Технологическая карта урока по литературному чтению В.А. Осеева" Волшебное слово" (2 класс, литературное чтение)
Оценка 4.8

Технологическая карта урока по литературному чтению В.А. Осеева" Волшебное слово" (2 класс, литературное чтение)

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
чтение
2 кл
25.03.2017
Технологическая карта урока по литературному чтению В.А. Осеева" Волшебное слово" (2 класс, литературное чтение)
Технологическая карта урока соответствует ФГОС. Поставлены цель, планируемые результаты. На уроке применяется технология критического мышления. Цели: 1. Формировать умение определять идею произведе¬ния, отношение автора и соб¬ственное отношение к лите¬ратурному персонажу. 2. Способствовать развитию связной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, вербального, наглядно-образного мышления. 3. Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе, сдержанность, умение выслушать товарища, интерес к учению, любовь к родному языку. Задачи:  формировать личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.  формировать регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.  формировать коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.  формировать познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы. Планируемые результаты: Предметные: ученики усовершенствуют умение зрительно конкретизировать образы персонажей; умение определять тему, проблематику и идею эпического произведения; умение соотносить начало и финал произведения и его название с его идеей; давать речевую характеристику персонажа; умение подтверждать свои высказывания цитатами из текста. Личностные: ученики усовершенствуют умение проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности. Метапредметные: ученики усовершенствуют умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД). Уметь слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД). Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы (Познавательные УУД).
технологическая карта урока.docx

Технологическая карта урока

 

Учебный предмет: литературное чтение

Класс: 2

Автор УМК (программы учебного курса): Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова и др. "Литературное чтение 2 класс ("Школа России")". М., 2013.

Тема урока: В.А. Осеева «Волшебное слово»

Тип урока: изучение нового материала.

Цели:

1.      Формировать умение определять идею произведе­ния, отношение автора и соб­ственное отношение к лите­ратурному персонажу.

2.      Способствовать развитию связной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, вербального, наглядно-образного мышления.

3.      Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе, сдержанность, умение выслушать товарища, интерес к учению, любовь к родному языку.

Задачи:

ü  формировать личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

ü  формировать регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.

ü  формировать коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.

ü  формировать познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы.

Планируемые результаты:

Предметные:  ученики усовершенствуют умение зрительно конкретизировать образы персонажей; умение определять тему, проблематику и идею эпического произведения; умение соотносить начало и финал произведения и его название с его идеей; давать речевую характеристику персонажа; умение подтверждать свои высказывания цитатами из текста.

Личностные:  ученики усовершенствуют умение проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные: ученики усовершенствуют умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своѐ действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учѐта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД). Уметь слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД). Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы (Познавательные УУД).

Межпредметные связи: русский язык, изобразительное искусство.

Ресурсы:

- мультимедиа проектор, экран, компьютер, монитор

- презентация к уроку, выставка книг В.А. Осеевой, портрет В.А. Осеевой.

 

Этап урока

Метод и приемы

Хроно-метраж

Содержание урока. Деятельность учителя.

Деятельность ученика

УУД

1. Мотивирование к учебной
деятельности.

Цель: проверить готовность к уроку, настроить на рабочий лад.

 

 

 

 

 

 

 

Словесные: ответы на вопросы.

Наглядные: учебная презентация.

 

Практические: выразительное чтение

5 мин

Начинается урок,
Он пойдёт ребятам впрок.
Будем вместе мы трудиться,
Чтобы весело учиться.

– Посмотрите друг на друга, улыбнитесь.

– Что вы почувствовали?

– Какое у вас настроение?

- Итак, у нас урок чтения. Проверьте: у вас на парте должен быть учебник, тетрадь, дневник и пенал. Кто готов к уроку, может сесть.

- Будьте старательными, активными, внимательными и у вас все получится.

-Давайте немного разомнём язычок.

Девиз урока. Относись к людям так, как бы ты хотел, чтобы относились к тебе.

Речевая разминка:

-Прочитайте стихотворение, которое вы видите на экране про себя.

Добрые слова

Добрые слова не лень

Повторять мне трижды в день.

