Технологическая карта урока открытия новых знаний (тема "Беглые гласные")
Оценка 4.9

Технологическая карта урока открытия новых знаний (тема "Беглые гласные")

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
русский язык
5 кл
01.07.2017
Технологическая карта урока открытия новых знаний (тема "Беглые гласные")
Урок открытия новых знаний. Технологическая карта урока русского языка по теме "Беглые гласные" + конспект урока русского языка "Беглые гласные". Литература для составления технологической карты и изучения УУД: 1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 152 с.: ил.
вот как надо!.docx
МБОУ «Кониплотническая ООШ» Технологическая карта урока открытия новых знаний (урок русского языка в 5 классе по теме «Беглые гласные») (конспект урока открытия новых знаний прилагается) Составила: Азанова Евгения Александровна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Кониплотническая ООШ» Сивинского района Пермского края д. Большое Самылово, 2017 Этап урока 1.Этап мотивации (самоопредел ения) к учебной деятельности   Учебный материал, ресурсы, оборудование Задания Базового уровня Повышенно го уровня   А ­   В   начале урока немного поиграем.  1.Поднимит е   правую руку те, кто проснулся? 2.Поднимит   е левую руку,   кто утром помыл лицо? руки? 3.Поднимит е   обе   руки, кто   готов работать   на уроке? 4.Вспомните ,   что   вы хотели   ещё утром? 5.Скажите, что   хотите получить   от урока. вы Деятельность учащихся Форма работы деятельнос Виды ти Фронтально­ коллективна я Игровая деятельност ь Диалог, беседа 2.Этап актуализации и фиксировани я Объяснительн ый   диктант (предложение под диктовку) с Задание: запишите предложени е под диктовку,   Самостояте льная работа Индивидуаль ная  Учащийся должен знать: правописани Целеполагание как постановка учебной задачи на основе того, уже что   ОБЩЕУЧЕБ НЫЕ: структурирова ние знаний;  Планируемые результаты Предметны е Регулятивные Метапредметные Познавательны е ОБЩЕУЧЕБ НЫЕ: Осознанное   и произвольное построение речевого высказывания в форме устной   Коммуникати вные Планировани е   учебного сотрудничест ва с учителем и сверстниками ;  интегрироват ься   в   группу сверстников и   строить продуктивное взаимодейств ие и сотрудничест во со сверстниками и учителем;       с умение достаточной полнотой   и точностью выражать свои мысли в соответствии с   задачами   и условиями коммуникаци и; Умение слушать   и вступать   в диалог;  Личностные Формирование  мотивационной основы  учебной  деятельности,  положительное отношение к  уроку;  желание узнать новое,  проявлять  внимание;  управление  своим  настроением,  умение  выражать  эмоции. Проявление старательности ; контроль своими   за грамматическ им заданием индивидуальн ого затруднения в пробном действии   Эталон   на доске  Схема: [ – =], [ – =]. Слова с чередованием звуков: плещут, блещут. Однокоренны е   слова   к словам с чередованием звуков: плещут   – плеск   (щ||ск), блещут   – блеск, блестеть (щ||ск||ст).     схематическ и   объясните постановку знаков препинания; найдите слова с чередование м   звуков (подобрать к ним однокоренн ые   слова   и формы слов). Проверьте по эталону!   Самоконтро ль Индивидуаль ная Оцените себя! Самооценка Индивидуаль ная  моделирование ;  осознанное   и произвольное построение речевого высказывания в форме;  устной   постановка   и формулирован ие проблемы, ЛОГИЧЕСК ИЕ: выбор оснований   и критериев   для сравнения   слов, е правила расстановки знаков препинания в   сложном предложении , чередования звуков, однокоренны е   слова   и формы слова Учащийся должен уметь: правильно расставить знаки препинания в   сложном предложении и схематическ и   объяснить постановку знаков препинания, находить слова с   чередование м   звуков, подбирать   к ним однокоренны е   слова   и формы   слов, отличать однокоренны е   слова   от формы слова   и известно усвоено учащимися,   и того,   что   ещё неизвестно    в Контроль форме сличения способа действия и его результата   с заданным эталоном   