Тема урока Религия древних греков
Цель урока Изучить культы древнегреческих богов, героев и познакомить учащихся с мифами о них
Задачи урока 1.Рассмотреть вопрос о зарождении религии у древних греков.
2.Познакомить учащихся с богами Греции.
3.Подвести учащихся к пониманию причин возникновения религиозных верований у греков.
4.Развивать умения работать в группе, с учебником, с дополнительными источниками информации.
5.Формировать уважение, бережное отношение к религии и истории других стран.Технологическая карта урока "Религия древних греков" 5 класс
Тема урока
Цель урока
Задачи урока
Планируемые результаты
Тип урока
Формы и методы обучения
Религия древних греков
Изучить культы древнегреческих богов, героев и познакомить учащихся с мифами о них
1.Рассмотреть вопрос о зарождении религии у древних греков.
2.Познакомить учащихся с богами Греции.
3.Подвести учащихся к пониманию причин возникновения религиозных верований у греков.
4.Развивать умения работать в группе, с учебником, с дополнительными источниками информации.
5.Формировать уважение, бережное отношение к религии и истории других стран.
Учащиеся знают, как возникла религия у древних греков; владеют новыми словами:
Деметра, Дионис, Гефест, Цербер; умеют определять по иллюстрации имена богов и их предназначение.
Урок «открытия» нового знания.
Методы: наглядный, частичнопоисковый, практический.
Методы контроля: устный.
Приемы: технология ИКТ, проблемные вопросы.
Формы: индивидуальная, групповая, фронтальная.
Основные понятия и термины гора Олимп, боги Зевс, Аид, Деметра, Дионис, Гефест; Цербер – пес с тремя головами и змеиным хвостом.
Оборудование
Мультимедийный проектор, экран, презентация, иллюстрации «Боги и богини Греции», историческая карта ,
учебник «История Древнего мира» А.А. Вигасин.
ЭТАПЫ УРОКА
1. Организационный.
Оценка
эмоционального
состояния:
2. Актуализация
знаний.
Врем
я
1 мин
1 мин
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ
Приветствие. Проверка готовности к
уроку. Организация внимания и
внутренней готовности.
карточки со смайликами.
У: На ваших партах карточки со
смайликами. Поставьте отметку на
той карточке, которая лучше всего
отражает ваше настроение. Отложите
их в сторону.
4 мин У: мы с вами говорили о Древней
Греции. Давайте вспомним, что мы
узнали об этой стране. Предлагаю
вам поиграть в игру «Крестики
нолики». Если вы согласны с
утверждением, ставьте «0», если нет
– «Х». Игровые поля у вас на партах
в рабочих листах (Приложение 1)
С1
3. Подготовка
учащихся к усвоению
нового материала.
4 мин У: тема нашего урока зашифрована.
Постарайтесь угадать, какие слова
скрываются под «знаком вопроса»
С2
Назовите тему нашего сегодняшнего
урока.
Что нам нужно узнать, чтобы изучить Высказывают предположения,
1
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ
Готовятся к уроку. Приветствие.
Концентрация внимания.
Оценивают свое настроение.
Читают вопросы, заполняют игровые
поля.
Смотрят на слайд, пытаются разгадать
слова.
? – вера людей в сверхъестественные силы
(религия)
? – синоним слов старый, дряхлый
(древний)
? – жители страны, находящейся на юге
Балканского полуострова
«Религия древних греков»4. Усвоение новых
знаний.
12
мин
религию древних греков? На какие
вопросы нужно ответить?
Проблемный вопрос: Как связаны
религия, природные условия и
занятия древних греков? С4
Работа по карте: С41
покажите границы Древней Греции.
покажите гору Олимп.
Рассказ учителя:
Возвышается гора Олимп (С5)
самая высокая из всех гор Эллады.
Трудно подняться на эту гору,
скалистые склоны её обрывисты, на
вершине лежит вечный снег. Там в
вышине золотые чертоги
бессмертных богов. Смертному
невозможно проникнуть в них.
Место, посвященное всем богам,
называют пантеоном (С6).
Три брата – Зевс, Посейдон и Аид –
поделили между собой власть над
миром. Олимпийские боги проводят
время в пирах и развлечениях,
вмешиваются в дела людей (С7).
Действиями богов греки объясняли
дождь и засуху, морские бури, смену
времен года, болезни, неурожаи…
? Какие занятия древних греков вы
знаете?
Основные занятия греков имели
своих покровителей. Давайте
выясним, какие боги существовали в
Древней Греции и чему они
покровительствовали. Каждый из вас
выберет себе информацию об одном
из олимпийских богов, изучит ее, и
сообщит одноклассникам. В ходе
сообщений мы с вами заполним
таблицу, которую вы видите на
экране и у себя в рабочих листах
(С8).
Давайте проверим, что у нас
получилось (С9). Исправьте ошибки.
