Технологическая карта урока по теме "Прилагательное как часть речи" (5 класс)
Оценка 4.8

Технологическая карта урока по теме "Прилагательное как часть речи" (5 класс)

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
русский язык
5 кл
11.01.2017
Технологическая карта урока по теме "Прилагательное как часть речи" (5 класс)
Представленный материал соответствует требованиям ФГОС и направлен на реализацию системно-деятельностного подхода в обучении.Урок "Прилагательное как часть речи" является первым в изучении темы "Имя прилагательное" и позволяет систематизировать изученный в начальной школе материал ,а также расширить представление пятиклассников о части речи.
ТК Прилагательное как часть речи.docx

Технологическая карта урока

Предмет, класс

Русский язык, 5 класс

УМК, автор программы

Русский язык, 5 класс. М.В.Рыбченкова.Просвещение,2011 

Учитель

 Улицкая Наталия Сергеевна, учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ №3» г.Красноперекопска

Тема урока

  Имя прилагательное как часть речи.

 

Цель урока

сформировать понятие об имени прилагательном как части речи.

Задачи урока

обучающие

развивающие

воспитательные

·         развивать умение формулировать определение понятий;

·         развивать умение находить имена прилагательные в тексте;

·         отличать качественные имена прилагательные от относительных;

·         формировать умение использовать имена прилагательные в речи;

·         обогащать словарный запас учащихся;

·         совершенствовать орфографические умения.

 

·         развивать умения формулировать и доказывать свою точку зрения;

·         развивать умений анализировать, сравнивать, обобщать;

·         развивать умение применять новые знания;

·         развивать творческие, речевые способности учащихся;

·         формировать логические умения;

·         развивать умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;

·         развивать умения формулировать проблему;

·         развивать умения групповой и

парной работы.

·        воспитывать интерес и уважение к родному языку;

 

·        воспитать ценностное отношение к слову;

 

·        создать благоприятную атмосферу поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;

 

·        развить навык взаимодействия учащихся в групповой и парной работе: развить уважения друг к другу.

Планируемые результаты урока

Предметные знания и умения

Личностные качества, метапредметные УУД

 

 Осмыслить понятие «признак» применительно к имени прилагательному, определять синтаксическую роль имени прилагательного.

владеть разными видами чтения и аудирования, вычитывать все виды информации, извлекать информацию из текста, анализировать, сравнивать, делать выводы, строить рассуждения;

формировать навыки работы в паре (договариваться о совместной деятельности и приходить к общему решению), оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь, осуществлять контроль и самоконтроль, оформлять свои мысли в устной и письменной форме, высказывать свою точку зрения, слушать других.

Методическое обоснование урока

Урок спроектирован с использованием технологии проблемного диалога (по Е.Л.Мельниковой), которая представляет собой современную образовательную технологию деятельностного типа и позволяет реализовать требования ФГОС. Создавать условия для возникновения у школьников внутренней потребности включения в учебно-познавательную деятельность и быть активными на уроке позволяет оптимальное сочетание приёмов создания проблемной ситуации и выбор парных, индивидуальных заданий, ориентированных на формируемые умения: предметные, метапредметные и личностные.

ИОС урока

Учебно-методическое обеспечение

 

 

Учебник.

Вид используемых на уроке средств ИКТ Презентация «Имя прилагательное »

 

Необходимое аппаратное и программное обеспечение

 

Компьютер, проектор, экран

Формы и методы работы

наблюдение над языком; эвристический метод;

 

 индивидуальная,работа в парах;

 

групповая, фронтальная.

 

 

 

 

Организационная структура урока

Название этапа

Задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1. Создание проблемной ситуации. Организационный  момент  (мобилизация).

Создание для учеников проблемной ситуации.

В процессе диалога учащихся с учителем происходит открытие темы урока.

-Придумано кем-то  просто и мудро: при встрече здороваться: «Доброе утро!»

-Доброе утро солнцу и птицам!

-Доброе утро улыбчивым лицам!

И каждый становится добрым, доверчивым, и доброе утро длится до вечера!

- Ребята, приятно ли вам слышать  слова «Доброе утро»?

- А о себе -  хорошие слова?

- Подарите сами себе комплименты. Какая?  (Какой) я?

-Подарите комплимент своему (своей) соседу (соседке) по парте

-На какие вопросы отвечают эти слова? -Что обозначают эти слова? -Как называется эта часть речи?

-Сегодня мы откроем для себя удивительную часть речи.

Один интересный факт! По количеству употребляемых слов эта часть речи занимает третье место  после существительных и глаголов. И это не случайно. Что бы мы ни делали, где бы ни были, человеческий мозг стремится не только назвать предмет, но и оценить его, определить его качественную, цветную, образную сторону.

Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения. Сегодня, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут внимание, находчивость и смекалка.

- На ваших столах лежит лист самоконтроля. Мне бы очень хотелось, чтобы каждый из вас ,активно работая на уроке, смог самостоятельно оценить себя и своих товарищей.  Я предлагаю поработать в  парах (Слайд1) .Прочитайте, сравните их и скажите, чем различаются эти тексты? Какое описание отличается большей полнотой?

