Технологическая карта урока на тему "Сложноподчиненное предложение с придаточным условия"(9класс, русский язык)
Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
русский язык
9 кл
12.05.2018
Данная технологическая карта урока позволяет провести урок русского языка в 9 классе на высоком уровне. В ней четко изложен алгоритм работы над сложноподчиненном предложении с придаточным условия, в ходе которого у учащихся формируется необходимый багаж знаний работы со сложным предложением.
урок фгос рус 9кл.docx
Сложноподчиненные предложения с придаточными условия
Урок русского языка
в 9 класс.
Цели урока:
закрепить полученные знания о СПП;
повторить сведения об изученных видах придаточных предложений,
научиться определять вид изучаемого придаточного предложения;
усвоить алгоритм определения вида придаточного предложения,
совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки.
Оборудование урока:
компьютер, мультимедийный проектор, экран, видеоурок от сайта
«Инфоурок», индивидуальные карточки для закрепления изученного.
Ход урока:
1. Организационный момент.
2.Активизация знаний.
А)Повторение изученного ранее. Установите соответствие (задание на
карточках).
1 словосочетание и предложение А) СП, в котором части связаны без союзов и
союзных слов
Б) средства связи простых предложений в
составе сложного
В) виды сложных предложений
Г) СП, в котором одна из частей подчинена
другой
Д) синтаксис
Е) части СПП
Ж) СП, в котором части равноправны между
собой
З) зависимая часть СПП
И) группы придаточных предложений
2 ССП, СПП, БСП
3главная и придаточная
4 ССП
5 союзы и союзные слова
6 придаточное предложение
7 БСП
8 СПП
9 изъяснительное,
определительное,
обстоятельственное
Ответы: 1
2
3
4
5
6
7
8
9
Б) Упр. 65 (Раздаточные материалы по русскому языку, 9 класс. Издательство
Дрофа, 2007 год). Прочитайте предложения и определите вид придаточных
предложений. Прежде, чем вы выполните задание, вспомним алгоритм
определения вида придаточных предложений:
Алгоритм рассуждения при определении вида придаточного
предложения.
1) найти грамматические основы,
2) установить смысловые отношения между частями сложного предложения,
определить главное и придаточное предложения,
3) поставить вопрос от главного к придаточному,
4) найти союз или союзное слово в придаточном предложении,
5) по вопросу и союзу определить вид придаточного предложения.
1 вариант(2,3,4 предложения):
2)Чтобы рыбу съесть, надо в воду лезть.
3)Смекай, что люди говорят.
4)Задор бывает, что силы не хватает.
2 вариант(5,6,7 предложения):
5)Когда собака лает, соловей молчит.
6)Хорошо того учить, кто перенимает.
7)Не говори, чему учили, а говори, что узнал.
? В чем особенность 7 предложения (2 вариант)?
В)Проверка домашнего задания.
Упр. 409. (УМК С. И. Львовой и В. В. Львова) Некоторые правила речевого
общения без конфликтов. Прочитайте предложения, которые вы составили.
3. Мотивация учебной деятельности. Постановка целей и задач урока
обучающимися.
Если мы на уроке будем друг друга хорошо понимать, то учебные цели
будут достигнуты.
Если вы активно будете работать,урок получится интересным.
Если у нас с вами будет всё хорошо,тогда и хорошее настроение нам
обеспечено.
Ну, и наконец, если у нас всё чудесно, то… Закончите предложение (мы в
силах сделать счастливыми и окружающих).
Ребята, какую особенность заметили в предложениях моего высказывания? По своей структуре какого типа эти предложения?
Можете поставить вопрос от главной к придаточной части?
Назовите тему нашего урока.
Запишем в тетрадях: число, классная работа и тема «СПП с придаточным
условия» (тема проецируется на экране).
Сформулируем цели (проецируются на экране).
4. Первичное усвоение новых знаний.
А) видеоурок (3,5 минуты)
Б)Чтение материала учебника (приём ИНСЕРТ)
? Что нового вы узнали из текста учебника?
? Запишите схему СПП с придаточным условия в ваших карточках.
5. Первичная проверка понимания.
А) Карточка №1
Прочитайте предложения, вставьте пропущенные знаки препинания.
Определите вид придаточных предложений и составьте их схемы.
1 Если наука есть память ума то искусство есть память чувств.
2 Когда в товарищах согласья нет на лад их дело не пойдет.
3 Коль нет цветов среди зимы так и грустить о них не надо.
4 Если б знали вы как мне дороги подмосковные вечера.
5 Ох лето красное! Любил бы я тебя когда б не зной да пыль да
комары да мухи.
