Технологическая карта урока по литературному чтению К.Г.Паустовский «Растрёпанный воробей» (3 класс)

  • Разработки уроков
  • docx
  • 30.01.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Технологическая карта урока по литературному чтению в 3 классе К.Г.Паустовский «Растрёпанный воробей». Тип урока - комплексное применение знаний и умений. Цель урока - создать условия для формирования умения осмысленного чтения литературных произведений на примере произведения К.Г.Паустовского "Растрёпанный воробей" и понимания поступков и состояния героев.Технологическая карта урока по литературному чтению в 3 классе К.Г.Паустовский «Растрёпанный воробей»
Иконка файла материала Технологическая карта урока по литературному чтению в 3 классе.docx
Технологическая карта урока по литературному чтению в 3 классе К.Г.Паустовский «Растрёпанный воробей»Пояснительная записка Тема урока Место урока Тип урока Цель урока Задачи урока К.Г.Паустовский "Растрёпанный воробей" Глава "Сравниваем прошлое и настоящее", 2­ой урок комплексное применение знаний и умений создать   условия   для   формирования   умения   осмысленного чтения   литературных   произведений   на   примере произведения   К.Г.Паустовского   "Растрёпанный   воробей"   и понимания поступков и состояния героев   учить анализировать художественный текст и на этой основе формировать умение осмысленно воспринимать литературные произведения;  учить   детей   видеть   произведение   глазами   автора   и высказывать собственную точку зрения;   развивать интеллектуальные, творческие способности, эмоциональную сферу, расширять кругозор, приобщая к ценностям русской литературной классики;  совершенствовать   умение   давать   характеристику героя;   формировать умение видеть роль цветовых эпитетов в создании   романтической   атмосферы   произведения; развивать   память,   речь,   обогащать словарный запас учащихся;   мышление,  воспитывать  общую культуру, умение сочувствовать, сопереживать,   определять   действительную   доброту, любить и беречь природу Методологи­ ческая база УМК "Перспективная начальная школа" Н.А.Чуракова "Литературное чтение 3 класс" В   учебник   заложен   искусствоведческий   материал (репродукции   картин),   учебники   предполагают   систему интерактивной   связи,   использование   функциональных пиктограмм:   «Выскажи   предположение»,   «Загляни   в словарик   в   конце   учебника»,   «Воспользуйся   лупой», «Загляни   в   Интернет»   и   др.В   учебниках   используется маркирование текста с помощью голубого и жёлтого цветов (вертикальные полоски – чтение по цепочке, горизонтальные – прямая речь, диалог); выделение цветом сюжетных линий; обозначение   разными   цветами   настроения,   эмоций   героев произведений.На   уроке   учащиеся   научатся   добывать   новые   знания, находить   ответы   на   вопросы,   используя   учебник,   словарь, свой жизненный опыт; аргументировать своё предложение; ориентироваться в нравственном содержании прочитанного; осознавать   сущность   поведения   героев,   самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами Обоснование преимуществ преодоления проблем, трудностей   с помощью данной разработки Оборудование Н.А.Чуракова   «Литературное   чтение   3   класс»; мультимедийная презентация (Приложение 1); карточки для работы   в   паре   (Приложение   2);   портрет   К.Паустовского (Приложение 3); репродукции картин (Приложение 4) Олицетворение, сравнение, писатель Основные понятияЭтап урока 1.Мот иваци я   к учебн ой деяте льнос ти Форми руемые УУД Личнос тные  УУД:  самооп ределе ние.  Комму никати вные:  планир ование  учебно го  сотруд ничест ва с  учител ем и  сверстн иками. Технологическая карта урока Цель  Деятельность учителя Деятельность ученика 1)мотивиро вать учащихся   к учебной деятельност и посредство м   создания эмоциональ ной обстановки; 2)создать условия для возникновен ия у учащихся внутренней потребност и включения в учебную деятельност ь   Были­были­небылицы  Продолжаем изучать.  Будем четко ход событий  В произведениях отмечать.        "Тот Эпиграф   не писатель, кто не прибавил к зрению человека хотя бы немного зоркости" К.Паустовский ­Как   понимаете   эти слова? ­В   кого,   во   что   будем всматриваться, вслушиваться? ­Я вам помогу!   Этот текст нужно не просто   читать, а вчитываться, всматриваться, т.е.   