Технологическая карта урока русского языка на тему : Знакомство с понятием «текст». (А если одного предложения мало?)
Оценка 4.8
Разработки уроков
doc
русский язык
1 кл
16.03.2018
Тема: Знакомство с понятием «текст». (А если одного предложения мало?)
Тип урока: урок открытия нового знания.
Цель урока: создать условия для формирования представлений о тексте.
Предполагаемые результаты:
Предметные: овладение способом выявления отличия текста от предложения и от набора предложений; сформированность предпосылок к овладению учебной деятельностью; появление навыков сотрудничества.
Метапредметные:
личностные: формирование интереса к урокам русского языка, готовности преодолевать школьные затруднения;
регулятивные: формирование умения ставить цель и планировать свою деятельность, развивать умения осуществлять самоконтроль, самооценку и самокоррекцию учебной деятельности;
познавательные: развивать умения анализировать с целью выделения главных признаков текста, обобщать, сравнивать, строить логическую цепь рассуждения, приводить доказательство высказанной мысли;
коммуникативные: осознавать практическую, социальную, личностную значимость учебного материала, планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, развивать умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, монологической и диалогической речи.Тема: Знакомство с понятием «текст». (А если одного предложения мало?)
Тип урока: урок открытия нового знания.
Цель урока: создать условия для формирования представлений о тексте.
Предполагаемые результаты:
Предметные: овладение способом выявления отличия текста от предложения и от набора предложений; сформированность предпосылок к овладению учебной деятельностью; появление навыков сотрудничества.
Метапредметные:
личностные: формирование интереса к урокам русского языка, готовности преодолевать школьные затруднения;
регулятивные: формирование умения ставить цель и планировать свою деятельность, развивать умения осуществлять самоконтроль, самооценку и самокоррекцию учебной деятельности;
познавательные: развивать умения анализировать с целью выделения главных признаков текста, обобщать, сравнивать, строить логическую цепь рассуждения, приводить доказательство высказанной мысли;
коммуникативные: осознавать практическую, социальную, личностную значимость учебного материала, планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, развивать умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, монологической и диалогической речи.
Технологическая карта урока русского языка по теме Знакомство с понятием текст .doc
Тема: Знакомство с понятием «текст». (А если одного предложения мало?)
Тип урока: урок открытия нового знания.
Цель урока: создать условия для формирования представлений о тексте.
Предполагаемые результаты:
Предметные: овладение способом выявления отличия текста от предложения и от набора предложений; сформированность
предпосылок к овладению учебной деятельностью; появление навыков сотрудничества.
Метапредметные:
личностные: формирование интереса к урокам русского языка, готовности преодолевать школьные затруднения;
регулятивные: формирование умения ставить цель и планировать свою деятельность, развивать умения осуществлять
самоконтроль, самооценку и самокоррекцию учебной деятельности;
познавательные: развивать умения анализировать с целью выделения главных признаков текста, обобщать, сравнивать, строить
логическую цепь рассуждения, приводить доказательство высказанной мысли;
коммуникативные: осознавать практическую, социальную, личностную значимость учебного материала, планировать учебное
сотрудничество с учителем и сверстниками, развивать умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли,
монологической и диалогической речи.
.
Оборудование: «логическая цепочка» набор слов, раздаточный материал тексты. Этапы урока
I. Орг. момент.
Мотивация к
учебной
деятельности.
Деятельность учителя
Приветствие учащихся. Позитивный настрой на урок.
Проверка готовности рабочего места.
Вот и прозвенел звонок –
Начинается урок.
Упражнения и задачи,
Игры, шутки – всё для вас.
Пожелаю всем удачи –
За работу! В добрый час!
Подарите улыбку друг другу, учителю. Мы
начинаем урок русского языка. Открываем тетради,
запишем число и классная работа.
Какое название носит наш учебник русского языка?
Почему его так назвали?
Да, нас ждут открытия. Сегодня мы откроем ещё
один «секрет» русского языка.
II. Актуализация
опорных знаний.
Узнаёте сказочных героев? Из какого они
произведения?
Давайте покажем героям, что мы знаем о единицах
речи. Восстановим логическую цепочку единиц речи:
Предложение, звук и буква, слово, слог.
Каким, словом заканчивается логическая цепочка?
Повторим известные сведения о предложении.
Деятельность учащихся
Учащиеся оформляют запись в
тетради.
«К тайнам нашего языка». Нам
предстоит делать открытия,
раскрывать «секреты» русского языка.
Это Знайка и Незнайка из
произведения Н.Носова «Приключения
Незнайки и его друзей».
Дети на доске восстанавливают:
Звук и буква – слог – слово –
предложение.
Предложение.
Дети повторяют все известные
сведения о предложении.
1. В предложении выражается
законченная мысль, чувство.
2. Предложение состоит из 1и более
УУД
Р организация своего
учебного места;
Л освоение роли
ученика;
К соблюдать
простейшие нормы
речевого этикета.
