У р о к 56
А. С. ГРИН «АЛЫЕ ПАРУСА». ДУШЕВНАЯ ЧИСТОТА ГЕРОЕВ.
ОТНОШЕНИЕ АВТОРА К ГЕРОЯМ.
ПОВЕСТЬ «АЛЫЕ ПАРУСА» В ОЦЕНКЕ КРИТИКИ
Задачи деятельности учителя:
способствовать формированию
представлений об А. С. Грине как талантливом русском писателе, авторе
романтических произведений, подаривших мечту о счастье; показать богатство
душевного мира героев феерии «Алые паруса», авторское отношение к ним;
рассказать об оценке критики.
Тип урока: постановка и решение учебных задач.
Планируемые результаты обучения:
Предметные:
• познавательная сфера: иметь представление о повести «Алые паруса» в
оценке критики, об отличии автора от повествователярассказчика; выявлять
своеобразие писательского мастерства,
значимые
изобразительновыразительные средства языка в тексте; владеть навыками
анализа произведения в единстве содержания и формы; уметь рисовать картину,
создавать портрет на основе личных впечатлений;
художественно
•
ценностноориентационная сфера: формулировать собственное от
ношение к повести «Алые паруса» А. С. Грина и ее главным героям;
приобщаться к духовнонравственным ценностям русской литературы;
анализировать формы выражения авторской позиции; владеть навыками устного
рецензирования выразительного чтения одноклассников;
• коммуникативная сфера: владеть различными видами пересказа, навыками
выразительного чтения;
•
эстетическая сфера: определять роль изобразительновыразительных
средств языка в произведении; проявлять эмоциональную чуткость, эстетический
вкус.
Личностные: осознавать личностный смысл учения; проявлять готовность к
саморазвитию.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов
универсальных учебных действий – УУД): • познавательные: ориентироваться в учебнике; отвечать на вопросы
учителя; обобщать, делать выводы; находить нужную информацию в учебнике;
•
регулятивные:
организовывать свое рабочее место; овладевать
способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на
уроке;
• коммуникативные: проявлять готовность вести диалог; участвовать в
коллективном обсуждении.
Методы и формы обучения: фронтальная (беседа), индивидуальная
(самостоятельная работа, сообщения, практическая работа), коллективная
(составление сравнительной характеристики).
Оборудование: портрет А. С. Грина, иллюстрации к феерии «Алые паруса»
С. Бродского (1963–1964), В. И. Галатенко (1999), А. Игошина; плакат – эпиграф
к уроку: «Я понял одну нехитрую истину. Она в том, чтобы делать чудеса
своими руками» (А. Грин).
Основные понятия и термины: сравнительная характеристика героев,
феерия, эссе.
С ц е н а р и й у р о к а
Я понял одну нехитрую истину. Она в
том, чтобы делать чудеса своими руками.
А. Грин
I. Постановка целей и задач урока.
– Как мы уже говорили, Александр Грин создал силой своего воображения
необыкновенный мир. Герои «Алых парусов»: юная Ассоль и способный на
неординарный поступок Артур Грэй – разными людьми воспринимаются по
разному. Одно можно сказать с уверенностью – равнодушных нет.
Мечтательность, влюбленность, романтизм так свойственные молодым вдруг
оказываются близки и взрослым. Мир Грина поглощает всех и каждого, зовет за
собой, заставляет жить, сопереживать, страдать за тех, кто становится дорог и
близок. Как заметил Константин Паустовский: «Мир, в котором живут герои
Грина, может показаться нереальным только человеку, нищему духом». Сегодня
на уроке мы уточним ваше восприятие героев, отношение к каждому из них.
Выясним авторскую позицию и различные формы ее выражения в феерии. А
также познакомимся с оценкой повести «Алые паруса» критикой. Прошу обратить ваше внимание на иллюстрации художников С. Бродского, В.
И. Галатенко, А. Игошина к феерии «Алые паруса», которые помогут живо
представить героев и их характеры.
II. Изучение нового материала.
1. Коллективная работа «Составление сравнительной характеристики
Ассоль и Грэя».
П л а н сравнительной характеристики
1) Кто воспитывал Ассоль и Грэя, что было общего в воспитании героев?
2) Почему у Ассоль и Грэя не было друзейсверстников?
3) Какие впечатления детства наложили отпечаток на формирование
характеров Ассоль и Грэя?
