Технологическая карта урока русского языка для 7 класса «Самая 'эмоциональная' часть речи» (или «Междометия как часть речи»)
Оценка 5

Технологическая карта урока русского языка для 7 класса «Самая 'эмоциональная' часть речи» (или «Междометия как часть речи»)

Оценка 5
Разработки уроков
doc
русский язык
7 кл
13.06.2019
Технологическая карта урока русского языка для 7 класса «Самая 'эмоциональная' часть речи» (или «Междометия как часть речи»)
Цели: Образовательные: изучение и первичное осознание нового учебного материала, организаия исследовательской работы обучающихся. Развивающие: создание условий для развития логического мышления, памяти, наблюдательности, умения правильно обобщать данные и делать выводы. Воспитательные: способствовать воспитанию бережливого отношения к родному языку. Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Формы работы: коллективная, индивидуальная, в парах. Планируемые результаты: Предметные: организация работы, в ходе которой ребята узнают морфологические признаки междометия; выяснят, почему междометие является особой частью речи, выявят роль междометия в речи; формирование умений слышать, видеть и употреблять междометие в устной и письменной речи. Метапредметные: применение приобретенных универсальных учебных действий в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам. Личностные: желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе; осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества. Оборудование: учебники, доска, дидактический материал, презентация. Наглядно-демонстрационный ряд: презентация по теме урока, выполненная учителем. Основные понятия: междометия, самостоятельные, служебные части речи,
Конспект урока Междометия.doc
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Гимназия № 65 им. Н. Сафронова» г.Ульяновска Технологическая карта урока Предмет: русский язык Класс: 7 Тема урока: «Самая 'эмоциональная' часть речи» (или «Междометия как часть речи») Учитель: Королева Маргарита Сергеевна Ульяновск, 2017 Цели:  Образовательные: изучение и первичное осознание нового учебного материала, организаия исследовательской работы  обучающихся.  Развивающие: создание условий для развития логического мышления, памяти, наблюдательности, умения правильно  обобщать данные и делать выводы. Воспитательные: способствовать воспитанию бережливого отношения к родному языку. Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Формы работы: коллективная, индивидуальная, в парах. Планируемые результаты: Предметные: организация работы, в ходе которой ребята узнают морфологические признаки междометия; выяснят,  почему междометие является особой частью речи, выявят роль междометия в речи; формирование умений слышать,  видеть и употреблять междометие в устной и письменной речи. Метапредметные: применение приобретенных универсальных учебных действий в повседневной жизни; способность  использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам. Личностные: желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе;  осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества. Оборудование:  учебники, доска, дидактический материал, презентация. Наглядно­демонстрационный ряд: презентация по теме урока, выполненная учителем. Основные понятия: междометия, самостоятельные, служебные части речи, № Этап урока 1 Организация начала урока (2 мин.) Обучающие и развивающи е компоненты, задания и упражнения Эмоциональн ая,  психологичес кая и  мотивационна я подготовка  обучающихся  к усвоению  изучаемого  материала. Деятельность учителя Деятельность ученика УУД Слушают   учителя;   размещают учебные материалы на рабочем месте; демонстрируют готовность к уроку.   Личностные:  положительно относятся к учению,  познавательной  деятельности, желают  приобрести новые  знания, умения,  совершенствовать их. Познавательные:  осознают  познавательную задачу.   Проверяет     садитесь,  Здравствуйте   ребята, Создает   эмоциональный   настрой   на работу. готовность обучающихся к уроку. ­ пожалуйста. «Здравствуй» ­ радостное слово. «Здравствуй!»