Технологическая карта урока по физике по теме Ядерные силы, Энергия связи атомных ядер.

  • Разработки уроков
  • docx
  • 22.01.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Тип урока -урок получения новых знаний.. При изучении темы используются информационные технологии. Используются при изучении темы методы: Словесный. Наглядный (презентация, видео уроки по теме, ,практический-(решение задач. Цель урока: ознакомить учащихся с понятием ядерные силы, энергия связи атомных ядер, сформировать умение определять энергию связи ядер.
Иконка файла материала Технологическая карта урока.docx
Технологическая карта урока  Тема: «Ядерные силы. Энергия связи атомного ядра» Цель   урока:  ознакомить  учащихся   с   понятием   ядерные   силы,   энергия   связи   атомных   ядер,   сформировать   умение определять энергию связи ядер. Планируемые результаты:       ­предметные: обучающийся узнает о ядерных силах, удерживающих частицы внутри ядра, а также об энергии связи атомного ядра; обучающийся научится находить дефект масс, энергию связи по формулам.  ­ метапредметные:  регулятивные: обучающийся самостоятельно научится ставить цели и планировать пути достижения; контролировать своё время; обучающийся будет иметь возможность научиться оценивать свои возможности достижения цели; коммуникативные: обучающийся научится   полно и точно выражать свои мысли; организовывать и планировать учебное взаимопонимание с преподавателем и сверстниками; познавательные: обучающийся научится давать определения понятиям; получит возможность научиться решать задачи на нахождение дефекта масс и энергии связи; ­личностные: обучающийся получит возможность для формирования устойчивой учебно – познавательной мотивации, готовности к самообразованию и самовоспитанию.Тип урока – урок получения нового знания. Форма: комбинированное учебное занятие  Методы обучения, используемые на уроке:  Словесные (вступительное слово преподавателя, фронтальная беседа)  Наглядные (учебник, компьютерная презентация, фрагмент видеоурока)  Практические (решение задач) Оборудование: компьютер, проектор, учебник, экран, электронные образовательные ресурсы Основные понятия: ядерные силы, дефект масс, энергия связи. Этапы учебного занятия I Организационный  момент II. Актуализация  знаний, полученных на  прошлом уроке ХОД УРОКА Деятельность преподавателя Деятельность студентов ­ Проверка готовности. ­ Наличие общей установки на урок Фронтальный опрос. Задает вопросы. 1. Что было получено Резерфордом при бомбардировке азота  α ­ частицами, испускаемыми радием? (Были получены протоны – ядра атома водорода) 2. Как проводились опыты по регистрации протона? (Применялся в первых опытах метод сцинтилляций – вспышек, а позднее – превращение азота ­ Самоконтроль готовности Вспоминают ранее изученный  материал. Отвечают на  вопросы.наблюдалось в камере Вильсона.) 3. Как   выглядит   превращение   ядер   благодаря   значкам   химических 4. элементов?                            (14   В каком году и кем был открыт нейтрон?   (В 1932 году Д. Чедвиком, учеником Резерфорда) 8 O + 1 7 N + 4 1H) 2 He   17 5. Какое   излучение   было   обнаружено?   (Были   обнаружены   способные преодолеть свинцовую пластину толщиной 10­20 см.) γ ­   лучи, 6. Как была названа новая частица?  (Была названа нейтроном) 7. Какова масса нейтрона и каков его символ?   (Чуть побольше 1 а.е.м., символ­  1 0 n) 2 He  12 8. Какова реакция происходит при попадании  α ­частиц в ядра бериллия?  9. 0 n)  6 C +1 4 Be + 4 (9   Что   характерно   для   нейтрона?   (Нейтрон   ­   нестабильная   частица,   не имеющая   заряда   и   за   15   мин   распадающаяся   на   протон,   электрон   и нейтрино) III.   Мотивирование   к учебной деятельности   После открытия нейтрона в опытах Чедвика советский физик Д. Д. Иваненко и немецкий учёный В. Гейзенберг в 1932 году предложили протонно­нейтронную модель ядра атома. Эта модель после многих лет исследований оказалась верной и общепризнанной.  Вопрос: В чем состоит протонно­нейтронная модель ядра? Отвечают на вопросы.   