Технологическая карта урока русского языка "Не с глаголами"
Оценка 5
Разработки уроков
docx
русский язык
5 кл
19.02.2017
Тема: Правописание не с глаголами. Тип: урок рефлексии.
Решаемые проблемы: Как пишется не с глаголами? В каких случаях не с глаголами пишется слитно?
Планируемые результаты
Предметные
(образовательные):
Раздельно писать не с глаголами
Научиться выявлять глаголы, которые с не пишутся слитно. Метапредметные:
Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе групповой и индивидуальной работы.
Регулятивные:
определять последовательность действий для выполнения заданий индивидуально и в группах; продолжать формирование умения формулировать и аргументировать собственное мнение; устанавливать причинно-следственные связи.
Познавательные: объяснять языковые явления, связи и отношения, выявляемые в процессе исследования глаголов при работе с данным правилом.
Личностные:
поддерживать устойчивый интерес к предмету, воспитывать любовь к родному языку;
способствовать формированию устойчивой мотивации к самосовершенствованию через проектирование маршрута преодоления индивидуальных затруднений в обучении.Тема: Правописание не с глаголами. Тип: урок рефлексии.
Решаемые проблемы: Как пишется не с глаголами? В каких случаях не с глаголами пишется слитно?
Планируемые результаты
Предметные
(образовательные):
Раздельно писать не с глаголами
Научиться выявлять глаголы, которые с не пишутся слитно. Метапредметные:
Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе групповой и индивидуальной работы.
Регулятивные:
определять последовательность действий для выполнения заданий индивидуально и в группах; продолжать формирование умения формулировать и аргументировать собственное мнение; устанавливать причинно-следственные связи.
Познавательные: объяснять языковые явления, связи и отношения, выявляемые в процессе исследования глаголов при работе с данным правилом.
Личностные:
поддерживать устойчивый интерес к предмету, воспитывать любовь к родному языку;
способствовать формированию устойчивой мотивации к самосовершенствованию через проектирование маршрута преодоления индивидуальных затруднений в обучении.
Ресурсы:
1. Русский язык: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений / [Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов и др. - М.: «Просвещение», 2014, в двух частях.
2. Игровой тренажёр - «колёса» с заданиями,
3. Записи на доске и в тетрадях учащихся,
4.Смайлики для проведения рефлексии.
Ход урока:
Этап урока. Основное содержание этапа. Основные виды деятельности учащихся
Организационный момент
Слово учителя: Здравствуйте, ребята! Очень рада видеть вас, надеюсь на плодотворное сотрудничество. Покажите с помощью «смайликов» ваше настроение. В классе стало светлее от ваших улыбок.
А сейчас начнём урок,
Прозвенел уже звонок!
(Ребята приветствуют учителя, показывают настроение с помощью «смайликов».)
Проверка готовности к уроку. Эмоциональное включение в урок. Элементы рефлексии.
Проверка домашнего задания
1) Фронтальный опрос.
Слово учителя:
Не будем сегодня проверять домашнее задание как обычно. Лучше покатаемся на машине. Идите сюда. Надо забрать машину со стоянки. Платой за хранение машины будут правильные ответы.
(На лобовом стекле прикреплён листок, на котором записаны вопросы для фронтального опроса)
-Что такое глагол?
- Назовите времена, в которых может употребляться глагол.
- Как изменяются глаголы настоящего и будущего времени?
- Как изменяются глаголы прошедшего времени?
- Каким членом предложения обычно является глагол?
Молодцы! Занимайте свои места.
2) Взаимопроверка выполнения домашнего упражнения.
Поменяйтесь тетрадями с товарищем по парте, проверьте, правильно ли выполнено домашнее упражнение. Что, по вашему мнению, сделано не так или что выполнено в неполном объёме? Оцените работу соседа. Кратко объясните товарищу поставленную вами оценку. Все согласны с поставленной оценкой?
Готовы отправиться дальше? Здоровье сберегающие технологии: движение детей к тренажёру, игровые моменты.
Актуализация знаний. Осознанное включение в учебную деятельность.
Здоровье сберегающие технологии: движение детей от тренажёра к своим местам.
Работа в паре. Общение и взаимодействие с партнёром.
Взаимоконтроль и коррекция.
Элементы рефлексии.