­мы желаем снова: «Здравствуй!»­­значит: будь здоров. «Здравствуй!»­ слово в мире добрых слов. Мне интересно узнать, какие чувства вы сейчас   испытываете?   Вы   все   любите общаться при помощи смайликов.У вас на столах лежат листочки, нарисуйте на них тот   смайлик,   который   соответствует вашему  настроению. Как будете готовы, поднимите   листок   вверх.   Я   пришла сегодня  к вам с отличным  настроением, поэтому   буду   за   правильные   ответы дарить   вам   смайлики,   их   я   буду 2 3 Мотивация к учебной деятельности (2 мин.) Подготовка обучающихся к усвоению, актуализация опорных знаний (6 мин.) Эвристичес кая   беседа по теме   урока, работа   с текстом. Работа парах.   в учитывать при выставлении оценок.   ­  А  знаете  ли  вы,  что существует  часть речи,   которая     помогает   выразить множество   чувств   при   помощи   только одного   слова?   Об   этой   части   речи   мы поговорим сегодня на уроке. Но прежде чем   мы   приступим   к   изучению   новой темы,   давайте   решим,   для   чего   же   мы пришли   на   урок?   Какие   цели   будем ставить   Если самостоятельно   сложно   сформулировать их,   пользуйтесь   опорными   фразами   на слайде. собой? перед     ­   Приступим   к   осуществлению   наших целей   и   начнём   нашу   работу   со стихотворения   Николая   Николаевича Брауна,  поэта, переводчика, публициста,  (У   детей   на общественного   деятеля. столах лежит   листок со стихотворением,   дети   читаю   его, одного   из   учеников   просим   прочитать вслух).     Мне русская речь – как музыка… Чу! Слово звучит, поет…  В нем дышит душою русскою Создатель его – народ. И я в эту речь ныряю,  Как в речку, Активно участвуют постановке целей урока:     в 1) Узнать   о   новой   части речи.   2) Определить, к самостоятельным   или служебным частям речи она относится. 3) Выявить грамматические особенности этой части речи. 4) Научиться использовать и   узнавать   эту   часть речи в тексте. Читают отвечают на вопросы.   стихотворение,  Тема:   высокое предназначение слова и т. д.    Идея:  точное   слово   – это   не   только   слово, точно   обозначающее предмет, явление, действие, признак, но и слово, точно выбранное для выражения художественного замысла автора.   Работают в парах: Регулятивные:  планируют цели урока,  необходимые действия,  операции.  умение Личностные: выражать свои мыслей. Познавательные: осознают познавательную задачу. Коммуникативные: формулируют собственные высказывают обосновывают точку зрения.   мысли, и свою И там, со дна, Сокровища добываю, В которых поет весна.  Определите   тему   и   идею стихотворения.      Подпишите   в   первых   четырёх строчках стихотворения самостоятельные   части   речи, автором. употребленные (Докажите). Подпишите служебные части речи. (Докажите) Одно слово не было отнесено ни к одной группе. Какое это слово? А что   оно   выражает?    (РАБОТА   В ПАРАХ)   ­ Знаете ли вы, как называется эта часть речи? 4 Изучение нового материала (5 минут) Эвристическа я беседа. Словарно­ орфографич еская работа Если   дети   не   догадались,   то   сами   что   эта   часть   речи говорим, называется «Междометием». Записываем тему урока.    Знаете   ли   вы,   почему   эта   часть речи   так   называется?   Где   можем проверить   свои   предположения? Сегодня   «Хранитель   словаря»   ­ Богдан.  самостоятельные части  речи: Мне –  местоимение  личное, нем ­  местоимение  личное, его –  притяжательное  местоимение, звучит,  поёт –  глаголы, русская, русск ою – прилагательное  относительное, речь,  музыка, слово, душою,  создатель, народ –  существительное.  Служебные части речи.  (Как –  частица, в –  предлог. )  Чу. Записывают тему в тетрадь. зачитывает Богдан   информацию: «Термин “междометие”   –   исконно русский, обозначает “брошенный   между”,   т.е.   (в данном “не случае)           Личностные:  имеют мотивацию   к   учебной деятельности,   имеют желание осознавать свои   трудности   и стремиться   к   их преодолению; проявляют   способность к самооценке. Познавательные: Осознание необходимост и   изучения данной   темы путём заполнения опорного конспекта Из   истории:  междометие   было известно   еще   в   1   веке   до   н.