Технологическая карта урока по ОБЖ "Акклиматизация человека"
Оценка 4.6

Технологическая карта урока по ОБЖ "Акклиматизация человека"

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
ОБЗР
6 кл
28.04.2018
Технологическая карта урока по ОБЖ "Акклиматизация человека"
Сформировать у учащихся представление об акклиматизации как о неизбежном процессе, происходящем в организме человека и связанном с приспособлением организма к новым климатическим условиям.Тема урока. Акклиматизация человека в различных климатических условиях. Цель урока: Сформировать у учащихся представление об акклиматизации как о неизбежном процессе, происходящем в организме человека и связанном с приспособлением организма к новым климатическим условиям. Задачи урока: – обучающие: изучить основные причины изменений происходящих в организме человека при акклиматизации; - воспитательные: формирование современной культуры безопасности; - развивающие: создать условие для развития таких мыслительных процессов как анализ, синтез, умение обобщать, выделять главное, находить причинно – следственные связи, коммуникативных навыков: умение работать в группе.конспект
конспект.docx
Основы безопасности жизнедеятельности Класс 6 Тема урока.     Акклиматизация человека в различных климатических условиях. Конспект урока Цель урока: Сформировать у учащихся представление об акклиматизации как о неизбежном процессе,  происходящем в организме человека и связанном с приспособлением организма к новым климатическим  условиям. Задачи урока: – обучающие: изучить основные причины изменений происходящих в организме человека при  акклиматизации; ­ воспитательные: формирование современной культуры безопасности; ­ развивающие: создать условие для развития таких мыслительных процессов как анализ, синтез, умение  обобщать, выделять главное, находить причинно – следственные связи, коммуникативных навыков: умение  работать в группе. Средства, обеспечивающие учебный процесс на уроке: компьютеры, мультимедиа, раздаточный материал. 1. Организационный момент, включающий: • Цель : проверить готовность к уроку • Задачи: создание положительной психологической атмосферы. • Фронтальная беседа Деятельность учителя Деятельность учащихся Примечание Приветствует учащихся класса, просит  их проверить готовность к уроку. Приветствуют учителя.  Осуществляют самопроверку  готовности к уроку.  Психологически настраиваются на  активную деятельность на уроке 2. Опрос учащихся по заданному на дом материалу  Цель: Установить правильность и осознанность выполнения всеми учащимися домашнего задания;  Задачи: устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы в знаниях, проверка правильности  выполнения предложенных домашних задач, определение типичных недостатков в знаниях и их  причины; ликвидация обнаруженных недочётов.  Фронтальная беседа  Проверка домашнего задания . Ответы на вопросы устно:       1. Чем объясняется рост популярности в нашей стране дальних путешествий? 2.      Что такое дальний и выездной туризм? 3.      Какое влияние оказывают дальние поездки на организм человека? 4.      В чем заключается общая подготовка к дальним путешествиям? Ответы на вопросы письменно (по карточкам): 1.      Что такое дальний (внутренний) туризм? 2.      Что такое выездной туризм? 3.      С какими видами транспорта связаны передвижения человека в дальних и выездных туристических  путешествиях? 4.      Что в себя включает теоретическая подготовка к путешествию? 5.      Что в себя включает практическая подготовка к путешествию • Оценка «5» ­ учащийся демонстрирует глубокое понимание сущности материала, логично его излагает,  использует примеры из практики или своего опыта. Оценка «4» ставится за ответ, в котором содержатся небольшие неточности и незначительные ошибки. Оценка «3» ­ за ответ, в котором отсутствует логическая последовательность, имеются пробелы в  материале, нет должной аргументации и учения использовать знания в своем опыте. Оценка «2» ­ плохое понимание и знание теоретического и методического материала. Деятельность учителя Деятельность учащихся Примечание Активизирует знания учащихся,  необходимые для изучения нового  материала Отвечают на вопросы учителя.  Слушают мнения одноклассников.  Сравнивают . Строят высказывания понятные для одноклассников и  учителя. 