Технологическая карта урока по русскому языку на тему "Упражнение в определении склонений имён существительных." (4 класс)

  • Разработки уроков
  • doc
  • 18.02.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Урок составлен в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения и программы по русскому языку УМК Канакиной «Русский язык». Вместе с тем, урок построен с учётом дидактических принципов системы обучения «Школа России» и психологических особенностей детей данного возраста. Данный урок входит в большой раздел «Имя существительное» и является первым в подразделе «Склонение существительных множественного числа». Структура урока полностью соответствует его типу. Урок связан с предыдущим материалом и работает на последующие уроки.
Иконка файла материала Технологическая карта урока рус яз.doc
Автор: Тенова Арина Темлановна учитель начальных классов МКОУ «СОШ с.п.Верхний Акбаш» Терского района, Кабардино­Балкарской Республики Предмет: русский язык Класс: 4 класс Тип урока: открытия нового знания УМК: «Школа России» Технологическая карта Тема урока Цель урока Задачи  Формируемые УУД Упражнение в определении склонений имён существительных. Познакомить учащихся с распознаванием типа склонения по окончанию и по  роду, по наличию специфических  падежных окончаний. Познакомить с распознаванием типа склонения по окончанию и по роду. Развивать умение распознавать тип склонений имени существительного по роду и окончанию в именительном  падеже.   Воспитание  товарищества, взаимопомощи, любви к русскому языку, к природе. ­  ЛичностныеУУД:  способность развитию гармоничной личности детей. ­  Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать  последовательность действий на уроке; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной  ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить  необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных  ошибок; высказывать своё предположение. ­ Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других;  совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им. ­ Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.Основные понятия Ресурсы: ­ основные ­ дополнительные Организация пространства Этап урока Деятельность  учителя Типы склонений Т.Г.Рамзаева. Русский язык. 4 класс  Компьютер, интерактивная доска, индивидуальные карточки,  пословицы и поговорки. Фронтальная работа, работа в парах, групповая работа, индивидуальная работа Деятельность  ученика Задания для учащихся, выполнение  которых приведет к достижению  запланированных результатов Планируемые результаты Предметные  УУД Мотивирует  учащихся на  работу. Приветствуют  учителя. Объясняют  смысл пословицы. I.  Самоопределение  к деятельности Цель. Включение детей в  деятельность на  личностно­значимом уровне. Внутренняя позиция  школьника. Слайд 2 Работа с пословицей: «Чтобы   беречь   Землю,   природу, надо её полюбить, чтобы полюбить, надо узнать, узнав – невозможно не полюбить» (Сладков   А.Н.­   российский   учёный­ ботаник, педагог) ­ Мы живём на планете Земля. Это и есть   наш   общий   дом.   На   уроке   мы будем учиться хорошо знать, любить и беречь дом, в котором мы живём. Слайд 3. ­Перед   вами   модель   Земли   с   её океанами   и   материками.   На   ней появились   белые   пятна.   Природа нашей   планеты   в   опасности.   Наша задача­   очистить   планету   от   пятен,II. Актуализация  знаний Цель. Повторение  теоретического  материала,  необходимого для  «усвоения  нового  знания» Организует  повторение  изученного.  Повторяют  изученный ранее  материал. Работают  в группах. Мотивационная  основа учебной  деятельности; анализ, синтез,  сравнение,  обобщение,   классификация,  аналогия; формулирование и  аргументация своего  мнения и позиции в  коммуникации. Знать и уметь  находить  орфограммы и  объяснять их. Знать словарные  слова. Знать признаки  имени  существительного  как части речи. спасти   всё   живое   на   ней,   выполняя задания. Слайд 4. а) Чистописание  ( в  рабочих   тетрадях) б) Работа со скороговоркой (От  топота копыт пыль по полю летит) Слайд 5. в) Орфографическая работа на  доске, контролируя правильность:  Ваня, Иван, дедушка, дед, папа,  отец, Слава, Вячеслав. ­ Чем похожи эти слова?  (Существительные М.рода,И.п.) ­ Чем отличаются? (Окончания разные) ­ На какие две группы можно  разделить существительные М.рода? (Существительные 1­го скл. и  2­го  скл.)    Слайд 6.  г) «Определи склонение» (Яблоко,лимон, слива, вишня,  помидор, мандарин, огурец, тыква,  морковь, капуста, горох, фасоль)  ­раздели слова на три  группы,определи склонение каждого  существительного. ­как определить склонение  имени  существительного в И.падеже  ед.