Технологическая карта урока русского языка по теме " Написание сжатого изложения "Географические названия"
Оценка 4.7

Технологическая карта урока русского языка по теме " Написание сжатого изложения "Географические названия"

Оценка 4.7
Разработки уроков
doc
русский язык
7 кл
03.08.2017
Технологическая карта урока русского языка по теме " Написание сжатого изложения "Географические названия"
Данный материал представляет собой методическую разработку урока русского языка в 7 классе по теме "Написание сжатого изложения "Географические названия". Материал представляет собой технологическую карту, разработанную в соответствии с ФГОС. Урок разработан по учебнику под редакцией Т.А.Ладыженской. Урок рассчитан на 1 час.
Урок.doc
Ширшова Ольга Александровна,                                                                                                                                                                                       учитель русского языка и                                                                                                                                                                                                   СОШ» Бугурусланского района                                                                                                литературы МБОУ «Пилюгинская                                                                                                                                                                                      Оренбургской области. Название предмета: русский язык Класс: 7  УМК: Русский язык. 7 класс: учеб. Для общеобразоват. учреждений. М.Т. Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.; ­ М.: Просвещение, 2013. Уровень обучения: базовый. Тема урока: Р.Р Контрольное сжатое изложение «Географические названия»: 1час Место урока в системе уроков по теме: 1   Цель урока:  Совершенствование речевых умений учащихся  в написании сжатого изложения. Задачи урока:1. Воспитывать личностные качества учащихся на примере художественного текста                         2. Совершенствовать умение вычленять главное (существенное) в информации,  связно и грамотно излагать содержание текста.                         3. Познакомить с приемами сокращения  текста  разными способами (исключая или обобщая). Предметные  (объём освоения и уровень владения компетенциями):  знать:  композицию повествования; роль ключевых слов в тексте; значение абзацного членения; уметь:  выделять главное по опорным словам в частях исходного текста, создавать текст изложения, корректировать созданный текст;  Метапредметные (компоненты культурно – компетентностного опыта/ приобретённая компетентность):  Поиск и отбор информации. Расширение круга фоновых знаний. Умение полно и точно выражать свои мысли. Личностные: Оценивание содержания с нравственной и эстетической позиций. Техническое обеспечение урока: памятки по написанию изложения, орфографические словари. Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока (возможны ссылки на интернет­ресурсы):   http://www.uroki.net http://festival.1september.ru Содержание урока. Урок   №  67 Тема: Р.Р Контрольное сжатое изложение «Географические названия Цель урока: Совершенствование речевых умений учащихся  в написании сжатого изложения.  Задачи: 1. Воспитывать личностные качества учащихся на примере художественного текста 2. Совершенствовать умение вычленять главное (существенное) в информации,  связно и грамотно излагать содержание текста. 3. Познакомить с приемами сокращения  текста  разными способами (исключая или обобщая). Оборудование: памятки по написанию изложения, орфографические словари. Технологическая карта  урока Деятельность учителя № этапа урока 1 Деятельность учащихся Мотивация к учебной деятельности Цель этапа:  включение учащихся в деятельность на личностно – значимом уровне. ­ Приветствие учащихся. Демонстрируют готовность к уроку   По   одному   учащемуся   с каждого ряда обходят своих одноклассников. Сообщают о готовности к уроку учителю. Формируемые УУД Личностные: навыков самоорганизации  формирование Итак, друзья, внимание Ведь прозвенел звонок. Садитесь поудобнее Начнем скорей урок! ­   Проверка   готовности.(1   учащийся   с   каждого   ряда   проверяет готовность учащихся и сообщает об этом учителю) 2 Актуализация знаний Цель   этапа:  повторение   изученного   материала,   необходимого   для «открытия нового знания», и выявления затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося. Беседа. Коммуникативные: выражение   своих   мыслей; аргументация   своего   мнения; учёт разных мнений. ­ Что такое изложение? ­Сжатое изложение это новый для вас вид работы? ­ Чему вас учит написание изложения сжато? Слово учителя ­   Слово сжато от   глагола сжать (сократить,   уменьшить   в объеме). Сжать можно   за   счет   того,   что   мы   исключим,   уберем   из текста детали (подробности) или обобщим отдельные факты, действия.  Например, рассказать о каком­то случае, событии в вашей жизни можно со   всеми   деталями,   а   можно   и кратко,   т.   е.   самое   главное,   без подробностей и каких­либо моментов уточнения. В каких ситуациях может это потребоваться? Это, например, сообщение учителя в момент анализа   ваших   контрольных   работ   на   уроке,   или   обзор   новых   книг, вышедших   из   печати   и   т.   