3. Изучение нового учебного материала. Данный этап предполагает:  Цель: Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний, выявления  учащимися новых знаний.  Задачи: Дать учащимся конкретное представление об изучаемых фактах, явлениях, основной идеи  изучаемого вопроса. Добиться от учащихся восприятия, осознания, первичного обобщения и  систематизации новых знаний, усвоения учащимися способов, путей, средств, которые привели к  данному обобщению; на основе приобретаемых знаний вырабатывать соответствующие ЗУН.  Учитель организует групповую работ: формирует 3 группы ( группы равноценные, делятся  произвольно)   на работу над заданием группе дается 5 мин. Актуализация знаний (проводится с использованием презентации):   Учитель. Вопрос группам:  Определите, какие климатические условия принято называть благоприятными и  какие неблагоприятными для жизни и деятельности человека (благоприятные, которые не нарушают  здоровья, не мешают в хозяйственной деятельности человека, вызывают положительные эмоции у человека;  неблагоприятные, которые вызывают болезненное состояние у человека, при котором самочувствие  человека изменяется в худшую сторону, нарушают хозяйственную деятельность человека)? Прочитайте дополнительную литературу. Каждой группе раздаётся лист с дополнительными информационными данными. Влияние климата на организм человека.    Резкое повышение влажности вызывает одышку у больных людей, учащённое сердцебиение, разбитость,  апатию. При высокой относительной влажности воздуха человеку холоднее, чем при низкой.   Отмечено, что пониженное атмосферное давление на 10­12мм может привести к сосудистым катастрофам ­ это одна из причин смертности.   На человека особенно влияет смена температуры, перепады температур, ухудшается самочувствие  человека, сокращаются возможные сроки пребывания его в этих условиях. Длительное пребывание людей в  условиях низких температур, и особенно при сильном ветре, приводит к серьёзным нарушениям  деятельности внутренних органов: изменяется глубина и частота дыхания, снижается скорость кровотока,  снабжение кровотока, снабжение кислородом тканей и клеток, и как следствие этого нарушается обмен  веществ. При сильных морозах трудоспособность человека резко снижается, и происходит обморожение.   Высокая влажность и температура развивает усталость, снижает успех школьных занятий, на производстве много травм, несчастных случаев.   Прохождение атмосферного фронта регулируют функции человека, например, свойства крови,  свёртываемость её ускоряется перед самым прохождением фронта, изменяется функция эндокринных  желёз, содержание в крови сахара, кальция, фосфора, магния.   В зависимости от солнечного излучения изменяется состав крови. Всплески солнечной активности несут  отрицательно заряженные ионы, способные заживлять раны, повышают общий тонус, а положительно  заряженные ионы вызывают головную боль, быстрое утомление.   Сильный ветер способствует попаданию частиц почвы в лёгкие и в пищеварительный тракт.   Куда редко заглядывает солнце, туда часто приходит врач. Однако нельзя забывать о том, что  положительное действие солнечных лучей на организм возможно только при определённых дозах солнечной радиации. Солнечный ожог – это воспаление кожи. При продолжительном действии солнечных лучей может быть солнечный удар и онкологические заболевания.   При ветре организм расходует больше энергии, чем в безветренную.   Атмосферные осадки во многом определяют характеристику климата. Они действуют на состояние  почвы, и всё это прямо оказывает влияние на больных сердечно­ сосудистыми заболеваниями. Дождливая  погода ведёт к депрессиям, к нарушениям психики. Крупный град тоже находит жертвы. Учитель. Вопрос группам: Можно утверждать, что здоровье и самочувствие человека зависит от  климатических и погодных условий? Учитель. Тема сегодняшнего урока «Акклиматизация». Под акклиматизацией понимают процесс  постепенного приспособления организма человека к новым климатическим (природным) условиям. В  основе акклиматизации лежит способность организма приспосабливаться (перестраиваться) к новым  условиям для обеспечения постоянства внутренней среды (гомеостаз): регулировать температуру тела,  кровяное давление, обмен веществ и т.