Технологическая карта урока по русскому языку: Тире между подлежащим и сказуемым.
Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
русский язык
5 кл
27.03.2017
Технологическая карта урока по русскому языку в 5 классе. Тема: «Тире между подлежащим и сказуемым». Цель: познакомить с правилом постановки тире между подлежащим и сказуемым, выраженными существительным, отработать умение правильно ставить тире в предложении. Урок построен в соответствии с требованиями ФГОС.Технологическая карта урока по русскому языку, 5 класс.
Тире между подлежащим и сказуемым.docx
Технологическая карта урока по русскому языку в 5 классе
Тема: «Тире между подлежащим и сказуемым».
Цель:
познакомить с правилом постановки тире между подлежащим и сказуемым, выраженными существительным, отработать
умение правильно ставить тире в предложении.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные: (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать опознавательные признаки употребления тире
как знака разделения между главными членами предложения (существительными в именительном падеже) на письме и
паузы между подлежащим и сказуемым в данной конструкции при ее использовании в устной речи, схему данной
конструкции; уметь по опознавательному признаку находить предложения с данной конструкцией; правильно ставить
знак препинания (тире) в соответствии с изученным правилом; заменять предложения указанных конструкций
предложениями изученной конструкции с опорой на схему.
Метапредметные:
(компоненты культурнокомпетентностного опыта/приобретенная компетентность): способность
извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компактдиски учебного
назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе
и на электронных носителях.
Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за
него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому
самосовершенствованию. Методы и формы обучения: наблюдение над языком, эвристический метод; индивидуальная, групповая, фронтальная.
Этапы работы
№
1 Мотивирование к
деятельности
2
Актуализация
знаний
ХОД УРОКА:
Деятельность учителя
– Подарите улыбки друг другу. Если вы научитесь улыбаться
красоте, добру, то ваша улыбка будет возвращаться к вам с
радостью. Ведь окружающий мир – это большое волшебное
зеркало!
Открываем тетради, записываем число.
На прошлых уроках мы работали по теме «Сказуемое. Способы
выражения сказуемого». Повторим теорию, отвечая только на
вопрос:
1. Главные члены предложения – это...
2. Подлежащее и сказуемое другими словами – это...
3. Подлежащее – это...
4. Подлежащее чаще всего выражается...
5. Сказуемое – это главный член предложения, который...
6. Сказуемое выражается…
Предлагаю выполнить упражнение, чтобы закрепить знания
о сказуемом.
ЗАДАНИЕ:
Найдите сказуемые и определите, чем они выражены;
сформулируйте правило о сказуемом как главном члене
предложения.
Деятельность учащихся
Слушают учителя, участвуют
в диалоге с учителем.
Демонстрируют готовность к
уроку.
Отвечают на вопросы. Строят
понятные для партнера
высказывания. Обдумывают
ответы на вопросы и
осознают,
знаний
недостаточно для полных
ответов.
что 1. Этот край очень скромен.
2. Первые листики зелёные.
3. Люблю я пышное природы увяданье.
4. Скинуло кафтан зелёный лето.
5. Утро свежо.
ПРОВЕРЯЕМ:
3
Создание
проблемной
ситуации
ЧТЕНИЕ СТИХОТВОРЕНИЯ
Был у поэта письменный стол.
Ящиков было в нем чуть ли не сто.
В ящиках тех помещались коробки;
В одной запятые, в другой были скобки,
В третьей тире, в остальных многоточия,
Черточки, точки, кавычки и прочее.
Письменный стол содержал он опрятно,
Стихи сочинял он весьма аккуратно.
Пригоршней знаки берет из коробки,
Иное словечко поставит он в скобки,
Так же частенько и этак и так
Использует он восклицательный знак.
Если вдруг встретится образ сомнительный,
Сразу же ставится знак вопросительный.
Формулируют цель учебной
деятельности в диалоге с
учителем.
Отвечают на
вопросы, выполняют задание. В напрасных усильях, чтоб лоб не тереть,
Поэт вместо мыслей ставит тире,
Порою кавычки, порой двоеточие.
И не жалел для концов многоточия.
стихотворении польской поэтессы Ванды Хотомской?
О каких знаках препинания рассказывается в
Сегодня мы познакомимся с удивительным знаком
препинания тире. Оно применяется в грамматике многих
языков.
В русской письменности тире появилось благодаря писателю и
историку Н. М. Карамзину. Знак первоначально назывался
«чертой», название «тире» появляется с начала 1820х годов.
Таким образом, тире это пауза. А нужны ли нам паузы в
жизни? В каких случаях? Что они нам дают? Делаете ли вы
паузы? Для чего?
Прочитайте внимательно предложения.
Вариант 1.
За поворотом дороги показалось море.
Оно сверкало лучами солнца.
Лес наше богатство.
Вариант 2.
Ландыш свеж и душист.
Его аромат наполняет комнату.
Весна прекрасная пора. Скажите, какие из них можно объединить?
По какому признаку?
(Можно объединить первое и второе предложения).
— Найдите в предложениях подлежащее, т.е. предмет речи.