целью обнаружения отклонений   и отличий   от эталона; с коррекция   – внесение необходимых дополнений   в случае расхождения эталона, реального действия и его результата Оценка –   выделение   и осознание учащимися действиями   с умение достаточной полнотой   и точностью выражать свои мысли в соответствии с   задачами   и условиями коммуникаци и;      владение монологическ ой и диалогическо й   формами речи в соответствии с грамматическ ими и синтаксическ ими   нормами родного языка; того,   что   уже усвоено   и   что ещё нужно усвоить, осознание качества уровня усвоения и     Теоретическ ие вопросы: 1.Что   мы называем морфемой? 2.Перечисли те все морфемы. 3.Что   такое основа слова? окончание? корень? суффикс? приставка? 4.Что   мы называем чередование м? ­ обсудим, почему возникли затруднения ? Где именно? Чего   мы не ещё   знаем   (не усвоили)?  Давайте   Беседа Фронтально­ коллективна я Беседа Фронтально­ коллетивная Осознанное выполнение заданий,  прослеживание связи   между целью и мотивом    ОБЩЕУЧЕБ НЫЕ:  структурирова ние знания,  осознанное и  произвольное  построение  речевого  высказывания  в устной  форме ЛОГИЧЕСК ИЕ:  подведение  Постановка вопросов   – инициативное сотрудничест во в поиске и сборе информации;  разрешение конфликтов – выявление, идентификац ия   проблемы, поиск разрешения конфликта, 3.Этап выявления места   причины затруднения и принятие решения   ми его реализация;    с умение достаточной полнотой   и точностью выражать свои мысли в соответствии с   задачами   и условиями коммуникаци и; 4.Этап построения проекта выхода затруднения   из   Ваша ­ задача   – определить тему   урока через наблюдение. под понятие,  выведение  следствий;  установление  причинно­ следственных  связей ОБЩЕУЧЕБ НЫЕ: Самостоятельн ое выделение и формулирован ие познавательно й цели;  самостоятельн ое   создание алгоритмов деятельности при   решении проблем творческого   и поискового характера ЛОГИЧЕСК ИЕ: подведение под   понятие, выведение следствий;  построение Планирование  – определение  последователь ности,  прогнозирован ие –  предвосхищени е результата и  уровня знаний,  его временных  характеристик, целеполагание, саморегуляция  Учащийся должен знать: правила выделения морфем,  Учащийся должен уметь: проводить наблюдение по   заданным критериям, выполнять эти критерии с соблюдение м   правил орфографии, делать выводы Выражение положительног о   отношения   к процессу познания,  желание узнать новое.   самооценивани е, т.е. определение уровня   своих знаний, формирование стремления   к познанию по Работа карточкам: Карточка 1. ЛОБ   –   ЛБА, СОН – СНА, БРАТЬ   – БЕРУ (выделить корни). Карточка 2. СЫНОК   – СЫНКА, КУБАНЕЦ   – КУБАНЕКА (выделить суффиксы). Карточка 3.  ВОБРАТЬ   – ВБИРАТЬ, ПОДОРВАТ Ь – ПОДРЫВАТ Ь  (выделить приставки).   Задание. Выделите морфемы   в словах   и подчеркнит е   гласные «о», «е» Вопросы   и задания: 1.Что необычного вы заметили в словах?  2.В   каких частях слова бывают беглые гласные? Наблюдение Работа парах   в логической цепи рассуждений ОБЩЕУЧЕБ НЫЕ: Поиск   выделение необходимой информации; и Моделировани е ЛОГИЧЕСК ИЕ: Анализ объектов целью выделения существенных признаков   с Постановка вопросов   – инициативное сотрудничест во в поиске и сборе информации; управление поведением партнёра   – контроль, коррекция, оценка   его действий Беседа Фронтально­ коллективна я ОБЩЕУЧЕБ НЫЕ:  осознанное и  произвольное  построение  речевого  высказывания  в устной  форме; синтез;  Умение слушать   и вступать   в диалог;    владение монологическ ой и диалогическо й   формами речи в соответствии с грамматическ ими и синтаксическ ими   нормами родного языка;    с умение достаточной полнотой   и точностью выражать свои мысли в соответствии с   задачами   и условиями коммуникаци и; ОБЩЕУЧЕБ НЫЕ: Структурирова ние знаний   ­ из ЛОГИЧЕСК ИЕ: Синтез   составление целого частей (самостоятель ное достраивание с восполнением недостающих компонентов); 3.