Технологическая карта урока на тему: "Живая и мертвая вода: миф или реальность"
Оценка 5

Технологическая карта урока на тему: "Живая и мертвая вода: миф или реальность"

Оценка 5
Разработки уроков
docx
биология +2
8 кл
01.03.2018
Технологическая карта урока на тему: "Живая и мертвая вода: миф или реальность"
Занятие носить межпредметный характер. Проводится с использованием исследовательской технологии. В ходе работы исследуются особенности влияния природных вод разного состава на жизнедеятельность живых организмов. У обучающихся формируется умение формулировать гипотезу, самостоятельно искать способы ее подтверждения или опровержения, строить эффективное взаимодействие с учителем и одноклассниками в ходе работы. Формируется умение применять теоретические знания в практической деятельности.
живая и мертвая вода.docx
Технологическая карта урока химии – географии (8 класс) Тема: «Живая и мертвая вода» – миф или реальность? Цель: Исследовать особенности влияния природных вод разного состава на жизнедеятельность живых организмов. Задачи:  формировать умение формулировать гипотезу, самостоятельно искать способы ее подтверждения или опровержения. Строить эффективное взаимодействие с учителем и одноклассниками в ходе работы. Развивать умение применять теоретические знания в практической деятельности. Технология: исследовательская. Оборудование:  видеофрагмент   из   сказки   «Руслан   и   Людмила»,   видеофрагмент   в   3D  «Озоновые     дыры»,   гелевые   шары   для   моделирования круговоротов, демонстрационные таблички с символами и названиями веществ – участников круговоротов, таблицы «РН внутренней среды живых организмов», иллюстрации «Влияние кислотных дождей на объекты живой и неживой природы, памятников архитектуры», «Приборы биоактивации воды», таблички «Факторы природной среды», карточки для работы в группах, микроскопы, образцы воды из разных источников, прорастающие семена,  индикаторные полоски, модели хозобъектов. Этапы Деятельность обучающихся Организационно­ мотивационный  этап На основе просмотренного фрагмента высказывают  предположение о возможности существования живой и  мертвой воды в природе. Что получает ученик Умение вступать в диалог, с  достаточной точностью  выражать свои мысли. Деятельность учителя Демонстрация видеофрагмента сказки  «Руслан и Людмила» ­ В сказке, говорят, что доля правды  всегда есть? ­ Может ли быть так в  действительности? ­ Может ли природная вода, по  вашему мнению,  быть живой или  мертвой? Формулировка  гипотезы и  способов ее  проверки На основе анализа данных выдвигают гипотезы  Гипотезы:  ­ Если жизненно важные жидкости живого организма  имеют слабощелочную среду, то живая вода, в случае ее  существования в природе, должна быть тоже  слабощелочной.  ­ Если выделяющиеся из организма жидкости или  находящиеся внутри, но используемые процессов  переработки, разложения других чаще имеют  слабокислую среду, то мертвая вода, в случае ее  Предлагает  на основе анализа:  таблицы «РН внутренней среды живых организмов», иллюстраций «Влияние  кислотных дождей на объекты живой и неживой природы, памятников  архитектуры», «Приборы  биоактивации воды»  выдвинуть свои  предположения о составе живой и  мертвой воды и возможности ее  существования. Умение анализировать  ситуацию, делать  умозаключения, выдвигать  гипотезы и предполагать  возможные результаты.  Способность применять свой  жизненный опыт. существования, должна быть тоже слабокислой. ­ Если кислотные дожди разрушают как живые, так и  неживые объекты природы, то подкисленную воду можно назвать мертвой. ­Если приборы биоактивации обогащают воду  кислородом, уничтожают микроорганизмы, озонируют,  создавая слабощелочную воду, то такую воду можно  считать живой. Предлагают способы проверки своей  гипотезы: Определить, возможен ли процесс образования такой  воды в природе? Если да, то каким образом ? Какое  влияние может оказать такая вода на живые организмы? Группа 1.Моделирование возможного процесса  подщелачивания воды в ходе круговорота. (используют  гелевые шары, анализируют схемы круговорота воды,  содержание видефрагмента о образовании и разрушении  в атмосфере озона) Группа 2. Моделирование возможного процесса  подкисления воды в ходе круговорота. (используют  гелевые шары, схемы круговорота азота  и воды) Группа 3. Моделирование молекул газов разрушителей  озона – ХФУ И ГХФУ (используют гелевые шары,  инструктивную карточку, содержание видеофрагмента о  влиянии  ХФУ И ГХФУ на озоновый слой) Группа 4. Исследование влияния  образцов воды разного  состава на процесс прорастания семян. (используют  образцы пророщенных семян фасоли, гороха в образцах  воды разного состава, реакцию воды определяют с  помощью рН­метра) Группа 5. Исследование влияния образцов воды разного  состава на развитие микроорганизмов. (используют  микроскопы, обнаруживают эвглен) Проведение  исследований по  группам,  направленным на подтверждение  или  опровержение  гипотезы. На каком этапе круговорота вода  быстрее всего начнет приобретать  новые свойства? Демонстрация 3D­фрагмента  «Озоновый слой» Каким же образом, проходя свой  круговорот в природе, может стать   подкисленной (мертвой) или  выщелоченной (живой)? Умение анализировать  ситуацию, делать  умозаключения, выдвигать  гипотезы и предполагать  возможные результаты.  