Технологическая карта урока по русскому языку на тему "Собственные и нарицательные имена существительные"
Оценка 4.6

Технологическая карта урока по русскому языку на тему "Собственные и нарицательные имена существительные"

Оценка 4.6
Разработки уроков
doc
русский язык
2 кл
21.11.2018
Технологическая карта урока по русскому языку на тему "Собственные и нарицательные имена существительные"
Данная технологическая карта урока разработана для учащихся 2х классов. УМК "Школа России". этот урок соответствует всем требованиям Федерального Государственного Образовательного Стандарта. используется проблемная ситуация. задания разбиты группы по уровню сложного выполнения и возможностям детей. Универсальные учебные действия прописаны на каждом этапе работы.
Собственные и нарицательные имена существительные (2).doc
Технологическая карта урока русского языка                 Класс: 2 класс Тип урока: введение новых знаний. УМК: Школа России Тема  Цель Задачи  Формируемые УУД Обобщение урока Собственные и нарицательные имена существительные. Познакомить учащихся с именами существительными собственными и нарицательными. ­обучающая: научить различать имена собственные и нарицательные; ­развивающая: способствовать развитию у учащихся внимания, наблюдательности, орфографической зоркости, обеспечить развитие речи; ­воспитательная: воспитать дисциплину, способствовать формированию интереса к предмету. монологической диалогической     и     Личностные: формирование чувства сопричастности своей Родине и уважения к ней, развитие готовности к  сотрудничеству и дружбе  Регулятивные: формирование способности принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, умения  действовать по плану и планировать свою деятельность, взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной  деятельности Познавательные: формировать умение структурировать знания, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в  устной форме, выбирать основания и критерии для классификации объектов, анализировать языковой материал, выделять  существенные признаки слов, обобщать, формулировать результаты деятельности в виде правила.  Коммуникативные: формировать умения действовать согласованно для достижения общей цели, находить общее решение, аргументированно строить предположение, убеждать и уступать. Предметные:  понимать   суть   понятий   «имена   собственные»,   «имена   нарицательные»,   уметь   различать   имена существительные собственные и нарицательные, уметь писать собственные имена существительные с заглавной буквы.   Имена существительные нарицательные — это слова, которые являются названием большой группы однородных  предметов (одушевленных или неодушевленных). Например: словом писатели называют большую группу людей, которые  создают книги. Они называют, нарицают любой предмет, но не дают ему имени. Имена существительные собственные— это слова, которые представляют названия единичных предметов. Например:  Александр Сергеевич Пушкин — имя, отчество и фамилия одного из писателей. Имена, отчества, фамилии людей – это  собственные имена существительные. Ресурсы: ­ основные ­ дополнительные «Лесенка успеха». Карточки для самостоятельной работы. Компьютерная презентация. Этап Формируемые УУД Деятельность учителя Деятельность учащихся I. Самоопреде­ ление к деятельности. Совместное определение форм работы. Личностные: Приветствие “Здравствуйте!” сотрудничество в  паре.  желаю (соприкасаются большими пальцами);     успеха (указательными); большого (средними); во всём (безымянными); и везде (мизинцами); Здравствуйте! (прикосновение всей ладонью)  Учащиеся поочередно касаются  одноименных пальцев рук своего  соседа, начиная с больших  пальцев и говорят: ­ Уроки всегда должно начинаться с улыбки и хорошего настроения, и  тогда весь день дела будут идти хорошо.  Настроение у всех хорошее –  значит, всё у нас получится! У вас у всех на партах лежит «лесенка успеха». Каждое свое действие на  уроке вы будете там оценивать, а в конце урока мы посмотрим, кому было легко, а кто встречал трудности. 1) прописывают сочетания 2) называют орфограмму  3) вставляют пропущенные  буквы, ставят ударение и  выделяют опасные места. Словарь: тарелка, товарищ,  щавель, метель, морковь,  народ.   Познавательные Откройте свои рабочие тетради  Подготовка  к основному  этапу  занятия. ­ искать и выделять необходимую  информацию. анализировать,  строить  доказательства 1) Минутка чистописания Правописание сочетания букв и слов: чк, морковь, морковочка. 2) Повторить правописание буквосочетний чк, чн,чт, щн, нч.  На  слайде записаны слова с пропуском орфограмм, устно вставить  буквосочетания и определить орфограммы. Речной, почта, помощник, точка, птенчик, яичница.  3) Словарная работа.  Записывают слово с ударением и подчеркивают опасные места. Все слова  записывают через запятую. Словарь: тарелка, товарищ, щавель, метель, морковь, народ.   