технологическая карта урока по русскому языку на тему "Однокоренные слова" (2 класс)

  • Разработки уроков
  • docx
  • 23.11.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Технологическая карта урока по русскому языку (программа "Школа России") во 2 классе на тему "Однокоренные слова". Тип урока: "Открытие" новых знаний. Технологическая карта отражает цели урока, планируемые и личностные результаты, УУД, а также деятельность как учителя, так и учеников на каждом этапе урока.
Иконка файла материала технологическая карта. Саксина.docx
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА Класс: 2 класс УМК " Школа России" Предмет: русский язык Учебник: «Русский язык» 2 класс, В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, М «Просвещение» Тема урока: Однокоренные слова Тип урока: «Открытие» новых знаний Деятельностная цель:  формирование у учащихся умений реализации новых способов действия. Содержательная цель: способствовать ознакомлению с понятиями: корень, однокоренные слова, развитию умений находить  корень в однокоренных  словах, определять  его значение, объяснять лексическое значение слов, развитие исследовательской и творческой деятельности учащихся, а также их коммуникативных способностей, воспитание интереса и положительного отношения к языку. Планируемые (предметные) результаты:    осваивают первоначальные научные представления о   системе и структуре русского языка: лексике, словообразовании; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи. Личностные   результаты:  принимают   и   осваивают   социальную   роль   обучающегося,   имеют мотивацию к учебной деятельности и понимают личностный смысл учения. Универсальные   учебные   (метапредметные)   действия:  регулятивные:   планируют   решение учебной   задачи   (выстраивают   последовательность   необходимых   операций);  познавательные: общеучебные – используют знаково­символические средства и справочную литературу для решения учебной   задачи;  логические  –   выполняют   логические   действия   (анализ,   синтез,   сравнение, обобщение и т.д.); коммуникативные: умеют задавать вопросы, используют речь для регуляции своего действия. Ресурсы: таблица «Однокоренные слова» Этап урока,  цель этапа Деятельность учителя Деятельность Формируемые УУД ученика 1.Этап  Мотивации   Приветствие учащихся. ­ Вот и прозвенел урок,  Нужно нам начать урок. Приветствуют  учителя.  Проверяют  наличие  индивидуальных учебных  принадлежносте Личностные: сформированность  позитивной  моральной  самооценки и  моральных чувств.Встаньте прямо, подтянитесь И друг другу улыбнитесь. А теперь садитесь! Проверим готовность к уроку й на парте. Дети делятся на  группы (по 5  человек),  повторяют  правила работы  в группах.  Коммуникативные: ­ умение слушать, взаимодействие и  сотрудничество со  сверстниками и  учителем. 2.Чистописан ие Анна,  Аня, Альбина, Аля  Этап  Актуализации знаний ­Отгадайте загадку: Я у дуба, я у зуба, Я у слов и у цветов. Я упрятан в темноту Я не вверх, а вниз расту. ­По   каким   признакам   догадались,   что это корень? Какие значения имеет это слово? ­  Заполните таблицу. Корень растен ия Коре нь зуба Коре нь слова Где находится ? Для   чего нужен? Как найти? Выполняют  письмо по  образцу Познавательные  (общеучебные):  вырабатывают  каллиграфический  почерк  Отгадывают  загадку.  Высказывают  свои  предположения. Заполняют  таблицу.  Выявляют  затруднение в  заполнении  столбца «корень слова».  Познавательные: развиваем умение  извлекать  информацию, на  основе анализа  объектов делать  выводы, обобщать и  классифицировать по  признакам. Коммуникативные:  развиваем умение  слушать и понимать  других, умение  работать в группе.         . Этап  проблематиза ции ­ Кто полностью заполнил таблицу? ­ Что вызвало затруднение? ­ Что не знаем? ­ Хотите узнать? отвечают на  вопросы,  высказывают  своё мнение Коммуникативные:  построение понятных  для партнёров  высказываний, использование речи  для регуляции своихдействий. Познавательные:  установление  причинно­ следственных связей,  построение  рассуждения в форме связи простых  суждений,  формулирование  проблемы, создание  способов решения  проблемы.  Регулятивные:  прогнозирование,  целеполагание,  постановка учебной  задачи на основе  анализа того, что ещё  неизвестно. Коммуникативные:  развиваем умение  слушать и понимать  других, строить  речевое высказывание в соответствии с  поставленными  задачами, оформлять  свои мысли в устной  форме. Этап  целеполагани я и  планирования Формулируют задачи урока. Уточняют   тему урока ­ Что такое  корень? Что  такое  однокоренные  слова? Слушают  учителя.   приготовил ­ Какова тема нашего урока? ­   Сравним,   как   звучит   эта   тема   в учебнике. ­   Какие   вопросы   Почемучка нам сегодня?  ­Составим план работы. Учитель фиксирует вопросы на доске: ­ Что мы называем корнем слова? ­ Зачем нужен корень слова? ­Как найти корень слова? ­   Цель   нашего   урока   состоит   в   том, чтобы найти ответы на эти вопросы. ­ Кто из вас может дать ответ на эти вопросы? ­   Что   мы   делаем,   когда   встречаем затруднение? ­ Прочтите, что говорят о корне авторы учебника Этап  концептуализ ации  (усвоение  новых знаний и способов  действий) Наблюдение   над   однокоренными словами (сад). Работа на доске. Жил­был   корень     Один догадливый   человек   решил   его посадить.   