Только выйду за ворота,

Всем идущим на работу,

Кузнецу, ткачу, врачу,

«С добрым утром!» - я кричу.

«Добрый день!» - кричу я вслед

Всем идущим на обед.

«Добрый вечер!» - так встречаю

Всех, домой спешащих к чаю.

-Прочитайте стихотворение с   удивлением.

-Теперь прочитайте с радостью?

-Прочитайте с восхищением.

-Кто хочет прочитать выразительно?

-Какие еще добрые слова вы знаете и часто говорите?

Дети читают хором:

 

 

 

 

 

 

Проверяют готовность к уроку.

 

 

 

 

Читать про себя

 

 

 

 

Читать с разной интонацией

 

 

Читать выразительно

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Познавательные: осмысленно читают текст

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Актуализация знаний

(работа в парах)

 

-Сформулируйте тему урока.

То есть вежливый человек использует в своей речи вежливые слова.

Давайте проверим, все ли слова вы помните.

Чтобы лучше вспомнить вежливые слова,  мы поиграем в игру «Доскажи словечко». Кто знает ответ – поднимает руку.

Встретив зайку, ёж-сосед                
Говорит ему: «…»   (Привет!)
А его сосед ушастый
Отвечает: «Ёжик, …»   (Здравствуй!)
К Осьминожке Камбала
В понедельник заплыла,
А во вторник на прощанье
Ей сказала: «…»   (До свиданья!)
Неуклюжий песик Костик
Мышке наступил на хвостик.
Поругались бы они,
Но сказал он «…»   (Извини!)
Трясогузка с бережка
Уронила червяка,
И за угощенье рыба
Ей пробулькала: «…»   (Спасибо!)
Чудно пел среди ветвей
Голосистый соловей,
И ему на всю дубраву
Воробьи кричали: «…»   (Браво!)
Толстая корова Лула
Ела сено и чихнула.
Чтобы не чихала снова,
Мы ей скажем: «…»   (Будь здорова!)

Молодцы! Ребята вежливые слова называют ещё волшебными.

-А почему их так называют?

С помощью волшебных слов можно даже грустному или обиженному человеку вернуть хорошее настроение. Вежливые слова оказывают «волшебное» действие на человека.

Определяют тему и цели урока.

 

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную  задачу

 

Постановка учебной задачи и ее решение

Словес.: ответы на вопросы

 

 

 

 

 

Практич.: слушание Т

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Практич.: Словарная работа

 

 

 

 

 

Практич.: работа в парах.

Проверка фронтальная

10мин

Как вы думаете, о чем сегодня будем читать, чему будем учиться?

- Имя автора, произведение которого мы сегодня будем читать, зашифровано в этой таблице. Давайте расшифруем. Для этого вам нужно оставить только буквы русские буквы, а английские зачеркнуть.

WQВАSDЛLЕVVНТZWИНRIАQQ

 АSSЛЕFКСNNАНGRДРSОВLНАZ

 UURОJDSSСЕZQWRSЕВLFGSАW    

- Да сегодня мы будем работать с произведением Валентины Осеевой.

Давайте послушаем биографию Валентины Осеевой.

-Что такое биография? Словарь объяснение слова

Биографию рассказывает учащийся.

Рассказ о писателе.

Валентина Александровна Осеева родилась в городе Киеве в 1902 году. В юные годы она мечтала стать актрисой, но её мечта не сбылась и она стала педагогом. Работала в детских домах и колониях для малолетних правонарушителей.

Она хотела, чтобы у ребят было радостное детство, и придумывала для них разные истории, сказки, стихи, игры.

В своих книгах она рассказывала детям о том "что такое хорошо, и что такое плохо". Первый рассказ - "Гришка". Первая книга - "Рыжий кот". А за книгу "Васёк Трубачёв и его товарищи" получила государственную премию. Книги Осеевой были переведены на ряд языков народов СССР. Большой успех выпал на долю повести "Динка"(1959), имеющей автобиографический характер. Позже по ней снимут фильмы "Найди меня, Леня" (1971) и "Раннее, раннее утро..."  Награждена медалью "За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг." Похоронена писательница в Москве на Ваганьковском кладбище.