Выполнит е задание на карточках Задание. Подставьте пропущенны е   слова, чтоб получился текст. Индивидуаль ная   с Письменная работа лексическим заданием   на карточках В ОДНОЙ И ТОЙ   ЖЕ МОРФЕМЕ ГЛАСНЫЕ «…»   И   «…» В НЕКОТОРЫ Х СЛУЧАЯХ ОТСУТСТВ УЮТ, ЕСТЬ ЧЕРЕДУЮ   ТО ТСЯ   С   «…». ЭТО   … ГЛАСНЫЕ. ОНИ БЫВАЮТ В ТАКИХ ЧАСТЯХ СЛОВА, КАК   …,   … И … . Учебник русского языка   §   79, стр.169 Проверьте в парах! Оцените работы друг друга! 4.Как   вы думаете, как называется тема нашего сегодняшнег о урока? 5.Какую цель   ставим перед собой? 6.Какие нужно решить задачи, чтобы достичь этой цели? Самоконтро ль Работа парах Самооценка Работа парах     в в Контроль, коррекция Оценка  Беседа Фронтально­ коллективна я Прогнозирован ие  ОБЩЕУЧЕБ НЫЕ: Поиск необходимой информации ЛОГИЧЕСК ИЕ:  выбор оснований   и критериев   для сравнения ОБЩЕУЧЕБ НЫЕ:  структурирова ние знания,  осознанное и  произвольное  построение  речевого  высказывания  в устной  форме;  формулирован ие проблемы Управление поведением партнёра   – контроль, коррекция, оценка   его действий Умение слушать   и вступать   в диалог;    владение монологическ ой и диалогическо й   формами речи в соответствии с грамматическ ими и синтаксическ ими   нормами родного языка; с умение достаточной полнотой   и точностью выражать свои мысли в соответствии с   задачами   и условиями коммуникаци и; Планировани е   учебного сотрудничест ва со сверстниками ,   инициативно е сотрудничест во в поиске и сборе информации;      Сотрудничес тво со сверстниками в   поиске   и сборе информации Желание  узнать новое,  проявлять  внимание;  управление  своим  настроением,  умение  выражать  эмоции. 5.Этап реализации построенного проекта Видеосюжет   ­ краткая информация о беглых гласных (история беглых гласных)   Вы, ­ наверняка, все задумались над   таким вопросом: когда   и   как появились «беглые гласные»   в русском языке? Фронтально­ коллективна я 6.Этап первичного закрепления с проговариван ием во внешней речи   с Работа   учебником (упражнение 410). Работа с толковым словарём. Комментиров анное чтение. Комментиров анное письмо Упр. 410.  1. Словарная работа: найдите значение слов   толковых словарях: вихор, купец, чехол  2. Задание. в Работа парах   в Фронтально­ коллективна я (индивидуал ьная) Учащийся должен знать: правила выделения морфем, правила нахождения беглых гласных, словосочета ния, лексические ОБЩЕУЧЕБ НЫЕ: Выделение необходимой информации ЛОГИЧЕСК ИЕ:  анализ;  синтез;  выбор оснований   для сравнения, классификаци и объектов ОБЩЕУЧЕБ НЫЕ:  Поиск  и  выделение  необходимой  информации,  применение  методов  информационн ого поиска;  осознанное и  произвольное  построение    Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того,   что   уже известно и усвоено учащимися,   и того,   что   ещё неизвестно,    планирование, с  в Запишите слова   беглыми гласными по образцам; составьте словосочета   ния со словом листок разных лексических значениях; в записанных словах подчеркнит е орфограмм ы согласные буквы   приставках и в корнях. –   в     прогнозирован ие – предвосхищени е   результата   и уровня усвоения знаний,   временных характеристик его значения слова ЛИСТОК, орфограммы Учащийся должен уметь: работать   со словарём,   с образцом выполнения упражнения, составлять словосочета ния, выделять морфемы, находить беглые гласные, находить   и выделять соответству ющие орфограммы Оцените свою работу и   работу одноклассни ков! Самооценка, беседа Фронтально­ коллективна я Оценка речевого  высказывания  в устной  форме;  выбор  наиболее  эффективных  способов  решения задач  в зависимости  от конкретных  условий;  смысловое  чтение;  определение  основной  информации;  понимание и  адекватная  оценка языка  СМИ ЛОГИЧЕСК ИЕ:  построение  логической  цепи  рассуждений;   доказательство ;  выдвижение  гипотез и их  обоснование;  анализ;  синтез   с Управление поведением партнёра   – контроль, коррекция, оценка   его действий; умение достаточной полнотой   и точностью выражать свои мысли в соответствии с   задачами   и условиями коммуникаци ­ Физкультмин утка 7.