Этнокультурный модуль:  Кубань моя! Жемчужина России! Пшеницы безграничные поля! Ну, где ещё такое небо синее? Ну, где ещё такие тополя?          Богата земля кубанская. И богата она не только хлебами, полезными ископаемыми. Главное её богатство ­ люди. Наш край славится устным народным   творчеством   не   только   в   нашей   стране,   но   и   далеко   за   её пределами.   А   как   прекрасен   кубанский   говор!   Самобытный   кубанский диалект   сложился   исторически   в   результате   смешения   и взаимопроникновения русского и украинского языков.  Ни одна область и край Рос сии не имеют столь ярко выраженных оригинальных языковых особенностей, как Кубань. Кубанский диалект сохранился и в наши дни. Проверим, знакомы ли вы с ним и запишем встретившиеся слова. Игра «Птицы»   Каких птиц на Кубани называют так?     Пивень – петух.  Горобець – воробей. Зозуля – кукушка.   Вутак – селезень. У кого все получилось выполнить без единой ошибки  поставьте плюс в  лесенку успеха под цифрой 1, у кого были сложности ­ . II. Этап  актуализации  знаний и  фиксации  затруднений в деятельности. Познавательные:- анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия Личностные: ­Формируем  мотивацию к  обучению и  целенаправленной познавательной  деятельности. Регулятивные: Прогнозировать  предстоящую  работу.  Познавательные ­ искать и выделять необходимую  ­ Прочитайте слова, записанные на экране.  ­ Какой частью речи они являются? ­ Почему вы так решили? ­ на какие 2 группы можно разделить данные существительные? ­ Какие существительные называются одушевлёнными?  Неодушевлёнными?  ­ Разделите лист на две части. Запишите самостоятельно в первый  столбик с маленькой буквы неодушевленные имена существительные, во  второй столбик – одушевленные. Проверьте себя. Возьмите лесенку и отметьте под цифрой 2, как вы выполнили этот вид заданий. ­ Молодцы, с этим заданием справились. По классу развешены карточки со слова. ­   Посмотрите   вокруг   себя,   на   карточках   вы   видите   записанные   имена существительные. Выберите из них название городу, имя мальчику, имя девочке, кличку щенку. Солнце,  девочка, утро, город,  мальчик, щенок  именем сущ. обозначают предмет,  отвечают на вопросы кто?  что?  (одушевлённые и  неодушевлённые) солнце     девочка   утро         мальчик   город        щенок Маша, Катя,  Игорь, Петя,  Шарик, Бобик, Славянск­на­ Кубани, Краснодар ­ Почему эти слова написаны с заглавной буквы? Потому что это имена.  ­ Молодцы, правила вы знаете.  Чтобы узнать тему урока, нужно выполнить задание в парах. Распределите слова по группам: Распределите слова по группам ­ имя человека, отчество, фамилия. Если слова  не  подходят   ни  к   одной   группе,  запишите   их   в  четвёртую   ­  без Аня, Ивановна, Миша, ученик, Попов,   Алексеевна,   Петрович, дом, Кузнецов. информацию. названия. Вспомните правила работы в парах и приступайте. анализировать,  строить  доказательства  Коммуникативны е УУД 1. Развиваем  умение слушать и  понимать других. 2. Строить речевое высказывание в  соответствии с  поставленными  задачами. ­ Давайте проверим. Какие слова записали в 1 столбик? во 2 столбик? в 3 столбик? ­ Какие слова не попали ни в один из этих столбиков? ­   А   теперь   оцените   в   на   3   ступеньке   правильно   ли   ваша   пара выполнила задание. ­ Молодцы. Посмотрите ещё раз на таблицу. Чем отличается написание слов первых трёх столбиков от последнего? ­ Какое общее название можно дать словам первых трёх столбиков? ­ Учёные в русском языке   уже давно придумали специальные термины. Слова   первых   трёх   столбиков   назвали   собственными   именами существительными,   а   последнего   –   нарицательными   именами существительными. Целеполага­ ние. II. Вхождение в тему урока  и создание  условий для  осознанного  восприятия  ­ Попробуйте назвать тему нашего урока. ­ Что вы уже знаете об именах собственных и нарицательных?  А чему хотели бы научиться? Поставьте цель урока. Сегодня на уроке мы узнаем …научимся … попробуем …   Ребята,   для   того,   чтобы   нам   было   легко,   мы   будем   использовать скелет рыбы или   фишбоун .  Голова­ это наша проблема урока то, что нам нужно узнать. Давайте определим проблему из темы урока. Причины – это зачем нам вообще это знать. Собственные нарицательные   существительные.    и имена Быть   грамотными.   Применять свои   знания   на   практике   . Уметь   правильно   писать   свои имена.   (хорошо   учится, получать пятёрки) нового  материала Факты – это доказательства того, что какие­то слова пишутся с заглавной буквы, а какие­то с маленькой. Где мы может это увидеть? И выводы, как вы думаете, мы можем их сейчас заполнить?Почему? Сегодня   мы   на   уроке   узнаем,   какие   существительные   относятся   к собственным,   а   какие   к  нарицательным   именам   существительным, научимся их различать.   