э.   в латинском   языке.   В   переводе   с латинского   обозначает   «брошенное между полнозначными словами». ­  Данное   слово   является   словарным, давайте прочитаем его вслух и отметим ошибкоопасные места, а потом запишем с ловарь. Вернёмся к нашим целям и вспомним, что должны сделать.   Перед   вами   лежит   опорный конспект   (Приложение),   его   мы должны заполнить.  Что нам поможет это сделать? ­ Так как информации в учебнике мало, мы   сегодня   будем   выступать   в   роли редакторов   этого   учебника,   будем составлять свой параграф по данной теме, через собственные исследования. относящийся”.   Вошел   в употребление в 18 веке. Ранее слова­междометия названия не имели.» Работают со словарём. осознают познавательную задачу. Регулятивные: планируют необходимые действия, операции. Ребята   думают,   что   это учебник,   но   прочитав   его, понимают,   что   в   учебнике   по данной   теме   представлено очень мало информации.  ИССЛЕДОВАНИЕ   1.  Как   вы думаете, это слово будет понятно людям из других стран?   И если нет, то почему?  Скажите,   имеют   ли   эти   слова лексическое значение, изменяются ли они, имеют ли грамматическое Вследствие   наблюдений   за текстом стихотворения учащиеся делают вывод:    Это не самостоятельная часть речи, т.к. не имеет лексического значения.  Это не служебная часть речи. 5 6 Выявлени е места и  причины  затруднен ия (5  минут) Построение  проекта выхода из затруднения (10 мин.) Беседа вопросам; запись   тетрадь   по в значение?  Служит ли оно для связи слов или предложений   как   предлог   или союз?  Вносит   ли   какие­то   оттенки   в предложение как частица?  Получается, что это особая часть речи. всякие   и   ИССЛЕДОВАНИЕ 2.  Чтение учителем сказки   «Без   чего   в   речи   не обойдёшься?»  Я – самое важное слово, в разговоре без меня   никак   не   обойтись,   потому   что   я чувства   настроения человеческие выражаю. Больно кому – он кричит:   «Ай­ай­ай!»   или   «Ой­ой­ой!» Весело ему – смеется: «Ха­ха­ха, хи­хи­ хи, хе­хе­хе». Встретились двое, сразу ко мне за помощью: «Привет! Здравствуйте! Спасибо! Пожалуйста!» А все эти повелительные алло, брысь, куш – это ведь тоже мои братцы.  Если вы внимательно слушали сказку, то скажите, что можно выразить с помощью междометий? ИССЛЕДОВАНИЕ 3. Проанализируйте данные   предложения   с   точки   зрения образования   междомедий.   Какие междометия   образованы   от   другой части   речи,   а   какие   самостоятельно? 1.  Ох, кум, беды моей, что вижу, ты не       с Работают заданиями; формулируют собственные мысли,   высказывают, обосновывают   свою   точку зрения. Заполняют опорный конспект.  Среди междометий  выделяются:   ­эмоциональные  междометия;  повелительные  междометия;  этикетные  междометия. Предложения 2, 4, 7 —  производные. 1, 3,5,6­ непроизводные.   имеют осваивать виды Личностные:  желание новые   деятельности, участвовать в процессе. Познавательные: извлекают   необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя. Регулятивные: планируют необходимые действия. Коммуникативные: строят монологические высказывания. небольшие знаешь! 2. О боже мой, что ты наделал! 3. О,   Тришка,   малый   не   простой!   4. Батюшки!   Откуда   ж   вы   свалились?   5. Ушица, ей­же­ей, на славу сварена! 6. Эй, Ваня, не зевай! 7. Ну и вид у тебя, ужас! ­Обратите   внимание,   как   выделяются междометия на письме. Физкульт.ми ­нутка   Письменная работа.   вы   приседаете, А   сейчас   давайте   немного   разомнёмся.   Если   я   произношу Все   встали. междометия,   если служебную   часть   речи   —   наклон   влево. Самостоятельую — наклон вправо.  О, добро, эх, в, не, спасибо, бегу, эге. ­   Вставьте   подходящие   по   смыслу междометия   и   выделите   их   знаками препинания, определите разряд. 1. Как красиво весной в лесу! 2. Мы победили! 3. Какой неряшливый мальчик! 4. Каникулы кончились. 5. Возвращайся скорее, мама 6. Коля, принеси мою книгу. 