Технологическая карта урока русского языка на тему "Имена собственные" ( 1 класс)
Оценка 4.7
Разработки уроков
doc
русский язык
4 кл
02.12.2017
Урок построен с учетом индивидуальных способностей учащихся.
На изучение материала авторской программой Л.В. Занкова отводится 3 часа. Конспект представляет собой полную разработку второго урока в теме, это урок «открытия нового знания».
Урок русского языка, не только позволяет детям открывать новое в предмете, но и соединять приобретенные знания и навыки с жизнью.
Открытый урок русского языка , 1 класс , система Л.В. Занкова.doc
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА п. Тепличный»
ОТКРЫТЫЙ УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА
«ИМЕНА СОБСТВЕННЫЕ. » (1 КЛАСС)
Разработчик урока:
Заплетина Е. В., учитель начальных классов
Саратовская область Саратовский район
2015г. Технологическая карта урока русского языка
Класс: 1
УМК: система развивающего обучения Л.В. Занкова, учебник Н.В. Нечаевой (2011г.)
Тема: «Имена собственные».
Цель: создать условия для выведения признака имён собственных: имена собственные выделяют данный предмет среди таких же предметов.
Формируемые УУД:
Личностные: сохранять мотивацию к учебе, ориентироваться на понимание причин успеха в учебе, развивать способность к самооценке.
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры действия, планировать свои действия,
осуществлять итоговый и пошаговый контроль, адекватно воспринимать оценку учителя, различать способ и результат действия, выполнять
учебные действия в материале, речи, в уме.
Познавательные: осуществлять поиск нужной информации, использовать знаки, символы, высказываться в устной и письменной форме,
анализировать объекты, выделять главное, проводить сравнение, классификацию по разным критериям, устанавливать причинно – следственные
связи, строить рассуждения об объекте, обобщать (выделять класс объектов по какомулибо признаку).
Коммуникативные: допускать существование различных точек зрения, учитывать разные мнения, стремиться к координации,
формулировать собственное мнение и позицию в высказываниях, задавать вопросы по существу, контролировать действия партнера,
использовать речь для регуляции своего действия.
Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Вид урока: смешанный.
Задачи:
Обучающие:
содействовать формированию умения делить имена собственные на группы;
содействовать формированию умения писать слова, предложения, работать с учебником;
содействовать формированию навыка написания изученных орфограмм в словах.
Развивающие:
– развивать мышление (операции: анализ, обобщение, рассуждение, речь, память, внимание);
развивать познавательный интерес обучающихся, умение высказывать своё мнение, рефлексию (самоконтроль, взаимопроверка).
Воспитательные:
воспитывать интерес к изучению русского языка создавать условия для воспитания коммуникативной культуры и умения учащихся работать в паре, в группах;
воспитывать внимательность и аккуратность, работая в тетрадях.
Используемые технологии: проблемного обучения; ИКТ.
Методы: репродуктивный; наглядноиллюстративный; частичнопоисковый.
Формы организации познавательной деятельности: беседа, фронтальная работа, самостоятельная работа, работа в парах, группах.
Средства обучения.
Для учителя: учебник русского языка Н.В.Нечаевой; мультимедийная установка; презентация.
Для учащихся: учебник русского языка Н.В.Нечаевой; тетрадь по письму; шариковые ручки (чернила синего и зелёного цвета);
листы с заданием для работы в группах; О.А.Мельникова рабочая тетрадь «Звуки и буквы» .
Этапы урока
1. 1. Самоопределение
к деятельности
Цель: создание
условий для
возникновения у
обучающихся
внутренней
потребности
включения в учебную
деятельность.
(1 слайд)
Минутка
чистописания
ХОД УРОКА
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
Сегодня у нас на уроке гости. Повернитесь к ним,
улыбнитесь им и друг другу. Теперь посмотрите на
меня. Сегодня утром родился новый день. Я желаю
вам, чтобы этот день подарил вам новые знания, стал
успешным для каждого из вас. Представьте, что у нас
в руках зажжённая свеча. Закройте глазки, сделайте
глубокий вдох и тихотихо, тоненькой струйкой
выдохните так, чтобы не погасить свечу. А теперь
наберите побольше воздуха в лёгкие и сдуйте все
преграды и сложности на своём пути. Молодцы!
Откройте глазки, тихо садитесь и помните о словах
Петрония: «Чему бы ты ни учился, ты учишься для
себя».
Наши гости пришли посмотреть, насколько успешными
учениками мы стали. А чтобы наша работа была
именно успешной, какие правила нужно помнить?