Этап самостоятель ной   работы   с проверкой   по эталону Видеосюжет – физкультмину тка «Несуществу ющее животное» Контрольный диктант (предложение ) с грамматическ им заданием   Эталон   на доске Схема: [ – =], и [ – =]. Слова с чередованием звуков:  птиц, много, редко.   Фронтально­ коллективна я Саморегуляция как способность   к мобилизации сил и энергии и;   Задание. Запишите предложени е,   поставив знак препинания (если   он нужен!), составьте схему; найдите слова с чередование м звуков и с беглыми гласными, подберите к ним однокоренн ые   слова   и формы слов. ДНЁМ ПТИЦ БЫЛО МНОГО   И ОНИ РЕДКО ПЕЛИ. Проверьте по эталону! Самостояте льная работа Индивидуаль ная Самоконтро ль Индивидуаль ная   Учащийся должен знать: правописани слов, е правила расстановки знаков препинания в предложении , чередования звуков, беглые гласные, однокоренны е   слова   и формы слова Учащийся должен уметь: правильно расставить знаки препинания в предложении и схематическ и   объяснить постановку знаков препинания,   Прогнозирован ие – предвосхищени е   результата   и уровня усвоения знаний,   временных характеристик его ОБЩЕУЧЕБ НЫЕ: Структурирова ние знаний;   моделировани е ЛОГИЧЕСК ИЕ:  анализ;  синтез;  выбор оснований   для сравнения;  подведение под понятие;  выдвижение гипотез;  доказательство в Контроль форме сличения способа действия и его результата   с заданным эталоном     с с Слово беглой гласной: днём. Однокоренны е   слова   к словам с чередованием звуков   и   с беглыми гласными: днём   –   день (Ø||е), птиц – пичуга, пичужка   (ц|| г||ж),   много – множество (г||ж),   редко –   реже   (д|| ж). находить слова с   чередование м звуков и с беглыми гласными, подбирать   к ним однокоренны е   слова   и формы   слов, отличать однокоренны е   слова   от формы слова целью обнаружения отклонений   и отличий   от эталона; коррекция   – внесение необходимых дополнений   в случае расхождения эталона, реального действия и его результата Оцените себя! Самооценка Индивидуаль ная 8.Этап включения   в систему знаний   повторения и ­ Посмотрите на   набор упражнений в   учебнике. Какого типа упражнения мы   ещё сегодня   на уроке   не выполняли?     Оценка – выделение   и осознание учащимися того,   что   уже усвоено   и   что ещё нужно усвоить, осознание качества уровня усвоения  Коррекция   – внесение необходимых дополнений  и     Продуктивно е взаимодейств ие и сотрудничест во со сверстниками и взрослыми   ОБЩЕУЧЕБ НЫЕ: Структурирова ние знаний, осознанное и  произвольное  построение  речевого  высказывания с со   по Работа учебнику. Работа   таблицами. Работа   словарём Комментиров анное   письмо. Комментиров анное   чтение. Устно. Письменная работа Давайте рассмотрим эти упражнения 1.Упр. 411. Задание: допишите ряды   слов по образцам.   В какой   части слова находятся беглые гласные? Назовите слова   с уменьшител ьно­ ласкательны ми суффиксам и. 2.Упр. 412 Задание: прочитать стихотворен ие   А.Т. Твардовског   найти о; слова   с беглыми гласными, назвать, какой морфеме они находятся.   в в устной  форме;  моделирование ЛОГИЧЕСК ИЕ: Анализ,  синтез;  выбор  оснований для  сравнения при  подборе  упражнений,  классификаци и упражнений;  построение  логической  цепи  рассуждения;   доказательства Наблюдение (учащиеся должны выбрать упражнения: если самостоятел ьная   работа выполнена без   ошибок, то выбирают упражнение посложнее; если были ошибки,   то упражнение подобное самостоятел ьной работе)   же Индивидуал ьная работа. Приветствуе тся   работа по   парам (например, ученики,   не допустивши е   ошибки при выполнении самостоятел ьной работы, взяли одно и то же задание, выполняют     с 3.Упр. 413.  Задание: Озаглавьте текст. Спишите его. К выделенным словам подберите   и запишите   на полях тетради слова чередование м   согласных. Какие   слова связывают первое   второе предложения ?   Второе   и третье? Укажите   в тексте синонимы. Можно ли, не меняя смысла текста, поменять   их местами? Укажите предложение, соответствую щее схеме. и Дополнител его и тут же проверяют, рассуждают, комментиру ют)   – ьные задания: 1.