числа? (1скл.:  Слива, вишня, тыква, капуста. 2скл.:Яблоко, лимон, помидор,  мандарин, огурец, горох. 3скл.: Морковь, фасоль.) Слайд 7.д)Устный диктант с  использованием сигнальных  карточек (1, 2, 3) ­на кармушке        ­к ели ­у снегиря              ­в тетради ­за ветку                 ­у беглеца ­под деревом         ­перед окном III. Постановка  учебной задачи Цель. Формулирование  темы урока. IV.Физминутка. V. «Закрепление»  учащимися новых  знаний Цель. Закрепить умение  распознавать тип  склонений имени  существительного  по роду и  Организует  работу учащихся в определении  падежей  существительных,  самопроверку  учащихся.  В  форме  подводящего  диалога   организует работу с таблицей,  подводит  учащихся к  формулированию  темы урока. В форме  поводящего  диалога  организует  наблюдение над  склонением имен  существительных. Склоняют имена  существительные,  указывают их род,  выделяют  окончания.  Сравнивают  выполненную работу с образцом.  Анализируют  таблицу.  Формулируют тему  урока. Слайд 8. Упражнение 168, стр.78. ­ Какие существительные 1­го скл.  выписали из словаря?  ­Какие существительные 2­го скл.  нашли в словаре? ­Нашли ли в словаре существительные 3­го скл.? ­ Проверьте правильность выполнения  задания. ­ Какого рода слова в 1 группе?  Аналогично 2 и 3 группы слов. Слайд 9. ­ Определите тему урока.  (Определение склонения имен  существительных) Определяют, по  каким признакам  объедены имена  существительные в  группы. Составляют  алгоритм  определения  склонения имен  существительных. Слайд 10. Работа по вариантам: а) Упражнение «Собери в корзинку» I­вариант. Записывают  существительные  1­го скл. II­ вариант. 2­го скл. (У доски раскладывают предметные  картинки соответственно типу  склонения) Уметь определять  склонение имен существительных  анализ, синтез,  сравнение,  обобщение,  классификация,  аналогия;  структурирование  знаний; подведение под  понятие; постановка и  формулирование  проблемы. Уметь определять  склонение имени  существительного. познавательная  инициатива; структурирование  знаний; самостоятельное  создание алгоритмов  деятельности; рефлексия способов  и условий действия;окончанию в  И.падеже. Проверка.  Проверьте наши выводы с  определением в учебнике, с. 88. Слайд11. б)Упражнение «Не ошибись» Записать только существительные  3­ го скл. (Проверка:жизнь, фасоль,  печь, дочь, помощь, степь, морковь) построение речевых  высказываний VI. Первичное  закрепление.  Самостоятельная  работа с  самопроверкой Цель. Закрепить знания в  определении  склонения.  Проводит  инструктаж  обучающихся.  Организует  выполнение  учащимися  самостоятельной  работы,  самопроверку,  самооценку. Работают по  вариантам  самостоятельно. Обосновывают  правильность  определения  склонения.  Выполняют  самопроверку по  образцу, устраняют  допущенные ошибки. Слайд 12. в)Работа по учебнику.  Самостоятельная работа: ­ Какие существительные относятся к  1­му, 2­му, 3­му склонению? I­вариант ­Упражнение 170, стр.78 II­вариант ­Упражнение171, стр.79 Проверка. Уметь выделять  грамматические  признаки имени  существительного  и определять их  склонение осуществление  самоконтроля по  результату и по  способу действия; использование  знаково­ символических  средств; рефлексия способов  и условий действия VII. Включение  новых знаний в  систему знаний и  повторение Цель. Включение нового  знания в систему  изученного  материала Уметь применять  изученные  правила. использование общих  приемов решения  задач; построение речевых  высказываний; Слайд 13. Определи падежи существительных ­пробудился от сна (…) ­растёт под осиной (…) ­ходит по полю (…) ­плывёт по морю (…) ­работает с пилой (…) Слайд 14. Продолжи начатые ряды ­(Д.п.) к роще, по речке, …, ….VIII. Рефлексия Цель. Осознание  учащимися своей  учебной  деятельности,  самооценка  результатов  деятельности своей  и всего класса.  IX. Д/з. ­(Р.п.) для мальчика, около берёзы, …, …. ­(В.п.) на стол, через канаву, …, …. ­ Вернемся к девизу нашего урока.  Слайд 15. Загадка. «Самое холодное место на  Земле»  (Антарктида) ­Употребить его в Р.,Д.,и П.падежах. Слайд 16. Вывод: В П. и Д.падежах  существительные 1 скл. имеют  окончание –е,  а в Р.п.­ и (ы). Молодцы, ребята! Вы хорошо  справились с заданиями и  освободили нашу Землю от  опасностей. ­Какими пословицами и поговорками  можете дополнить наш урок? (Ответы детей) Слайд 17. ­Что нового узнали на уроке? ­Что нужно ещё раз объяснить? ­Что запомнили быстро, что с трудом? Слайд 18. Выучить правило. Упр.173, стр.79. адекватное  понимание причин  успеха / неуспеха в  учебной  деятельности; рефлексия способов  и условий действия; контроль и оценка  процесса и  результатов  деятельности

Посмотрите также