Актуализация знаний
Слово учителя:
На доске записаны напутствия автомобилистам:
1) Не бери с собой в дорогу невезение,
плохую погоду, дурных советчиков!
Оставь их дома!
Прочитайте первое. Что советуют не брать с собой в дорогу? Почему?
Объясните, почему существительное невезение пишется с не слитно. Подберите синонимы к словосочетаниям плохая погода и дурные советчики. Как и почему надо писать такие существительные?
Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Логические действия.
Анализ языкового материала, построение суждения на основе анализа языкового материала.
Мотивация познавательного интереса (создание проблемной ситуации)
Прочитайте остальные советы автомобилистам. Могут они пригодиться в пути?
2) Не спеши языком - торопись делом!
3) Не уверен – не обгоняй!
4) Если тебе нездоровится, лучше останься дома.
Объясните, как пишутся глаголы с не в этих советах.
Почему не все глаголы пишутся с не раздельно? Вспомните правило написания не с глаголами, известное вам ещё из начальной школы.
Откройте учебник на странице 99, сверьте ваш ответ с определением в учебнике. Рассуждение о смысле высказываний, подбор примеров ситуаций, когда уместны действия, названные глаголами с не.
Анализ языкового материала, Формулирование вывода при ответе на проблемный вопрос.
Актуализация раннее изученного материала; определение, каких знаний не хватает и как их открыть.
Сверка с образцом (правилом в учебнике).
Целеполагание
Как вы думаете, чем мы будем заниматься на этом уроке? Сформулируйте цели нашего урока. (Поедем по дороге знаний. Вспомним, как пишутся глаголы с не.)
Какова главная задача этого урока? (Научиться различать глаголы, которые не могут употребляться без не.)
Слово учителя: Молодцы, занимайте места в салоне автомобиля. Поехали.
Прогнозирование и формулирование цели своей учебной деятельности.
Организация познавательной деятельности.
1) Закрепление и проговаривание вслух.
Слово учителя: Теперь проверим колёса и можно отравляться в путешествие. Нужно завинтить гайки, чтобы колёса не отвалились по дороге. (На винтах четырёх колёс записаны слова с не).
-Чтобы справиться с работой, возьмите «гаечный ключ» – подсказку (правило на стр. 99).
1) (Не) бывает, (не) мог, (не) говорил, (не) запретил.
2)(не) знаю, (не) хотел, (не) потерялись, (не) отвечал.
3) (не) могу, (не) знает, (не) остановил, (не) нарубил.
4) (не) решил, (не) прогонит, (не) мешать, (не) приготовил.
Как пишутся эти глаголы с не?
Вспомните правила написания не с существительными и прилагательными. Можно ли утверждать, что правило написания глаголов с не легче? Почему?
Игровой момент. Запись слов «по цепочке» (учебное сотрудничество со сверстниками).
Сверка с правилом. Самоконтроль.
Осознанное построение речевого высказывания на основе анализа языкового материала.
Элементы рефлексии.
2) Включение в систему знаний и углубление освоения материала.
Слово учителя:
Чтобы машина наша могла ехать, нужно снять колодки с колёс, то есть объяснить написание оставшихся глаголов. (На колодках записаны глаголы, которые без не не употребляются)
Неволить, негодовал, нездоровится, недомогал, неистовствовал, недоумевал, негодует.
- Почему нельзя проверить эти глаголы нашим правилом - помощником?
- Сделайте вывод: какие глаголы пишутся с не слитно. Почему?
Постановка проблемной задачи.
Анализ языкового материала, построение умозаключения на основе анализа языкового материала.
Формулировка и аргументация собственного мнения.
3) Самостоятельная работа с учебником с последующей проверкой с комментированием. (У боковых досок работают сильные ученики для последующей проверки с комментарием).
Разделимся на группы.
1) Выполните самостоятельно упражнение 610 письменно в своих тетрадях, используя слова для справок. Выпишите словарные слова, чтобы выучить их дома. Какие слова вы бы добавили в этот список. Почему?
2) Выполните самостоятельно упражнение 611 письменно в своих тетрадях. Объясните правописание безударных гласных в корнях слов. Работа в группах.
Построение умозаключения на основе наблюдений.
Орфографический анализ.
Оценивание выполнения задания учащимися класса. Самооценка.
