Технологическая карта урока по химии по теме "Карбоновые кислоты" . !0 класс ( базовый уровень)
Оценка 4.6

Технологическая карта урока по химии по теме "Карбоновые кислоты" . !0 класс ( базовый уровень)

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
химия
10 кл
08.04.2019
Технологическая карта урока по химии по теме "Карбоновые кислоты" . !0 класс ( базовый уровень)
Технологическая карта урока по химии по теме "Карбоновые кислоты" 10 класс базовый уровень. Урок разработан по программе, рассчитанной на 1 час в неделю. Можно использовать и для 2х -часовой программы. Изучаются вопросы: гомологический ряд кислот, тривиальная номенклатура карбоновых кислот, основные свойства одноосновных карбоновых кислот. Тренажер для закрепления темы.
10 класс. Карбоновые кислоты..docx
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школа №449 Пушкинского района Санкт­Петербург Технологическая карта урока химии  10 класс по теме «Карбоновые кислоты.» Учитель химии  Красикова З.Ю. Санкт­Петербург, 2019 Тема урока: Карбоновые кислоты .  Задачи для ученика 1. Научится   определять   принадлежность   кислот   к классу   карбоновых   кислот.   Знать   классификацию кислот. 2. Научится   называть   карбоновые   кислоты   в соответствии с номенклатурой ИЮПАК. 3. Изучить   свойства   уксусной   кмслоты, представителя карбоновых кислот.   как 4. Научится записывать уравнения химических реакций. Характерных для карбоновых кислот. Тип урока: усвоение нового материала   термины: Опорные   понятия,  кислородсодержащие органические соединения, функциональная группа. Реакции ионного обмена. Формы контроля: самостоятельная  работа с самооценкой Задачи  для учителя Образовательные: научить определять принадлежность уксусной и других  кислот к определенному классу  органических соединений,  составлять  структурные формулы по названиям кислот и называть кислоты по  структурным формулам;  составлять уравнения реакций, характеризующих  химические свойства уксусной кислоты. Развивающие: развивать умения и навыки учащихся называть вещества по  международной номенклатуре, писать структурные формулы, уравнения  химических реакций. Воспитательные:  использовать   приобретенные   знания   в   практической деятельности и повседневной жизни для безопасного обращения с уксусной кислотой. Форма   урока:  беседа,   поиск   информации,   изложение   нового   материала, лабораторные опыты. Новые понятия:  карбоксильная группа, карбоновые кислоты Реакция  Домашнее задание  Габриелян  О.С. Химия. 10 класс. Базовый уровень: учебник учреждений/ О.С.ГабриелянМ.:Дрофа,2013 §12 №7,9 общеобразовательных для       Этап урока Деятельность учителя Деятельность ученика Используемые методы, приемы, формы Формируемые умения и навыки Приветствие,   проверка Приветствие,   сообщение беседа Развитие   умений Определена Результат взаимодействия (сотрудничества)   цель Организационный момент Введение в тему Изучение   нового материала отсутствующих, подготовки  обучающихся к уроку, сообщение темы и   цели   и   задач   урока урока,   мотивация   к деятельности, сообщение, что должны уметь и знать обучающие   к   концу урока.  Вспоминают и  анализируют  сведения о  кислотах,  систематизируют  информацию,  Объяснение новой темы.  Выполнение лабораторной работы. Приложение 1.   об дежурным отсутствующих, записывают тему, вместе с учителем формулируют цель   урока   целеполагания, планирования работы  урока,   план   работы на уроке Отвечают   на   вопросы задают учителя, вопросы,     на   которые хотят получить ответ     схем Запись взаимодействия, составление   уравнений по   схемам   химических   Повторение раекций. правил   техники безопасности. Выполнение лабораторного опыта.  Фронтальная беседа Умение Беседа, выполнение лабораторного опыта   умений анализировать информацию, взаимодействовать со   сверстниками, учителем Развитие называть органические вещества   согласно правилам   ИЮПАК, умений   составлять уравнения химических реакций, умений наблюдать и делать   выводы   по проведенным опытам.  Дано   определение кислотам. Приведены   примеры уже ранее изученных кислот.   названия названы Даны   кислот, важнейшие представители карбоновых   кислот. Определены свойства карбоновых   кислот. Составлены   схемы взаимодействий,   и уравнений химических реакций по   этим   схемам, описаны   признаки реакций. Анализ исправление ошибок,   вывод   о проделанной работе, обобщение  сведений и   Контроль   самопроверка полученных для Упражнение проверки   полученных знаний (приложение 2).    и   Поиск вариантов запись   реакций   реакций правильных ответов,   уравнений химических Фронтальная работа с классом   умений Развитие применять полученные   знания. развитие   умений самоанализа, знаний Рефлексия  Подводит   итог   урока. Предлагает   ответить   на вопрос:   что   было   самым трудным   при   изучении   как данной   полученные знания пригодятся   в   жизни. Определение   домашнего задания  (§12 №9,7) темы,   подведение   итогов своей   работы   на уроке ораекциях замещения.  Отвечают   на   вопросы учителя Фронтальная работа с классом Развитие делать выводы.   умений Запись   домашнего задания  Умение делать выводы, анализ своей работы.   Оборудование на уроке: 1. Интерактивная доска и мультимедийный проектор. 2. Лабораторное оборудование. 3. Учебник: Габриелян О.