д.   На   уроках   вы   учитесь   выделять   самое главное в текстах. Эти   умения   помогут   в   написании сжатого изложения. Сжатое   изложение   текста   –   это   краткое   изложение,   с выделением   самого   главного,   без   подробностей   и   каких­либо моментов уточнения. Умение   кратко   и   лаконично   говорить   очень важно в современной жизни. ­ Как вы думаете, как будет звучать тема нашего урока? Открытие нового. Цель   этапа:  учить   самостоятельно   определять   тему   и   цели   урока, создать   проблемную   ситуацию,   спрогнозировать   предстоящую деятельность 3 Постановка целей и задач урока  ­ Тема нашего урока " Контрольное сжатое изложение «Географические названия». Итак, какую цель поставим для работы сегодня? Попробуем сформулировать вместе. ­ Чем мы будем заниматься? Ознакомление   учащихся   с   памятками   написания   изложений. Памятка сжатым   изложением»: 1. Прочитать текст, определить его тему и главную мысль, отметить изобразительно­выразительные средства. 2.   Подумать,   кому   будет   адресовано   сжатое   изложение,   какова   его задача.   3.   «Как   работать Выделить   над   тексте все   части.   в       Слушают учителя. Отвечают на вопросы Регулятивные: памяти   и   мышления развитие   логического Слушают учителя Отвечают на вопросы Целеполагание Отвечают на вопросы Формулируют   тему,   цель урока Работают   с   памяткой   по написанию сжатого изложения     Регулятивные:  развитие способности   устанавливать связи   между   целью   учебной деятельности   и   её   мотивом; развитие логического мышления Познавательные:  умение делать   выводы   на   основе посылок;   умение   кратко формулировать мысль. Коммуникативные: умения формирование   владения   монологической   и диалогической речи Слушают   чтение   текста изложения учителем каждой         сжатого   Составить   план части   то,   В     Отметить   Подобрать 4.   Определить,   какие   части   можно   исключить,   объединить.   Почему? изложения. 5.   6. главное. 7. объединить.   и   предложения. 8. часть. 9. каждую 10. собой. 11.   Перечитать   написанное   изложение.   Все   ли   в   нем   будет   понятно тому, кому оно адресовано. Чтение текста учителем. текста   слова что     части   между   отметить   можно   Подумать,   как     обобщающие сжато связать   Изложить           1. Имена        рек   ­   старейшины   в   мире   географических названий;   я   имею   при   этом   в   виду   имена   больших,   самых прославленных рек Земли. 2. Древние        люди,   гонимые   голодом,   холодом,   свирепостью зверей   и   двуногих   соседей,   все   время   перебирались   с   места   на место,   все   время   как   бы   расталкивали   локтями   своих современников в борьбе за самые удобные для жизни места. 3.   (З) Бывало по­разному. (4)То племя натекало на племя, как шумная река, ворвавшаяся в малое озерко: воды озера сливались с могучим потоком, растворялись в нем без следа. (5)То пришельцы растекались по новому месту, как по болоту или песчаной пустыне, теряясь в ее песках, смешиваясь со старым населением, (6)Но почти всегда они, принося с собой свои новые имена для холмов и лесов, для   поселков   и   пустошей,   названия   больших   потоков   сохраняли благоговейно, принимая их от своих предшественников. (7)Мы не знаем в точности, почему они так поступали. (8)Может быть, боялись   обидеть   богов  этих  чужих   рек  переименованием.   (9)Может быть,   просто   реку   труднее   перекрестить   по­новому:   ее   имя   так   же длинно, как она сама; оно течет вместе с нею через области и страны; поди замени его на всем протяжении его пути! 4.   (10)Так   или   иначе   —   великие   водные   дороги   всюду   и   везде постоянно носят и сегодня имена, созданные в глубочайшей древности. (11)0ни   переходят   от   народа   к   народу,   от   эпохи   к   эпохе. (12)Первоначальный   их   смысл   забывается   тысячекратно,   а   они   все живут.  (По Л. Успенскому) 4 5 Физминутка. Цель: психологическая и физическая разрядка ­ Кому надо отдохнуть встаньте, разомнитесь. Осмысление   материала   через   групповую,   индивидуальную   или самостоятельную работу.  Цель этапа:  проговаривание и закрепление нового знания; выявление пробелов   первичного   осмысления   изученного   материала,   неверных представлений учащихся; провести коррекцию 1.   Анализ   текста   (проводится   в   форме   беседы,   включает   в   себя составление плана, подбор рабочих материалов). Беседа. 1. 2. О чем говорится в этом тексте? (о названии рек). Чем   отличаются   имена   крупных   рек   от   названий   других географических объектов? (они почти никогда не менялись). 3. 4. Какой тип текста используется в этом тексте? (повествование). Почему автор называет СТАРЕЙШИНАМИ имена рек в этом тексте   (предложение   №   1)?   (названия   рек   занимают   особое, почетное место в ряду других географических названий).   Перед Автор   сочетает   информативную   насыщенность   с   эмоциональной выразительностью, использует слова высокого стиля («благоговейно» из   предложения   №   6), сравнение («как   шумная   река»).   Слово разговорного   стиля   («поди»   из   предложения   №   9)   придает   тексту интонацию доверительно­непринужденной беседы. 2.