(1 вариант:
В первом предложении подлежащее море, во втором — оно, в
третьем – лес.
2 вариант:
В первом предложении подлежащее ландыш, во втором —
аромат, в третьем весна).
— Найдите в предложениях сказуемое. На какой вопрос оно
отвечает?
1 вариант:
в первом предложении сказуемое показалось (что сделало?),
во втором — сверкало (что делало?), в третьем богатство
(что такое?)
2 вариант:
в первом предложении сказуемое свеж и душист (каков?), во
втором — наполняет (что делает?), в третьем – пора (что
такое?)).
Сформулируйте тему самостоятельно.
А теперь подумайте, что вы хотите узнать в результате
изучения темы?
Цель вам помогут определить слова на доске: Где …….?
Когда …….? Понять: Где ставится тире в предложении? Когда оно ставится
между подлежащим и сказуемым?
По какому плану мы будем это выяснять?
Проблемная ситуация.
— Давайте еще раз обратимся к нашим предложениям.
Почему в первом и во втором предложениях тире между
подлежащим и сказуемым не стоит?
Определите, какой частью речи являются подлежащее и
сказуемое, в каком падеже стоят главные члены, сделайте
вывод о постановке тире между подлежащим и сказуемым.
Высказывания и
предположения учащихся 4
Открытие нового
знания
Обратимся к предложению:
Пословица — мудрость народа.
При каком условии между подлежащим и сказуемым
ставится тире?
(Тире ставится, если подлежащее и сказуемое выражены
именем существительным.)
Сущ. И. п. – сущ. И.п.
Отвечают на вопросы, под
руководством
педагога
составляют план работы над
заданиями.
Приводят
примеры. Делают выводы,
выполняют упражнения.
ЗАКРЕПЛЕНИЕ:
1. УПРАЖНЕНИЕ 170 (СТРАНИЦА 79)
2. Выборочный диктант.
Выпишите только те предложения, в которых есть тире между
подлежащим и сказуемым, объясните расстановку знаков
препинания в нем.
Много на земле городов. У каждого города своё неповторимое
лицо. Но есть один город на нашей голубой планете, имя которого
исполнено особого смысла и звучания. Столица нашей страны –
Москва. В песне поэт назвал её сердцем Родины. Это очень верно.
Сердце, которое работает безостановочно. Его пульс слышит вся
наша планета, люди всех континентов.
3. Работа в группах.
Перед какой из частей этого предложения нужно поставить
тире, почему?
Записать эти предложения, подчеркнуть главные члены. Лиса
красивое существо.
хищник наших мест.
символ хитрости.
живет рядом с нами.
4.
Подчеркните главные члены предложения, надпишите, какой
частью речи они выражены (работа идет на местах и у доски).
Пословица — мудрость народа.
Здоровье — всему голова.
Книга — учитель.
Долг наш — защищать крепость до последнего нашего
дыхания.
Море — великое поле.
5. Есть ли на месте пропуска тире? (есть ставим плюс, нет
минус). Объяснить. Взаимопроверка.
1.Соловей…ранняя пташка.
2.Его песни…привлекают всех.
3.Яркое солнце…радость соловью.
4.Кукушка …интересная птичка. 5.Её кукование… момент для
вопросов и ответов.
Самопроверка по ключам.
1
2
3
4
5
+
+
+
+
Оценивание.
0 ошибок – «5»
1 ошибка – «4»
2 ошибки – «3»
более 3 ошибок – «2».
6. Нужно ли тире?
Решение лингвистической задачи (устно, коллективно) со
звуковыми сигналами:
ДА – хлопок в ладоши;
НЕТ – удар ладонями по партам
Осень–любимое время года.
Осенью солнце неяркое.
Сентябрь– месяц первых заморозков.
Осенний воздух прохладен.
Листопад– украшение осени. ИТОГ УРОКА:
— С каким новым материалом мы сегодня познакомились?
(Мы познакомились с постановкой тире между подлежащим и
— Когда между подлежащим и сказуемым ставится тире?
сказуемым). 5
Рефлексия
6
Домашнее задание § 34, упражнение 172
Определяют
свое
эмоциональное состояние на
уроке.
Открывают
записывают
задание.
дневники,
домашнее
Технологическая карта урока по русскому языку: Тире между подлежащим и сказуемым.
Технологическая карта урока по русскому языку: Тире между подлежащим и сказуемым.
Технологическая карта урока по русскому языку: Тире между подлежащим и сказуемым.
Технологическая карта урока по русскому языку: Тире между подлежащим и сказуемым.
Технологическая карта урока по русскому языку: Тире между подлежащим и сказуемым.
Технологическая карта урока по русскому языку: Тире между подлежащим и сказуемым.
Технологическая карта урока по русскому языку: Тире между подлежащим и сказуемым.
Технологическая карта урока по русскому языку: Тире между подлежащим и сказуемым.
Технологическая карта урока по русскому языку: Тире между подлежащим и сказуемым.
Технологическая карта урока по русскому языку: Тире между подлежащим и сказуемым.
Технологическая карта урока по русскому языку: Тире между подлежащим и сказуемым.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.