7. Как больно! Справочные слова:    Ну, ай­ай­ай, ой, о, увы, ура, Пожалуйста. 7 Проверка  глубины  осмысления  знаний и их  обобщение (5 мин.)   Выполняют упражнения   под   учителя. физические слова Выполняют   задания,   отвечают на   вопросы,   записывают   в тетрадь. имеют осваивать виды Личностные:  желание новые   деятельности, участвовать в процессе. Познавательные: извлекают   необходимую информацию из опорного конспекта. Регулятивные: планируют необходимые действия. Коммуникативные: строят монологические высказывания. небольшие Определяют, какое задание они выберут. Осуществляют  оценку  урока   и  самооценку, соотносят цель  и результаты, степень их  соответствия  Отвечают на вопросы.  Регулятивные: адекватно   оценивают свои умения. Коммуникативные: формулируют собственные мысли. Коммуникативные:  умение выражать свои  мысли  Регулятивные:  рефлексия, контроль и оценка  процесса и результатов  деятельности. Личностные:   самооценка на основе  успешности . 8 Домашнее задание (1 мин) Карточки   с заданиями 9 Рефлексия (4 мин.) Заключительн ая   беседа   по вопросам; монологическ ие высказывания . Оценивание. Вариативное домашнее задание:  1)Создать рекламу междометия. 2)Сочинить сказку о междометии.  3)Нарисовать   междометие   (внешность отражает внутренние качества).  Организует рефлексию,  организует  самооценку результатов учащихся,  используя прием «Закончите  предложение» («Сегодня на уроке я  узнал, что…» и т.п.). Что нового узнали? Какую оценку бы  поставил каждый из вас себе за работу на  уроке? Реализовали ли цель урока,  которую ставили перед собой?    С какой частью речи мы познакомились на   уроке?   Что   узнали   о   ней?     Всё   ли заполнили   в   опроном   конспекте?   (Нет, поэтому   есть   цель:   доделать   свой параграф   на   следующем   уроке).Итак,   с помощью   междометий   можно   выразить разные чувства. Какие? ­ Давайте закончим урок стихами Антона Князькова   и   будем   всегда   вежливыми, ведь это показатель вашей культуры. Я говорю «спасибо»вам За добрые слова. Пусть на земле от добрых слов Прибавится добра! Пусть будет добрым каждый день, А так же каждый час, И солнце светит на земле Для каждого из нас! Приложение Опорный конспект 1. Междометие ­ ___________________ часть речи, которая выражает __________________, но не называет их  (примеры: _______________________). Междометия могут  выражать______________________________________________________  и______________________________,обращенному к человеку и к животному (примеры:___________________________).   Междометие не отвечает на ______________, не обозначает ___________________________,  не является  ______________________________________, хотя в некоторых случаях могут употребляться в значении ______________  _______________________.  На письме выделяются ________________________________________.         Междометия бывают _______________________ (примеры _____________________________) и  ___________________________ (примеры____________________________). Междометия, образованные повторением  основ, пишутся ___________________. Пример: ____________________.  Проверка  2. Междометие ­ особая часть речи, которая выражает чувства, настроения, но не называет их (примеры: АХ, УХ, ОХ, ЭХ, О, У). Междометия могут выражать сожаление, боль, удивление,восторг и т.д.  и побуждать к действию,обращенному к человеку и к животному (примеры ЭЙ, БРЫСЬ,ТЬФУ,ПРОЧЬ, ВОН,  НУ,КАРАУЛ, АЛЛО).  Междометие не отвечает на вопросы, не обозначает ПРЕДМЕТ, ПРИЗНАК, ДЕЙСТВИЕ, не является ЧЛЕНОМ  ПРЕДЛОЖЕНИЯ, хотя в некоторых случаях может употребляться в значении ДРУГИХ ЧАСТЕЙ РЕЧИ.  Междометия бывают НЕПРОИЗВОДНЫМИ (примеры БРАВО! БИС, УРА) и  ПРОИЗВОДНЫМИ  (примеры  СПАСИБО, УЖАС, ИЗВИНИТЕ) . Междометия, образованные повторением основ, пишутся ЧЕРЕЗ ДЕФИС. Пример  АЙ­АЙ­АЙ, ОЙ­ОЙ­ОЙ, ХА­ХА­ХА. На письме выделяются ЗАПЯТЫМИ, ВООСКЛИЦАТЕЛЬНЫМ ЗНАКОМ. Этикетными называются междометия, которые являются формулами речевого этикета  ЗДРАВСТВУЙТЕ,  СПАСИБО, ПОЖАЛУЙСТА,ДО СВИДАНИЯ.