Сжатие текста и составление плана. ­ Из каких смысловых частей состоит этот текст? написать сжатое ­ изложение. Следовательно,   вы   должны   сократить   каждую   часть текста.   Оставить   самое   главное   и   отбросить   второстепенное. Остановимся на первой части. ­ Найдите ключевые слова, в которых выражена главная мысль первой части. Для   составления   плана   озаглавьте   первую   часть,   опираясь на ключевые слова. ­ Найдите слова, в которых выражена главная мысль второй  части. задача: стоит     вами         Учащиеся, необходимо встают, различные упражнение  которым отдохнуть выполняют   Регулятивные:  развитие способности   устанавливать связи   между   целью   учебной деятельности и её мотивом;  Познавательные:  умение делать   выводы   на   основе посылок;   умение   кратко формулировать мысль. Коммуникативные: формирование умения   владения   монологической   и диалогической речи Отвечают   на   вопросы учителя Слушают   учителя,   отвечают на вопросы. Составляют план. Убирают   второстепенную информацию. Находят   ключевые   слова,   в которых   выражена   главная мысль. Озаглавливают первую часть. Определяют   главную   мысль второй и третьей части ­ Озаглавьте вторую часть, опираясь на ключевые слова  ­ Что является главным в третьей части? ­ Озаглавьте третью часть. ­ Найдите слова, в которых выражена главная мысль четвёртой части. 3.План сжатого изложения: 1.Имена рек ­ старейшины в мире географических названий. 2.Древние люди боролись за удобные для жизни места, переносили свои названия, но сохраняли названия больших потоков. 3.Пришельцы почему­то никогда не меняли названия  больших рек. 4.Великие водные дороги носят свои имена с древности. 4.Пересказ по плану. Каждый абзац плана учащиеся пересказывают с учетом сжатия текста, сохраняя его микротему, лексику этого отрывка, стилевую значимость. 5.Орфографическая подготовка. Словарная работа. Прославленных,   свирепостью,   перебирались,   современники,   по­ разному,   по­новому,   ворвавшаяся   (река),   растворялись,   песчаной, пустошь,   на протяжении, тысячекратно. Повторное учителем. Ученики   переходят   к   выполнению   работы: по   составленному   плану учащиеся пишут сжатое изложение. После написания работ ученикам предлагается прочитать созданные ими   тексты,   проверить,   все   ли   правильно   и   точно   изложено,   внести необходимые исправления.(работа с орфографическими словарями) Рефлексия Цель   этапа:  осознание   учащимися   своей   учебной   деятельности, самооценка результатов своей деятельности и всего класса.  ­ Давайте вспомним цели, которые мы ставили в начале урока. Мы их достигли? ­ Кто желает прочитать свою работу? ­ Поднимите руку, кто считает, что отлично справился с работой. ­ Давайте похлопаем им. ­ Поднимите руку, кто считает, что не всё получилось? ­ Давайте все вместе скажем :  «Старайся!».   благоговейно,   предшественники,   (имя)   длинно, чтение     текста   Озаглавливают каждую часть Составляют   план   сжатого изложения и записывают его на доску. Пересказывают   по   плану   с учётом сжатия текста.   Разбирают написание сложных слов, записывают на доску. Слушают   повторное   чтение текста. Пишут сжатое изложение Проверяют   написанное   с помощью   орфографических словарей Отвечают на вопросы. Учащиеся   по   желанию зачитывают свои работы Аплодируют учащимся. Говорят «Старайся»   Личностные: самооценка; адекватное понимание  причин успеха   или   неуспеха   в   УД; следование   в   поведении моральным   и этическим требованиям. Коммуникативные: Формулирование и аргументация   своего   мнения, учёт разных мнений. нормам     7 8.  Домашнее   задание:  пополнять   «Блокнот   трудностей»,   т.з.   – рассказать о географическом названии реки, села, горы. Работают в дневниках   Личностные:  формирование навыков самоорганизации.

Технологическая карта урока русского языка по теме " Написание сжатого изложения "Географические названия"

Технологическая карта урока русского языка по теме " Написание сжатого изложения "Географические названия"

Технологическая карта урока русского языка по теме " Написание сжатого изложения "Географические названия"

Технологическая карта урока русского языка по теме " Написание сжатого изложения "Географические названия"

Технологическая карта урока русского языка по теме " Написание сжатого изложения "Географические названия"

Технологическая карта урока русского языка по теме " Написание сжатого изложения "Географические названия"

Технологическая карта урока русского языка по теме " Написание сжатого изложения "Географические названия"

Технологическая карта урока русского языка по теме " Написание сжатого изложения "Географические названия"

Технологическая карта урока русского языка по теме " Написание сжатого изложения "Географические названия"

Технологическая карта урока русского языка по теме " Написание сжатого изложения "Географические названия"

Технологическая карта урока русского языка по теме " Написание сжатого изложения "Географические названия"

Технологическая карта урока русского языка по теме " Написание сжатого изложения "Географические названия"

Технологическая карта урока русского языка по теме " Написание сжатого изложения "Географические названия"

Технологическая карта урока русского языка по теме " Написание сжатого изложения "Географические названия"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.08.2017