Итак, наш девиз…
Пальчиковая гимнастика.
В тетрадях запишите число.
Классная работа.
Посмотрите на доску. Что объединяет все эти слова?
Дети слушают учителя,
садятся за парты соблюдая
правила посадки.
Один говорит остальные
слушают.
Если не понял, не огорчайся,
попроси помощи.
Своё несогласие высказывай
вежливо.
У нас всё получится!
Записывают.
Написаны с заглавной буквы,
это имена собственные, все
Формирование УУД
Л: самоопределение к
деятельности;
включенность в учебную
деятельность;
Р: самоконтроль;
самооценка;
П: предметная
готовность к предстоящей
деятельности.
К: планирование
учебного сотрудничества
с учителем и
сверстниками, умение
слушать.
Р: выполняют учебные Цель: подготовить
руку к письму,
повторить
каллиграфическое
написание букв С с.
(23 слайд)
2.Постановка
учебной задачи
Цель:
организовать
формулирование
темы урока,
постановку цели и
задач урока.(4 слайд)
Словарная работа.
Цель: способствовать
запоминанию слов с
непроверяемыми
орфограммами.
3.Актуализация
знаний и фиксация
затруднений в
деятельности
Цель:
организовать
выполнение
учащимися пробного
Произнесите первые звуки в этих словах. Что
заметили?
Когда согласные звуки слышим мягко?
А что скажете о звуках щ, ч, й?
Что ещё мы не сказали о звуке, который на письме
обозначен буквой «в»?
Какая же буква пришла к нам на чистописание?
Показ каллиграфического письма (ЕКЦОР 3 слайд)
Напишите букву «В» по образцу 3 раза, сверяйте с
эталоном. Далее пропишите слова. Подчеркните те
буквы и слова, которые у вас лучше всего получились.
Оцените себя, нарисуйте на полях кружок.
Попробуйте назвать тему урока.
С какой целью будем работать над этой темой.
Какие задачи будем выполнять, что бы достичь цели?
Итак, сегодня мы с вами продолжим изучать имена
собственные.
А как вы думаете, зачем нам этому учиться?
начинаются с буквы «В»
Произносят. В слове Вера звук
мягкий в остальных— твёрдый.
Особые гласные и буквы ь и ъ.
Они всегда мягкие.
Звонкий, парный, пара — ф.
Прописывают.
Проводят самооценку.
Ответы детей.
действия, осуществляют
контроль.
Р: выполняют учебные
действия, осуществляют
контроль.
Р: сохраняют учебную
задачу.
П: анализируют
материал, выделяют
главное.
К: формируют
собственное мнение.
Словарь.(работа на планшетах)
Вставьте буквы, проверьте по образцу и нарисуйте
кружочек на полях: без ошибок – зелёный, 1 – 2 ош. –
жёлтый, больше двух – красный.
Что, повашему, значит «имя собственное»?
Значит, имя собственное – это только имя человека?
Создание проблемной ситуации.
Вставляют буквы, проверяют,
проводят самооценку.
Р: выполняют учебные
действия, осуществляют
контроль.
Варианты ответов (личное имя,
то, как назвали человека
родители, это как
собственность)
Не только имя, это и фамилия,
и отчество
Работа в группах.
Дети разбиваются на группы и
П: анализ букв с разных
точек зрения.
Л: активизируется
самостоятельность,
создается ситуация
успеха.
Р: выполняют учебные
действия, осуществляют учебного действия и
выявить место
затруднения,
зафиксировать
место затруднения в
громкой речи.
Проведите исследование: можно ли обойтись
без имён? Попробуйте в предложенных
ситуациях не называть имён и фамилий.
(Приложение к уроку.)
контроль.
П: формулируют выводы
по результатам
наблюдений.
П: классификация по
заданным параметрам,
группируют объекты.
Л: мотивированы на
достижение цели
познания.
К: контролируют
действия одноклассников.
моделируют ситуации
1) Ситуация 1. Вы пришли к
другу (подруге) на день
рождения, вам надо
поздороваться, поздравить
именинника. Сделать это
попробуйте, не называя имён,
фамилий.
2) Ситуация 2. Вам
необходимо позвонить
однокласснику и узнать
домашнее задание. Телефонную
трубку взяла его мама.
Позовите одноклассника к
телефону, не называя имён.
3) Ситуация 3. У вас на уроке
сломался карандаш, а задание –
начертить отрезок. Попросите у
одноклассников карандаш, не
называя имён.
