Технологическая карта урока.
1. Пикалова Елена Александровна.
2. МБОУ ФЭЛ № 29 г. Пензы.
3. Русский язык.
4. 2 класс.
5. 25 декабря 2013 г.
6. Бунеев Р.Н., Е.В. Бунеева Р.Н., Пронина О.В. УМК «Школа 2100»
7. Тема урока: Упражнения в написании буквы и после ж и ш. Обозначение орфограммы.
8. Тип урока: урок открытия нового знания (ОНЗ);
9. Цели урока: Образовательная: – развитие умений писать слова с орфограммой-буквой и после ж и ш, объяснять написание, находить слова, в которых написание надо сначала проверить ударением, и графически обозначать орфограмму.
Развивающая: развивать уважение к себе как носителю русского языка, потребность в овладении безошибочным письмом; формировать УУД; развитие коммуникативной компетенции. Воспитательная: воспитывать ценностное отношение к грамотной речи . 10. Задачи: Обучающие: познакомить с орфограммой гласная после шипящей и ее графическим обозначением, развивать умение видеть в словах изученные орфограммы, формировать орфографическую грамотность, обосновывать условие выбора.
Развивающие: формировать умения анализировать звучащую речь; развивать воображение, мышление, речь учащихся. Воспитательные: воспитывать потребность совершенствовать свою устную и письменную речь; - способствовать сохранению и укреплению здоровья обучающихся через физкультминутки, приобщать детей к ЗОЖ.
Оборудование: Презентация Упражнения в написании буквы и после ж и ш. Обозначение орфограммы.
Набор
дидактического материала для групповой работы. Учебник Бунеев Р.Н., Е.В.
Бунеева Р.Н., Пронина О.В.Русский язык. Учебник для 2 класса.
– М: «Баласс», 2012.
Этапы урока |
Время |
Содержание учебного материала |
Современ-ное оборудование |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Формирование УУД |
1.Организационный момент.
2. Актуализация знаний.
3.Формулирование проблемы, планирование деятельности. Открытие новых знаний.
|
1 мин.
10 мин. |
– Откройте тетрадь. – Что надо записать? (Дату.) Комментированная запись числа. – Какую запись должны сделать дальше? – Напишите слова «Классная работа». Минутка чистописания Отгадайте загадку. Белая звёздочка с неба упала Мне на ладошку легла и пропала. (Снежинка) Какая буква алфавита напоминает снежинку? Дайте характеристику звука [ж] Про какой звук можно ещё сказать: согласный, шипящий, только твёрдый. [ш]) Запись букв. Конкурс «Мисс буква» Словарная работа На слайде ИД слова с пропущенными буквами: снежинка, пушистая, однажды, карандаш, гражданин, кружилась. Вставьте буквы. На какие группы можно разделить слова? Составьте с оставшимися словами предложение. Запишите его, подчеркните сочетания жи-ши. (Индивидуальная работа. На доске ученик выполняет транскрипцию слова снежинка.) Какой звук слышим после звука [ж]? А слышим? Интересно, но мы же еще с первого класса знаем, что эти звуки всегда твердые, а пишем букву И, которая показывает на мягкость согласного звука. Что же получается, слышим Ы, а пишем И? Кто же это придумал? Кто создал нам такую проблему? Эти буквы имеют долгую и трудную
биографию. В «Справочнике по истории орфографии» есть такой материал:
шипящие звуки [ж] [ш] когда – то были мягкими и в древних текстах слова с
этими буквами выглядели так: мужь, жир. В современном
русском языке эти звуки стали твердыми, а графическое написание осталось
прежним. В связи с исторической путаницей появилась путаница орфографическая.
И поэтому ученые – лингвисты договорились, что жи и ши будем писать с И и
внесли это как орфограмму в русский язык. Физкультминутка ( дыхательная)
|
Набор дидактического материала.
интерак-тивная доска elite Panaboard
|
Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность , производит проверку роверка готовности к уроку.
Мотивация
учащихся к формированию каллиграфического письма Стимулирует желание помочь ребятам. Производится работа с интерактивной доской
Организация учебно-познавательную деятельность учащихся, путём создания проблемной ситуации -Указывает объект наблюдения Организует подводящий диалог, уточняет правило.
|
Приветствуют
учителя, проверяют свою готовность к уроку.