Выделить все морфемы в слове ИЗУЧИЛИ. 2.Указать чередование в словах: 1)БЕГ   БЕЖАТЬ, 2)   СВЕЧА   – ОСВЕЩАТЬ, 3)   ХОЖУ   – ХОЖДЕНИЕ , 4) ИЗЛОЖЕНИ Е – ИЗЛАГАТЬ, 5) У ОПУШЕК   – ОПУШКА. 3. «Четвёртое лишнее»: а) НАПРАВО (окончание   – О), б)   ПРЫЖОК (суффикс   – ОК­), в)   РАСТУТ (корень   – РАСТ­), г) РАСТОПЛЮ (приставка РАС­).     9.Этап рефлексии учебной 1.   Какая тема   была на Беседа Фронтально­ коллективна я   Оценка – выделение   и осознание ОБЩЕУЧЕБ НЫЕ: Структурирова Управление поведением партнёра   – Способность   к самооценке   на основе деятельности на уроке ­   Домашнее задание с   Работа учебником. Карточки   с планом   о беглых гласных 1)Что   такое чередование гласных согласных? 2)   Какие   и   Где   Какие сегодняшне м уроке? 2.   Какую цель   перед собой ставили? 3.   Достигли ли   цель? Каким способом? 4. получили результаты? 5.   Над   чем ещё   нужно поработать? Что   трудно было на уроке? 6.   можно применить новое знание? 7.   Что   на уроке   у   вас хорошо получилось? За что бы вы себе поставили «5»? 1.Повторить материал   § 79. 2.Подготовь тесь рассказать о чередования х по плану 3.Упр.   413 или упражнение   учащимися того,   что   уже усвоено   и   что ещё нужно усвоить, осознание качества уровня усвоения и   ние знаний,  осознанное и  произвольное  построение  речевого  высказывания  в устной  форме ЛОГИЧЕСК ИЕ: анализ;  синтез; выбор  оснований и  критериев для  сравнения  поставленной  цели и  результата;  установление  причинно­ следственных  связей  доказательство   Самостояте льная работа Фронтально­ коллективна я Карточка. Задание: Спишите слова, распределяя их по   графам таблицы:   1­ в приставке, 2­ в корне, 3 Саморегуляция –   способность к   мобилизации сил   и   энергии, к   волевому усилию Самостоятель ное   создание способов решения проблем творческого  и поискового характера контроль, коррекция, оценка   его действий;  критерия успешности учебной деятельности;  способность   к самооценке   на основе критерия успешности учебной деятельности;  выражение доброжелатель ности и эмоционально­ нравственной отзывчивости     с умение достаточной полнотой   и точностью выражать свои мысли в соответствии с   задачами   и условиями коммуникаци и;      владение монологическ ой и диалогическо й   формами речи в соответствии с грамматическ ими и синтаксическ ими   нормами родного языка с карточки. гласные чередуются   в корне? 3)   Что   такое «чередование с нулём звука"?     в – суффиксе. БАСНЯ, БАШНЯ, ФЛАЖКА, КЛОЧКА, ЧЕРЕШНЯ, УГЛА, УГЛЯ, ПОДРЫВАТ Ь,   СЫНКА, ПОДСЫЛАТ Ь,   ЛБЫ, ЛЬДА, КАВКАЗЕЦ, СРЫВАТЬ, ГОРОДОК.+ Конспект урока открытия новых знаний на тему «Беглые гласные» в 5 классе Тип урока: урок открытия новых знаний. Цель: умение находить слова с беглыми гласными в тексте. Задачи:  1.Знать и понимать определения основных понятий «беглая гласная», «чередование с нулём звука» («нуль звука»), историю беглых гласных; 2. Узнать, какие именно гласные бывают беглыми; 3. Знать, в каких морфемах может встречаться беглая гласная; 4. Уметь правильно выделять морфемы слова; 5. Уметь находить слова с беглыми гласными в предложениях, текстах; 6. Развивать мотивацию к познавательной деятельности; 7. Развивать навыки работы в парах, в группе, самостоятельно; 8. Воспитывать любовь к родному языку. Методические   приёмы   обучения:  словарная   работа,   составление   алгоритма,   комментированное   письмо,   комментированное   чтение,   самостоятельная   работа,   выполнение продуктивных заданий, беседа, диалог, групповая работа, работа по парам, фронтальная работа, работа с учебником, работа по карточкам, исследовательская работа, проверка по эталону, самоконтроль, самооценка. Оборудование: учебник «Русский язык» под редакцией М.Т. Баранова (2008 г); презентация к уроку; карточки с упражнениями; толковые словари, доска, тетради. Ход урока: 1. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности ­ Здравствуйте, ребята! Садитесь на свои места. Начинаем урок русского языка. ­ В начале урока немного поиграем.  1. Поднимите правую руку те, кто проснулся? 2. Поднимите левую руку, кто утром помыл лицо? А руки? 3. Поднимите обе руки, кто готов работать на уроке? 4. Вспомните, что вы хотели ещё утром? 5. Скажите, что вы хотите получить от урока. 2. Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии ­ Прежде чем приступить к изучению нового материала, мне необходимо проверить вашу теоретическую и практическую подготовку по русскому языку. Задание. Запишите   предложение   под   диктовку,   схематически   объясните   постановку   знаков   препинания;   найдите   слова   с   чередованием   звуков   (подобрать   к   ним однокоренные слова и формы слов). В синем море волны плещут, в синем небе звёзды блещут. Проверьте по эталону! Схема: [ – =], [ – =]. Слова с чередованием звуков: плещут, блещут. Однокоренные слова к словам с чередованием звуков: плещут – плеск (щ||ск), блещут – блеск, блестеть (щ||ск||ст). Оцените себя! Теоретические вопросы: 1. Что мы называем морфемой? 2. Перечислите все морфемы. 3. Что такое основа слова? окончание? корень? суффикс? приставка? Что мы называем чередованием? 3.           Этап выявления места и причины затруднения ­ Давайте обсудим, почему возникли затруднения? Где именно? Чего мы ещё не знаем (не усвоили)? 4. Этап построения проекта выхода из затруднения ­ Ваша задача – определить тему урока через наблюдение. Задание. Выделите морфемы в словах и подчеркните гласные «о», «е» (работа в парах по карточкам). Карточка 1. ЛОБ – ЛБА, СОН – СНА, БРАТЬ – БЕРУ (выделить корни). Карточка 2. СЫНОК – СЫНКА, КУБАНЕЦ – КУБАНЕКА (выделить суффиксы). Карточка 3.  ВОБРАТЬ – ВБИРАТЬ, ПОДОРВАТЬ – ПОДРЫВАТЬ (выделить приставки). Вопросы и задания: 1. Что необычного вы заметили в словах?  (исчезают) Да, происходит тоже чередование, только уже гласные «о», «е» чередуются с «нулём звука». Это беглые гласные. 2. В каких частях слова бывают беглые гласные? (В приставках, корнях, суффиксах слова) 3. Выполните задание на карточках (вывод о беглых гласных). Карточка. Подставьте пропущенные слова, чтоб получился текст. В ОДНОЙ И ТОЙ ЖЕ МОРФЕМЕ ГЛАСНЫЕ «…» И «…» В НЕКОТОРЫХ СЛУЧАЯХ ОТСУТСТВУЮТ, ТО ЕСТЬ ЧЕРЕДУЮТСЯ С «…». ЭТО … ГЛАСНЫЕ. ОНИ БЫВАЮТ В ТАКИХ ЧАСТЯХ СЛОВА, КАК …, … И … . ­ Проверьте себя! Для этого откройте учебники на странице 169, прочитайте теорию § 79 . Оцените себя! 4. Как вы думаете, как называется тема нашего сегодняшнего урока? (Беглые гласные.) 5. Какую цель ставим перед собой? (Цель ­ умение находить слова с беглыми гласными в тексте.) 6. Какие нужно решить задачи, чтобы достичь этой цели? (Задачи: 1.Знать и понимать определения основных понятий «беглая гласная», «чередование с нулём звука» («нуль звука»), «уменьшительно­ласкательные суффиксы». 2. Узнать, какие именно гласные бывают беглыми. 3. Знать, в каких морфемах может встречаться беглая гласная. 4. Уметь правильно выделять морфемы слова. 5. Уметь находить слова с беглыми гласными в предложениях, текстах.) ­ Записываем тему урока в тетради. 5. Этап реализации построенного проекта ­ Вы, наверняка, все задумались над таким вопросом: когда и как появились «беглые гласные» в русском языке? ­ Беглые гласные – это, по существу,  продолжение темы «Чередование звуков». Только гласные чередуются не с другими гласными, а с «нулём звука»: сон – сна, отец – отца, день – дня и т.д.    Заметим, что чередоваться с «нулём звука» могут только гласные «о», «е». Почему? Дело в том, что в древности в нашем языке были не только обычные, но и краткие гласные «о», «е»:  стсл. ­ ОТЬЦЪ (ОТЕЦ), ОВЬЦА (ОВЦА), МЬГЛА (МГЛА, санскр. meghah),  ДЪШТИ (ДОЧЬ), ГРЪДЪ ГОРОД) и др. На месте этих кратких гласных и происходит чередование с «нулём звука» («Ø»).    Долгие и краткие звуки есть и сейчас в некоторых языках. Например: ­ лат. māter, лтш. māte, дринд. māter.(русск. мать); ­ лат. cognōsco, русск. узнаю; ­ лат. semen, русск. семя. 6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи Работа с учебником: Упр. 410.  