Технологическая карта урока русского языка 2 класс
УМК «Перспектива»
Тема урока: Звонкие и глухие согласные звуки, их обозначение на письме.
Цели для ученика
Цели для учителя
Образовательные
: создать условия для формирования знаний о
способах проверки слов с парными согласными на конце;
формировать умения применять полученные знания на практике.
Развивающие: развивать познавательную мотивацию, логическое и
творческое мышление, орфографическую зоркость, устную и
письменную речь.
Воспитательные:
сотрудничества при работе в парах.
воспитание чувств взаимопомощи и
1. 1. Предметные:
Составить алгоритм проверки написания парных согласных в
конце слов.
Освоение способов проверки парных согласных на конце
слова.
Уметь видеть орфограмму в слове и обозначать ее графически,
определять опасное место в слове.
2. Метапредметные:
Установление соответствия между звуком и буквой,
обозначающей его;
Формирование умений слышать и слушать, формулировать
ответ;
Понимать и принимать учебную задачу, осуществлять решение
учебной задачи под руководством учителя;
Сравнивать группы предметов;
Умение ориентироваться в учебнике.
Формирование самооценки на основе заданных критериев
успешной деятельности;
Воспринимать другое мнение и позицию; формулировать
собственное мнение и позицию;
Осуществлять пошаговый контроль под руководством
учителя.
3. Личностные:
Проявлять интерес к изучению темы; Придерживаться этических норм общения и сотрудничества
при совместной работе над учебной задачей.
Тип урока
Изучение нового материала
Опорные понятия, термины
Соотнесение буквы и звука. Выделение звука из слова.
Характеристика звука. Проверочное слово. Способы проверки
орфограммы. Алгоритм.
Форма урока
традиционная
Новые понятия
Орфограмма, звонкие и глухие согласные на конце слова.
Формы контроля
текущий
Домашнее задание
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность
I.
Организация
начала урока
Приветствие, проверка
готовности к учебному
занятию, организация
внимания школьников.
Внимание! Проверь,
ученика
Слушают, выполняют
инструкции.
Используемые
методы, приемы,
формы
Фронтальный.
Словесный.
Слово учителя.
Психофизическая
тренировка.
Формируемые
Результат
взаимодействия
(сотрудничества)
Создание
позитивного настроя.
УУД
Личностные:
проявление
эмоциональной
отзывчивости на
слова учителя.Наличие мотивации
к
учебной
деятельности.
Регулятивные
Волевая
саморегуляция.
Регулятивные
Учатся
отличать
верно выполненное
задание
от
неверного, осознание
того,
что уже
усвоено и что
предстоит усвоить.
Слушают
вопросы
учителя, обдумывают и
дают
ответ,
анализируют результат.
Фронтальный.
Словесный.
Слово учителя.
Умение слушать в
соответствии
с
целевой установкой.
Проявление
заинтересованности
в
поставленной
задаче и результатах
своей деятельности.
(мотивирование
к учебной
деятельности)
II.
Актуализация
дружок,
Готов ли ты начать
урок.
Всё ли на месте, всё ли в
порядке:
Книжки, ручки, учебник,
тетрадки?..
Я рада вновь видеть
ваши лица, ваши глаза.
Думаю, что
сегодняшний урок
принесёт нам всем
радость общения друг с
другом. Успехов вам и
удачи!
С каким настроением
вы начинаете урок?
1) Урок русского языка
начнем со слов русского
писателя А.Н.Толстого.
Прочтите их на слайде.
«Обращаться с языком
кое – как – значит и
мыслить кое – как:
неточно, приблизительно,
неверно»
Какие мысли у вас
возникли после прочтения
этого высказывания?
(Обращаться с языком
надо бережно:
точно
слова,
подбирать
правильно
строить
предложения. И тогда
наша речь будет красивой.Выполняют показы в
тетрадях.
Дают характеристику
звукам
Подставляют нужные
слова,
выделяют
орфограмму.
Анализируют слова,
объясняют свой выбор.
Работа в группах.
с
Коммуникативные
Умение
достаточной
полнотой
и
точностью выражать
свои мысли.
Проявление
заинтересованности
в
поставленной
задаче и результатах
своей деятельности.
Интенсивное
сотрудничество в
поиске информации,
управление
поведением
партнеров.
[д,],
(Овал,
Дайте
этим
Красивой будет не только
устная речь,
но и
письменная).
2)Чистописание
Предлагаю поработать
над написанием буквы Д
Назовите элементы этой
буквы.
прямая
наклонная линия с петлей
внизу)
Дл дм дя ди до дт дв
дз
Какие звуки может
обозначать эта буква?