Л интерес к урокам
русского языка,
уважение к нему,
понимание его
богатства;
положительное
отношение к учению,
учебно
познавательный
интерес, готовность
преодолевать
школьные
затруднения;
П осознавать
познавательную
задачу.
П понимать
информацию,
представленную в
разных формах:
схематичной,
изобразительной,
модельной;
переводить её в
словесную;
К вступать в учебное
сотрудничество с
учителем и
одноклассниками, слов, связанных друг с другом по
смыслу.
3. Предложение произносятся с
интонацией конца мысли.
4. При письме большой буквой
обозначают начало предложения, а
точкой или другим знаком его
конец.
5. Предложения по цели бывают
повествовательные,
вопросительные и побудительные.
По интонации бывают
восклицательные и
невосклицательные.
Дети затрудняются ответить.
Нет. Мы мало знаем о тексте.
осуществлять
совместную
деятельность;
П проводить анализ,
синтез, аналогию,
сравнение,
классификацию,
обобщение.
П читать и слушать,
извлекать нужную
информацию;
умение отвечать на
вопросы; сравнивать,
находить общее.
Кучаствовать в
диалоге, в общей
беседе, выполняя
принятые нормы
речевого поведения,
культуры речи.
Найти место новому понятию в
цепочке единиц речи и научиться
отличать текст от набора предложений.
IV. Введение в тему
урока. Постановка
проблемы.
Знайка принёс нам ещё одно новое понятие – текст.
Он утверждает, что это тоже единица речи. В таком
случае, как определить, где место в цепочке единиц
речи новому понятию и почему оно занимает это
место?
Вы, наверняка, не первый раз слышите это понятие.
Знайка и Незнайка предлагают нам два набора
предложений. А можем ли мы сейчас сразу
определить, какой набор является текстом, а какой –
нет?
(Наборы предложений:
№.1
Белку легко можно приручить. На высоком дереве
жили две беспокойные белки. Бельчонок быстро
освоился в гнезде.
№ 2
На лугу раскинулась ковром молодая травка. А из
травки выглядывали жёлтенькие цветочки. Они как
маленькие солнышки.)
Какие цели поставим сегодня на уроке?
V. Работа над новой
Прочитайте предложение к этой картинке в
Пумение темой.
учебнике в упражнение 234 «В одном сказочном
городе жили коротышки».
Всё понятно из данного предложения о жителях
городка или вы ждете продолжения мысли?
А если одного предложения мало, что тогда делать?
О чём бы вам хотелось узнать?
Может ли следующее предложение быть таким:
В особенности Незнайка прославился после одной
истории.
Так о чём или о ком говорится в нашем первом
предложении?
О чём же мы продолжим речь?
Давайте посмотрим, как сам автор продолжил свою
мысль. Откройте тетрадизадачники на стр. 53 упр.
236. "В одном сказочном городе жили коротышки.
Коротышками их назвали потому, что они были очень
маленькие. Каждый был с небольшой огурец."
Если в каждом следующем предложении развивается
мысль предыдущего предложения, будем показывать
это стрелкой. Вот так. (Показ на слайде) Читаем
хором.
Сколько здесь предложений?
Как эти предложения связаны друг с другом?
Что нового сообщается о коротышках во втором
предложении?
В третьем предложении?
Как же называется такой набор предложений?
Прочитайте сообщение на с.109 и скажите, какую
новую единицу речи мы получили.
ориентироваться в
учебнике, находить
нужную информацию;
структурировать
информацию,
фиксировать её
различными
способами.
К умение с
достаточной
полнотой и
точностью выражать
свои мысли,
обеспечить развитие
монологической и
диалогической речи.
П умение
анализировать с целью
выделения главных
признаков текста,
обобщать,
сравнивать, строить
логическую цепь
рассуждения,
приводить
доказательство
высказанной мысли.
Р планировать свои
действия в
соответствии с
поставленной задачей
и условиями её
реализации.
Нет. Мы услышали одно предложение.
Мы ждем продолжение мысли.
Почему их назвали коротышками?
Нет, это предложение про Незнайку,
а не про коротышек. А мы хотели
узнать, почему их так назвали. Мысль
не продолжается.
Учащиеся читают рассуждение.
О коротышках.
Тоже о них, но будем развивать
мысль дальше.
Учащиеся работают в задачнике.
Три.
Каждое предложение продолжает
мысль предыдущего и сообщает новые
сведенья.
Почему их так назвали.
Какими маленькими они были.
Возможно ктонибудь ответит.
Дети читают сведения о тексте с. 109
(хором).
Новая единица речи текст. Найдите место данному слову в нашей логической
цепочке.
Вставляем в логическую цепочку:
ЗВУКБУКВА – СЛОГ – СЛОВО –
ПРЕДЛОЖЕНИЕ – ТЕКСТ.