4) Какие фантастические миры были созданы воображением Ассоль и Грэя и
чем похожи эти фантастические миры?
5) Какие черты характера можно назвать общими, присущими тому и
другому?
6) Почему характеры Ассоль и Грэя мы называем романтическими?
(Мечтательность, богатый внутренний мир, стремление вырваться из грубой
действительности, оторванность от реальности – вот что делает Ассоль и
Грэя романтическими героями.)
2. Самостоятельная работа: подбор цитатных примеров к каждому
пункту плана.
3. Устный анализ эпизода «Встреча Ассоль и Грэя на борту корабля с
алыми парусами».
– Проследим, как Грэй готовился к этой встрече. (Душевное состояние
героя, выбор шелка для парусов, каким должен быть цвет парусов, чтобы
она все сразу поняла.)
– Перечитаем сцену встречи героев.
– Какое впечатление производит на вас встреча Грэя с Ассоль?
– Как жители Каперны отреагировали на происходящее?
– Какое средство художественной выразительности точно и ярко использует
Александр Грин? Что придает оно повествованию?
– Найдите в тексте эпитеты, сравнения, метафоры и проанализируйте их роль
в эпизоде.
– В чем, повашему, заключается смысл произведения? 4. Сообщения учащихся «“Алые паруса” А. Грина в оценке критики».
(См. Ресурсный материал.)
– Послушаем, как критики отзываются об авторе «Алых парусов», о значении
этого произведения.
– Точку зрения кого из критиков вы разделяете, почему?
III. Практическая
деятельность:
подбор
цитатных
примеров,
иллюстрирующих различные формы выражения авторской позиции.
Заслушиваются и обсуждаются устные выступления.
IV. Итог урока. Рефлексия деятельности.
– Итак, мы расстаемся с героями А. Грина, которые навсегда запомнятся, как
и сама повесть «Алые паруса». Да, она о любви, о мечте, о море... Именно эта
книга заставила нас посмотреть на себя со стороны, поговорить о человеческих
взаимоотношениях, о проблемах современности. Ясно, что время изменило мир,
изменило людей, вот только человеческие чувства неизменны. Люди не
перестали мечтать, верить, любить... Оказалось, что и сегодня мы солидарны с
Грином в том, что «лучше жить неуловимыми, пленительными снами, чем дрянью
и мусором каждого дня». Писатель учит нас приподняться над обыденностью,
мчаться под алыми парусами к своей цели, к своей мечте.
Ребята, надо верить в чудеса!
Когданибудь весенним утром ранним
Над океаном алые взметнутся паруса,
И скрипка пропоет над океаном.
– В чем привлекательность героев Грина?
– В чем сила книги «Алые паруса»?
– В чем, повашему, заключается ценность книг А. Грина?
Домашнее задание (по выбору).
Подготовиться к обобщающему уроку по повести «Алые паруса»:
– подготовить выразительное чтение наизусть стихотворений о Грине, о
романтике, о романтиках разных времен;
– подготовить сообщения о биографии писателя;
– подготовить сообщения об истории создания повести, об образе алых
парусов, о символике цвета в повести;
– подготовить инсценирование фрагмента повести; – подготовить презентацию собственной иллюстрации, эссе, сочинения,
стихотворения по мотивам повести «Алые паруса».
РЕСУРСНЫЙ МАТЕРИАЛ
1. Критики о творчестве А. Грина*.
Александр Грин – человек, большую часть своей недолгой жизни
балансировавший между двумя мирами – «сбывшимся» и «несбывшимся», вошел
в историю русской литературы как автор «Алых парусов», единственного его
романа, который подолгу и с удовольствием читают многие поколения. «Алые
паруса» – любимая книга множества юных мечтателей. Но есть в ней тайна,
которая и по сей день, скрыта от большинства читателей – молодых и старых. От
молодых потому, что они, воспринимая книгу мечтательным сердцем, не ведают
особого духовного ключа, указывающего на ее иносказательное значение; а от
старых потому, что, читая сердцем, умудренным и усталым, они только лишь
отдыхают, возвращаясь к бесценным минутам далекой юности.
Александр Грин... Фигура сложная, загадочная, противоречивая и до сих пор
до конца не исследованная. Человек, проживший сложную жизнь, кем только ни
был он: переписчиком, чертежником, переплетчиком, матросом, работал на
нефтяных промыслах в Баку, занимался подпольной работой с эсерами,
разочаровался в революции 1905 года, с восторгом принял февральскую и не
принял октябрьскую революции, был на фронте и, наконец, определился как
писатель.
