме  поднимут единовременно на 15%, а цены на продукты ежемесячно  будут расти в среднем на 5 %? Цена путевки на трех человек,  включая дорогу)  ­ 60 000 рублей.Ф. И. _______________________________________________ Система оценивания: "+" ­ справился с задачей без затруднений, "±" ­ справился с задачей, но возникали сложности, "­" ­ не справился с задачей. № задания Задание Оценка 1 2 3 4 5 Устный счет Классный руководитель – завуч школы.  1)                                                                         2)                                                                  Продавец ­ покупатель. Бухгалтер – сотрудник фирмы. Итого: ваша оценка за урок   Если у вас: 5­ 4,5 «+» ­ ставим оценку «5»;                      4­ 3,5  «+» ­ «4»;                      3­ 2,5 «+» ­ «3». Домашнее задание Задача: В семье Карповых, состоящей из мамы, папы и шестилетнего  Юры,  семейный бюджет на месяц делится следующим образом: Статья расхода Процент от заработанной  суммы Оплата расходов на содержание  квартиры Плата за детский сад за 1 ребенка Покупка продуктов Непредвиденные расходы  (покупка одежды, обуви,  приобретение или ремонт  электроприборов, если есть  необходимость и т.д.) В копилку 8% 6% 23% 23% 40% Задания:  1. Рассчитайте, какая сумма в рублях идет на каждую статью расхода,  если Юрина мама зарабатывает 15 000 рублей, а Юрин папа 20 000  рублей в месяц. 2. Смогут ли Карповы съездить через 5 месяцев по путевке на юг,  потратив на это деньги из копилки, если зарплату папе и маме поднимут единовременно на 15%, а цены на продукты ежемесячно будут расти в  среднем на 5 %? Цена путевки на трех человек, включая дорогу  ­  60 000 рублей.Задачи для работы в классе 1. Классный руководитель – завуч школы. 1) В классе 28 учеников, 19 из них учатся на “4” и “5”. Какой процент учащихся закончили четверть на“4” и “5”? Ответ  округлить до десятых процента. 2) 12 учеников посещают спортивные секции,  16 учеников посещают различные кружки. Какой процент учащихся посещают спортивные секции, кружки? 2. Продавец ­ покупатель. Ученики в парах вычисляют скидку на два, заранее определенных,  товара, и стоимость покупки. Товар:                                       скидка на данный товар  Шуба ­ 38 500 рублей                          14 % Сапоги – 7 800 рублей                           10% Шапка ­ 2 200 рублей                             8 % Спортивный костюм ­ 3 200 рублей Кроссовки – 1 850 рублей. 3. Бухгалтер – сотрудник фирмы. 11 %              5 % Ставка сотрудника – 13 500 рублей. Доплата за совмещение обязанностей – 60 % Доплата на транспорт  ­ 10% Какова заработная плата сотрудника? Прибавить к ней 45% от начисленной суммы – премия. И вычесть 13% ­  налоги. Какую сумму получит сотрудник?