быть   очень внимательными, и   тогда   мы увидим   что­то новое для себя. Будем всматриваться   в героев,   в   их взаимоотношени я,   наблюдать художественные особенности текста. 2.Акт 1)актуализи 1) Игра «Птичьи рифмы».  Находят   ответы Регулятив ные: целепо лагание . Познав ательн ые: постан овка вопрос ов. Комму никати вные: выраба тывать навык слушат ь и дополн ять   уализ ация знани й   и фикса ция затру днени я   в пробн ом дейст вии     ровать учебное содержание, необходимо е для восприятия нового материала; 2)мотивиро вать к пробному учебному действию; 3)организов ать самостояте льное выполнение пробного учебного действия – рифмы В забавные рифмы со  мной поиграйте,  Я начинаю, а вы  продолжайте:  Сегодня дятел без очков,  Не видит дятел…  (червячков).  Тает снег, бегут ручьи,  В гости к нам спешат…  (грачи).  От важности слегка надут, Гуляет по двору…  (индюк).  На кур он смотрит с  высока,  Не замечает … (петуха).  Слетелись к кормушке  разные птички,  Среди них есть и …  (синички).      со Работа 2) скороговоркой.  Три   вороны   спозаранку подрались из­за баранки.  •   Чтение   в   обычном режиме.  • Быстро, по рядам.  •   С   вопросом, восклицанием   с   Давайте, ­   ребята, вспомним, какую главу мы начали с вами изучать?  ­ Рассказ какого писателя мы   на   прошлом   уроке читали? ­   Проверяем   домашнее задание. Какой рассказ К. Паустовского   вам   был задан на дом?   Дети   выполняют упражнение «Сравниваем прошлое   настоящее» и К.Г.Паустовског о   К. Рассказ Паустовского «Растрепанный воробей»   читать3.Выя влени е места и причи ны затру днени я 4.Пос троен ие проек та выход а   из затру днени я 5.Реа лизац ия постр оенно го проек та 1)организов ать фиксацию места, возникло затруднение   где 1)в коммуникат ивной форме организоват ь построение учащимися проекта будущих учебных действий 1)организов ать реализацию построенног о проекта; 2)организов ать фиксацию преодолени я затруднения     Почему ­   Время   бежит   –   жизнь меняется, мы меняемся… А   что   же   остаётся неизменным? ­   Ребята,   а   что   такое ИСТОРИЯ? ­ рассказ "Растрёпанный   воробей" помещён главе "Сравниваем   прошлое   и настоящее?" ­Что   означает   слово СЧАСТЬЕ для каждого из героев рассказа? ­Как   же   нам   ответить   на эти   вопросы?   Что   для этого нужно сделать? в         Что показалось   мне, героев   Назовите   ­ удивительным? необычным? смешным?  ­ пожалуйста, рассказа.  ­ Какие чувства они у вас вызвали? ­   Давайте   попробуем охарактеризовать каждого из   этих   героев.   Какая Маша? Характеристика   Маши, подтверждая каждое   и   подготовиться к анализу Предположения учащихся ­Надо вспомнить героев произведения, вспомнить   то, что уже знаем. Маша, воробей и ворона    Маша   –   добрая она девочка, заботится о раненом воробье.   «Маша принесла   Пашку   Комму никати вные:  участи е в  коллек тивном обсужд ении  пробле м   Регуля тив ные: готовн ость   к обсужд ению Личнос тные: эмоцио нальна я реакци я   на текст. Познав ательн ые: провер ка своихвыборочным (добрая,   качество чтением. любознательная, впечатлительная)   предпо ложени й. Регуля тив ные: самост оятель но делают выводы . Комму никати вные: инициа тивное сотруд ничест во   в поиске и выборе инфор мации     домой, пригладила   ему перья   щеткой, накормила   и выпустила». Очень переживает,   что по   ее   вине расстроилась мама:   «А   мама, когда возвратилась   из театра, так долго   плакала, что вместе с ней заплакала и Маша».  Любознательная. Это   видно   из какие того,     вопросы ее волнуют:   «И было   непонятно, как   с   такого черного   неба может   слетать такой белый снег. И еще было непонятно, почему   среди зимы   и   морозов распустились   у мамы на столе в корзине   красные большие   цветы. Но   непонятнее всего была седая ворона…». Именно   из­за Машиной любознательност и случилось так,и за в   как   она что ворона унесла   мамин букетик:   «Маше было любопытно посмотреть,   как ворона протискивается в форточку. Она этого ни разу не видела.   Маша влезла   на   стул, открыла   форточку спряталась   шкафом. Впечатлительная . Это ярче всего проявляется   во время спектакля, том, воспринимает то, что происходит   на сцене: «Золушка!»   ­ тихо вскрикнула Маша   и   уже   не могла оторваться   от сцены».   