Выросло   необыкновенное словесное дерево. Вместо ветвей росли на нём слова. У всех была общая часть, та, что человек посадил сначала.  Работают по  учебнику.  Поделённый на  4 группы класс  записывают  Личностные:  формирование  ценностных  ориентиров и  смыслов учебной  деятельности на  основе: развития  познавательныхсадик,   посадить, На доске появляется «дерево», на нём вместо   ветвей   однокоренные   слова: сад,   посадка, садовник, садовый. –   Запишите   эти   слова.   Как   они называются? – Что такое однокоренные слова? ­ Выделите корень дугой. – Хотите сами стать такими  садовниками? Посадим корень стол. Это слово, слово­корень Разрастаться стало вскоре. И плоды нам принесло – Стало много новых слов. ­ Работая в группах, запишите цепочку  слов. ­ Давайте проверим, у какой группы  цепочка слов  длиннее. ­Как называются такие слова? – Проведём маленький эксперимент  (опыт). – Назовите в этих словах только  корень. Вы поняли, что означает это  слово? – Покажите, как значение корня стол  «присутствует» в других словах? Для  этого объясните все однокоренные  слова через корень (слово) стол. – А попробуйте закрыть корень и  прочитать оставшиеся части. Ясен ли  смысл слова? – Без какой же части не бывает слова? – Что выражает корень в однокоренных словах? – Посмотрите на план, который мы  записали в начале урока,  сделайте  вывод: что такое корень? – Сравните свои выводы с текстом  учебника. – Что для вас было новым?  Непонятным? Физкультмин утка У нас славная осанка, Мы свели лопатки. Мы походим на носках, А потом на пятках. Пойдём мягко, как лисята, Ну а если надоест. группы  однокоренных  слов,  обозначают  корень в словах.     Представитель каждой   группы читает свои записи. Выводят понятия «корень   слова», «однокоренные слова». Записывают однокоренные слова. Столик – маленький стол, настольный – стоящий (находящийся) на столовый – нужный   для стола, застолье – еда на столе. столе, Делают   вывод. Сравнивают свой   вывод   с текстом учебника.    Выполняют  движения по  тексту под  руководством  учителя интересов. Коммуникативные:  учёт разных мнений и  стремление к  координации  различных позиций в  сотрудничестве. Регулятивные: принятие и  сохранение учебной  задачи, планирование  своих действий в  соответствии с  поставленной задачей и условиями её  реализации. Познавательные: выделение  существенной  информации, формулирование  проблемы,  самостоятельное  создание способов  решения проблемы, структурирование  знания. Профилактика  утомления, ориентир  на ЗОЖТо пойдём все косолапо,. Как медведи ходят в лес.   Этап  моделировани я Упражнение 84. Прочитайте формы  родственных слов. Подумайте, почему  они так записаны. Выполните задание в  учебнике. Упражнение 85. Знакомит со словарём  однокоренных слов, предлагает  выполнить задание, контролирует их  выполнение.  Читают.  Отвечают на  вопросы.  Находят общую  часть.  Списывают и  выделяют  корень.    Работают со  словарём.  Записывают  однокоренные  слова,  обозначают  корень.  Этап  конструирова ния Организует   самостоятельную   работу детей по закреплению знаний. Работа   по   учебнику:   упражнение   86. Перед   выполнением   упражнения учитель   показывает   значение   корня   в однокоренных   словах:   он   «хранит» общее   значение   всех   однокоренных слов.  Самостоятельно  выполняют  задание. Регулятивные:  развиваем умение  оценивать учебные  действия в  соответствии с  поставленной  задачей. Коммуникативные:  развиваем умение  слушать и понимать  других, строить  речевое высказывание в соответствии с  поставленными  задачами, оформлять  свои мысли в устной  форме. Познавательные:  развивать умение  извлекать  информацию, на  основе анализа  объектов делать  выводы, обобщать и  классифицировать по  признакам. Находить  и обозначать корень. Познавательные:  определять важность  корня в словах, строить логические  рассуждения, делать  вывод. Регулятивные:  развивать умение  оценивать учебные  действия в  соответствии с  поставленной  задачей,  осуществлять  познавательную и  личностнуюЭтап  рефлексии  ­ Над какой темой работали? ­ Что вызвало затруднение? ­ Какую цель перед собой поставили? ­   Достигли   ли   поставленной   цели? Обоснуйте свою позицию. ­ Оцените свою собственную работу на  уроке по шкале самооценки. Обоснуйте свой вывод. Приём «Телеграмма». Кратко  напишите самое важное, что уяснили с  урока с пожеланиями ученикам другой  группы и отправьте (обменяйтесь). Запишите д.з.: упр.87. Объясняет  содержание и способы выполнения  домашнего задания. Формулируют вывод, проводят самооценку: ­ Я научился… ­ Я хотел бы… ­ Оказывается, что… Записывают  выводы по теме  урока с  пожеланиями  для учащихся  другой группы. Слушают  учителя и  делают  соответствующи е записи. рефлексию. Личностные: наличие адекватной  позитивной  самооценки,  самоуважения и  самопринятия. Регулятивные: восприятие оценки  учителя, адекватная  самооценка. Познавательные:  построение речевого  высказывания в  устной и письменной  форме.

Посмотрите также