? В чем особенность последнего предложения?
Б) Работа с текстом.
Прочитайте текст и выполните задания 110.
(1) Вот пишут: «Малая родина...». (2) Но что это такое? (3) Где ее границы?
(4) Как исчислить, измерить, обскакать?
(5) Помоему, малая родина — это окоем нашего детства. (6) Та округа под
чашей лазурного неба, которую способно объять мальчишеское око и вместить в
себя чистая распахнутая душа.
(7) Здесь эта душа впервые удивилась, обрадовалась и возликовала от счастья
(8) Здесь впервые огорчилась, обронила первую слезу,
жить на земле.
разгневалась и пережила первое потрясение...
(9)Тихая деревенская улица. (10)Под гору сбегает колхозный сад, в сумерках
которого гремит тяжелой цепью рыжий репьистый пес. (11)За околицей
машинный двор. (12)Если пробраться туда тайком, можно посидеть в машине
еще не остывшего трактора, потрогать рычаги и кнопки, блаженно повдыхать
запах наработавшегося мотора.
(13) И вот наконец речушка, петлявая, увертливая, не терпящая
открытых мест и норовящая улизнуть в лозняки. (14) Вот, собственно, и вся мальчишеская вселенная.(15)Но и того невеликого
обиталища хватает с лихвой, чтобы за день набегаться до предела сил. (16)И за
вечерней кружкой молока начнет безвольно клониться головушка, и мать
подхватит чадо и понесет к постели, как с поля боя уносит пострадавшего
сестра милосердия.
Задания:
1. Определите тему и основную мысль. (Тема – малая родина,
(По Е.Носову)
основная мысль: Малая родина – окоем нашего детства.)
2. Определите стиль и тип речи.
Стиль публицистический,
тип речи – рассуждение с элементами описания.
3.Найдите в тексте СПП с придаточным условия, составьте его схему.
4.Найдите в тексте устаревшие слова, подберите к ним синонимы.
Окоем горизонт, обиталище – жилище, чадо – ребенок
5. Из второго абзаца выпишите страдательное причастие.(распахнутая)
6. Найдите в тексте СПП, определите вид придаточных
6 определительное
10 определительное
12 условия
15 цели
7. Напишите, какое средство выразительности используется в выражении «под
чашей лазурного неба» (предложение 6). метафора
8. Среди предложений 1315 найдите сложное с сочинительной и
подчинительной видами связи. 15
9. Выпишите номера предложений, в которых есть однородные члены
предложения. – 4,6,7,8,12, 13, 16.
10. Из предложений 15 выпишите слово(а), в котором(ых) правописание
приставки зависит от последующей согласной. – исчислить, измерить
6. Информация о ДЗ, инструктаж по его выполнению.
А) Выполнить остальные задания к тексту и написать сочинение
рассуждение на тему «Что значит для меня малая родина?»
В) Карточка №2
Прочитайте предложения, вставьте пропущенные буквы, знаки препинания и
раскройте скобки. Определите вид придаточных предложений и составьте их
схемы.
1. Кабы (не)было зимы в городах и селах (ни)когда(б)(не)знали мы
этих дней в…селых.
2. Как(бы) прош…л я все муки в той (не)уютной д…ли если(б)(не)
помнил в р…злуке зап…х р…дной з…мли. 3. Если кровь твоя за Родину л…лась ты в народе (не)умрешь
джигит.
4. Если скажут слово «родина» сразу (в)пам…ти встает старый дом
в саду см…родина старый тополь у в…рот.
5. Если я от этих строчек плачу значит мне они предн…значались.
6. Рефлексия. Продолжи предложение: Сегодня на уроке…
Я узнал…
Было интересно…
Я выполнял задания…
Я приобрёл…
У меня получилось…
Меня удивило…
Было трудно…
Я понял, что…
Я почувствовал, что…
Я научился…
Я смог
Мне захотелось
Вспомните тему и цели урока.
Как вы считаете, достигли мы поставленных в начале урока целей?
Спасибо за урок!
Технологическая карта урока на тему "Сложноподчиненное предложение с придаточным условия"(9класс, русский язык)
Технологическая карта урока на тему "Сложноподчиненное предложение с придаточным условия"(9класс, русский язык)
Технологическая карта урока на тему "Сложноподчиненное предложение с придаточным условия"(9класс, русский язык)
Технологическая карта урока на тему "Сложноподчиненное предложение с придаточным условия"(9класс, русский язык)
Технологическая карта урока на тему "Сложноподчиненное предложение с придаточным условия"(9класс, русский язык)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.