С. Химия.10  класс. Базовый уровень­ М.: Дрофа,2013. Приложение №1.  Изучение нового материала.  Предельные одноосновные карбоновые кислоты образуют гомологический ряд. Первые его представители имеют тривиальные названия. Часто эти названия указывают на природный источник, откуда впервые была получена кислота. Так, муравьиную кислоту шведский химик Карл Шееле   впервые   выделил   из   муравьев,   уксусная   кислота   входит   в   состав   уксусу,   масляная   придает   неприятный   привкус   прогорклому сливочному маслу, капроновая ( от лат. capra ­  коза ) найдена в козьем молоке. Муравьиная   кислота   ядовита,   при   попадании   на   кожу вызывает  сильные   ожоги.  Даже   очень  небольшие  количества  этого  вещества,  содержащиеся   в  выделениях   муравьев,   чувствительны   для человека. работе с уксусной кислотой. Пораженный участок обработать раствором питьевой соли. Уксусная кислота тоже чрезвычайно опасна при попадании на кожу, поэтому необходимо соблюдать меры безопасности при Гомологический ряд карбоновых кислот Структурная формула    CH2­СOOH HCOOH CH3COOH CH3 –  CH 3­  CH2­CH2­COOH CH3­CH2­CH2­CH2­COOH CH3­CH2­CH2—CH2­CH2­COOH Общая структурная формула  R ­ COOH Молекулярная  формула CH2O2 C2H4O2 C3H6O2 C4H8O2 C5H10O2 C6H12O2 CnH2nO2  или CnH2n+1COOH Тривиальное название муравьиная уксусная пропионовая масляная валериановая капроновая Название по международной  номенклатуре метановая этановая пропановая бутановая пентановая гексановая В таблице черным цветом заполняет учитель на доске заранее, красным  ученики при работе у доски По итогам заполнения таблицы составляют общую формулу кислот, определяют функциональную группу. Множество кислот имеет свою классификацию. Кислоты можно разделить на группы по нескольким признакам: ­ состав радикала: предельные, непредельные, ароматические. ­количество карбоксильных групп: одноосновные, двухосновные, многоосновные  Особо выделяют группы так называемых жирных кислот ( см учебник на стр  ) Химические свойства уксусной кислоты Инструкция при проведении лабораторного опыта 1. Ознакомьтесь со свойствами выданной вам уксусной кислоты : отметьте ее цвет, запах, растворимость в воде. Пользуясь индикатором,  2. определите кислотность приготовленного раствора.  Изучите отношение уксусной кислоты к магнию, оксиду меди (II), гидроксиду меди (II), карбонату натрия, этиловому спирту. Что  наблюдается в каждом случае? Напишите уравнения реакций в тетради 3. Определите принадлежность полученных веществ к определенному классу 4. Выделите общие и особенные свойства карбоновых кислот 2CH3COOH + Mg = (CH3COO)2Mg + H2                         акт.Ме             соль 2CH3COOH + CuO = (CH3COO)2Cu+ H2O                        осн. оксид          соль 2CH3COOH + Cu(OH)2 = (CH3COO)2Cu+2 H2O                         основание              соль 2CH3COOH + Na2CO3 = 2CH3COONa+ H2O + CO2                   соль соль                                      Соли уксусной кислоты   ­­ ацетаты.  Соли муравьиной кислоты – формиаты      HCOONa – формиат натрия CH3COOH + С2H5OH = 2CH3COOC2H5+ H2O                           спирт         Сложный эфир Вывод: для карбоновых кислот характерны все общие свойства неорганических кислот: они реагируют с активными металлами,  основными оксидами, основаниями, солями. Особенное свойство – взаимодействие со спиртом                 Приложение №2. Ответьте на вопросы 1. С какой целью выделяют муравьиную кислоту некоторые животные ( например муравьи) и растения ( например крапива)? 2. Почему при укусах муравьев, пчел и ожоге крапивой рекомендуют пораженный участок обработать раствором питьевой соды? Выполните задания 1. Назовите по международной номенклатуре следующие карбоновые кислоты: а) CH3­CH(CH3)­COOH б) CH3­CH2­C(CH3)2­COOH         2. Составьте структурные формулы следующих карбоновых кислот:               а) 2­этилбутановой кислоты               б) 3­метилпентановой кислоты              в) гексановой кислоты               г) 2,2­диметилбутановой кислоты          Какие из этих веществ являются изомерами? Выберите правильный ответ 1. Вещество, формула которого C3H6O2 ,  относится к классу 1) алканов             2) спиртов           3) карбоновых кислот 2. Формула метановой кислоты 1) HCOOH                    2) CH3COOH          3) CH3CH2COOH 3. Функциональную группу –COOH содержат 1) Спирты                      2) карбоновые кислоты         3) альдегиды 4. Гомологом пропановой кислоты является 1) С15H31COOH               2) C17H33COOH                      3) C17H31COOH 5. Карбоксильная группа содержится в молекуле 1) Метанола                     2) уксусной кислоты              3) уксусного альдегида 6. При укусе пчелы пораженный участок  обработать раствором 1) Питьевой соды            2) спирта                                 3) уксуса 7. Для карбоновых кислот характерна изомерия 1) Положения кратных связей           2) углеродного скелета        3) геометрическая 8. С каким из металлов не реагирует уксусная кислота 1) Магний               2) серебро              3) цинк 9. Уксусная кислота реагирует с 1) Кислотными оксидами              2) несолеобразующими оксидами         3) основными оксидами 10. В реакцию «серебряного  зеркала»  вступает 1) уксусная кислота            2) муравьиная кислота          3) пропионовая кислота

