Урок систематизации и обобщения знаний и умений.
Учащиеся владеют
• регулятивными УУД:
- формулировать вопросы по теме на основе опорных (ключевых и вопросительных) слов (2 уровень);
- преобразовывать практическую задачу в учебно-познавательную совместно с учителем (2 уровень);
• познавательными УУД:
- собирать и выделять информацию, существенную для решения проблемы, под руководством учителя (2 уровень);
У большинства учащихся не сформированы:
• коммуникативные УУД:
- высказывать свою точку зрения по инициативе учителя;
• личностные УУД:
- осуществлять рефлексию своего отношения к содержанию темы.
Данные об учителе: Гераськина Марина Геннадьевна, 1 категория, МКОУ «СОШ №7», г.Киров, Кировский район, Калужская область.
Технологическая карта урока
Предмет: математика
Класс: 5
Учебник (УМК): Виленкин Н. Я., Жохов В. И., Чесноков А. С., Шварцбурд С. И. Математика 5 класс: Учебник для общеобразовательных
учреждений. М.: Мнемозина, 2011.
Тема урока: Решение уравнений
Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний и умений
Оборудование: доска; задания для выполнения на уроке; карточки самооценивания, задания для домашней работы.
Характеристика учебных возможностей и предшествующих достижений учащихся класса, для которого проектируется урок:
Учащиеся владеют
• регулятивными УУД:
формулировать вопросы по теме на основе опорных (ключевых и вопросительных) слов (2 уровень);
преобразовывать практическую задачу в учебнопознавательную совместно с учителем (2 уровень);
• познавательными УУД:
собирать и выделять информацию, существенную для решения проблемы, под руководством учителя (2 уровень);
У большинства учащихся не сформированы:
• коммуникативные УУД:
высказывать свою точку зрения по инициативе учителя;
• личностные УУД:
осуществлять рефлексию своего отношения к содержанию темы.
Цели урока как планируемые результаты обучения, планируемый уровень достижения целей:
Вид планируемых
учебных действий
Учебные действия
Планируемый уровень достижения результатов
обученияПредметные
уметь в процессе реальной ситуации
использовать понятие процента
умение решать основные типы задач на
проценты
Регулятивные
самостоятельно ставят новые учебные
задачи путем задавания вопросов о
неизвестном
3 4 уровень — понимание, адекватное
употребление в речи,
выборочно —
воспроизведение
3 4 уровень — понимание, адекватное
употребление в речи,
выборочно —
воспроизведение
2 уровень — самостоятельное действие учащихся
по заданному алгоритму
планируют собственную деятельность,
определяют средства для ее
осуществления
2 уровень— совместное с учителем действие
учащихся на основе знания видов источников
информации и способов работы с ними
Познавательные
Коммуникативные
закрепляют навыки и умения
применять алгоритмы при решении
задач на проценты; систематизируют
знания, обобщают и углубляют знания
при решении задач по теме
«Проценты».
умение слушать и вступать в диалог;
воспитывать чувство взаимопомощи,
уважительное отношение к чужому
мнению, культуру учебного труда,
требовательное отношение к себе и
своей работе.
3 уровень — самостоятельное действие учащихся
по применению математических знаний для
решения учебнопознавательных и учебно
практических задач
2 уровень — совместные действия учащихся в
условиях взаимопомощи и взаимоконтроляЛичностные
формировать внимательность и
аккуратность в вычислениях;
требовательное отношение к себе и
своей работе.
2 уровень — самостоятельное выполнение
действий с опорой на известный алгоритм
Деятельность
учителя
Деятельность
учеников
Время
(в
мин)
1
Включаются в
деловой ритм урока.
Структура и ход урока
Этап урока
Задачи этапа
1. Организационный
этап
Создать
благоприятный
психологический
настрой на работу
2. Актуализация
знаний
Актуализация
опорных знаний и
способов действий.
Приветствие,
проверка
подготовленности к
учебному занятию,
организация
внимания детей.
Организация устного
счета и повторения
основных типов задач
на проценты.
3
Участвуют в работе
по повторению: в
беседе с учителем
отвечают на
поставленные
вопросы.
3. Постановка цели и
задач урока.
