Технологическая карта урока русского языка по теме " Написание сжатого изложения "Географические названия"
Оценка 4.7
Разработки уроков
doc
русский язык
7 кл
03.08.2017
Данный материал представляет собой методическую разработку урока русского языка в 7 классе по теме "Написание сжатого изложения "Географические названия". Материал представляет собой технологическую карту, разработанную в соответствии с ФГОС. Урок разработан по учебнику под редакцией Т.А.Ладыженской. Урок рассчитан на 1 час.
Урок.doc
Ширшова Ольга Александровна,
учитель русского языка и
СОШ» Бугурусланского района
литературы МБОУ «Пилюгинская
Оренбургской области.
Название предмета: русский язык
Класс: 7
УМК: Русский язык. 7 класс: учеб. Для общеобразоват. учреждений. М.Т. Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.; М.: Просвещение,
2013.
Уровень обучения: базовый.
Тема урока: Р.Р Контрольное сжатое изложение «Географические названия»: 1час
Место урока в системе уроков по теме: 1
Цель урока: Совершенствование речевых умений учащихся в написании сжатого изложения.
Задачи урока:1. Воспитывать личностные качества учащихся на примере художественного текста
2. Совершенствовать умение вычленять главное (существенное) в информации, связно и грамотно излагать содержание текста.
3. Познакомить с приемами сокращения текста разными способами (исключая или обобщая).
Предметные (объём освоения и уровень владения компетенциями): знать: композицию повествования; роль ключевых слов в тексте; значение
абзацного членения; уметь: выделять главное по опорным словам в частях исходного текста, создавать текст изложения, корректировать созданный
текст;
Метапредметные (компоненты культурно – компетентностного опыта/ приобретённая компетентность): Поиск и отбор информации. Расширение
круга фоновых знаний. Умение полно и точно выражать свои мысли.
Личностные: Оценивание содержания с нравственной и эстетической позиций.
Техническое обеспечение урока: памятки по написанию изложения, орфографические словари.
Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока (возможны ссылки на интернетресурсы):
http://www.uroki.net
http://festival.1september.ru
Содержание урока. Урок № 67
Тема: Р.Р Контрольное сжатое изложение «Географические названия
Цель урока: Совершенствование речевых умений учащихся в написании сжатого изложения.
Задачи:
1. Воспитывать личностные качества учащихся на примере художественного текста
2. Совершенствовать умение вычленять главное (существенное) в информации, связно и грамотно излагать содержание текста.
3. Познакомить с приемами сокращения текста разными способами (исключая или обобщая).
Оборудование: памятки по написанию изложения, орфографические словари.
Технологическая карта урока
Деятельность учителя
№
этапа
урока
1
Деятельность учащихся
Мотивация к учебной деятельности
Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно –
значимом уровне.
Приветствие учащихся.
Демонстрируют готовность к
уроку
По одному учащемуся с
каждого ряда обходят своих
одноклассников. Сообщают о
готовности к уроку учителю.
Формируемые УУД
Личностные:
навыков самоорганизации
формирование
Итак, друзья, внимание
Ведь прозвенел звонок.
Садитесь поудобнее
Начнем скорей урок!
Проверка готовности.(1 учащийся с каждого ряда проверяет
готовность учащихся и сообщает об этом учителю)
2
Актуализация знаний
Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для
«открытия нового знания», и выявления затруднений в индивидуальной
деятельности каждого учащегося.
Беседа.
Коммуникативные:
выражение своих мыслей;
аргументация своего мнения;
учёт разных мнений. Что такое изложение?
Сжатое изложение это новый для вас вид работы?
Чему вас учит написание изложения сжато?
Слово учителя
Слово сжато от глагола сжать (сократить,
уменьшить в
объеме). Сжать можно за счет того, что мы исключим, уберем из
текста детали (подробности) или обобщим отдельные факты, действия.
Например, рассказать о какомто случае, событии в вашей жизни можно
со всеми деталями, а можно и кратко, т. е. самое главное, без
подробностей и какихлибо моментов уточнения. В каких ситуациях
может это потребоваться? Это, например, сообщение учителя в момент
анализа ваших контрольных работ на уроке, или обзор новых книг,
вышедших из печати и т. д. На уроках вы учитесь выделять самое
главное в текстах.
Эти умения помогут
в написании сжатого изложения.
Сжатое изложение текста – это краткое изложение, с
выделением самого главного, без подробностей и какихлибо
моментов уточнения. Умение кратко и лаконично говорить очень
важно в современной жизни.
