Технологическая карта урока по изобразительному искусству в 5 классе
Оценка 4.7
Разработки уроков
doc
изобразительное искусство
5 кл
11.11.2018
Методическая разработка (технологическая карта урока) ориентирована на развитие компетенций в области освоения культурного наследия, на формирование у обучающихся целостных представлений об исторических традициях и ценностях русской художественной культуры на примере нижнетагильской росписи по металлу.
Технологическая карта урока по изобразительному искусству 5 класс.doc
Пояснительная записка
Формирование осознанного, уважительного отношения к истории,
культуре, ценностям народов России, развитие эстетического сознания через
освоение художественного наследия народов России – одна из задач, которые
должен решать учитель изобразительного искусства.
В содержании учебного предмета «Изобразительное искусство» в
разделе «Народное творчество – неиссякаемый источник самобытной красоты»
обязательны для изучения композиционное, стилевое и цветовое единство в
изделиях народных промыслов (искусство Гжели, Городецкая роспись, Хохлома,
Жостово, роспись по металлу, щепа, роспись по лубу и дереву, тиснение и резьба
по бересте).
Основная нравственнопедагогическая идея урока – ознакомить
обучающихся с местной уральской художественной росписью по металлу,
имеющую свою историю, технику росписи, свои особенности, свои секреты.
Цель данного урока (педагогическая):
формирование умений
выполнять
нижнетагильской художественной росписи.
декоративные элементы и растительные узоры
в технике
Задачи урока (педагогические):
Смотивировать обучающихся на освоение
техники нижнетагильской
художественной росписи;
Ознакомить обучающихся с особенностями данного народного промысла;
Научить применять практически приемы нижнетагильской росписи, используя
определенный алгоритм.
Планируемые результаты.
Ученик научится:
выстраивать
декоративные композиции в традиции народного искусства (нижнетагильской
художественной росписи); находить общие черты в единстве материалов, формы и
декора,
конструктивных декоративных изобразительных элементов в произведениях народных и современных промыслов; различать и характеризовать
народный художественный промысел России.
Формируемые УУД: Умение сравнивать, обобщать, группировать,
классифицировать, устанавливать аналогии, самостоятельно выбирать основания и
критерии для классификации и делать выводы, принимать и сохранять учебную
цель и задачу, умение формулировать свое мнение, умение полно и точно выразить
свои мысли.
Цель урока (для обучающихся): научиться выполнять растительный
узор из декоративных элементов в стиле нижнетагильской росписи.
Задачи урока (для обучающихся):
1. Сравнить особенности жостовской и нижнетагильской росписи.
2. Классифицировать нижнетагильские подносы по форме, фону,
расположению цветочного узора.
по
3. Уметь выполнять декоративные элементы в технике двойного махового письма
из декоративных элементов в стиле
4.Выполнить растительный узор
нижнетагильской росписи.
Ресурсы для проведения занятия: компьютер, проектор, экран,
колонки, принтер (катридж с цветными чернилами)
К уроку необходимо подготовить (для учителя):
Рекламный видеоролик о нижнетагильской росписи
занятию с заданиями (Приложение 1), в этом случае распечатать бланки для записи
Рекомендуется при наличии компьютера в кабинете использовать слайды к
При отсутствии компьютера распечатать задания на цветном принтере
ответов обучающимися (Приложение 2)
(Приложение 3) – на каждого обучающегося.
Работы обучающихся из методического фонда кабинета
Выставка произведений П.П. Бажова (иллюстрированные)
2 К уроку необходимо подготовить (для обучающихся):
Альбомы, гуашь, палитра, салфетки
3 Предмет:
Изобразительное искусство
Технологическая карта урока изобразительного искусства
Класс: 5
Тип занятия: урочное
Автор программы: Ломов С.П.
Тема учебного раздела:
Декоративноприкладное искусство. Народные
художественные промыслы
Тема занятия:
Нижнетагильская роспись по металлу
Педагогические риски:
Отсутствие у обучающихся необходимых
материалов инструментов для
выполнения творческой работы
Цель занятия: формирование умений
выполнять декоративные элементы и
растительные узоры в технике
нижнетагильской росписи.