Мотивация учебной
Обеспечение
мотивации учения
детьми, принятие
Мотивирует
учащихся, вместе с
ними определяет цель
Записывают дату в
тетрадь, определяют
тему и цель урока.
4
Формируемые УУД
Коммуникативные:
планирование учебного
сотрудничества с учителем и
сверстниками.
Регулятивные: организация своей
учебной деятельности
Личностные: мотивация учения
Познавательные:
структурирование собственных
знаний.
Коммуникативные:
организовывать и планировать
учебное
с
учителем и сверстниками.
Регулятивные: контроль и оценка
процесса и результатов
деятельности.
Личностные: оценивание
усваиваемого материала.
Познавательные: умение
осознанно и произвольно строить
речевое высказывание в устной
сотрудничестводеятельности
учащихся.
ими целей урока.
урока; акцентирует
внимание учащихся
на значимость темы.
4. Применение знаний
и умений в новой
ситуации
Показать
разнообразие задач на
проценты, решаемых
в жизни.
Организация и
контроль за
процессом решения
задач.
Работают в парах над
поставленными
задачами.
20
формирование
форме.
Личностные: самоопределение.
Регулятивные: целеполагание.
Коммуникативные:
умение
вступать в диалог, участвовать в
коллективном
обсуждении
вопроса.
Познавательные:
интереса к данной теме.
Личностные:
готовности к самообразованию.
Коммуникативные:
уметь
оформлять свои мысли в устной
форме; слушать и понимать речь
других.
Регулятивные: планирование
своей деятельности для решения
поставленной задачи и контроль
полученного результата.
формирование
5. Физкультминутка
Смена деятельности. Сменить
6. Контроль
усвоения,
обсуждение
допущенных
ошибок и их
коррекция.
Дать качественную
оценку работы класса
и отдельных
обучаемых.
деятельность,
обеспечить
эмоциональную
разгрузку учащихся.
Выявляет качество и
уровень усвоения
знаний, а также
устанавливает
причины выявленных
ошибок.
2
4
Учащиеся сменили
вид деятельности и
готовы продолжить
работу.
Учащиеся
анализируют свою
работу, выражают
вслух свои
затруднения и
обсуждают
правильность
решения задач.
формирование
Личностные:
позитивной самооценки
Коммуникативные:
умение
Регулятивные:
адекватно
самостоятельно
анализировать
правильность
выполнения действий и вносить
необходимые коррективы.7. Рефлексия
(подведение итогов
урока)
Дать количественную
оценку работы
учащихся
Подводит итоги
работы групп и
класса в целом.
Учащиеся сдают
карточки
самооценивания.
8. Информация о
домашнем задании
Обеспечение
понимания детьми
содержания и
способов выполнения
домашнего задания
Дает комментарий к
домашнему заданию
Учащиеся
записывают в
дневники задание.
Ход урока
Регулятивные: оценивание
собственной деятельности на
уроке
3
3
Этапы урока
1. Организационный
этап
2. Актуализация
знаний
Деятельность учителя
Учитель приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку.
У каждого из вас на столах лежат карточки самооценивания.
Подпишите их. В течение урока мы с вами будем выполнять
различные задания. По окончанию решения каждой задачи, вы
должны оценить свою работу:
"+" справился с задачей без затруднений,
"±" справился с задачей, но возникали сложности,
"" не справился с задачей.
Устный счет: 0,13 1,09 0,8 0,45 0,006
43% 18% 40% 77% 112%
Задание: в первой строке замените десятичные дроби процентами,
а во второй строке проценты замените десятичными дробями.
Давайте вспомним основные задачи на проценты. (записаны на
доске)
а) как найти процент от числа;
Найдите: 48% от 250
Решение: 48% = 0,48
250 0,48 =120
б) как найти по проценту целую величину;
Деятельность учеников
Учащиеся слушают учителя, подписывают
карточки самооценивания
Учащиеся устно выполняют предложенные
задания.3. Этап изучение
нового материала.
Найдите: число, 8% которого равны 12.
Решение: 8% = 0,08
12 : 0,08 =150.
в) как найти процентное соотношение одного числа от другого.
Сколько процентов составляет 150 от 600?
Решение: 150 : 600 100% = 25%.