3) Дальнейшее закрепление изученного.
Поговорим о речевом этикете. Прочитайте задание упражнения 613. Объясните, почему выделяется в тексте вторая часть в отдельный абзац. Сформулируйте основную мысль каждой части. Почему М. Горький считал, что «не ответить на письмо – значит незаслуженно обидеть человека»? Прав ли он?
Перечитайте текст про себя. Сгруппируйте устно орфограммы, с которыми вы будете работать, выполняя это упражнение. Выполните письменно это упражнение. Смысловое чтение (чтение и адекватное понимание текста).
Речеведческий анализ
(Определение основной мысли текста и средств её выражения)
Орфографический анализ материала. Самостоятельная работа.
Подведение итогов урока. Рефлексия.
Вспомните, какие цели мы ставили в начале урока. Что нового мы узнали сегодня на уроке? Какие открытия вы сделали на этом уроке? Как нам помогли те сведения о правописании не с глаголами, которые вы получили ещё в начальной школе? Кто испытал трудности на этом уроке? С чем они были связаны? Над чем ещё надо поработать?
Покажите с помощью «смайликов» ваше настроение. В классе стало светлее от ваших улыбок.
Анализ собственной учебной деятельности и самооценка. Эмоциональное завершение урока. Элементы рефлексии.
Объяснение домашнего задания.
Слово учителя:
Скажите, ребята, с кем бы вы отправились в путешествие? (с друзьями)
-А кого можно считать настоящим товарищем? Как нужно себя вести, чтобы не обижать других людей и не разрушить дружбу?
Домашнее задание, которое вы сегодня получите, логически связано с тем, о чём мы с вами сегодня говорили. Оно творческое. Вам предлагается написать мини-сочинение «С кем бы я не хотел отправиться в путешествие?», используя глаголы с не.
Спасибо всем за продуктивную работу на уроке! Комментирование домашнего задания.
Создание текстов с использованием практических материалов по орфографическому правилу (отбор языковых средств в соответствии с коммуникативной задачей).
ФГОС. 5 кл. НЕ с глаголами..docx
Арепьева Светлана Михайловна, учитель русского языка и литературы
МБОУ «Малокуликовская средняя общеобразовательная школа», Орловского района, Орловской области.
Конспект урока русского языка в 5 классе (Фгос)
Тема: Правописание не с глаголами.
Решаемые проблемы: Как пишется не с глаголами? В каких случаях не с глаголами пишется слитно?
Тип: урок рефлексии.
Предметные
(образовательные):
Раздельно писать не с
глаголами
Научиться выявлять
глаголы, которые с не
пишутся слитно.
Планируемые результаты
Метапредметные:
Коммуникативные: формировать
навыки учебного сотрудничества в ходе
групповой и индивидуальной работы.
Регулятивные:
определять последовательность действий
для выполнения заданий индивидуально и
в группах; продолжать формирование
умения формулировать и
аргументировать собственное мнение;
устанавливать причинноследственные
связи.
Познавательные: объяснять языковые
явления, связи и отношения, выявляемые
Личностные:
поддерживать устойчивый
интерес к предмету, воспитывать
любовь к родному языку;
способствовать формированию
устойчивой мотивации к
самосовершенствованию через
проектирование маршрута
преодоления индивидуальных
затруднений в обучении.
1 в процессе исследования глаголов при
работе с данным правилом.
Ресурсы:
1. Русский язык: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений / [Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов и
др. М.: «Просвещение», 2014, в двух частях.
2. Игровой тренажёр «колёса» с заданиями,
3. Записи на доске и в тетрадях учащихся,
4.Смайлики для проведения рефлексии.
Ход урока:
Этап урока. Основное содержание этапа.
Организационный момент
Слово учителя: Здравствуйте, ребята! Очень рада видеть вас,
надеюсь на плодотворное сотрудничество. Покажите с помощью
«смайликов» ваше настроение. В классе стало светлее от ваших
улыбок.
А сейчас начнём урок,
Прозвенел уже звонок!
(Ребята приветствуют учителя, показывают настроение с
помощью «смайликов».)
Проверка домашнего задания
1) Фронтальный опрос.
Основные виды
деятельности учащихся
Проверка готовности к уроку.
Эмоциональное включение в
урок. Элементы рефлексии.