4) Ситуация 4. Вы играете на
улице, домой вам надо попасть
к шести часам. Узнайте у
соседа время. Сделать это
попробуйте, не называя имён,
фамилий.
5) Ситуация 5. на уроке вы не
поняли вопрос учителя.
Попросите его повторить
вопрос. Попросите, не называя
имён.
Проблемная ситуация: дети
сталкиваются с
необходимостью использовать
имя или фамилию, но по
условию игры этого делать Ну как, удобно без имён?
Где вы можете встретить свои ФИО?
А зачем же человеку нужны и фамилия, и имя, и
отчество?
Молодцы! Кружочки на полях добавляют те, кто
правильно отвечал на вопросы и был активным
учеником. (учитель сам комментирует оценку)
ДИНАМИЧЕСКАЯ ПАУЗА
К нам пришли гости, они помогут нам отдохнуть.
нельзя
Нет, приходится «тыкать»,
заменять имя словами «друг»,
«подруга», «девочка»,
«мальчик»… а это неудобно и
даже невоспитанно.
В классном журнале, в
свидетельстве о рождении, в
билетах, на тетради, на
грамотах, у родителей в
паспорте…
Чтобы не спутать этого
человека с другими, чтобы
выделить его среди других…
Рисуют кружочки.
Выполняют движения.
4. «Открытие»
нового знания.
Цель:
сформулировать
новое знание в речи .
Только ли человек может иметь имя собственное?
№ 150. стр. 64
Самостоятельно прочитайте стихотворение,
рассмотрите рисунок, соотнесите его с текстом.
Дайте клички нарисованным животным, которые
упомянуты в стихотворении: напротив клички
запишите название животного
Ещё животные: собаки, кошки,
попугаи…
Читают стихотворение М.
Пляцковского «Имя»
Выполняют задание в парах на
листах с кличками.
Проверка:
Все ли были внимательны?
Оцените свою работу.
Итак, человек имеет имя, а животное...
Назовите на экране те предметы, которые могут
Рисуют кружочки, объясняют
выбор цвета.
Кличку.
Называют все картинки, кроме
П: работа с информацией
в разной форме.
Р: пошаговый контроль.
К: учатся владеть речью.
П: осуществляют поиск
информации.
Р: осуществляют
контроль, различают
результат и способ
действия.
Л: способность к
самооценке,
ориентирование на
понимание причин успеха
в учении. Слайд 5
иметь имя собственное (люди, кошки, коровы,
планеты, хлеб, торты, книги).
Выберите объект из множества ему подобных, дайте
ему имя собственное и позовите его по имени…
Какие предметы откликнулись? (грамматическая
группа?)
Какие предметы не откликнулись? Перечислите их.
Значит, какие объекты могут называть имена
собственные?
Каким объектам вы не дали имён собственных?
Создание проблемной ситуации.
Попросите у продавца в магазине нужный вам хлеб ?
Слайд «Хлеб»
Слайд 7 — 8
Разрешение проблемной ситуации.
Вам знакомы эти хлебобулочные изделия?
«Бородинский» «Дарницкий»
Конечно, одной буханке хлеба никто не даст имя, но
кулинары назвали именами собственными рецепты, по
которым выпекают эти изделия. По этому названию вы
выделите нужную булочку или буханку среди
множества подобных.
Обратите внимание, как записано название хлеба?
Какие торты покупают в вашей семье? Вспомните их
названия.
Выставляются книги «Русские народные сказки», «
Гусилебеди», «приключения Незнайки»…
Что вы можете сказать о названиях книг?
Для чего книгу называть?
хлеба, книг и тортов…
Откликнулись только живые,
т.е. одушевлённые.
Планета, город… Они
неодушевлённые.
Одушевлённые и
неодушевлённые
Хлебу, тортам, книгам.
Проблемная ситуация: дети
не употребляют название сорта
хлеба, а называют «серый»,
«батон», «чёрный» и т.д.,
«продавец» не может ответить
на вопрос покупателя.
Да, мама покупает такой хлеб,
но я не знал, что он имеет
название.
В кавычках.
«Сказка», …
Это тоже имена собственные,
названия.
Чтобы выбрать нужную книгу
среди множества книг , нужно Вернитесь к предметам, что нужно изменить?
знать, как она называется
Назвать хлеб, торты, книги
как предметы, у которых тоже
может быть имя собственное.
Подругому – название.
Молодцы! Оцените себя.
Электронная физминутка для глаз.