Рассмотрим следующую задачу:
Учитель подводит итоги успеваемости за четверть. В 5а 9 учеников
учатся на отлично и хорошо, а в 5б 11, но в 5а 16 учеников, а в 5б
20 учеников. Как выяснить какой класс лучше учится?
Ответить на этот вопрос помогут проценты. Если мы выразим
количество учащихся в процентах, ответ будет ясен.
Действительно, в нашей жизни человек очень часто сталкивается
с понятием проценты. Где мы встречаемся с этим понятием?
Кроме того, полученные знания на уроках математики, помогут
вам в дальнейшем при решении задач по химии (например: узнать
концентрацию соли в морской воде), физике, биологии (жирность
молока). А также при сдаче экзамена ЕГЭ.
Сегодня вы будете работать в роли продавцов, высчитывающих
скидку покупателю; в роли классного руководителя и завуча
школы; в роли бухгалтера, начисляющего заработную плату
сотруднику.
Тема нашего урока: Решение задач на проценты.
Наша цель на уроке обобщить знания по теме "Проценты" и
суметь применить их при решении реальных жизненных задач.
Учащиеся предлагают свои решения.
Отвечают на поставленный вопрос (В
магазине, и в банке, и в аптеке, и в газетах, и
в журналах, и по телевизору и в школе)
Формулируют тему и цель урока, задачи.Этап первичное
осмысление и
закрепление знаний
Итак, приступаем к решению задач, которые очень часто нам
приходится решать в жизни.
1. Классный руководитель – завуч школы.
1) В классе 28 учеников, 19 из них учатся на “4” и “5”.
Какой процент учащихся закончили четверть на“4” и “5”? Ответ
округлить до десятых процента.
2) 12 учеников посещают спортивные секции,
16 учеников посещают различные кружки.
Какой процент учащихся посещают спортивные секции, кружки?
2. Продавец покупатель.
Ученики в парах вычисляют скидку на два, заранее определенных,
товара, и стоимость покупки.
Товар: скидка на данный товар:
Шуба 38 500 рублей
Сапоги – 7 800 рублей
Шапка 2 200 рублей
Спортивный костюм 3 200 рублей
Кроссовки – 1 850 рублей.
10%
5 %
14 %
8 %
11 %
3. Бухгалтер – сотрудник фирмы.
Ставка сотрудника – 13 500 рублей.
Доплата за совмещение обязанностей – 60 %
Доплата на транспорт 10%
Какова заработная плата сотрудника?
Записывают в тетради дату и тему урока.
Учащиеся в парах выполняют решение
предложенных задач. При необходимости
могут использовать калькуляторы,
имеющиеся на столах. По окончании работы
над каждой задачей, оценивают результат
своей деятельности на листах оценивания.
Ответ к задаче:
1) 67,9% учащихся закончили четверть
на“4” и “5”
2) 42,9% учеников посещают спортивные
секции,
57,1% учеников посещают различные
кружки.
Ответ к задаче:
Товар: Скидка на Сумма к
данный товар: (руб.)
оплате:
(руб.)
Шуба 5 390
Сапоги 780
Шапка 176
Спортивный
костюм 352 2 848
Кроссовки 92,5 1 757,5
33 110
7 020
2 024
Ответ к задаче: Заработная плата сотрудника
22 950 рублей,
Премия 10 327,5 рублей,Прибавить к ней 45% от начисленной суммы – премия. И вычесть
13% налоги. Какую сумму получит сотрудник?
Физ. минутка
Этап закрепление
изученного
материала
5. Физкультминутка
Давайте немного отдохнем.
Поднимает руки класс – это «раз».
Повернулась голова – это «два».
Руки вниз, вперед смотри – это «три».
Руки в стороны по шире развернули на «четыре»,
С силой их к плечам прижать – это «пять».
Всем ребятам надо сесть – это «шесть».
Наш урок подходит к концу. Давайте обсудим: какие задачи
вызвали у вас затруднения и почему?
Общая сумма 33 277,5 рублей,
Налог 4 326,08 рублей,
Сумма, которую получит сотрудник 28
951,42 рубля.
Учащиеся поднимаются с мест, повторяют
действия за учителем.
Учащиеся анализируют свою работу,
выражают вслух свои затруднения и
обсуждают правильность решения задач.Учащиеся сдают карточки самооценивания.