Это проявляется   и   в том,   как   Маша воспринимает музыку:   «Было очень   хорошо, что   музыка   все время только то и   делала,   что печалилась   и радовалась   за маму. Как будтовсе эти скрипки, гобои, флейты и тромбоны   были живыми добрыми существами». Машина   мама   – балерина:   «… она   танцевала   в театре, но никогда не брала с   собой   туда Машу»,   «Все последние   дни мама волновалась. Она   готовилась впервые танцевать Золушку и обещала взять на первый же спектакль Петровну Машу». Нянюшка Петровна находится постоянно рядом с Машей, что она уже   пожилой человек. Что она добрая и немного строгая. и         еще   раз ­Что   известно   нам   о   ее семье: о маме, папе и няне Петровне? Учащиеся   внимательно просматривают   текст   и отвечают на вопросы:  – Кем был Машин отец?  Машин отец был моряком, что   потом     «ушел   на войну, потопил несколько фашистских кораблей, два раз   тонул,   был   ранен,   но остался жив. А теперь он опять далеко, в стране со странным названием «Камчатка»,   и   вернется нескоро, только весной».  ­ Что можем сказать про ее маму?  ­   Что   известно   нам   про няню Петровну?      у ­   Переходим   к   птицам. Как   Маши складываются   отношения с птицами: с вороной и с воробьем Пашкой? пересказ (короткий некоторых эпизодовСначала текста) ­ дадим характеристику     вороне: какая   она?   Что   про   нее говорят? –   Что   вызывает   она   у Маши?   Ворона вызывает у Маши большой интерес.   Она кажется   девочке непонятной, загадочной. Маша,   вместе   с Петровной, видит часто мокрые следы на столе, оставленные вороной,   когда никого   нет   в комнате. Сначала   Маша наблюдает   за вороной из окна, «…   непонятнее всего была седая ворона.   Она сидела   на   ветке за   окном   и смотрела,   не моргая, на Машу».   Затем Маша открывает и форточку прячется за   чтобы шкаф, «посмотреть, как протискивается в   форточку». Этот эксперимент заканчивается большой неприятностью: похищен   мамин стеклянный ворона­ Расскажи, что ты знаешь про   Пашку?   Каков характер Пашки?  –   А   какие   отношения   у Маши с воробьем?  букетик, подарок отца.  с Он     ловкий, умный,   смелый, шустрый, что он обожает Машу  Отношения Маши   воробьем Пашкой дружские. Пашка благодарен Маше за то, что она   его   кормит. Воробей постоянно пытается выразить девочке   свою признательность: гусеницу то в принесет подарок, то вещи, украденные вороной, старается вернуть.   Не случайно именно Пашка возвращает стеклянный букетик Машиной маме.        ­   Какие   качества   Пашки автор   хотел   подчеркнуть словами «…как маленький пушистый снаряд?»   Какой   приём     СравнениеРасскажите, и в пушистом использует автор? Отвагу, независимость, стремительность, особенно привлекательные удивительные маленьком   тельце.  ­ что случилось с Пашкой, и как он оказался у Маши дома? ­ Что предпринял Пашка, узнав о воровстве вороны?   Найдите тексте описание нападения воробьев   на   жилище вороны?  ­Подумайте, что изменилось   бы,   если   из произведения  вдруг  исчез этот   эпизод.   Поделитесь своими   мыслями   друг   с другом.  в       ­Успеха   добивается   лишь тот,   кто   действует. Соответствует   ли   это высказывание   поступку Пашки?  ­Почему   маме   Маши   был дорог   маленький   букет цветов,   сделанный   из тонкого стекла? ­ Найдите в тексте слова, которые   говорил   папа, когда   дарил   маме   этот букет.  Выборочное чтение Работа в парах.    подарил Его   Машин маме отец.   Он   был и моряком привез этот букетик из какой­то далекой страны        Выразительное чтение эпизода    этого­   К   какому   важному событию готовилась мама Маши? ­   Что   достала   мама   из сундука   за   два   дня   до спектакля? ­ Почему Маша не смела дотрагиваться   до   него даже мизинцем. ­   Прочитайте   описание кузнеца в начале сказки. ­ Что  необычного  в этом описании?   Какой   приём использует автор?  Мама   Маши была   балериной в   театре.   Она готовилась впервые танцевать Золушку  Подарок папы  Потому   что   он   был очень хрупкий   и Олицетворение  Кузнец наделяется чувствами желаниями человека: «Кузнец   ударил по   наковальне восемь раз, хотел   ударить   в девятый, но рука у него вздрогнула…»     ­   Перечитайте   абзац, начинающийся со слов: «В этот вечер букет лежал за спиной у Маши…» ­ Найдите в сказке слова, которые помогают понять, что явления окружающего мира – дом, сад   за   окнами,   каменный лев у ворот, зима – в этом произведении все       Каменный   лев, что сидел внизу; не   спали   только Маша, отопление и зима;   отопление тихонько пищало   свою тёплую   песню; зима   все   сыпала и   сыпала   с   небаодушевляются. тихий снег.  