Задачи занятия:
1. Сравнить
особенности
жостовской и
нижнетагильской
росписи.
2. Классифицировать
нижнетагильские
подносы по форме,
фону, по расположению
цветочного узора.
3. Уметь выполнять
декоративные элементы
в технике двойного
махового письма
4 Планируемые образовательные результаты
Предметные: Умение выполнять
декоративные элементы, растительные
узоры в стиле нижнетагильской росписи
по металлу
Метапредметные: Умение сравнивать,
обобщать, группировать, классифицировать,
устанавливать аналогии, самостоятельно
выбирать основания и критерии для
классификации и делать выводы
4.Выполнить
растительный узор из
декоративных
элементов в стиле
нижнетагильской
росписи.
Личностные:
Знание истории, языка,
культуры своего народа,
своего края,
Умение украсить
самодельный подарок
(закладку, открытку,
фоторамку), предметы
быта (подставка для
горячей посуды,
разделочная доска) в
стиле нижнетагильской
художественной
росписи
Решаемые учебные проблемы: Каковы характерные признаки нижнетагильской росписи по металлу?
5 Основные понятия, изучаемые в ходе занятия: техника двойного махового письма, красная тагильская роза
Деятельность учителя:
педагогический
инструментарий, формы
работы
Содержательный раздел
Содержание деятельности обучающихся
Выполняемые задания
Универсальные
учебные действия
1 этап занятия: Мотивирование к учебной деятельности.
Регламент этапа: 3 минуты
Базовый уровень:
Вопрос к учащимся:
Как вы думаете, о чем идет речь,
какую информацию вы получили
из этого рекламного ролика?
Содержание этапа:
Создание эмоционального
настроя,
Сообщение темы и цели
урока в форме рекламного
ролика (как вариант
рекламы
форме
аудиозаписи), организует
погружение в проблему
в
Цель этапа: актуализация знаний о жостовской
росписи по металлу, являющихся опорой
Повышенный уровень:
Универсальные
учебные действия:
Регулятивные УУД:
принимают и сохраняют
учебную цель и задачу
Коммуникативные
УУД: умение полно и
точно выразить свои
мысли
2 этап занятия: Подготовка учащихся к работе на основном этапе
Регламент этапа: 7 минут
Цель этапа: развитие умений сравнивать
особенности двух видов росписи по металлу
6 Содержание этапа:
Организация
самостоятельной работы с
учебником, карточки с
таблицей для выполнения
задания
Базовый уровень:
Задание. Сравните характерные
особенности жостовской и
нижнетагильской росписи.
Запиши ответ в виде таблицы.
Нижне
тагильская
роспись
Жостовская
роспись
Роспись
выполняется в
несколько
этапов
Роспись
выполнялась
кистью
На подносах
изображались
цветочные
композиции,
пейзажи,
сюжеты,
натюрморты
Повышенный уровень:
Задание.
Сформулируйте
признаки, по которым
можно сравнить
жостовскую роспись по
металлу и
нижнетагильскую
роспись.
Сделайте вывод.
Универсальные
учебные действия:
Регулятивные УУД:
умение удерживать
задачу, распределить
время на выполнение
задания, соотнести
полученный результат с
требуемым результатом
Познавательные УУД:
умение работать с
информацией,
ориентироваться в своей
системе знаний: отличать
новое от уже известного,
выделять главное,
второстепенное,
анализировать с целью
выделения признаков,
обобщать
Коммуникативные
УУД: умение полно и
точно выразить свои
мысли в соответствии с
задачами
7 Расписывались
только
подносы
3 этап занятия: Изучение новых знаний, необходимых для формирования умений.
Регламент этапа: 5 минут
Содержание этапа:
Организация
индивидуальной работы
Использование заданий
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
(задания на слайдах) при
наличии компьютера и
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
(раздатка).
При отсутствии в
кабинете компьютера
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Базовый уровень:
Задание. У нижнетагильских
мастеров по росписи подносов
свои секреты. Внимательно
рассмотри предложенные
изображения нижнетагильских
подносов с цветочными
композициями. Ответь на
следующие вопросы:
1.