п. В процессе акклиматизации в определенной степени ухудшается  самочувствие человека, появляются признаки усталости, снижается работоспособность. Чем больше  отличаются климатические и в целом природные условия нового места пребывания от привычных, чем  хуже человек подготовился к жизни в новых условиях, тем сложнее и продолжительнее протекает процесс  акклиматизации. Скажите всегда ли попадая  в другие климатические условия наш организм вынужден к ним  приспосабливаться. (Да) Какие же знания по акклиматизации нам надо получить. (Ответ:   Нам надо получить ответ  как организму  человека приспособиться к новым климатическим условиям?) Какова же цель сегодняшнего урока. (Ответ: Обсудить общие правила поведения человека в новых для его климатических условиях для  обеспечения его личной безопасности.)  Освоение нового материала.   Все группы выполняют одновременно одинаковые задания 1 и 2.    Задание 1. Выбрать из перечисленных погодных факторов те, что влияют на организм человека.(Работа с дополнительным материалом) Задание 2. Выберите правильные утверждения. Составьте рекомендации по теме «Правила акклиматизации» Что надо делать, чтобы акклиматизация прошла легко? 1) Выспаться, дать организму отдохнуть. 2) Не расслабляться и после приезда сразу же идти знакомиться с окрестностями. 3) Пробовать все экзотические блюда, пить сырую воду. 4) Есть привычные для твоего организма продукты, пить кипячёную воду. 5) Заранее тренироваться, заниматься спортом, а в период акклиматизации увеличивать нагрузку  постепенно. 6) Заранее не тренироваться, беречь организм от физических нагрузок, экономить энергию, а когда  понадобиться, сразу напрягать организм на пределе всех своих сил. 7) Приучить свой организм к колебаниям температуры воздуха. Каждая группа высказывает своё мнение, варианты ответов обсуждаются. Задание №3 Задание №3 является разным для каждой группы. Первая группа разрабатывает правила акклиматизации в  жарком климате, вторая группа в холодном климате и третья группа в горной местности. Задание №3 для первой группы Закончите предложения 1.  Начало акклиматизации в условиях жаркого климата может сопровождаться  _____________________________________________________________________ (мышечной слабостью, сердцебиением, повышенным потоотделением). 2.В условиях жаркого климата увеличивается вероятность _______________(теплового и солнечного  удара). 3.Чтобы избежать этих и других неприятностей, важно с первого дня приспособить свой  ___________(режим) к местным климатическим условиям. 4.Для этого стоит внимательно присмотреться к ___________(одежде) и____________ (режиму) дня  местных жителей.  5.В местности с жарким климатом можно загорать только_________________________ 6. Чтобы уберечь глаза от солнечной радиации нужно_______________________________ 7.В жару организм теряет влагу, поэтому необходимо________________________________ Задание №3 для второй группы. 1. Акклиматизация в холодном климате, особенно в условиях Крайнего Севера, связана с приспособлением  к таким факторам, как_____________________________________ (низкие температуры воздуха, сильный  ветер, нарушение светового режима (полярная ночь и полярный день)) 2.  Акклиматизация может быть длительной и сопровождаться чрезмерной  _____________________________________________________________________________(утомляемостью, непреодолимой сонливостью, понижением аппетита) 3.  По мере привыкания человека к новым условиям эти неприятные явления ______________(проходят). 4.Для ускорения акклиматизации в условиях холодного климата помогает  правильная________________________________( организация питания). 5. В это время рацион питания по калорийности следует ___________________(увеличить) по сравнению с  привычным рационом. 6. Пища должна содержать необходимый набор _________________________(витаминов и  микроэлементов). 7.В условиях холодного климата одежда должна обладать повышенными  __________________________________(теплозащитными и ветрозащитными свойствами). Задание №3 для третьей группы. 1. Для быстрейшей акклиматизации в горной местности перед поездкой занимайтесь  _______________________( закаливанием, дыхательной гимнастикой и плаванием). 2.   В горах____________( холодно) и мало_____________( кислорода). 3. Акклиматизация в горной местности во многом зависит от____________( высоты пребывания над  уровнем моря). 