Способность применять свой  жизненный опыт. Умение планировать  сотрудничество внутри групп,  вести поиск и выделение  необходимой информации;  структурировать свои знания.  Способность вести  наблюдение и анализировать  увиденное, Ориентироваться   в межличностных отношениях. Какое влияние в природе на живые  организмы может оказывать  подкисленная или выщелоченная вода? Какие по составу воды встречаются на территории нашего села? Представление  результатов  исследований по  группам Группа 6. Анализ образцов воды из прудов села на   кислотно­щелочные свойства. (используют образцы воды  из прудов села, свойства определяют индикаторными  полосками) Каждая группа представляет результат своей работы:  1 группа: представляет модель  процесса подкисления  воды молекулами озона, образующимися за счет УФ­ излучения или грозовых разрядов в атмосфере и за счет  процесса выщелачивания горных пород при прохождении воды через почву. 2 группа: представляет модель процесса  подкисления  воды за счет соединений азота и выпавших кислотных  дождей  в атмосфере. А также насыщения кислотными  ионами воды через прохождение ее через почву. 3 группа: добавляет к представленным моделям  молекулы ХФУ И ГХФУ и поясняет их разрушающее  влияние на озон и кислород в атмосфере. 4 группа: поясняют, что и в слабощелоченной и  подкисленной воде семена успешно проросли, доказывая, что образца воды поддерживают жизненные процессы.  Подкисленная вода полностью не уничтожает  проявления жизни. Поэтому подкисленную воду нельзя  назвать  мертвой. 5 группа: поясняют, что микроорганизмы (эвглены  зеленые) смогли образоваться в слабощелочной воде  (живой), а вот в подкисленной (мертвой) воде они не  сохранились. Значит,  подкисленная вода в природе  может выполнять  роль обеззараживания от  микроорганизмов. 6 группа: на основе анализа воды из природных  источников села делает выводы, что воды имеют разный  кислотно­щелочной состав: Бухтояровский –  подкисленная, Новенький – щелочная, Отстойник –  щелочная, Кленовый – слабощелочная. И сопоставляют с многообразием  развития живых организмов Умение анализировать  исследуемые объекты и  процессы с целью   подтверждения или  опровержения своей гипотезы. Доказывать свою позицию.  Ориентироваться  в  межличностных отношениях По окончании работы групп учитель  предлагает представить результаты,  проанализировать  и обосновать их. Как, по вашему мнению, происходит  процесс подщелачивания природных  вод? Как происходит процесс подкисления  природных вод? Какую роль в этих процессах играют  антропогенные газы? Могут ли жить и развиваться живые  организмы в подкисленной или  выщелоченной воде? Какие по составу воды преобладают  на территории нашего села? Как их  состав влияет на живые организмы? Анализ  полученных  результатов. Рефлексия Предлагают выявленные противоречия: Озон – ядовитый газ – в малых концентрациях имеет  положительное влияние на живые организмы, образует  кислород для дыхания. Азот – безжизненный (Лавуазье) – входит в состав  важных биомолекул. Вода живая (поддерживающая жизнь) и мертвая  (губительно действующая на живое загрязнениями) Углекислый газ – парниковый эффект – необходим для  фотосинтеза. На основе полученных результатов подтверждают или  опровергают свои гипотезы. В случае опровержения, предлагают свой вариант  состава «мертвой воды» ­ чрезмерное насыщение солями  (безжизненное Мертвое море) или вода с сильными  промышленными загрязнениями. С какими противоречиями вы  встретились в ходе своих  исследований? Умение обобщать,  анализировать. делать выводы. Подтвердились ли ваши гипотезы?

Технологическая карта урока на тему: "Живая и мертвая вода: миф или реальность"

Технологическая карта урока на тему: "Живая и мертвая вода: миф или реальность"

Технологическая карта урока на тему: "Живая и мертвая вода: миф или реальность"

Технологическая карта урока на тему: "Живая и мертвая вода: миф или реальность"

Технологическая карта урока на тему: "Живая и мертвая вода: миф или реальность"

Технологическая карта урока на тему: "Живая и мертвая вода: миф или реальность"

Технологическая карта урока на тему: "Живая и мертвая вода: миф или реальность"

Технологическая карта урока на тему: "Живая и мертвая вода: миф или реальность"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.03.2018