УМК Перспективная начальная школа
Учебник: Чуракова, Н. А. «Русский язык» - учебник,
Ч. 1, 2, 3 (2 класс) - М.: Академкнига, 2012.
Класс: 2
Тема урока: Слова, у которых несколько значений
Тип урока. Урок открытия нового знания.
Цель: Умение детей правильно читать словарную статью, посвящённую многозначному слову;
Задачи: наблюдать за значениями многозначного слова в тексте; учить определять в каком лексическом значении употреблено многозначное слово; приобретение навыков работы со словарём.
Учитель: Ананьева Лариса Геннадиевна
Технологическая карта урока.
УМК Перспективная начальная школа
Учебник: Чуракова, Н. А. «Русский язык» учебник,
Ч. 1, 2, 3 (2 класс) М.: Академкнига, 2012.
Класс: 2
Тема урока: Слова, у которых несколько значений
Тип урока. Урок открытия нового знания.
Цель: Умение детей правильно читать словарную статью, посвящённую многозначному слову;
Задачи: наблюдать за значениями многозначного слова в тексте; учить определять в каком лексическом значении употреблено многозначное слово;
приобретение навыков работы со словарём.
Формы работы: фронтальная, групповая, парная
Планируемые результаты:
Предметные:
1. Иметь представление о многозначных словах;
2. Различать многозначные слова и омонимы.
3.
4. Использовать алгоритм порядка действий при разборе слов по составу.
5. Пополнять словарный запас учащихся.
определять корень в словах с помощью родственных слов.
Метапредметные:
Личностные универсальные учебные действия: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Регулятивные универсальные учебные действия: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; оценивать правильность
выполнения действия на уровне адекватной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые
коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.
Коммуникативные универсальные учебные действия: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно
договариваться о правилах поведения и общения в паре, группе, классе школе и следовать им.
Познавательные универсальные учебные действия: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощьюучителя; находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, презентация.
Этапы урока,
время
Планируемый результат Универсальные учебные
действия,
предметные учебные
действия
Деятельность учителя Деятельность
обучающихся
Методы и
приемы
1. Самоопределение
к деятельности.
Организационный
Момент.
Концентрация основных
психических процессов на
образовательный процесс
Личностные:
самоопределение;
регулятивные:
целеполагание;
коммуникативные:
планирование учебного
сотрудничества с
учителем и сверстниками
Долгожданный дан
звонок
Начинается урок.
Подготовка класса к работе.
Чистописание:
р ф ри рт фр
прописывают буквы и сочетания
букв в тетради
Принцип
психологичес
кой
комфортност
и2. Актуализация
знаний и фиксация
затруднений в
деятельности.
Воспроизведение знаний,
полученных ранее на
уроке русского языка
Коммуникативные:
планирование учебного
сотрудничества с
учителем и сверстниками;
познавательные:
логические – анализ
объектов с целью
выделения признаков
Попробуем мысленно
перенестись в Город Слов.
Я буду читать
определение, а вы
записывать слова.
Футляр для ручек и
карандашей
Специальная сумка для
учебников
Приспособление для
проведения ровных линий
В ней ученик делает
записи –
Проверьте, пожалуйста,
записи в тетради своего
соседа по парте.
Дети записывают в тетради:
пенал
портфель
линейка
тетрадь
Выполняют взаимопроверку3. Постановка
учебной
задачи.
Теоретическая
расшифровка темы урока.
Формирование
мотивационной основы
учебной деятельности и
ориентации на понимание
причин успеха в учебной
деятельности
Регулятивные:
целеполагание;
коммуникативные:
постановка вопросов;
познавательные:
общеучебные
самостоятельное
выделение
формулирование
познавательной цели;
логические
формулирование
проблемы
Метод
мозгового
штурма
Чтобы ворота Города
Слов открылись, надо
прочитать и понять
надпись (на доске):
БОДОР ПАЖЛОАТЬОВ!
Прочитали?
Объясните!
Почему не получается?
Как быть?
Переставляем: ДОБРО
ПОЖАЛОВАТЬ!
Почему теперь
получилось?
А как вы догадались в
начале урока, что нужно
записать именно «пенал»,
«портфель», «линейка»,
«тетрадь», я ведь не
называла вам этих слов?
О чём же мы сегодня
будем говорить?
Прочитали.
Мы не знаем этих слов.
Попробуем переставить буквы.
Получилось ДОБРО
ПОЖАЛОВАТЬ!
Все слова знакомы. Мы знаем
их значение, можем прочитать и
понять.