Технологическая карта урока по химии по теме "Карбоновые кислоты" . !0 класс ( базовый уровень)

Технологическая карта урока по химии по теме "Карбоновые кислоты" . !0 класс ( базовый уровень)

Технологическая карта урока по химии по теме "Карбоновые кислоты" . !0 класс ( базовый уровень)

Технологическая карта урока по химии по теме "Карбоновые кислоты" . !0 класс ( базовый уровень)

Технологическая карта урока по химии по теме "Карбоновые кислоты" . !0 класс ( базовый уровень)

Технологическая карта урока по химии по теме "Карбоновые кислоты" . !0 класс ( базовый уровень)

Технологическая карта урока по химии по теме "Карбоновые кислоты" . !0 класс ( базовый уровень)

Технологическая карта урока по химии по теме "Карбоновые кислоты" . !0 класс ( базовый уровень)

Технологическая карта урока по химии по теме "Карбоновые кислоты" . !0 класс ( базовый уровень)

Технологическая карта урока по химии по теме "Карбоновые кислоты" . !0 класс ( базовый уровень)

Технологическая карта урока по химии по теме "Карбоновые кислоты" . !0 класс ( базовый уровень)

Технологическая карта урока по химии по теме "Карбоновые кислоты" . !0 класс ( базовый уровень)

Технологическая карта урока по химии по теме "Карбоновые кислоты" . !0 класс ( базовый уровень)

Технологическая карта урока по химии по теме "Карбоновые кислоты" . !0 класс ( базовый уровень)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.04.2019