Ученики ставятся в проблемную ситуацию и постепенно открывают тему.

Понимают, из текста, что речь пойдет о прилагательных.

Работают с листами самоконтроля. Читают и сравнивают два текста.

 

 

 

 

 

 

Формируемые УУД

Самоопределение (Л1, осуществление гражданской идентификации личности)

Целеполагание (Р1, принятие учебной задачи)

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К1, общение и взаимодействие, планирование учебного сотрудничества (К2, ориентировка на позицию партнера, К5, формулировка)

 

 

 

Построение речевого высказывания в устной форме,П3 ,П2, использование знаково-символических средств для решения задач, П8.

2. Формулирование проблемы.

Постановка учебной задачи

Постановка учебной цели урока

Совершенно верно, во втором тексте описание дятла более развернутое. Назовите слова, благодаря которым описание дятла более точное.

Скажите, почему дятла называют лесным лекарем? Да, действительно, у дятла много преимуществ в лесу, и он является незаменимым лесным помощником.

 

 

 

Как вы думаете к какой части речи относятся эти слова и для чего они служат? Я согласна с вами, это имена прилагательные, которые нужны для того, чтобы сделать нашу речь красочнее и выразительнее. Как вы сами ответили, этой части речи и будет посвящен наш урок.

 

Запишите  тему урока: «Имя прилагательное».

 

Второй текст более объемный, так как в нем есть имена прилагательные, которые делают текст более выразительным, запоминающимся. Также во втором тексте дается описание дятла.Записывают тему урока «Имя прилагательное».

Формируемые УУД

Формирование картины мира культуры как порождения предметно-преобразующей деятельности человека, Л7, формирование позитивной самооценки, Р2, планирование своих дйствий, Р5, адекватное восприятие оценки учителя Р7, оценка правильности выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки, Р8, внесение необходимых корректив в действие после его завершения на основе оценки и учета характера сделанных ошибок, К5, формулирование собственного мнения, К6, умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, П3, построение речевого высказывания в устной форме.

3.  Выдвижение версии решения проблемы.

Учащиеся предлагают версии решения проблемы

Хотели бы вы с легкостью и без затруднений находить имена прилагательные в тексте?

Как вы думаете, что для этого нужно? Правильно, нужно знать   признаки данной части речи, тогда вам не составит труда отыскать все прилагательные в тексте.  

 

Ученики отвечают, что хотели бы без проблем находить прилагательные в тексте, а также отличать их от других частей речи.

Предлагают решение проблемы: как же отыскать прилагательные.

Для того, чтобы отыскать имя прилагательное в тексте и уметь отличить его от других частей речи, нужно знать все признаки прилагательного.

Формируемые УУД

Оценка (Р7, оценка правильности выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки)

Умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач (П3, построение речевого высказывания в устной и письменной форме)

Управление поведением партнера (К7, построение понятых для партнера высказываний, учитывающих, что он знает и видит, а что нет, К 10, использование речи для регуляции своего действия)

 

4. Актуализация имеющихся знаний. Планирование деятельности.

 

Диалог – цепочка вытекающих один из другого вопросов и правильных ответов

Помните ли вы, что обозначает имя прилагательное? Совершенно верно, признак предмета .

Сейчас я предлагаю вам поработать в группах. Молодцы, ребята, вы проделали замечательную и интересную работу.

 

Отвечают на вопрос: Имя прилагательное - часть речи, обозначающая признак предмета. Отвечает на вопрос: какой? чей?

Формируемые УУД

Формулирование собственного мнения, К6, умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, П3, построение речевого высказывания в устной форме.

 

 

5. Поиск решения (открытие нового знания).

 

Предлагать ученикам рассказывать о результатах выполнения задания, чтобы развивалась и монологическая речь.

Основываясь на свои наблюдения, скажите, имя прилагательное - это изменяемая часть речи? Да, имя прилагательное -  изменяемая часть речи. Можем ли мы это доказать? Для того, чтобы доказать, что имя прилагательное изменяемая часть речи, просклоняем по падежам словосочетание лесной лекарь.

Какой вывод мы можем сделать? Верно, имя прилагательное изменяется по падежам.

Теперь попытайтесь определить число? Можем ли мы словосочетание поставить в множественное число? Да, дождливые дни.

 

Можем ли мы подобрать к прилагательному другое определяемое слово? Приведите примеры .Что изменилось? Вы правы, изменился род. Значит, мы можем сделать вывод, что имя прилагательное изменяется ещё и по родам.

Знаете ли вы, каким членом предложения является имя прилагательное? Верно, определением. А только ли определением, является имя прилагательное? В предложении прилагательное также может быть и сказуемым. Это темы наших последующих уроков.

 

Молодцы, вы сами доказали все признаки имен прилагательных.