Здоровье
сберегающие
технологии: движение детей к
2 Слово учителя:
Не будем сегодня проверять домашнее задание как обычно.
Лучше покатаемся на машине. Идите сюда. Надо забрать машину
со стоянки. Платой за хранение машины будут правильные
ответы.
(На лобовом стекле прикреплён листок, на котором записаны
вопросы для фронтального опроса)
Что такое глагол?
Назовите времена, в которых может употребляться глагол.
Как изменяются глаголы настоящего и будущего времени?
Как изменяются глаголы прошедшего времени?
Каким членом предложения обычно является глагол?
Молодцы! Занимайте свои места.
2) Взаимопроверка выполнения домашнего упражнения.
Поменяйтесь тетрадями с товарищем по парте, проверьте,
правильно ли выполнено домашнее упражнение. Что, по вашему
мнению, сделано не так или что выполнено в неполном объёме?
Оцените работу соседа.
Кратко объясните товарищу
поставленную вами оценку.
Все согласны с поставленной
оценкой?
Готовы отправиться дальше?
Актуализация знаний
Слово учителя:
тренажёру, игровые моменты.
Актуализация
знаний.
Осознанное включение в
учебную деятельность.
Здоровье
сберегающие
технологии: движение детей от
тренажёра к своим местам.
Работа в паре. Общение и
взаимодействие с партнёром.
Взаимоконтроль и коррекция.
Элементы рефлексии.
Учебное сотрудничество с
учителем и сверстниками.
3 На доске записаны напутствия автомобилистам:
Логические действия.
1) Не бери с собой в дорогу невезение,
плохую погоду, дурных советчиков!
Оставь их дома!
Прочитайте первое. Что советуют не брать с собой в дорогу? Почему?
Объясните, почему существительное невезение пишется с не слитно.
Подберите синонимы к словосочетаниям плохая погода и дурные советчики.
Как и почему надо писать такие существительные?
(создание проблемной
Мотивация познавательного интереса
ситуации)
Прочитайте остальные советы автомобилистам. Могут они
пригодиться в пути?
2) Не спеши языком торопись делом!
3) Не уверен – не обгоняй!
4) Если тебе нездоровится, лучше останься дома.
Объясните, как пишутся глаголы с не в этих советах.
Почему не все глаголы пишутся с не раздельно? Вспомните
правило написания не с глаголами, известное вам ещё из
начальной школы.
Откройте учебник на странице 99, сверьте ваш ответ с определением
в учебнике.
Анализ языкового материала,
построение суждения на основе
анализа языкового материала.
Рассуждение о смысле
подбор
высказываний,
примеров ситуаций,
когда
уместны действия, названные
глаголами с не.
Анализ языкового материала,
Формулирование вывода при
ответе на проблемный вопрос.
Актуализация
раннее
изученного
материала;
определение, каких знаний не
хватает и как их открыть.
Сверка с образцом (правилом в
учебнике).
4 Целеполагание
Как вы думаете, чем мы будем заниматься на этом уроке?
Сформулируйте цели нашего урока. (Поедем по дороге знаний.
Вспомним, как пишутся глаголы с не.)
Какова главная задача этого урока? (Научиться различать
глаголы, которые не могут употребляться без не.)
Слово учителя: Молодцы, занимайте места в салоне автомобиля.
Поехали.
Организация познавательной деятельности.
1) Закрепление и проговаривание вслух.
Слово учителя: Теперь проверим колёса и можно отравляться
в путешествие. Нужно завинтить гайки, чтобы колёса не
отвалились по дороге. (На винтах четырёх колёс записаны слова
с не).
Чтобы справиться с работой, возьмите «гаечный ключ» –
подсказку (правило на стр. 99).
1) (Не) бывает, (не) мог, (не) говорил, (не) запретил.
2)(не) знаю, (не) хотел, (не) потерялись, (не) отвечал.
3) (не) могу, (не) знает, (не) остановил, (не) нарубил.
4) (не) решил, (не) прогонит, (не) мешать, (не) приготовил.
Как пишутся эти глаголы с не?
Прогнозирование
и
формулирование цели своей
учебной деятельности.
Игровой момент. Запись слов
(учебное
«по цепочке»
сотрудничество
со
сверстниками).
Сверка
с
Самоконтроль.