Проанализируй, какие по
форме бывают нижнетагильские
подносы?
2.
Назови, какие цвета
традиционно используются
нижнетагильскими мастерами
для фона?
Универсальные
учебные действия:
Регулятивные УУД:
умение удерживать
задачу, распределить
время на выполнение
задания, соотнести
полученный результат с
требуемым результатом
Цель этапа: развитие умений классифицировать по
предложенным признакам, умений самостоятельно
выбирать основания и критерии для классификации
Повышенный уровень:
Задание. У
нижнетагильских
мастеров по росписи
подносов свои секреты.
Внимательно рассмотри
предложенные
изображения
нижнетагильских
подносов с
растительными
композициями. По каким
признакам можно
сгруппировать и
классифицировать
нижнетагильские
Познавательные УУД:
умение работать с
информацией, выделять
главное, второстепенное,
анализировать с целью
выделения признаков,
8 подносы?
обобщать,
классифицировать
3.
Есть различные варианты
расположения цветочного узора
на подносе («букет», «венок»,
«ветка»). Определите, на каких
подносах цветочная композиция
выполнена в форме «букета», а
на каких – в форме «венка» или
«ветки». Заполни таблицу
(запиши номера изображений во
второй столбец).
Вариант
Номер
расположения
изображения
цветочного
узора
подноса
«Букет»
«Венок»
«Ветка»
4 этап занятия: Ознакомление с новыми умениями, показ образца формирования умений
Регламент этапа: 5 минут
Содержание этапа:
Демонстрация учителем
приемов выполнения
Базовый уровень:
Задание. Запомнить
последовательность выполнения
Цель этапа: формирование умений выполнять
декоративные элементы нижнетагильской росписи в
технике двойного махового письма
Повышенный уровень:
Универсальные
учебные действия:
Регулятивные УУД:
9 декоративного
изображения
растительного узора
основных декоративных
элементов росписи, технику их
выполнения
5 этап занятия: Творческое применение знаний и умений
Регламент этапа: 20 минут
Содержание этапа:
Организация творческой
работы учащихся.
Базовый уровень:
Задание. Выполните цветочную
композицию в стиле
нижнетагильской росписи.
умение удерживать
задачу, соблюдать
алгоритм действий
Цель этапа: формирование умений выполнить
растительный узор из декоративных элементов в
стиле нижнетагильской росписи.
Повышенный уровень:
Универсальные
учебные действия:
Регулятивные УУД:
самостоятельно ставит
цель предстоящей
творческой работы,
обдумывает замысел,
реализует его, оценивает
результат своего труда и
работы одноклассников, а
по необходимости
осуществляет коррекцию,
уточнение своего
рисунка.
Познавательные УУД:
умение выполнять
декоративные элементы
10 нижнетагильской
росписи, применяя
особенности техники;
составлять
выразительные цветочные
композиции из
декоративных элементов,
осознанно выбирает
необходимый
художественный
материал
Коммуникативные
УУД: умение обсуждать
индивидуальные
результаты
художественно
творческой деятельности
6 этап занятия: рефлексия обучающихся в отношении успешности деятельности на занятии
Регламент этапа: 3 минуты
Цель этапа: анализ и оценка успешности
достижения цели
Содержание этапа:
Учитель
предлагает
обучающимся продолжить
фразы (на слайде)
Задание.
Сегодня на уроке
Продолжи фразы:
Узнал…
Понял…
Регулятивные УУД:
умение находить свои
ошибки, и выявлять
причины
11 Удивился…
Научился…
Мне было трудно…
У меня не получилось…,
потому что…
Сделал ошибки, потому
что…
Мне понравилось…
Коммуникативные
УУД: Умение
формулировать свое
мнение, аргументировать
его
7 этап занятия: Информация о домашнем задании
Регламент этапа: 2 минуты
Содержание этапа:
Информация о домашнем
задании, инструкция о его
выполнении
Цель этапа: развитие познавательного интереса к
истории родного края и к творчеству уральского
писателя П.П. Бажова
Повышенный уровень:
Задание.
Базовый уровень:
Задание.