Размышления Пашкиного деда, старого   воробья Чичкина  Это исчезновение извозчиков появление автомобилей   в городах    и   Жизнь   меняется с течением времени   и   эти изменения называются ИСТОРИЕЙ   Дети   выбирают из ряда вариантов   свой ответ   ответа   и обосновывают свой выбор: Разноцветный, унылый, сказочный, однотонный, яркий,   весёлый, необыкновенный , контрастный. ­   Как   исторические изменения   сказались   на жизни воробьев?    важном ­   О   каком   историческом   событии упоминается в рассказе? ­ А что такое история?        В рассказе ­ К.Паустовского   много цветовых эпитетов. Закрасьте   клеточки   тем цветом, который указан в тексте. (фрагмент   1:   черный,   белый,   красный,   серый; фрагмент   2:   голубой, розовый, золотой, лунный)     Каким   ­ рассказ получился по настроению и по цвету?  Подведение рассказ   цветовым получился необыкновенно­ красочным,   волшебным   и т. д. итогов: благодаря эпитетам­ У Паустовского рассказ получился   веселый   или печальный?   Веселый, счастливый, смешной.    ­   Почему   же   его персонажи   так   часто плачут?   От   чего   обычно плачут люди?  ­   Найдите   эпизоды,   где персонажи рассказа плачут,   перечитайте   их   и подумайте,   от   каких чувств и переживаний они плачут. слова (На   счастье, ­подсказки: боль, душевная печаль, восхищение, сочувствие,   сожаление   о прошлом, горькие воспоминания о любимом) доске           От   горя,   от обиды, от боли и т.д   В   результате самостоятельны х поисков должны   быть найдены следующие   три фрагмента текста: «Пашка   лежал   в кармане,   моргал глазами и плакал от   обиды   и голода». «А   мама,   когда возвратилась   из театра, так долго   плакала, что вместе с ней заплакала и Маша». «... люди   улыбнулись   про себя   и   только недоумевали, почему счастливой Золушки глазах слёзы». Дети зачитывают указанные на у1)организов ать усвоение детьми нового способа действий фронтально 6.Пер вично е закре плени е   во внешн ей речи     Вывод: рассказ Паустовского   не   только об удивительных животных,   похожих   на людей, он еще сказочный, разноцветный, волшебный, а   также   в   этом произведении очень много сказано о необыкновенных человеческих   чувствах:   о любви, верности и печали, о счастье и боли.  стремился силу ­   Как   вы   понимаете   эти слова?   «От   маленькой радости   смеются,   а   от большой плачут» ­  Можно   ли   сказать,   что это   выражение   отражает главную мысль сказки? Писатель показать человеческих переживаний, силу любви, которая   вызывает   у человека и боль, слезы, и большую радость, счастье. Без любви не могут жить ни   животные,   ни   люди, именно   она   превращает обычный в разноцветную сказку. ­Что   означает   слово СЧАСТЬЕ для каждого из героев рассказа? мир         7.Сам остоя 1)организов ать ­   А   сейчас   мы   с   вами отправимся   в   «Музейный эпизоды, размышляют   о причинах   слез   и выбирают   из предложенных вариантов   тот, который,   по   их мнению, называет то чувство, которое стало источником столь   сильных человеческих переживаний.  От счастья тоже плачут   Мнение детей Личнос тные: выража ют свои чувства Познав ательн ые: умение структ уриров ать знания, умение осознан но   и произв ольно строит ь речево е высказ ывание Регуля тив­тельн ая работ а   с самоп ровер кой по этало ну самостояте льное выполнение учащимися типовых заданий; 2)тренирова ть способность к самоконтро лю и самооценке     дом». Давайте посмотрим два   семейных   портрета. Один   из   них   написал знакомый   нам     художник Владимир Боровиковский, а   другой   –   Зинаида Серебрякова.  ­ Вы поняли, какая семья жила в 18 веке, а какая – в 20 веке? ­   Что   помогло   вам догадаться? Как изменился внешний облик людей за два столетия? На портрете   Боровиковского изображена графиня Анна Ивановна   Безбородко   со своими   дочерьми:   Любой (слева)   и   Клеопатрой (справа).   На   портрете Серебряковой изображена сама   художница   Зинаида Серебрякова   с   дочерьми: Катей (слева) и Татьяной (справа).  ­ Как одеты девочки? ­ Как вы думаете, почему? ные:  планир овать  своё  действ ие в соответ ствии с постав ленной  зада чей; оценив ать правил ьность выполн ения действ ия     на Девочки каждом портрете похоже одеты:   у   сестер Безбородко одинаковые фасоны   платьев; у сестер Серебряковых одинаковые тельняшки. Так   во   все времена принято одевать сестер. ­   Похожи   ли   сестры   на свою   мать   на   каждом   На портрете Боровиковскогопортрете?   Видно   ли,   как они к ней относятся? Как можно назвать то чувство, которое   связывает   людей и на портрете Владимира Боровиковского   и   на портрете Зинаиды Серебряковой?    между   дочерьми и матерью видно фамильное сходство.   Позы, жесты,   наклон головы   старшей из   сестер   на этом  портрете – все это выражает нежную привязанность матери и дочерей   друг   к другу.   ­Обратите   внимание   на медальон.   Что   можем сказать о нем?    ­   Таким   образом,   какой вывод  мы  можем  делать? (что   людей   на   обоих связывает портретах самые нежные, родственные чувства.) ­ Чем нам интересны люди на   портрете   18   века? Неужели  только  тем, как они   одевались   и   как       Он находится на длинной   нитке жемчуга   и   его нежно   держит младшая девочка.   Эту нить   жемчуга держит   мать, пропускает между   пальцев и, Любочка наконец, сам медальон оказывается   в руках   у Клеопатры. Таким   образом, все изображенные члены   оказываются связанными между собой и с 20­летним братом   девочек и сыном графини –   Андреем, семьипричесывались?  Нас интересуют отношения между людьми, их взаимные привязанности, их внутренний мир. А это как раз то, что сохраняется в людях независимо от того, в какую эпоху они живут.       они портрете который изображен   на медальоне. Андрей   в   этот момент находится далеко. На Серебряковой также   бросается в глаза, насколько   три изображенных человека   близки друг другу: взаимным переплетением рук составляют единое   целое. Нежное   лицо матери   излучает Во любовь. есть взгляде   теплота и трогательная застенчивость.   В лице Кати чувствуется какая­то напряженность, возможно, обидчивость   и ранимость. Лицо более Таты   открытое   и жизнерадостное. В   целом   видно, насколько мать – близкий девочкам человек.­ Давайте сделаем вывод: можно   ли   сказать,   что   с течением   времени   все меняется: одежда, прически,   чувства?   Что все­таки остается неизменным,   несмотря   на то, какой век за окном: 18 или 20?    рассказ   Почему ­   К.Г.Паустовского размещён   в   этой   главе «Сравниваем   прошлое   и настоящее?» ­А   вы   когда   бываете счастливы? ­Плакали когда­нибудь от счастья?    Какие   чувства   вы ­ испытываете после прочтения произведения и работы над ним ?  ­   Останется   ли   в   вашей памяти   этот   рассказ? Почему? Домашнее задание: 1)придумать продолжение   2)подготовить рассказа; пересказ   содержания   С   течением времени   не     все меняется! Чувства   людей, их   любовь   и привязанность   к близким, желание заботиться   о своих родителях и детях, тревога за них – это то, что   остается неизменным.   Ответы детей Ответы детей Ответы детей Комму никати вные:  умение выража ть свои мысли Познав ательн ые:  умение форму лиро­ вать  вывод. Личнос тные:  самооц 8.Вкл ючени е   в систе му знани й   и повто рение 9.Реф лекси я учебн ой деяте льнос ти 1)организов ать выявление типов заданий, где используетс я   новый способ действия 1)организов ать фиксацию нового содержания, изученного на уроке; 2)организов ать оценивание учащимисясобственной деятельност и на уроке; 3)организов ать обсуждение и   запись домашнего задания рассказа   «Растрепанный воробей» ­ Что вам понравилось на сегодняшнем уроке? ­   С   какими   портретами познакомились?   ­   Назовите   авторов   этих портретов. енка на основе  критер иев  успешн ости. Регуля тив ные:  умение адеква тно  воспри нимать  оценку  учител я,  товари щей. Список литературы и Интернет­источников Чуракова Н.А., Малаховская О.В. Литературное чтение. 3 класс:  Методическое пособие. — М.: Академкнига/Учебник, 2013. Чуракова Н.А. Литературное чтение. 3 класс: Учебник 2 ч. — М.:  Академкнига/Учебник, 2013. http://www.moi­universitet.ru http://www.ozhegov.org http://www.theanimalworld.ru https://ru.wikipedia.org http://vsekratko.ru/ 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7.