[д]
характеристику
звукам.
3) Словарная работа (в
группах: на партах лежат
карточки )
…большой
души
Бросать
слова на…
Проглотить
…
Слово не
…,вылетит –
не поймаешь
Потренируемся точно и
уместно
употреблять
слова в предложении.
устойчивые
Составьте
выражения,
подобрав
верно слова из второго
столбика.
Работаем в
Ч…л..век
В..р…бей
Вет..р
…зыкВспомните
группах.
правила работы группы.
Объясните, как вы
понимаете: (Слайд)
Человек большой души –
благородный,
высоконравственный,
чуткий, сопереживающий,
милосердный.
Бросать слова на ветер –
говорить необдуманно, не
отвечать за свои слова.
Проглотить язык –
молчать, не отвечать.
Слово не воробей –
сказанные слова не
возьмешь
обратно.
Сожалеют о том, что было
сказано.
Как думаете, что здесь
лишнее? (последнее – это
пословица – она имеет
форму
предложения,
остальные – устойчивые
выражения)
– Написание каких
словарных слов мы
повторили?
Высказывают
мнение.
свое
Объясняют выбор слов,
анализируют
орфограммы.
Важно ли умение
писать грамотно, без
ошибок?
Какую цель мы
поставим
перед
Высказывают
предположения
свои
Личностные
Формирование
мотивации
к
изучению родного
языка.
Регулятивные
Постановка учебной
задачи, составление
плана
и
последовательностиОвладение
способностью
принимать
и
сохранять учебную
задачу.
Фронтальный.
Словесный.
Наглядный.
Подводящий диалог.
III.
Постановка
учебной задачи
собой?
Вот вам первая
грамматическая задача.
Для каждого ряда я
приготовила
транскрипции
слов.
Нарисуйте
предмет,
который дан вам в
транскрипции.
1ряд [прут]
2ряд [лук]
3ряд [кот]
Как думаете, почему у
вас получились разные
рисунки?
В чем проблема?
( прут, пруд, лук, луг, кот.
код)
В какой части слова у
вас
возникло
затруднение?
Что за буквы там стоят?
Как бы вы проверили
ваши слова?
Сформулируйте тему
нашего урока.
Какие задачи поставим
перед собой?
В течение урока нам
предстоит ответить на
Что? Где?
вопросы:
Как? Чем? – надо
проверять.(слайд)
Выполняют
задание,
подробно объясняют
свой
выбор,
анализируют звуковой
состав
слова,
комментируют ответы
товарищей.
Анализируют рисунки,
находят общее и
различие.
Выдвигают
предположения,
называют правило на
которое опирались.
Выдвигают
урока.
задачи
с
под
действий.
Познавательные
Анализ слова с
целью выделения
выбор
звуков,
оснований
и
для
критериев
классификации
подведение
понятие.
Коммуникативные
Умение
достаточной
полнотой
и
точностью выражать
свои мысли.
Регулятивные
Учатся
целеполаганию
Осознание того, что
усвоено и что нужно
усвоить.
Принимать
и
сохранять учебную
задачу,
осуществлять
пошаговый контроль
выполнения учебных
действий.
IV. Усвоение
По существу вы уже Находят способы
Фронтальный.
Познавательные
Проявлениеновых знаний и
способов
действий
открыли для себя первый
способ проверки слов с
парными согласными на
конце слов. (слайд кот –
коты, код – коды)
Подумайте, а какой еще
способ еще существует
для проверки слов с
парными согласными на
конце?
Кот – котик, прут –
прутик.
Что мы сделали со
словами?
(подобрали
родственное слово)
Но у первого и второго
способа есть что – то
общее. Что общего? Как
проверить
с
парными согласными на
конце слов?
(нужно изменить слово
так или подобрать
родственное слово, чтобы
после согласного стоял
гласный звук)
2)
слова профессора
3) Упражнение №165
стр.109
1, 2 полоски с полным
объяснением
1 вариант 3,4полоски
самостоятельно
2 вариант 5, 6полоски
Учебник
стр.108
слова
проверки слов с парной
согласной на конце
слова.
Словесный.
Наглядный.
Репродуктивные
задания (по образцу)
Учатся работать по
алгоритму.
Открывают второй
способ проверки слов.
Репродуктивный.
Выделяют слова с
парной согласной,
проговаривают
проверочное слово,
выделяют орфограмму.
Выполняют
и
Анализ слова с
целью выделения
выбор
звуков,
оснований
и
критериев
для
классификации
под
подведение
понятие.
Умение
применять правило,
пользоваться
инструкциями
освоенными
закономерностями.
Формирование
умения
ставить
проблему с помощью
учителя.