(предположения детей)

 

(задание на карточках у каждого ребенка)

 

Работать в парах

 

 

 

 

 

 

Объяснять лексическое значение слов

 

Предполагать

 

 

 

 

 

 

Работать в парах

П:  извлекают необходимую информацию из рассказа ученика.

 

 

 

 

 

П: строят речевое высказывание

 

 

 

 

 

 

 

 

К: ориентируются на партнера во взаимодействии

 

Изучение нового материала

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Физминутка для глаз «Солнечные зайчики»

 

1.Стадия вызова

Предлагается синквейн без первой строчки

Слайд.

----------- (уважение)

воспитанный, внимательный, вежливый

помогает, заботится, радует

Он доброжелателен к окружающим.

Человек.

Вопрос:

– Определите первое слово синквейна.

 

 

– О чём мы будем говорить сегодня на уроке?

– Как человек может показать, что он уважает другого?

 

– Дети, как вы понимаете слова «уважение», «вежливость»?(Словарь )

 

Заполняется бортовой журнал.

Уважение

Я знаю

Я узнал

Говорить вежливые слова
     Радовать
     Помогать
     Дарить добро
Быть неравнодушным
     Любить

 

Слайд. В. Осеева «Волшебное слово».

– Прочитайте название рассказа, с которым мы сегодня познакомимся

Прогнозирование. – О чем может быть рассказ с таким названием?

Дети говорят свои предложения.

– Можно ли по названию определить, будет ли он шуточный, серьёзный, поучительный?

 

 

 

2. Стадия осмысления

Чтение с остановками.

Слайд. Иллюстрации к рассказу.

Фрагмент 1

Начинает читать учитель. Затем читают дети, уловившие интонацию чтения.

(По ходу чтения подчеркивают непонятные слова, объясняют значения слов, используя словарь).

Вопросы по осмыслению текста:

– Как выглядел мальчик, когда он встретился со стариком?

– Какое у него было настроение?

 

Выборочное чтение.

Выделите и прочитайте отрывки, в которых говорится об отношении Павлика к сестре, брату, бабушке.

– Как Павлик вёл себя при общении с сестрой?

– С бабушкой?

– С братом?

 

Заполнение кластера.

– Давайте вспомним, каким был Павлик до встречи со стариком, и заполним синие ячейки.

http://festival.1september.ru/articles/594385/1.gif

Физминутка под музыку.

Прогноз: – Можете вы предположить, что сказал Павлику старик?

Фрагмент 2. Читают дети «цепочкой»

Вопросы по осмыслению:

– О чем Павлик узнал от старика?

 

Слайд «Волшебное слово»

Как изменяется герой под влиянием мудрого совета старика?

– Какие изменения произошли в отношениях Павлика с родными?

– Какое волшебное слово говорил Павлик?

 

Слайд «Пожалуйста»

– Как можно по-другому назвать слово «пожалуйста». (Вежливое слово)

– Какие ещё вежливые слова вы знаете?

Слайд: пожалуйста, спасибо, будьте добры, извините, доброго пути, добрый день.

 

Работа в группах.

– Ребята, сейчас мы с вами поработаем в группах.

– Какие правила общения в группе нужно соблюдать?

 

 

Задания:

Группа 1. 1)Что чувствовал Павлик, когда говорил волшебное слово? Как нужно говорить слово «пожалуйста», чтобы оно стало волшебным?

2) Что чувствовали люди, к которым обращался Павлик с волшебным словом. Почему они выполняли его просьбы?

3) Запишите антонимы:

Зло –

Грусть –

Ненависть –

Капризный –

Непослушный –

– Какие слова вы выберите для характеристики Павлика?

 

Группа 2.

1) Что хотел сказать Павлик старику, когда он прибежал в сквер?

 2). Как вы думаете, каким человеком станет Павлик?

 №.3. Запишите антонимы:

Зло –

Грусть –

Ненависть –

Капризный –

Непослушный –

– Какие слова вы выберите для характеристики Павлика?

Заполнение кластера.

 http://festival.1september.ru/articles/594385/2.gif

Игра «Добрый круг»

Дети встают в круг, по часовой стрелке передают игрушку-сердечко и говорят вежливые слова.