При жизни на творчество А. Грина обращали внимание не достаточно,
поэтому только в 1930е годы, уже после смерти Александра Степановича, были
сделаны попытки серьезно и объективно оценить творчество писателя.
Появились статьи М. Шагинян, К. Зелинского, К. Паустовского, Ц. Вольпе,
М. Левидова, М. Слонимского, И. Сергиевского, А. Роскина. К сожалению,
исследование творчества А. Грина было прервано войной.
После войны А. Грина запретили печатать, так как считали его аполитичным
писателем и космополитом. В 1950е годы этот запрет был снят. В связи с этим
появилась статья М. Щеглова «Корабли А. Грина». Начинается полоса признания писателя. Появляются работы В. Вихрова, А.
Хайлова, В. Россельса, В. Харчева, В. Ковского, Л. Михайловой, В. Сандлера, Н.
Кобзева, Н. Тарасенко, В. Зорина, И. Дунаевской, Ю. Киркина.
Первая монография о творчестве А. С. Грина вышла в 1966 году. Ее автор –
Вадим Ковский. В своей работе В. Ковский рассматривает «только одну из
сторон художественного метода писателя – принципы пересоздания
действительности и построения особого мира, в котором живут и действуют
романтические герои Грина. Именно эти принципы вызывали наиболее
противоречивые толкования и служили отправным пунктом для вынесения
критических приговоров. И именно они кажутся нам решающими в
художественном самоопределении Грина, ибо его концепция человека (из
которой упомянутые принципы, разумеется, и проистекают), несмотря на всю
свою сложность, по существу более традиционна, чем порожденные ею
эстетические искания». В. Ковский в своей работе показывает, как происходило
пересоздание мира в творчестве А. Грина.
В красочном смешении традиционного и новаторского, в этом причудливом
сочетании книжного элемента и могучей, единственной в своем роде
художественной выдумки, по мнению критиков, вероятно, и состоит одна из
оригинальнейших черт гриновского дарования.
2. Точка зрения критика Велимира Платонова**.
Впервые прочитал «Паруса» в детстве, и помню, как тогда они показались
чемто самим собою разумеющимся, какимто исходным всегда существовавшим
прообразом, но вместе с тем типично девчоночьей сопливой историей, вероятно,
потому что взял ее почитать среди любимых книжек младшей сестренки.
Случайно перечитав в юности, был потрясен, насколько изменился угол зрения...
По ходу чтения чтото напомнило Гоголя в плане красоты и точности описаний,
и чтото Владислава Крапивина в плане передачи самого заветного, детского. А
кто перестал быть пусть гдето тайно в глубине души девчонкой/мальчишкой –
уже мертвая душа...
Эта повесть – настоящая без скидок классика, даже можно сказать, классика
мечты. В действительности ее нужно было бы преподавать детям в школе, да
только это не школьное чтение с его налетом обязательности, некоторого
принуждения, а для сугубо личного индивидуального открытия души.
Редкое произведение в прозе для меня настолько «искрит». Имею в виду там
и сям попадающиеся яркие словленные душевной непосредственностью полные сочные образы. Как маленькая Ассоль к примеру остановилась, глубоко
пораженная лесной громадой с ее дымными столбами света, когда бежала за
маленькими игрушечными алыми парусами... И в библиотеке описание картины с
кораблем, идущим прямо на зрителя, мистическое впечатление, произведенное
ею на маленького Артура. Преображение жизни и полное погружение в сказку,
которому следовала время от времени даже ставшая взрослой девушкой Ассоль,
и родственный ей по духу Грэй.
Жизнь без мечты мертва, без мечты нет души. Путь через жизнь у
неумирающей души всегда следование за мечтой... Этот путь и показан в повести
в форме классически прекрасной и скульптурночетко вылепленной – лучше ни
до, ни после Грина о самой сущности мечты, ее воплощении и зовущем магните
не сказал никто.
Произведение не лишено недостатков – меняются времена, и по нынешним
меркам в чемто можно отыскать мелкие погрешности. Но они не умаляют
общего впечатления торжества мечты и красоты.
Можно вспомнить аналоги – «Великий Гэтсби» Фицджеральда и т. п., но они в
сравнении выглядят как бледные подобия.