Учащиеся получают карточки с домашним
заданием, читают, задают вопросы.
Этап подведение
итогов. Домашнее
задание.
Итак, вы сегодня решали взрослые жизненные задачи. Они,
конечно, упрощены и их не настолько много, как встречается в
жизни. Но с каждым днем вы взрослеете, и задачи усложняются
вместе с вами.
Собираются карточки самооценивания и выставляются оценки за
работу на уроке.
Домашнее задание:
Решите следующую задачу:
В семье Карповых, состоящей из мамы, папы и шестилетнего Юры,
семейный бюджет на месяц делится следующим образом:
Статья расхода
Процент от заработанной
суммы
Оплата расходов на содержание
квартиры
Плата за детский сад за 1
ребенка
Покупка продуктов
Непредвиденные расходы
(покупка одежды, обуви,
приобретение или ремонт
электроприборов ,если есть
необходимость и т.д.)
В копилку
8
6
23
23
40
Задания:
1. Рассчитайте, какая сумма в рублях идет на каждую статью
расхода, если Юрина мама зарабатывает 15 000 рублей, а Юрин
папа 20 000 рублей в месяц.
2. Смогут ли Карповы съездить через 5 месяцев по путевке на юг,
потратив на это деньги из копилки, если зарплату папе и маме
поднимут единовременно на 15%, а цены на продукты ежемесячно
будут расти в среднем на 5 %? Цена путевки на трех человек,
включая дорогу) 60 000 рублей.Ф. И. _______________________________________________
Система оценивания:
"+" справился с задачей без затруднений,
"±" справился с задачей, но возникали сложности,
"" не справился с задачей.
№ задания
Задание
Оценка
1
2
3
4
5
Устный счет
Классный руководитель – завуч школы.
1)
2)
Продавец покупатель.
Бухгалтер – сотрудник фирмы.
Итого: ваша оценка за урок
Если у вас: 5 4,5 «+» ставим оценку «5»;
4 3,5 «+» «4»;
3 2,5 «+» «3».
Домашнее задание
Задача: В семье Карповых, состоящей из мамы, папы и шестилетнего
Юры, семейный бюджет на месяц делится следующим образом:
Статья расхода
Процент от заработанной
суммы
Оплата расходов на содержание
квартиры
Плата за детский сад за 1 ребенка
Покупка продуктов
Непредвиденные расходы
(покупка одежды, обуви,
приобретение или ремонт
электроприборов, если есть
необходимость и т.д.)
В копилку
8%
6%
23%
23%
40%
Задания:
1. Рассчитайте, какая сумма в рублях идет на каждую статью расхода,
если Юрина мама зарабатывает 15 000 рублей, а Юрин папа 20 000
рублей в месяц.
2. Смогут ли Карповы съездить через 5 месяцев по путевке на юг,
потратив на это деньги из копилки, если зарплату папе и маме поднимут
единовременно на 15%, а цены на продукты ежемесячно будут расти в
среднем на 5 %? Цена путевки на трех человек, включая дорогу
60 000 рублей.Задачи для работы в классе
1. Классный руководитель – завуч школы.
1) В классе 28 учеников, 19 из них учатся на “4” и “5”.
Какой процент учащихся закончили четверть на“4” и “5”? Ответ
округлить до десятых процента.
2) 12 учеников посещают спортивные секции,
16 учеников посещают различные кружки.
Какой процент учащихся посещают спортивные секции, кружки?
2. Продавец покупатель.
Ученики в парах вычисляют скидку на два, заранее определенных,
товара, и стоимость покупки.
Товар: скидка на данный товар
Шуба 38 500 рублей 14 %
Сапоги – 7 800 рублей 10%
Шапка 2 200 рублей 8 %
Спортивный костюм 3 200 рублей
Кроссовки – 1 850 рублей.
3. Бухгалтер – сотрудник фирмы.
11 %
5 %
Ставка сотрудника – 13 500 рублей.
Доплата за совмещение обязанностей – 60 %
Доплата на транспорт 10%
Какова заработная плата сотрудника?
Прибавить к ней 45% от начисленной суммы – премия. И вычесть 13%
налоги. Какую сумму получит сотрудник?