1. Словарная работа: найдите значение слов в толковых словарях: вихор, купец, чехол (по парам). 2. Задание. Запишите слова с беглыми гласными по образцам; составьте словосочетания со словом  листок  в разных лексических значениях; в записанных словах подчеркните орфограммы – согласные буквы в приставках и в корнях. Оцените свою работу и работу одноклассников! ­ Физкультминутка Упражнение «Несуществующее животное». Выполняется как эстафета. Учащиеся объединяются в две команды. Каждая команда получает лист бумаги формата А1 и фломастеры.  Условия выполнения упражнения могут быть такими: ­ три прыжка вперёд на левой ноге; ­ три прыжка вперёд на правой ноге; ­ два прыжка вперёд на обеих руках; ­ два прыжка зигзагом; ­ два прыжка приставными ступнями; ­ два прыжка перекрёстными ногами. Нужно допрыгать до листа описанным выше способом и нарисовать элемент фигуры несуществующего животного. Каждый последующий участник рисует новый элемент животного. 7.           Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону Задание. Запишите предложение, поставив знак препинания (если он нужен!), составьте схему; найдите слова с чередованием звуков и с беглыми гласными, подберите к ним однокоренные слова и формы слов. ДНЁМ ПТИЦ БЫЛО МНОГО И ОНИ РЕДКО ПЕЛИ. Проверьте по эталону! Схема: [ – =], и [ – =]. Слова с чередованием звуков: птиц, много, редко. Слово с беглой гласной: днём. Однокоренные слова к словам с чередованием звуков и с беглыми гласными: днём – день (Ø||е), птиц – пичуга, пичужка (ц||г||ж), много – множество (г||ж), редко – реже (д|| ж). Оцените себя! 8.           Этап включения в систему знаний и повторения ­ Посмотрите на набор упражнений в учебнике. Какого типа упражнения мы ещё сегодня на уроке не выполняли? Давайте рассмотрим эти упражнения. Работа с учебником: Задание: допишите ряды слов по образцам. В какой части слова находятся беглые гласные? Назовите слова с уменьшительно­ласкательными суффиксами. 1.           Упр. 411 (комментированное письмо, 1 ученик работает у доски, остальные пишут в тетради). 2.           Упр. 412 (устно).  Упр. 413.  3.          Задание: прочитать стихотворение А.Т. Твардовского; найти слова с беглыми гласными, назвать, в какой морфеме они находятся. Задание: Озаглавьте текст. Спишите его. К выделенным словам подберите и запишите на полях тетради слова с чередованием согласных. Какие слова связывают первое и второе предложения? Второе и третье? Укажите в тексте синонимы. Можно ли, не меняя смысла текста, поменять их местами? Укажите предложение, соответствующее схеме. Дополнительные задания: 1. Выделить все морфемы в слове ИЗУЧИЛИ. 2. Указать чередование в словах: 1)БЕГ – БЕЖАТЬ, 2) СВЕЧА – ОСВЕЩАТЬ, 3) ХОЖУ – ХОЖДЕНИЕ, 4) ИЗЛОЖЕНИЕ – ИЗЛАГАТЬ, 5) У ОПУШЕК – ОПУШКА. 3. «Четвёртое лишнее»: а) НАПРАВО (окончание –О), б) ПРЫЖОК (суффикс –ОК­), в) РАСТУТ (корень –РАСТ­), г) РАСТОПЛЮ (приставка РАС­). 9.           Этап рефлексии учебной деятельности на уроке 1. Какая тема была на сегодняшнем уроке? 2. Какую цель перед собой ставили? 3. Достигли ли цель? Каким способом? 4. Какие получили результаты? 5. Над чем ещё нужно поработать? Что трудно было на уроке? 6. Где можно применить новое знание? 7. Что на уроке у вас хорошо получилось? За что бы вы себе поставили «5»? Домашнее задание: 1. Повторить материал § 79. 2. Подготовьтесь рассказать о чередованиях по плану (план распечатан): 1)Что такое чередование гласных и согласных? 2) Какие гласные чередуются в корне? 3) Что такое «чередование с нулём звука"? 3. Упр. 413 или упражнение с карточки. Карточка. Задание: Спишите слова, распределяя их по графам таблицы: 1­ в приставке, 2­ в корне, 3 – в суффиксе. БАСНЯ, БАШНЯ, ФЛАЖКА, КЛОЧКА, ЧЕРЕШНЯ, УГЛА, УГЛЯ, ПОДРЫВАТЬ, СЫНКА, ПОДСЫЛАТЬ, ЛБЫ, ЛЬДА, КАВКАЗЕЦ, СРЫВАТЬ, ГОРОДОК.+ Литература для составления технологической карты и изучения УУД: 1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. – 3­е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 152 с.: ил.