Как вы думаете, как будет звучать тема нашего урока?
Открытие нового.
Цель этапа: учить самостоятельно определять тему и цели урока,
создать проблемную ситуацию,
спрогнозировать предстоящую
деятельность
3
Постановка целей и задач урока
Тема нашего урока " Контрольное сжатое изложение «Географические
названия». Итак, какую цель поставим для работы сегодня? Попробуем
сформулировать вместе.
Чем мы будем заниматься?
Ознакомление учащихся с памятками написания изложений.
Памятка
сжатым изложением»:
1. Прочитать текст, определить его тему и главную мысль, отметить
изобразительновыразительные
средства.
2. Подумать, кому будет адресовано сжатое изложение, какова его
задача.
3.
«Как работать
Выделить
над
тексте
все
части.
в
Слушают учителя.
Отвечают на вопросы
Регулятивные:
памяти и
мышления
развитие
логического
Слушают учителя
Отвечают на вопросы
Целеполагание
Отвечают на вопросы
Формулируют тему, цель
урока
Работают с памяткой по
написанию
сжатого
изложения
Регулятивные:
развитие
способности устанавливать
связи между целью учебной
деятельности и её мотивом;
развитие
логического
мышления
Познавательные:
умение
делать выводы на основе
посылок;
умение кратко
формулировать мысль.
Коммуникативные:
умения
формирование
владения монологической и
диалогической речи Слушают чтение текста
изложения учителем
каждой
сжатого
Составить
план
части
то,
В
Отметить
Подобрать
4. Определить, какие части можно исключить, объединить. Почему?
изложения.
5.
6.
главное.
7.
объединить.
и предложения.
8.
часть.
9.
каждую
10.
собой.
11. Перечитать написанное изложение. Все ли в нем будет понятно
тому, кому оно адресовано.
Чтение текста учителем.
текста
слова
что
части между
отметить
можно
Подумать,
как
обобщающие
сжато
связать
Изложить
1. Имена рек старейшины в мире географических
названий; я имею при этом в виду имена больших, самых
прославленных рек Земли.
2.
Древние люди, гонимые голодом, холодом, свирепостью
зверей и двуногих соседей, все время перебирались с места на
место, все время как бы расталкивали локтями своих
современников в борьбе за самые удобные для жизни места.
3.
(З) Бывало поразному. (4)То племя натекало на племя, как
шумная река, ворвавшаяся в малое озерко: воды озера сливались с
могучим потоком, растворялись в нем без следа. (5)То пришельцы
растекались по новому месту, как по болоту или песчаной пустыне,
теряясь в ее песках, смешиваясь со старым населением, (6)Но почти
всегда они, принося с собой свои новые имена для холмов и лесов,
для поселков и пустошей, названия больших потоков сохраняли
благоговейно, принимая их от своих предшественников.
(7)Мы не знаем в точности, почему они так поступали. (8)Может быть,
боялись обидеть богов этих чужих рек переименованием. (9)Может
быть, просто реку труднее перекрестить поновому: ее имя так же
длинно, как она сама; оно течет вместе с нею через области и страны;
поди замени его на всем протяжении его пути!
4. (10)Так или иначе — великие водные дороги всюду и везде
постоянно носят и сегодня имена, созданные в глубочайшей древности.
(11)0ни переходят от народа к народу, от эпохи к эпохе.
(12)Первоначальный их смысл забывается тысячекратно, а они все
живут.
(По Л. Успенскому) 4
5
Физминутка.
Цель: психологическая и физическая разрядка
Кому надо отдохнуть встаньте, разомнитесь.
Осмысление материала через групповую, индивидуальную или
самостоятельную работу.
Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявление
пробелов первичного осмысления изученного материала, неверных
представлений учащихся; провести коррекцию
1. Анализ текста (проводится в форме беседы, включает в себя
составление плана, подбор рабочих материалов).
Беседа.
1.
2.
О чем говорится в этом тексте? (о названии рек).
Чем отличаются имена крупных рек от названий других
географических объектов? (они почти никогда не менялись).
3.
4.
Какой тип текста используется в этом тексте? (повествование).
Почему автор называет СТАРЕЙШИНАМИ имена рек в этом
тексте (предложение № 1)? (названия рек занимают особое,
почетное место в ряду других географических названий).
Перед
Автор сочетает информативную насыщенность с эмоциональной
выразительностью, использует слова высокого стиля («благоговейно»
из предложения № 6), сравнение («как шумная река»). Слово
разговорного стиля («поди» из предложения № 9) придает тексту
интонацию доверительнонепринужденной беседы.