Учебник, телевидение, объявления, книги, надписи на табличках.  Мы вернемся к этому в конце урока.  IV.Физиче­ ская  минутка Личностные: Формирование  основ здорового  образа жизни.  А теперь, ребята, встали.   Быстро руки вверх подняли,   В стороны, вперёд, назад.   Повернулись вправо, влево,   Тихо сели, вновь за дело. Работа по  теме урока Коммуникативны е УУД ­   А   вы   знаете,   что   обозначают   термины   «собственные   имена существительные», «нарицательные имена существительные»? ­   Имена,   отчества,   фамилии людей – это собственные имена существительные,   потому   что имена, отчества, фамилии есть у всех людей, но у каждого оно своё, личное и никто их у вас не может отобрать. Это ваше, собственное, больше ничьё.   С какой буквы пишутся имена собственные? ­   А   все   остальные   –   несобственные   ­   имена   существительные нарицательные   имена   существительные,   они   называют,   нарицают   любой предмет, но не дают ему имени. ­   В   каком   столбике   у   нас   написаны   имена   собственные?   А   имена нарицательные? ­ Прочитаем правило в учебнике на странице 52. 1. Развиваем  умение слушать и  понимать других. 2. Строить речевое высказывание в  соответствии с  поставленными  задачами.  Познавательные: ­ анализ, синтез,  сравнение,  обобщение,  аналогия ­ Какие существительные мы называем собственные?С какой буквы они пишутся? А у кого еще может быть своё собственное имя? Клички животных, названия  рек, городов, улиц – это тоже  имена собственные. Р.т. стр. 27 упр. 58. ­ Прочитаем правило в учебнике на странице 53. ­ Какие существительные мы называем нарицательные? С какой буквы они пишутся?  Приведите примеры нарицательных имён существительных. Молодцы, но у вас ещё впереди есть уроки, на них вы разберётесь до конца в этой теме. ­ А теперь давайте учиться различать имена собственные и нарицательные. ­ Посмотрите на экран,  вы  видите записанные  имена  существительные. Прочитайте существительное и определите, какое оно – собственное или нарицательное и объяснить почему. ­ Какие существительные мы называем собственные? С какой буквы они пишутся? ­ Какие существительные мы называем нарицательные? С какой буквы они пишутся? Кто справился, поставьте в лесенку успеха на 4 ступеньке +. Работа индивидуальная. Сережа, дерево, воробей,  Анатольевна, Иванов. Закрепление  знаний  ­ Какие слова, кроме имён, отчеств и фамилий людей относятся к именам собственным. Где в жизни мы встречаемся с именами собственными? ­ Как называется станица, в которой мы живём? 1.Медвежата, Чуковский, Ольга,  метель, месяц, комната,  учительница. ­ Наша станица большая и очень красивая, у нее есть своё собственное красивое имя – Петровская. 2.Девочки_____________и________ На столах у всех лежат карточки. Подпишите их. Те,   у   кого   написана   цифра   1(слабая   группа)?   Поднимите   руку.   Ваша задача подчеркнуть нарицательные имена существительные. А те, у кого цифра 2(сильная)? Вам необходимо дополнить текст именами собственными, чтобы получился рассказ. Те,   у   кого   цифра3(средняя).   Подберите   и   напишите   рядом   с нарицательными существительными собственные имена существительные.  Я карточку соберу, проверю и выставлю оценки за работу на уроке. ___ жили в деревне_______________. Рядом протекала речка____________. Девочки пришли на лужок. С ними была собачка___________. На лугу пастушок__________________ пас маленьких телят. 3. имя________, отчество____, собака____, город_______, река_____,страна_____ девочка_____. Возьмите снова лесенку и на 5 ступеньке оцените свою работу. Какие цели мы ставили в начале урока? Давайте обратимся к скелету  рыбы и посмотрим на проблему. Мы решили эту проблему? Достигли ли мы целей?   Посмотрите, мы с вами не закончили нашу рыбку. Мы чего еще не  сказали? Выводы в фишбоун. Какие выводы мы можем сделать? Что такое собственные имена  существительные? Собственные имена  существительные ­ это имена,  отчества, фамилии людей, клички  животных, названия рек, городов,  улиц. Имена собственные пишутся с  заглавной буквы.   Нарицательные имена существительные­   это   все   остальные слова.  Они называют, любой предмет, но   не   дают   ему   имени.   Имена нарицательные   пишутся   со   строчной буквы. V.  Подведение  итогов. Регулятивные ­ самопроверка и  самооценка Рефлексия  учебной  деятельност и . Личностные:­  умение  анализировать  результаты  учебной  Лесенка успеха. А теперь давайте посмотрим, у кого все получалось на уроке, а кому было  сложно. У кого все плюсы, у тех все получалось. У кого есть минусы? Где? Что можно сделать, чтобы исправить эти минусы?  Записывают цифру  соответствующую уроку в  тетрадь. деятельности. Домашнее здание. Составить весёлый рассказ (5 ­ 6 предложений) на  тему «Мой класс» и подчеркнуть в нём имена собственные.