Главной отличительной особенностью я бы назвал наполнение гриновской
действительности подчас самыми фантастическими творениями сердца, самой
его сущностью – какойто трепетной любовью и красотой. Как Ассоль сумела
внушить свой подход ожидания заветного сердечного чуда даже одному
заскорузлому работяге – угольщику, сказав, что когда он насыпает углем
корзину, то вероятно думает, что она расцветет.
Чтобы так полно, ярко и сильно писать о мечте, надо прожить такую же
страстную и тяжелую жизнь, какая была у Грина, – борьба со свинцевой
мерзостью быта, житейским цинизмом окружающих его, тех самых, выведенных
в «Алых парусах» обитателей Каперны, к которым Ассоль «стояла спиной», – и
всему назло вечный несломимый и мужественный порыв к романтике. Грин
всегда оставался верен себе, утонченному аристократизму духа, выведенному в
образе капитана Грэя. Вспомнилась недавно виденная комедия «Красотка» с
первой звездной ролью Джулии Робертс, и ее ключевые слова «хочу сказку!»
Тяжелейшая, мучительная, зачастую полная неудач от жестоких
столкновений с действительностью борьба за свою заветную мечтусказку, ее
красоту проходила через всю жизнь Грина. Мало кто по опыту так хорошо знал,
насколько далека от мечты реальная действительность. Не случайно умеющий
понастоящему любить мастер на все руки Лонгрен стал для своего окружения нелюдимым чудаком, а природная живость и непосредственность Ассоль
поблекла – «в ней образовалась та горькая складка, с которой не принести
оживления». Сколько издевались над ней за ее мечту, и если бы не витающая
рядом охранительная тень «людоеда» Лонгрена, ей грозила участь превратиться
в совершенно забитое существо. Часто вспоминаю один из портретов Грина, где
благодаря хорошему качеству ярко обнаружились все страшные следы, что на
нем оставила жизнь – усталость, тоска, пережитые страдания, и в то же время
стойкость и углубленность, внешность Дон Кихота, поистине мученика мечты.
Эпиграфом к этому образу писателя, а во многом и к «Алым парусам» –
самой, пожалуй, программной и «гриновской» вещи мне всегда виделись
строчки из Блока:
Пусть душит жизни сон тяжелый,
Пусть задыхаюсь в этом сне,
Быть может, юноша веселый
В грядущем скажет обо мне:
Простим угрюмство, – разве это
Сокрытый двигатель его?
Он весь – дитя добра и света,
Он весь – свободы торжество!
3. Точка зрения Н. А. Кобзева***.
С появлением Ассоль на страницах произведения заметно меняется стиль
повествования. Он как бы обретает лиричность, задушевность, особого рода
теплоту. Информативность описания сменяется нарастающей картинностью. Все
получает смысловую весомость: и деталь, и ситуация, и диалог. Фраза
становится сложнее, наполняется заметной экспрессией, в нее стройно вступают
стилистические тропы, сообщая ей и особое дыхание, и музыкальность, и цвет.
Раздвигается ассоциативнообразное мышление художника.
Особой
поэтичностью отличается уже первый портрет Ассоль (в феерии их шесть). Это
импрессивный портрет, ибо передается в заметно эмоциональном восприятии
Эгля. Описание преисполнено беспредельного лиризма и нежности: «каждая
черта Ассоль была выразительно легка и чиста, как полет ласточки»; а имя ее
«так однотонно, музыкально, как свист стрелы или шум морской раковины».
Грин, воссоздавая этот портрет, как бы сознательно указывает на свою манеру
описания наружности героев. «Тут только он уяснил себе, что в лице девочки
было так пристально отмечено его впечатлением». Понятие «импрессион», что переводится с французского на русский как впечатление, и определяет основное
свойство гриновского портретирования. Не случайно впечатление от созерцания
внешности Ассоль и открыло Эглю главное в ее духовном содержании.
«Невольное ожидание прекрасного, блаженной судьбы...» Открыло и
подтолкнуло к мифотворчеству, настроило на создание романтической сказки о
морской дали, где однажды сверкнет под солнцем алый парус, о принце, который
увидит во сне Ассоль и приедет за ней, чтобы «навсегда увезти в свое царство»,
«в блистательную страну, где восходит солнце». Так были брошены семена
крупной мечты на благодатную почву души Ассоль. Сказка оказалась
пророческим предсказанием.
