Разработка открытого урока по теме "Глагол" 6 класс. Урок проводился в малокомплектном классе, проведён в рамках семинара для учителей русского языка и литературы.Получил высокую оценку коллег. На уроке повторялись основные правила по теме "Глагол".использовалась презентация как для проверки домашнего задания, так и для работы по повторениюПоэтапное ведение урока с использованием компьютора и презентации
Технологическая карта урока русского языка
Предмет, класс : русский язык , 6 класс
Ф.И.О. педагога : Костина И.Н.
Тема урока: обобщающий урок по теме «Глагол»
Цель
деятельности
учителя
Цель урока
Задачи
повторить, обобщить сведения по теме «Глагол», подготовиться к
контрольной работе по данной теме
знание грамматических признаков глагола, его синтаксической роли в
предложении и правописания
Предметные:
повторить и обобщить теоретические сведения о грамматических
признаках глаголов, об их синтаксической роли и правописании;
Метапредметные:
развивать умение грамматического, синтаксического и
орфографического анализа слов;
развивать учебно- организационные умения и навыки (организовать
себя на
выполнение поставленной задачи, осуществлять самоконтроль,
взаимоконтроль и самоанализ учебной деятельности) ;
Личностные:
формировать интерес к предмету через использование различныхформ
обучения и создания ситуации успеха.
Урок повторения и обобщения изученного
Наблюдение над языком, работа в парах, фронтальная
Компьютер, мультимедийный проектор, учебник.
Карточки- задания
Морфологические признаки глагола, спряжение глагола,синтаксис,
глагольные словосочетания
Тип урока
Методы и
формы
обучения
Оборудование
Наглядно-
демонстративны
й материал
Основные
понятия№ Этап урока
1
Деятельность учителя
I.Организацион
ный момент
урока,
мотивация
учащихся на
работу:
А )Постановка
учебных целей
и задач;
Б)Проверка
домашнего
Организую учащихся на
начало урока
создаю позитивный настрой,
контролирую правильность
ответов учащихся.
А.Что без меня предметы?
Лишь названия.
Но я приду – всё в действие придёт,
Летит ракета, люди строят здания,
И рожь в полях растёт.
( В.Кондрашов)
О какой части речи говорится в
стихотворении?
Вы согласны с тем, что глагол всё
в действие приводит?
Давайте тогда запишем в тетради
дату и тему урока.
О глаголе мы узнали многое, нам
осталось лишь подвести итог
изучению данной темы, а значит цель
нашего урока .
Деятельность ученика
Познавательна
я
Коммуникатив
ная
Регулятивная
Вид деят-ти
Уметь
формулироват
ь тему и цель
урока
Уметь
слушать
учителя и
строить
понятные для
всех
высказывания,
произносить
варианты
вслух
Запись даты
и темы в
тетрадь.
Самопроверка
домашнегозадания
задания
2
II. Основная
часть урока:
А) Повторение
теории;
Б.На экране высвечиваются глаголы
из домашнего упражнения.
У каждого глагола определены вид
и спряжение.
1.Упражнение «Верно неверно»
(проверяем теоретические сведения)
На доске высвечиваются фразы
( задание: выписать в тетрадь номера
верных утверждений)
1. Глагол это служебная часть речи.
2. Глагол обозначает действие.
3. Все глаголы изменяются по лицам,
числам и родам.
4. Глагол отвечает на вопрос что
делать? что сделать?
5. Глагол склоняемая часть речи.
6. Глаголы бывают только
переходными.
7. В предложении глагол чаще всего
бывает сказуемым.
Уметь
строить
речевое
высказывание
Уметь
осуществлять
самоконтроль и
самопроверку
Приём «Верно
– неверно»
Знать
сведения о
глаголе ,уметь
применять
знания при
выполнении
задания8. Глаголы бывают совершенного и
несовершенного вида.
9. У возвратных глаголов суффиксы
ся и сь.
Контролирую и направляю
работу учащихся
Б)Словарныйраспределитель
ный
диктант
Объясняю порядок
выполнения работы, чётко
произношу слова диктанта,
одному из учащихся
предлагаю самостоятельно
выполнить тест.
Знать
правописание
тся, ться;
уметь
применять
знания
Диктант
Уметь
осуществлять
самоконтроль и
самопроверку
В)Работа с
учебником,
повторение
синтаксической
роли глагола;
Дожидаться, заниматься,
вырывается, улыбаться, радуется,
переворачиваться, настраивается,
задуматься, научиться,
запоминается, получается,
решиться.
Уметь
использовать
учебник,
находить в
нём
информацию и
ответы на
вопросы,
использовать
информацию,
полученную
на уроке
Упражнение 542. Объясняю как
выполнить задание, контролирую
деятельность учащихся
Списать текст в тетрадь, подчеркнуть
подлежащее и сказуемое в каждом
предложении, 1 группа выписать из
текста 2 словосочетания глагол +
существительное, 1 словосочетание
глагол + наречие, 2 группа выписать
из текста глаголы и подобрать
подходящие по смыслу слова из слов
для справки, чтобы получилось
словосочетание (один у доски,
остальные в тетради, те кто
освободился раньше выписывают
Уметь
высказывать
своё мнение,
доказывать
сказанное
Уметь
осуществлять
самоконтроль и
самопроверку
Работа с
учебникомолицетворения и эпитеты, затем
проверка с доски, тот кто сделал
устно называет эпитеты и
олицетворения ).
Выходит осень на опушку года –
С походкой мягкой рыжая лиса.
Пусть скупо светит солнце с
небосвода,
Зато сияют рощи и леса.
В такую пору мудрая природа
Нам в буднях открывает чудеса.
(Н.Рыленков)
Глаголы: выходит, светит, сияют,
открывается.
Слова для справок: ярко, на
прогулку, на небе, внутрь, быстро, в
темноте
Читаю стихотворение и произвожу
действия
Спал цветок и вдруг проснулся,
Г)Физминутка
Приём
«Бабочка»
Личностная
установка на
здоровый образ
жизниД)Морфологиче
ский разбор
глагола
(дополнительно
творческая
работа
мини-
сочинение
«Можно ли
представить
русский язык
без глагола?»
Больше спать не захотел.
Шевельнулся, потянулся,
Взвился вверх и полетел,
Солнце утром лишь проснётся,
Бабочка кружит и вьётся.
Уметь
создавать
устные и
письменные
высказывания
Уметь
осуществлять
самоконтроль и
самопроверку
Письменная
работа в
тетрадях
и у доски
Творческая
работа
Уметь
применять
знания при
выполнении
морфологичес
кого разбора
I вариант выходит, II вариант
сияют ( Если кто — то закончил
раньше, то получают творческое
задание мини – сочинение «Можно
ли представить русский язык без
глагола?», если не получится
проверить задание на дом,
дописать сочинение , дополнив его
ещё несколькими предложениями)
Поясняю и контролирую выполнение
задания.Уметь
ориентировать
ся
в своей
системе
знаний
3
III. Домашняя
работа.
Предлагаю варианты
дифференцированного
домашнего задания
Рефлексия.
Предлагаю устно
продолжить неоконченные
предложения:
Я вспомнил, что…
Я понял…
Вызвало затруднение…
Нужно выучить…
Уметь
высказывать
своё мнение
и доказывать
его.
Уметь
объективно
оценивать
себя и
одноклассник
ов по
выполнению
цели урока.
Уметь
осознавать
необходимость
получения
нового знания
Уметь понимать
границы того,
что я знаю
Приём
«Закончи
предложение»