Докажите, что новая единица правильно заняла своё
место.
Так что же такое текст?
(На экране появляются основные слова: ТЕКСТ –
НЕСКОЛЬКО ПРЕДЛОЖЕНИЙ – ОБ ОДНОМ И
ТОМ ЖЕ – ОБЩАЯ МЫСЛЬ.)
Как предложения связаны между собой в тексте?
Вернёмся к тексту в упр.236. А с чем сравнивают
коротышек?
Вам знакомо написание этого слова?
Давайте включим слово огурец в наш словарь
правильных написаний. Из каких элементов состоит
слово?
Запишите это слово каллиграфически верно и
отметьте все орфограммы.
Составьте предложение с этим словом.
А теперь продолжите мысль первого предложения
вторым, чтобы у нас получился уже текст.
Точечный массаж.
1.Точка на лбу между бровями («третий глаз»).
2.Парные точки по краям крыльев носа (помогает
восстановить обоняние).
3.Парные точки в височных ямках.
VI. Физминутка
Учащиеся вставляют слово в цепочку.
Рассуждение детей.
Это несколько предложений, в
которых говорится об одном и том же
и раскрывается общая мысль.
Предложения связаны по смыслу,
каждое следующее предложение
является логическим продолжением
предыдущего.
С огурцом.
Нет.
Запись слова на новой строке.
Учащиеся работают с элементами
слова.
Дети записывают и отмечают
орфограммы.
Дети составляют.
Выполняют действие.
Кумение слушать и
понимать речь. VII. Закрепление.
Работа в парах.
Скажите, ребята, где мы будем применять новые
знания? Почему у нас возникла необходимость
изучить данную тему?
Любой ли набор предложений может быть текстом?
Вернёмся к двум наборам предложений, которые
нам предложили Знайка и Незнайка. Определите,
какой из них не является текстом.
Почему вы так решили?
На парте перед вами карточки с наборами
предложений. Ваша задача определить являются ли
данные наборы текстами. Работать будете в парах.
Постарайтесь вести рассуждения вместе, учитывая
мнение каждого.
Карточка №1.
Лес кормит людей, зверей и птиц. Люди собирают
ягоды, грибы. И каждый зверёк тоже делает свои
запасы.
Карточка №2.
Деревья в парке были большие. За полем виднеется
деревня. Усталые ребята отдыхали на скамейке.
Карточка №3.
Хорош осенний лес! Клюква растет на болоте. Мойте
руки перед едой!
Карточка №4.
На улице жара. В такую жару Глеб и Олег
отправились на пляж. Море было тёплым, а купание
веселым!
Проверим, как вы справились с работой. Покажите
номера карточек, где настоящий текст.
А на каких карточках обычный набор предложений?
VIII. Итог урока,
рефлексия.
Какие цели ставили сегодня на уроке?
Когда будем выражать свои мысли, и
одного предложения нам будет мало.
Нет.
Дети выбирают набор № 1
В этом наборе хоть и говориться об
одном и том же, но предложения не
связаны друг с другом.
Дети работают в парах.
К осознание
практической
значимости учебного
материала;
участвовать в работе
группы; допускать
возможность
различных точек
зрения, стремиться
понимать позицию
собеседника,
высказывать и
аргументировать свою
позицию.
П развитие умения
анализировать с целью
выделения главных
признаков текста,
обобщать,
сравнивать, строить
логическую цепь
рассуждения,
приводить
доказательство
высказанной мысли.
1 и 4 – это тексты.
2 и 3 – это просто предложения.
Найти место новому понятию в
цепочке единиц речи и научиться
отличать текст от набора предложений.
Да.
Р – адекватно
оценивать свои
достижения. Смогли ли мы их достичь?
Каково же место понятия «текст»?
Докажите это.
Как думаете, вам достаточно одного урока для
знакомства с новой единицей речи? Почему?
А теперь в столбик напишите любые три буквы.
Попробуйте с помощью слов, начинающихся на эти
буквы, охарактеризовать урок – какой он для вас был.
Дети отвечают.
Текст состоит из нескольких
предложений, каждое из которых
является продолжением предыдущего.
Дети отвечают.
Технологическая карта урока русского языка на тему : Знакомство с понятием «текст». (А если одного предложения мало?)
Технологическая карта урока русского языка на тему : Знакомство с понятием «текст». (А если одного предложения мало?)
Технологическая карта урока русского языка на тему : Знакомство с понятием «текст». (А если одного предложения мало?)
Технологическая карта урока русского языка на тему : Знакомство с понятием «текст». (А если одного предложения мало?)
Технологическая карта урока русского языка на тему : Знакомство с понятием «текст». (А если одного предложения мало?)
Технологическая карта урока русского языка на тему : Знакомство с понятием «текст». (А если одного предложения мало?)
Технологическая карта урока русского языка на тему : Знакомство с понятием «текст». (А если одного предложения мало?)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.