2.Сжатие текста и составление плана.
Из каких смысловых частей состоит этот текст?
написать сжатое
изложение. Следовательно, вы должны сократить каждую часть
текста. Оставить самое главное и отбросить второстепенное.
Остановимся на первой части.
Найдите ключевые слова, в которых выражена главная мысль первой
части.
Для составления плана озаглавьте первую часть, опираясь
на ключевые слова.
Найдите слова, в которых выражена главная мысль второй части.
задача:
стоит
вами
Учащиеся,
необходимо
встают,
различные упражнение
которым
отдохнуть
выполняют
Регулятивные:
развитие
способности устанавливать
связи между целью учебной
деятельности и её мотивом;
Познавательные:
умение
делать выводы на основе
посылок;
умение кратко
формулировать мысль.
Коммуникативные:
формирование
умения
владения монологической и
диалогической речи
Отвечают на вопросы
учителя
Слушают учителя, отвечают
на вопросы.
Составляют план.
Убирают второстепенную
информацию.
Находят ключевые слова, в
которых выражена главная
мысль.
Озаглавливают первую часть.
Определяют главную мысль
второй и третьей части Озаглавьте вторую часть, опираясь на ключевые слова
Что является главным в третьей части?
Озаглавьте третью часть.
Найдите слова, в которых выражена главная мысль четвёртой части.
3.План сжатого изложения:
1.Имена рек старейшины в мире географических названий.
2.Древние люди боролись за удобные для жизни места, переносили свои
названия, но сохраняли названия больших потоков.
3.Пришельцы почемуто никогда не меняли названия больших рек.
4.Великие водные дороги носят свои имена с древности.
4.Пересказ по плану.
Каждый абзац плана учащиеся пересказывают с учетом сжатия текста,
сохраняя его микротему, лексику этого отрывка, стилевую значимость.
5.Орфографическая подготовка.
Словарная
работа.
Прославленных, свирепостью, перебирались, современники, по
разному, поновому, ворвавшаяся (река), растворялись, песчаной,
пустошь,
на
протяжении, тысячекратно.
Повторное
учителем.
Ученики переходят к выполнению работы: по составленному плану
учащиеся пишут сжатое изложение.
После написания работ ученикам предлагается прочитать созданные
ими тексты, проверить, все ли правильно и точно изложено, внести
необходимые исправления.(работа с орфографическими словарями)
Рефлексия
Цель этапа: осознание учащимися своей учебной деятельности,
самооценка результатов своей деятельности и всего класса.
Давайте вспомним цели, которые мы ставили в начале урока. Мы их
достигли?
Кто желает прочитать свою работу?
Поднимите руку, кто считает, что отлично справился с работой.
Давайте похлопаем им.
Поднимите руку, кто считает, что не всё получилось?
Давайте все вместе скажем : «Старайся!».
благоговейно, предшественники,
(имя) длинно,
чтение
текста
Озаглавливают каждую часть
Составляют план сжатого
изложения и записывают его
на доску.
Пересказывают по плану с
учётом сжатия текста.
Разбирают
написание
сложных слов, записывают на
доску.
Слушают повторное чтение
текста.
Пишут сжатое изложение
Проверяют написанное с
помощью орфографических
словарей
Отвечают на вопросы.
Учащиеся по желанию
зачитывают свои работы
Аплодируют учащимся.
Говорят «Старайся»
Личностные:
самооценка;
адекватное понимание причин
успеха или неуспеха в УД;
следование в поведении
моральным
и
этическим требованиям.
Коммуникативные:
Формулирование
и
аргументация своего мнения,
учёт разных мнений.
нормам
7 8.
Домашнее задание: пополнять «Блокнот трудностей», т.з. –
рассказать о географическом названии реки, села, горы.
Работают в дневниках
Личностные: формирование
навыков самоорганизации.
Технологическая карта урока русского языка по теме " Написание сжатого изложения "Географические названия"
Технологическая карта урока русского языка по теме " Написание сжатого изложения "Географические названия"
Технологическая карта урока русского языка по теме " Написание сжатого изложения "Географические названия"
Технологическая карта урока русского языка по теме " Написание сжатого изложения "Географические названия"
Технологическая карта урока русского языка по теме " Написание сжатого изложения "Географические названия"
Технологическая карта урока русского языка по теме " Написание сжатого изложения "Географические названия"
Технологическая карта урока русского языка по теме " Написание сжатого изложения "Географические названия"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.