Регулятивные
Учатся работать по
предложенному
учителем плану.
Составляют
алгоритм проверки
слов с парной
согласной.
Коммуникативные
Умение
достаточной
полнотой
и
точностью выражать
свои мысли.
Личностные:
Выражать
положительное
отношение к
с
заинтересованности
в
поставленной
задаче и результатах
своей деятельности.
вое
Планировать
в
действие
соответствии
с
поставленной
задачей и условиями
ее реализации, в том
числе
во
внутреннем плане.
и
Планировать свое
в
действие
соответствии
с
поставленной
задачей и условиями
ее реализации.
и
Принимать
сохранять учебную
задачу.
Обнаруживать
отклонения
отПроверка
самостоятельной работы
(Организует
самопроверку)
самостоятельную
работу по вариантам.
Выполняют
самопроверку.
процессу познания,
проявлять желание
узнать новое.
эталона.
Осуществлять
взаимоконтроль и
самоконтроль.
Анализируют слова,
формулируют выводы
наблюдений, объясняют
свой выбор.
Озвучивают способы
проверки слов
с
Итак, как проверить
слова
парными
согласными на конце
слов?
Какие способы вы
запомнили?
(Контролирует способы
проверки слов)
V. Физминутка Музыкальная.
Видеопрезентация.
VI.
Закрепление
знаний и
способов
действий
Разноуровневая
самостоятельная
работа.(Организует
разноуровневую
самостоятельную
работу)
Выполняют
танцевальные движения
с героями видео.
Рассматривают
рисунок на слайде,
находят слова с парной
согласной на конце,
выделяют орфограмму
Индивидуальная
форма работы.
Продуктивный.
Перед вами рисунок,
найдите на нем слова с
парными согласными на
конце слов, которые
Получают
позитивный настрой
на
дальнейшую
работу.
Умение
самостоятельно
выполнять задание
творческого
характера
Умение
проговаривать
последовательность
действий при
определении
орфограммы.
Личностные:
формирование
мотивации к
изучению новой
темы
Регулятивные:
Ставить новые
учебные задачи в
сотрудничестве с
учителем
Познавательные:требуют проверки.
Учитель дает критерии.
5 – от 8 слов и более
4 – от 5 слов до 7
3 – от 3 до 4слов
(Контролирует
выполнение работы)
Проверка
Что вы делали, чтобы
проверить правильно ли
вы написали согласную на
конце слова?
Встаньте те, кто написал
8 и более слов.
Встаньте, кто написал от
5 до 7 слов? Вы
справились с заданием.
(Организует
коллективную проверку.
Отмечает степень
выполнения работы)
Какие задачи мы
ставили на урок?
(Отмечает понимание
учащимися
поставленных целей и
задач урока)
Что надо проверять?
Где надо проверять?
VII.
Рефлексия.
Подведение
итогов урока.
Определяют слова с
изученной
орфограммой,
анализируют их.
Выполняют
самопроверку,
самооценку.
Фронтальный.
Словесный.
Наглядный.
Адекватно
воспринимать оценку
учителя.
Оценивать процесс
и результат
деятельности
понимают заданный
вопрос, в
соответствии с ним
принимают учебную
задачу и решают её
через определённые
действия.
Коммуникативные:
Формирование
умения слушать и
слышать
формулировать
собственное мнение.
Выполняют задание,
подробно объясняют
свой выбор,
анализируют и
комментируют
результат.
Форма работы –
парная.
Самоорганизация
деятельности.
Регулятивные
Постановка учебной
задачи, составление
плана и
последовательности
действий.
Осуществлять
итоговый контроль
Умение вступать в
диалог с товарищем,
отстаивают свою
точку зрения.
Умение оценивать
свою деятельность и
деятельность
товарищей на уроке.Личностные:
Оценивать собственную
учебную деятельность: свои
достижения, степень
самостоятельности,
инициативности,
причины неудач.
Коммуникативные:
Умение выражать
свои мысли полно и
точно.
Познавательные:
Анализ слов с целью
выделения признаков
места орфограммы,
выбор проверочных
слов, способов
проверки.
Как надо проверять?
Чем надо проверять?
(Слайд)
Тест для работы в
парах
1. Обведите парные
согласные:
М Н З С Ч Б Р Н
2. Обведите слова с
парной согласной на
конце слова кот, рак,
дом, луг, нос
3. Вставьте
пропущенную
согласную:ду..,
арбу.., сторо…, са…,
носоро…
(Акцентирует
внимание на
конечном
результате учебной
деятельности)
Оцените свою работу.
Оцените работу класса.
Кто из ребят помог нам
больше всех?
Чему мы научились на
уроке?