формулируют цели урока:
познакомиться с богами Древней Греции;
выяснить, почему в Греции появились
именно эти боги;
ответить на вопрос: как связаны силы
природы и религиозные верования.
Учащийся выходит к доске и работает с
картой.
Записывают в тетрадь: Пантеон – место,
посвященное всем богам.
Примерные ответы:
Земледелие
Виноградарство
Кораблестроение…
Выбирают листы с информацией о богах,
изучают ее и сообщают одноклассникам. В
ходе работы заполняют таблицу:
Боги
Зевс
Посейдон
Аид
Гера
Артемида
Аполлон
Афина
Афродита
Деметра
Дионис
Гефест
Гермес
Арес
Чему покровительствовали
Бог земли и неба, царь богов и людей.
Владыка морей
Правитель царства мертвых
Царица богов, защитница семейного очага.
Богиня природы и покровительница охоты
Бог солнечного света, покровитель искусств.
Богиня порядка и разума, покровительница
ремесла, городской жизни.
Богиня любви и красоты
Богиня плодородия
Бог виноделия
Бог огня и кузнечного дела
Покровитель дорог и путников
Бог войны
2Физкультминутка
2 мин Встали дружно, потянулись,
Выполняют упражнения.
Проверка понимания
Закрепление нового
материала.
Богу солнца улыбнулись!
Богу ГЕБУ наш поклон
Многократным будет он.
Руки вверх к богине НУТ,
Пусть немножко отдохнут.
Тело наше сделай круг,
Повтори АМОНА путь,
Готовы из знаний,
Плести сотни сот,
Поможет нам в этом
Бог мудрости ТОТ.
? Богов из какой страны мы
вспомнили в нашей разминке?
5 мин Древнегреческий поэт Гомер,
написавший поэмы «Илиада» и
«Одиссея», любит путешествовать.
Сегодня на «машине времени» он
попал к нам. Давайте посмотрим и
послушаем, что он нам расскажет.
? Какие природные явления
отражает этот миф?
Почему греки объясняли это явление
при помощи мифа?
1 мин
Ребята, мне пришла телеграмма из
Греции, в которой нас просят
принять участие в расследовании.
Археологи расшифровали надписи на
осколках амфор, но они не могут
понять, о каких богах идет речь в
этих надписях. Давайте им поможем.
Поделитесь на группы.
4 мин С. 10
1.Когда я, блистая красотой, в
пышном наряде вхожу в
пиршественный зал, все боги встают
и склоняются перед женой
громовержца Зевса. (Гера)
2.Меня называют самым мрачным из
богов. Глубоко под землей моё
царство. Вход в него там, где
заходит солнце. Нет возврата из
моего царства. Трехглавый пес
Цербер сторожит вход в царство
мертвых. (Аид)
3.По решению Зевса две трети года –
весну и лето Персефона поводит со
мной на земле. В это время цветут
Древний Египет
Сценка «Похищение Персефоны»
Примерные ответы:
Смену времен года
не могли объяснить это другим
способом, не было достаточных научных
знаний.
Класс делится на группы, получает
задания. Обсуждают.
Отвечают на вопросы.
3цветы, деревья, поля дают хлеб, а на
треть Персефона спускается под
землю к мрачному Аиду, и земля
замирает. (Деметра)
4.С колчаном за спиной, с луком в
руках я преследую дичь по горам и
лесам. Мои любимые спутницы –
нимфы и наяды. Охотники приносят
мне в жертву первых убитых
животных. (Артемида)
1 мин Вернемся к нашему проблемному
вопросу: Постарайтесь на него
ответить.
Отвечают:
При помощи религии греки объяснили
различные силы природы. Выбирали себе
покровителей для каждого занятия.
Выводы
1 мин
Информирование о
домашнем задании.
2 мин
Греки, как и другие народы
древности, обожествляли силы
природы. Их религия была
языческой – так называется вера во
множество богов. Из мифов о богах
мы можем узнать очень многое о
жизни самих греков. Ведь по их
представлениям, жизнь богов мало
чем отличалась от жизни смертных.
1 уровень § 28
2 уровень § 28, Мифы о Геракле
3 уровень § 28, сообщение о Гомере.
Рефлексия
3 мин Продолжи фразу:
я узнал…
меня удивило…
мне понравилось…
Мне не понравилось…
Подведение итогов
урока. Самооценка и
оценка работы класса.
3 мин В ваших рабочих листа есть графа
«Оцени свою работу на уроке».
Заполните ее.
Обсуждение, выставление оценок.
Оценивают себя.
Оценка
эмоционального
состояния.
1 мин Возьмите в руки карточки со
смайликами. Отметьте значком ваше
настроение в конце урока.
Изменилось? В какую сторону?
СПАСИБО ЗА РАБОТУ НА
УРОКЕ.
До свидания.
Оценивают свое эмоциональное
состояние.
4