Технологическая карта урока открытия новых знаний (тема "Беглые гласные")

Технологическая карта урока открытия новых знаний (тема "Беглые гласные")

Технологическая карта урока открытия новых знаний (тема "Беглые гласные")

Технологическая карта урока открытия новых знаний (тема "Беглые гласные")

Технологическая карта урока открытия новых знаний (тема "Беглые гласные")

Технологическая карта урока открытия новых знаний (тема "Беглые гласные")

Технологическая карта урока открытия новых знаний (тема "Беглые гласные")

Технологическая карта урока открытия новых знаний (тема "Беглые гласные")

Технологическая карта урока открытия новых знаний (тема "Беглые гласные")

Технологическая карта урока открытия новых знаний (тема "Беглые гласные")

Технологическая карта урока открытия новых знаний (тема "Беглые гласные")

Технологическая карта урока открытия новых знаний (тема "Беглые гласные")

Технологическая карта урока открытия новых знаний (тема "Беглые гласные")

Технологическая карта урока открытия новых знаний (тема "Беглые гласные")

Технологическая карта урока открытия новых знаний (тема "Беглые гласные")

Технологическая карта урока открытия новых знаний (тема "Беглые гласные")

Технологическая карта урока открытия новых знаний (тема "Беглые гласные")

Технологическая карта урока открытия новых знаний (тема "Беглые гласные")

Технологическая карта урока открытия новых знаний (тема "Беглые гласные")

Технологическая карта урока открытия новых знаний (тема "Беглые гласные")

Технологическая карта урока открытия новых знаний (тема "Беглые гласные")

Технологическая карта урока открытия новых знаний (тема "Беглые гласные")

Технологическая карта урока открытия новых знаний (тема "Беглые гласные")

Технологическая карта урока открытия новых знаний (тема "Беглые гласные")

Технологическая карта урока открытия новых знаний (тема "Беглые гласные")

Технологическая карта урока открытия новых знаний (тема "Беглые гласные")

Технологическая карта урока открытия новых знаний (тема "Беглые гласные")

Технологическая карта урока открытия новых знаний (тема "Беглые гласные")

Технологическая карта урока открытия новых знаний (тема "Беглые гласные")

Технологическая карта урока открытия новых знаний (тема "Беглые гласные")

Технологическая карта урока открытия новых знаний (тема "Беглые гласные")

Технологическая карта урока открытия новых знаний (тема "Беглые гласные")

Технологическая карта урока открытия новых знаний (тема "Беглые гласные")

Технологическая карта урока открытия новых знаний (тема "Беглые гласные")

Технологическая карта урока открытия новых знаний (тема "Беглые гласные")

Технологическая карта урока открытия новых знаний (тема "Беглые гласные")

Технологическая карта урока открытия новых знаний (тема "Беглые гласные")

Технологическая карта урока открытия новых знаний (тема "Беглые гласные")

Технологическая карта урока открытия новых знаний (тема "Беглые гласные")

Технологическая карта урока открытия новых знаний (тема "Беглые гласные")

Технологическая карта урока открытия новых знаний (тема "Беглые гласные")

Технологическая карта урока открытия новых знаний (тема "Беглые гласные")

Технологическая карта урока открытия новых знаний (тема "Беглые гласные")

Технологическая карта урока открытия новых знаний (тема "Беглые гласные")

Технологическая карта урока открытия новых знаний (тема "Беглые гласные")

Технологическая карта урока открытия новых знаний (тема "Беглые гласные")
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.07.2017