Нижнетагильские
подносы покрывали особым
лаком,
который назывался
«хрустальным». Мастера хранили
рецепт изготовления лака в
строгом секрете. Но появился
человек,
хотел
который
заполучить этот секрет.
1. Прочитай сказ П.П. Бажова
«Хрустальный лак».
2. Сформулируй главную мысль
1. Прочитай сказ П.П.
Бажова «Хрустальный
лак».
1. Подбери пословицу или
поговорку, которая могла
бы стать эпиграфом к
сказу П.П.Бажова
«Хрустальный лак».
Аргументируй свой
выбор
Универсальные
учебные действия:
Регулятивные УУД:
Познавательные УУД:
умение выделять главную
мысль художественного
текста
Коммуникативные
УУД: Умение
формулировать свое
мнение, аргументировать
его
12 этого сказа.
13 Презентация (на слайдах задания базового и повышенного уровня)
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
14 ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Задание № 1
1. Внимательно рассмотри на слайде №1 предложенные изображения
нижнетагильских подносов с цветочными композициями.
2. Закончи следующие предложения.
а) Нижнетагильские подносы по форме бывают
_________________________
________________________________________________________________
___
б) Нижнетагильскими мастерами для фона традиционно используются
такие цвета:
_______________________________________________________
________________________________________________________________
___
3. Есть различные варианты расположения цветочного узора на подносе
(«букет», «венок», «ветка»). Определите, на каких подносах цветочная
композиция выполнена в форме «букета», а на каких – в форме «венка»
или «ветки». Ответ запиши в таблицу (номера изображений запиши во
второй столбец).
Вариант расположения
цветочного узора
Номер изображения
подноса
«Букет»
«Венок»
«Ветка»
Задание № 2
У нижнетагильских мастеров по росписи подносов свои секреты и
особенности.
15 Внимательно рассмотри на слайде № 2 предложенные изображения
нижнетагильских подносов с растительными композициями. По каким
признакам можно сгруппировать и классифицировать нижнетагильские
подносы?
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Задание (базовый уровень)
4. Внимательно рассмотри предложенные изображения нижнетагильских
подносов с цветочными композициями.
5. Закончи следующие предложения.
16 а) Нижнетагильские подносы по форме бывают
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
б) Нижнетагильскими мастерами для фона традиционно используются
такие цвета:
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
6. Есть различные варианты расположения цветочного узора на подносе
(«букет», «венок», «ветка»). Определите, на каких подносах цветочная
композиция выполнена в форме «букета», а на каких – в форме «венка»
или «ветки». Ответ запиши в таблицу (номера изображений запиши во
второй столбец).
Вариант расположения
цветочного узора
Номера
изображения
подносов
«Букет»
«Венок»
«Ветка»
17 Задание (повышенный уровень)
У нижнетагильских мастеров по росписи подносов свои секреты и
особенности.
Внимательно рассмотри предложенные изображения
нижнетагильских подносов с растительными композициями. По каким
признакам можно сгруппировать и классифицировать нижнетагильские
подносы?
18 19
Технологическая карта урока по изобразительному искусству в 5 классе
Технологическая карта урока по изобразительному искусству в 5 классе
Технологическая карта урока по изобразительному искусству в 5 классе
Технологическая карта урока по изобразительному искусству в 5 классе
Технологическая карта урока по изобразительному искусству в 5 классе
Технологическая карта урока по изобразительному искусству в 5 классе
Технологическая карта урока по изобразительному искусству в 5 классе
Технологическая карта урока по изобразительному искусству в 5 классе
Технологическая карта урока по изобразительному искусству в 5 классе
Технологическая карта урока по изобразительному искусству в 5 классе
Технологическая карта урока по изобразительному искусству в 5 классе
Технологическая карта урока по изобразительному искусству в 5 классе
Технологическая карта урока по изобразительному искусству в 5 классе
Технологическая карта урока по изобразительному искусству в 5 классе
Технологическая карта урока по изобразительному искусству в 5 классе
Технологическая карта урока по изобразительному искусству в 5 классе
Технологическая карта урока по изобразительному искусству в 5 классе
Технологическая карта урока по изобразительному искусству в 5 классе
Технологическая карта урока по изобразительному искусству в 5 классе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.