правилом.
Осознанное
построение
речевого высказывания на
5 Вспомните правила написания не с существительными и
прилагательными. Можно ли утверждать, что правило написания
глаголов с не легче? Почему?
основе анализа языкового
материала.
Элементы рефлексии.
2) Включение в систему знаний и углубление освоения
Постановка
задачи.
проблемной
Анализ языкового материала,
построение умозаключения на
основе анализа языкового
материала.
Формулировка и аргументация
собственного мнения.
материала.
Слово учителя:
Чтобы машина наша могла ехать, нужно снять колодки с колёс,
то есть объяснить написание оставшихся глаголов. (На
колодках записаны глаголы, которые без не не употребляются)
Неволить,
неистовствовал, недоумевал, негодует.
Почему нельзя проверить эти глаголы нашим правилом
помощником?
Сделайте вывод:
Почему?
какие глаголы пишутся с не слитно.
нездоровится,
недомогал,
негодовал,
3) Самостоятельная работа с учебником с последующей
проверкой с комментированием. (У боковых досок работают
сильные ученики для последующей проверки с комментарием).
Разделимся на группы.
1) Выполните самостоятельно упражнение 610 письменно в своих
тетрадях, используя слова для справок. Выпишите словарные
Работа в группах.
Построение умозаключения на
основе наблюдений.
Орфографический анализ.
6 слова, чтобы выучить их дома. Какие слова вы бы добавили в этот
список. Почему?
2) Выполните самостоятельно упражнение 611 письменно в своих
тетрадях. Объясните правописание безударных гласных в корнях
слов.
3) Дальнейшее закрепление изученного.
Поговорим о речевом этикете. Прочитайте задание упражнения 613.
Объясните, почему выделяется в тексте вторая часть в отдельный
абзац. Сформулируйте основную мысль каждой части. Почему М.
Горький считал, что «не ответить на письмо – значит незаслуженно
обидеть человека»? Прав ли он?
Перечитайте текст про себя. Сгруппируйте устно орфограммы, с
которыми вы будете работать, выполняя это упражнение.
Выполните письменно это упражнение.
Подведение итогов урока. Рефлексия.
Вспомните, какие цели мы ставили в начале урока. Что нового мы
узнали сегодня на уроке? Какие открытия вы сделали на этом уроке?
Как нам помогли те сведения о правописании не с глаголами, которые
вы получили ещё в начальной школе? Кто испытал трудности на этом
уроке? С чем они были связаны? Над чем ещё надо поработать?
Покажите с помощью «смайликов» ваше настроение. В
классе стало светлее от ваших улыбок.
Объяснение домашнего задания.
Слово учителя:
Оценивание
выполнения
задания учащимися класса.
Самооценка.
Смысловое чтение (чтение и
адекватное понимание текста).
Речеведческий анализ
(Определение основной мысли
текста и средств её выражения)
анализ
Самостоятельная
Орфографический
материала.
работа.
Анализ собственной учебной
деятельности и самооценка.
Эмоциональное
завершение
урока. Элементы рефлексии.
Комментирование домашнего
задания.
7 Скажите, ребята, с кем бы вы отправились в путешествие? (с
друзьями)
А кого можно считать настоящим товарищем? Как нужно себя
вести, чтобы не обижать других людей и не разрушить дружбу?
Домашнее задание, которое вы сегодня получите, логически
связано с тем, о чём мы с вами сегодня говорили. Оно творческое.
Вам предлагается написать минисочинение «С кем бы я не хотел
отправиться в путешествие?», используя глаголы с не.
Спасибо всем за продуктивную работу на уроке!
текстов
Создание
с
использованием практических
материалов
по
орфографическому правилу
(отбор языковых средств в
соответствии
с
коммуникативной задачей).
8 9
Технологическая карта урока русского языка "Не с глаголами"
Технологическая карта урока русского языка "Не с глаголами"
Технологическая карта урока русского языка "Не с глаголами"
Технологическая карта урока русского языка "Не с глаголами"
Технологическая карта урока русского языка "Не с глаголами"
Технологическая карта урока русского языка "Не с глаголами"
Технологическая карта урока русского языка "Не с глаголами"
Технологическая карта урока русского языка "Не с глаголами"
Технологическая карта урока русского языка "Не с глаголами"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.