 

 

 

 

 

 

 

Дети говорят свои предположения. Выбирается ключевое слово «уважение»

Об уважении, вежливости во взаимоотношениях между людьми.

Объясняют  слова « уважение»,  «вежливость».

Заполняют бортовой журнал.

 

 

 

 

 

 

 

 

Читают название рассказа и прогнозируют о чём может быть рассказ с таким названием.

Определяют, по названию какой будет рассказ.

Выполняют физминутку для глаз.

 

 

 

 

 

 

 

Слушают чтение учителя, потом читают сами.

По ходу чтения подчеркивают непонятные слова, объясняют значения слов, используя словарь.

Отвечают на вопросы.

 

Находят, читают отрывки выборочно из рассказа.

 

(Раздраженно).

 (Он обижался на неё).

(Был назойлив и злился на него).

Заполнение кластера.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отвечают на вопрос.

Читают дети «цепочкой».

Отвечают на вопросы.

(Он узнал о «волшебном слове»).

 

Отвечают на вопросы.

 

 

 

Отвечают на вопросы.

 

 

 

Работают в группах. Вспоминают правила работы в группах.

(умение слушать другого, высказывать своё мнение, быть уважительным).

 

Выполняют задание по группам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заполняют кластер.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Играют в игру « Добрый друг»

 

Решение частных задач

Словес.: ответы на вопросы

 

 

Практич.: выразительное чтение и анализ Т

 

 

Практич.: анализ выраз. чтения 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа в парах с каждой частью текста.

 

Проверка фронтальная

 

25мин

Первичное чтение текста.

-Давайте начнем читать вслух выразительно по цепочке друг за другом.

-Прочитайте отрывок, в котором говорится о встрече старичка с Павликом?

-Что случилось с Павликом?

-Почему старичок расспрашивал мальчика?

-Чем старичок помог Павлику?

-Как произошла встреча с бабушкой?

-Как брат отреагировал на просьбу Павлика?

- Довольны ли вы окончанием рассказа?
- Почему же В.Осеева заканчивает рассказ именно так?

- Верно, писательница хотела подчеркнуть, что важно вовремя говорить слова благодарности, потому что потом может не представиться возможность.
- Что В. Осеева хотела сказать нам этим рассказом?

- Какое средство она использовала в своем рассказе, чтобы подчеркнуть важность слов?

- Из частей соберите пословицы (одинакового цвета) и подумайте, какая из них точнее выражает главную мысль рассказа.

Добрый человек….                потом – говори.

 Сначала думай…..                    добром и платят.

Вырасти вырос ……..              добру и учит.

Век живи……….                      а ума не вынес.

За добро……….                        век учись.

- Какая пословица подходит к нашему произведению? (Добрый человек добру и учит)

- Так  какова главная мысль рассказа? (За добро добром и платят)

- Кто на самом деле творил чудеса? (Мальчик, когда говорил слово «пожалуйста»)

- Как часто и в каких случаях вы употребляете волшебные слова? (Часто, когда кого – то благодарим, здороваемся, желаем доброй ночи, доброго утра, что – то просим, извиняемся, прощаемся)

- Как бы вы хотели, чтобы люди относились к вам? (По – доброму, с уважением)

- В чем состоит главная мысль рассказа? Слайд 17

(В том, что если ты будешь добрым с людьми, то и они с тобой тоже будут добрыми. За добро добром и платят, волшебные слова действительно существуют, надо говорить такие слова, чтобы вокруг все дружили между собой).

Теперь давайте разделим текст на части и назовём каждую часть.

-Отметьте в парах границы первой части карандашом в учебнике.

-Как мы можем назвать 1-ю часть? Что главного в этой части?

-Теперь после того как мы с вами озаглавили каждую часть давайте запишем план в тетрадь.

1.Присел на скамейку.

2.Ленка не дает краски.

3.Бабушка и брат обижают Павлика.

4.Есть такое волшебное слово.

5.Павлик решил попробовать и побежал к сестре.

6.Прогонит бабушка или нет?

7.Подействоет ли на брата?

8.В скорее старика уже не было.

-А теперь давайте распределим роли и прочитаем рассказ по ролям. Я буду читать за автора.