Отрабатывают навыки каллиграфического письма.
Читают словарные слова и вставляют пропущенные буквы, сверяют по образцу Оценивают свою работу / Производится индивидуальная работа с учащимся у интерактивной доски.
|
Познавательные УУД 1. Развивать умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов. 3. Выявлять сущность, особенности объектов. 4. На основе анализа объектов делать выводы. 5. Обобщать и классифициро-вать по признакам
Регулятивные УУД 1. Развивать умение высказывать своё предположение на основе работы с учебным. материалом 2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. 3. Прогнозиро-вать предстоящую работу (составлять план). Коммуникатив-ные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать других. 2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 3. Оформлять речевое высказывание, используя термины, в рамках учебного диалога. 4. Умение работать в паре. Личностные УУД: 1.Формируем мотивацию к обучению и целенаправлен-ной познавательной деятельности.
Предметные УУД: 1. Различать и правильно писать слова орфограммой гласная после шипящего".
Регулятивные УУД: 4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
|
4. Развитие умений – применение знания. |
15 мин.
|
– Назовите тему урока. (Буква и после ж, ш.) Предположите, чем будем заниматься? – Найдите лишние слова (текст размещён на слайде или доске): Вершина, лужи, тишина, Душистый, ландыши, весна. Шиповник, чижик, зашипит, Пушистый, котик, сторожит. (Н. Бетенькова) – Объясните, почему они лишние? (В них нет жи-ши.) Запишите слова с орфограммой жи-ши. Выделите орфограмму Физкультминутка ( зрительная) 1. Работа с раздаточным материалом. 1 уровень (карточки голубого цвета) - Спишите, вставьте пропущенную букву, подчеркните орфограмму: Ш..шка, ж..раф, ж..знь,ж..р, уж..н,малыш.. 2 уровень (карточки желтого цвета) -Спишите, раскрывая скобки, подчеркните орфограмму. Цветные (карандаш), спелые (груша), колючие (еж), веселые (чиж). Карточки белого цвета В лесу т ..шина там ж..вут разные ж..вотные лес – это дом для всего ж..вого друж.. с лесом! - Спишите текст, разделив его на предложения. Проверьте работу своего соседа по парте. - Подчеркните сочетание жи – ши. -Сколько предложений в тексте? - Кто выполнил без ошибок. Дайте оценку своей работе используя оценочные линеечки. В лесу. (Резерв) Тишина в лесу. Пушистые снежинки кружатся в танце. Белка в дупле грызет шишки. В норе спит ежик. |
интерак-тивная доска elite Panaboard
|
Формулирует
некоторые задачи урока, составляет совместно с обучающимися план урока.
Организует сомостоятельную работу по данной теме с самопроверкой
Формирует умения применять полученные знания на практике.
|
Формулируют тему и задачу урока, составляют план.
Работают с презентацией На основе анализа фактов учащиеся самостоятельно делают выводы и обобщения, формируют с помощью учителя понятие" орфограмма гласная после шипящего".
Работают с дидактическим материалом. На основе анализа фактов учащиеся самостоятельно делают выводы и обобщения, формируют с помощью учителя понятие" орфограмма гласная после шипящего".
|
|
5. Итог урока.
|
2 мин. |
– Что мы сейчас делали? – Какие умения формировали? (Умение работать с информацией
|
|
Подводит итог урока. Организует работу по обсуждению материала, оценивает работу детей.
|
Проговаривают по плану новые знания |
|
6.
Рефлексия. |
1 мин. |
- Чему вы научились на уроке…Я научился….Я понял….Я смогу….. (Знаю точно: жи и ши только с буквой и пиши) -Оцените свою работу на уроке
|
|
Обеспечивает положительную реакцию учащихся на уроки русского языка. |
Высказывают свои впечатления от урока, делают предположения. |
|
7. Домашнее задание. |
1 мин |
Стр.112 повторить правило. Упр.166. Составить несколько предложений о зиме используя слова с орфограммой гласная после шипящей.
|
|
Проводит разбор домашнего задания, проводит пояснения к упражнению. |
Записывают задание на дом, задают вопросы. |
Используемая
литература:
1. Программы общеобразовательных учреждений. Москва «Просвещение» 2. Методические рекомендации для учителя «Русский язык 3 класс Е.