Самоопределение IV. деятельности. Целеполагание. Формулировка   темы урока. Нейтрон частица нейтральная, а протон частица имеющая заряд. Как они могут  удерживаться вместе в ядре? С помощью каких сил? Ядро устойчиво. Значит  существуют силы, удерживающие их вместе? Как их называют? Чтобы преодолеть эти силы в результате деления что нужно? А чем должны  обладать атомные ядра? (Какой­то энергией, чтобы не была нарушена связь при  образовании ядер из частиц) Всё это вы узнаете сегодня на этом уроке. Запишите,   пожалуйста,   тему   урока:   «Ядерные   силы.   Энергия   связи   атомных ядер»  В чем заключается наша цель урока сегодня? (Изучить ядерные силы. Узнать,  как рассчитать энергию связи. Отвечают на вопросы. Записывают в тетради – число  и тему урока.  Формулируют цели.V. Изучение нового  материала.   Каково строение атомного ядра? Что входит в состав атомных ядер? (протоны и нейтроны). Количество протонов и нейтронов в атомном ядре одинаково во всех  химических элементах? (Нет) Что можно сказать о количестве протонов в ядре? Как найти число нейтронов в ядре? Что такое массовое число? Отвечают на вопросы. Самостоятельная работа на листочках. Определить состав трех атомных ядер (медь, йод, железо) Фамилия, имя ______________________________________________________ Выполняют задание. (5 мин.) Cu I Fe Характеристика Зарядовое число Число протонов Заряд ядра Число электронов Порядковый   номер   в таблице Д.И. Менделеева Массовое число ядра Число нуклонов Число нейтронов Масса ядра (в а.е.м.) Обменяйтесь листочками друг с другом. Проверьте правильно ли выполнил ваш  сосед. Оцените работу. Поставьте оценку. В состав атомного ядра входят протоны и нейтроны. Ядро устойчиво. Значит  протоны и нейтроны должны удерживаться в ядре какими­то силами. Какими? Могут ли протоны и нейтроны внутри ядра удерживаться гравитационными или Проверяют и оценивают друг  друга. (взаимопроверка)электромагнитными силами? (Не могут, так как гравитационные силы слабые, а электромагнитные не могут, так как нейтроны не имеют заряда, а положительно заряженные протоны имеют силу электрического отталкивания.) Между ними действуют ядерные силы. Работа с учебником (стр. 303) ­ прочитать что такое ядерные силы и какими свойствами они обладают? Вопросы: Какие силы называются ядерными? Какими свойствами они обладают? При подведении итога о понятии ядерные силы­ фрагмент видеоурока. Проблема: Почему при расщеплении атомных ядер выделяется энергия? Что это за энергия? Для решения проблемы предлагается ответить на вопросы. По учебнику найти ответы на вопросы: (стр. 303) 1. Что такое энергия связи ядра? 2. По какой формуле можно найти энергию? (E = mc2) 3. По какой формуле находится дефект масс? (Δ M = Z mp+ N mn – Мя) 4. Что показывает энергия связи? (Энергия связи показывает на сколько  уменьшается энергия системы при образовании нуклонов) 5. Чему равна энергия связи?  (Есв = Δ M с2 = (Z mp+ N mn – Мя) с2) После этого студенты отвечают на эти вопросы устно. Совместно с  преподавателем обсуждают ответы на вопросы.  VI. Первичное  закрепление. Решить задачу на расчет энергии связи изотопа водорода­ дейтерия. Дано: 2Н 1  Найти: Есв ­? Совместное решение с преподавателем. Обсуждение хода решения. Работают с учебником­  Отвечают на вопросы.  Записывают определение и  свойства ядерных сил (слайд 2) Слушают фрагмент  видеоурока. Работают с учебником.  Отвечают на вопросы  письменно в тетрадях. Отвечают устно. 1 студент решает у доски, а  остальные в тетради.Самостоятельная работа по вариантам: А.П. Рымкевич: Сборник задач по  физике. Стр. 158 1 вариант ­ № 1281( 2 вариант ­ № 1281( 7 3 Li) 16 8 О)  VII. Д/З VIII. Рефлексия  учебной деятельности  на уроке. Обменяйтесь листочками.  Проверьте работу. Поставьте оценку. Комментирует д/з: прочитать §211 Рассчитать энергию связи для двух любых химических элементов. Преподаватель задает учащимся вопросы: Что узнали нового? Чему научились?  Достигли ли цели, которую ставили для себя в начале урока? предлагает учащимся продолжить предложение: Я узнал… Я научился… Теперь я могу… Я затруднялся… Мне понравилось…  IX. Итог урока Выставляет оценки за урок. Решают. Записывают решение в тетради.  Проверяют работу друг у друга решение (взаимопроверка) Слушают и записывают  домашнее задание. Отвечают на вопросы  преподавателя