Физминутка: Игра «Найди лишнего».
- Представьте, что мы приходим на экскурсию во дворец прилагательных и видим множество признаков. Вы должны хлопнуть в ладоши, если я называю прилагательное, или  топнуть ногами, если слово не подходит к данной группе, т.е. не является прилагательным.
 Веселый,  глупый,  фиолетовый,  птичка,  ловкий,  бегают,  летают, умный,  разноцветные,  мальчики,  девочки,  играют,  радостные.

Ученики склоняют словосочетание:

И.-лесной лекарь

Р.-лесного лекаря

Д.-лесному лекарю

В.-лесного лекаря

Т.-лесным лекарем

П.-о лесном лекаре

Можно поставить во множественное число,к прилагательному можно подобрать другие определяемые слова.

 

Формируемые УУД

Умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач (П3, построение речевого высказывания в устной и письменной форме).Управление поведением партнера (К7, построение понятых для партнера высказываний, учитывающих, что он знает и видит, а что нет, К 10, использование речи для регуляции своего действия)

 

Формируемые УУД

Личностные: установка на здоровый образ жизни и ее реализация на уроке.

6. Выражение решения.

Обобщают, делают вывод по проблеме.

Чтобы привести в систему и запомнить признаки имени прилагательного составим кластер (опорный конспект) «Имя прилагательное» .

1. Имя прилагательное обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? чей?

2. Имя прилагательное изменяется по числам, родам и падежам.

3. В предложении имя прилагательное является определением или сказуемым. 

 

 

Ученики самостоятельно составляют кластер, тем самым делая вывод по предложенной теме «Имя прилагательное». Записывают, сверяя с тем кластером, что появляется на экране, дополняют свой.

Формируемые УУД

Выдвижение гипотез и их обоснование)

Смыслообразование (Л7, формирование адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия)

 

7. Применение нового знания.

 

Создание условий для применения полученных знаний

Молодцы! Теперь давайте разделимся по парам для выполнения следующего задания. Перед вами  предложения, но там пропущены имена прилагательные. Восстановите их. Текст какой команды получится более выразительным, та команда претендует на отличную оценку. (Групповая работа.  Раздаются разные тексты, ученики должны по смыслу предложения вставить прилагательные)

1. . … утром приятно побродить по лесу, подышать … воздухом. С … утра слышится …. пение птиц. Вот виднеется … птичка на верхушке … дерева.

2. Наступило … лето. Погода стоит … и … . Сквозь … деревья утром пробивается … солнце и освещает все вокруг. (Испытали ли вы какие-либо трудности при выполнении задания? Если да, то какие?)

Ученики работают в группе.

1. Работа по карточкам, дополняют текст своими прилагательными

2. Составляют словосочетания

3. Дополняют ряды имен прилагательных .

Формируемые УУД

Контроль, коррекция, выделение и осознание усвоенного (Р4, осуществление итогового и пошагового контроля по результату, Р5, адекватное восприятие оценки учителя, Р8, внесение необходимых корректив в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок)

Самоопределение (Л6, самооценка личности, Л7, формирование адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия)

 

8. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока).

 

Рефлексия учебной деятельности на уроке. В завершение, соотносятся цель и результаты учебной деятельности, фиксируется степень их соответствия и намечаются дальнейшие цели деятельности.

 

 

Ребята, давайте заполним наш лист самооценки.Итак, о какой части речи мы сегодня говорили? Что обозначает имя прилагательноеДля чего в нашей речи нужны имена прилагательные?

Какие признаки имен прилагательных вы знали? О каких вы узнали на сегодняшнем уроке? 

 

Во время рефлексии ученики

Заполняют лист самоконтроля.

Формируемые УУД

Умение выражать свои мысли (К1, понимание возможности различных позиций других людей, отличных от собственной, К3,4, учет разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве).Рефлексия (П5, структурирование знаний, П16, 17,выдвижение гипотез и их обоснование).Смыслообразование (Л7, формирование адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия)

9. Информация о домашнем задании.

Даются разноуровневые задания

-Выполните задание на выбор: 1.Прочитать параграф « Имя прилагательное как часть речи ».

2.Составить текст – описание  «Зимняя сказка», используя прилагательные.

3.Выполнить упражнение по учебнику.

Записывают информацию о домашнем задании.

 

 


Технологическая карта урока

Технологическая карта урока

Планируемые результаты урока

Планируемые результаты урока

Название этапа Задачи этапа Деятельность учителя

Название этапа Задачи этапа Деятельность учителя

На ваших столах лежит лист самоконтроля

На ваших столах лежит лист самоконтроля

К6, умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности,

К6, умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности,

Актуализация имеющихся знаний.

Актуализация имеющихся знаний.

Знаете ли вы, каким членом предложения является имя прилагательное?

Знаете ли вы, каким членом предложения является имя прилагательное?

Применение нового знания. Создание условий для применения полученных знаний

Применение нового знания. Создание условий для применения полученных знаний

Ребята, давайте заполним наш лист самооценки

Ребята, давайте заполним наш лист самооценки
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.01.2017