В. Бунеева, Н. А. Исаева, Москва, «Баласс», 2012г.
3. Учебник «Русский язык 2 класс» , Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева,
Москва, «Баласс», 2012.
Самоанализ урока
Учебный предмет: русский язык
Класс: 2
Тема урока: Упражнения в написании буквы и после ж и ш. Обозначение орфограммы.
Тип урока: урок открытия новых знаний
Цель: развитие умений писать слова с орфограммой-буквой и после ж и ш, объяснять написание, находить слова, в которых написание надо сначала проверить ударением, и графически обозначать орфограмму.
Познавательные УУД:
- самостоятельно формулировать тему и задачи урока после предварительного обсуждения;
- развивать умение различать слова с орфограммой гласная после шипящего, находить орфограмму, графически её обозначать.
Регулятивные УУД:
-работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
- определять степень успешности своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев;
Коммуникативные УУД:
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, высказывать и обосновывать свою точку зрения.
Личностные результаты:
- контроль, коррекция, оценка действия партнера;
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
Технологии, используемые на уроке – проблемно-диалогическая, технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов), ИКТ , элементы здоровьесберегающих технологий
Оборудование для урока:
1. Карточки со словарными словами.
2. Презентация к уроку.
3. Ноутбук, проектор, интерактивная доска
Исходя из целей и задач урока был спланирован тип урока- открытие нового знания. Тип урока определяет его структуру. Исходя из типа, урок строится по следующим этапам:
1.Организационный момент.
2. Актуализация знаний.
3.Формулирование проблемы, планирование деятельности. Открытие новых знаний.
4. Развитие умений – применение знания.
5. Итог урока.
6. Рефлексия.
7. Домашнее задание.
Содержание урока соответствует требованиям образовательной системы «Школа 2100»
и ФГОС НОО.
При разработке данного урока мною учитывались возрастные особенности детей младших классов и реальные возможности учеников моего класса: это средняя работоспособность, трудности с концентрацией и переключением внимания, наличие в классе детей с нарушением устной и письменной речи, средний уровень развития аналитико- синтетического мышления. Урок опирался на знания, умения учеников, полученные ранее.
Организационный момент включал в себя положительный эмоциональный настрой детей на предстоящую учебную деятельность.
Проверка знания правописания словарных слов проводилась при помощи игры «Наряди ёлку» с последующей проверкой по образцу на ИД. На этом этапе урока формировались навыки проверки и самопроверки. После беседы дети самостоятельно определили тему и цель урока. Далее проводилась работа по открытию новых знаний и их применению. Были использованы различные формы деятельности: фронтальный опрос, работа в парах, индивидуальная, самостоятельная работа учащихся с карточками содержащими разноуровневые задания , работа с материалом учебника (чтение определения, выполнение тренировочных упражнений, применялись ИКТ – технологии .
Использование ИКТ – технологии всегда вызывает у учащихся чувство радостного удовлетворения, уверенность в своих силах, ставит каждого ученика в условия поиска, обеспечивает участие в работе всех учащихся.
Здоровьесберегающий аспект: высокая работоспособность обеспечивалась сменой видов деятельности, применением здоровьесберегающих технологий . Хорошая психологическая атмосфера поддерживалась чередованием форм самостоятельной, фронтальной и парной работы, т.к. снималась тревожность, мнительность, нерешительность, в результате общение на уроке было продуктивным и качественным. Проводились две динамические паузы: «Дыхательная и зрительная гимнастики. За счёт применения разных вариантов заданий, с разным уровнем нагрузки на органы зрения, дыхания, моторику, введения здоровьесберегающих технологий было обеспечено рациональное использование времени. Предупреждалась перегрузка школьников.
На этапе рефлексии учебной деятельности шло дальнейшее развитие у учащихся алгоритму самооценивания. Домашнее задание включает в себя творческую часть и было прокомментировано учителем. Урок достиг поставленной цели. У детей сформировалось понятие о правописании гласной и после шипящих ж и ш.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.