Технологическая карта урока по русскому языку на тему "Собственные и нарицательные имена существительные"

Технологическая карта урока по русскому языку на тему "Собственные и нарицательные имена существительные"

Технологическая карта урока по русскому языку на тему "Собственные и нарицательные имена существительные"

Технологическая карта урока по русскому языку на тему "Собственные и нарицательные имена существительные"

Технологическая карта урока по русскому языку на тему "Собственные и нарицательные имена существительные"

Технологическая карта урока по русскому языку на тему "Собственные и нарицательные имена существительные"

Технологическая карта урока по русскому языку на тему "Собственные и нарицательные имена существительные"

Технологическая карта урока по русскому языку на тему "Собственные и нарицательные имена существительные"

Технологическая карта урока по русскому языку на тему "Собственные и нарицательные имена существительные"

Технологическая карта урока по русскому языку на тему "Собственные и нарицательные имена существительные"

Технологическая карта урока по русскому языку на тему "Собственные и нарицательные имена существительные"

Технологическая карта урока по русскому языку на тему "Собственные и нарицательные имена существительные"

Технологическая карта урока по русскому языку на тему "Собственные и нарицательные имена существительные"

Технологическая карта урока по русскому языку на тему "Собственные и нарицательные имена существительные"

Технологическая карта урока по русскому языку на тему "Собственные и нарицательные имена существительные"

Технологическая карта урока по русскому языку на тему "Собственные и нарицательные имена существительные"

Технологическая карта урока по русскому языку на тему "Собственные и нарицательные имена существительные"

Технологическая карта урока по русскому языку на тему "Собственные и нарицательные имена существительные"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.11.2018