4.    В условиях высокогорья возрастает потребность организма в ______________(кислороде),  __________(углеводах) и ____________(витаминах). 5. В диапазоне высот от 2000 до 3000 м  у лиц с пониженной устойчивостью к гипоксии снижается  ________________(физическая работоспособность), отмечаются отдельные  симптомы_________________( горной) болезни. 6. Двухнедельная ____________(акклиматизация) устраняет эти симптомы и приводит к  _______________(нормализации) состояния. 7. На высотах 3000­­5000 м   у некоторых практически здоровых людей наблюдается истощение адаптивных реакций: ухудшается общее ______________(самочувствие), снижается _______________(аппетит),  __________(масса) тела, возникает ______(слабость). На основании выполненной работы каждая группа зачитывает правила акклиматизации в жарком климате,  холодном климате и в горной местности. Задание обсуждается между группами. Задание №4      Найдите соответствие. Какие вещи понадобятся тебе для успешной акклиматизации. Соответственно каждая группа выбирает вещи для своего климата: высокогорного, жаркого и холодного. Крем от загара, куртка­ветровка­анорак ( с капюшоном), варежки с высокими обшлагами, широкополая  шляпа, маска для лица, солнцезащитные очки, вода в бутылке, бахилы, майка с длинными рукавами, шапка­ ушанка, калорийные продукты питания с витаминами. Задание №5. Выберите продукты которые соответствуют для вашего климата.  Соответственно каждая группа выбирает продукты  для своего климата: высокогорного, жаркого и  холодного. Говяжья печень, глюкоза с аскорбиновой кислотой, гречка, сливочное масло, сало, вода, газированная вода,  апельсины, лимоны, гранаты, кефир, фрукты, гематоген.  Беседа, показ презентации, работа с дополнительной литературой, работа в группах Деятельность учителя Деятельность учащихся Примечание Проводит демонстрацию презентации. Учащиеся рассматривают  предлагаемые им дополнительные Создает проблемную ситуацию,  способствующую тому, что учащиеся  самостоятельно определяют  тему, цели  урока и  задачи по реализации данной  цели. Организует групповую работу по  круговой системе, объясняет правила  работы, контролирует работу в группах материалы. Самостоятельно определяют  тему, цель урока и  разрабатывают  задачи по реализации данной цели. Работают в группах для решения  задач используя подсказки заданий  и консультацию учителя. Делают  необходимые записи в тетрадях. 4. Закрепление учебного материала, предполагающее: • Цель: Обеспечить усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной  ситуации. • Задачи: Проверка учителем глубины понимания учащимися учебного материала, внутренних  закономерностей и связей сущности новых понятий, ликвидация типичных ошибок и неверных  представлений у учащихся. • Обобщение изученного • Основной критерий ­ уровень осознанности нового материала большинством слабых и средних учеников. Деятельность учителя Деятельность учащихся Примечание Организует проверку результатов  работы групп Докладывают о выполненных ими  заданий, слушают, обсуждают.  Подводят итог выполненной  работы. 5. Задание на дом: • Правильное выполнение домашнего задания всеми учениками • Обеспечить понимание цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. • Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. Проверка соответствующих записей Деятельность учителя Деятельность учащихся Примечание Задаёт домашнее задание, даёт к нему  пояснения Записывают домашнее задание.

Технологическая карта урока по ОБЖ "Акклиматизация человека"

Технологическая карта урока по ОБЖ "Акклиматизация человека"

Технологическая карта урока по ОБЖ "Акклиматизация человека"

Технологическая карта урока по ОБЖ "Акклиматизация человека"

Технологическая карта урока по ОБЖ "Акклиматизация человека"

Технологическая карта урока по ОБЖ "Акклиматизация человека"

Технологическая карта урока по ОБЖ "Акклиматизация человека"

Технологическая карта урока по ОБЖ "Акклиматизация человека"

Технологическая карта урока по ОБЖ "Акклиматизация человека"

Технологическая карта урока по ОБЖ "Акклиматизация человека"

Технологическая карта урока по ОБЖ "Акклиматизация человека"

Технологическая карта урока по ОБЖ "Акклиматизация человека"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.04.2018