Технологическая карта урока русского языка для 7 класса «Самая 'эмоциональная' часть речи» (или «Междометия как часть речи»)

Технологическая карта урока русского языка для 7 класса «Самая 'эмоциональная' часть речи» (или «Междометия как часть речи»)

Технологическая карта урока русского языка для 7 класса «Самая 'эмоциональная' часть речи» (или «Междометия как часть речи»)

Технологическая карта урока русского языка для 7 класса «Самая 'эмоциональная' часть речи» (или «Междометия как часть речи»)

Технологическая карта урока русского языка для 7 класса «Самая 'эмоциональная' часть речи» (или «Междометия как часть речи»)

Технологическая карта урока русского языка для 7 класса «Самая 'эмоциональная' часть речи» (или «Междометия как часть речи»)

Технологическая карта урока русского языка для 7 класса «Самая 'эмоциональная' часть речи» (или «Междометия как часть речи»)

Технологическая карта урока русского языка для 7 класса «Самая 'эмоциональная' часть речи» (или «Междометия как часть речи»)

Технологическая карта урока русского языка для 7 класса «Самая 'эмоциональная' часть речи» (или «Междометия как часть речи»)

Технологическая карта урока русского языка для 7 класса «Самая 'эмоциональная' часть речи» (или «Междометия как часть речи»)

Технологическая карта урока русского языка для 7 класса «Самая 'эмоциональная' часть речи» (или «Междометия как часть речи»)

Технологическая карта урока русского языка для 7 класса «Самая 'эмоциональная' часть речи» (или «Междометия как часть речи»)

Технологическая карта урока русского языка для 7 класса «Самая 'эмоциональная' часть речи» (или «Междометия как часть речи»)

Технологическая карта урока русского языка для 7 класса «Самая 'эмоциональная' часть речи» (или «Междометия как часть речи»)

Технологическая карта урока русского языка для 7 класса «Самая 'эмоциональная' часть речи» (или «Междометия как часть речи»)

Технологическая карта урока русского языка для 7 класса «Самая 'эмоциональная' часть речи» (или «Междометия как часть речи»)

Технологическая карта урока русского языка для 7 класса «Самая 'эмоциональная' часть речи» (или «Междометия как часть речи»)

Технологическая карта урока русского языка для 7 класса «Самая 'эмоциональная' часть речи» (или «Междометия как часть речи»)

Технологическая карта урока русского языка для 7 класса «Самая 'эмоциональная' часть речи» (или «Междометия как часть речи»)

Технологическая карта урока русского языка для 7 класса «Самая 'эмоциональная' часть речи» (или «Междометия как часть речи»)

Технологическая карта урока русского языка для 7 класса «Самая 'эмоциональная' часть речи» (или «Междометия как часть речи»)

Технологическая карта урока русского языка для 7 класса «Самая 'эмоциональная' часть речи» (или «Междометия как часть речи»)
Скачать файл