Читать выразительно

 

Читать выборочно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Составлять пословицы из частей, выбирать из них ту, которая соответствует теме урока.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Читать текст делить на части

Называть главное каждой части

 

 

 

Записывать план в тетрадь

 

 

 

 

Читать текст по ролям

П: осмысленно читают текст

 

 

 

 

 

Р: принимают и со­храняют уч. задачу при выполнении заданий; действуют с уче­том выделенных учителем ориентиров; применяют освоенные способы действия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

П: строят речевое высказывание

 

 

 

 

 

 

 

 

П: осмысленно читают текст

 

Рефлексия

 

 

 

 

 

Словес.: ответы на вопросы, самоанализ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5 мин

Вопросы:

– Как вы думаете, как автор относится к своему герою?

– Рассказ начинается и заканчивается противоположными событиями. Почему?

– Считаете ли вы, что слова могут изменить отношения между людьми?

– Всегда ли вежливый человек является уважительным, добрым?

– Какие добрые дела вы сделали, или хотели бы сделать?

– Давайте вспомним, какие добрые дела мы делали в классе.

Слайды: «Наши добрые дела» (фотографии из классного альбома).

В чём разница между значением слов «вежливость» и «уважение»?

– Что ещё необходимо в общении между людьми? (Люди должны быть терпимыми друг к другу).

Заполняется бортовой журнал.

Уважение

Я знаю

Я узнал

Говорить вежливые слова
     Радовать
     Помогать
     Дарить добро
Быть неравнодушным
     Любить

терпимость
толерантность

 

 

 

-Молодцы ребята, мы сегодня хорошо поработали.

Посмотрите внимательно на доску, перед вами 3 высказывания, прочитайте их и определите, какое высказывание подходит вам, и прикрепите свое сердечко рядом с этим высказыванием.

Мне трудно быть уважительным и вежливым

Я уважителен и доброжелателен к людям

Я не всегда был уважителен и доброжелателен, но после сегодняшнего урока постараюсь измениться.

-Оцените свою работу на уроке.

Обобщать изученное.

 

 

 

Де­лать  нравственный выбор.

 

 

 

 

 

 

Оценивать свои достиже­ния.

Р: осуществляют итоговый контроль

 

Домашнее задание

 

Краткий пересказ по плану стр.87-91

 

 

Итог урока

 

Давайте подведем итог урока.

- Ребята, с каким произведением познакомились сегодня на уроке? ("Волшебное слово")

- Кто написал этот рассказ? Валентина Осеева

Чтение (слайд)

Относись к людям так,
Как бы ты хотел,
Чтоб относились к тебе.

– Могут ли эти слова быть итогом нашей работы на уроке.

 

 

 

 


 

Технологическая карта урока

Технологическая карта урока

Этап урока Метод и приемы Хроно-метраж

Этап урока Метод и приемы Хроно-метраж

Чтобы лучше вспомнить вежливые слова, мы поиграем в игру «Доскажи словечко»

Чтобы лучше вспомнить вежливые слова, мы поиграем в игру «Доскажи словечко»

Практич.: слушание Т

Практич.: слушание Т

Физминутка для глаз «Солнечные зайчики» 1

Физминутка для глаз «Солнечные зайчики» 1

Выборочное чтение. – Выделите и прочитайте отрывки, в которых говорится об отношении

Выборочное чтение. – Выделите и прочитайте отрывки, в которых говорится об отношении

Слайд «Пожалуйста» – Как можно по-другому назвать слово «пожалуйста»

Слайд «Пожалуйста» – Как можно по-другому назвать слово «пожалуйста»

Игра «Добрый круг» Дети встают в круг, по часовой стрелке передают игрушку-сердечко и говорят вежливые слова

Игра «Добрый круг» Дети встают в круг, по часовой стрелке передают игрушку-сердечко и говорят вежливые слова

Работа в парах с каждой частью текста

Работа в парах с каждой частью текста

Рефлексия Словес.: ответы на вопросы, самоанализ 5 мин

Рефлексия Словес.: ответы на вопросы, самоанализ 5 мин

Домашнее задание

Домашнее задание
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.03.2017