Прочитайте информацию на с. 66. Соотнесите её с
информацией, данной в рисунке. Назовите самый
главный (существенный) признак имён собственных
Упражнение 152 стр. 65
Какое правило вспоминали, что бы правильно
написать слова?
Обозначьте орфограмму в словах.
Оцените свою работу.
Над какой темой сегодня работали на уроке?
Что нового узнали?
Было интересно? Трудно?
Работа в парах.
Читают информацию, соотносят
с рисунком.
«Имена собственные выделяют
данный предмет среди таких же
предметов».
Работают самостоятельно.
«Правописание с большой
буквы имён собственных»
Рисуют кружок. Объясняют
выбор цвета.
П: поиск нужной
информации, анализ и
выделение главного.
Л: проявляют интерес к
новому.
К: формулируют
собственное мнение,
контролируют действия
товарищей.
Р: принимают и
сохраняют учебную
задачу, осуществляют
контроль, вносят
коррективы в свои
действия.
«Имена собственные»
Имена собственные называют
людей (ФИО), животных
(клички), хлеб, торт, книгу
(название).
Что имена собственные
Л: уметь оценивать
результат своей работы.
Р: оценивать свои
достижения.
Слайд 9
5. Первичное
закрепление во
внешней речи
Цель:
организовать
усвоение учениками
нового способа
действия с
проговариванием во
внешней речи
6.Самостоятельная
работа с
самопроверкой.
Цель: организовать
выполнение
самостоятельной
работы на повторение
изученного материала
и на новое знание
создать ситуацию
успеха.
7. Рефлексия
деятельности
Цель:
организовать
рефлексию и
самооценку обучающимися
собственной учебной
деятельности,
нацелить на
дальнейшую
деятельность.
1.
Оцените свою работу на уроке в дневнике: на
уроке было всё понятно, со всеми заданиями
справлялся уверенно — зеленый кружок; затруднялся
при выполнении заданий желтый; было трудно
работать – красный, количество кружочков на ваших
полях вам поможет.
выделяют предмет среди таких
же предметов.
Список использованных материалов:
1. Базовый учебник. Нечаева Н.В. «Русский язык», ИД Фёдоров, 2011 г.
2. Ссылки на использованные материалы Интернет:
http://files.schoolcollection.edu.ru/dlrstore/6979e3af097b445c92b4a1ca1a73d81d/ResFile.SWF
http://www.uchportal.ru/load/461029906
http://mp3pesnja.com/song
http://prezentacii.com/po_russkomu_yaziku/10178chistopisanievnachalnoyshkole.html
pedsovet.org/components/com_mtree/attachment.php?link_id.
Приложение к уроку.
1) Ситуация 1. Вы пришли к другу (подруге) на день рождения, вам надо поздороваться, поздравить
именинника. Сделать это попробуйте, не называя имён, фамилий.
2) Ситуация 2. Вам необходимо позвонить однокласснику и узнать домашнее задание. Телефонную трубку
взяла его мама. Позовите одноклассника к телефону, не называя имён.
3) Ситуация 3. У вас на уроке сломался карандаш, а задание – начертить отрезок. Попросите у
одноклассников карандаш, не называя имён. 4) Ситуация 4. Вы играете на улице, домой вам надо попасть к шести часам. Узнайте у соседа время.
Сделать это попробуйте, не называя имён, фамилий.
5) Ситуация 5. на уроке вы не поняли вопрос учителя. Попросите его повторить вопрос. Попросите, не
называя имён.
_______________Мурка
_______________Буян
_______________Хавронья
_______________Тишка
_______________Зорька
_______________Шарик
_________________Рыжик
_________________Бодун
_________________Орлик
_________________Пушок
_________________Малыш
Технологическая карта урока русского языка на тему "Имена собственные" ( 1 класс)
Технологическая карта урока русского языка на тему "Имена собственные" ( 1 класс)
Технологическая карта урока русского языка на тему "Имена собственные" ( 1 класс)
Технологическая карта урока русского языка на тему "Имена собственные" ( 1 класс)
Технологическая карта урока русского языка на тему "Имена собственные" ( 1 класс)
Технологическая карта урока русского языка на тему "Имена собственные" ( 1 класс)
Технологическая карта урока русского языка на тему "Имена собственные" ( 1 класс)
Технологическая карта урока русского языка на тему "Имена собственные" ( 1 класс)
Технологическая карта урока русского языка на тему "Имена собственные" ( 1 класс)
Технологическая карта урока русского языка на тему "Имена собственные" ( 1 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.