Вы называли их значение.
О словах и их значении.4. Построение
проекта выхода из
затруднения.
Транслирование
информационного
пространства предмета
для решения
поставленных задач.
Регулятивные:
планирование,
прогнозирование;
познавательные:
моделирование,
логические решение
проблемы, построение
логической цепи
рассуждений,
доказательство,
выдвижение гипотез и их
обоснование;
коммуникативные
инициативное
сотрудничество в поиске и
выборе информации
Метод
мозгового
штурма;
принцип
деятельности
Она такая же круглая, как
голова человека.
Открывают 2 ю часть учебника
на с.103, первую часть статьи
читает один ученик, вторую –
другой.
Один раз, а разные значения
даны под разными цифрами.
Она похожа на нос человека,
на хобот слона.
Ответы детей
Открывают словарь, читают
словарную статью.
Ответы детей
(Слайды 2 – 11)
Работа по учебнику. Ч.1
с.100
Послушайте
стихотворение Кристины
Россетти. Почему головка
булавки так называется?
Откройте «Толковый
словарь» на с.103,
найдите слово головка
Сколько раз записано
слово головка в
«Толковом словаре»?
Прочитайте вторую
строчку стихотворения.
Почему так названа часть
чайника?
Как вы думаете, слово
носик будет записано в
словаре один или два
раза?
Откройте «Толковый
словарь» на с.117
А теперь вы можете
объяснить, почему так
названы ушко иголки,
язычок туфель?Физкультминутка
Переключение видов
деятельности с целью
активизации процессов
организма.
5. Первичное
Закрепление.
Формирование умения
применять полученные
знания в устной и
письменной форме
(слайд 13)
Чтоб работать дальше
дружно,
Отдохнуть сейчас нам
нужно.
Раз, два, три
Посмотри и повтори
Учебник, ч.1 с.103
Прочитайте
стихотворение Марины
Бородицкой. – Слова
Галька и галька разные
или одинаковые?
(слайды 14 – 17)
Прочитайте
стихотворение Якова
Козловского про норку и
лисичек. Видите, слово
норка помечено двумя
звёздочками? Почему?
Проверим по словарю.
Если это два слова,
должно быть две
словарные статьи.
(слайд 18)
Регулятивные: контроль,
оценка, коррекция;
познавательные:
общеучебные умение
структурировать знания,
выбор наиболее
эффективных способов
решения задач, умение
осознанно и произвольно
строить речевое
высказывание, рефлексия
способов и условий
действия;
коммуникативные:
управление поведением
партнера контроль,
коррекция, оценка
действий партнера
Принцип
психологичес
кой
комфортност
и
Принцип
вариативност
и;
принцип
творчества.
Дети повторяют движения за
героями физминутки.
Читают стихотворение
Галька – имя девочки, а галька
– круглые камешки на морском
берегу. Это два разных слова.
Читают стихотворение
Норка – это жилище зверька, и
норка – название животного. Это
два разных слова.
Проверяют по словарю.6. Самостоятельная
работа с
самопроверкой по
эталону.
структурирование знаний;
— осознанное и
произвольное построение
речевого высказывания в
устной и письменной
форме.
Регулятивные: контроль,
коррекция, выделение и
осознание того, что уж
усвоено и что еще
подлежит усвоению,
осознание качества и
уровня усвоения;
личностные:
самоопределение
Коммуникати
вный метод;
Метод
диалогичност
и
Упр.75 с.106
Под каждым словом
запишите родственные
слова, выделите корень.
Сравните.
Упр.76
Выпиши из предложенных
( на слайде 19) слов
многозначные слова, а
твой сосед по парте –
омонимы.
Подбирают родственные
слова, выделяют корень,
сравнивают.
Выполняют в соответствии с
заданием.
Выполнение задания на слайде в
парах.
Взаимопроверка. Сравнение с
эталоном.
7. Рефлексия
деятельности
(итог урока).
Формирование
способности к самооценке
на основе критерия
успешности учебной
деятельности
Коммуникативные:
умение с достаточной
полнотой и. точностью
выражать свои мысли;
познавательные:
рефлексия;
Личностные:
смыслообразование
(слайд 20)
Что мы узнали на
уроке?
Какие были трудности?
Кто доволен своей
работой на уроке?
Домашнее задание:
тетрадь для
самостоятельных работ
Упр. 39, стр.32.
У слова бывает два значения.
Было трудно определить,
разные это слова, или одно и то
же слово.
Метод
диалогичност
и