В этом моменте необходимо еще раз обратить внимание на то, как у Грина
романтическое и реалистическое тесно сближаются и переплетаются. Для
писателя эти явления в атмосфере человеческого бытия нерасторжимы,
взаимопроникающи и взаимообусловлены. Одно является продолжением
другого, и наоборот. Одно не существует без другого. И в этом нет ничего
удивительного. Так Грин настойчиво и последовательно готовит сознание
читателя к тому, что чудесное не есть случайное, а вполне закономерное явление
в реальной человеческой жизни.
4. Мнение В. В. Харчева****.
В. В. Харчев обращает внимание читателей на «словесный портрет» Ассоль,
который лишен точных реалистических подробностей, но черты которого несут
отпечаток «особой духовности, устремленности к чуду, погруженности в мир
мечты».
Проблема соотношения романтического и реалистического раскрывается при
анализе встречи Ассоль и Грэя как закономерного исполнения предсказания,
живой мечты, в которой «так тесно сплетены судьба, воля и свойство
характеров». В истинно художественном произведении все значимо, важен
«поиск стилистической доминанты». В. В. Харчев видит ее в двойном действии:
история Ассоль и история Грэя идут параллельно друг другу. В основе
построения – конфликт между внешним и внутренним действием: внешнее
действие нарочито ослаблено, внутреннее (жизнь чувств) доведено до
экспрессии.
В. В. Харчев подчеркивает, что «рай», то есть счастье, достигнут в финале не
только в союзе Грэя и Ассоль; этот лейтмотивный символический образ
раскрывается как философский: выйти из тьмы бездуховного существования –
такая возможность заложена в каждом человеке («огонь простой лампы»). Автор убеждает читателя, что если труд будет одухотворен мечтой, он станет
творчеством. Говорящая символика цвета перерастает в метафору XX века –
«алые паруса». Метафора – это «дар гения», соединение гениального озарения и
расчета, интуиции и конструкции. Сила метафоры – в способности ломать
способ восприятия мира, показывать смысл, соединять ясность мысли с
полнотой образа. «Алые паруса» держат читателя в напряжении, соединяют
переживание автора с чувством читателя, «вымысел адресуется к глубоко
укорененным потенциальным возможностям реальности». «Объяснить метафору
– это значит перечислить значения, в рамках которых образ видится как смысл».
Александр Грин силой своего воображения придумал «живую метафору»,
которая вырвалась из контекста феерии и стала жизнью, произошла
трансформация образа в символ. «Алые паруса», как символ мечты и веры в ее
исполнение, стали знаком XX века, который так страстно стремился к счастью,
мечте, лучшему в человеке. Радостно, светло, трепетно и празднично любовь
превращает мечту в реальность, чудо встречи, исполненной надежды,
заслуженного счастья. Оказывается, сказки, стихи, мечты, герои, прекрасные
судьбы рождаются из самой жизни – сложной, полной труда, преодоления,
терпения, незаслуженных обид, испытаний.
«Пурпурный дым» – возмездие, победа и надежда на возможность преодолеть
бездуховность в людях, смыть серый цвет с Каперны, открыть в каждом росток
доброты, освободить душевную жизнь человека от зависти, злобы, жестокости.
«Ведь идеал Грина столь же романтичен, сколько и реалистичен: сплавить в одно
целое все сокровища жизни, сохранив неприкосновенным тончайший узор
каждого отдельного счастья».
Гарсиа Лорка в лекции «О воображении и вдохновении» говорил: «Для меня
воображение – синоним способности к открытиям... подлинная дочь
воображения – метафора, рожденная мгновенной вспышкой интуиции, озаренная
долгой тревогой предчувствия... Воображение поэтическое странствует и
преображает вещи, наполняет их особым, сугубо своим смыслом и выявляет
связи, которые даже не подозревались, но всегда, всегда, всегда оно явно и
неизбежно оперирует явлениями действительности... Воображение – это первая
ступень и основание всей поэзии».
Константин Паустовский: «Грин писал почти все свои вещи в оправдание
мечты. Мы должны быть благодарны ему за это. Мы знаем, что будущее, к
которому мы стремимся, родилось из непобедимого человеческого свойства –
умения мечтать и любить».
Технологическая карта урока русского языка
Технологическая карта урока русского языка
Технологическая карта урока русского языка
Технологическая карта урока русского языка
Технологическая карта урока русского языка
Технологическая карта урока русского языка
Технологическая карта урока русского языка
Технологическая карта урока русского языка
Технологическая карта урока русского языка
Технологическая карта урока русского языка
Технологическая карта урока русского языка
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.