Технологическая карта урока по теме "Чередующиеся гласные о-а"

  • Разработки уроков
  • pptx
  • 02.07.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала лаг лож 2016г.pptx
Определяем проблему урока • Орфоэпическая разминка. ­Какой раздел науки о языке мы с вами  изучаем? ­Что изучает морфемика? ­Какие морфемы знаете? ­Что такое чередование звуков?
Разговор двух гласных:  ­А, здравствуйте! ­ Извините, я не А, я О. ­ О, значит, тезка! А голос у тебя совсем как у А! ­ Стань на мое место, тогда посмотрим, какой у тебя будет  голос! ­ Что же у тебя это за место такое? ­ Незаметное. Ты вот в центре, тебе все  внимание, а обо мне кто  вспомнит?
•Выскажите предположения, почему спорят  эти буквы?  •В каком «незаметном месте» они находятся? •Какие правила на правописание корневых  гласных вы знаете?
Предлагаю вам выполнить следующее задание: разделите  данные слова на группы, обоснуйте свое решение, вставьте  пропущенные буквы: • Изл..гать, в..ршина, усл..жнить, к..ридор,  изл..жение,, в..сток,  г..ревать, пол..жить,  в..р..бей, п..ртфель, д..рога,  попр..сить,  пож..леть, ур..нить, агр..ном, гор..д,  пол..гать.
вЕршина услОжнить спИшите текст попрОсить пожАлеть урОнить Проверка:  кОридор вОрОбей пОртфель дО рога агрОном горОд.  излАгать излОжение полОжить полАгать
• Безударные гласные    непроверяемые проверяемые • корзина смотреть - смотр чередующиеся • -лага - лож- • слагать - сложить
­ Итак,  • • Проведем внутреннее расследование и выясним  истину написания в русском языке корней ­лаг­ и  ­лож­              Безударный – хитрый гласный:               Слышим мы его прекрасно.               А в письме какая буква?                 Здесь поможет нам наука… • • • •
Решаем проблему,  открываем новые знания Прочитайте текст В корнях ­лаг­, ­лож­ ­ как различать, Где надо а, где о писать? Корень ­лаг­ на корень ­лож­ Абсолютно не похож! Удареньем не проверишь, Как себя ты поведешь? О пишем перед ж: сложить, А пишем перед г: слагать. И суффикс а нам тоже За корнем ­лаг­ ­ поможет: две буквы а ­ одно лицо. Они как пара  близнецов..  .
Назовите тему урока и  сравните с формулировкой  авторов. Запишите тему в тетради.
Чередующиеся гласные в корне Буквы о и а в корнях –лаг­, ­ лож­
Работаем в группах З ­ что мы знаем  Х ­ что мы хотим  узнать У ­ что мы узнали и  что нам осталось  узнать
З ­ что мы знаем  Х ­ что мы хотим  узнать У ­ что мы узнали и  что нам осталось  узнать Гласные О и А могут быть  ударными и безударными Гласные О и А могут быть  проверяемыми ударением Гласные О и А могут быть  непроверяемыми ударением
Какая закономерность? Изложение,  предлагать,  прилагательное,  приложить,  разложить, полагать. Изложение, предлагать, прилагательное, приложить, разложить, полагать.
Алгоритм  выделить корень   подчеркнуть согласную корня:  перед «г» пишем «а», перед  «ж» ­ «о», . • •   • можно выделить суффикс:  если есть суффикс «а», то и в  корне пишем «а».
О или А ?     • З ­ что мы знаем • Х ­ Что мы хотим узнать • У ­ Что мы узнали и что осталось узнать
З ­ что мы  знаем  Х ­ что мы  хотим узнать Гласные О и А могут  быть ударными и  безударными Когда в данных  корнях пишется  гласная А, а когда –  О? У ­ что мы  узнали и что  нам осталось  узнать Перед Ж пишется О,  а перед Г – А. Гласные О и А могут  быть проверяемыми  ударением Гласные О и А могут  быть  непроверяемыми  ударением Как называются  корни, где написание  гласных не  подчиняется  обычным правилам? Корни с  чередующимися  гласными Написание гласной  в  корне зависит от  наличия суффикса А  за корнем.
Проверим по эталону   Изменить положение, закончить     изложение, уменьшить слагаемое,  высказать предположение, просклонять  прилагательное, произвести сложение
Буквенный диктант   1. изложить, положить,  изложение 2. выложить, излагать,  заложить 3. приложить, прилагательное,  наложить.                      ООО ОАО ОАО • П ­ пять
Выборочный диктант Положение,  изложение,  излагать,  расположить,   полагаться,  расположился, предложение,  полагаясь,   излагаю, изложенный,  отложить,  положение. Критерии оценивания: «5» ­ все слова написаны правильно «4» – 1­2 ошибки «3» ­ 3­4 ошибок  «2»­ 5 ошибок
• 1.Чему был посвящен урок?  • 2.В чем суть правописания данных корней?  • 3.Какие затруднения мы испытали • 4.Что помогло нам их преодолеть? • 5.Оцените свою деятельность на уроке, пользуясь  диагностической картой: • Мне было трудно (почему)… • Моя оценка атмосферы на уроке… • Для меня было недостаточно….
Благодарю всех за работу!